Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что в по данным информационного агентства ТАСС, в 2019 году количество материалов, посвященных теме экологии в общественно-политических СМИ России, превысило число публикаций на эту тему в США, Канаде и Великобритании (2,86% от всех публикаций).
Экологическая информация в журналистике формирует общественное мнение по данной проблеме, стимулирует население к конкретным действиям, к принятию определенных решений. Экологическая журналистика занимает достойное место в системе средств массовой информации.
Экологическая журналистика в широком смысле, рассматривается как освещение вопросов, связанных со здоровьем населения, экономикой, природными ресурсами и различными научными исследованиями, и в более узком смысле как непрерывное, последовательное освещение экологических вопросов глобального и локального значения.
СМИ являются сегодня основным источником экологической информации для большинства граждан, именно от журналиста зависит как преподнести эту информацию, как сделать её наиболее эффективной, действенной.
От журналиста зависит, узнают ли люди о существующей проблеме, как они к ней отнесутся, вызовет ли эта проблема панику в обществе или, напротив, решительные действия по защите своих прав на благоприятную окружающую среду.
Теоретическая основа исследования опирается на труды учёных, посвящённые экологическим проблемам и особенностям их освещения в СМИ.
Теоретическая база состоит из работ Р.А. Бурко, Т.В. Терешиной, Л.А. Кохановой, А. Кочиневой, О. Берловой, В. Колесниковой, Е.А. Шарковой, И. Ореховой и др.
Цель исследования - изучить о представления экологических особенностей в СМИ на примере газет «Новая газета Кубани» и «АиФ-Самара».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития экологической журналистики.
2. Изучить становление экологической журналистики в России.
3. Изучить стилистические и лексические особенности экологической журналистики в печатных СМИ.
4. Провести анализ представления экологических особенностей в газете «Новая газета Кубани» и «АиФ-Самара».
5. Проанализировать лексико-стилистические особенности экологических публикаций в газетах «Новая газета Кубани» и «АиФ-Самара».
6. Предложить рекомендации по созданию эффективных экологических публикаций в газетах.
Объектом исследования являются особенности освещения экологических проблем в СМИ.
Предмет исследования - особенности освещения экологических проблем в газетах «Новая газета Кубани» и «АиФ-Самара».
Эмпирической основой работы послужил анализ публикаций по экологии в газетах «Новая газета Кубани» и «АиФ-Самара» с начала 2017 года по 2019 год.
В исследовании использованы такие методы, как: сравнение, синтез, исторический метод.
Теоретическая значимость работы: данное исследование даёт представление о текущем состоянии экологической журналистики, а также о развитии освещения экологических проблем в печатных СМИ.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть полезны для журналистов и редакторов СМИ при работе с материалами, посвящёнными экологическим проблемам, для студентов факультетов журналистики.
Глава 1 Характеристика экологической журналистики
1.1. История развития экологической журналистики
Традиционно различают понимание экологической журналистики в широком и узком смысле. Специфика предмета такова, что сама экология как наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой изучает довольно широкий круг вопросов. «Современная экология — комплексная биоцентрическая наука» , в нее входят, к примеру, ауэтэкология, популяционная экология, синэкология и многие другие дисциплины. В междисциплинарной плоскости говорят об экологической безопасности, устойчивом развитии, природопользовании и даже экологии духа.
Именно по этой причине «экологической можно считать практически любую журналистику» о взаимодействии людей, живой и неживой природы. Разумнее воспользоваться следующим определением: «экологическая журналистика подразумевает непрерывное, последовательное освещение экологических вопросов как глобального, так и местного значения, причем предметом такой журналистики могут быть не только проблемы, но и положительные примеры в области использования окружающей природной среды» . Во-первых, здесь упоминается важность последовательности в освещении экологического вопроса. При анализе материалов СМИ в данной работе будут использоваться тексты, составляющие корпус публикаций по экологической теме в определенных изданиях (специализированные СМИ или тематические рубрики), только в таких случаях справедливо говорить о наличии экологического дискурса, как последовательного высказывания. Во-вторых, в определении Фридман не называются конкретные проблемные вопросы, составляющие предмет экологической журналистики (климат, энергетика, почвы), а приводится обобщающее понятие «использование окружающей природной среды». Для его уточнения стоит добавить, что спустя первого выхода пособия Фридман прошло уже около 30 лет, и успели появиться полярные точки зрения о том, что является экологической тематикой. Часто понятие экология связывают исключительно с деятельностью по охране природы и окружающей человека среды. В действительности, это прикладная область относится к ведению энвайронментологии, а экология должна пониматься шире как теоретический фундамент. Возможно, причина такой погрешности в том, что англицизм энвайроментализм (от ‘environment’ - окружающая среда) не прижился в русском языке из-за своей «тяжеловесности», а называть всех защитников окружающей среды экологами проще с точки зрения речевой экономии . Подробнее о содержании произведений экологической журналистики будет говориться в третьем параграфе, посвященном экологическому дискурсу.
Экологическая журналистика как дисциплина берет свое начало из описаний природы, которые появились еще во времена Христофора Колумба. В конце XIX века — это направление получило развитие в качестве литературного жанра, а не журналистики, — благодаря Ральфу Валдо Эмерсону и Генри Торо, а затем Джону Муиру (одному из инициаторов создания в США национальных парков и заповедных территорий) в начале XX века.
Переломный момент для экологической журналистики случился в 1962 году, после публикации книги Рейчел Карсон «Безмолвная весна». Тогда зародилось движение в защиту окружающей среды, и СМИ пришлось прислушаться к нему и начать освещать проблемы, связанные с природой и человеческим влиянием на нее.
Среди западных ученых экологическая журналистика приобрела актуальность с конца 80-х годов. В качестве предмета экологической журналистики выступает взаимодействие человека и природы. Также данное направление этой деятельности может быть ориентировано на узких специалистов и на массовую аудиторию. Значимостью экологических проблем является то, что экологическая журналистика стала самостоятельным видом .
В странах Западной Европы и США подача экологических проблем средствами медиа регулируется, существующим законодательством и профессионально-этическим кодексом журналистов. Главные особенности есть в каждом государстве. В Германии как такового федерального законодательства о СМИ не имеется, но есть законы средств массовой информации в каждом крупном административно-территориальном образовании.
В Германии пресса стала обращаться к вопросам изменения климата на постоянной основе еще в 80-е годы, интерес к этой тематике существует и по сей день. Кроме того, развиваются и специализированные эко-СМИ. В качестве примера можно привести газету «Эко-стройка», посвященную необходимости изменения культуры потребления и производства, журнал «Энерго-депеша» для эко-ориентированных потребителей электроэнергии, журнал «Новая энергия» об альтернативных источниках энергии, журнал «Фотон» о развитии солнечной энергии. Кроме того, в Германии есть целый ряд журналов, которые занимаются непосредственно вопросами питания, экологического транспорта и строительства. При этом тиражи эко-журналов, по российским меркам, довольно велики. Так журнал «Гринпис» выходит в Германии тиражом 800 тысяч экземпляров.
Необходимо обратить внимание на то, что экологическая журналистика «выросла» из своей ниши: эко-темы можно встретить в материалах об экономике и политике в национальных и региональных изданиях. Сейчас в борьбу за экологию вовлечены огромные деньги, а также бизнес-журналистика. Эко-журналистика имеет и политические аспекты, так как «зеленая» тематика занимает отнюдь не последнее место в программах партий.
В 1992 году в Рио-де-Жанейро была заключена Декларация по окружающей среде и ее прогресса, помимо этого мировым сообществом утверждена Концепция, которая заключалась в том, чтобы перейти к стабильному течению.
Концепция проявляется в создании правовой основы перехода к устойчивому развитию, разработке системы стимулирования хозяйственной деятельности, повышения эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание данной системы.
Такие проблемы на международном уровне являются очень востребованными темами для обсуждения. Экологическая журналистика рассматривает вопросы, которые связаны со здоровьем населения, экономикой, природными ресурсами. Главным объектом является действительность, а предметом является установление контакта между людьми и окружающей средой.
В иностранных СМИ затрагивают такие экологические темы, как задымление воздуха, в котором есть превышение углекислого газа, загрязнение водоемов токсичными отходами, а также вредные выбросы в атмосферу, переработка мусора, засорение морей и океанов, вырубка лесов и т.д.
В СМИ публикуются такие темы, как экологическое образование, туризм, обмен информации и мнение по главным моментам экологических проблем.
Еще одна тема, которую освещают издания как иностранные, так и русские — это экологическое воспитание детей. Ведь нужно прививать важные качества еще в раннем возрасте, ответственное отношение к поступкам и их дальнейшим последствиям. Нужно правильно уметь объяснить то, что человеческий фактор влияет на разрешение экологических проблем.
Существует три вида контента, которые СМИ и экологи используют для освещения проблем экологии:
1. Диагностическая (определение проблемы и распределение вины),
2. Прогностическая (предложение решений проблемы),
3. Мотивационная (обоснование для действия).
Популярный ныне алармистский контент, связанный с экологией, тоже можно отнести к диагностике, если в нем четко описывается проблема, кто в ней повинен и что ждет нас дальше, если ничего не делать. Учитывая ситуацию, обойтись без паники не удастся. Это демонстрируют и стремительно ставшая известной Грета Тунберг, и американский журналист Дэвид Уоллес-Уэллс (David Wallace-Wells), который не раз будоражил интернет — например, своим апокалиптическим эссе в The New York Times и книгой 2019 года The Uninhabitable Earth.
Почти у каждого крупного западного СМИ есть раздел, посвященный обзору новых технологий или лайфхаков для борьбы с экологическими проблемами. У Euronews, например, есть спецпроект Living, который пишет об этичном потреблении, экотуризме и т.д. С каждым днем появляется все больше проектов вроде GreenBiz.
Журналы Британского экологического общества (British Ecological Society, BES), посвящённый проблемам экологии с особым рассмотрением экологии растений. Старейший в мире международный рецензируемый экологический журнал. Основан в 1913 году.
В журнале публикуются научные статьи по экологии растений (включая водоросли) наземных и водных экосистем, популяций и сообществ, а также в нём рассматриваются проблемы биогеохимии, экосистемная экология, экология микроорганизмов и физиология растений, климатические изменения, молекулярная генетика, экология микоризы, взаимоотношения между растениями и другими организмами, такими как животные и бактерии.
На сайте журнала в разделе «For readers» - «Read the Journal» представлен архив большинства полнотекстовых версий статей журнала с 1998 года по 2017 гг.
Британский научный журнал Journal of Applied Ecology, посвящённый проблемам прикладной экологии с особым рассмотрением проблем управления биологическими ресурсами. Основан в 1964 году. Все статьи журнала доступны подписчикам на сайте. В журнале публикуются научные статьи по вопросам прикладной экологии, по применению экологических понятий, концепций, теорий, моделей и методов к управлению биологическими ресурсами в их самом широком смысле. Среди основных тем: охрана природы, глобальные изменения в природе, экологическое загрязнение, дикая природа и управление средой обитания, использование и управление наземных и водных ресурсов, экология восстановления, управление популяциями вредителей, сорняков и болезней.
На сайте журнала в разделе «For readers» - «Read the Journal» представлен архив большинства полнотекстовых версий статей журнала с 1998 года по 2017 гг.
Журналы Экологического общества Америки (Ecological Society of America, ESA) публикуются практические приложения, документы, касающиеся системы управления окружающей средой, внедрения результатов исследований в научную практику. На сайте журнала в разделе «Issues» доступны полнотекстовые версии некоторых статей журнала. В журнале «Nature» один из самых старых и авторитетных общенаучных журналов. Публикует исследования, посвящённые широкому спектру вопросов, в основном естественно-научной тематики.
Журнал ориентирован на научных работников, однако в начале каждого издания публикуется краткое популярное изложение важнейших публикаций. В колонке редактора и разделе «Новости» (News Articles) сообщается о событиях, интересных специалистам во всех областях. Остальная часть журнала состоит из оригинальных исследований, предполагающих наличие у читателя специальных знаний в соответствующей области.
Критерии отбора статей в журнале чрезвычайно жёстки. Большинство публикаций отсеиваются ещё до стадии рецензирования, поскольку результаты исследований, описанные в предлагаемой статье, должны представлять существенное продвижение в той или иной области науки. Журнал редактируется в Великобритании издательством «Nature Publishing Group» и издаётся в Лондоне.
На сайте журнала в разделе «Current Issue» («News in focus») представлены полнотекстовые версии публикаций.
В международном научном журнале «European Journal of Ecology» открытого доступа публикуются оригинальные рецензируемые документы в области экологии (исследовательские статьи, обзоры, экологические директивы). На сайте журнала представлены полнотекстовые версии статей в открытом доступе.
Мы все не раз видели заголовки типа «Вот как эти климатические ученые из ООН собираются остановить глобальное потепление за $ 300 миллиардов» или «Морские водоросли могут быть секретным оружием в борьбе против климатического изменения». Здорово, конечно, что у ученых есть такие идеи и что про них пишут. Это, безусловно, дает надежду, что еще не все потеряно. Но обычному человеку ни 300 миллиардов, ни морские водоросли особо не помогут в повседневной жизни. Тут появляется третий фрейминг — мотивационный. С ним дела обстоят сложнее. Многие СМИ не умеют или не хотят мотивировать читателя на действие.
В контенте НКО вроде Greenpeace или WWF всегда есть четкие призывы к действию — и в большинстве случаев пояснение, почему это нужно сделать. Из СМИ, использующих мотивационный фрейминг, в России, например, существует проект +1. В преддверии Нового года издание призывало читателей пройти тест, чтобы узнать, насколько экологично они встретят Новый год. Та же The Guardian, которая часто призывает паниковать, объединилась с The Observer и создала благотворительный фонд для сбора средств на помощь организациям, использующим силу природы для замедления ущерба от климатического кризиса.
Несмотря на востребованность экологической проблематики зарубежом в общественном дискурсе, история становления и развития экологической журналистики представлена в отечественной академической литературе лишь в общих чертах и, следовательно, требует дальнейшего изучения и систематизации.
1.2. Становление экологической журналистики в России
Появление экологической журналистики в качестве самостоятельного направления мы связываем с формированием устойчивого интереса к экологической тематике как важнейшему предмету информационной повестки со стороны СМИ в целом, а также с формированием экологической подсистемы СМИ, ориентированной уже на массовую аудиторию.
Россия никогда не оставалась в стороне решения экологических проблем. Еще в 1912 году было создано первое в России учреждение по охране окружающей среды под названием Природоохранительная комиссия, то есть задолго до активизации мирового интереса к окружающей экологии. На страницах журналов и газет находила свое отражение информация об экологии. Проблема экологии является одним из самых важных тематических направлений современных СМИ в России. Практически ни одно средство массовой информации не обходится без информации об экологии. Но, все-таки экологическая журналистика не пользуется такой большой популярностью как деловая, политическая и развлекательная журналистика. В современном мире важной особенностью развития состояния экологических СМИ является: возможность знакомиться с изданиями данной направленности при помощи Интернета, что безусловно является перспективным направлением развития экологической журналистики.
Мнения исследователей об этапах развития экологической журналистики в России расходятся. Давыдова А.В. считает, что экологическая журналистика в современной России находится в зачаточном состоянии . Е. Шаркова пишет о зарождении экологической журналистики в начале XX века, ссылаясь на Л. Коханову . Полярность мнений обусловлена спецификой исторического процесса в нашей стране. Согласимся с тем, что предпосылки к появлению тематического направления прессы, называемого сегодня экологической журналистикой, были уже в начале XX века. Это связано с развитием природоохранной деятельности как таковой (в 1917 году в России был создан первый заповедник), а также с развитием соответствующей научной области. В 1926 году было опубликована книга В.И. Вернадского «Биосфера», ее идеи впоследствии легли в основу учения о биосфере и ноосфере, объясняющего принципы взаимодействия природы и человека. Однако советский период значительно воспрепятствовал естественному развитию традиции освещения вопросов охраны окружающей среды в СМИ. Важная экологическая информация скрывалась, отрицалась сама возможность нанесения ущерба природе, так как государственная идеология предполагала увеличение объемов промышленного производства (курс на индустриализацию), учет экологических рисков не являлся политически оправданным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арский, Ю. М., Данилов-Данильян, В. И., Залиханов, М. Ч. Экологические проблемы: Что происходит, кто виноват и что делать? / Ю.М. Арский, В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов. - Москва: Изд. МНЭПУ, 1997 - 329 с.
2. Байрамова, С. А. Экологическая журналистика в социальных СМИ / Э. Я. Байрамова // Дорога знаний. - 2016. - №2. - 69 с.
3. Бакшин, В.В. Основы журналистики / В.В. Бакшин, С. Томпсон // Учебное пособие М.: Вильямс, 2019. - С. 53.
4. Барлыбаев, Х.А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие / Х.А. Барлыбаев. - Москва: Изд-во Госдумы, 2011. -132 с.
5. Березин, В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации: монография / В. М. Березин. - Москва: Изд-во РУДН, 2012. - 183 с.
6. Беркова, О.А. Экологическая журналистика в России: проблемы и реалии / О.А. Беркова // Актуальные проблемы журналистики: Материалы научно-практической конференции «Журналистика в 1996 году. Средства массовой информации в постсоветсом обществе». - Москва, 2017. - 163 с.
7. Берлова, O.A., Колесникова, В.Б., Кочинева, A. Как экологам работать со средствами массовой информации / Киев, 2000. - 120 с.
8. Брайант, Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. - Москва: Вильямс, 2014. - 419 с.
9. Бурко, Р.А. Экологические проблемы современного общества и их пути решения / Р.А. Бурко, Т.В. Терешина // Молодой ученый. - 2014. - № 11. - С. 237238.
10. Быстряков, И.К., Меерсон, Е.А., Карякина, Т.Н. Социальная экология: Курс лекций / Под общ. ред. Е.А. Меерсон. — Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета,2019. — 256 с.
11. Вычуб, Г.С. Проблематика периодической печати: учеб. пособие / Г.С. Вычуб, Т.И. Фролова. - Москва: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2018. - 112 с.
12. Гегель, И. В. Пресса в условиях техногенной катастрофы глобального масштаба: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.10 / Гегель Игорь Владимирович. - М, 2012. - 25 с
13. Горелов, А.А. Экология / А.А. Горелов - Москва: Высшее образование, 2018. - 192 с.
14. Давыдов, Н. Г., Сизова, Л. В. Советы начинающим журналистам. Краткое пособие для молодых журналистов-экологов / Н. Г. Давыдов, Л.В. Сизова. - Москва, 2008.
15. Дедю, И.И. Экологический энциклопедический словарь [электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.cnshb.ru/AKDiL/0039/default.shtm.
16. Демина, Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды / Т.А. Демина. - Москва: Аспект Пресс, 1998. - 201 с.
17. Дзялошинский, ИМ. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества / ИМ. Дзялошинский. - Москва, 2001. - 320 с.
18. Дмитриев, А.Н. Техногенное воздействие на природные процессы Земли / Дмитриев А.Н., Шитов А.В. - Новосибирск: Манускрипт, 2003. - 138 с.
19. Добровидова, О. Спектр экологических тем в российских СМИ / О. Добровидова, А. Давыдова // Устойчивое развитие в России // URL: http://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/31414spektr_ekologicheskih_tem_v_rossiyskih_smi-statia
20. Есин, Б.И. История русской журналистики (1703—1917) / Б.И. Есин // URL: http://evartist.narod.ru/text4/01.htm
21. Иванова, E.B. К проблеме исследования экологического дискурса / Е.В. Иванова // Политическая лингвистика. - 2017. - Вып. 3 (23). - 138 с.
22. Калинина, Н.В. «Факторы экологизации отечественных средств массовой информации: исторический аспект» / Н.В. Калинина // Вопросы журналистики № 17. - Владивосток: Издательский дом ДВФУ, 2013. - 111 с.
23. Клюев, Н.Н. «Россия: экологический «портрет» на глобальном фоне» [электронный ресурс] // Дискуссионный клуб научно-популярного журнала «Экология и жизнь». - Режим доступа: http://www.ecolife.ru/jornal/econ/2002-6- 2.shtml/.
24. Колесникова, В. Б., Берлова, О. А., Захарова, В. П., Кочинева, А. А. Игра на информационном поле. Журналистика и ПР для «зеленых» [Текст] / В. Б. Колесникова, О. А. Берлова, В. П. Захарова, А. А. Кочинева. - М., 2013. - 207 с.
25. Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста. Учебное пособие. - Москва: Изд-во Аспект Пресс, 2014. - 334 с.
26. Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Предельский. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 602 с.
27. Коханова, Л.А. Журналистика. Экология. Образование / Л.А. Коханова. - Москва, 2017. - 174 с.
28. Коханова, Л.А. Экологическая журналистика, PR и реклама: учеб. пособие / Л.А. Коханова. - М.: Юнити - Дана, 2017. - С. 383.
29. Коханова, Л.А. Экологическая журналистика, PR и реклама: учеб. пособие / Л.А. Коханова. - Москва: Юнити - Дана, 2017. - 383 с.
30. Кочинева, А. Экологическая журналистика: учебное пособие / А. Кочинева, О. Берлова, В. Колесникова. - М.: Центр коорд. и информ. Соц.- экол. Союза, 1999. - С. 214.
31. Кочуров, Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие / Б.И. Кочуров. - Смоленск: Маджента, 2013. - 384 с.
32. Кутузов, В.И. Доступ к экологической информации: правовые аспекты / В.И. Кутузов, А.А. Попов. - Брянск: 2014. - 194 с.
33. Лавреневская, А. С. Объективное и субъективное в очерке. Автореферат кандидатской диссертации Москва, 2019. - 24 с.
34. Лазутина, Г. В., Распопова, С. С. Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. — Москва: Аспект Пресс, 2012. —320 с.
35. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. - Москва: «Аспект Пресс», 2001. - 269 с.
36. Никитин, А. Т., Гордиенко, В. А., Дежкин, В.В., Моисеев, Н. Н. Экология, охрана природы, экологическая безопасность [Текст] / Под ред. А. Т. Никитина, С. А. Степанова. М. : Изд. МНЭПУ, 2016. - 648 с.
37. Орехова, И. Экологические проблемы в информационном поле / И. Орехова // Индекс. - 2017. - № 12. - 38 с.
38. Орлова, М.В. Экологическая журналистика: сущностные характеристики понятия / М.В. Орлова // Вектор науки Тольяттин. гос. ун-та. - 2014. - Вып. № 1 (23) . - С. 220-223.
39. Официальный сайт газеты «АиФ-Самара» //http://ngkub.ru/ekologiya
40. Официальный сайт газеты «Новая газета Кубани» //http://ngkub.ru/ekologiya
41. Паймакова, М. Самые значимые экологические проблемы [электронный ресурс] // «Вести наука». - Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2237858.
42. Реймерс, Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. Москва: Мысль, 2016. - 637 с.
43. Сизова, Л.В. Экологические периодические издания / Л.В. Сизова // Типология периодической печати: учеб. Пособие / под ред. М.В. Шкондина, Л. Л. Роснянской. - Москва: Аспект Пресс, 2017. - 141 с.
44. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор академик РАН Е. В. Осипов. — Москва: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. - 488 с.
45. Союз журналистов России. Положение. О профессиональной Ассоциации журналистов-экологов [Электронный ресурс] : [принято Общероссийской общественной организацией Союзом журналистом РФ 12 февраля 2009 г.]. - Москва, 2009. - Режим доступа: www.ruj.ru/about/0902- eco.htm
46. Суралеева, Е.С. Экологическая тематика как необходимая составляющая современных СМИ / Е.С. Суралеева, Д.А. Бакеева // Огарев- онлайн. - 2014. - № 10. - 46 с.
47. Тулупов, В. В. Теория и практика современной российской журналистики / В. В. Тулупов. - Воронеж, 2007. — 232 с.
48. Фурмин, Е.Т. Елобальные экологические проблемы: путь к катастрофе или миф? / Е.Т. Фурмин // Общество. Среда. Развитие. - 2009. - Вып. № 3. - 114 с.
49. Шаркова Е. А. Экологическая журналистика: типоформирующие признаки // Современная наука: тенденции развития. 2015. № 12. С. 42-48.
50. Шаркова, Е.А. Экологическая журналистика в региональных политических процессах (на примере Архангельской области): дисс. канд. полит.наук / Екатерина Андреевна Шаркова. - СПб., 2013. - С 203.
51. Шарон, М. Фридман. Пособие по экологической журналистике / Шарон М. Фридман, Кеннет А. Фридман. - М.: Изд-во Tacis, 1998. - С. 118.
52. Экологический портал [электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.ecology-portal.ru/.
53. Экология России в цифрах // Власть: дела и лица. - 2015. - № 9 (89).