Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы выпускной аттестационной работы обусловлена тем, что кризисные явления в мировой и национальной экономике последних нескольких лет значительно повлияли на то, что для повышения эффективности деятельности компаниям необходима разработка с одной стороны инновационных, а с другой стороны хорошо обдуманных вариантов развития. В современных условиях хозяйствования одной из наиболее важных проблем, которые стоят перед предприятиями любой формы и размера деятельности, является эффективность и результативность финансово-экономической деятельности, которые направлены на оптимальный и максимально рациональный механизм привлечения и использования различных видов ресурсов: финансовых, материальных, человеческих и других. При этом, важное значение имеет достоверная информация об экономическом состоянии организации.
При этом, в условиях рынка все без исключения компании ставят основной целью максимизацию прибыли, как одного из основных источников финансовых ресурсов, необходимых для развития компании.
Принципы функционирования и организации финансово-хозяйственной деятельности субъектов происходит по-разному и зависит от структуры источников финансовых ресурсов, а также от порядка формирования прибыли, оказывающей непосредственное влияние на рентабельность. При этом, рентабельность тесным образом связана с эффективностью деятельности предприятия, т.к. рентабельность является показателем, отражающим эффективность производственного процесса в компании, качество и объем произведенной продукции, ее себестоимости, а также производительности труда персонала, объем потребленных ресурсов, активов и капитала..
При этом важным этапом управления рентабельностью организации является ее своевременная оценка и анализ системы показателей.
Проблематика анализа рентабельности хозяйствующих субъектов нашла отражение в трудах Т.И. Агафоновой, О. В. Ефимовой, Г. В. Савицкой, А.Д. Шеремета и многих других исследователей.
Однако, до настоящего времени не сложилось единого мнению по методическому инструментарию анализа и оценки показателей рентабельности. Кроме того, не вызывает сомнения практическая значимость данных вопросов. Все вышеизложенное обусловило значительную актуальность выбранной темы выпускной аттестационной работы.
Исходя из темы, целью работы является разработка рекомендаций по улучшению показателей рентабельности организации.
Поставленная цель исследования привела к необходимости решения следующих задач:
1. Рассмотрение рентабельности и ее сущности в оценке эффективности предприятия.
2. Изучение системы рентабельности как показателя экономической эффективности.
3. Исследование краткой характеристики организационной и экономической деятельности организации.
4. Комплексный анализ и оценка факторов роста показателей рентабельности организации.
5. Разработка комплекса мероприятий по улучшению показателей рентабельности организации.
6. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий.
Объект исследования – ООО «ПРОФТЕХМОНТАЖ» – строительно-монтажная компания.
Предмет исследования – рентабельность ООО «ПРОФТЕХМОНТАЖ».
Теоретическая основа исследования базируется на научных трудах специалистов в области исследования эффективности предприятия, рентабельности как показателя эффективности, методологии анализа и оценки факторов роста показателей рентабельности.
Методологическая основа исследования базируется на общенаучных методах исследования, методах финансово-экономического анализа.
Информационная основа исследования базируется на финансовой отчетности и других внутренних документах ООО «ПРОФТЕХМОНТАЖ».
Логика работы обусловила ее структуру, которая включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Первая глава носит теоретический характер, в ней последовательно рассматриваются вопросы рентабельности и ее сущности в оценке эффективности предприятия, а также системы рентабельности как показателя экономической эффективности.
Вторая глава носит аналитический характер, в которой последовательно решаются задачи исследование краткой характеристики организационной и экономической деятельности организации, а также проводится комплексный анализ и оценка факторов роста показателей рентабельности организации.
Третья глава носит практический характер, основываясь на разработке комплекса мероприятий по улучшению показателей рентабельности организации и оценке эффективности предлагаемых мероприятий.
В заключении делаются выводы по проведенному исследованию.
ГЛАВА 1. Теоретические основы системы формирования показателей рентабельности
1.1 Рентабельность и ее сущность в оценке эффективности предприятия
Рентабельность тесным образом связана с оценкой эффективности деятельности предприятия. Таким образом, на первоначальном этапе рассмотрим сущность эффективности предприятия.
Экономическая сущность эффективности заключается в сравнении результатов деятельности предприятия с затраченными на ее осуществление различными видами ресурсов.
Необходимо отметить, что к настоящему мнению не сложилось единой трактовки понятия «эффективность деятельности предприятия». Так, например, П. Друкер определяет эффективность как «наиболее выгодная зависимость между экономическими результатами и совокупными затратами на их достижение» .
Похожую трактовку понятия «эффективность» дают Р. Каплан и Д. Нортон, определяя данное понятие, как «относительный эффект или результативность процесса, которые определяются как отношение полученного эффекта (результата) к обеспечивших его достижение затратам (расходам)» .
Некоторые исследователи предлагают дифференцировать два вида эффективности – внутреннюю и внешнюю, характеризуя при этом внутреннюю эффективность на основе показателя рентабельности капитала (нормы прибыли), а внешнюю эффективность – путем сравнением нормы прибыли предприятия с нормой прибыли экономики страны в целом, то есть рыночной ставки процента. Исходя из данного подхода, И.В. Матяш определяет, что «предприятие может быть прибыльным (рентабельным) с точки зрения его внутренней эффективности при одновременной неэффективности для экономики государства в целом» .
В целом, выделяют несколько основных подходов к определению эффективности деятельности предприятия .
Согласно первому подходу, эффективность трактуется как степень достижения цели предприятия. В данном контексте необходимо рассмотрение целей предприятия с точки зрения их динамичности, а также разницы между целями тактического и стратегического уровня.
В соответствие со вторым подходом, эффективность определяется как умение руководства предприятия пользоваться внешней средой для получения редких ресурсов. Основным моментом данного подхода является взаимосвязь между предприятием и внешней средой как формой обмена определенными ресурсами.
Третий подход к пониманию эффективности трактует ее как способность предприятия к достижению максимальных результатов деятельности при определенных затратах либо как способность к минимизации затрат для достижения целевых результатов.
Согласно четвертому подходу эффективность понимается как способность к достижению целей на основе сильных сторон внутренней среды предприятия. Сторонники данного подхода связывают эффективность предприятия, прежде всего, с эффективной структурой управления, которая ведет к удовлетворенности персонала ввиду контроля за деятельностью предприятия.
Сторонники пятого подхода определяют эффективность с точки зрения удовлетворенности клиентов предприятия. Использование данного подхода возможно при наличии внешних групп, способных оказывать значительное влияние на функционирование предприятия.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующее определение: «эффективность деятельности предприятия – это способность предприятия к определению целей с учетом факторов внешнего и внутреннего характера и их достижению при помощи использования резервов повышения результативности функционирования предприятия при определенном соотношении затрат к результатам» .
В Приложении 1 представлены основные виды эффективности деятельности предприятия. Приведенная классификация подчеркивает многоаспектный и комплексный характер данной категории. Отдельные виды эффективности дают представление о текущем состоянии предприятия и возможности его развития с точки зрения разных аспектов, при том, что каждый из видов эффективности тесно связаны с другими видами.
В целом, можно выделить основные особенности экономической категории «эффективность деятельности предприятия» :
1. Эффективность предприятия характеризуется посредством различных показателей (прибыль, рентабельность и др.), при определении которых необходимо учитывать результаты предприятия, полученные в прошлые периоды с одновременной ориентацией на долгосрочную перспективу развития.
2. В современных условиях хозяйствования эффективность предприятия должна не только соответствовать плановому уровню в соответствие с целевыми ориентирами предприятия, но либо равняться, либо превышать показатели эффективности конкурирующих предприятий на рынке.
Одним из наиболее важных видов эффективности деятельности предприятия является экономическая эффективность. Так, по мнению М.С. Абрашкина, «экономическая эффективность охватывает социально-экономические и технико-экономические аспекты эффективности, или, другими словами, характеризует степень достижения целей производства при определенном уровне эффективности использования общественных сил» .
Таким образом, взаимосвязь между предприятием и экономикой страны заключается в том, что повышение эффективности деятельности предприятия формирует условия для расширения народного благосостояния благодаря росту производительности труда, повышению фондоотдачи, улучшения качества продукции, а также экономии средств производства. Таким образом, «повышение экономической эффективности предприятия является решающим фактором достижения конечной цели общественного производства – повышения благосостояния населения» .
И.И. Мазурова эффективность деятельности предприятия определяет как «результативность его функционирования, основанная на следующих основных элементах:
– действенность, которая предполагает степень достижения поставленной цели;
– экономичность, которая предполагает степень использования ресурсов;
– качество, которое предполагает степень соответствия требованиям;
– доходность, которая определяется соотношением полученного дохода к понесенным затратам;
– производительность, которая определяется как соотношение количества производства продукции к объему потребленных ресурсов;
– качество трудовой жизни, которое предполагает степень удовлетворения личных потребностей сотрудников предприятия в процессе осуществления трудовой деятельности;
– научно-технического потенциала предприятия, характеризующийся уровнем внедрения инноваций» .
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что эффективность представляет собой способность предприятия к достижению результатов по удовлетворению потребностей клиентов при оптимальном использовании условий внешней среды, с целью повышения экономичности и результативности функционирования предприятия.
Необходимо отметить, что к настоящему времени в экономической литературе сложилось два подхода к измерению эффективности – затратный подход и ресурсный подход (см. рисунок 1.1).
Рис. 1.1. Подходы к определению эффективности деятельности предприятия
1. Затратный подход к определению эффективности основан на сопоставлении результата деятельности с затратами ресурсов, позволившими достигнуть такого результата.
2. Ресурсный подход рассчитывается как основан на сопоставлении результата деятельности с объемом ресурсов, используемых в процессе достижения результата.
Комплексный подход к анализу эффективности деятельности предприятия предполагает оценку общих и частных показателей эффективности, которые определяю результат от использования отдельных видов ресурсов.
Одним из основных показателей оценки эффективности деятельности предприятия выступает рентабельность. Рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) – наиболее общий относительный показатель эффективности экономической деятельности предприятий.
Впервые понятие рентабельности получило широкое использование в рамках концепции коэффициентного анализа. Так, в результате исследования П. Фитцпатрик пришел к заключению о том, что одним из наиболее показательных индикаторов в оценке потенциального банкротства предприятия выступает показатель рентабельности собственного капитала, который рассчитывается как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала предприятия .
К настоящему времени в научной литературе сложились различные формулировки понятия «рентабельность».
Так, Б. А. Райзберг определяет рентабельность, как характеристику конечного результата хозяйственной деятельности предприятия за определенный период, определяемую соотношением величины полученной прибыли и объемом вложений в основные и оборотные средства предприятия» .
Похожую трактовку дает Е. С. Стоянова, определяя рентабельность как «индикатор экономической эффективности производства, который выражает в комплексе использование финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятия» . Другими словами, рентабельность предполагает получение максимально возможного результата при использовании имеющихся ресурсов.
Сходной точки зрения придерживается Н.П. Любушин, который определяет рентабельность, как «относительный показатель, характеризующий размер полученной прибыли на единицу используемых ресурсов» .
В.В. Ковалев, рассматривает рентабельность в качестве «относительного показателя, сопоставляющий полученный результат с используемыми для его достижения затратами или ресурсами» . Все вышепредставленные трактовки понятия рентабельности являются общими, при этом дают довольно полное представление о возможности применения показателей рентабельности для оценки эффективности деятельности предприятия.
Согласно И.Я. Лукасевичу, «показатели рентабельности являются комплексными и позволяют дать общую оценку эффективности деятельности предприятия и принятых его руководством решений» . Данная трактовка определяет рентабельность с точки зрения менеджмента, т.к. характеризует эффективность не только деятельности предприятия, но и принятых на уровне руководства решений.
По мнению Г. В. Савицкой «рентабельность представляет собой относительный показателем, определяющий доходность бизнеса» . В данном случае показатели рентабельности позволяют определить эффективность деятельности предприятия с точки зрения уровня доходности предприятия в целом, а также отдельных направлений деятельности и уровня использованных ресурсов, а также получить наиболее полную информацию о совокупных результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Обобщение мнений отечественных экономистов по вопросу определения и сущности категории «рентабельность» можно определить данную экономическую категорию, как относительный показатель эффективности деятельности организации, характеризующий отношение различных видов прибыли к различным показателям (продажам, примененным и потребленным ресурсам, активам, капиталу, расходам, затратам) в процессе осуществления различных видов деятельности.
Рентабельность комплексно отражает отдачу от использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Если оценка рентабельности становится ниже среднеотраслевого значения – это серьезный сигнал о необходимости углубленного анализа текущего состояния предприятия, разработки и принятия управленческих мер для улучшения ситуации.
Значение рентабельности заключается в следующем:
– она является одним из основных критериев оценки эффективности деятельности предприятия, результативным качественным показателем его работы;
– рост рентабельности означает успешную реализацию целей и задач предпринимательской деятельности предприятия;
– увеличение рентабельности способствует укреплению финансового положения предприятия и росту его финансовой устойчивости, обеспечивая увеличение собственного капитала, усиление конкурентных позиций на рынке и возможности дальнейшего развития;
– повышение рентабельности способствует росту рыночную стоимость предприятия, привлекательности бизнеса для потенциальных инвесторов.
Таким образом, рентабельность выступает одновременно как экономическая категория, оценочный результативный показатель, а также как целевой ориентир деятельности предприятия. Рентабельность, будучи конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования, а, следовательно, и повышения конкурентоспособности.
1.2 Система рентабельности как показатель экономической эффективности
Цель анализа рентабельности – оценить способность предприятия приносить доход, выявить и оценить резервы повышения рентабельности. Основными задачами анализа рентабельности предприятия являются :
– оценка динамики рентабельности за ряд лет;
– определение влияния факторов на изменение рентабельности;
– выявление резервов повышения рентабельности;
– разработка мероприятий по использованию возможностей роста рентабельности.
Исследование рентабельности как показателя экономической эффективности целесообразно осуществлять, в разрезе трех этапов: организационно-методического (подготовительного), основного и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 03.11.1994 г. № 51-ФЗ глава 6 статья 139 // (первоначально опубликован) Российская газета №238-239 от 08.12.1994 г. // Консультант Плюс.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // (первоначально опубликован) Российская газета №23 от 06.02.1996 г., №24 от 07.02.1996 г., №25 от 08.02.1996 г., №27 от 10.02.1996 г. // Консультант Плюс.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // (первоначально опубликован) Российская газета №148-149 от 06.08.1998 г. // Консультант Плюс.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ // (первоначально опубликован) Парламентская газета №151-152 от 10.08.2000 г. // Консультант Плюс.
6. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» от 06.05.1999 N 32н // Консультант Плюс.
7. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» от 06.05.1999 N 33н // Консультант Плюс.
8. Бухгалтерская отчетность ООО «ПРОФТЕХМОНТАЖ» за 2016-2018 гг.
9. Устав ООО «ПРОФТЕХМОНТАЖ»
Научная и учебно-методическая литература
10. Абрашкин, М.С. Организационно-экономический механизм повышения эффективности функционирования промышленных предприятий: коллективная монография / М.С. Абрашкин, В.Г. Алексахин, С.В. Банк, О.В. Берсенева. – М.: Научный консультант, 2015. – С. 76
11. Арефьева, С.Г. Проблемы функционирования механизма управления прибылью и рентабельностью предприятия / С.Г. Арефьева, О.В. Демчук // Символ науки. – 2016. – № 9-1. – С. 57
12. Архипов В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. – М.: Инфра-М, 2018. – С. 41
13. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. / И.Т. Балабанов. М.: 2017. – С. 128
14. Горбачева, Л. А. Анализ прибыли и рентабельности: учеб. пособие / Л. А. Горбачева. - М. : Экономика, 2015. – С. 52
15. Горбунова, Е. Г. Оценка результативности управленческих решений по критериям экономической эффективности / Е.Г. Горбунова, Л.В. Шамрай // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса № 2 (27), 2017. – С. 181
16. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2017. – С. 62
17. Емельянова О. Н. Рентабельность и эффективность деятельности предприятия / О. Н. Емельянова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. − Красноярск, 2019. – С. 25
18. Живолуп Д. И. Эффективность как одна из главных характеристик деятельности предприятия // Проблемы формирования новой экономики XXI века – Днепропетровск, 2016. – С. 30
19. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – М.: Олимп-Бизнес, 2018. – С, 39
20. Ковалев, В. В. Финансы организаций (предприятий).- М.: Проспект, 2016. – С. 250
21. Кравченко, В.Н. Диагностика и оценка эффективности основной деятельности предприятия / В.Н. Кравченко, А.Ю. Лысенко. – Экономика промышленности. – том 52, №4, 2018. – С. 146
22. Крылов, Э.И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: учебное пособие / Э.И. Крылов, В.М. Власова, И.В. Журавкова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – С. 58
23. Кузнецова, Т.А. Моделирование и факторный анализ рентабельности компаний / Т.А. Кузнецова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. - №4 (20). – С. 158
24. Любушин Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие вузов / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – с.145
25. Мазурова, И.И. Анализ эффективности деятельности предприятия: учебное пособие / И.И. Мазурова, Н.П. Белозерова, Т.М. Леонова, М.М. Подшивалова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2018. – С. 25
26. Матяш И. В. Проблемы анализа рыночной системной эффективности предприятий // Изв. АГУ. – 2017. – №2-1(66). – С. 253
27. Мещеряков М.Г. Шилина М.С. Шкалета Ю.О. Организационно-правовые и организационно-экономические основы управления рентабельностью предприятия// Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты. – 2018, № 5 – С. 152
28. Плотников, Д.В. Оценка рентабельности бизнеса / Д.В. Плотников // Финансовый директор. – 2018. – №9. – С.14
29. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг - М.: Популярная литература, 2017. - с.102
30. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов / Г. В. Савицкая. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2019. - с.201
31. Сидорова Е. Е. Основы анализа эффективности системы управления предприятием. – Волгоград, 2016. – С. 37
32. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент. Российская практика / Е. С. Стоянова. 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2017. – с.302
33. Финансовый менеджмент: учебник / И. Я. Лукасевич. - М.: Эксмо, 2017. - с.175
34. Халиуллина, А.Р., Корнева Д.О. Методы управления рентабельностью предприятия / А.Р. Халиуллина, Д.О. Корнева // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2015. – № 4 (4). – С. 193