Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Переход России к рыночным механизмам регулирования хозяйственной деятельности обусловил появление и развитие конкурентной среды и усилил воздействие экономических рисков взаимодействия потребителей на рынке. Современное состояние различных отраслей народного хозяйства характеризуется значительным обострением борьбы ее участников за привлечение потребителей продукции, а значит, появляется необходимость более полного удовлетворения запросов потребителей в условиях усиления воздействия экономических рисков взаимодействия потребителей на рынке. В связи с этим изучение характерных особенностей поведения отдельных групп потребителей на рынке, а также факторов потребительского выбора продукции приобретает высокую актуальность.
Анализ и оценка экономических рисков имеет большое значение при обосновании управленческих решений, как стратегического характера, так и на всех стадиях краткосрочного планирования деятельности организации. Ошибочность в этом вопросе может стать фатальной для деятельности компании. Финансовый риск является наиболее частой ситуацией экономического риска. При этом финансовый риск организации представляет собой вероятность проявления негативных финансовых последствий в форме потери капитала и дохода в нестабильной ситуации.
Риск подлежит управлению, то есть использованию различных мер, которые позволяют в некоторой степени планировать наступление рискового события и разрабатывать мероприятия по уменьшению степени риска. Поэтому, неблагоприятная ситуация в экономике Российской Федерации, внутри которой функционирует компания, формирует необходимые условия для периодического проведения анализа финансового состояния. На финансовые результаты компании влияют последствия финансовых рисков, они приводят не только к некоторым финансовым потерям, но и вызывают банкротство организации.
Актуальность проблемы управления финансово-экономическими рисками в деятельности организации обусловлена целым рядом факторов внешней и внутренней среды, большую часть которых трудно спрогнозировать, но которые способны негативно отразиться на финансовой деятельности компании. Риск – оборотная сторона свободы предпринимательства, риск – это и есть необходимость самостоятельного принятия решения в условиях неопределенности, когда предсказать последствия принятого решения практически невозможно.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ, оценка и разработка предложений по минимизации экономических рисков организации при взаимодействии с другими ключевыми участниками на рынке – ее потребителями. Исследование будет проводиться на примере рынка транспортных услуг.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы решаются следующие задачи:
- изучение экономической сущности рисков и их классификации;
- изучение методов оценки экономических рисков и политики их управления;
- проведение анализа экономической составляющей потребительского поведения на примере рынка транспортных услуг;
- анализ предпочтений потребителей транспортных услуг с целью минимизации воздействия экономического риска;
-разработка рекомендаций по внедрению мероприятий по минимизации экономического риска.
Объектом исследования выступит транспортно-логистическая отрасль на примере железнодорожной компании ОАО «РЖД».
Предметом исследования данной работы являются экономические риски исследуемой транспортной компании.
Теоретической основой исследования являются работы зарубежных и отечественных авторов по рассматриваемым вопросам, нормативные и законодательные акты Российской Федерации, официальные инструктивно-методические материалы, данные официальной статистики и публикации в периодической печати.
Методической основой написания выпускной квалификационной работы являются различные виды анализа (логический, структурный, факторный, системный, сравнительный), методы анализа рынка, технико-экономические расчеты, методы оценки экономической эффективности управленческих решений.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы 70 страницы.
Во введении обоснована актуальность данной дипломной работы, поставлены цели и задачи для исследования. В первой главе рассмотрены экономическая сущность рисков и их классификация, методы оценки и управления рисками, роль и значение потребительских предпочтений в процессе осуществления коммерческой деятельности. Во второй главе дана детальная характеристика потребительского поведения на мировом и российском рынке транспортных услуг, а также проведен анализ взаимосвязи экономических рисков взаимодействия потребителей на рынке транспортных услуг на примере ОАО «РЖД». В третьей главе будет изучен вопрос лояльности потребителей транспортных услуг с целью снижения влияния экономического риска на примере программы лояльности ОАО «РЖД» и даны рекомендации по внедрению мероприятий по минимизации экономического риска. В заключении автором подведены итоги данной выпускной квалификационной работы и проанализирована ее практическая значимость.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ
1.1 Экономическая сущность рисков и их классификация
Понятие «риск», как утверждают филологи, появилось в европейских языках довольно поздно, в конце XV в. Основными сферами его применения стали мореплавание и морская торговля. Примерно с этого времени возникло интуитивное различие между опасностью и риском. Один из современных авторов формулирует его таким образом: «Здесь есть две возможности. Либо возможный ущерб рассматривается как следствие решения, т.е. вменяется решению. Тогда мы говорим о риске, именно о риске решения. Либо же считается, что причины такого ущерба находятся вовне, т.е. вменяются окружающему миру. Тогда мы говорим об опасности» [24, с. 9].
Основная цель предпринимательства в условиях конкурентной борьбы проявляется в получении максимальных доходов при минимальных затратах капитала. При исполнении данной цели требуется соизмерение величины авансированного (вложенного) в производственную деятельность капитала с размерами финансовых результатов от этой деятельности.
К тому же, при исполнении каждого вида хозяйственно-финансовой деятельности существует объективный риск (опасность) потерь, которые обусловлены спецификой конкретной компании. Риск представляет собой вероятность появления убытков, потерь, недопоступлений планируемой прибыли, доходов. Потери, которые возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, можно разделить на финансовые, трудовые и материальные.
Под финансовыми потерями подразумевается денежный ущерб, нанесенный организации в следствие следующих факторов:
- незапланированные и непредусмотренные платежи (штрафы, дополнительно начисленные налоги);
- утрата денежных средств (утеря, кража, мошеннические действия с банковским счетом и пр.);
- неполучение или недополучение прибыли из предусмотренных источников (снижение выручки, отсутствие оплаты за поставленный товар или оказанную услугу);
- невозвратные долги;
- инфляция, колебания курсов валют;
- изменение международного и внутреннего законодательства, затрагивающее рассматриваемую сферу в частности, и экономику в общем (введение пошлин, частичная или полная национализация, санкции);
- судебные издержки (расходы на ведение дела, заморозка банковских счетов и пр.)
Трудовые потери представляют собой потери рабочего времени в следствие случайных, непредвиденных обстоятельств. Данные потери измеряются в человеко-часах, человеко-днях или часах рабочего времени. В стоимостные показатели пересчет производится путем умножения суммарных потерь времени на стоимость одного рабочего часа.
Материальные потери проявляются в дополнительных затратах или прямых потерях, связанных с выходом из строя или порчи оборудования, утраты имущества, изготавливаемой или хранящейся продукции, сырья, материалов и энергии. Материальные потери измеряются как в физических единицах веса, объема, площади так и в стоимостном выражении.
Понятие риска в современных экономических трудах не является однозначным и окончательно установившимся. То же самое относится и к определению риска в различных словарях.
Понятие риска всегда связано с возможностью выбора определенного варианта развития события (альтернативы), который уточняется в определении меры риска, как в абсолютном, так и в относительном значении, фиксирующей результаты деятельности организации:
-это может быть финансовое состояние коммерческой организации (риск потери ликвидности и т.д.);
- ожидаемый доход (убыток) от предпринимательской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной дипломной работе автором рассмотрены и проанализированы ключевые аспекты влияния потребительского поведения на экономические риски транспортно-логистической отрасли.
Для любого вида предпринимательской деятельности присущи риски, которые предприятия осуществляют на свой страх и риск, с целью систематического извлечения прибыли. Риски имеют обширную классификацию по ряду параметров, в настоящее время разработаны методы их выявления и превентивные методики по предотвращению или минимизации рисков.
Риски затрагивают каждую функциональную область бизнеса компании. Риск существует при исполнении каждого вида хозяйственно-финансовой деятельности как объективная опасность потерь, которые обусловлены спецификой конкретной компании и представляет собой вероятность появления убытков, потерь, недопоступлений планируемой прибыли, доходов. Основой финансового риска является совокупность финансовых факторов, определяющую реальные события финансового сектора экономики во взаимодействии с внешними и внутренними условиями функционирования организаций.
Таким образом, для эффективного управления рисками транспортной сферы огромное значение имеет выявление, идентификация, анализ и ранжирование по важности факторов, оказывающих влияние на общий уровень финансового риска. Меры по устранению и минимизации риска включают выбор и обоснование предельно допустимых уровней риска, выбор методов снижения риска, формирование вариантов рискового вложения капитала, оценку их оптимальности на основе сопоставления ожидаемой отдачи и величины риска.
В настоящее время транспортно-логистическая сфера проходит через процесс цифровой трансформации на основе внедрения цифровых технологий во все аспекты деятельности логистических организаций. В целях интенсификации цифровой трансформации организациям данной сферы необходимо проводить процесс оптимизации производительности своей деятельности на основе мониторинга информации, имеющейся в собственных базах данных. Организациям логистической сферы в целях поддержания и повышения своей конкурентоспособности необходимо провести анализ существующих бизнес-процессов, оценить потребность в нововведениях и начать реализацию процесса цифровой трансформации как на основе внедрения современных технологических достижений науки и техники, так и с помощью совершенствования кадрового потенциала, системы управления, корпоративной культуры и других областей деятельности организации. Транспортно-логистическая сфера должна развиваться одновременно с другими отраслями, так как полномасштабная цифровая трансформация экономики невозможна без внедрения цифровых технологий в сферу, обеспечивающую кооперацию всех отраслей экономики.
При анализе взаимосвязи экономических рисков взаимодействия потребителей на рынке транспортных услуг на примере ОАО «РЖД» выявлено, что значительную роль сохраняют рыночные риски, такие как неблагоприятная экономическая ситуация в ближайшие годы, падение сырьевых цен, опережающее развитие других транспортных систем (автодорожной и трубопроводной инфраструктуры) и агрессивная политика глобальных и локальных конкурентов.
Проведение системных работ по повышению качества транспортного обслуживания клиентов ОАО «РЖД», направленных на расширение видов предоставляемых услуг, повышение качества перевозки, их привлекательности для пассажиров. При этом снижение финансовых показателей обусловлено снижением покупательной способности населения и проблемами при реализации курсирования поездов пригородного сообщения из-за снижения финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации, также увеличение доли пассажироперевозок на путях дальнего следования воздушным транспортом.
Программа лояльности «РЖД Бонус» является одним из ключевых инструментов привлечения и удержания и увеличение количества потребителей услуг ОАО «РЖД», повышению ее эффективности и качества обслуживания, что положительно влияет на финансовые показатели компании, а следовательно, снижает ее экономические риски. Использование совместной с Альфа-Банком программы позволяет ОАО «РЖД» расширить свою клиентскую базу за счет держателей кредитных карт банка и привлечь дополнительные средства.
В параграфе 3.2 автором была предложены такие меры по минимизации рисков ОАО «РЖД», как внедрение новых специалистов и обширная рекламная кампания. Произведенный предварительный расчет показал, что внедрение новых специалистов и рекламная кампания позволили увеличить уровень транспортного обслуживания и эффективность деятельности предприятия в целом.
Таким образом, цели и задачи, поставленные в данной дипломной работе, выполнены в полном объеме.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: в 4 ч.; по сост. на 20 января 2017 г. – Москва: Эксмо, 2017. – 640 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: в 2ч.; по сост. на 20 февраля 2017 г. – Москва: Проспект 2017. – 1040 с.
3. Астраханцева, И.А. Финансовая аналитика риск-менеджмента: обобщение и развитие опыта/ И.А. Астраханцева, И.Н. Коюпченко// Финансовая аналитика: проблемы и решения.- 2015.- №25. –С.70-77.
4. Атапина, Н.В. Сравнительный анализ методов оценки рисков и подходов к организации риск-менеджмента / Н.В. Атапина, В.Н. Кононов // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. – 2013 – №5. – С. 235-243.
5. Балдин, К.В. Управление рисками: учеб.пособие / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 с.
6. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: теория и практика / И.Т. Балабанов, Е.С. Стоянова. – Москва : Перспектива, 2012. – 656 с.
7. Безденежных, В.М. Проектирование систем управления рисками организации: учебник / В.М. Безденежных, В.А. Дадалко, Н.Г. Синявский. – Москва: КНОРУС, 2017. – 272 с.
8. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента: учебный курс для вузов/ И.А. Бланк.– Киев: Эльга, – 2012. – 656 с.
9. Васин, С.М. Управление рисками на предприятии: учебное пособие / С.М. Васин, В.С. Шутов. – Москва :КноРус, 2016. – 299 с.
10. Гамза, В.А. Риск-менеджмент: учебник / В.А. Гамза, В.Н. Вяткин, Ф.В. Маевсчкий. – Москва: Юрайт, 2015. – 353 с.
11. Грибов, В.Д. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учебное пособие / В.Д. Грибов. – Москва:КноРус, 2017. – 291 с.
12. Губанов, Р.С. Страхование финансовых рисков как метод риск-менеджмента / Р.С. Губанов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2014. – №8. –С.8-35.
13. Илышева, Н.Н. Стратегический анализ риск-системы предприятия как новое направление экономического анализа / Н.Н. Илышева // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 14. – С. 12-19.
14. Ковалев, В.В. Основы теории финансового менеджмента: учебно-практическое пособие / В.В. Ковалев. – Москва: Проспект, 2014. – 534 с.
15. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие/ В.В. Ковалев. – Москва: Проспект, 2015. – 1024 с.
16. Кричевский, М.Л. Финансовые риски: учебное пособие / М.Л. Кричевский. – Москва: КноРус, 2017. – 244 с.
17. Кудина, М.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.В. Кудина. – 2-e изд. – Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2012. – 256 с.
18. Ланкина, С.А. Классификация и проблемы оценки рисков промышленного предприятия / С.А. Ланкина, В.И. Флегонтов // Ноуковедение. – 2015. – № 3. – с.5-7
19. Лукасевич, И.Я. Финансовый менеджмент / И.Я. Лукасевич. – Москва: Национальное образование, 2013. – 768 с.
20. Лысенко, Д.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Д.В. Лысенко. – Москва: ИНФРА-М, 2012. – 372 с.
21. Мазурина Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учебник / Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай, В.С. Гроссу. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 582 с.
22. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахина, А.С. Максименко, С.В. Панасенко. – Москва:КноРус, 2017. – 496 с.
23. Клюев, А.И. Технология перевозки грузов : учебное пособие / А.И. Клюев ; Министерство транспорта Российской Федерации, Московская государственная академия водного транспорта. - М. : Альтаир : МГАВТ, 2005. - 86 с. : ил.,табл., схем. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430636 (29.05.2016).
24. Курьянов В.К. Транспортная логистика [Электронный ресурс] / В.К. Курьянов; А.В. Скрыпников; С.И. Сушков. Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2005. – 252 с.Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142449.
25. Левкин, Г.Г. Основы логистики: учебник / Г.Г. Левкин, А.М. Попович. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 387 с.: ил., схем., табл. –Библиогр.: с. 361-362. – ISBN 978-5-4475-5187-2; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363011 (29.03.2016)
26. Логистика: учебное пособие / В.И. Маргунова, Н.В. Оксенчук, Н.Л. Каунова и др.; под ред. В.И. Маргунова. – 2-е изд., испр. – Минск:Вышэйшая школа, 2013. – 512 с. – ISBN 978-985-06-2283-9; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235763 (09.04.2016)
27. Неруш Ю.М. Практикум по логистике / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш. М.: Проспект, 2008. – 304 с.
28. Перевозимые грузы // Грузовые перевозки. - http://cargo.rzd.ru
29. ПетровА.Н.Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. –Спб.: Питер, 2005. – 496 с.
30. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 N 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации в 2008-2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года») // КонсультатнПлюс. –http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92060/
31. Резер С.М., Родников А.Н. Логистика. Словарь терминов. М.: ВИНИТИ РАН, 2007. – 412 с.
32. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (основные положения) // Документы «РЖД». –http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&id=6396
33. Учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы по дисциплине «Логистика в транспортных системах» / Р.С. Саттаров, Р.С. Симак, И.А. Терёхин; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2015. – 19 с.
34. Экономика и бизнес. –http://tass.ru
35. Яшин, А.А. Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем: учебное пособие / А.А. Яшин, М.Л. Ряшко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. – 53 с.: схем., табл. –Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-7996-1222-1; То же [Электронный ресурс]. –URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276018(29.05.2016)
36. Краткий Оксфордский словарь современного английского языка [Электронный ресурс] TheOxfordEnglishDictionary. OxfordDictionaries.Дата обращения 16 августа 2019.
37. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.
38. Аблязов Т.Х. и др. Национальные приоритеты России: история и современность. Самара, 2018. – 136 с.
39. Вишнивецкая А.И., Аблязов Т.Х. Ключевые направления цифровой трансформации строительных организаций // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. №4 (38). – С. 31-36.
40. Дунаев О.Н., Кулакова Т.В. Транслогистическая платформа: развитие логистических информационных платформ // Транспорт Российской Федерации. 2016. № 1 (62). – C. 36-39.
41. Дунаев О.Н., Нестерова Д.В. Транслогистическая платформа в развитии Евроазиатских авиатранспортных связей // Транспорт Российской Федерации. 2015. № 6 (61). – С. 32-37.
42. Золотарев М.И. Блокчейн находит точку опоры в логистике и цепях поставок // Инновации транспорта. 2018. № 1(31). – С. 18-21.
43. Коростелев В. Китайская национальная платформа для транспорта и логистики LOGINK – пример реализации цифровой экономики. 2017. URL: http://seanews.ru/2017/11/30/kitajskaja-nacionalnaja-platforma-dl/
44. Меренков А.О. Индустрия 4.0: немецкий опыт развития цифрового транспорта и логистики // Управление. 2017. №4 (18). – C. 17-21.
45. Синкин А.С. Цифровая платформа транспортного комплекса РФ. URL: https://events.ato.ru/upload/FILES/ DAF18_Sinkin_Ministry%20of%20transport.pdf
46. Скруг В.С. Цифровая экономика и логистика // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2018. №5. – С.