- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
вам Нужна Дипломная работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Страховая защита работников от профессиональных рисков
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Страховое дело
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Страховая защита работников от профессиональных рисков"?74 страницы
34 источника
Добавлена 01.07.2021
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава I. Теоретические основы страхования профессиональных рисков 5
1.1. Профессиональные риски и их управление 5
1.2. Экономическая сущность страхования профессиональных рисков 12
1.3. Законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая страхование от профессиональных рисков. 21
Глава 2. Принципы организации и финансирования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 33
2.1. Понятие «несчастный случай на производстве» и «профессиональное заболевание» 33
2.2. Виды обеспечения 42
2.3. Финансирование предупредительных мероприятий по снижению профессиональных рисков 48
Глава 3. Совершенствование системы страхования профессиональных рисков 53
3.1. Анализ зарубежной практики 53
3.2. Направления развития системы страхования профессиональных рисков 63
Заключение 69
Источники 72
Фрагмент для ознакомления 2
Россия, являющаяся по Конституции Российской Федерации социальным государством, также обязана признавать принципы, которые объявлены международными документами. Российская Федерация должна создавать условия для достойной жизни и свободного развития своих граждан и самореализации творческого потенциала личности. Органы власти в области социально политики должны сконцентрировать свое внимание на нескольких необходимых направлений:
- Во-первых – государство должно разрабатывать и улучшать условия для нормального воспроизводства населения, в том числе рабочей силы;
- Во-вторых – Российская Федерация должна тщательнее развивать систему государственной защиты от социальных рисков.
Актуальность данной темы в том, что для социальная защиты населения страны обязательное социальное страхование играет весьма важную роль, т.к. представляет работнику защиту от рисков, возникающих в процессе трудовой деятельности граждан и способных привести к полной или частичной потере трудового заработка. Оно имеет значение и для функционирования самих организаций, т.к. при трансформации страховых рисков в страховые случаи организация не несет расходов кроме тех, что в виде ежемесячных платежей уже были отчислены во внебюджетные социальные фонды. Тем самым исключается возможность незапланированного возникновения значительного объема расходов.
Из всех видов обязательного социального страхования особый интерес представляет страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.к. в современных условиях, к сожалению, не снижается количество работников, пострадавших на производстве. Работодатели же особой заботы о снижении производственного травматизма не проявляют. Более того, многие из них не воспринимают систему социального страхования в качестве эффективного механизма, способного обезопасить экономически не только работника, но и работодателя от последствий наступления социальных рисков. На данном этапе развития система социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расценивается большинством работодателей лишь как дополнительный груз, возложенный на них государством.
Объектом исследования является социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Субъектом данной работы будет страхование от несчастных случаев на производстве в России.
Цели исследования:
1) Раскрыть теоретические основы страхования от профессиональных рисков. Это будет достигнуто путем решения нескольких задач, таких как раскрытие понятия «профессиональный риск», путем рассмотрения механизмов управления. Также будет определена экономическая сущность страхования от профессиональных рисков.
2) Рассмотреть организацию и финансирования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных рисков. несчастный случай на производстве» и «профессиональное заболевание»; во-вторых, будет рассмотрены все три вида обеспечения; в-третьих, будут проанализирована деятельность ФСС по финансированию предупредительных мероприятий.
3) Будут разобраны методы по совершенствованию системы страхования профессиональных рисков.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации, ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и другие.
Степень и уровень разработанности проблемы. Данная тема привлекает внимание таких исследователей как: Андреева Е.В., Афанасьева Р.А., Русакова О.И., Архипов А.П., Гомелля В.Б., Белянинова Ю.В., Богданова М.И., Габова А.А., Козлова Н.Е., Гомелля В.Б., Грудцына Л.Ю., Спектор А.А., Жилкина М.С., Зубец А.М., Ковалев Л.И., Ефимов С.Л., Зубец А., Ивашкин Е.И., Коломин Е.В., Николенко Н.П., Постникова И.Ю. Разуваев А.В., Борзых В.Н., Райхер В.К., Расолова Т.М., Савина Л.В., Силласте Г., Широкова Е.К. и других.
Методология исследования складывается из общенаучных и специально-научных методов, которые были использованы при проведении исследования в рамках настоящей работы. Общенаучные методы: диалектический и метод логического анализа. Специально-научные методы: метод правового анализа, метод сравнительно-правового анализа, метод анализа материалов правоприменительной практики.
Методика исследования основывается на аккумулировании общенаучных способов и приемов, используемых в целом юридической наукой. В основу исследования положены философские методы, используется сравнительно-правовой и социологический методы.
Методы исследования. В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых правоведов в рассматриваемой области.
Практическая значимость работы заключается в том, что работа содержит выводы и предложения, которые могут быть использованы на практике в части совершенствования законодательства по анализируемым вопросам.
Структура работы: введение, две главы, заключение и библиографический список.
Глава I. Теоретические основы страхования профессиональных рисков
1.1. Профессиональные риски и их управление
В настоящее время в производстве существует ряд независимых классификаций рисков, такие как:
-технический,
-индивидуальный,
-потенциальный, приемлемый, коллективный (групповой, социальный) - профессиональный риск.
Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью из-за воздействия вредных и (или) опасных факторов на производстве, исполняя работником обязательств по трудовому договору. Чаще всего риск связан с временной и постоянной утратой трудоспособности работника. Риск можно рассматривать как потерю кормильца, в результате производственного травмы и/или профессиональной заболеваемости. В этом примере источник финансовых средств будет состоять из компенсации пострадавшим не только утраченных доходов (в денежной форме), но и возмещение издержек на лечение, медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию пострадавших (компенсации повреждения здоровья и утраты трудоспособности). Также в любых действиях по осуществлению выплаты компенсации семьям погибших в разных ситуациях (техногенных авариях и иных катастрофах) особенно важно иметь оценку на основе серьезного анализа и изучения.
Обратим внимание на то, что введение системы управления профессиональными рисками в управлении охраной труда в развитых странах, например таких как Япония, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, показало свою обоснованность и состоятельность. Такой подход в управлении рисками снижал травматизм и статистику заболеваний на производстве. На этой проблеме органам в области социальной защите стоит усиливать внимание, так как по печально статистике, более 30% умирающих каждый год россиян – это люди работоспособного возраста. Этот показатель превышает европейские показатели в 4,5 раза. Неблагоприятные условия труда – одна из главных причин экономических и людских потерь в России.
Из-за воздействий вредных и опасных производственных факторов в России ежегодно умирает около 180 тысяч человек. Неудовлетворительные условия труда - это причина высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В Российской Федерации каждый год примерно 180 тыс. чел. умирает по причинам воздействием вредных и опасных производственных факторов, на производстве получают травмы около 200 тысяч человек, более чем по 10 тысячам работников регистрируются случаи профессиональных заболеваний, около 14 тысяч человек приобретают инвалидность по причине профессионального заболевания. Всем известно, что неблагоприятные условия труда, являются главной причиной высокого уровня травматизма заболеваний на производстве.
Плохое состояние и опасные направленности развития «человеческой составляющей» в системе производительных сил Российской Федерации, представляя серьезную угрозу перспективам развития страны , стали проблемой национальной безопасности. Здоровье работающего населения напрямую связано с условиями труда, и с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов, таких как систем здравоохранения в сфере труда и социального страхования.
Из года в год экономические потери, по причине неудовлетворительных условий труда, оцениваются в 500 млрд. руб. (1,9% ВВП). По расчетам экспертов, по причине болезней в среднем теряется около 10 рабочих дней на одного работника.
Нужда в модернизации системы управления охраной труда связана с тем, что существующая в стране модель управления охраной труда, вместе с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устарела, потому что основана на концепции социальной политики применительно к экономическим и социально демографическим условиям Европы конца 19-го столетия, когда рост народонаселения и активная миграция дешевой рабочей силы из деревень в города без проблем обеспечивала потребности индустриализации в достаточном объеме. Такая система сложилась как следствие низкой стоимости трудовых ресурсов, соответствующих невысоким профессионально-квалификационным требованиям работодателей в силу функциональной простоты трудовых операций конвейерно-поточного производства того времени. Эта модель была направлена в первую очередь на социальную поддержку рабочих и их семей, подверженных, в силу низкой квалификации и плохой профессиональной подготовки, высокому риску бедности в случае нетрудоспособности по производственным причинам.
Главный принцип данной системы в том, что риск, связанный с необходимостью предоставления компенсации по несчастным случаям на производстве, несет страховщик, т.е. государство. Возмещение предоставляется по происшествию трудового увечья, производственной травмы пострадавшего работника, а не из-за наличия виновного. Эта модель приводит к отсутствию экономической выгоды сторон социально-трудовых отношений в проведении профилактических мероприятий, которые будут направлены на улучшение условий и труда, охрану здоровья и социальную защиту работников. Условия охраны труда на большинстве промышленных предприятий, количество рабочих мест с неблагоприятными и опасными условиями труда создают ситуацию, когда с ростом промышленного производства будут также расти показатели травм на производстве и количество несчастных случаев.
Основная цель охраны труда – защита здоровья работника и обеспечение безопасность труда, вводя систему управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте . Под профессиональным риском понимается риск повреждения (утраты) здоровья (также и репродуктивного) или смерти, связанный с выполнением работником обязанностей по трудовому договору (контракту).
Управление профессиональными рисками – совокупная система мер, которая направлена на снижение профессионального риска до его допустимого уровня и совершения контроля (мониторинг) риска.
Допустимый (приемлемый) профессиональный риск – уровень профессионального риска, формирующийся при оптимальных и позволительных условиях труда, и не требует специальных процедур для его снижения.
Следует заметить, что адаптация нормативной базы к требованиям международного сообщества вызвала необходимость введения в статью 209 ТК РФ таких понятий, как «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками».
Международной организацией труда разработано Руководство по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001. В основе МОТ-СУОТ 2001 лежит механизм обеспечения беспрерывного цикла улучшения условий труда за счет оценки рисков, планирования и контроля мероприятий по их устранению или снижению.
Ратификация Россией в 2010 году Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» побудила законодателя внести изменения в действующее законодательство, так как в Конвенции содержались нормы, в соответствии с которыми страны-участницы должны осуществлять оценку профессиональных рисков и управление ими. В связи с этим поменялась доктрина охраны труда: был совершен переход от абсолютной безопасности к системе приемлемого (допустимого) риска. Целесообразность данного перехода жизненно оправдана, так как в силу экономических, технических, организационных причин, а также с учетом человеческого фактора невозможно обеспечить абсолютную безопасность. Необходимость оценки и управления профессиональными рисками обусловлена еще и тем, что работник должен знать о вероятности возникновения предпосылок негативных последствий, а работодатель в силу своих обязанностей должен оценивать вероятность наступления данных последствий во избежание травм и отравлений, разрабатывать профилактические мероприятия по их минимизации до приемлемого состояния.
Имеющиеся на сегодня инструменты в виде специальной оценки условий труда и производственного контроля не отражают фактического риска и угрозы здоровью или жизни работников при исполнении ими трудовых функций. Примером тому служат медицинские работники (особенно скорой помощи), социальные работники и работники сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Учитывая наличие в местах выполнения трудовых обязанностей указанных лиц источников негативного воздействия (лица без определенного места жительства, наркоманы, бродячие собаки, предметы быта, находящиеся в ненадлежащем состоянии, и т.д.), работник может подвергаться воздействию этих факторов и получить травму. Данные факторы на сегодня не оцениваются и находятся вне поля оценки условий труда, что искажает информацию для сторон трудовых отношений и, как следствие, не побуждает эти стороны к принятию необходимых мер безопасности. Включение в круг обязанностей работодателя оценки и управления профессиональными рисками ликвидирует данный пробел и, вероятнее всего, позволит сократить количество травм на производстве. Несмотря на норму, устанавливающую необходимость разработки Министерством труда и социальной защиты РФ порядка оценки уровня профессионального риска, на сегодняшний день такого нормативного акта в России не существует. Имеется ряд методик по оценке профессионального риска, разработанный отдельными ведомствами:
- в системе Роспотребнадзора разработано Руководство Р 2.2.1766-03. 2.2 «Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24 июня 2003 г.;
- в системе РЖД - Методика анализа и оценки профессиональных рисков в ОАО «РЖД», утв. распоряжением ОАО РЖД от 19 декабря 2005 г. N 2144р.
Одним из указов Президента РФ, содержащим требования по охране труда, является Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года». В разделе «Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики РФ на период до 2025 года» Концепции уделено внимание вопросам охраны труда и профилактике производственного травматизма. Для решения задач по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, предложено сокращать уровень смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.
Требование, закрепленное в ч. 6 статьи 209 ТК РФ, об обязанности работодателя до начала применения в производственном процессе новых или ранее не применявшихся у него вредных веществ разработать комплекс мер по охране жизни и здоровья работников. Если руководствоваться Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н, то фактически работодателю следует в установленные сроки провести специальную оценку условий труда на рабочих местах, где начали применяться такие вещества; по возможности механизировать и автоматизировать соответствующие производственные процессы; обеспечить работников по установленным нормам специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты и т.д.
1.2. Экономическая сущность страхования профессиональных рисков
Цель современного законодательного регулирования страхования работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний - изменить существующую в стране более 75 лет систему урегулирования правоотношений по возмещению вреда, причиненного здоровью работников, и обеспечить реальную защиту лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем придания в законодательном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации статуса единого в России страховщика.
Задача Фонда социального страхования Российской Федерации - экономически заинтересовать страхователей в снижении профессионального риска и предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения. В данной норме законодатель одновременно показывает особенность и специфику данного страхования, отграничивает его от страхования, осуществляемого в порядке гражданско-правовых отношений. Кроме этого, в Законе уточняется, что обязательное социальное страхование осуществляется прежде всего в отношении работающих граждан.
В завершении работы представляется необходимым остановиться на принципах обязательного сосциального страхования.
Принцип устойчивости финансовой системы означает, что государство принимает на себя обязанность по созданию эффективных экономических инструментов, с помощью которых будет обеспечено бесперебойное, непрерывное и своевременное финансирование обязательств, возникающих в сфере ОСС. Без этого государство не сможет гарантировать соблюдение социальных прав российских граждан.
Смысл принципа всеобщности состоит в придании системе ОСС всеобъемлющего характера, позволяющего включить в сферу ее существования и функционирования любого гражданина и любую организацию на территории Российского государства. Реализация данного принципа гарантируется системой юридических обязанностей, налагаемых как на страховщиков, так и на страхователей.
принцип гарантированности - государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по ОСС независимо от финансового положения страховщика. Его суть сводится к достаточно простому положению: государство, выполняя свою социальную функцию, обязано обеспечить застрахованных лиц и гарантировать им защиту от социальных страховых рисков вне зависимости от каких-либо внешних условий и поведения иных субъектов отношений в сфере ОСС, иными словами, соблюдение прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по ОСС, независимо от финансового положения страховщика, обеспечено государственной гарантией.
Содержание принципа государственного регулирования обязательного социального страхования вытекает из общего понятия системы ОСС, под которой Закон понимает часть государственной системы социальной защиты населения. Фактически конкретным проявлением действия исследуемого принципа является Закон, а также акты федерального законодательства об отдельных видах ОСС.
Суть принципа паритетности участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы состоит в равенстве юридических возможностей всех субъектов отношений в сфере ОСС. Представляется, что одним из проявлений данного принципа является возможность всех субъектов отношений в сфере ОСС принимать участие в управлении фондами, функционирующими в этой области. Вместе с тем анализ подзаконных нормативных актов показывает, что в отношении ФСС подобная возможность не предусмотрена, таким образом, принцип в настоящее время не реализован в полном объеме.
Принцип обязательности уплаты страхователями страховых взносов выступает в качестве юридической гарантии реализации иных рассмотренных выше принципов - финансовой устойчивости системы ОСС и всеобщего обязательного характера системы социального страхования. Гарантией реализации данного принципа является закрепленная обязанность страховщиков обеспечивать сбор страховых взносов и контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное страхование.
Ответственность за целевое использование средств ОСС. Фактически данный принцип заимствован из норм финансового, а точнее - бюджетного законодательства Российской Федерации. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов ОСС не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принцип обеспечения надзора и общественного контроля является логическим продолжением принципа паритетности участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС. Надзор и контроль в сфере ОСС осуществляются на государственном и муниципальном уровнях в соответствии с нормами финансового законодательства, а также иными органами и лицами, уполномоченными застрахованными лицами на представление их интересов в системе ОСС.
Содержание принципа автономности финансовой системы ОСС состоит в замкнутом характере финансовой системы ОСС, не позволяющем производить перераспределение средств фондов социального страхования на какие-либо иные цели и нужды. Все средства, предназначенные для осуществления страховых выплат в рамках отношений по ОСС, находятся в оперативном управлении соответствующих фондов - страховщиков, которые осуществляют управление этими средствами в соответствии с нормами российского законодательства. Одной из гарантий реализации данного принципа является порядок перечисления средств, предназначенных для формирования фондов социального страхования: они перечисляются непосредственно страховщикам, минуя государственный бюджет.
1.3. Законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая страхование от профессиональных рисков.
Актуальность страхования на сегодняшний момент подтверждается необходимостью развития института страхования в целом, а также создания финансово устойчивых страховых обществ, как государственных, так и негосударственных. Тема актуальна в связи с частым изменением законодательного регулирования обязательного социального страхования
Специфика общественных отношений, возникающих в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхования, заключается в том, что они расположены на стыке финансового. социального и гражданского права, порождая тем самым необходимость в процессе их регулирования учитывать интересы как государства, так и гражданского общества. Правоотношениям по обязательному социальному страхованию присущи все признаки финансово-правовых отношений, что обусловливает его статус как института финансового права. Исследование осуществлялось на основе изучения позиций ученых-юристов относительно места страхования в системе права России, а также посредством анализа нормативно-правовых актов в сфере обязательного социального страхования.
Данный вид страхования регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
- обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
- обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:
- гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
- экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
- дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
Субъекты социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;
- физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Общественные отношения в сфере обязательного социального страхования, как закреплено в ст. 1 Закона «Об основах обязательного социального страхования», по своей структуре неоднородны. Их составляют взаимосвязанные между собой различные виды общественных отношений:
1) финансовые;
2) административные или организационно-управленческие;
3) материальные - социально-страховые обеспечительные.
Финансовые отношения складываются в области формирования денежных ресурсов обязательного социального страхования. Организационно-управленческие отношения формируются в процессе администрирования (распределения) денежных средств обязательного социального страхования и организации работы органов, входящих в его систему. Материальным отношениям свойственно то, что в ходе их осуществления происходит непосредственное предоставление застрахованным гражданам (в отдельных случаях и членам их семей) соответствующих видов социально-страхового обеспечения: страховых пенсий, страховых пособий, страховой медицинской помощи, страхового возмещения лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и др.
Такая разнородность общественных отношений, регулирующих обязательное социальное страхование в целом, вызывает объективную необходимость их юридического закрепления нормотворческими органами при принятии правовых решений в сфере данного страхования с учетом факта их многообразия. В связи с этим законодательство об обязательном социальном страховании представляет собой комплекс норм различных отраслей российского права: трудового, финансового, административного, права социального обеспечения.
Рассмотрим основные нормативные акты указанных правовых отраслей, регулирующих отношения по обязательному социальному страхованию.
2. В сфере труда основным федеральным законом является ТК РФ. Отдельные нормы ТК РФ напрямую говорят о социальных гарантиях работника как застрахованного лица. Это связано с тем, что, вводя в ст. 1 ТК РФ норму о связи трудовых отношений с отношениями по ОСС, законодатель подчеркнул необходимость участия государства в согласовании интересов работника и работодателя в деле обеспечения социальных гарантий работников и защиты их прав на такое страхование (см. ст. 2, 21, 22, 183, 184, 255 - 258 ТК РФ).
Закрепленный в ТК РФ принцип обеспечения права работников на обязательное социальное страхование базируется прежде всего на положениях Конституции РФ, в которых говорится о Российской Федерации как социальном государстве и о социальных гарантиях, предоставляемых ее гражданам. Так, согласно содержанию ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Такое предписание свидетельствует о том, что и работники охватываются социальным обеспечением в перечисленных Конституцией РФ случаях.
В нашей стране социальное обеспечение граждан осуществляется в нескольких основных организационно-правовых формах. Первая из них - обязательное социальное страхование и предоставляемое застрахованным лицам в его рамках материальное обеспечение. Его главная особенность заключается, что обязательное социальное страхование обязательно в силу закона и осуществляется за счет страховых платежей - страховых взносов. Такие платежи обязаны по закону вносить работодатели как страхователи, а по отдельным видам страхования (пенсионного и медицинского) - самозанятые лица. Вторая организационно-правовая форма представляет собой социальное обеспечение граждан за счет бюджетных ассигнований - федерального, регионального, муниципального бюджетов. Третья, смешанная, организационно-правовая форма социального обеспечения представляет собой сочетание элементов первых двух названных форм. Последние две организационно-правовые формы в Законе «Об основах обязательного социального страхования» не рассматриваются.
На практике часто возникает путаница в понимании двух дефиниций: «право на обязательное социальное страхование» и «право на обязательное социально-страховое обеспечение». Обязательное социальное страхование работников осуществляется независимо от воли сторон трудового договора; оно служит гарантией материального обеспечения работников при наступлении соответствующих социальных страховых случаев (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание и т.п.). В связи с этим право работников на обязательное социальное страхование является безусловным. Что касается самозанятых лиц (самостоятельно обеспечивающих себя работой), то они подлежат только обязательному пенсионному и медицинскому страхованию. Два вида обязательного социального страхования - на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - распространяются на данных лиц только тогда, когда они добровольно вступают в такие отношения. Только при соблюдении этого правила они считаются застрахованными лицами.
Право застрахованных лиц (работников и указанных выше категорий самозанятых лиц) на обязательное социально-страховое обеспечение (социальное обеспечение по обязательном социальном страховании) возникает при наступлении соответствующих социальных страховых случаев путем предоставления им за счет средств обязательного социального страхования различных страховых выплат (видов социально-страхового обеспечения - социальных страховых пособий, трудовых пенсий и пр.).
В хозяйственном комплексе страны есть отдельные категории работников, которые заняты в особых условиях труда или их занятость обладает спецификой, поэтому указание о распространении на них обязательного социального страхования можно встретить в специальных Федеральных законах, например:
- от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;
- от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»;
- от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
- от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»;
- от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
Нормы об обязательном социальном страховании, содержащиеся в ТК РФ и других нормативных правовых актах, также определяют права и обязанности граждан как застрахованных лиц и работодателей как страхователей. Например, одной из основных обязанностей страхователей является внесение страховых взносов в фонды обязательного социального страхования за застрахованных лиц или за себя (в случае самозанятости) в размерах, установленных законодательством. В федеральных законах, регулирующих конкретные виды обязательного социального страхования, имеются указания на права и обязанности самозанятых лиц как застрахованных лиц.
Фрагмент для ознакомления 3
Источники
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
1) Ляпина О.П. Разработка методики оценки профессионального риска для целей социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний//Вестник Сибирской Государственной Геодезической Академии. 2004. №9. С.171 – 175
2)Яшин С.Н. Методолигческие подходы к оценке профессиональных рисков в системе социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний//Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. 2011. №2. С. 30-32
3)Крецу Р.М. Социально-экономическая эффективность мероприятий по профессиональным рискам на предприятиях нефтяной и газовой промышленности//ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина». 2013. №12. С.397-402.
4)Нагманов К.И.,Бектемиров А.К. Различные аспекты управления профессиональным риском на производстве// РГКП «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения республики Казахстан».2013. №3. С. 365-368.
5) Рузаков В.О. Проблемы развития национальной системы управления профессиональными рисками в Российской Федерации// Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015.№48.С. 75-81.
6)Хашагульгов Д.Ю. Оценка и управление профессиональными рисками//Безопасность и охрана труда. 2012. №2. С.56-57.
7) Мельникова Д.А., Кривова М.А., Яговкин Г.Н. Основные принципы создания информационных систем управления профессиональными рисками//Потенциал современной науки. 2015.№3. С.20-24.
8)Мельникова Д.А., Чернышева Е.А. Основные принципы управления профессиональным риском//Безопасность жизнедеятельности предприятий в промышленно развитых регионах. 2013.№6.С. 159-162.
9)Гурвич В.Б., Мажаева Т.В. Подходы к управлению профессиональным риском на основе алиментарной профилактики и диетотерапии//Вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения сибирского федерального округа. 2014. С.216-217.
10)Седегова Ю.Г. Профессиональное пенсионное страхование как инструмент управления профессиональным риском//Совершенствование стратегического управления корпорациями и регональная инновационная политика. 2012. С.131-134.
11) Добролюбова М.Ф. К вопросу о системе управления профессиональными рисками в отрасли//Научные труды южного филиала национального университета биоресурсов и природопользования Украины. 2014. №162.С. 211-217.
12)Алекина Е.В.,Кривова М.А. Поддержка принятия решения при управлении профессиональными рисками//Инфокоммуникационные технологии.2014.№1. С. 107 – 112.
13)Мельникова Д.А., Яговкина Е.Н. Моделирование системы управления профессиональными рисками//Прогрессивные технологии и процессы. 2014. 64-66.
14)Шкрабак Р.В., Чаплин Р.И. О системе управления профессиональными рисками//Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования. 2014. 304-307
15)Понукалина О.В. Риски инновационного развития при подготовки профессиональных кадров для рынка труда//Инновационная деятельность. 2013. №4. С.55-59.
16) Еремина Т.В., Чагдуров Ж.Т. К проблеме управления профессиональными рисками//Вестник ВСГТУ. 2014. №4. С. 180 – 183.
17) Мельникова Д.А., Фрезе Т.Ю. Системный подход к формированию ситемы управления профессиональными рисками//Вектор науки тольяттинского государственного университета.№4.2013. С. 58-59.
18) Повышение безопасности труда на основе управления профессиональными рисками//Вестник донского государственного технического университета. №1. №2013. С. 76-85.
19) Баранов Ю.В., Косинова Н.В.Организационные проблемы в управлении профессиональными рисками//Омский научный вестник. 2013. №1. С. 46-48.
20) Аксенов В.А., Раенок Д.Л. Системы охраны труда и профессиональные риски//Мир транспорта.2013. №2. С.164-169.
21)Беднаржевский С.С, Король Ж.В. Оценка и управление профессиональными рисками как фактор совершенствования безопасности производства//Перспективы науки. 2013. №3. С. 148-151.
22) Управление профессиональными рисками в системе стандартов безопасности труда//Перспективы науки.2013.№3. С. 104-106.
23)Степанов В.И., Миргородская О.Ю. Нечеткая логика – инструмент управления профессиональными рисками//Нормирование и оплата труда в промышленности. 2013. №1. С. 64 -68.
24)Федорец А.Г. Понятие «Профессиональный риск» в международной и национальной практике//Безопасность в техносфере.2014. №2. С. 40-47.
25)Ильин С.М. Концептуальные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний : национальный опыт России, модификация.//Современные проблемы науки и образования. 2013. №1. С.292 -295.
26)Яшин С.Н. Меры принятия риска. Построение структуры страхового тарифа с учетом финансирования предупредительных мероприятий в социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний//Безопасность и охрана труда.2012. №2. С. 31-35.
27)Збышко Б.Г. Инновации следует совмещать с внедрением зарубежного опыта организации охраны труда и страхования профессиональных рисков//Тенденции формирования науки нового времени. 2014. С. 100-108.
28) Ханченков Н.С., Сошников О.С. Профилактика профессиональных рисков в системе социального страхования//Медицина в Кузбасе. 2014.№2. С. 46-51.
29)Былков В.Г., Былкова Т.В. Социальная ответственность страхования профессиональных рисков//Известия иркустской государственной экономической академии.2014. №1. С. 12-15.
30)Былкова Т.В. Практика совершенствования методов оценки профессиональных рисков в системе социального страхования//Известия иркутской государственной экономической академии. №2. 2012. С.4-7.
31) Архипов А.П., бойко О.В. Модернизация системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний//Математическое моделирование в экономике. 2013. С.203-208
32)Курылев В.В. Современные подходы к проблемам промышленной безопасности//Вестник московского государственного открытого университета.2012.№3.С. 44-58.
33)Булавка Ю.А. Современное состояние и совершенствование методики экспертной оценки профессионального риска на рабочих местах//Вестник полоцкого государственного университета.2013.№3. С. 156-163.
34) Пустовит А.Е. Социальноестрахование в качестве мотиватора деятельности в сфере охраны труда//СИББЕЗОПАСНОСТЬ-СПАССИБ. 2013. №1. С.218-221.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней