Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из направлений процесса глобализации, происходящего на протяжении всей истории человечества, является распространение мировых религий, роста ареала их исповедания и влияния относящихся к ним конфессиональных общин в тех или иных обществах. При этом, сами мировые религиозные учения, проникающие на определенную территорию, испытывают трансформации, приобретают национальную специфику, что связано с особенностями общественного устройства и восприятия учения в конкретные исторические периоды властью и обществом в целом. Особенно заметны трансформации религиозного учения на периферии ареала его распространения, где оно не является основой господствующей идеологии или культурной идентичности большинства населения, а также испытывает влияние (в том числе и противодействие) со стороны других религиозных учений. Национальная специфика мировых религий выступает мощным фактором в историческом процессе развития обществ в периферийной зоне ареала их распространения, особенно если эта религия взаимодействует с культурной основой цивилизации, строящейся на совершенно других принципах.
Одной из мировых религий, активно распространяющих ареал своего цивилизационного влияния, является ислам. Распространяясь на восток от ареала своего зарождения, исламская цивилизация вошла в соприкосновение с более древней, но ограниченной по своему потенциальному ареалу геополитического влияния цивилизацией Китая. Соприкосновение китайской и исламской цивилизаций привело к формированию на территории Китая достаточно многочисленной и влиятельной мусульманской общины. Общественный уклад и социальная позиция которой не только оказывали заметное воздействие на исторические процессы в стране в прошлом, но и отражаются на внешней и внутренней политике Китая и в настоящее время. В связи с этим, анализ истории появления и развития ислама в Китае представляется актуальным не только с точки зрения исторической науки, но и отраслей знания, посвященных современной политической, экономической и социально-культурной практике взаимодействия как с Китаем, так и с исламским миром.
Целью настоящей работы является исследование появления, распространения и развития ислама в Китае. В задачи работы входит:
• Рассмотрение ислама, как мировой религии и роли его распространения в истории Старого Света;
• Рассмотрение процессов появления и распространения ислама в Китае;
• Изучение особенностей ислама на территории Китая;
• Анализ взаимодействия китайской власти и общества с исламскими общинами в стране и исламским миром в целом.
В качестве метода исследования выступает анализ литературных источников.
1. 1. История ислама
Ислам — одна из мировых монотеистических религий, развившаяся из системы религиозных представлений аравийских племен. Она основывается на более ранних монотеистических вероучениях семитских народов — иудаизме и христианстве (последнее ко времени возникновения ислама уже превратилось в мировую религию), в значительной степени дополненных и в определенной мере видоизмененных. В качестве общих для вышеупомянутых трех религий выступают концепции единого бога, рая и ада как посмертного воздаяния за земную жизнь, Судного дня в конце времен (конца света), пророков, как вестников воли бога и др. Кроме признания единого бога указанные три религии объединяет и наличие общих священных текстов (например, Тора (пятикнижие Моисеево) одинаково почитается в качестве священного писания представителями всех трех религий), общность большинства пророков и сверхъестественных сущностей, являющихся персонажами священных писаний, сходство ряда обрядов и т. д. Кроме того, ислам, как и иудаизм и христианство, является религией, базирующимся на священном писании. Основной религиозной книгой мусульман (последователей ислама) является Коран. В то же время ислам имеет и ряд существенных отличий от иудаизма и христианства, как по отдельности от каждого из этих учений, так и от обоих из них сразу. Так, важным отличием ислама от иудаизма (в то же время чертой, роднящей его с христианством) является интернациональный характер этой религии. Важным же отличием ислама от христианства, роднящим его с иудаизмом, является концепция единого и неразделимого бога (а на триединого, как в христианстве), запрет на поклонение изображениям бога и святых (вплоть до полного запрета изображения людей и животных), почитание святых, пророков и праведников и т. п. Отличием же ислама от иудаизма и христианства вместе взятых является провозглашение в качестве последнего пророка основателя религии — Мухаммеда и его почитание. Согласно исламу, провозглашенный через него богом (Аллахом) закон является общим для всех людей, отменяющим расходящиеся с ним ранее провозглашенные через других пророков законы и действующим до Судного Дня. Воля Аллаха изложена в Коране на арабском языке, именно арабский текст является священным, переводы Корана на другие языки таковыми не являются, поскольку (пусть и непреднамеренно) искажают мысли и волю Аллаха. Имеются также серьезные различия в перечне и проведении обрядов, характере богослужения, представлении о нормах поведения, способах посмертного воздаяния за земные дела, роли Бога в человеческой судьбе, правах на трактовку священных текстов и ряде других атрибутов религиозной жизни и мировоззрения.
Возникновение ислама связывают с жизнью и деятельностью пророка Мухаммеда, уроженца города Мекка в Хиджазе (область на западе Аравийского полуострова) в VII в н.э. Его пророчества изначально были восприняты значительной частью населения Мекки негативно, поэтому в 622 году Мухаммеду с уммой (группой его последователей) пришлось переселиться в Медину. Население Медины, в отличие от населения Мекки, охотно приняло ислам, после этого между Меккой и Мединой начались войны, продолжавшиеся более десятилетия. Таким образом, Мухаммед волею судьбы оказался не только религиозным деятелем, но и политиком, создателем полноценной цивилизационной системы (Муртазин М.Ф., 2007, С.37). В конце-концов ислам приняло и население Мекки, а затем в течение двух лет (к концу жизни Мухаммеда) и все население Аравийского полуострова. Принятие единой монотеистической религии заложило основы для политического, хозяйственного и бытового объединения разрозненных до этого племен, формирования из них большой силы, способной под знаменем новой религии осуществить экспансию на окружающие земли, бросить вызов соседним крупным империям, прежде всего, Персидской и Византийской.
В первые годы после смерти Мухаммеда (632 год) на Аравийском полуострове началось массовое вероотступничество, которое вылилось в религиозные войны, в которых победили последователи ислама. Эта победа не только позволила сохранить обретенное усилиями Мухаммеда религиозное единство арабских племен, но и сформировать единое государство (халифат). По окончании религиозных войн на Аравийском полуострове началась военная экспансия арабов под знаменем ислама на Ближний и Средний Восток, а затем в северную Африку и на Пиренейский полуостров. Распространению нового вероучения способствовало не только применение военной чилы и миссионерская деятельность, но и освобождение принявших ислам во вновь завоеванных землях от значительной части налогов. Вместе с тем, по мере расширения владений халифата и включения в число последователей ислама все большего числа людей неарабского происхождения, в халифате накапливалось все больше политических противоречий, переносимых также и в религиозную жизнь. В самом же исламе сформировалось собственное мистическое направление (суффизм), связанное с поисками скрытого смысла в священных текстах ислама, появились различные ереси и течения, связанные с попытками объединить новые мусульманские воззрения с существовавшими в доисламский период жизненными представлениями и системами ценностей. Это приводит к расколам в исламе: уже в 657 году в результате одним из результатов гражданской войны, затеянной родами Хашимитов и Омейядов из-за права назначить халифа появилась первое течение, отличное от ортодоксального ислама — хариджиты. В скором времени продолжение борьбы за верховную власть в халифате привело к крупнейшему расколу в исламе — появлению шиитов и суннитов. К середине второй половины VIII века в исламе существовало, по крайней мере пять основных религиозно-политических направлений — сунниты, составлявшие большинство мусульман, а также шииты, хариджиты, мутазалиты и мурджиты. Каждое из этих направлений, в свою очередь, подразделялось на множество общин, школ, группировок (Вагабов М.В., 2010, с. 77). Религиозно-политическое дробление внутри исламской уммы привело и к ослаблению, а затем и разделению халифата, созданию новых халифатов, более того, стало фактором практически полного прекращения арабской военной экспансии уже к XII веку. Прекращению военной экспансии арабского ислама способствовало и резко обострившееся противостояние Арабского халифата и государств, наследовавших ему с Византийской империей на западе, а также начавшиеся столкновения с Китаем на востоке (в Средней Азии). Вместе с тем, экспансия ислама в Старом Свете продолжалась, но носила уже больше миссионерский характер. Ее результатом стало, в частности, принятие ислама тюркскими народами Центральной Азии, давшее новый импульс военной экспансии ислама уже в XIII – XVI веках. Тюркские народы, с одной стороны, осуществили завоевания значительных неисламских территорий в Юго-Восточной и Восточной Европе, Южной Азии и Восточной Азии, с другой стороны, завоевали и многие страны. Ранее принявшие ислам, при этом, существенно изменив их жизненный уклад, трансформировав его под свои интересы.
Распадение ислама на различные течения создало еще несколько тенденций, существенно изменивших систему социальных отношений в исламе и исламских государствах. Одной из таких тенденций стало регулярное появление религиозно-политических течений (хариджитов, салафитов, ваххабитов и пр.), борющихся в той или иной форме за «чистоту ислама», возвращение к первичным постановлениям Мухаммеда, более строгое соблюдение обрядовых и бытовых норм и т. д., причем методы этой борьбы, подчас, избираются весьма радикальные, вплоть до насильственных. Важными особенностями таких течений становилась концентрация на отдельных, зачастую, вырванных из общего контекста, элементах религиозного учения, а также его внешней, обрядовой стороне, зачастую, в ущерб целостному пониманию (в том числе и видению взаимосвязей с другими монотеистическими семитскими религиями). Создаваемая борьбой за чистоту веры религиозная нетерпимость стали транслироваться и на представителей других конфессий, что привело к тому, что ислам, в первые века своего существования достаточно веротерпимая (особенно к другим религиям Писания семитского корня) религиозно-цивилизационная структура, постепенно в заметной мере утратил толерантность к другим религиям. Этому также во многом способствовала и политическая ситуация в Старом Свете, где основной ареал распространения ислама с позднего Средневековья превратился в арену борьбы между европейскими народами, выступавшими в роли колонизаторов (действовавших под знаменем христианства) и коренным населением азиатских и североафриканских стран (для которых ислам был объединяющим символом в этом противостоянии). Сначала Крестовые походы, затем колониальная европейская экспансия XV – XX веков, в ходе которой абсолютное большинство исламских государств превратилось в колонии или полуколонии европейских стран, породили в исламском мире ответную негативную реакцию, распространявшуюся на христианство, как цивилизационную структуру и христиан как носителей социальных установок, этой структуре присущих. Помимо противоречий с христианством, во многом порожденных борьбой за сохранение своего цивилизационного пространства и образа жизни, в исламе росли и противоречия с представителями политеистических (языческих) религий народов Южной и Юго-Восточной Азии и Африки, поскольку территории, занятые ими, исламские государства уже сами рассматривали в качестве объектов своей экспансии, а религиозный фактор — как удобный предлог для ее обоснования. Особенно опасные и уродливые формы (терроризм, теократические квазигосударства и т.п.) религиозная нетерпимость, вырабатывавшаяся в течениях, борющихся за «чистоту ислама» стала приобретать в Новейшее время на волне мировоззренческого вакуума, образовавшегося при разрушении европейской колониальной системы и крахе некоторых европоцентристских модерновых идеологий (существовавших параллельно с религиозным мировоззрением или стремившимся подменить его). Однако, во многих случаях именно утрата рядом ветвей ислама религиозной терпимости служила сдерживающим фактором для проникновения исламской цивилизации через миссонерские каналы на новые территории, что особенно характерно для зон контакта исламской и неисламской цивилизаций в Старом Свете, где мусульманин, зачастую, воспринимается, как опасный Чужой.
В XIX — XX веках, благодаря росту интенсивности международной миграции и информационного обмена, а также разрушению колониальной системы с последующим оттоком населения из бывших колоний в метрополии, ислам начал осваивать новые территории — он проник в Западную Европу, а также в Новый Свет. Однако, в отличие от средневековой военной экспансии в Старом Свете, в Новый Свет и Западную Европу ислам проник уже по миссионерским каналам и с мигрантами и его развитие идет здесь исключительно мирным путем.
1.2. История ислама в Китае
История появления и развития ислама на территории современной Китайской народной республики (КНР) протекала в форме двух взаимосвязанных, но, вместе с тем, разных по своей исторической и культурологической сущности процессов. Одним из них являлось формирование исламских общин и специфической исламской культуры в среде хань и родственных им народностей, населявших восточные провинции, составляющие историческое ядро китайского государства, другим — исламизация тюркоязычных, ираноязычных и монгольских народов, населяющих западные провинции современного Китая. При этом, если первый процесс протекал в рамках территории непосредственного политического влияния китайского государства, в окружении китайской же культурной среды, то второй охватывал территории, попадавшие в политическую зависимость от центральной китайской власти в ходе сложных исторических процессов (в том числе и длительного военного противостояния), в общественной среде, зачастую, противопоставлявшей себя китайской и даже время от времени пытавшейся навязать ей свою волю. Как следствие, это привело к заметным культурологическим различиям в мусульманских общинах, состоящих из собственно китайцев (последние, однако, отличаются и от ханьцев и родственных им народов на уровне культуры до такой степени, что рассматриваются ими как отдельная этническая группа - хуэй) и из выходцев из тюркоязычных и ираноязычных народов западной части Китая, а также заметной дифференциации распространения ислама на территориях, заселенных ханьским и неханьским населением.
На территории как западных, так и восточных провинций Китая ислам появился как религия, привнесенная извне. В процессе своей восточной экспансии арабский ислам вошел на востоке в соприкосновение с западной периферией зоны геополитического влияния Китая в Центральной Азии. Однако, поскольку эти территории были заметно отдалены от основных центров, как Халифата, так и Китайской империи, первоначальное взаимодействие двух цивилизаций носило преимущественно мирный характер, связанный в основном с торговым обменом. Благодаря деятельности арабских и персидских купцов на Великом Шелковом пути, ислам уже в конце VII – начале VIII века проник в северо-западные области современного Китая, а в 742 году в тогдашней столице Китайской империи г Чанъане (современный Сиань) по повелению императора была построена первая в стране мечеть. Другим путем проникновения ислама в страну стал морской. Ислам был завезен арабскими и персидскими купцами в их торговые колонии в портовые города Южного Китая. Главным центром ислама в портовых городах Китая стал Гуанчжоу. Первоначально их небольшие компактно проживающие и изолированные общины не имели большого религиозного влияния. Однако, по мере роста объемов морской торговли между Юго-Восточным Китаем и Средним Востоком, численность купеческих колоний в портовых городах страны росла. Так, в последние годы правления династии Тан (начало X века) число арабских и персидских купцов в одном только городе Гуанчжоу достигло 200 тысяч (Сушанло М. Я., 1971, с. 93 ). Кроме выходцев из мусульманских стран в этих городах ислам исповедовали и их потомки от смешанных браков – фань кэ. Мусульманская община в портовых городах стала настолько многочисленной и влиятельной, что ее члены решали внутренние вопросы, опираясь на свои законы. В портовых городах Юго-Восточного Китая были построены и первые мечети собственно китайских мусульман, т.е. уроженцев страны, исповедующих ислам. Это мечеть Хуайшен в Гуанчжоу (период династии Тан), мечеть Цинцзин в Цюаньчжоу (период династии северная Сун), мечеть Сианьхэ в Янчжоу (период династии Южная Сун) и мечеть Фэнхуан в Ханчжоу (период династии Юань) (Базанова Е.А., 2009, с. 9).
Постепенно ислам получал все большее распространение среди тюркоязычных народов Центральной Азии, в том числе и проживавших в зоне геополитического влияния Китая. Интенсивные торговые обмены, а позже и военные конфликты с большим числом пленных способствовали проникновению ислама в Китай, особенно в его северо-западную часть, где к XIII веку он стал преобладающим вероучением среди местного населения. Проник ислам и в центральную часть Китая — мусульманские общины создавались и на Великой Китайской равнине. В XIII веке ислам с мусульманскими купцами проник и в северо-восточные провинции страны.
Новый этап в развитии ислама в Китае был связан с правлением в Китае династии Юань (XIII-XIV вв). Основанная завоевавшим Китай в первой половине XIII века монгольским ханом Хубилаем, династия состояла из правителей, которые, используя научно-технические и культурные достижения китайской цивилизации, тем не менее, не доверяли китайцам в важных политических и военных вопросах, заменяя их, там где это было возможно, монголами и «цветноглазыми» - грамотными выходцами из других стран, преимущественно, мусульманами (которых, в силу географического соседства с Китаем, в стране было больше, чем других иностранцев). С юаньского времени идет начало формирования этнорелигиозной группы китайских мусульман в северо-западном районе Китая. Изначально она представляла собой смесь китайцев, представителей тюркских народностей, монголов, тибетцев, таджиков, персов, арабов, которые уже к XIV веку слились в единую группу мусульман, жителей Юаньской империи, говоривших в основном по-китайски. Именно эта группа составила основу китайских мусульман северо-запада Китая, частью которых явились современные хуэй (китайское наименование мусульман) (Базанова Е.А., 2009, с. 10).