Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Малое и среднее предпринимательство (МСП) является ос-новным фактором экономического и социального благополу-чия национальных экономик. МСП, представляющие 99% всех предприятий, обеспечивающие около 60% занятости и состав-ляющие от 50% до 60% добавленной стоимости в развитых эко-номических системах, является ключевым для обеспечения устойчивого и всестороннего экономического роста. Оно игра-ет важную роль в обеспечении адаптации экономик и обществ к таким серьезным преобразованиям, как цифровизация, гло-бализация и экологическая нагрузка.
Несмотря на то, то развитие малого предпринимательства в мире продолжается, до сих пор сохраняется значительный разрыв в производительности и заработной плате с крупными фирмами, что сказывается на инклюзивности. Даже в относи-тельно крупных МСП уровень заработной платы, как правило, примерно на 20% ниже, чем в крупных фирмах, что отражает более низкие уровни производительности. И хотя наблюдает-ся значительный рост числа рабочих мест, большинство из них занимались деятельностью с относительно низким уровнем производительности и заработной платы.
В то же время, среди миллионов МСП по всему миру есть много крупных лидеров в области инноваций и производи-тельности, особенно в таких специализированных услугах, как профессиональная, научная и техническая деятельность, где размер не играет такой ключевой роли. Действительно, МСП, в том числе микрофирмы, могут быть такими же продуктивны-ми, как и крупные компании в этих областях, или даже больше.
Цифровые технологии открывают для молодых компаний и МСП новые возможности для инноваций и роста, в том числе с помощью платформ цифрового бизнеса, больших данных и Fintech. Так, в период между 2016 и 2017 годами во многих странах альтернативное финансирование в сети выросло в два и три раза, что стало поворотным моментом в диверсификации источников и инструментов финансирования МСП.
Тем не менее, как показывает практика, для извлечения вы-годы от цифровизации малое предпринимательство в гораздо большей степени зависит от бизнес-экосистемы и политиче-ской среды, чем крупные компании. Многие МСП продолжают сталкиваться с барьерами в доступе к стратегическим ресур-сам, таким как навыки, финансы и знания. Эти барьеры являют-ся признаком несовершенства товарного, кредитного рынка и рынка труда. Они также отражают непропорциональное воз-действие регуляторных отношений, административного бре-мени и неэффективности политики в области развития малого предпринимательства на небольшие фирмы.
В дополнение к более низкому внедрению новых техноло-гий, МСП, как правило, менее вовлечены в интернационализа-цию, чем крупные фирмы. Этот инструмент для повышения производительности остается проблемой для небольших фирм, особенно в контексте недавней торговой напряженно-сти, которая, вероятно, еще больше ограничит их возможности участвовать в торговых сетях и глобальных цепочках создания стоимости.
Таким образом, определение последних и появляющихся тенденций в области деятельности малого предприниматель-ства в России, а также всеобъемлющий обзор условий и поли-тики государства, влияющих на малое предпринимательство, является актуальной научной проблемой в современных усло-виях.
Степень разработанности исследуемой проблемы. Вопросы развития малого бизнеса активно обсуждаются в научных и по-литических трудах. Например, поиску наиболее эффективных путей поддержки малых предприятий посвящены труды В.И. Бобошко, критическая оценка проблем малого бизнеса прове-дена в статьях Н.Ю. Шадченко, М.Н. Безугловой, Ю.А. Марка-рьян, А.В. Сухопаровой, Л.Г. Риполь-Сарагоси, Н.Н. Кореняки-ной, Н.К. Чистяковой, вопросы налогообложения малого биз-неса рассматриваются в работе Е.В. Беликова и М.В. Чуб, про-блема подготовки кадров для малого бизнеса освещена в пуб-ликации Е.С. Куликовой и О.А. Дурандиной.
Цель работы – исследование современного состояния и перспектив развития малого предпринимательства в России на базе использования опыта развитых и развивающихся стран в данной сфере.
Достижение сформулированной цели потребовало реше-ния следующих задач:
1) исследовать понятие, значение и возникновение мало-го предпринимательства в РФ и за рубежом;
2) определить критерии субъектов малого предпринима-тельства в России;
3) выявить особенности правового регулирования и госу-дарственной поддержки малого предпринимательства в Рос-сии;
4) провести компаративный анализ современного состоя-ния и тенденций развития малого предпринимательства в Рос-сии и в Китае;
5) оценить современное состояние и актуальные пробле-мы функционирования малого предпринимательства в России;
6) определить перспективы развития малого предприни-мательства в российской бизнес-среде на основе зарубежного опыта.
Объектом исследования являются компании сектора малого предпринимательства в России и ведущих развитых странах.
Предмет исследования – современное состояние и тенден-ции развития малого предпринимательства в России и за рубе-жом.
Теоретическую и методологическую основу составили фун-даментальные и прикладные работы ведущих российских и зарубежных ученых, посвященные теории предприниматель-ства, особенностям правового регулирования и государствен-ной поддержки малого предпринимательства в России и за ру-бежом.
В качестве основных методов исследования были использо-ваны: общенаучные методы диалектического познания, мате-матические, статистические, метод полевого исследования, системного анализа, экспертных оценок и др.
Информационную базу исследования составили данные ря-да международных организаций (ОЭСР, ВТО, ЮНКТАД, МВФ), Федеральной службы государственной статистики, Территори-альных органов Федеральной службы государственной стати-стики, нормативные законодательные акты РФ, регламенти-рующие деятельность в области развития малого предприни-мательства, в том числе в сфере государственной поддержки.
Практическая значимость. Исследование актуально для формирования региональных программ развития малого предпринимательства и для их реализации. Результаты прове-денного исследования позволят регулирующим органам уви-деть более точную картину данного сектора экономики и вы-строить более гибкую политику поддержки и развития малого предпринимательства
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕД-ПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие, значение и возникновение малого предприни-мательства в РФ
Термин «малое предпринимательство» (МП) довольно ча-сто употребляется и в научной литературе, и в повседневной речи. Но единой трактовки данного понятия на сегодняшний день не существует. В словарях и справочниках можно встре-тить различные определения данного термина (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Подходы к определению малого предприни-мательства [12]
Эволюция исследований предпринимательства рассмотре-на на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Эволюция исследований предприниматель-ства [18]
В целом предпринимательству характерны имманентные лишь ему признаки, показанные на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Признаки предпринимательства
Развитие малого предпринимательства в стране формирует благоприятные условия для оздоровления экономики, так как именно благодаря данной категории происходит структурное реформирование экономики, формируется конкурентная ры-ночная среда; создаются дополнительные рабочие места; уве-личивается потребительский сектор. Малый бизнес ведет к насыщению рынка товарами и услугами, росту экспортного по-тенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресур-сов любой страны (рис. 1.4)[11].
Рисунок 1.4 – Место и роль малого предпринимательства в экономике государства [22]
Развитие малого предпринимательства зависит от действия многочисленных факторов и их комбинации, определяющих деловую среду, и, как следствие, является наиболее уязвимым по сравнению с другими видами бизнеса. В современных усло-виях происходит усиление конкуренции, вследствие чего ру-ководители предприятий находятся в постоянном поиске но-вых инструментов управления предприятиями и рычагов по-вышения конкурентоспособности [12].
Малые предприятия играют важную роль в экономике всех стран мира. Малые предприятия в Западной Европе, США и Японии, основная масса которых – микропредприятия с чис-ленностью сотрудников, не более 20 человек обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест [27].
Число работников в активных бизнесах МСП в России со-ставляет 18,3 млн человек. 25,6% занятости в России обеспечи-вает сектор малого и среднего предпринимательства (МСП). Более половины трудящихся в малом и среднем бизнесе скон-центрированы всего в 10 регионах; на Москву приходится 20%. Самый крупный наниматель в малом и среднем бизнесе — сектор торговли, на него приходится 31%. В секторе операций с недвижимостью 96% услуг предоставляют компании МСП [17].
Степень развития малого предпринимательства в стране отражает уровень развития ее экономики. Поэтому факторы успеха малого бизнеса в конкурентной борьбе можно разде-лить на две основные группы: конкурентные преимущества предприятий и состояние деловой среды, представленные ниже в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Факторы успеха малого предпринимательства
Конкурентные преимущества малого предпринимательства Ориентация деловой среды на поддержку малых пред-приятии
Небольшой размер предприятия Государственная под-держка на разных уровнях
Конкурентные преимущества малого предпринимательства Ориентация деловой среды на поддержку малых пред-приятии
Использование узких рыночных ниш Доступ к финанси-рованию на разных уровнях
Количество и состав работников Государственное гаранти-рование займов
Территориальная маневренность Кредитная потре-бительская кооперация
Производственная и технологическая гибкость Сопостави-мость законодательства по развитию малого предпринима-тельства
Тесная взаимосвязь управления с производством Стратегия инновационного развития в РФ
Для того чтобы субъекту малого бизнеса стать конкуренто-способным необходимо: обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка; поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, до уровня мировых производителей в данной отрасли [14].
Таким образом, для выживания в конкурентной борьбе и достижения преобладающих позиций лидера в стратегически важных областях и сферах экономики необходимо активно наращивать конкурентные преимущества малых предприятий, обеспечивая их устойчивый характер.
1.2 Критерии субъектов малого предпринимательства в Рос-сии
Критерии отнесения к субъектам малого и среднего пред-принимательства (МСП) в России определены в ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Россий-ской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ [4]. Согласно этим критериям к МСП в России относятся различные хозяйствую-щие субъекты (рис. 1.5).
Рисунок 1.5 – Субъекты малого предпринимательства в Рос-сии
Все они должны отвечать главным и дополнительным кри-териям, определенным законом 209-ФЗ. Такими критериями являются: состав уставного капитала, полученный доход и чис-ленность работников (табл. 1.2).
Таблица 1.2 – Критерии субъектов малого предпринима-тельства в России
Категория субъекта МСП Выручка без НДС за год Среднесписочная численность работников
Микропредприятие 120 млн рублей не более 15 человек
Малое предприятие 800 млн рублей не более 100 человек
Среднее предприятие 2 млрд рублей не более 250 человек
Критерии отнесения к субъектам малого предприниматель-ства в России постоянно меняются. Так, еще в 2016 году было опубликовано постановление Правительства РФ «О предель-ных значениях дохода…» от 04.04.2016 № 265 [8], согласно ко-торому одним из критериев отнесения субъекта к малому биз-несу стал доход хозяйствующего субъекта за последний год, а не выручка от реализации, как было ранее.
Затем критерии для организаций и предпринимателей, кто относится к малым предприятиям, существенно изменили в конце 2018 года (Федеральный закон от 03.08.2018 № 313-ФЗ) [5]. Были приняты два основных момента.
Первый – вместо выручки от реализации используют крите-рий доходов. Это означает, что с лимитом компания и ИП срав-нивают налоговые доходы. Причем именно те, которые они отражают в декларации по налогу на прибыль, УСН, ЕНВД или НДФЛ.
Проще говоря, доходы по правилам налогового учета – это сумма доходов от реализации товаров, работ, услуг, имуще-ственных прав и внереализационные доходы. В том числе до-ходы в виде сумм восстановленных резервов, расходы по ко-торым были ранее учтены.
Второй – в законе действует ограничение для доли участия иностранных компаний в уставном капитале. Малые и средние организации с долей иностранных компаний не более 49% мо-гут сохранить статус субъектов малого предпринимательства. Главное условие – такая иностранная организация сама должна быть малой.
Есть и еще одно важное ограничение про уставный капитал – размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют российским критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.
Кроме того, к малым предприятиям могут относиться рос-сийские хозяйственные товарищества.
В 2019 году в очередной раз внесены изменения в критерии отнесения к СМП (Федеральный закон от 18.07.2019 № 185-ФЗ)[6]. Малыми могут быть компании, если участниками таких ООО являются только общероссийские общественные объеди-нения инвалидов или их отделения. Одновременно с этим в таких ООО за предыдущий год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам должна быть не менее 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фон-де оплаты труда – не менее 25 процентов.
Все малые и средние предприятия автоматически вносятся в реестр ФНС на сайте: rsmp.nalog.ru, созданный 1 августа 2016 года.
Дополнительные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства для АО, ООО и хозяйственных товари-ществ приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Дополнительные критерии отнесения к СМП для АО, ООО и хозяйственных товариществ
Критерии субъекта МСП Характеристика
Для ООО и хозяйственных товариществ
Доля участия в уставном (складочном) капитале предприя-тия Не более чем 25 % принадлежит:
– государству, субъектам РФ;
– муниципальным образованиям;
– религиозным и общественным организациям;
– благотворительным и иным фондам
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019). URL: http://www.consultant.ru/
3. Указ Президента РФ от 05.06.2015 № 287 "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства"
4. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
5. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 03.08.2018 N 313-ФЗ (последняя редакция)
6. Федеральный закон от 18.07.2019 N 185-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статьи 4 и 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329277/
7. Закон КНР «О стимулировании субъектов малого и среднего предпринимательства» 国家统计局移动门户 [Электронный ресурс] //国家统计局移动门户 – Режим доступа: http://www.stats.gov.cn/ (дата обращения: 01.12.2019).
8. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/
9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
10. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=52525512903510711440086831&cacheid=A4D4E34037EE3BD3579F60CC6171AC16&mode=splus&base=LAW&n=294696&rnd=A6E412FA0A5333A0A98CF1B5A92FE9BF#28c97oks5ud
11. Акимов А.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2013. 318 с.
12. Артименко В.Г., Беллендир М.В. Малый бизнес. М.: ДИС, 2014. 342 с.
13. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ под ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: СП6ГУЭФ, 2001.
14. Баканов М.И. Малый бизнес: Теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2013. 384 с.
15. В Минэкономразвития рассказали о массовом закрытии юридических лиц. URL: https://iz.ru/935902/2019-10-24/v-minekonomrazvitiia-rasskazali-o-massovom-zakrytii-iuridicheskikh-litc
16. Габриелян Э.В., Бирон В.М. Перспективы развития малого бизнеса в современных Российских условиях // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(50).pdf (дата обращения: 01.12.2019)
17. Занятость в МСП: далеко ли до целей Стратегии-2030? URL: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/analytics/about-issledovaniya/smb_22_july_2019.pdf
18. История экономических учений / под. ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 299-301.
19. Китай [Электронный ресурс] // knoema.com: Бесплатные данные, статистика, анализ, визуализация и публикация – Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9 (дата обращения: 01.12.2019).
20. Китай предоставит банкам налоговые льготы, чтобы стимулировать кредитование малого бизнеса. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/106467
21. Китайский регулятор призвал банки увеличить поддержку реального сектора экономики. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/106143
22. Малое предпринимательство как фактор развития экономики / Литвиненко В.С., Абенов А.Ж. // Вестник научных конференций. 2017. № 2-1 (18). С. 86-87.
23. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты Москва, 2019 г. На основе паспортов национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте. Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г. URL: Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf
24. Процентная ставка по кредиту Китай. URL: https://take-profit.org/statistics/bank-lending-rate/china/
25. Развитие малого и среднего бизнеса в России. Сбербанк. Апрель 2019. URL: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/s_m_business_dev.pdf (дата обращения: 13.11.2019)
26. Рост кредитования в Китае замедлился в декабре. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/96220
27. Усков В.С. Роль малого предпринимательства в обеспечении экономического роста страны // Экономика и социум. 2017. № 3 (34). С. 1371-1381.
28. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: Учебное пособие / Н.М.Филимонова, Н.В.Моргунова, Е.С.Ловкова – 2-e изд., доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 222 с.
29. OECD (2017), Services Trade Policies and the Global Economy, OECD Publishing, Paris, https://dx.doi.org/10.1787/9789264275232-en.
30. OECD (2019), OECD SME and Entrepreneurship Outlook 2019, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/34907e9c-en.
31. SMEs, Entrepreneurship and Innovation. – Paris: OECD, 2012.
32. The Bologna Charter on SME Policies. – http://www.oecd.org/cfe/smes/thebolognacharteronsmepolicies.htm
33. Voice of Small Business in America: 2019 Insights Report. Goldman Sachs10,000 Small Businesses. URL: https://www.goldmansachs.com/citizenship/10000-small-businesses/US/2019-insights-report/report.pdf