Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что многие, в том числе тяжкие, преступления совершаются в условиях неочевидности, их выявление, пресечение и раскрытие требуют применения правоохранительными органами гласных и негласных, основанных на принципах конспирации, методов работы. Оперативно-разыскная деятельность не предполагает применения мер государственного принуждения, но в ходе ее осуществления в целях защиты наиболее важных правоохраняемых интересов могут ограничиваться отдельные права граждан. Результаты тщательно скрываемой от «посторонних глаз» оперативно-разыскной деятельности обладают значительным репрессивным потенциалом для разрабатываемых лиц, так как могут послужить поводом для их уголовного преследования.
Российская Федерация ориентируется на самые высокие стандарты соблюдения прав человека и гражданина в сфере оперативно-разыскной деятельности (ОРД). Лицо, в отношении которого проводятся оперативно-разыскные мероприятия, вправе рассчитывать, что при их осуществлении его не станут шантажировать, провоцировать, применять к нему насилие. В свою очередь, юридическая оценка нарушений, допущенных сотрудниками органов, осуществляющих ОРД, требует точной уголовно-правовой оценки. Судебная практика свидетельствует о том, что проблема, как правило, возникает при применении норм, предусматривающих ответственность за фальсификацию результатов оперативно-разыскной деятельности (ч. 4 ст. 303 Уголовного кодекса РФ ) и превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).
Современная Россия стремится к построению цивилизованного, правового и демократического государства. Одной из основных причин, тормозящих становление такого государства, является преступность. Экстремистская и террористическая направленность на государственные основы, организованность преступности и ее активное противодействие оперативным и следственным подразделениям правоохранительных органов позволяют предположить о возникновении серьезной угрозы национальной безопасности со стороны преступности. Существенно снизить или даже устранить ее только процессуальными формами и методами не представляется возможным. Результаты изучения материалов дел оперативного учета и уголовных дел свидетельствуют о том, что подавляющее большинство преступлений выявляются и раскрываются в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД). Такие преступления, как получение и дача взятки, выявляются исключительно в результате проведения оперативного эксперимента, а перевозка и незаконный сбыт наркотических средств и психотропных веществ - при проведении контролируемых поставок и проверочных закупок.
Обязанностью государства является защита прав и свобод человека и гражданина, а его высшей ценностью - права и свободы человека и гражданина.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с прокурорским надзором за соблюдением прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие проведение прокурорского надзора за соблюдением прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Целью настоящей работы является изучение теории и практики прокурорского надзора за соблюдением прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть общие правовые начала прокурорского надзора;
• исследовать правовое регулирование проведения ОРД;
• изучить правовое регулирование прокурорского надзора за соблюдением прав граждан при проведении ОРД;
• исследовать актуальные практические вопросы прокурорского надзора за соблюдением прав граждан при проведении ОРД;
• выявить проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав граждан при проведении ОРД;
• определить перспективы развития прокурорского надзора за соблюдением прав граждан при проведении ОРД.
Методология исследования складывается из общенаучных и специально-научных методов, которые были использованы при проведении исследования в рамках настоящей работы. Общенаучные методы: диалектический и метод логического анализа. Специально-научные методы: метод правового анализа, метод сравнительно-правового анализа, метод анализа материалов правоприменительной практики.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых экономистов в рассматриваемой области.
Практическая значимость работы заключается в том, что работа содержит выводы и предложения, которые могут быть использованы на практике в части совершенствования законодательства по анализируемым вопросам.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовое регулирование прокурорского надзора и проведения ОРД
1.1. Общие правовые начала прокурорского надзора
Согласно одной из распространенных в научной среде точек зрения предметом прокурорского надзора в целом является соблюдение Конституции РФ, соблюдение и исполнение законов, соответствие законам правовых актов.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Поэтому важно знать задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, пределы полномочий прокуроров.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» задачами (целями) прокуратуры являются:
- обеспечение верховенства закона;
Заключение
В Федеральном законе о прокуратуре Российской Федерации среди прочих отраслей прокурорского надзора законодатель выделяет и надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, определяя, что предметом надзора в этой области являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Проблема соблюдения и защиты прав и свобод личности, гарантированных Конституцией РФ, в деятельности правоохранительных органов постоянно находится в центре внимания ученых-юристов и во многом определяет общие направления и тенденции развития государственной системы борьбы с преступностью на протяжении последних десятилетий. Она определяет в значительной степени как выработку научно-теоретических моделей противодействия преступности, так и реализацию мер нормативного правового характера, направленных на формирование законодательных основ правоохранительной деятельности, адекватных современным политическим и социально-экономическим реалиям. Многое в этом направлении уже реализовано, и в целом достигнутые результаты следует оценивать позитивно.
Надзорные функции прокуратуры составляют: надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, предварительное следствие и дознание; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор в сфере исполнения уголовных наказаний.
Наиболее понятная с точки зрения прокурорского надзора разновидность нарушений - нарушения уголовно-процессуального законодательства и законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Процессуальный порядок проведения следственных действий строго регламентирован УПК РФ, и допущенные следователем либо членами следственно-оперативной группы (лицами, проводящими оперативно-розыскные мероприятия) нарушения легко выявляются в ходе прокурорской проверки путем изучения материалов уголовного дела, протоколов следственных действий, получения объяснений заявителей (лиц, которым правонарушением причинен ущерб) и должностных лиц, проводивших следственное либо оперативно-розыскное мероприятие.
К таким типичным нарушениям можно отнести непередачу копии протокола следственного действия; неуведомление о проведении следственного либо оперативно-розыскного действия; невнесение в протокол каких-либо обязательных сведений и реквизитов (время, место, участники); неразъяснение прав и обязанностей участвующим лицам и гражданам, в отношении которых проводится следственное действие; невнесение в протокол обнаруженных и изъятых предметов либо внесение фактически не обнаруженных предметов; проведение следственных или оперативных мероприятий без судебного разрешения в случаях, когда оно необходимо, и т.д.
Типичные нарушения второй разновидности могут быть допущены неидентифицируемыми участниками следственных (оперативно-розыскных) действий - должностными лицами подразделений, обеспечивающих безопасность, охрану, конвоирование, транспортировку и т.п. Наиболее часто встречаются уничтожение и повреждение имущества граждан в ходе проведения следственных и оперативных мероприятий (например, повреждение и разрушение строений, хозяйственных построек; повреждение запоров, дверей ворот и заборов; повреждение сейфов и мебели; причинение вреда домашним животным и скоту и т.п.); применение физического и психического насилия по отношению к гражданам в ходе проведения следственных и оперативных мероприятий; совершение имущественных преступлений: хищение денежных средств и материальных ценностей, произошедших до, во время либо после окончания следственных и оперативных действий и обнаруженных после подписания необходимых процессуальных документов, что не позволило указать их в качестве замечаний на протокол в соответствии с ч. 6 ст. 166 УПК РФ.
При этом надзирающим прокурорам следует учитывать, что обращения, связанные с подобными нарушениями, могут исходить от недобросовестных граждан, злоупотребляющих своими правами и оговаривающих сотрудников правоохранительных органов в своих целях (вызвать сочувствие, повлиять на следствие либо общественное мнение, добиться каких-либо благ или преференций).
По итогам работы можно сделать следующие выводы.
Обладая разведывательно-поисковым характером, ОРД объективно влечет ограничение прав граждан, так как систематически проникает в сферу личных прав и свобод человека, ставшего объектом оперативной проверки или разработки.
Необходимо предоставить более широкие полномочия прокурору в анализируемой сфере надзора по проверке расследуемых уголовных дел. Кроме того, следует наделить прокурора отдельными полномочиями по расследованию уголовных дел в отношении следователей (дознавателей) по должностным преступлениям, связанным с фальсификацией доказательств.
Действующие в Российской Федерации нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления ОРД, позволяют выполнять правоохранительные функции по обеспечению безопасности общества и государства от преступных посягательств. Одновременно с этим законодательство позволяет контролировать деятельность правоохранительных органов при проведении ОРМ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конвенция от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод» // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
7. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
8. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.06.2002, N 23, ст. 2102.
9. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ, 13.03.2006, N 11, ст. 1146.
10. Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.06.2016, N 26 (Часть I), ст. 3851.
11. Федеральный закон от 07.03.2017 N 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.03.2017, N 11, ст. 1536.
12. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
13. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // СПС «КонсультантПлюс».
14. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Законность, N 4, 2013.
15. Постановление Европейского суда по правам человека по делу «Нимитц против Германии» (Niemietz v. Germany) от 16 декабря 1992 г., жалоба N 13710/88 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Европейского суда по правам человека от 15 декабря 2005 г. «Ваньян (Vanyan) против Российской Федерации» // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2006. N 7. С. 102 – 116.
17. Постановление Европейского суда по правам человека «Худобин против России» (Страсбург, 26.10.2006) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2007. N 11. С. 13 - 42.
18. Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 732-О // СПС «КонсудьтантПлюс».
19. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. N 732-О // СПС «КонсультантПлюс».
20. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 327-О // СПС «КонсультантПлюс».
21. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 460-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
22. Кассационное определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам от 18.04.2007 N 20-О07-8 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Амирбеков К.И. Невозможность подтверждения или опровержения информации о фактах нарушения законов как основание проведения прокурорской проверки исполнения законов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. N 2. С. 63.
24. Бабушкин А.А. Правовые вопросы формирования системы оперативно-розыскного контроля за лицами, склонными к совершению преступлений // Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 87.
25. Британов А.И. Разграничение компетенции территориальных и военных прокуроров при осуществлении надзора за соблюдением прав граждан // Российский юридический журнал. 2018. N 2. С. 130.
26. Витрук Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан и конституционный статус личности в СССР. М.: Юридическая литература, 1980. С. 195.
27. Зорькин В.Д. Предел уступчивости // Российская газета. 2010. N 246 (5325).
28. Ельсаев Л.А. Обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2011. С. 3.
29. Ефремов А.М. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности: теоретические и прикладные проблемы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2001. С. 4.
30. Корольков С.Ю. Проблемы реализации полномочий прокурора в ходе надзора за расследованием уголовных дел, связанных с фальсификацией доказательств // Российская юстиция. 2018. N 7. С. 56.
31. Лобанова Л., Рожнов А., Синельников А. Фальсификация доказательств по уголовному делу: Вопросы квалификации и недостатки правовой регламентации // Уголовное право. 2012. N 6.
32. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. В.В. Лазарева. М.: Спартак, 1997. С. 113.
33. Новиков Е.Ф. Нормативно-правовая основа соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-разыскной деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 12. С. 52.
34. Паненков А.А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и проблемы оптимизации их защиты в ходе борьбы с терроризмом в России // Право и безопасность. 2011. N 3-4. С. 116 - 121.
35. Ривман Д.В. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». СПб.: Питер, 2003. С. 62.
36. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. 4-е изд. // СПС КонсультантПлюс. 2015.
37. Сушина Т.Е. Правовая норма в контексте предмета прокурорского надзора // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 8. С. 19.
38. Титовец И.В. Исключение недопустимых доказательств прокурором // Молодой ученый. 2016. N 25.1. С. 28 - 29.
39. Толкачев К.Б. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа: Уфим. ВШ МВД РСФСР, 1991. С. 41.
40. Шомахов М.К. К вопросу совершенствования правового регулирования деятельности органов внутренних дел при их участии в контртеррористических операциях // Труды Акад. управления МВД России. 2015. N 4. С. 124 - 127.