Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Собственность традиционно относится к важнейшим элементам национальной экономики и затрагивает проблемы политики и социальных отношений. Формы централизованного и индивидуального использования собственности, средств производства, недвижимости определяют сущностные характеристики общественного строя. Процесс и результативность реформирования экономики тесно связаны с эффективностью управления собственностью как на федеральном, так и субфедеральном уровнях.
Разнообразие форм собственности в современном российском государстве является одним из факторов экономического развития. Реформирование отношений, возникающих в сфере управления государственной и муниципальной собственностью, необходимо с целью повышения экономической и социальной эффективности общественного производства. Государственная и муниципальная собственность представляет собой особую инфраструктуру, способствующую выполнению социально значимых и стратегических функций государства в тех отраслях, в которых установление права частной собственности невозможно.
В числе сложных и актуальных на сегодняшний день проблем, с решением которых связаны процессы стабилизации отечественной экономики и ее последующее устойчивое развитие, необходимо выделить такой аспект, как управление государственным имуществом. Это связано, в первую очередь с тем, что именно государственное имущество выступает материальной основой выполнения государством своих социально-политических функций, а также мощным экономическим инструментом для корректировки действий рыночных структур. В условиях ужесточения требований к эффективности государственного управления особое значение приобретает качество управления государственным имуществом, которое во многом зависит от степени эффективности взаимодействия между соответствующими органами.
Степень изученности проблемы. На сегодняшний день наиболее значительными научными трудами в сфере управления государственным имуществом (посвященных, в частности, особенностям взаимодействия органов власти при осуществлении управления государственным имуществом) являются работы следующих ученых: Воропаев М.А., Зеленцов А.В., Козельская И.Н., Козельский А.В., Султанова Э.Р. и др.
Объект исследования – государственное имущество Свердловской области.
Предмет исследования – эффективность деятельности органов государственной власти по управлению имуществом Свердловской области.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать эффективность органов государственной власти при управлении государственным имуществом Свердловской области, а также выявить существующие проблемы и определить пути их решения.
Цель обусловила выполнение следующих задач:
- раскрыть понятие и функции государственной собственности;
- проанализировать основные нормативно-правовые акты, регулирующие управление государственной собственностью,
- определить компетенции Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
- проанализировать финансово – экономические показатели в сфере управления государственным имуществом Свердловской области,
- выявить проблемы управления государственным имуществом и разработать пути их решения.
При написании выпускной квалификационной работы использованы нормативные и правовые акты, регулирующие данную сферу, труды российских специалистов, учебники, статьи периодических изданий, ресурсы интернета, документы, регламентирующие управление государственной собственностью в Свердловской области.
Методы исследования: статистический и экономический анализ, сравнение, методы дедукции и индукции.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списки источников литературы.
В первой главе раскрыто понятие и функции государственной собственности, проанализированы основные нормативные правовые акты, регулирующие собственность государства. Во второй главе проанализирована деятельность Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, рассмотрены основные показатели в сфере управления госимуществом области. В третьей главе обозначен круг проблем в данной области и намечены пути устранения проблемных мест. В заключение подведены итоги исследования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
1.1 ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В сложившейся структуре экономических отношений государственная собственность является формой собственности, целью которой служит общенародное присвоение имущества, отделённого от имущества других организаций и граждан. Столкновение государственных и общенародных интересов в сфере присвоения материальных благ опирается на конституционное положение, в котором указано, что единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3 Конституции РФ) [1, с. 6].
Отметим, что в соответствии с положениями ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации, государственное имущество определяется как имущество, которое принадлежит на основе права собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам [2]. Важно при этом отметить, что земля и прочие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, также являются государственным имуществом.
Е.В. Разумова в своей исследовательской работе выделила несколько подходов к понятию государственной собственности [21, c.82]. Ресурсный подход рассматривает государственную собственность в качестве принадлежащего государству имущества, в которое включены естественные ресурсы и недвижимое имущество. Функциональный подход определяет государственную государственность как процесс, направленный на реализацию общенациональных интересов. Имеет место и институциональный подход, выражающий понятие государственной собственности через совокупность правил и норм, нацеленных на регулирование и защиту доступа государства к определенному набору ценностей.
Также автор выделяет социально ориентированный подход, в рамках которого государственная собственность – это общественно-правовая форма отношений, складывающихся между гражданским обществом и иными субъектами экономических отношений, которые формируются на основе присвоения общественных благ и их использования в интересах развития отдельной личности и общества в целом.
Следует также выделить тот факт, что во всех типах собственности, большое количество объектов может быть использовано для личных целей гражданами, но только в том случае, если будет пройдена процедура приватизации.
В целом управление государственным имуществом осуществляется на основе принципа разграничения. Это подразумевает, что целенаправленное влияние на объекты использования госимущества (разумеется, в интересах самого государства) базируется на определенных правилах, требованиях и условиях и соответствует принципу разграничения предметов ведения между органами власти. Кроме того, также обязательно должны учитываться интересы населения.
Целесообразно подчеркнуть, что управляют государственным имуществом субъектов РФ государственные органы субъектов Российской Федерации (согласно принципу разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ).
В управлении государственным имуществом в Российской Федерации определены следующие цели (рисунок 1).
Рисунок 1 – Цели управления государственным имуществом [14, с.5]
Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи, которые раскрыты на рисунке 2. Как следует из приводимого перечня целей и задач государственной политики в области управления собственностью, цели управления объектами государственной собственности должны формироваться во взаимосвязи с целями управления объектами всех других форм собственности. Таким образом, управление государственной собственностью призвано способствовать воздействию посредством государственной собственности на объекты других форм собственности для решения общегосударственных проблем создания устойчивых предпосылок роста производства и развития экономики и на этой основе выполнения социальных программ.
Рисунок 2 – Задачи органов власти по управлению государственным имуществом [26, c.12]
Выбор форм и методов использования собственности определяется рядом факторов: объемом и характером имеющейся в распоряжении органов власти и управления собственности (по своему характеру объекты собственности могут выступать в качестве инфраструктуры, источника доходов, залоговой стоимости и др.); объемом компетенции органов управления по функциональному использованию собственности, установленным и регулируемым законодательством; наличием институтов и организаций в сфере управления собственностью, а также квалифицированных кадров.
В основу управления государственным имуществом положены следующие принципы управления, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач (рис.3).
Рисунок 3 – Принципы управления государственной собственностью [35, c.17]
Проблема управления собственностью тесно связана с инвестициями, привлечением отечественного и иностранного капитала. В условиях интенсивной интеграции России в систему международного разделения труда, объективной необходимости достижения высоких темпов экономического роста требуется обоснованная, имеющая заданный, но в то же время адаптационный характер, активная государственная политика. Она должна быть направлена на экономное расходование национальных ресурсов, основных фондов в среднесрочной и долгосрочной перспективе, стимулирование инвестиций в приоритетные отрасли народного хозяйства.
Общие инструменты управления государственным имуществом — это существующие, закрепленные в правовых актах нормы и правила управленческой деятельности; имеют форму законов, уставов, инструкций, ограничений и т. д.
В целом, при управлении государственным имуществом, большинство российских экспертов (в частности, к ним относятся Султанова Э.Р. и Рожков Е.В.) считают, что на современном этапе значительно снижается качество управления государственным имуществом в целом, основными причинами указанной проблемы выступают [19, c.170]:
1. Отсутствие четко закрепленных в законодательстве прав и обязанностей при управлении государственным имуществом в структуре органов власти.
Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Однако даже на сегодняшний день все еще не установлено четкое законодательное разграничение прав и обязанностей при управлении государственным имуществом между структурами органами власти. Ярким примером является тот факт, что практически все федеральные органы разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы и принимают решения в отношении конкретных объектов федеральной собственности [20].
2. Отсутствие закрепленного в законодательстве механизма изъятия государственного имущества при передаче его в собственность органам управления государственным имуществом.
Отметим, что механизм принудительного изъятия имущества у федеральных учреждений неиспользуемого либо неэффективно используемого федерального имущества в настоящее время реализовать затруднительно по причине несовершенства федерального законодательства и отсутствия чётких полномочий указанных органов в данном направлении.
Наряду с Росимуществом полномочиями в части управления и распоряжения федеральным имуществом наделён ряд органов исполнительной власти, например, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет передачу федерального имущества на иной уровень собственности без согласования с Росимуществом и не учитывает потребность иных органов власти, к примеру, дополнительных помещениях [21]. Это снижает эффективность управления государственным имуществом в целом, качество взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления, а также уменьшает наполняемость федерального бюджета в частности.
Все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, считается федеральным. Последнее разделено на федеральное имущество и имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Российской Федерации. В свою очередь субъект федерации вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность [21, с.4].
Отношения собственности занимают в региональной структуре особое место, так как пронизывают практически все отношения. В регионах пересекаются интересы субъектов хозяйствования всех форм собственности. При этом от лица основного субъекта региона – населения – выступают региональные органы управления.
В законодательстве определено, что в собственности субъекта РФ может находиться только (рис.4):
– имущество, необходимое для осуществления полномочий в рамках предметов ведения субъектов РФ, а также в рамках полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ;
– имущество необходимое для осуществления отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации, возложенных на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ;
– имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта РФ, государственных гражданских служащих субъекта РФ, работников государственных унитарных предприятий и государственных учреждений субъекта РФ.
Рисунок 4 – Объекты государственной собственности субъекта Российской Федерации [36]
Структура собственности позволяет не только получить более полное представление о соответствующей территориальной системе, но и понять взаимосвязь и обусловленность характера функционирования этой системы.
В статье 26.12 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта.
Под управлением государственной собственностью субъекта РФ понимается осуществляемая от имени субъекта РФ и в интересах его населения деятельность органов государственной власти субъекта РФ, иных органов, организаций, должностных и иных лиц по реализации в рамках их компетенции правомочий владения, пользования и распоряжения собственностью субъекта РФ.
Целями политики в области управления региональной собственностью являются:
– совершенствование структуры собственности;
– вовлечение максимального количества объектов государственной собственности субъекта РФ, управляют которыми органы власти субъекта РФ, в процесс совершенствования управления;
– повышение эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений субъекта РФ, а также эффективности использования, закрепленного за ними имущества;
– улучшение финансово-экономических показателей деятельности государственных унитарных предприятий, учреждений и коммерческих организаций, в уставных капиталах которых есть доля субъекта РФ.
На уровне региона органы государственной власти субъекта Федерации формируют механизм принятия решений, обеспечивающий выработку оптимальной стратегии управления региональной собственностью для решения общих и технологических (частных) задач, которые раскрыты на рисунке 5.
Формы управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации могут быть правовыми и неправовыми. Правовые в свою очередь, это нормативные правовые акты, регулирующий данную область. К неправовым относятся определенные действия или решения самих субъектов, распоряжения органов власти и т.п.
Принципы управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации отражены на рисунке 6.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ. [Электронный ресурс]: – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). [Электронный ресурс]: – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
4. Постановление от 14 мая 2019 г. N 272-пп об отчете об исполнении программы управления Государственной собственностью свердловской области и Приватизации государственного имущества свердловской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов за 2018 год. [Электронный ресурс]: – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
5. Устав Свердловской области от 23 декабря 2010 года N 105-ОЗ (с изменениями на 28 февраля 2019 года). [Электронный ресурс]: – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
6. Закон Свердловской области «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» от 10 апреля 1995 года N 9-ОЗ (с изменениями на 3 ноября 2017 года) «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области». [Электронный ресурс]: – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
7. Закон от 25 ноября 1994 года N 8-ОЗ «О бюджетном процессе в Свердловской области» (с изменениями на 26 марта 2019 года) . [Электронный ресурс]: – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
8. Закон от 7 июля 2004 года N 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» (с изменениями на 28 февраля 2019 года). [Электронный ресурс]: – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
9. Постановление от 26 июля 2012 года N 824-ПП «Об утверждении Положения, структуры и предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области» (с изменениями на 24 октября 2019 года). [Электронный ресурс]: – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
10. Постановление от 25 октября 2018 года N 729-ПП «Об утверждении Программы управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (с изменениями на 24 октября 2019 года). [Электронный ресурс]: – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
11. Александрова Д.А. Пределы осуществления права государственной и муниципальной собственности // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 8(28). [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://sibac.info/journal/student/28/104506 (дата обращения: 20.10.2019).
12. Андреева А.В. Эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при управлении государственным имуществом // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 27(71). [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://sibac.info/journal/student/71/150618 (дата обращения: 20.10.2019).
13. Бабун Р.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) [Текст]. Р.В. Бабун. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
14. Василевич С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. [Текст]. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
15. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: [Текст]. Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 494 c.
16. Воропаев М.А. Проблемы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ при перераспределении полномочий по распоряжению государственным имуществом // Вестник науки и образования. — №2-1 (56). — 2019.– С.19-25.
17. Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата [Текст]. Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
18. Захаров Н.И. Государственное и муниципальное управление: [Текст]. Учебник. Н.И. Захаров, В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова. - М.: Инфра-М, 2016. - 158 c.
19. Звонников В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). [Текст]: Учебное пособие / В.И. Звонников, В.И. Звонников. - М.: Инфра-М, 2017. - 368 c.
20. Зеленцов А.В. Совершенствование управления государственной собственностью региона. [Текст]. Томск: Томский государственный университет, 2013. – 180 с.
21. Игнатова Т.В., Мартыненко Т.В. О взаимодействии органов государственной власти РФ и местного самоуправления в процессе управления государственной собственностью [Текст]. / Игнатова Т.В., Мартыненко Т.В. // Экономист. — №1. — 2014. — С. 291.
22. Кашин А.В. Экономическое взаимодействие государства и бизнеса как условие формирования инновационного предпринимательства в России [Текст]. /А.В.Кашин, А.В.Кравец //Креативная экономика. — т.10. — № 2. — 2016. — С.161-172.
23. Козельская И.Н., Козельский А.В. Управление государственным и муниципальным имуществом. [Текст]: учеб. Пособие – Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. – 136 с.
24. Кормишкина Л.А. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов. [Текст]. : Учебное пособие / Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко. - М.: Инфра-М, 2018. - 416 c.
25. Липски С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба. [Текст]. / С.А. Липски. - М.: Русайнс, 2018. - 112 c.
26. Мельков С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность [Текст]. Конспект лекций: Учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. - М.: КноРус, 2018. - 294 c.
27. Мартыненко Т.В. Государственная собственность: региональный аспект. [Текст]. // Экономист. — №1. — 2019. — С. 68-75.
28. Осипова С.Б. Государственные нужды: понятие и критерии определения. [Текст]. //Legal Concept. — №1. — 2015. – С. 98-103
29. Попов Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение. [Текст]. / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. - М.: Норма, 2018. - 96 c.
30. Разумова Е.В. К вопросу об определении сущности государственной собственности. [Текст]. //Экономика и управление народным хозяйством, №9 (168). — 2015. – С. 82-89.
31. Рожков Е.В. Организация управления государственной собственностью. [Текст]. // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 6. – С. 863-874.
32. Сёмкина О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы iii международной научно-практической конференции. [Текст]. том 1 / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2018. - 172 c.
33. Сёмкина О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы iii международной научно-практической конференции. [Текст]. том 2. / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2019. - 189 c.
34. Султанова Э. Р. Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ в сфере управления государственной собственностью. [Текст]. // Право: современные тенденции:— Уфа: Лето. — 2014. — С. 56-58.
35. Сысоев П.А., Никитин А.А. Принципы и методы управления государственной собственностью // Научное сообщество студентов XXI столетия: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(42). [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://sibac.info/archive/economy/5(42).pdf (дата обращения: 20.10.2019)
36. Шаталов С.А. Особенности объектного состава муниципального имущества // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 1(45). [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://sibac.info/journal/student/45/127734 (дата обращения: 20.10.2019).
37. Официальный сайт Министерства по управлению госимуществом Свердловской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mugiso.midural.ru/ (дата обращения: 06.11.2019), свободный.