Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Изучение языка влияет на развитие не только коммуникативной, но и познавательной сферы человека, поэтому учебный предмет «Русский язык» обладает большим потенциалом для становления познавательной деятельности школьников.
Необходимость реализации заложенных в этом учебном курсе развивающих возможностей подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Согласно этому документу, одним из результатов обучения в начальной школе должно стать овладение метапредметными универсальными учебными действиями (УУД), в частности – познавательными.
Степень изученности проблемы исследования. Исследования, посвященные формированию УУД (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская), а также работы, посвященные методике изучения состава слова на уроках русского языка (М.Т. Баранова, М.Р. Львов и др.). Использование возможностей русского языка для формирования познавательных УУД разрабатывали такие ученые как: М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Т.Г. Рамзаева. В концепции развития универсальных учебных действий, разработанной группой авторов под руководством А.Г. Асмолова, указывается, что потенциально все учебные предметы имеют возможность формирования универсальных учебных действий.
Достижение предметных результатов, описанных в работах методистов, которые определяют предметные результаты при изучении морфологии – В. П. Озерская, Л. Л. Буланин, предметные результаты при изучении синтаксиса – А. А. Шахматов, предметные результаты при изучении пунктуации – Н. С. Валгина, Г. И. Блинов, в том числе описывается методическое обеспечение предметных результатов при изучении темы «Состав слова» М. Р. Львов, Е. Г. Мережко. Однако предметные результаты при изучении темы «Состав слова» представлены как несколько изолированные друг от друга, не рассматриваются в совокупности.
Проблема исследования состоит в том, что несмотря на наличие в методике начальной школе трудов, посвященных формированию УУД, а также работ, посвященных методике изучения состава слова на уроках русского языка, еще не разработаны комплексы заданий, направленных на формирование познавательных УУД младших школьников при изучении состава слова. Поэтому тема нашего исследования является актуальной.
Указанная актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы исследования «Формирование у младших школьников познавательных УУД при изучении состава слова».
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать серию упражнений, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении состава слова.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: возможности использования разработанной серии уроков по изучению состава слова для формирования познавательных универсальных действий у младших школьников.
Гипотеза исследования: обучение младших школьников составу слова будет способствовать формированию познавательных УУД при соблюдении следующих условий:
- если данный процесс является управляемым в плане организации взаимодействия учителя и детей,
- дидактически наполнен,
- будут использованы задания, которые направлены на овладение логическими учебными действиями с языковыми единицами.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и выявить основные понятия по теме исследования;
2. Провести диагностическое исследование уровня сформированности познавательных УУД на уроках русского языка в 3 классе;
3. Разработать упражнения и серию уроков по изучению состава слова для формирования познавательных универсальных действий у младших школьников.
Методы исследования:
1) анализ лингвистической, психолого-педагогической ,методической и учебной литературы;
2) педагогический эксперимент;
3) методы анализа и интерпретации результатов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной серии уроков для изучения состава слова на уроках в начальной школе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы работы над формированием познавательных универсальных учебных действий младших школьников при изучении состава слова
1.1. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Согласно определению, данному во ФГОС начального общего образования, универсальные учебные действия – это обобщённые действия, которые порождают масштабную ориентацию учеников в пределах разных областей, а также мотивацию к учебной деятельности.
В широком понимании УУД – это способность к обучению либо некоторая способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного присвоения нового опыта.
В узком же понимании это универсальные учебные действия совокупность которых с точки зрения психологии способна выявить действия ученика его навыки к работе, которая в свою очередь обеспечит его способность к самостоятельному восприятию новых знаний, умений, опыта. УУД включают: организацию действия которая входит в систему УУД [2].
Учебные действия которые нигде не повторяются, представляют собой единую систему, у которой развитие каждого из видов УУД определяется его соотношением с другим видом и общей логикой возрастного развития. Особенный характер УУД выражается в том, что он носит над-мета-предметный характер, что обеспечивает этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Универсальные действия, обеспечивают решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного становления обучающихся, реализуются в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности.
Понятие «универсальные учебные действия» раскрывается в трудах ряда исследователей. А.Г. Асмолов определяет понятие «универсальные учебные действия» как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению навыков и знаний. А.Г. Асмоловым выделено несколько групп УУД, которые показаны на рисунке 1 [3, с. 34].
Рис. 1. Классификация УУД, предложенная А.Г. Асмоловым
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения.
Личностные действия делятся на 3 блока:
1)самоопределение;
2) смыслообразование;
3) нравственно-этического оценивания.
Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности:
1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
2. планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
3. прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
4. контроль - сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5. коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия;
6. оценка - осознание уровня и качества усвоения;
7. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Таким образом, универсальные учебные действия - это совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Классификация УУД А.Г. Асмолова была положена в основу ФГОС НОО. Каждая из групп универсальных учебных действий, представленных А.Г. Асмоловым, подразумевает овладение какими-либо навыками.
По мнению Т.С. Котляровой, УУД представляют собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему присвоенных компетенций и ценностей, которые помогают человеку быть активным субъектом и эффективно реагировать на изменения внешней среды [19].
В.А. Шабанова определила понятие «универсальные учебные действия» как совокупность способов выполнения действий обучающимися, которые обеспечивают получение ими новых знаний, формирующих соответствующие умения (например, умения самоорганизации процесса учения). УУД формируются посредством выполнения целенаправленных действий и в результате активизации деятельности самих обучающихся [49].
Универсальные учебные действия открывают перед всеми участниками учебного процесса новые горизонты, которые позволяют самостоятельно получать и усваивать новые знания, умения и компетентности на основе формирования умения учиться.
Развитие универсальных учебных действий – «сквозная» линия школы, ориентированной на деятельностный подход к образованию. Если в начальной школе происходит становление основных учебных навыков и умений, позволяющих ученику осмысленно действовать в учебном процессе, то далее – в основной школе – эти действия становятся всё более самостоятельными, расширяется их круг. У ученика постепенно, от класса к классу, оформляется собственный стиль учебной деятельности.
Появляются внутренние ресурсы выбора способов решения образовательных задач с учетом имеющегося арсенала универсальных учебных действий.
Предложенная А.Г. Асмоловым и его научной группой классификация УУД приемлема для любого уровня школьного образования. Различие должно начинаться в наполнении каждой из четырех групп конкретными действиями, с учетом уже освоенных УУД.
Формирование УУД у младших школьников осуществляется посредством использования современных образовательных технологий.
Выбор образовательной технологии обусловлен особенностями контингента обучающихся, универсальными учебными действиями, которые необходимо сформировать у детей. Выбирая образовательную технологию, следует учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Познавательные УУД в соответствии с ФГОС НОО являются видом универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы у обучающихся начальных классов.
По итогам обучения у выпускников начальной школы должны быть сформированы ряд общеучебных УУД. Они должны ориентироваться в учебном материале, представленном в учебнике, осуществлять поиск информации, уметь ответить на простой вопрос учителя, уметь пересказывать прочитанный текст. Также школьник должен структурировать информацию, полученную из учебника, книг, или от учителя и представить ее в табличной форме, а также в виде схемы.
Сформированность у обучающихся логических учебных действий предусматривает умение сравнивать, анализировать предметы, уметь группировать их по различным признакам, выделяя ключевые признаки предметов и явлений.
Деятельность по формированию познавательных УУД у младших школьников должна осуществляться исходя из возрастных особенностей детей. М.А. Михайлова, основываясь на работах отечественных ученых в сфере возрастной психологии Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова считает, что в силу особенностей развития мышления, которое является определяющим фактором умственного развития ребенка младшего школьного возраста – формирование познавательных УУД в первую очередь должно являться предметом овладения [29].
Младший школьный возраст становиться основной ступенью для становления личности любого человека. Именно в этот период образовывается фундамент для учебно-деловой дисциплины и восприятию нового в целом. Начальная ступень школьного образования должна показать все плюсы обучения в школе и плюсы восприятия нового. В ходе пояснения этих моментов выясняются способности ученика, взаимодействие с сверстниками и учителями. Проявляются основы нравственного поведения, которые потом определят отношение растущей личности к окружающим явлениям, предметам и обществу.
Учебная деятельность – ведущая деятельность для каждого младшего школьника.
Так, по мнению Л.С. Выготского, у ребёнка в этом возрасте происходит изменение в познавательной сфере. Л.С. Выготский выделял главным образом мышление, которое обретает абстрактный и обещающий характер.
В рамках стен школы за небольшой промежуток времени ребёнок овладевает системой научных понятий, первичными категориями, и в этом процессе должна быть задействована не только память ребёнка, но и навыки мышления. В период школьного обучения происходит усвоение как отдельных знаний и умений, так и обобщение и формирование интеллектуальных операций [11] .
В младшем школьном возрасте происходит процесс становления воли, обуславливающей дальнейшее развитие всех психических функций.
В дошкольном возрасте у ребёнка произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе вся деятельность по своему существу является произвольной, так как практически всегда нужно регулировать своё поведение или деятельность. За это отвечает сознательная и мыслительная деятельности ребёнка.
В процессе восприятия происходит процесс перехода от непроизвольного к целенаправленному наблюдению за тем или иным объектом (субъектом), который подчинен определённой задачи.
В этом возрасте также впервые появляются зачатки самосознания, а это проявляется в развитии рефлексии, из-за чего школьник приобретает способность осознавать свои собственные изменения, изменения окружающей среды, перемены у других людей.
К моменту поступления в школу ребенок готов как физически так и морально к восприятию информации, именно новой информации, готов выполнять многообразные задачи. Играет большую роль психологическая готовность ученика, которая рассматривается с субъективной точки зрения.
Всеобщая часть его восприятия, а именно его любознательность, яркая фантазия и внимание его уже относительно длительно и устойчиво проявляется в играх, в занятиях, в элементарном конструировании.
Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организацией. Е.Е. и Г.Г. Кравцовы главным новообразованием выделяют память, которая становится смысловой и произвольной. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую задачу, он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания [14].
Относительно хорошо у ребёнка в таком возрасте хорошо развита наглядно-образная память, но также имеются уже все предпосылки для развития словесно-логической памяти, осмысленного запоминания.
Речь младшего школьника уже достаточно хорошо развита и он умеет использовать свои умения. Его речь в переделанной степени подчиняется требованиям грамматики, довольна выразительна.
Все вышесказанное касается объективной психологической готовности ребёнка к школьному периоду обучения. Но следует отметить, что важную роль играет и субъективная сторона - желание и стремление учиться в школе, общаться со сверстниками, взрослыми. И здесь очень важны индивидуальные различия детей.
В период младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения). По данным В.С. Мухиной, мышление ребенка младшего школьного возраста отличается большей произвольностью и устойчивостью. Младший школьник в состоянии самостоятельно планировать свою деятельность [30, с. 45].
Д.С. Елисеева отмечает, что формирование у младших школьников познавательных УУД опирается на развитие произвольной памяти. Ребенок может развивать память. Он овладевает навыками словесно-логического, смыслового запоминания [14].
В период младшего школьного возраста у ребенка формируется способность выявлять причинно-следственные связи, делать логические умозаключения и выводы. Тем не менее, возрастной особенностью ребенка младшего школьного возраста (7-10 лет) является развитие наглядно-образного мышления, вследствие которого, дети решают различные задачи посредством внутренних действий с образами. У ребенка 7-10 лет продолжает развиваться воображение, которое является важнейшим условием для развития способности к творчеству.
Особенностью развития психических процессов у ребенка младшего школьного возраста является то, что они формируются, преимущественно, в рамках ведущего вида деятельности – учебной. Также на развитие познавательной сферы ребенка продолжает оказывать влияние игра, посредством которой формируется креативность [5].
Таким образом, младший школьный возраст, в силу возрастных особенностей развития психических процессов, является наиболее благоприятным для формирования познавательных УУД. Основываясь на данных, представленных М.В. Матюхиной, возможно проследить динамику формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся разных классов начальной ступени образования.
Динамика развития психических процессов младших школьников и возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся разных классов начальной ступени образования (с первого по четвертый классы), определенные М.В. Матюхиной, показаны в таблице 1 [27].
Таблица 1
Динамика развития психических процессов младших школьников и возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий, определенные М.В. Матюхиной
Психические процессы, влияющие на развитие познавательных УУД Школьники 1 классов Школьники 2 классов Школьники 3-4 классов
Внимание Внимание непроизвольное. Признаки произвольности внимания только начинают проявляться. Цель работы ставится учителем Развивается произвольность внимания. Цель работы по-прежнему ставится взрослыми Дети способны самостоятельно ставить цель и распределять внимание, которое становится произвольным
Память Начинает формироваться произвольная память. Однако, обучающиеся не владеют приемами запоминания, поэтому необходима при освоении учебного материала опираться на наглядность Память начинает носить конкретнообразный характер. Однако, условием успешного запоминания все еще остается наглядность Увеличиваются объем памяти, долгосрочность. У обучающихся развиваются навыки логического запоминания
Воображение Воображение развито недостаточно. Образы людей и предметов расплывчаты и бедны Происходит детализация образов. Они становятся полнее Обучающиеся умеют воссоздавать целостный и точный образ объекта
Мышление Преобладает наглядно-образное мышление Развивается словесно-логическое мышление Развиваются абстрактное и формально-логическое мышление
Период обучения
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка: (начальные классы): учебник / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - Гриф УМО. - М.: Академия, 2010. – 447 с.
2. Асмолов А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение, 2013. – 152 с.
3. Асмолов А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2013. – 158 с.
4. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 1-3 класс. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС- 2001.
5. Бетенькова Н. М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка – М.: Астрель. 2002.
6. Бетенькова Н. М. Орфография и грамматика в рифмовках. - М: Астрель, 2002.
7. Бодуэн де Куртенэ И.А. Введение в языковедение. С приложением: Сборник задач по "Введению в языковедение". – М.: Красанд, 2010. – 322 с.
8. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012.
9. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1–2 класс (1–4): Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011.
10. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс (1–4): Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. – 486 с.
12. Гвоздев А. Н. О звуковом составе морфем // Вопр. языкознания. 1960. № 3
13. Грузберг А.А. Морфемный анализ. – Пермь, 1974.
14. Елисеева, Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника [Текст]: / Д.С. Елисеева// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2013. – 91-94 с.
15. Земская Е. А. Современный русский язык: Словообразование. - М., 1973
16. Земская Е.А. Как делаются слова - М., АН СССР, 1963
17. Земская Е.А. Русский язы: синтаксис. - М.: Дрофа, 2008. – 272 с.
18. Камынина А. Современный русский язык. Морфология. – М.: Издательство МГУ, 2010. – 240 с.
19. Котлярова Т.С. Универсальные учебные действия и общеучебные умения и навыки – сходство и различия // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 21. С. 58-62.
20. Кравцов, Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе : учебное пособие / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. - М. : Знание, 1987. - 94 с.
21. Краткий справочник по современному русскому языку/Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 1991.
22. Кузнецов П. Историческая грамматика русского языка. Морфология. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 312 с.
23. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М.: Русский язык, 1986.
24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1959. – 495 с.
25. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов / М. Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская.– 2 -е изд., - М.: Просвещение, , 1987 . - 462 с.
26. Маслов Ю. С. О морфеме // Актуальные проблемы русского словообразования. Самарканд, 1972. Вып. 2
27. Матюхина, М.В., Возрастная и педагогическая психология./ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. – М.: Просвещение, 2004.– 256 с.
28. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для вузов / под ред. М. Т. Баранова. - Гриф МО. - М.: Академия, 2001. - 362 с.
29. Михайлова, М. А. Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников / М. А. Михайлова // Мониторинг качества образования в условиях введения ФГОС НОО: теоретико-методологические и технологические аспекты : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (21 марта 2013 г). – Челябинск, 2013. - С. 140-145.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития/ В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
31. Немченко В. Н. Вариантность слова в русском языке: Фонематические варианты. Н. Новгород, 1992.
32. Немченко В. Н. Вариантность языковых единиц: Типология вариантов в современном русском языке. Красноярск, 1990.
33. Осипова Л. Морфология современного русского языка. – М.: Академия, 2010. – 192 с.
34. Панова Г. Морфология русского языка. Энциклопедический словарь-справочник. – М.: КомКнига, 2010. – 448 с.
35. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
36. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Академия, 2009. – 194 с.
37. Подласый И. П. Педагогика: учеб. по дисциплине "Педагогика и психология" (ч. 1 "Педагогика") для студ. вузов, обуч. по непед. спец. / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп.; Гриф УМО. - М.: Юрайт: Высш. образование, 2010. - 574 с.
38. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения.)
39. Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 1 /[Сост. Е.С. Савинов]. – М., 2009. - (Стандарты второго поколения). – 209 с.
40. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Линка-Пресс, 2009. – 284 с.
41. Рахимкулова Г. Морфология современного русского языка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 288 с.
42. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2005.
43. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1993.
44. Русский язык: Энциклопедия/Гл. ред. Ф.П. Филин. – М.: Советская энциклопедия, 2009.
45. Словообразовательный словарь: Пособие для учащихся нач. классов/Сост. А.П. Сдобнова, И.В. Скрябина. – Саратов: Изд/во «Слово», 2010.
46. Современный русский язык. Анализ языковых единиц/Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
47. Современный русский язык. В 2-х ч. Ч. 1/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: Высшая школа, 2009
48. Современный русский язык: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Филология»/Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
49. Хопренинова В. А. Реализация познавательной цели обучения русскому языку в начальной школе в процессе организации знаково-символического восприятия учащимися состава слова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3036–3040. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54871.htm
50. Хопренинова В. А. Развитие лингвистических способностей младших школьников в процессе изучения морфемной структуры слова [Текст] / Хопренинова В.А. - [Б. м. : б. и.]. - 8 с. - Б. ц.
51. Шабанова В.А. Проблема формирования универсальных учебных действий на занятиях по изобразительному искусству//Среднее профессиональное образование.-2014.-№ 4.- С.50-52
52. Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию. М., 1968.
53. Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. М., 1987. Ч. 2.
54. Шанский Н.М., Боброва Т.А.Школьный этимологический словарь русского языка. Значение и происхождение слов. – 2-е изд. – М.: Дрофа; Русский язык, 2011
55. Шахматов А. Историческая морфология русского языка. – М.: Либроком, 2010. – 402 с.
56. Энциклопедия «Русский язык» под ред. Ю.Н. Караулова. – М.: Просвещение, 2003.