Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Раскол в церкви, который произошёл в XVII веке, разделил на две противоборствующие категории — старообрядцев и новообрядцев — всё православное население России. Данное событие стало одним из наиболее значимых в истории русской православной церкви. Большое значение имеет выявление причин и последствий раскола, а также его влияния на дальнейшее развитие жизни в нашей стране.
Исследование старообрядчества на Урале представляет собой особый интерес и актуальность в связи с тем, что именно Урал стал регионом, куда пришлось бежать староверам от последователей реформ Никона. В исследуемый период старообрядцы стали оказывать значительное воздействие на развитие Урала и определили многие его особенности. Достаточная слабость государственной власти и малая освоенность территории явились основными факторами становления Урала как одного из основных центров старообрядчества.
Историография. Различные аспекты старообрядчества на Урале отражены в работах В. В. Молзинского, Н. Н. Агафонова, С. А. Белобородова, Ю. В. Боровик, А. А. Гребенникова, Е. С. Данилко, С. А. Зеньковского, А. В. Кострова, Н. Н. Покровского, О. В. Поповой, Т. С. Романюк и др.
Важную роль в изучении историографии церковно-государственных отношений и раскола Русской Церкви сыграли работы, посвященные развитию общественно-политической мысли. Для их авторов старообрядчество представляло значительный интерес, как религиозная и социокультурная альтернатива официальной Церкви и императорской государственности. Примером таких исследований служат статьи В. И. Малышева, B. C. Приходько, П. Г. Рындзюнского. Особое место, по масштабности и реализации замысла, принадлежит монографическому исследованию В. В. Молзинского «Старообрядческое движение второй половины XVII века в научно-исторической литературе». Автор решал задачи историографического характера в контексте исследования истории развития общественной мысли в России. Идея В. В. Молзинского выражалась в деиделогизации оценок старообрядчества в отечественной историографии, и, соответственно, в его реабилитации.
Н. Н. Покровский анализирует различные источники, посвящённые причинам и последствиям церковного раскола, указывает на то, какое влияние старообрядчество оказало на развитие жизни Урала и Сибири. Автор показывает какое отношение к появлению реформ Никона имело присоединение к России новых территорий, почему возникла необходимость единения русской православной и греческой церкви .
Н. Н. Агафонова описывает отличительные особенности старообрядцев, их быт, обряды и праздники. Автор отмечает, что для староверов-беспоповцев было принято прятаться, если в дом к ним входил православный священник, который являлся для них посланником Антихриста. Нарушения уклада старообрядцами до сих пор наказывается и осуждается .
Е. С. Данилко определяет, какие особенности имело старообрядчество на Урале. Также автор анализирует особенности расселения староверов на территориях Уральского и Оренбургского казачества .
С. А. Белобородов описывает последствия церковного раскола, прежде всего среди красноуфимских староверов. По мнению автора, появление «неплательщиков», которые в своём стремлении уйти от влияния Антихриста дошли по полной анархии, стали отрицать Церковь, законы, Власть, Царя .
А. В. Костров показывает, что старообрядчество претерпело значительные изменения в межреволюционный период, изменивший всю политическую систему в стране .
Источниковая база исследования. При написании работы были использованы следующие группы источников:
1. Старообрядческие исторические сочинения. Большое значение для работы имеют старообрядческие исторические сочинения, вышедшие из среды уральских поморцев. Прежде всего, это «Родословие поморской веры на Урале и в Сибири» — сочинение, написанное в 60-х гг. XIX в. в г. Златоусте . Также значительную информацию по истории поморского староверия на Урале содержит «История старыя веры в Златоусте и в округе и история некоторых лиц».
2. Старообрядческие гомилетические сочинения и богослужебные тексты. К этой группе относятся различные слова и поучения, составленные старообрядцами: «Слово надгробное о двою брату единоутробною», «Слово о житии» .
3. Актовые источники. К этой группе относятся, во-первых, памятники канонического права Православной Церкви, во-вторых, постановления старообрядческих соборов. Важным источником для истории поморского согласия Урала и Зауралья являются постановления местных старообрядческих соборов, которые регулируют внутреннюю жизнь старообрядческой общины, семейно-брачные отношения, бытовое поведение и т.д.
Объект исследования: старообрядчество на Урале
Предмет исследования: причины появления старообрядчества на Урале, особенности его распространения, влияние старообрядчества на развитие Урала.
Цель работы: проанализировать историю и современные особенности старообрядчества на Урале.
В задачи исследования входило:
1. Определить причины и предпосылки церковной реформы.
2. Охарактеризовать противостояние Никона и «боголюбцев».
3. Проанализировать последствия церковного раскола.
4. Рассмотреть историю появления старообрядцев на Урале.
5. Определить закономерности распространения старообрядчества в среде уральских и оренбургских казаков.
6. Разработать материалы для проекта на тему «Старообрядчество на Урале» для учащихся.
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XVII века до начала XX века. Нижняя граница связана с временем предпосылок и начала церковной реформы. Верхняя граница определилась событиями 1917 года в России, когда положение староверов сильно изменилось в связи с радикальным изменением политического режима.
Территориальные рамки охватывают Уральское и Оренбургское казачьи войска как самостоятельные военно-административные единицы. В настоящее время это территории Курганской, Челябинской, Свердловской и Оренбургской областей, Пермского края, а также города Уральск (Республика Казахстан).
Методологическая основа исследования. При написании работы был использован системный подход, предполагающий опору на реальные исторические факты при рассмотрении явлений, событий и процессов в непосредственной взаимосвязи.
При анализе изучаемого вопроса придерживалась принципов современной исторической науки:
1) научности, что выражалось в анализе научных статей, диссертаций и авторефератов по теме исследования
2) историзма, на основе которого проблема рассматривалась в соответствии с исторической последовательностью событий
3) объективности, которая достигалась благодаря комплексному анализу различных источников.
Методы: историко-сравнительный, историко-системный, историко-генетический. Историко-сравнительный метод позволяет выявить сущность изучаемых явлений и по сходству, и по различию присущих им свойств, а также производить сравнения в пространстве и во времени. Историко-системный метод используется при опоре на конкретно-исторические исследования. С его помощью можно не только установить причинно-следственную обусловленность, но и понять функциональные связи между историческими процессами и событиями. Историко-генетический (ретроспективный) метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события. Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. Историко-генетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе причин и последствий церковной реформы, а также в определении влияния старообрядчества на историю Урала.
Прикладная ценность данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейших научных разработок, в практике учителя истории, а также на практических занятиях по методике преподавания отечественной истории.
ГЛАВА 1. РЕФОРМЫ НИКОНА И РАСКОЛ ЦЕРКВИ
1.1. Причины и предпосылки церковной реформы
Согласно исследованиям В. В. Семёнова, в России в XVII веке сложилась уникальная ситуация, когда религиозные обряды в стране очень сильно отличались от обрядов в других христианских странах, в том числе и от греческих обрядов. Кроме того, в работах исследователей отмечается, что религиозные тексты, а также изображения, представленные на иконах, содержат в себе определённые ошибки, делающие их недостоверными . Поэтому в качестве основных предпосылок церковной реформы в России можно выделить следующие явления:
1. Церковные книги на протяжении веков переписывались монахами, поэтому со временем в них появилось множество ошибок и неточностей.
2. В российских церковных традициях существовали отличия от соответствующих традиций других православных государств. В частности, в России до XVII века все крестились двумя перстами, а в других православных странах Европы — тремя.
3. Ведение церковных обрядов. Для обрядов в русской церкви было характерно «многоголосье», которое выражалось в том, что одновременно службу вели и священники, и дьяки, и певчие, и прихожане. В результате данного многоголосия было сложно разобрать содержание .
Одним из первых, кто обратил внимание на существующие церковные проблемы и предложил внести соответствующие изменения, стал царь Алексей Михайлович.
В работе В. Я. Нагевичене отмечается, что ещё в конце 1640-х годов в Москве появился «кружок ревнителей древнего благочестия». В этот кружок вошли наиболее серьёзные и значимые люди. Среди них были будущий патриарх Никон и впоследствии его будущий основной противник в стане старообрядцев протопоп Аввакум, протопоп Иван Неронов, духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев и другие. Царь Алексей Михайлович горячо поддерживал данный кружок. Основной его задачей стало выявление ошибок и недостоверностей и исправление их. Однако «ревнители» расходились по поводу того, какие документы должны быть взяты в качестве образца. Аввакум и Иван Неронов считали, что в качестве образцов необходимо использовать старинные древнерусские тексты, Никон и Вонифатьев полагали, что лишь греческие уставы могут быть положены в основу . Вторая точка зрения победила, и уже в 40-е годы XVII века началась так называемая «книжная справа» – массовое изменение книг, посвящённых церковной тематике. Наиболее известным «справщиком» был монах Епифаний Славинецкий, владевший греческим языком.
По мнению А. А. Гребенникова, сторонники Никона одержали победу в связи с влиянием определённых политических событий. Важнейшей причиной при этом следует считать присоединение новых земель в состав Русского государства, которое произошло как раз в период правления царя Алексея Михайловича. Состоявшие ранее в пределах Речи Посполитой, воссоединенные с Россией территории, включая Киев, подчинялись юрисдикции Константинопольского престола, и, соответственно, новогреческим церковным канонам. В данной ситуации укрепление духовной связи с новыми территориями оказалось крайне важным и перспективным .
Кроме того, в XVII веке активно расширялись связи России с восточной частью Греции. Позитивное принятие всего греческого разделял и сам царь Алексей Михайлович. Все это было естественно для страны, считавшей себя духовной наследницей Византии. Обеспечение единства в обрядовой стороне русской и греческой церкви укрепляло позиции обоих государств в отношении возможных врагов извне (хотя существовал и реальный враг в лице турок-османов). Более того, взгляд на Россию как на хранительницу истинного православия, оформленный в концепции «Москва – Третий Рим» еще в начале XVI века и разделяемый Алексеем Михайловичем, подталкивал его к размышлениям о защите интересов всех страдавших под турецким игом христиан, а не только греков. Общность церковных обрядов существенно упрощала данную задачу .
Преобразование по греческим образцам также могло способствовать проведению в жизнь концепции «Москва – Новый Иерусалим». Патриарх лично поддерживал данную концепцию и старался придерживаться её. Если идея о Москве как Третьем Риме отдавала главенствующую роль светской, царской власти, то концепция Никона имела яркое теократическое звучание, оставляя власть мирскую на вторых ролях, она была пронизана идеей Вселенской церкви во главе с русским патриархом. В этом патриарх проявил свои личные амбиции .
1.2. Противостояние Никона и «боголюбцев»
В 1652 году Никон стал патриархом. Задолго до данного события произошло его сближение с царём Алексеем Михайловичем. В этом союзе они решили полностью преобразовать русскую церковь: ввести в неё новые обряды, чины, книги, чтобы сделать её подобной церкви греческой, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой. Несмотря на всю свою гордость и высокую самооценку, патриарх Никон не имел хорошего образования. Он был родом из Нижегородского края и происходил из семьи крестьян. Когда Никон стал игуменом, произошла его первая встреча с царём Алексеем Михайловичем. Уже в этот период царь понял, что он может стать очень полезным для укрепления позиции русской церкви, поэтому настоял на переезде Никона в Москву.
В Москве Никон стремился создать себе окружение, состоящее из образованных греков и украинцев, из которых наибольшую роль стал играть Арсений Грек, религиозные убеждения которого были крайне сомнительными. Воспитание и образование Арсений получил у иезуитов; по прибытии на Восток он принял магометанство, затем снова примкнул к православию, после чего перешёл в католичество. Как только он прибыл в Москву, его поместили в Соловецкий монастырь, посчитав опасным еретиком. И после этого патриарх Никон неожиданно сделал его своим помощником. Это вызвало крайнее негодование и ропот в среде верующего русского народа .
Однако возразить Никону никто не мог посметь. Никон получил от царя Алексея Михайловича неограниченные возможности в церковных вопросах. При поддержке царя Никон стал ещё более уверенным в себе и не считал необходимым советоваться с кем-либо.
Н. Н. Покровский отмечает, что, обладая новым статусом, Никон начал широкомасштабную работу по более обширному, чем прежде, исправлению текстов церковных книг, а также по введению изменений и в русский церковный обряд.
«Книжная справа», по мнению Н. А. Старухина, была связана не только с исправлением церковных книг (изменениям подверглись как их содержание, так и названия, например, Часовник стал Часословом, Потребник – Требником, Устав – Октоихом и т.д.), но даже книг Священного Писания. Особое значение имело то, что сам Символ Веры был изменён .
Патриарх Никон инициировал следующие изменения в обядах:
1. Вместо двуперстного вводилось трехперстное крестное знамение;
2. Крестные ходы стали совершаться не по солнцу, а против него;
3. Во время службы возглашалась троекратная, а не двукратная «аллилуйя»;
4. Изменилось число просфор и печати на них, а также уменьшилось число поклонов .
Преобразования в церкви Никона нашли большое число последователей. При этом появились и те, кто не принимал данные преобразования, и считал себя противником Никона. Согласно исследованиям К. А. Кузоро, многими верующими (как священнослужителями, так и простыми людьми) вводимые изменения, которые были призваны исправить скопившиеся ошибки и разногласия, рассматривались как серьезные посягательства на чистоту православной веры
Фрагмент для ознакомления
3
1. Мамин-Сибиряк, Д.Н. Собр. Соч.: в 10. М., 1958. Т. 7 С. 313
2. Татищев В. Н. История Российская. М. ; Л. : АН СССР, 1962. Т. 1. С. 80 [Электронный ресурс] – URL: https://информа.рус/
3. Татищев В. Н. История Российская. Собрание сочинений: в 8 томах. — М.: Ладомир, 1994—1996.
Литература
4. Агафонова, Н. Н. Некоторые аспекты традиционнобытовой культуры пермского старообрядчества // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. 2001. № 1-2. С. 063-074.
5. Безгодов, А. А. Верхокамье как региональный центр старообрядчества на западном Урале // Всероссийская ежегодная научно-техническая конференция "Общество, наука, инновации" (НТК-2012). Сборник материалов: Общеуниверситетская секция, БФ, ГФ, ФЭМ, ФАВТ, ФАМ, ФПМТ, ФСА, ХФ, ЭТФ. Ответственный редактор: Литвинец С.Г.. 2012. С. 296-302.
6. Белобородов, С. А. «И вскоре раскол здесь необычайно усилился» (к истории старообрядчества красноуфимского уезда) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. № 2 (4). С. 086-110.
7. Белобородов, С. А. Религиозно-организационная структура старообрядчества горнозаводского Урала во второй четверти XIX – начала XX вв (на примере согласия беглопоповцев /часовенных). Автореферат дис. ... кандидата исторических наук / Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург, 2012
8. Гребенников, А. А., Ярома, О. В. История старообрядчества в региональном контексте (на примере Пермского края) // МОЛОДЕЖНАЯ НАУКА 2014: ТЕХНОЛОГИИ, ИННОВАЦИИ. 2014. С. 112-115.
9. Боровик, Ю. В. Старообрядчество Урала и Зауралья на переломе эпох, 1905 – 1927 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург, 2003
10. Данилко, Е. С. Ранняя история старообрядчества на Южном Урале: особенности распространения и субконфессиональный состав // Вестник Башкирского университета. 2006. Т. 11. № 3. С. 120-124.
11. Данилко, Е. С. Старообрядчество на Южном Урале (историко-этнографическое исследование). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Центр этнологических исследований Уфимского научного центра РАН. Уфа, 2000
12. Зеньковский, С. А. Т. 1 и 2 / С. А. Зеньковский. М. ; Квадрат, 2009.
13. Костров, А. В. Старообрядчество в отечественной историографии в межреволюционный период // Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока. История и современность. Местные традиции. Русские и зарубежные связи. Материалы четвертой международной научной конференции. Ответственный редактор: В. И. Алексеев; рецензенты: Н. С. Гурьянова, О. Д, Журавель. 2004. С. 5-9.
14. Кузоро, К. А. Церковная историография старообрядчества:. Возникновение и эволюция // Вторая половина XVII - начало XX в. / научный редактор Е. Е. Дутчак; Томский государственный университет. Томск, 2011.
15. Мангилёв, П.И. Родословие поморской веры на Урале и в Сибири (Исследование. Текст. Комментарии) [Электронный ресурс] – URL: https://www.academia.edu/3263718/
16. Нагевичене, В. Я. Церковный раскол и старообрядчество. Учебное пособие / Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет); В.Я. Нагевичене. Челябинск, 2010.
17. Петухова, Т. Н. К вопросу о русском мире: старообрядчество на среднем Урале // Миссия конфессий. 2018. Т. 7. № 4 (31). С. 376-381.
18. Покровский, Н. Н. , Зольникова, Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-XX вв // Проблемы творчества и общественного сознания / Москва, 2002.
19. Попова, О. В. Этнокультурный компонент локальной этнокультурной группы (на примере старообрядчества Южного Урала) // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). 2013. С. 786-790.
20. Романюк, Т. С. Начало распространения староверия среди яицкого казачества // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016. Т. 18. № 3 (154). С. 231-240.
21. Санникова, Е. А. История старообрядчества Пермского края // Русская история. 2011. № 3 (17). С. 108-113.
22. Семёнов, В. В. Феномен старообрядчества на Урале в разрезе религии и политики // 90 лет Викторову Владимиру Петровичу: материалы круглого стола "Религия и религиоведение на Урале". Екатеринбург, 20 октября 2017 года, сборник научных статей и тезисов. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральский гуманитарный институт, Департамент философии, Кафедра онтологии и теории познания, Секция религиоведения. Екатеринбург, 2018. С. 163-167.
23. Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи // Материалы III международной научно-практической конференции / Редакционная коллегия: Р.П. Матвеева, д.филол.наук (ответственный редактор), Ф.Ф. Болонев, д.и.наук, А.П. Майоров, к.филол.наук, С.В. Бураева, к.и.наук (секретарь), Е.В. Петрова, к.социол.наук, П.Ф. Калашников (литературный редактор). 2001.
24. Старухин, Н. А. Раскол русской православной церкви XVII в. Старообрядчество. Материалы к спецкурсу : учеб. пособие / Н. А. Старухин ; М-во образования и науки Российской Федерации, Новосибирский гос. технический ун-т. Новосибирск, 2006.
25. Ширшов, А. В. Этико-философский аспект русского старообрядчества в региональном измерении // Регионология. 2013. № 2 (83). С. 109-113.
26. Шмидт, В. В. Патриарт Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли: опыт демифологизации. Автореферат дис. ... доктора философских наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. Москва, 2007
27. Юхименко, Е. М. Старообрядчество в России (XVII – XX вв). Сборник научных трудов / Москва, 2013. Том 5
28. Ягудина, О. В. Старообрядчество уральского и оренбургского казачьих войск в период с 1851 – 1917 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Оренбургский государственный университет. Оренбург, 2005