Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Проблемы, вызываемые нестабильностью общества и неблагополучием семей, являются актуальными и насущными. Современное состояние российской семьи не внушает особого оптимизма. Под воздействием комплекса социально-экономических проблем, накопившихся в нашем обществе, чрезвычайно обострились противоречия между интересами общества, семьи и личности. Последствия этих тенденций и явлений представляют собой потенциальную угрозу обществу, как социально-демографического и экономического, так и этико-психологического плана. Есть все основания полагать, что такие специфические условия жизни будут отражаться на особенностях личностного развития подростка: эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям. Ребенок в условиях адекватно функционирующей семьи оптимально удовлетворяет витальные потребности - у него развиваются природные способности и формируются положительные эмоциональные установки к окружению, доверие и стремление к кооперации, сотрудничеству, творчеству.
Все больше детей и подростков оказываются лишенными полноты взаимодополняющих родительских образов, вследствие чего у них не развиваются необходимые для дальнейшей полноценной жизни свойства личности. Нарушение условий развития ребенка, эмоциональная депривация и фрустрация потребностей приводят к задержке развития, к формированию отрицательных эмоциональных установок, разрушительных тенденций, которые приводят к деструктивным и девиантным формам поведения. Человеку, выросшему без нормальной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые, в свою очередь, становятся причиной ограниченности развития.
Нарушение структуры функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей. У них оказывается сниженной способность к продуктивному социальному взаимодействию, в том числе к семейному образу жизни, вследствие нивелирования эволюционно дифференцированных взаимодополняющих качеств мужчины и женщины, реализующихся во всем многообразии их полоролевого взаимодействия в семейных отношениях и передающихся из поколения в поколение через любовь к детям, эмоционально-действенный контакт с ними.
Острота этих проблем усугубляется снижением социальной значимости семьи.
Как последствия, у подростков меняется и деформируется:
- внутреннее ощущение себя в мире;
- чувство безопасности;
- течение времени, его субъективная характеристика (в кризисной ситуации время либо «останавливается», либо возникает острая нехватка времени);
- психофизическое состояние (спад всех функций и рост тревоги).
В результате наступает период дезадаптации личности в обществе, внутренний хаос. Чем серьезнее кризис, тем глубже уровень дезадаптации. В зависимости от ситуации, дезадаптация может быть настолько сильной, что личность не находит возможности с ней позитивно справляться. В этот периодособенно сложно приходится социально незащищенным группам населения, в частности – детям и подросткам. Отсутствие должного уровня воспитания и образования, несформированность внутренних моральных принципов, неуверенность в завтрашнем дне - дает плодородную почву для формирования антисоциальных установок и девиаций у подростков.
Среди исследователей наблюдается тенденция к осмыслению причин формированиядевиантного поведения у подростков. Однако до сих пор ощущается недостаток в практических программах по егопрофилактике и коррекции. В научной литературе данная проблема имеет достаточно длительную историю изучении. Так, зарубежные авторы изучают её в бихевиоризме (с этим направлением связаны имена Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры), в психоанализе (имена Т. Адорно, В. Шутца), в когнитивной психологии (имена С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда), в интеракционизме (имена И. Гоффмана, Т. Шибутана). Отечественная психология также исследует девиантное поведение подростков и связывает это с изучением социальных и психологических черт, куда входят их потребности, нормы, ценности. Данные разработки связаны с именами Г.С. Прыгина, И.В. Севастьяновой, С.В. Тачиной мн.др.
Исходя из анализа научной литературы, описывающей особенности подростков с девиантным поведением, мы пришли к выводу, что теоретические разработки далеко не всегда отталкиваются от специфики конкретного контингента. В психолого-педагогическую коррекцию девиантного поведения подростков входят аспекты социальный, педагогический и психологический. Соответственно они и являются условиями эффективности её проведения.
Хотя в современной психологии и педагогике существует проблема поиска конструктивных путей преодоления подросткового кризиса,
но наблюдается ряд противоречий:
- между потребностью общества в успешной адаптации подростков к стремительно меняющейся социальной реальности и отсутствием широкого выбора доступных психологических технологий и психологической помощи со стороны педагогов, психологов, социальных работников для её осуществления;
- между отсутствием экспериментальных данных о переживаниях подростков на этапе прохождения личностного возрастного кризиса и разработкой приемов оказания им психологической помощи в случае негативной дезинтеграции и формировании девиантного поведения.
- между необходимостью обеспечения традиционной структуры протекания возрастного подросткового кризиса и потребностью формирования необходимых качеств личности для его эффективного преодоления.
Данные противоречия определили выбор темы нашего исследования.
Непрофессиональное или запоздалое оказание помощи, недостаток методов и технологий практической помощи лицам в кризисных состояниях приводит к различным формам тяжелой психологической и социальной дезадаптации [19].
Цель и задачи исследования
Цель: На основе эмпирических данных разработать и опробировать психокоррекционную программу с использованием методов арт-терапии для коррекции девиантного поведения подростков.
Задачи:
1.Провести анализ литературных и информационных источников по теме работы.
2.Исследовать факторы формирования девиантного поведения у подростков и возможные варианты психологической коррекции.
3. Разработать и апробировать психокоррекционную программу для подростков с использованием арт-терапевтических методов.
4. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования: подростки с отклоняющимися формами поведения
Предмет исследования:методы и упражнения арт-терапии, способствующие коррекции девиантного поведения.
Гипотеза исследования:
- методы арт-терапии являются эффективными для психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков, если они учитывают их проблемы и интересы.
- комплексная программа реабилитации подростков будет являться эффективным средством коррекции негативных эмоциональных состояний, а также будет способствовать формированию более целостной, гармоничной личности подростка, если:
- строить коррекционные занятия на основе комплексного интегративного подхода, используя методы арт - терапии, техники по осознанию себя, своей личности, профессионального и личностного самоопределения;
- формировать установку на достижения и здоровый образ жизни - как основную жизненную ценность.
Теоретико-методологическая основа исследования
Работа основана на теоретических и методологических положениях отечественной и зарубежной психологии и психотерапии.
- в области психологии личности (З. Фрейд, К.Г. Юнг, К.К. Платонов);
- возрастная психология – (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин);
- в области пограничных состояний психики (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.В. Ковалев, Е.Е. Сканави, Г.Е. Сухарева);
- психофизиология и адаптационные механизмы (Ф.Б. Березин, Н.Н. Данилова, Г. Селье);
- в области социальной психологии (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.П. Волков, В.В. Козлов, В.В. Новиков, С.В. Пермина);
- гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм).
- психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (Р.М. Загайнов);
- интегративная психология – холистическое, универсальное понимание адаптации личности (В.И. Кабрин, В.В. Козлов, В.В.Новиков, С.В.Пермина);
- теории деятельности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, Н.А.Бернштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин);
-психология здоровья (В.А. Ананьев).
Методы исследования:
1. Организационные (сравнительный метод) и эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование) методы;
2. Проективные методики:
Тест «Несуществующее животное»
Ассоциативный рисунок настроения;
3. Опросник тревожности А. Прихожан
4. Исследование самооценки
5. Опросник агрессивности Басса-Дарки.
Практическая значимость работы заключается в том, что
- технологии арт-терапии позволяют определять содержание и основные направления психологической помощи подросткам, негативно переживающим возрастной кризис.
- в результате проведённых исследований выявлены возможности арт-терапии для психолого-педагогической коррекции девиантного поведения подростков.
Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в ходе проведения исследования и реабилитации на индивидуальных консультациях и коррекционных группах для подростков.
Структура работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, 2 главы основной части, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы
1.1 Понятие кризиса и кризисной личности в современной науке
В настоящее время любое кризисное состояние личности или группы в науке рассматривается как экстраординарное событие, прерывающее текущую жизнедеятельность (Р. Ассаджиоли, С. Гроф, В. В. Козлов, К.Г. Юнг, О. Bollnow, A. Yomans, J. Campbell). В кризисе возникает нарушение смыслового соответствия сознания и бытия субъекта, восстановить которое невозможно ни путем практической деятельности, ни путем познавательной деятельности (Ф.Е. Василюк, Э.И. Киршбаум, К.В. Карпинский, Д.А. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов). Выявлены обстоятельства, служащие пусковыми механизмами кризиса (P.A. Ахмеров, A.A. Баканова, Ф.Е. Василюк, К.В. Карпинский, В.В. Козлов G. Caplan G. Jacobson).
Понятие «кризис» (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное, неустойчивое состояние.
Гордон В. Олпорт определяет кризис как ситуацию эмоционального и умственного стресса, которая требует значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Зачастую подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер. По определению, личность, находящаяся в кризисе, не может оставаться прежней. Иными словами, ей не удается осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями или использовать простые привычные модели приспособления.
При этом, кризис может повлечь за собой рост и созревание. В психическом кризисе можно выделить две стороны: опасность для личностного роста и потенциал личностного роста.
Кризис – состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в определённый момент развития личности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, девиантного поведения,нервно-психического или психосоматического страдания. Хронизация кризиса присуща подросткам с выраженной акцентуацией характера, незрелым мировоззрением («мир прекрасен» — «мир ужасен»), несформированностью жизненных установок и системы ценностей. Именно такие подростки нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается ими не столько как трудный и ответственный период жизни, но в первую очередь как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной[19].
Личностный кризис, ведущий к формированию девиаций, – это психологическое состояние максимальной дезинтеграции (на внутрипсихологическом уровне) и дезадаптации (на социально-психологическом уровне) личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов), возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта.
Кризисное состояние – это пролонгированный во времени личностный кризис.
Кризисная личность – субъект, который вследствие посткризисной негативной дезинтеграции становится носителем девиантного или делинквентного поведения, нервно-психического или психосоматического расстройства как качеств личности, способа адаптации к социальной среде.
Под личностным кризисом (В.В. Козлов), формирующим девиантное поведение, принято понимать то состояние личности, когда появляется дисбаланс в жизни и деятельности человека, по причине которого возникает неразумное с точки зрения личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия, а также срыв нервно- психического и соматического состояния[19].
В методологическом отношении девиантное проявление у подростков мы можем обозначить как личностный кризис и некую прерывность в линейной области эволюции личности как сложной системы. При этом существует бинарность векторов дезинтеграции:
- позитивная, когда кризис ведет к преодолениям и является неким условием и шагом в новое качество, новый уровень целостности. Данная дезинтеграция отличается преобладанием конструктивности личности в дальнейшем, повышением адаптивности и общей витальности, а также увеличением творческого потенциала. Позитивная дезинтеграция является необходимым этапом в эволюции личности. К ней, в полной мере, мы можем отнести и возрастной подростковый кризис.
Негативная дезинтеграция формирует стойкое девиантное поведение подростка, и, как правило, сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением общей устойчивости, уровня сбалансированности, большей фрагментарности и тенденцией к социальной аутизации личности. Уменьшается коммуникативность, подросток теряет социальные связи, энергию, витальность[13].
И теоретики, и практики считают, что в ситуации возрастного кризиса, при попытке овладения стрессовым состоянием подросток переживает определенный вид физической и психологической перегрузки. Эмоциональные напряжения и стрессы могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто особенно раним в силу личностных особенностей.
1.1.2 Формирование девиантного поведения под влиянием кризисной дезорганизации семьи
К причине формирования девиаций у подростков следует отнести кризисную дезорганизацию и нестабильность семьи, т. е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, негативные последствия которых самым плачевным образом сказываются как на взрослых, так и на детях. Косвенным, а иногда прямым последствием кризиса семьи являются алкоголизм, наркомания, правонарушения, девиантные механизмы поведения, физическое и психологическое насилие в семье.
Чем раньше ребенок получает психическую травму, тем более глубокие слои личности оказываются «деформированными» у взрослого человека. Социальная ситуация и система отношений может породить в душе незрелой личности переживания, которые оставят неизгладимый след на всю жизнь, а возможно, и обесценят ее.
Воспоминания о травматичном опыте, пережитым в семье, вытесняются в сферу бессознательного, что накладывает отпечаток не только на индивидуальный жизненный уклад, но и на отношение к различным табу[19].
Душевная (психологическая) травма не менее опасна для человека и может повлиять на его здоровье гораздо сильнее и глубиннее, чем физический недуг.
Наибольшее распространение понятие «психологическая травма» получило в рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 80-х годов кризисной психологии. Психологическая травма - переживание травматичного опыта взаимодействия человека с окружающим миром. Главным в содержании психологической травмы является утрата веры в то, что жизнь организована согласно порядку и поддается контролю.
В отдельную форму можно выделить эмоциональную травму. Некоторые исследователи полагают, что в основе любого кризисного состояния и дальнейшего формирования девиантного поведения, лежит травма эмоциональная, которая оказывается «особенно коварной» и «причиняет значительный ущерб развитию личности и формированию механизмов совладания» (Palmer, McMahon 1997).
Представители различных теоретических ориентаций указывают на патогенное влияние психоэмоциональных детских травм, в том числе
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию / 2015. – 344 с.
2. Анн Л. Профилактика девиантного поведения у подростков. СПб., 2015. – 378 с.
3. Антонин Ю.М., Гульдман В.В. Основы асоциального поведения. М 2015. - С. 124.
4. Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001.Бандура А.,
5. Бандура А., Уолтерс Г. Подростковая агрессия. М., 2013. – 377 с.
6. Башкатов И.П. Психология трудных подростков. Особенностипрофилактики. М, 2016. – 132 с.
7. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
8. Белогуров С.Б. Профилактическая работа с девиантными подростками. СПб.: «Невский Диа¬лект», 2017. – 211 с.
9. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2017. – 512 с.
10. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб.: Союз, - 2017. – 160 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
12. Галагузова М. А.Социальная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр 2016. - 416 с.
13. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной психологии. М, 2015. – 401 с.
14. Гурьева В. А.Подростковые девиации. М.,2015. – 277 с.
15. Ермолаева, А. Ю. Возможности применения метода арт-терапии в работе с детьми // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием). 2015. С. 142-145.
16. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
17. Игошев К.Е. Психология девиации. М., 2016. – 148 с.
18. Каяшева, О. И. Общая характеристика арт-терапии как средства развития личности клиента // Психология личности: изучение, развитие, самопознание. Сборник научных материалов. Под общ. ред. О.И. Каяшевой, Н.В. Николаевой. СПб, 2015. С. 65-79.
19. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. М.: Психотерапия, 2007.- 336 с.
20. Коноваленко Ю.Г., Мельников А.В. Воспитательная и психологическая работа с несовершеннолетними трудными подростками. М.; 2015. – 547 с.
21. Короленко Ц.П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. М., 2016. - 217 с.
22. Купцов И.И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков своего поведения. М., 2015. – 164 с.
23. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: Фолиум, 2017.
24. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
25. Кьеркегор С. И. Понятие девиация. М., 2015. - 143 с.
26. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное, девиантное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. М., 2015. – 379 с.
27. Менделевич В.Д. Диагностика склонности подростков к зависимому поведению. Казань, 2015. – 345 с.
28. Муратова И. Д., Сидоров П. И. Воспитание трудного подростка в шко¬ле. Архангельск, 2015. – 198 с.
29. Пермина С.В. Интегративная арт-терапия кризисных состояний – Челябинск: Цицеро, 2017. – 260 с. ил.
30. Романова, Е. А. Арт-терапия «подвидомигры»: диалектикакультурныхформ // SCIENCE, TECHNOLOGYANDLIFE – 2015. Proceedingsofmaterials the international scientific conference. Editors L.I.Savva, A.I. Marasanov, A.V.Podoprigora, T.G.Gurnovich. 2016. С. 490-498.
31. Сукубов А.К. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения. М., 2016. –298 с.
32. Тавасиев М.И. Подростковая девиация – профилактика. М., 2015. –311 с.
33. Тарарина Е.В. Практикум по арт-терапии в работе с детьми. - К., Астамир-В, 2018.
34. Тостин В. А. Профилактика подростковой девиации. М., 2015. – 402 с.
35. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. — Феникс, 2008.