Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Изучение творчества Н. С. Гумилёва в курсе литературы средней школы имеет
важное значение как для личностного развития учащихся, так и для расширения их кругозора.
Яркая судьба поэта, которая оборвалась быстро и трагически, не могла не отразиться на
различных аспектах его творчества.
Также следует отметить значимость произведений Н. С. Гумилёва для понимания сущности такого
направления, как акмеизм, который изучается в 11 классе в рамках базового курса литературы.
В последние годы в процесс обучения прочно вошли эффективные формы проектной
деятельности, которые предполагают самостоятельный поиск ими информации, выполнения
различных творческих заданий и активного взаимодействия с педагогом, родителями и
сверстниками. В связи с этим мы полагаем, что различные виды проектной деятельности могут
стать благоприятной базой для развития личностных качеств и способностей, а также для
повышения познавательного интереса учащихся при использовании данного метода для изучения
лирики Н. С. Гумилёва. Таким образом, тема данного исследования является актуальной и
перспективной.
Цель работы: выявить эффективные приёмы изучения лирики Н. С. Гумилёва.
Задачи:
1. Определить место творчества Н. С. Гумилёва в историко-литературном процессе начала XX
века.
2. Выявить особенности поэтического мироведения Н. С. Гумилёва.
3. Провести обзор основных направлений творчества поэта.
4. Рассмотреть основные характеристики проектной деятельности
5. Проанализировать методические аспекты изучения творчества Н. С. Гумилёва
6. Проанализировать УМК в отношении эффективности изучения лирики Н. С. Гумилёва.
7. Определить эффективные способы и приёмы изучения лирики Н. С. Гумилёва
8. Разработать конспект урока, посвящённого творчеству Н. С. Гумилёва, с использованием
проектной деятельности.
Объект исследования – творчество Н. С. Гумилёва
Предмет исследования – методические приёмы изучения лирики Н. С. Гумилёва.
3
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, анализ поэтических
произведений, анализ УМК.
Структура работы: данная работа содержит в себе введение, три главы основной части,
заключение, список используемых источников.
Литературоведческие основания изучения творчества Н. С. Гумилёва
1.1. Место Гумилёва в историко-литературном процессе начала XX века
Период творчества главных представителей модернизма называют «Серебряным веком» по
аналогии с «Золотым» XIX веком в русской литературе. Действительно, никогда еще не было
такого множества и разнообразия талантливых авторов. Условно началом "Серебряного века”
принято считать 1892 год, когда идеолог и старейший член движения символистов Дмитрий
Мережковский прочитал доклад "о причинах упадка и новых течениях современной русской
литературы". Так впервые заявили о себе модернисты. Фактический конец "Серебряного века"
наступил с Октябрьской революцией .
4
Первые годы после этого еще были возможны какие-то поиски у отдельных поэтов, но с
постановлением «о партийной политике в области литературы» в 1925 году все они прекратились,
и только Пролетарская литература и только метод соцреализма признавались единственно
возможными.
Одним из самых известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. Ассоциация
акмеистов выдвинула свою эстетическую программу взаимодействия с миром, свою идею
гармонии, которую она стремилась воплотить в жизнь. Из Советского Энциклопедического
словаря: "акмеизм" (от греч. Акме - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской
поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузьмин, ранний Н. Гумилев, А. Ахматова, О.
Мандельштам); он провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеалу”, от
двусмысленности и текучести образов, усложненной метафоры, возвращение к материальному
миру, предмету, стихии природы, точному значению слова.
Однако «земной» поэзии акмеистов присущи модернистские мотивы, склонность к эстетизму,
интимности или поэтизации чувств первобытного человека. Идея такого нового направления в
литературе впервые была высказана Михаилом Кузьминым (1872-1936) в статье «О прекрасной
ясности» (1910). В ней изложены все основные постулаты будущих акмеистов .
Собственно акмеистское движение возникло в 1913 году на базе авторского объединения, в
состав которого входили Николай Гумилев, Сергей Городецкий (1884-1967), Анна Ахматова (1889-
1966) и Осип Мандельштам (1891-1938).
Первые манифесты акмеизма появились в журнале «Аполлон» (модернистский литературный
журнал рубежа веков) в январе. В своей статье «Наследие символизма и акмеизма» Гумилев
подверг символистов жесткой критике; Сергей Городецкий в своей статье «Некоторые тенденции
в современной русской литературе» высказался еще резче, заявив о катастрофе символизма. Но,
тем не менее, многие акмеисты все же тяготели к поэзии Бальмонта, Брюсова или блока, хотя их
учителями считались Иннокентий Анненский и Михаил Кузьмин. И хотя акмеисты, как
объединение, просуществовали недолго, всего 2 года, они, несомненно, внесли огромный вклад в
русскую литературу.
Литература XX века развивалась в условиях войн, революций, затем становления новой
послереволюционной реальности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях
авторов этого времени. Социальные катаклизмы начала нашего века усилили стремление
философов и писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить потрясения, постигшие
Россию. Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает
своеобразием и разнообразием авторских установок, форм, структур. Художественные искания
обрели редкое напряжение и совершенно новые направления. За каждым мастером прочно
закрепилась слава первооткрывателя каких-либо новых ранее недоступных областей или приемов
в литературе .
А Вячеслав Иванов в сборнике «Жемчуга» увидел точки расхождения Гумилева со зрителями и
пророчил молодому поэту иной путь. Характерно, что именно с освобождением от влияния
Брюсова связаны поиски своего места в русской поэзии начала века такими разными поэтами, как
блок и Гумилев.
Можно только восхищаться любовью русского поэта, путешественника, к великому, его народу и
культуре. Добрая память о н. Гумилеве до сих пор сохранилась в Эфиопии. Африканские стихи
5
Гумилева вошли в сборник «Шатер», а сухая, точная проза дневника отдает дань его любви к
Африке.
В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева «Романтические цветы». Требовательный В.
Брюсов, сурово оценивший первый сборник поэта, в рецензии на «Романтические цветы» указал
на перспективу пути молодого автора: «Может быть, продолжая работать с таким упорством, как
сейчас, он сможет пойти гораздо дальше, чем мы планировали, откроет возможности, о которых
мы и не подозреваем» .
Третья книга Гумилева «Жемчуга» (1910) принесла ему широкую известность. Она была
посвящена В. Брюсову, которого автор называл учителем. Отмечая романтизм стихотворений,
вошедших в сборник, Брюсов сам писал: «... Явно сильнее и его стих. Гумилев медленно, но верно
приходит к полному овладению формой. Почти все его стихи написаны красиво продуманными и
изысканно звучащими стихами».
Многие стихи сборника «Жемчуга» популярны, но, конечно, прежде всего знаменитая баллада
«Капитаны».
Н. Гумилев называл свою поэзию музой дальних странствий. До конца он остался верен этой
теме, и она при всем разнообразии сюжетов и философской глубине поэзии бросает на его
творчество совершенно особое романтическое отражение.
«Я посетил Абиссинию три раза, и в общей сложности я провел почти два года в этой стране. Свою
последнюю поездку я совершил в качестве руководителя экспедиции, посланной Российской
академией наук», - писал в «Записях об Абиссинии» Николай Степанович Гумилев .
Литературные течения, выступающие против реализма, называют модернистскими.
Модернисты (от французского – «Модерн») отрицали социальные ценности и пытались создать
поэтическую культуру, способствующую духовному совершенствованию человечества. Каждый
автор представил ее по-своему, в результате чего в модернистской литературе сформировалось
несколько течений. Главными были: символизм, акмеизм и футуризм. Были и художники слова,
организационно не связанные с этими литературными группами, но внутренне тяготевшие к опыту
того или другого (М. Волошин, М. Цветаева и др.) .
Развитие модернизма имело свою собственную, очень напряженную историю. В острой полемике
одно течение сменялось другим. Между членами каждого из объединений нередко разгорались
споры. Так проявляется яркая самобытность творческих личностей. Художественные достижения
участников движения всегда оставались с нами и для нас.
Одним из ведущих поэтов-акмеистов был Николай Степанович Гумилев. На самом деле его
творчество было гораздо более обширным и разнообразным, а жизнь - чрезвычайно интересной,
хотя и закончилась трагически.
1.2. Особенности поэтического мироведения
6
Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля (по старому стилю) 1886 года в Кронштадте, где
его отец работал военным врачом. Вскоре отец ушел на пенсию, и семья переехала в Царское
Село. Гумилев начал писать стихи и рассказы очень рано, и впервые в печати его стихотворение
появилось в газете «Тифлисский листок» в Тифлисе, где семья поселилась в 1900 году. Через три
года Гумилев вернулся в Царское Село и поступил в 7-й класс Николаевской гимназии,
директором которой был замечательный поэт и педагог И. Ф. Анненский, оказавший большое
влияние на своего ученика. Учился он сам, особенно в науке, плохо, вскоре он осознал себя
поэтом и успехи в литературе ставил перед собой единственную цель .
В 1906 году началась заграничная жизнь Гумилёва. Проживал он в Париже, в Сорбонне. Увлёкся
изучением французской литературы, слушал курс лекций. Его интересовала живопись, он занялся
её изучением, посещал выставки. Также Николая всегда привлекали путешествия, он много ездил
по Франции, довелось побывать и в Италии. В Париже Гумилёв издал три номера литературного
журнала «Сириус», заводил знакомства с писателями и поэтами из России и Франции.
Весной в 1907 году Гумилёву пришлось вернуться на родину для прохождения призывной
комиссии. Летом этого же года он отправился путешествовать по Леванту, после чего снова
приехал во Францию.
В 1908 году Гумилёв получил средства за очередной стихотворный сборник, также ему помогли
деньгами родители, и он отправился снова путешествовать. Синоп, Стамбул, Греция, Египет,
Эзбикие, Каир – по этим городам и странам пролегал маршрут поэта на этот раз. В самом конце
осени он вернулся в Петербург. Второй раз Николай отправился в Африку в 1913 году .
Свой первый стих Гумилёв сочинил, когда ему было шесть лет. Это было коротенькое
четверостишье про Ниагару.
Впервые поэтические строки Гумилёва были опубликованы в 1902 году, когда семья проживала на
Кавказе. В местной газете «Тифлисский листок» напечатали стих «Я в лес бежал из городов…».
В 1905 году состоялась публикация первой книги со стихами Гумилёва, она называлась «Путь
конквистадоров». Деньги на издание дали Николаю родители. Ранние, немного наивные стихи,
но, тем не менее, собственная интонация уже прослеживалась.
Брюсов, один из самых авторитетных поэтов начала 20-го века, удостоил своим вниманием эту
книгу и написал отдельную рецензию. Он не хвалил стихи Гумилёва, но и не критиковал особо,
предположил, что всё лучшее у молодого поэта будет впереди. С этого времени Гумилёв и Брюсов
начали переписываться. Николай относился к Брюсову с огромным уважением и почитанием, как
к учителю. Посвятил ему свой стих «Скрипка». В некоторых его поэтических произведениях даже
прослеживаются брюсовские мотивы. В ответ от мэтра поэзии молодой Гумилёв получал
покровительственное, почти отеческое отношение.
В 1908 году вышла следующая подборка стихов Гумилёва под названием «Романтические цветы»,
которая почти полностью посвящалась Анне Горенко. Брюсов отметил, что в этот раз стихи уже
изящные и красивые.
В 1909 году Николай Гумилёв и поэт Сергей Маковский стали организаторами иллюстрированного
журнала «Аполлон», в котором освещались вопросы живописи и театрального искусства, музыки
и литературы. Николай был в этом журнале заведующим отделом литературы и критики, здесь же
он публиковал «Письма о русской поэзии».
7
В 1910 году увидел свет сборник со стихами «Жемчуга», и хотя многие назвали поэзию Гумилёва
её «ещё ученической», она получила весьма лестные отзывы.
В 1911 году Николай Гумилёв принимал активное участие в создании «Цеха поэтов» .
В 1912 году сделал громкое заявление по поводу открытия нового направления в поэзии –
акмеизма:
• слова – точные;
• образы и тематика – предметные;
• стихи – материальные.
Реакция общественности была бурной, в большинстве своём негативной.
Одновременно с этим Гумилёв обучался в университете в Петербурге, стал студентом историкофилологического факультета, увлекался старофранцузскими поэтами и их творчеством. В этом же
году увидела свет книга стихов «Чужое небо».
В 1916 году был опубликован сборник с военными стихами «Колчан».
В 1918 году издались африканская поэма «Мик» и стихотворный сборник «Костёр».
В 1921 году был опубликован сборник стихов о путешествии по Африке «Шатёр», его даже
называют «учебником географии в стихах». Второй сборник, вышедший в этом году, назывался
«Огненный столп», он считался «вершиной творчества поэта».
Больше всего в своём творчестве Гумилёв уделял внимание темам любви, жизни, смерти и
искусству. В меньшей мере присутствовали стихи военные и географические. И что интересно, в
его стихах практически совсем нет политической тематики .
Николай Гумилёв также писал в прозе и очень много занимался переводами.
В 1903 году Николай познакомился с гимназисткой Анной Горенко (будущей Ахматовой). Между
молодыми людьми были взаимные симпатии.
Весной 1909 году Гумилёв повстречался со своей давней знакомой, с которой первая встреча
произошла ещё в Сорбонне в 1906 году, поэтессой Елизаветой Дмитриевой. У них развивался
бурный роман, и поэт даже предложил ей стать его женой. Но Елизавета выбрала другого, более
того, коллегу Николая по журналу «Аполлон» – поэта Максимилиана Волошина.
В конце 1909 года, когда стала достоянием общественности идея литературной мистификации
Дмитриевой и Волошина, последовало скандальное разоблачение Черубины де Габриак, Гумилёв
позволил себе нелестное высказывание о Елизавете. В ответ Максимилиан Волошин при всех
оскорбил Николая, за что был вызван на дуэль. Это произошло в ноябре 1909 года. Новость
облетела все московские газеты и журналы. Волошин выстрелил дважды – осечка. Гумилёв
сделал выстрел вверх. Оба поэта остались живыми.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157
с.
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Артановский, С. Н. Слово о поэте-воине Н. С. Гумилёве // Труды Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и искусств. 2009. Т. 185. С. 70-75.
4. Беренштейн, Е. П. Концепция культуры Николая Гумилёва // Литературный текст:
проблемы и методы исследования. Сборник научных трудов. Министерство общего и
профессионального образования Российской Федерации Тверской государственный университет;
ответственный редактор: И. В. Фоменко. Тверь, 1997. С. 95-104.
5. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов /
Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С.
247-253.
6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -
М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
7. Бокова, Я. М. Поэт-воин Николай Гумилёв // Культурное измерение войны: Первая
мировая война в образах, в памяти и истории (к 70-летию факультета истории, философии и
искусств). Материалы международной конференции. 2015. С. 150-153.
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
9. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства
развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
10. Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе
синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. - Ярославль,
Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016,С.128-133.
11. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем.
- М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
12. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. -
М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
13. Дмитриева, Е. Ю. Метасюжет «Пути» в раннем творчестве Николая Гумилёва // Россия в
мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и
социальной сфере. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2017. С.
314-322.
9
14. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов //
Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 – 81
15. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение,
2009. - 285 с.
16. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения.
– Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
17. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования:
компетентностный подход. М., 2005. 216 с.
18. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
19. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
20. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева
// Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
21. Коростелёв, О. А. От «Цеха поэтов» к «Парижской ноте» // Новая юность. 2009. № 2. С. 15-
24.
22. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.
Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
23. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования
школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
24. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная
школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
25. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по
проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
26. Куликова, Е. Ю. Воображаемая география Н. Гумилёва («Африканский дневник» // Slavic
Almanac: The South African Journal for Slavic, Central and Eastern European Studies. 2014. Т. 20. № 2.
С. 123-136
27. Куликова, Е. Ю. Прогулка по Венеции Николая Гумилёва // Критика и семиотика. 2010. №
14. С. 179-185.
28. Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте
самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009.
№112. С.160-164.
29. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
30. Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.:
Просвещение, 2008. - 355 с.
31. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной
активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
10
32. Михайловская, Е.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся / Е.Г.
Михайловская // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 45¬47.
33. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального
развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
34. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой
учёный. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
35. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой
ученый. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
36. Налегач, Н. В. Образ Николая Гумилёва в русской поэзии XX в // Дергачевские чтения -
2014: Русская литература: типы художественного сознания и диалог культурно-национальных
традиций. Материалы XI Всероссийской научной конференции с международным участием. 2015.
С. 100-105.
37. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640
с.
38. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
39. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе
изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с.
40. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной
деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011
41. Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету:
моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857 c.
42. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
43. Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу /
В.В.Созонов// Народное образование. – 2001. №1.
44. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В.Сорокина – М:,
Просвещение, 1980. – 210с.
45. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. -
М.: Просвещение, 2003. - 93 с.
46. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных
учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.
47. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. В.С.Кукушина. –
Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 464 с.
48. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/
под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
49. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2007. - 512 с.
11
50. Холопова, Л. А. Микрообраз «Звезда» в лирике Николая Гумилёва»: коммуникативный
аспект // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015. № T13. С. 151-155.