Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в нашей стране, интерес к занятиям физической культурой остается достаточно высоким. Это свидетельствует о том, что оздоровительная физическая культура, рассматривающая здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности и образом жизни, становится одним из жизненно важных приоритетов современного человека.
Формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Здоровый образ жизни воспитанников обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.
Учёные отмечают, что высоким уровнем умственной работоспособности (а значит и учебной эффективностью) обладают дети с высоким уровнем двигательной активности, крепким здоровьем, нормальным физическим и психическим развитием. У малоподвижных детей значительно снижается иммунитет, в результате чего они чаще болеют простудными заболеваниями, наблюдаются повышенная утомляемость и низкая физическая работоспособность. Согласно данным научно-методической литературы 76% школьников ведут малоподвижный образ жизни. С первых лет обучения в школе суточная двигательная активность детей снижается на 50% и по мере перехода из класса в класс продолжает неуклонно падать. В связи с этим актуальным является разработка форм, средств и методов организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности в режиме дня обучающихся, начиная с первых лет обучения в школе.
Учеными (П.К. Анохиным, Л.С. Выготским, Г. Доманом, А.В. Дмитриевым, Е.М. Мастюковой и мн. др.) отмечалось, что физический компонент играет важную роль в становлении всех психических процессов в организме ребенка. Г.Д. Горбуновым, Л.Б. Дзержинской, С.П. Евсеевым, Е.П. Прописновой, В.А. Родионовым, Н.А. Фоминой указывается, что не требует доказательств утверждение о том, что грамотно обеспеченная детская двигательная активность является основой для гармоничного развития личности.
Физкультурно-оздоровительная технология - это способ реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия и на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления.
Организация физкультурно-оздоровительной работы решает следующие задачи:
• разностороннее раскрытие индивидуальных способностей занимающихся, которые не всегда удается рассмотреть на уроке;
• обогащение социального опыта ребенка;
• развитие у детей интереса к различным видам физкультурных занятий и обеспечение возможности их выбора в зависимости от своих способностей;
• формирование лидерских и организаторских качеств;
• развитие сотруднических отношений между детьми разного возраста, заботы друг о друге; способности ставить себя на место другого человека, переживать за участников команды и т. д.
Наиболее популярными и распространенными формами физкультурно-оздоровительной работы в школе являются секции и кружки, позволяющие организовать досуг детей согласно их интересам, склонностям, способностям.
Объект исследования - физкультурно-оздоровительная работа в начальной школе.
Предмет исследования - формы и средства физического воспитания младших школьников.
Цель исследования - экспериментально проверить эффективность педагогических условий реализации физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности и способы физкультурно-оздоровительной работы в современной теории и практике.
2. Выявить педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы различной направленности.
3. Разработать и провести педагогический эксперимент по внедрению физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.
4. Проверить эффективность разработанной программы.
Гипотеза исследования – мы полагаем, что реализация комплексной программы позволит повысить физическую культуру личности школьника.
В работе использованы следующие методы исследования:
• анализ научно-методической литературы;
• педагогический эксперимент;
• методы статистической обработки.
База исследования: Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 50 г. Слюдянки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе, в ходе педагогической практики студентов, а также в педагогической деятельности учителей начальной школы и физической культуры в современной школе.
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
1.1. Характеристика физкультурно-оздоровительной работы
Улучшение состояния здоровья обучающихся является одной из основных задач педагога, которая достигается при эффективном внедрении здоровьесберегающих технологий, с их помощью можно добиться формирования культуры здоровья, то есть сформировать у обучающихся комплекс необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, научить его применять полученные знания в повседневной жизни.
Процесс приобщения к здоровому образ жизни необходимо начинать с раннего детства и работать так, чтобы у каждого обучающегося появилась потребность поддерживать навыки здорового образа жизни на протяжении всей жизни.
Особенно актуальна данная проблема в начальной школе, т.к. младший школьный возраст является сензитивным периодом в формировании навыков здорового образа жизни.
Одним из путей формирования навыков здорового образа жизни у младших школьников является приобщение обучающихся к физической культуре и спорту. Может быть, дети и не станут выдающимися спортсменами, занимаясь физической культурой, но они приобретут главное – крепкое здоровье и высокую работоспособность, что позволит им хорошо учиться и добиваться успехов в выбранном деле [41, с. 129].
В педагогическую практику вошло понятие «физкультурно-оздоровительная деятельность». Существует несколько подходов к определению данного термина. В современных исследованиях физкультурно-оздоровительная деятельность рассматривается, во-первых, как одна из форм человеческой деятельности, направленная на формирование здорового индивида; во-вторых, как деятельность с целью улучшения физического состояния и здоровья; в-третьих, как сознательно регламентированная двигательная активность, направленная на развитие и совершенствование собственного здоровья и бережного отношения к нему [13].
В комплексной программе физического воспитания обучающихся 1-4 классов указывается, что физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня является обязательной.
Различают следующие формы физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися младших классов:
• урок физической культуры;
• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
• внеклассные формы занятий физической культурой и спортом;
• внешкольные спортивно-массовые мероприятия;
• самостоятельные занятия физическими упражнениями;
• подвижные, спортивные и народные игры.
К основным физкультурно-оздоровительным мероприятиям, осуществляемым с обучающимися младших классов в режиме учебного дня относятся:
• гимнастика до занятий (утренняя гимнастика);
• физкультминутки на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки;
• упражнения и игры на прогулке;
• подвижные игры на прогулке;
• ежедневные занятия физическими упражнениями (спортивный час) в группах продленного дня.
Все мероприятия взаимосвязаны, но различаются по времени проведения и значению в режиме дня. Задачами физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня в учреждениях образования являются физическая рекреация и восстановление умственной работоспособности.
Гимнастика до уроков (иногда ее называют вводной гимнастикой, утренней зарядкой) способствует более быстрому приспособлению организма к предстоящим учебным нагрузкам, воспитывает дисциплинированность и организованность. Она не заменяет, а скорее дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику, которую ученик делает дома.
Подвижные игры занимаю видное место в оздоровлении и всестороннем развитии двигательных качеств, умений и навыков обучающихся начальной школы.
Регулярное занятие детьми подвижными играми способствует: укреплению здоровья, активизирует воспитание, смелость, решительность, содействует правильному физическому развитию разносторонней подготовленности детей, дисциплинирует их, воспитывает чувство коллективизма и другие черты характера у ребёнка. Введение в систему использование подвижных игр на уроках физической культуры в начальных классах, ведёт к развитию жизненно-важных двигательных умений и навыков ребёнка, а также воспитывает любовь к систематическим занятиям спортом. Нередко у детей во время урока наблюдается утомление, что приводит до потери интереса к занятию. Это естественная реакция детского организма на однообразное проведение учебного урока. Смена упражнений и игр на уроках физической культуры, обеспечивает многообразие и эмоциональность проведения занятий. Подвижные игры занимают почётное место в физическом воспитании и развитии двигательных качеств учеников начальной школы. Наиболее подходящим видом развивающих физических упражнений, которые отличаются собой: привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия, являются именно они – подвижные игры. Одновременное воздействия на моторную и психическую сферу личности ребёнка, является особенной ценностью в подвижных играх. Повышение эмоциональности в игровой деятельности во время подвижных игр, позволяет воспитывать у ребёнка умение контролировать своё поведение, а также способствует появлению таких черт характера, как: активность, настойчивость, решительность, воспитывает чувство коллективизма, тем самым у детей активно формируются УУД, которые та необходимы в повседневной жизни.
Все подвижные игры содействуют и нравственному воспитанию ребёнка. К примеру, воспитываются такие качества, как: уважение к сопернику, проявление чувства товарищества, честность в спортивной борьбе, также у ребёнка возрождается стремление к совершенствованию – все эти качества успешно формируются под влиянием занятий подвижными играми. Подвижные игры, по своей природе ведут тесное переплетение со спортивными играми, это является хорошей стартовой площадкой для детей, занимающихся на первых этапах обучения, когда двигательные качества и умения, ещё не переросли в навык. Не маловажную роль в достижении высокого уровня развития двигательных действий и физических качеств, является привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой с раннего возраста.
Внеурочная деятельность является важным компонентом всего учебно-воспитательного процесса в школе, который организуется с учетом свободного времени обучающихся.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования понимается образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная работа по предмету физическая культура важнейшее средство, воздействующее на поведение младшего школьника и дающая возможность осознать значимость здорового образа жизни. Под влиянием физических упражнений и игр укрепляется соматическое и психическое здоровье детей. Внеурочная деятельность направлена на формирование культуры здоровья подрастающего поколения, которое напрямую связанно с занятиями спортом и предполагает:
• проявление потребности в систематических занятиях спортом, интереса к спорту и оздоровлению, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты в сдаче норм ГТО;
• умение использовать полученные знания о спорте для эффективной организации подвижных игр, успешного выступления в соревнованиях;
• формирование спортивного образа (стиля) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
• владение знаниями в области оздоровления, спортивной подготовки и организации спортивных соревнований.
Внеурочная деятельность по физической культуре в МБОУ строится на основе общей физической подготовки.
Значимость работы в данном направлении заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Цель - создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.
Задачи:
1 Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;
2.Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
3.Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
4. Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;
5. Подготовка к сдаче норм ГТО.
Организация внеурочной деятельности по физической культуре в начальной школе включает в себя теоретическую, физическую и техническую подготовку.
В частности, у обучающихся формируются знания о значении физической культуры и спорта в жизни человека, о рациональном режиме дня и питания, о правилах гигиены, о техники безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи.
В рамках физической подготовки проводятся комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость) с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, мячи, тренажеры, обручи.
При осуществлении технической подготовки младших школьников происходит обучение техническим приемам игр: ведение мяча шагом и бегом, с изменением направления, удары по мячу ногой, остановка мяча, и игры без мяча.
Большое развивающее и воспитательное значение в школе имеют спортивно – оздоровительные мероприятия: «Мама, папа, я – спортивная семья», «В здоровом теле здоровый дух» и т.п.
Реализуя данные мероприятия, использую методы организации деятельности формирования опыта поведения, а именно предъявляю педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил гигиены и организации здорового образа жизни.
Группа методов стимулирования поведения и деятельности широко применяется при организации внеурочной деятельности по физической культуре. Поощрение в различных вариантах: похвала, одобрение, предоставление почетных прав, награждение за хорошие резул
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арагофская Э.И. Физиология и физкультура / Э.И. Арагофская, В.Д. Резанова. – М.: Просвещение, 2002. -216 с.
2. Арбузов Д.С. Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников на уроках физической культуры / Д.С. Арбузов // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014. - № 8. - С. 100-104.
3. Артемьев В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учеб. пособие / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. - Могилев: МГУ, 2004. - 283 с.
4. Баевский Р. М. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы кровообращения / Р. М. Баевский // Здравоохранение Российской Федерации, 2007. - № 8.
5. Байрамукова П.У. Методика обучения математике в начальных классах. Курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – С. 51
6. Башмаков М.И. Учебно-методическое обеспечение внеурочной деятельности в направлении интеллектуального и общекультурного развития личности / М.И. Башмаков, М.А.Горяев // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. 23-24 марта 2013 г. / под общ. ред. И.И. Соколовой, О.Б. Даутовой. - СПб. : ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. - С. 122-128.
7. Бишаева А.А. Физическая культура / А.А. Бишаева. – М.: Академия, 2012. – 304 с.
8. Булатова С.Ю. Игровой метод на уроках физической культуры / С.Ю. Булатова // Научный альманах. - 2016. - № 10-2 (24). - С. 45-48.
9. Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать / Е.Н.Вавилова. - Москва, Просвещение, 2006. - 174 с.
10. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. / Э. Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2011. – 254 с.
11. Веселая З.А. Игра принимает всех / З.А.Веселая. – М.:, Просвещение, 2008. - 58 с.
12. Вишневский Д. Д. Социально ориентированная игра-тренировка как средство развития социальной активности школьников-подростков в условиях спортивно-оздоровительного центра / Д.Д. Вишневский: Автореф. ... канд. пед. наук. – Красноярск, 2013. – 24 с.
13. Волошина Л.Н. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении: монография / Л.Н. Волошина, М.М. Мусанова. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2012. – 124 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. – 587 с.
15. Глухова Е.А. Школьные малые олимпийские игры / Е.А. Глухова // Физическая культура в школе. - 2014. - № 8. - С. 58-59.
16. Горбунов Г.Д. Психология физической культуры и спорта / Г.Д. Горбунов, Е, Гогунов. – М.: Академия, 2009. – 256 с.
17. Государственный стандарт начального общего образования // Начальная школа. – 2001. – №1.
18. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2010. — 223 с
19. Григорьев Д.В. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности обучающихся начальной и основной школы / Д.В. Григорьев, П.Г. Степанов - Образовательные ресурсы. Выпуск 79, ф.7
20. Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой / В.Т.Гришин. – М.: Просвещение,. 2007. - 112 с.
21. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь / Ю.И. Гришина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 256 с.
22. Задникова Е.П. Организация массовой физкультурно-оздоровительной работы / Е.П. Задникова // Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 1 (68). - С. 65-67.
23. Игнатов О.В. Физкультурно-оздоровительная работа учителей физической культуры в начальной школе / О.В. Игнатов // В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 34 частях. - 2013. - С. 65-66.
24. Касмалиева А.С. О модели учебно-воспитательного процесса, направленной на повышение интереса учащихся к занятиям физической культурой / А.С. Касмалиева, Д.О. Абдырахманова, Л.И. Губанова // Наука, новые технологии и инновации. - 2016. - № 4. - С. 189-192.
25. Кирякина О. В. Особенности современного урока физкультуры в начальной школе школы [Электронный ресурс]. Режим доступа https://multiurok.ru/files/osobiennostisovriemiennogho-uroka-fizkul-tury-v-nachal-noi-shkolie.html
26. Ковтуненко А.Ю. Физиологические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы / А.Ю. Ковтуненко, Ю.П. Рыжкова, Е.В. Головко // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6-0. - С. 484.
27. Лихачев Н.П. Особенности внеклассной работы по физической культуре в общеобразовательной школе / Н.П. Лихачев // В сборнике: Современные тенденции развития науки и производства Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр; Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева. - 2016. - С. 111-114.
28. Лоскутова Э.А. Занятия физической культурой с младшими школьниками в группе продленного дня: методика организации и оценка эффективности / Э.А. Лоскутова // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2018. - № 31. - С. 82-85.
29. Матвеев А.П. Самостоятельные занятия младших школьников по физической культуре как дополнительная форма освоения основ программного материала / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.А. Михайлов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 5. - С. 56-58.
30. Михайлова Н.В. Физкультурно-оздоровительные технологии в работе учителя начальной школы // учебно-методическое пособие / Н.В. Михайлова // Министерство образования и науки Российской Федерации; ГОУ "Оренбургский государственный педагогический университет". Оренбург, 2008.
31. Мухина В.М. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.М. Мухина. – М.: Академия, 2002. – 214 с.
32. Овсянников А.О. Внутришкольная спартакиада учащихся как средство реализации образовательного стандарта второго поколения / А.О. Овсянников // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - № 3 (8). - С. 408-409.
33. Правдов Д.М. Модель открытого физкультурно-образовательного пространства педагогического вуза / Д.М. Правдов, А.С. Махов, О.Н. Степанова, Н.Е. Хромцов, А.В. Корнев, А.А. Чистякова, В.В. Гунин. - Шуя, 2013. – 142 с.
34. Правдов Д.М. Организация двигательной и познавательной деятельности детей с применением компьютерных технологий / Д.М. Правдов, Ю.Н. Ермакова // Культура физическая и здоровье. -2010. - № 1. - С. 13-15.
35. Раджапов У. Р., Зайниддинов Т. Б. Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы [Электронный ресурс]. Режим доступа https://moluch.ru/th/4/archive/52/1696/
36. Сергеева Б.В. Способы формирования здорового образа жизни младших школьников / Б.В. Сергеева, В.В. Токарева // Проблемы педагогики. - 2017. - № 1 (24). - С. 15-18.
37. Силованова И.М. Определение уровня методической подготовленности родителей детей младшего школьного возраста по физическому воспитанию и здоровому образу жизни / И.М. Силованова, Н.Ю. Иванова, А.И. Сергеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 194-197.
38. Славнова М. Ю. Планирование самостоятельной деятельности по физической культуре учащихся начальной школы с опорой на учебную мотивацию [Электронный ресурс]. Режим доступа disserCat http://www.dissercat.com/content/planirovanie-samostoyatelnoi-deyatelnosti-po-fizicheskoikulture-uchashchikhsya-nachalnoi-s-0#ixzz5dPxkqgn1
39. Срулевич С.А. Динамика показателей уровня физического здоровья детей младшего школьного возраста / С.А. Срулевич, Ж.Н. Власова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 3. - С. 17-18.
40. Столяров В.И. Фундаментальные теоретические основы современной системы комплексного физического воспитания / В.И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 2. – С. 2-6
41. Столяров В.И. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ) / В.И. Столяров, С.А. Фирсин, С.Ю. Баринов. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2012. – с. 129-131
42. Тамунян Г.С. Физическая культура учащейся молодежи: концептуальные основы научных исследований / Г.С. Тамунян // Теория и практика физической культуры, 1993. - №4.
43. Федулина И. Р. Подготовка будущих учителей к руководству физкультурно-оздоровительной деятельностью школьников / И.Р. Федулина: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Уфа, 2001.
44. Фирсин С.А. Отношение детей и молодежи к занятиям физического воспитания в досуговой деятельности / С.А. Фирсин // Наука и мир: Международный научный журнал. –№ 1 (1), 2013.
45. Хилько М.К. Возрастная психология: краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 416 с.
46. Чернецова Л.В. Валеологические подходы в системе естественного оздоровления детей. / Л. В. Чернецова, М. Н. Канкасова. // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. докл. В Междунар. науч. -практ. конф. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2006.
47. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пос. / Б. Н. Чумаков // М.: Педагогическое общество России. - 2-е изд. испр. идоп., 2011. - 407 с.