Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современным этапом экономического развития России выдвигаются новые требования не только в отношении качества управления отдельно взятым субъектом хозяйствования и на максимальном уровне эффективно-го использования всех его ресурсов, но и в отношении к мобильности хо-зяйствующих субъектов - их способности к быстрой реакции на изменения ситуации на рынке. Самым приспособленным в данном смысле выступает малый бизнес. Совершенно очевидно, что все это вызвало достаточно бурный прирост количества действующих малых предприятий, который произошел в России в начале 90-х годов ХХ века.
Высокой активностью субъектов малого предпринимательства обу-словливается его потенциал в части формиро¬вания новейших производ-ственных связей, воздействия на спрос на продукцию прочих секторов экономики, стимулирования воспроизводственного процесса. Развитие субъектов хозяйствования малого бизнеса выступает в качестве важнейше-го рычага формирования «среднего класса», а соответственно, и положи-тельного влияния на социально-экономическую ситуацию в стране.
Под экономикой организации малого бизнеса понимают совокуп-ность фондов производства (собственных и заемных), непроизводственных фондов (детские сады, профилактории и др.), фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах организации в бан-ке, ценных бумаг, нематериальных фондов собственности, доходов и при-были, полученных в результате реализации продукции и оказания различ-ных услуг. Их стоимостная оценка характеризует уровень и масштабы развития экономики организации малого бизнеса. Последнее зависит от многих факторов: от умения найти оптимальные пропорции между ре-сурсным обеспечением, количеством и качеством выпускаемой продукции, с одной стороны, и объемом продаж, доходов от её реализации и прибы-лью, с другой стороны. Для принятия правильных управленческих реше-ний в части совершенствования организации хозяйственной деятельности, определения мер по повышению эффективности работы организации, сле-дует проводить комплексный анализ. Все выше изложенное подчеркивает актуальность темы исследования. Это определило выбор темы, цель и за-дачи выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной работы является оценка и определение направле-ний повышения эффективности малого бизнеса в сфере торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следую-щие задачи:
- исследовать сущность малого бизнеса и его роль в национальной экономике;
- изучить критерии и показатели эффективности функционирования малого предприятия на потребительском рынке;
- рассмотреть государственное регулирование деятельности малых предприятий;
- представить краткую характеристику деятельности объекта иссле-дования;
- изучить основные показатели эффективности функционирования малого предприятия;
- определить основные направления совершенствования развития предприятия малого бизнеса.
Объект исследования - ООО «Карм Плюс», занимающегося рознич-ной торговлей товарами спортивного и туристского ассортимента.
Предмет исследования - хозяйственные процессы, влияющие на эф-фективность хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования малого бизнеса.
При выполнении выпускной работы были изучены работы отече-ственных ученых экономистов, нормативно-правовая документация, бух-галтерская и статистическая отчетность ООО «Карм Плюс».
Структура работы состоит из введения, заключения, трех глав и списка использованной литературы.
В первой главе раскрыты теоретические основы развития малого бизнеса.
Во второй главе на примере ООО «Карм Плюс» проведен анализ развития малого бизнеса.
В третьей главе по результатам анализа представлены основные направления совершенствования развития предприятия малого бизнеса ООО «Карм Плюс».
В заключении сделаны выводы по проделанной работе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Сущность малого бизнеса и его роль в национальной
экономике
Одной из наиболее активных форм экономики страны является пред-принимательская деятельность, которая стала катализатором для разра-ботки инновационных решений (в том числе нанотехнологий). Одним из видов предпринимательской деятельности является малый бизнес. Соглас-но данным Росстата, на территории современной России количество ма-лых предприятий постоянно растет. Доля малого и среднего бизнеса в стране составляет приблизительно 20% ВВП .
Малым бизнесом чаще всего называют предприятия с незначитель-ными объемами производства и с низкой численностью рабочих кадров. Законодательства разных стран устанавливают свои ограничения на ре-сурсы. Легальное определение субъекта малого и среднего предпринима-тельства закреплено в ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Россий-ской Федерации». Согласно данному акту субъекты малого предпринима-тельства – субъекты экономики (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленны-ми Законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприя-тиям, в том числе к микро-предприятиям, и средним предприятиям.
Малый бизнес представляет собой определенного рода деятельность физического или юридического лица, которая направлена на предоставле-ние услуг или продажу товаров.
Выявление сущности малого бизнеса предполагает выбор, описание, определение, группировку, обобщение и анализ предприятий по ряду обоснованных взаимосвязанных критериев, совокупность которых не только обусловливает содержание и объем сведений, но и задает каче-ственные признаки, ограничивая объект и предмет исследования, ставит задачу выявления и анализа латентных связей более высокого порядка. В то же время стандартными критериями для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса в мире являются объем выручки и численность персо-нала. Устав Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ограничивается указанием количества работников: от 20 до 99 чел.
Вместе с теоретическим подходом к определению малого бизнеса выделяют нормативно-правовой подход. Например, в России малый и средний бизнес определяются законодательно Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предприниматель-ства в Российской Федерации». Малый бизнес отличается от среднего, а средний от крупного по одному набору характеристик, в частности, по объему выручки и т. д. Что касается России, то ограничения по выручке составляют до 800 млн. руб. и работать там должно до 100 чел. Приведем все критерии малого бизнеса в России:
- среднесписочная численность работников за предшествующий пе-риод до 100 чел.;
- суммарная доля участия в уставном капитале компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных органи-заций и фондов не более 25%;
- суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъ-ектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций не более 49% ;
- доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных дохо-дов) за предшествующий календарный год (без НДС) – не более 800 млн. руб. Малый бизнес, как и любая форма предпринимательства, имеет свои достоинства и недостатки.
Необходимым является заметить, что сектор малого бизнеса играет решающую роль в обеспечении занятости населения для успешности функционирования рынка. Предприятие малого бизнеса не может эффек-тивным образом функционировать без определенного рода базы: матери-альной, правовой, экономической, технической и т. п. По данной причине государству является необходимым создание таких социально-экономических предпосылок в экономике страны, которые предоставят возможность воспользоваться преимуществами малого бизнеса и устра-нить его недостатки.
В качестве отличительной особенности малого бизнеса выступает его доступность в качестве сферы деятельности для широкого круга людей, это вызвано тем, что его деятельность не требует большого объема вложе-ний финансовых, материальных и трудовых ресурсов. В связи с этим именно малое предпринимательство выступает в качестве необходимого условия формирования среднего класса, который является социальной ос-новой, обеспечивающей устойчивость развития общества .
Благодаря гибкости структуры, малые предприятия могут быстро реагировать на изменения рыночной ситуации, переориентировать соб-ственное производство, изменить объемы и технику производства, внести необходимые корректировки. Малый бизнес более гибок, чем крупные компании с их бюрократическими процедурами. Что касается государ-ственной поддержки, то в развитых странах правительство всячески помо-гает и поощряет малый бизнес, поскольку он является фундаментом эко-номики.
Малый бизнес уменьшает уровень безработицы, пополняет бюджет налоговыми отчислениями, вносит вклад в развитие общественности. В разных странах существуют различные программы стимулирования мало-го бизнеса – налоговые каникулы, гранты, льготное кредитование. Благо-даря мобильности малые предпринимательства в любой форс-мажорный момент могут сменить свое месторасположение.
У предприятий малого бизнеса присутствуют недостатки (рис. 1).
Рисунок 1 – Недостатки предприятий малого бизнеса
Ограниченность финансовых средств является одним из основных недостатков. Низкий размер капитала сдерживает расширение малых фирм. Также малому бизнесу подчас сложнее получить от государства ли-цензии, патенты и разрешения на определенные виды деятельности, чем крупным фирмам .
Еще одним недостатком малого бизнеса является угроза со стороны крупных фирм. Другая сторона медали малых фирм заключается в том, что солидные клиенты, скорее всего, предпочтут иметь дело с крупным по-ставщиком товаров или услуг, чем с малым. Крупные торговые корпора-ции имеют раскрученный бренд, торговую марку, рекламу широкого спектра, что внушает больше доверия у клиента. Если малый бизнес про-изводит товары, то его операционные издержки выше, чем у крупных компаний, использующих эффект от масштаба производства.
Во время кризиса малому предпринимательству значительно слож-нее выжить, нежели крупному бизнесу. Последние могут добиться от госу-дарства налоговых поблажек или каких-либо бонусов, в то время как ма-лым фирмам получить это гораздо сложнее.
Во время экономических кризисов именно малый бизнес банкротится в первую очередь. К сожалению, малому бизнесу сложнее получить бан-ковский кредит, чем крупным корпорациям. Малый бизнес может вызвать у банковского учреждения недоверие по поводу своей платежеспособности и/или стабильности.
Таким образом, малый бизнес имеет как преимущества, так и недо-статки. Малый бизнес идеально подходит для начинающих предпринима-телей с небольшим стартовым капиталом.
Роль малого предпринимательства в экономике можно обосновать следующими направлениями его влияния на состояние социально-экономических, технологических и иных компонентов государственной си-стемы (рис. 2).
Рассмотрим подробнее представленные направления.
1. Стимулирование развития среднего класса населения путем увели-чения числа занятых в малом бизнесе. Закономерным следствием из роста числа среднего класса является рост общего уровня жизни населения.
2. Обеспечение взаимосвязи секторов экономики, более быстрое наполнение предпринимательскими структурами рыночных ниш, в кото-рых крупный бизнес, в силу своих масштабов, менее подвижен .
Рисунок 2 – Роль предприятий малого бизнеса в экономике страны
К примеру, на малонаселенных территориях именно малый бизнес зачастую играет роль поставщика на рынок продовольственных товаров, если крупные торговые сети признают рынок нецелесообразным для осво-ения.
3. Усиление конкуренции, как между субъектами малого бизнеса, так и в отдельных отраслях с крупным бизнесом. В свою очередь, развитие конкуренции приводит к сдерживанию роста цен, созданию предпосылок для роста эффективности предпринимательских структур.
4. Ускорение инновационного цикла - малые предприятия в отдель-ных случаях более активны в сфере производства различных форм инно-ваций, чем крупный бизнес. Так, по отдельным данным «малые предприя-тия США внедряют в 2,5 раза больше новшеств, чем крупный бизнес» . Примеры компаний Sony, Apple, Microsoft и многих других (которые на начальных этапах своего развития были именно малыми предприятиями) доказывают жизнеспособность данного довода. Крупный бизнес может признавать отдельные направления деятельности излишне рискованными либо неперспективными. Для малого бизнеса весь цикл «разработка - про-изводство - готовый коммерческий продукт» - сокращен по сравнению с циклом крупных компаний. Малый бизнес в этом случае играет роль предпринимательских структур, которые могут специализироваться имен-но в секторах исследований и разработок (в научной литературе для по-добных компаний сформирован термин «малые инновационные фирмы»).
5. Трудоустройство и самостоятельная занятость в секторе малого предпринимательства играют дополняющую роль в сфере трудоустрой-ства населения в отношении государственных и крупных корпоративных структур. Также малый бизнес за счет роста занятости способствует вы-равниванию диспропорций в региональном развитии (к примеру, в отно-шении территорий, где крупный корпоративный или государственный сек-тор не может обеспечить рабочими местами население в полном объеме).
Важно отметить особую роль малого бизнес в использовании ре-сурсного потенциала территорий. Значительную его часть составляет так называемый малый ресурсный потенциал - неиспользуемые и устаревшие основные фонды, отходы и технологические ресурсы, небольшие незаня-тые земельные участки, отработанные месторождения полезных ископае-мых. Использование малого ресурсного потенциала требует мобильности и маневренности, присущих гибко реагирующим предприятиям малого и среднего бизнеса .
Таким образом, важность развития малого бизнеса определяется его способностью быстро расширить производство многих товаров и услуг без значительных капиталовложений, ускорить научно-технический про-гресс и решить проблему занятости. При переходе к постиндустриальному обществу (т. е. там, где роль сектора услуг высока) возрастает значение малого и среднего бизнеса.
1.2. Критерии и показатели эффективности функционирования
малого предприятия на потребительском рынке
Критерий эффективности субъекта малого бизнеса представляет со-бой наиболее полное удовлетворение спроса потребителей при высоком качестве хозяйственной деятельности и рациональном использовании всех ресурсов .
Для количественного измерения эффективности финансово-хозяйственной деятельности нужна система показателей оценки эффектив-ности.
Можно заметить, что проблема использования показателей заключа-ется в том, что ни один из них не выполняет роль унифицированного, по которому сразу можно определить, успешен или неудачен бизнес. В связи с этим экономисты-практики пользуются системой показателей, связанных между собой и оценивающих разные стороны деятельности торговой ор-ганизации. Бывают индивидуальные, частные и общие показатели. В зави-сим
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 12.05.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства: Феде-ральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. Аллахвердиева Л.М. Актуальные проблемы развития системы государственного регулирования и поддержки малого предприниматель-ства в РФ / Л.М. Аллахвердиева, М.В. Искандеров // Наука среди нас. – 2018. - №4. – С.410-413.
4. Алхасов К.А. Место и роль малого предпринимательства в развитии экономики страны / К.А. Алхасов // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС, 2019. – т.10. - №2. – С.7-9.
5. Анохина С.А. Ключевые направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / С.А. Анохина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. - №1-1. – С.5-8.
6. Бабин С.С. Сущность и роль малого бизнеса в России и за ру-бежом / С.С. Бабин // Colloquium-journal. – 2019. - №10-7. – С.24-26.
7. Баммаева Г.А. Анализ показателей эффективности использова-ния основных фондов агропредприятия / Г.А. Баммаева // Финансовая эко-номика. – 2018. - №7. – С.142-146.
8. Варагина А.Е. Исследование роли малого и среднего бизнеса в Росси / А.Е. Варагина // Молодой ученый. - 2018. - №24. - С.120-123.
9. Дудкина И.Д. Понятие и сущность малого и среднего бизнеса, его место в экономической системе / И.Д. Дудкина // Студенческий. – 2019. - №2-2. – С.25-29.
10. Иванилова С.В. Экономика организации: Учебное пособие / С.В. Иванилова. – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 152с.
11. Кашайкин С.И. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации / С.И. Кашайкин, А.В. Селезов, Д.А. до-брин // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. – 2019. - №1. – С.440-444.
12. Кочесокова М.К. Роль и значение малого и среднего бизнеса в экономическом развитии / М.К. Кочесокова // International Journal of Innovative Technologies in Economy. 2017. - №7. - С.60-63.
13. Кузнецова М.А. Малое и среднее предпринимательство как ос-нова развития региональной экономики / М.А. Кузнецова, Т.Б. Коняхина, Е.Б. Соломонова // Экономика и предпринимательство. – 2019. - №1. – С.383-386.
14. Линник А.А. Основные показатели анализа экономической эф-фективности малых предприятий / А.А. Линник, Т.В. Бубновская // Акту-альные вопросы современной экономики. – 2018. - №5. – С.150-153.
15. Максимова Е.Э. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны / Е.Э. Максимова // Modern Science. – 2019. - №10-2. – С.111-114.
16. Маликова М.Ж. Теоретические основы разработки управленче-ских решений в сфере государственной поддержки малого предпринима-тельства / М.Ж. Маликова // Академическая публицистика. – 2020. - №1. – С.50-54.
17. Мананникова О.Н., Потокина С.А., Климова Д.Н. Малое пред-принимательство как источник занятости в России / О.Н. Мананникова, С.А. Потокина, Д.Н. Климова // Sciences of Europe. – 2019. - №36-3. – С.20-24.
18. Меджидова М.К. Государственное регулирование развития субъектов малого предпринимательства / М.К. Меджидова, Р.Ш. Камилова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. - №6-2. – С.139-142.
19. Наливкина Е.В. Анализ показателей эффективности деятельно-сти организации, характеризующих эффективность использования ресур-сов / Е.В. Наливкина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сборник статей по материалам CXX междун. Науч.-практ. Конференции. – М.: Интернаука, 2019. – С.361-365.
20. Носова Т.А. Малое предпринимательство в современной эко-номике / Т.А. Носова // Вектор экономики. – 2017. - №1. – С.10-13.
21. Официальный сайт Росстат [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: https://www.gks.ru.
22. Пилюгина С.Ю. К вопросу выявления проблемных аспектов деятельности института малого и среднего бизнеса в России / С.Ю. Пилю-гина // Актуальные вопросы права, экономики и управления: Сборник ста-тей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С.52-55.
23. Поляков Д.М. Государственное регулирование развития мало-го и среднего предпринимательства в России / Д.М. Поляков // Централь-ный научный вестник. – 2018. – Т. 3. - №4S. – С.40-43.
24. Сендажы Ч.В. Государственное регулирование малого пред-принимательства в экономике России / Ч.В. Сендажы, Ч.С. Манчык-Сат // Экономика и социум. – 2018. - №6. – С.1088-1090.
25. Соболев Д.Ю. Механизм государственного регулирования развития малого предпринимательства / Д.Ю. Соболев // Наука и образо-вание: новое время. – 2019. - №2. – С.175-178.
26. Сороковой В.И. Проблемы оценки экономической эффективно-сти малых предприятий // European Research: сборник статей XV Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – С.60-63.
27. Степин А.Б. К вопросу о государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства / А.Б. Степин // Современное пра-во. – 2019. - №2. – С.76-79.
28. Тажудинова Д.А. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России в современных условиях / Д.А. Тажудинова, З.Р. Раджа-бова // Экономика и предпринимательство. – 2018. - №3. – С.655-658.
29. Тепцова А.Д. Экономическая эффективность в малом предпри-нимательстве на примере предприятия / А.Д. Тепцова, О.А. Федотова // Молодежный вектор развития аграрной науки: Материалы 69-й студенче-ской научной конференции. – Воронеж: ВГАУ им. имп. Петра I, 2018. – С.241-242.
30. Тюнюкова Е.В. Роль демократизации общества в развитии ма-лого и среднего бизнеса / Е.В. Тюнюкова, М.О. Литвиненко // Экономика и предпринимательство. – 2019. - №1. – С.608-613.
31. Цай М.Н. Эффективность малого предпринимательства в Рос-сийской Федерации / М.Н. Цай // Вестник науки. – 2019. – Т. 1. - №2. – С.122-128.