Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эмоции занимают важную часть жизни любого человека. При этом эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения на протяжении первых лет жизни. Эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. При этом основным инструментом эмоционального развития детей раннего возраста выступают сказки. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка, а также его нравственного развития, в том числе, и развития сопереживания.
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей имеет первостепенное значение в наше время, когда во всех сферах жизни наблюдается дефицит доброты, а времени на детей у родителей, работающих во все ускоряющемся ритме, остается все меньше.
Исследованием эмоциональной отзывчивости у детей занимались А.А. Бодалев, В.А. Сухомлинский, Э. Фромм. Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста исследовали Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина, Л.Н. Павлова, Н.Н. Авдеева, Е.О. Смирнова, Л.Н. Печора. Но, несмотря на большой интерес к данной проблеме, она по-прежнему остается недостаточно освещенной в психолого-педагогической литературе. Особенно в плане развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет необходимы новые психолого-педагогические подходы и практические наработки.
Сказкотерапия – это не только общение со своей собственной личностью, но и контакт с личностями других людей, так как сказочная метафора является эффективным способом выстраивания коммуникации между людьми.
На основании вышеизложенного, нами было определено противоречие между необходимостью развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет и недостаточным использованием возможностей сказкотерапии в данном процессе.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности сказкотерапии в развитии эмоциональной отзывчивости у детей 6-7 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможности развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет посредством сказкотерапии.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет.
Предмет исследования: сказкотерапия как средство развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет посредством сказкотерапии будет успешным, если:
– подобраны сказки для развития показателей эмоциональной отзывчивости с учетом возрастных особенностей и интересов детей 2-3 лет;
– разработан и реализован комплекс занятий по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет посредством сказкотерапии;
– проведены открытые занятия, предполагающие взаимодействие родителей и детей в процессе сочинения сказок.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет;
2) выявить уровень развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет;
3) разработать и реализовать содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет посредством сказкотерапии и определить его эффективность.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, тестирование); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составили:
– исследования особенностей эмоциональной сферы человека (А.Н. Леонтьева, Р. Левенсона, Н. Фрида, В.И. Шаховского, П. Экмана);
– исследования эмоционального развития детей раннего возраста (Н.Н. Авдеевой, Н.М. Аксариной, Г.М. Ляминой, Л.Н. Печоры, Л.Н. Павловой, Е.О. Смирновой);
– исследования развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста (А. А. Бодалев, В. А. Сухомлинский, Е. Хорберг, Э. Фромм);
– исследования, посвященные изучению возможностей сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы детей (И.Н. Тришина, И.К. Зимина, Р.М. Ткач, Т.В. Зинкевич-Евстигнеева).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей сказкотерапии в развитии эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования дополняют научные данные в области развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет и использования сказкотерапии для реализации данного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования, комплекс методов диагностики, содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет посредством сказкотерапии могут быть использованы педагогами-психологами в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальной базой является ГБОУ № 682 г. Санкт-Петербурга. В эксперименте принимали участие 20 детей 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (46 источников), 8 приложений. Работа проиллюстрирована 11 таблицами и 5 рисунками.
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет посредством сказкотерапии
1.1 Психолого-педагогические подходы к развитию эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет
В современном мире такие качества человека, как доброта и милосердие, сочувствие и внимательное отношение друг к другу постепенно теряют свою ценность. В настоящее время проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей отходит на второстепенный план, так как в образовательных организациях на начальной ступени в большей степени делается акцент на получение новых знаний, передачу огромного количества полезной информации, что происходит, прежде всего, с началом обучения в школе. Действительно, согласно проведенным среди младших школьников исследованиям [28], высокий уровень эмоциональной отзывчивости характерен только для 4,2 % испытуемых. Проявление низкого уровня эмоциональной отзывчивости на переживание других людей выявлено у 37,5 % детей младшего школьного возраста. При этом учителя сосредоточены, прежде всего, на том, чтобы дети успевали со школьными предметами и вопросы эмоциональной отзывчивости отходят на дальний план. В связи с этим развитие эмоциональной отзывчивости следует начинать именно с раннего возраста.
На вопрос, какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия, психолого-педагогическая позиция дает ответ – ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.
В психолого-педагогической литературе термин «эмоциональная отзывчивость» часто связывают с термином «эмпатия». В.П. Кузьмина под эмпатией понимает особый навык личности, когда она оказывает помощь и поддержку живым или неживым существам, проявляет инициативу переживания на проблемы других [19]. В своей работе автор описывает два вида эмпатии, которые предложила выделять Т.П. Гаврилова: сочувствие и сопереживание. Сопереживание – это, по-другому, отождествление, то есть, когда человек может себя поставить на место другого субъекта личности, понять его переживания и чувства, трудности в определенный момент его жизни. Сочувствие – одно из важнейших эмоциональных состояний, выражающее чувство переживания в какой-либо ситуации. Согласно исследованиям Т.П. Пашуковой, эмпатию можно рассматривать со стороны эмоционального соучастия в переживаниях других людей, возникающего в процессе межличностного взаимодействия в виде сочувствия и переживания [27, с. 197].
Так как эмоциональная отзывчивость относится к психологической сфере образования детей, то будем ориентироваться на психолого-педагогический подход. Такой подход не ограничивается интеллектуальным образованием, а принимает во внимание нравственное воспитание детей.
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет относится к проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста – существенной и вместе с тем трудной. Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным и не безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. Правильные представления о моральном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе, к своим трудовым и гражданским обязанностям должны стать для ребенка образцами для подражания. Вместе с тем у него должно быть сформировано понимание того, что хорошо и что плохо; почему одни поступки скверные, а другие заслуживают одобрения.
Важное место в дошкольной педагогике занимает художественное воспитание, оказывающее влияние не только на эстетическое, но и на умственное и нравственное воспитание ребенка.
Участие детей в различных видах художественной деятельности начинается с раннего детства. Дети слушают и рассказывают сказки, читают стихи, поют и танцуют. Даже у детей раннего возраста такого рода исполнение вызывает эмоциональные переживания разной степени выраженности и длительности. В дальнейшем проявление эмоций детей становится все более многообразным: и характер возникающих у ребенка образов (музыкальных, литературных, графических), и отношение к персонажам сказок и рассказов, и сама исполнительная деятельность (танец, песня, рассказывание) – все проникнуто детскими переживаниями, отражает их собственный социальный опыт и развивает их эмоцинальную сферу.
Художественно-эстетическое развитие стимулирует у ребенка сопереживание персонажам художественных произведений, а именно, содействует накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них.
В трудах В.И. Шаховского и его последователей разработаны основы теории эмотивности языка и ее национально-лингвальные особенности (во французском, немецком, испанском, чешском, английском, русском языках), в связи с чем результаты его исследований могут служить основой для данной работы в связи с ее билингуальным характером.
В основе теоретической позиции исследователя В.И. Шаховского лежит ряд постулатов [38].
Во-первых, в соответствии с В.И. Шаховским, эмоции представляют собой мотивационную основу для сознания и для поведения в социуме.
Во-вторых, автор убежден, что «эмоции данной языковой общности социологизированы и психологизированы, то есть обобщены видовым национальным опытом данного народа, потому они не только являются формой оценивания среды обитания того или иного языка, но и составляют значительный фрагмент этой среды обитания и картины мира» [38, с.5].
В-третьих, В.И. Шаховский согласен с отечественным психолингвистиким положением, согласно которому у слова дискурсивная природа, а значит, оно может быть средством позволяющим выразить эмоции.
В-четвертых, по В.И. Шаховскому следует провести разграничение коммуникативной эмоциональности, характеризуемой осмысленностью, от некоммуникативной.
Формирование эмоциональности происходит у ребенка постепенно (рисунок 1).
рождение 3 месяца 6 месяцев 12 месяцев 18 месяцев 24 месяца
Огорчение, плач
Гнев
Отвращение
Страх
Положительное возбуждение, удовольствие
Приподнятое настроение
Влечение к взрослым
Ревность, подозрительность
Влечение к детям
Радость
Рисунок 1 – Последовательность появления эмоций у ребенка
Как показано на рисунке 1, она начинает формироваться с первых дней жизни ребенка и к 2-летнему возрасту почти полностью сформированы базовые эмоциональные реакции. Таким образом, начинается новый этап формирования эмоциональности ребенка. Наступает периодом интенсивного усвоения моральных норм и развития моральных эмоций: сопереживания сверстнику, правдивости, симпатии, дружбы и чувства справедливости. Именно в этот период формируется эмоциональная отзывчивость.
Ряд исследователей, таких, как И.В. Груздова, считает, что в формировании отзывчивости ребенку помогают произведениях искусств, посредством которых происходит выражение чувств к живому [11].
С.А.Курносова, в свою очередь дает определение эмоциональной отзывчивости как важной составляющей такого понятия, как «общество знаний» [21].
С позиций нравственного воспитания рассматривают эмоциональную отзывчивость А.В. Запорожец, Я.З. Неверович [14], М.И. Лисина, А.Е. Ольшанникова [24] и В.В. Абраменкова [1], которая подходит к вопросу отзывчивости с точки зрения развивающихся в дошкольном возрасте коллективистских отношений и гуманных чувств. Увязывают проблему эмоциональной отзывчивости с социально-коммуникативным воспитанием и зарубежные исследователи [41].
Действительно, формирование и развитие такого личностного качества, как эмоциональная отзывчивость, определяет успешность социального взаимодействия и социализации в целом растущей личности.
Между тем сенситивным возрастом для развития эмоциональной отзывчивости является именно дошкольный возраст, наиболее ограниченный в социальных контактах. Об этом писал В. А. Сухомлинский: «Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь» [33, с.23].
В дошкольном возрасте развитие моральных оценок по-прежнему неразрывно связано с оценками взрослого. Но добавляются такие источники моральных норм как художественная литература, правила игры, сверстники.
Связь эмоционального развития дошкольников с коммуникативным развитием исследована в работе С.В. Ильиной [17].
Рисунок 2 – Компоненты эмоциональной отзывчивости
По данным исследователя, основная часть дошкольников (больше половины) имеет высокий и средний уровень тревожности во время общения со сверстниками.
На рисунке 2 представлены компоненты эмоциональной отзывчивости.
Таким образом, в психолого-педагогических исследованиях эмоциональную отзывчивость (восприимчивость, чувствительность) понимают:
– как свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнёров.
– как эмоциональную реакцию на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие;
– как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.
Существует ряд исследований, посвященных изучению эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста, в частности, работы Деркунской В. А. Феномен доброты и отзывчивости у современных дошкольников, где автор раскрывает особенности социализации детей дошкольного возраста, акцентируя внимание на таких качествах, как доброта и отзывчивость [12], Курчатовой А. Н., исследовавшей развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста, а кроме того, работы, в которых эмоциональная отзывчивость рассматривается в контексте ее развития посредством различных средств педагогического воздействия, в частности, исследования Отмаховой Ю.С., Петуховой О. А. посвященные эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством использования фольклора на занятиях по рисованию [26], Сбоевой О.Б. анализирующие формирование эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет в процессе восприятия музыки [30], Смирновой Е.О., рассматривающей сюжетную игру как фактор становления межличностных отношений дошкольников [31] и др.
Из всех вышеперечисленных исследований можно сделать вывод, что в целом для помощи в формировании эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста применяются такие инструменты как:
– беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;
– тематические словесные, настольные, подвижные игры;
– рисование эмоций;
– проигрывание этюдов;
Однако, когда речь идет о детях 2-3 лет, которые верят в чудо и волшебство, инструментом, благодаря которому можно достичь хороших результатов в плане развития эмоциональной отзывчивости, может стать сказкотерапия, возможности которой в этом аспекте и в работе с детьми данного возраста недостаточно изучены.
1.2 Сказкотерапия как средство развития эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет
Сказкотерапия – это метод «лечения», воздействия сказкой. Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен этот метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания детей [4].
Метод сказкотерапии появился в конце ХХ века с работ М. Эриксона, продолжением которых стали исследования отечественных ученых И.В. Вачкова, С.К. Нартовой-Бочавер, Д.Ю. Соколова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [15, с. 134].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
2. Андреенко Т.А., Алекинова О.В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. - СПб.: ООО "Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2014. 96 с.
3. Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев // Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с. - Текст : непосредственный
4. Болотова М. С., Казакова Т. Н., Полубояринова Н. И. Сказкотерапия в детском саду [Сайт], - URL : https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41519475_10745370.pdf (дата обращения 22.02.2020) . – Текст : электронный.
5. Волкова Г. А. Методика изучения мимической моторики [Электронный ресурс] http://www.winpsychology.ru/plws-494-2.html (дата обращения 04.04.2020)
6. Воспитание детей раннего возраста/ Аксарина Н.М. - М: Просвещение, 1981. - Текст : непосредственный.
7. Воспитание и развитие детей раннего возраста, под ред. Г.М.Ляминой. -М.: Просвещение, 1981. - Текст : непосредственный.
8. Воспитание и обучение детей раннего возраста, под ред. Л.Н.Павловой. -М.: Просвещение, 1986. - Текст : непосредственный.
9. Воспитание детей раннего возраста/ Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н.Галигузова и др. - М.: Просвещение. Учебная литература, 1996. - Текст : непосредственный.
10. ГБОУ № 682 г. Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] http://www.rostok682.spb.ru/index.php/ofitsialnaya-informatsiya/osnovnye-svedeniya
11. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.
12. Деркунская В. А. Феномен доброты и отзывчивости у современных дошкольников [Сайт], - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29326506 (дата обращения 22.02.2020) . – Текст: электронный.
13. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/ Печора Л.Н., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. - М.: Просвещение, 1986. - Текст : непосредственный.
14. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. М., 1985.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.В. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2018. – 320 с.
16. Зимина А. Н. “Народные игры с пением”.-Москва, “Издательство ГНОМ и Д”, 2000 г. - Текст : непосредственный.
17. Ильина С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Курск, 2009.
18. Карпова Ю.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 3–7 лет : методическое пособие / Ю.В. Карпова. — М., 2015. — 440 с.
19. Кузьмина, В. П. Теоретический аспект исследования эмпатии как актуальная проблема современной психологии / В. П. Кузьмина // Вестник ВятГУ. – 2007. – С. 107–112.
20. Кукушкина В. С. Педагогические технологии: учеб. пособие/под ред. В.С. Кукушина. -М.: ИКЦ «МарТ», 2004. -336 с.
21. Курносова С.А. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости // Начальная школа: плюс-минус. 2008. № 4.
22. Курчатова А. Н. Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста [Сайт], - URL : https://urok.1sept.ru/статьи/314281/ (дата обращения 22.02.2020) . – Текст: электронный.
23. Леонтьев А. Н. Классификация эмоций: [Сайт], - URL : http://pedlib.ru/Books/3/0307/3_0307-1.shtml (дата обращения 24.12.2019) . – Текст : электронный.
24. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
25. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития https://books.google.ru (дата обращения 22.02.2020) . – Текст: электронный.
26. Отмахова Ю.С., Петухова О. А. Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования фольклора на занятиях по рисованию дошкольников [Сайт], - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37252393 (дата обращения 22.02.2020) . – Текст: электронный
27. Пашукова, Т. И. Механизмы и функции эмпатии / Т. И. Пашукова, Е. А. Троицкая // Вестник МГЛУ, 2010. – № 586. – С. 197–209.
28. Савинова Т. В., Кошкина Е. В. Развитие эмпатии младших школьников средствами сказкотерапии [Сайт], - URL : https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35598328_75022256.pdf (дата обращения 22.02.2020) . – Текст: электронный.
29. Семаго Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика Эмоциональные лица. М. 2007, 17с.
30. Сбоева О. Б. Формирование эмоциональной отзывчивости у детей 2-3 лет в процессе восприятия музыки (в условиях дома ребёнка) [Сайт], - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23870451 (дата обращения 22.02.2020) . – Текст: электронный
31. Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников [Сайт], - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17742211 (дата обращения 22.02.2020) . – Текст: электронный
32. Сухомлинский В. А. Избранные произведения в пяти томах / В. А. Сухомлинский. - Киев: «Радянська школа», 1979-1980. - Текст : непосредственный.
33. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну / В. А. Сухомлинский. – Киев : Рад. шк., 1985. – 557 с.
34. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с.
35. Тришина И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством сказкотерапии // Педагогика и Психология: актуальные вопросы теории и практики 2015. С. 177-179.
36. Торопова, М. С. Формирование чувства эмпатии у младших школьников на основе сказочного материала / М. С. Торопова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 4051–4055.
37. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – с. 664 с. Текст : непосредственный.
38. Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. - М. : Гнозис, 2008. - 416 с- Текст : непосредственный.
39. Animation Project [Электронный ресурс] https://tinkerlab.com/easy-stop-motion-animation-kids/ (дата обращения 31.03.2020).
40. Ekman P. 1992. An argument for basic emotions. Cognition and Emotion 6: 169-200. - Текст : непосредственный.
41. Frijda N.H. 1986. The emotions. Cambridge, England: Cambridge University Press - Текст : непосредственный.
42. Horberg EJ, Oveis C, Keltner D. 2011. Emotions as moral amplifiers: An appraisal tendency approach to the influences of distinct emotions upon moral judgment. Emotion Review 3: 237-44. - Текст : непосредственный.
43. Levenson RW. 1994. Human emotion: A functional view. In The nature of - Текст: непосредственный.
44. Stop motion [Электронный ресурс] https://en.wikipedia.org/wiki/Stop_motion (дата обращения 20.12.2019).
45. Stop Motion Animation project [Электронный ресурс] https://www.cloudstopmotion.com/?gclid=CjwKCAiAi4fwBRBxEiwAEO8_HrRqCd94e5xyAix-QJQtK7JdZ8ARBKG5QNwGOlmvq0pXIHzwJ8fV3hoCmjMQAvD_BwE (дата обращения 20.12.2019).
46. YouTube. Stop Motion Animation [Электронный ресурс] https://youtu.be/Xvb4-FfPR68 (дата обращения 20.12.2019).