Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Идеологическое пространство всегда плюралистич-но. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеоло-гические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, созда-вая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая поглощает почти полно-стью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии. Запре-щенные, гонимые контридеологии все-таки бросают вызов данному состо-янию.
Базовая ценность либерализма, как следует уже из названия, состоит в свободе личности. Духовная свобода – это право на выбор в религиоз-ном вопросе, свобода слова. Материальная свобода – это право на соб-ственность, право купить и продать из соображений собственной выгоды. Политическая свобода – свобода в буквальном смысле слова при соблю-дении законов, свобода в политическом волеизъявлении. Права и свободы личности имеют приоритет над интересами общества и государства, по-этому в современном мире актуальны вопросы, связанные с внедрением либеральных начал в существующую практику.
Цель исследования - рассмотреть сущность идеологии либерализма и ее влияния на общественную жизнь в странах западной Европы XX в.
Задачи исследования: (исходя из содержания)
- рассмотреть историю развития либерализма;
- рассмотреть проявления либерализма в различных сферах обще-ственной жизни общества;
- проанализировать особенности влияния либерализма на обще-ственную жизнь в странах западной Европы XX в.
- рассмотреть и использовать принципы технологии проблемного обуче-ния на уроках гуманитарного цикла в школе;
- провести апробацию темы исследования на преддипломной практи-ке.
Объектом исследования является идеология либерализма.
Предметом исследования является влияние либерализма на обще-ственную жизнь в странах западной Европы XX в.
Историография - дисциплина исторической науки, возникла как практика критики работ историков, как рефлексия о процессе конструиро-вания ис-тории. Историография (как история истории) появилась вместе со станов-лением неклассического типа рациональности, когда история «всту-пила в свой историографический возраст». В данной работе были исполь-зованы труды теоретиков и практиков научной мысли.
В политической истории Западной Европы возникновение либера-лизма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций XVIII-XIX вв. Теоретики классическо-го либерализма Дж. Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.-Л. Монтескье (1689-1755 гг.) выражали интересы третьего сословия, ве-дущего борьбу с феодальной реакцией. Их идеи легли в осно-ву концепции либеральной демократии.
Особое место в исследовании западной либеральной мысли занимает кол-лективный труд ученых Института философии РАН - Б.Г. Капустина, М.М. Федоровой, М. Абрамова - «Очерки истории западноевропейского либе-рализма», под общей редакцией А.А. Кара-Мурзы, в котором описы-ваются взгляды крупнейших европейских либеральных мыслителей XVII - XIX вв.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Либерализм - буржуазное идеологическое и общественно-политическое те-чение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свобод капиталистического предпринимательства (Советский эн-циклопедический словарь).
Либерализм - философская, политическая и экономическая идеоло-гия, ис-ходящая из того, что права и свободы отдельного человека являют-ся пра-вовым базисом общественного и экономического порядка.
Либерализм приобрел нынешние черты не в результате внедрения пози-тивных прав, а благодаря слиянию идей республиканизма и выборной де-мократии. Это привело к его преобразованию из социально-философского учения, обосновывающего свободу личных убеждений, частную собствен-ность и толерантность, в полноценную политическую идеологию, предпи-сывающую конкретную систему организации власти. Речь пошла уже не только о резервировании пространства для индивидов, огражденного от государственного или иного вмешательства, но и о том, кто и как должен править.
Соединение в единой идеологической системе личных свобод и де-мократического правления не было естественным или априори заданным. Более того, они во многом противоречат друг другу – либерализм про-возглашает неотчуждаемость прав человека; народовластие, напротив, предполагает абсолютизацию власти большинства. Англия, в которой идея личной свободы находила наиболее последовательное воплощение на про-тяжении XVII–XIX веков, в политическом смысле сохраняла привержен-ность династическому монархизму и легализованной олигархии, демон-стрируя искреннее презрение к демократическому правлению. Допуск ши-роких масс к управлению страной воспринимался как угроза индивиду-альным правам, которые могли бы пасть жертвой толпы.
Для начала следует разобраться с основными понятиями.
Что касается концепции социального государства, то в дискуссиях преоб-ладают два основных подхода к ней. В основе первого – принцип обеспе-чения каждому члену общества минимально гарантированного уровня по-требления материальных благ и услуг.
Второй подход заключается в том, что эффективно функциониру-ющее со-циальное государство в первую очередь создает условия для роста уровня материальной обеспеченности всех основных общественных групп и сти-мулирует движение социальных лифтов по вертикали. Прямая разда-ча денег или предоставление льгот и услуг по универсалистскому принци-пу (всем, независимо от положения каждого конкретного домохозяйства) при таком подходе либо совсем исключаются, либо распространяются на очень небольшие группы населения (например, ветераны войн). Это отно-сится прежде всего к социальной защите. Что же касается образования и здраво-охранения, то здесь практически во всех обществах достигнут кон-сенсус: школьное обучение и частично профессиональное образование должны обеспечиваться за счет бюджетной системы, равно как и первич-ная меди-цинская помощь (в этом случае, кроме бюджета, большую роль в ряде стран играют страховые механизмы). Тем самым в данных двух сфе-рах первый и второй подходы к трактовке «социального государства» оказы-ваются довольно близки.
Сегодня одной из внедряемых в общественное сознание концепций соци-ального развития является неолиберализм, поэтому воздействие нео-либеральных практик ощущаются практически повсеместно. И хотя нео-либерализм, являясь частью либерализма, вынужден конкурировать с другими парадигмами – реалистической, марксистской, геополитической, националистической, его теоретическая модель и социальный инструмен-тализм по-прежнему обладают хорошим потенциалом. Отчасти это объяс-няется сильнейшим политическим нажимом, направленным на продвиже-ние неолиберализма, помогающего верхушке мировой элиты эффективно контролировать глобальные процессы; отчасти – его укорененностью, по-скольку неолиберализм, как и любая другая социальная теория, претен-дующая на универсальность, имеет давнюю предысторию, насчитываю-щую много веков.
Воздействуя на социальные институты и изменяя их в нужном для себя направлении, либералы достигли немалых успехов, но для сокруше-ния их главного врага – государства – предпринятых усилий оказалось недоста-точно. Региональные сообщества не были готовы принять новую органи-зацию социального бытия, в котором не было бы места государству в его традиционном понимании. Поэтому в качестве очередного шага в борьбе с идеей государства либералы выдвинули два «государственных» концепта, нашедших наиболее наглядное воплощение на европейском За-паде: во-первых, в пропаганде, а затем в создании надгосударственных образова-ний, первоначально трактуемых как сверхгосударства (Евросо-юз); во-вторых, в концепте регионализации государств, идея которого за-ключается в том, чтобы совокупность слабых регионов заменило сильное государство (концепция «Европа регионов»). Формально и тот, и другой проект не отвергают идеи государства: в первом случае речь идет о созда-нии региональных надгосударственных объединений, которые, достигнув стадии предельного развития, сольются в единую мировую сверхоргани-зацию, а поскольку она останется одна и ей будет не с кем конкурировать во внешнеполитическом отношении, ряд государственных функций ото-мрет немедленно, а остальные – по мере их замещения общественными учреждениями. Во втором случае идея заключается в том, чтобы посред-ством создания многочисленных межгосударственных регионов и переда-чи им значительной части полномочий государство размывалось изнутри, и этот социальный эксперимент в рамках концепции «Европа регионов» проводится в Евросоюзе.
Противоречивость либеральных теорий и практик во многом объ-ясняется многоликостью либерализма: в рамках разных концепций ему приписы-ваются исключающие друг друга качества и функции. С либера-лизмом соотносят целый ряд противостоящих друг другу социальных направле-ний: от неоконсерватизма, проповедующего, вопреки названию, либераль-ные ценности, до либертарианства, отрицающего государствен-ные инсти-туты в принципе. Упомянем также о различиях либерализма по социаль-ным сферам: собственно, социальная, политическая, правовая, культурная, экономическая – в каждой существует свое толкование свобо-ды, которое может противоречить ее пониманию в другом направлении. Например, правовое понимание свободы в течение двух столетий основы-вается на соблюдении принципа гармонии множества свобод: моя свобода заканчи-вается там, где начинается свобода другого (Декларация прав че-ловека и гражданина), т.е. свобода является одной из функций права. Но существу-ет и социальное понимание свободы, согласно которому интересы индиви-да не могут быть выше интересов общества, что, разумеется, может яв-ляться источником конфликта и обвинений в нарушении свободы (лич-ной или общественной). Возможно и телеологическое истолкование свобо-ды, когда она объявляется целью, которую только стремится достичь об-щество и т.д.
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмит-рий Травин выделил три глобальных экономических вызова современно-му либерализму.
Вызов первый – государство всеобщего благосостояния, в котором соби-раются высокие налоги, а собранные ресурсы перераспределяются потом через государственный бюджет. В этой системе вызовом либера-лизму яв-ляется высокое налогообложение.
Экономисты либерального направления считают, что вмешатель-ство гос-ударства должно быть минимальным и налоговое бремя также должно быть минимальным. Поэтому большое перераспределение средств через государственный бюджет – это явный вызов либерализму.
После Второй мировой войны широкая национализация была про-ведена в самых разных европейских и азиатских странах. Государственная соб-ственность и государственное управление также бросают вызов либе-рализму, причем, по мнению Травина, это более жесткий, более явный вы-зов либерализму, чем высокое налоговое бремя и государство всеобщего благоденствия.
Второй вызов либерализму – протекционизм: высокие таможенные по-шлины, нетаможенные ограничения, то есть различные препятствия сво-боде торговли, а также свободе движения капиталов, технологий, рабочей силы, помехи их движению через границу. У протекционизма, пожалуй, самая давняя история. Надо говорить еще об эпохе меркантилизма, о Кольбере, но если не заходить так далеко, то явный крен в сторону про-текционизма наметился еще с 80-х годов XIX века после нескольких деся-тилетий свободного развития экономики. Особо было подчеркнуто: иногда говорят, что только межвоенный период (1918-1939) был протекционист-ским. Это так, но самое начало этого явления – 1880-е годы. Сегодня мы видим, что идеи протекционизма снова активно насаждаются.
В принципе, наверное, можно упомянуть еще и о четвертом вызове – об экспансионистской политике центральных банков (количественное смягче-ние и т.д.). Но это узкоэкономический вопрос, а первые три вызова каса-ются идеологии либерализма, самых его основ.
Либерализм за последние два века принес человечеству невиданные преж-де процветание, свободу и развитие. Идеалы человеческой свободы и до-стоинства, правового государства, гражданского общества, конституци-онализма и демократии, защиты интересов меньшинств, терпимости и плюрализма, мирного сотрудничества народов, прогресса и непрерывных технологических и социальных инноваций лишь часть его огромного ис-торического и идейного наследия.
На перспективу либералы намечают для себя решение нескольких задач, одна из которых – решение «проблемы бедности и социальной изо-ляции». Вот какое обоснование приводится в этой части: «Бедность, безра-ботица и социальная изоляция разрушают жизнь людей, особенно жен-щин, детей и престарелых, и представляют собой главные угрозы для об-щества граждан. Бедность порождает отчаяние, а отчаяние влечет за собой экстремизм, нетерпимость и агрессию. Главным способом смягчения бед-ности является предоставление людям средств для самостоятельной борь-бы с нею и победы над ней. Мы призываем к активной политике, создаю-щей возможности для образования и трудоустройства, поддержке, осно-ванной на привлечении общественных и частных резервов, тех, кто не мо-жет помочь себе самостоятельно. Общественные учреждения и системы со-циального обеспечения должны быть как можно более гибкими и децен-трализованными, иметь целью поощрение индивидуальной ответственно-сти и учитывать личные обстоятельства человека».
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмит-рий Травин выделил три глобальных экономических вызова современно-му либерализму.
Вызов первый – государство всеобщего благосостояния, в котором соби-раются высокие налоги, а собранные ресурсы перераспределяются потом через государственный бюджет. В этой системе вызовом либера-лизму яв-ляется высокое налогообложение.
Экономисты либерального направления считают, что вмешатель-ство гос-ударства должно быть минимальным и налоговое бремя также должно быть минимальным. Поэтому большое перераспределение средств через государственный бюджет – это явный вызов либерализму.
После Второй мировой войны широкая национализация была про-ведена в самых разных европейских и азиатских странах. Государственная соб-ственность и государственное управление также бросают вызов либе-рализму, причем, по мнению Травина, это более жесткий, более явный вы-зов либерализму, чем высокое налоговое бремя и государство всеобщего благоденствия.
Второй вызов либерализму – протекционизм: высокие таможенные по-шлины, нетаможенные ограничения, то есть различные препятствия сво-боде торговли, а также свободе движения капиталов, технологий, рабочей силы, помехи их движению через границу. У протекционизма, пожалуй, самая давняя история. Надо говорить еще об эпохе меркантилизма, о Кольбере, но если не заходить так далеко, то явный крен в сторону про-текционизма наметился еще с 80-х годов XIX века после нескольких деся-тилетий свободного развития экономики. Особо было подчеркнуто: иногда говорят, что только межвоенный период (1918-1939) был протекционист-ским. Это так, но самое начало этого явления – 1880-е годы. Сегодня мы видим, что идеи протекционизма снова активно насаждаются. В частности, вызов Трампа – это в известной степени вызов со стороны протекциониз-ма.
В принципе, наверное, можно упомянуть еще и о четвертом вызове – об экспансионистской политике центральных банков (количественное смягче-ние и т.д.). Но это узкоэкономический вопрос, а первые три вызова каса-ются идеологии либерализма, самых его основ.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзенштат М. П. Английские партии и колониальная империя Вели-кобритании в XIX в. (1815 середина 1870 гг.) / М. П. Айзенштат, Т. Н. Гелла ; Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ, истории. - М. : ИВИ, 1999. - 217 с.
2. Айзенштат М. П. Британский парламент и общество в 30-40 гг. XIX в. / М. П. Айзенштат ; Ин-т всеобщ, истории Рос. акад. наук. М. : ИВИ, 1997. -205 с. – (Из истории европейского парламентаризма).
3. Айзенштат М. П. Великобритания нового времени : полит, история / М. П. Айзенштат. М. : ИВИ, 2002. - 99 с.
4. Айзенштат М.П. Власть и общество Британии 1750-1850 гг. М. : ИВИ РАН, 2016. -398.
5. Александров Д. Места знания: институциональные перемены в рос-сийском производстве гуманитарных наук / Д. Александров // Новое лите-ратурное обозрение. 2015. - № 77. - С. 273-284.
6. Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII -первая половина XIX в.) / М. А. Алпатов ; АН СССР, Ин-т истории СССР. М. : Наука, 1985.- 271 с.
7. Андреев А. Ю. Гумбольдтовская модель классического немецкого университета /А. Ю. Андреев // Новая и новейшая история. – 2003. – № 3. – С. 46-58.
8. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы / А. Ю. Андреев. - М. : Знак, 2009. - 640 с. - (Studia histórica).
9. Аннерс Э. История европейского права : пер. со швед. / Э. Аннерс ; Рос. акад. наук, Ин-т Европы, Швед, королев, акад. наук. М. : Наука, 1994. -394 с.
10. АН СССР, Ин-т философии. М. : Мысль, 1966. - С. 311-348. - (Фило-софское наследие).
11. Айк Т.Г. Начало либеральной мысли. Политические учения в Соеди-нённых Штатах (Ч. I. — М., 1879).264 с.
12. Бёдекер X. Э. Размышление о методе истории понятий / X. Э. Беде-кер // История понятий, история дискурса, история метафор : сб. ст. : пер. с нем. / под ред. X. Э. Бёдекера. М. : Новое лит. обозрение, 2010. - С. 34-65.
13. Бусыгина И. М. Регионы Германии / И. М. Бусыгина ; Рос. акад. наук. Ин-т Европы. М. : РОССПЭН, 2014. - 350 с.
14. Велер Х.-У., Кокка Ю., Хардтвиг В. НЕМЕЦКАЯ СОЦИАЛЬНО-НАУЧНАЯ ИСТОРИЯ. 1980. Париж. 284 с.
15. Вебер Б. Г. Историографические проблемы / Б. Г. Вебер ; АН СССР, Ин-т всеобщ, истории. М. : Наука, 1974. - 334 с.
16. Вильгельм Т., Гёсслер П.. Либерализм. М. ИНИОН РАН. 2013. 564 с.
17. Волгин В. П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке / В. П. Волгин ; АН СССР, Отд-ние истории. М. : Наука, 1977. - 373 с.
18. Галл Л. Либерализм в Европе. М. ИНИОН РАН. 1987. 364 с.
19. Гервинус Г. Г. История девятнадцатого века от времени Венского конгресса / соч. Г. Гервинуса. СПб. : О. Бакст, 1863-1888. - 7 т.
20. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества / Иоганн Гот-фрид Гердер ; пер. и примеч. А. В. Михайлова ; АН СССР. М. : Наука, 2010. – 703 с. – (Памятники исторической мысли).
21. Гаджиев К.С. Либерализм: история и современность / К.С. Гаджиев // Новая и новейшая история. 1995. № 5. С. 15-31.
22. Геллнер. Э. Условия свободы : гражд. о-во и его ист. соперники : перевод. / Эрнест Геллнер. M. : Ad Marginem, 1995. - 222 с. - (Библиотека Московской школы политических исследований).
23. Германская история в новое и новейшее время : в 2 т. / АН СССР, Ин-т всеобщ, истории ; редкол. : С. Д. Сказкин и др.. – М. : Наука, 1970. -2 т.
24. Дживелегов А.К. Триумф и трагедия отечественного либерализма/ Москва, 2001. 286 с.
25. Зелл Ф. Истоки либерализма. Новая историческая теория [1890] Paris. 1890.
26. История Германии: в 3 т. / Зап.-сиб. центр герм, исслед. ; под общ. ред. Б. Бонвеча и Ю. В. Галактионова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - 3 т.
27. Кареев Н. И. История Западной Европы в новое время / И. И. Каре-ев. -СПб. : тип. М. М. Стасюлевича, 1898-1913.-4, 5 т., 8 кн.
28. Кареев Н. И. Прожитое и пережитое / И. И. Кареев ; подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В. П. Золотарева. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. – 382 с.
29. Кареев Н. И. Новая историческая теория [1890] Paris. 1890.
30. Кириллина Л.А., Мучник Ю.М. Теория и практика раннего либера-лизма в Германии (первая половина XIX века) автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Москва. 2011
31. Классический французский либерализм первой четверти XIX века // 2015. Классический французский либерализм : сборник / пер. с фр. М. М. Федорова.- М. : РОССПЭН, 2015. 591 с. - (Университетская библиотека).
32. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллекту-ального изменения : пер. с англ. / Рэндалл Коллинз. Новосибирск : Сиб. хронограф, 2016. - 1281 с.
33. Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума / Ж. Кондорсэ ; пер. с фр. И. А. Шапиро. СПб. : Н. К. Мартынов, 1909. - XVI, 255 с. – (Родоначальники социологии ; вып. 1).
34. Лангевише Д. Проблемы либерализма. М. 1980. 564 с.
35. Лангевише Д. Противоречия раннего либерализма. М. ИНИОН РАН. 1999. 364 с.
36. Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения : в 3 т. : пер. с англ. / Джон Локк ; [ред. изд.: И. С. Нарский, А. Л. Субботин]. М. : Мысль, 1988. -Т. 3. - С. 135-405. - ( Философское наследие).
37. Либерализм Запада XVII - XX века / В. В. Согрин и др. ; под общ. ред.
Люббе Г. Право оставаться иным. К философии регионализма / Германн Люббе // Политическая философия в Германии : сб. ст. : пер. с нем. / изд.: О. Хеффе, Й. Изензее ; сост. Миронова Д.. М. : Соврем, тетради, 2015.1. C.53-61.
38. Макиавелли Н. Государь : пер. с итал. / Никколо Макиавелли. – М. : Планета, 1990. 79 с. – (Мозаика политической мысли).1. Публикации до-кументов.
39. Мучник Ю. М. Раннелиберальная южнонемецкая историография: идейно-теоретические принципы и всемирно-историческая концепция : ав-тореф. дис. . канд. ист. наук / Том. гос. ун-т им. В. В. Куйбышева. Томск, 2017,- 19 с.
40. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения / Шарль Луи Монтескье ; общ. ред. и вступ. ст. М. П. Баскина ; АН СССР, Ин-т фи-лософии. -М. : Госполитиздат, 1955.- С. 159-734.
41. Морозов А. Г. Европейское гражданское общество. М. 2017. 364 с.
42. Минье Ф. О. История французской революции : пер. с фр. / соч. Ми-нье. – 6-е изд. СПб. : О.Н. Попова, 1906. – 430 с. – (Культурно-историческая библиотека).
43. Ниппердей Т. Обсуждение либерализма. Теория и практика раннего либерализма в Германии. М. 2016. 358 с.
44. Окка Ю. Европейское гражданское общество: исторические корни и современные перспективы на Востоке и Западе / Юрген Кокка // Неприкос-новенный запас Электронный ресурс. 2014. - № 2(28). - Режим доступа: http://magazines.mss.rU/nz/2003/2/koka.html
45. Патрушев А. И. Пути и драмы немецкого либерализма / А. И. Патрушев // Либерализм Запада XVII XX века / В. В. Согрин и др. ; под общ. ред. В. В. Согрина. ; Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ, истории. -М. : [б. и.], 2018. - С. 74-90.
46. Полтавский М. А. История Австрии. Пути государственного и наци-онального развития : / М. А. Полтавский ; Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ, истории. -М. : б. и., 2015. -2 ч.
47. Россия и революция 1848-1849 гг. в Германии / ввод, ст., пер., под-гот. текста и коммент. Н. В. Ростиславлевой // Новый исторический вест-ник. -2001. Вып. 2. - М., 2001. - С. 254-262.1. Неопубликованные сочине-ния.
48. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политиче-ского права // Трактаты / Жан-Жак Руссо ; изд. подгот. В. С. Алексеев-Попов и др. ; отв. ред. А. 3. Манфред ; АН СССР. М. : Наука, 1969. - С. 151-256. -(Литературные памятники).
49. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основании неравенства между людьми Трактаты / Жан-Жак Руссо : изд. подгот. В. С. Алексеев-Попов и др. ; отв. ред. А. 3. Манфред ; АН СССР. М. : Наука, 1969. - С. 31-108. -(Литературные памятники).
50. Руджеро Г. История европейского либерализм, 2 изд., Париж, 1929.
51. Сказкин С.Д. (ред.) Германская история в новое и новейшее время. В двух томах. Т. 1, М. 2016
52. Смит А. Рыночные отношения. пер. с 4-го испр. изд. Изд. 2-е. – СПб. : Научная мысль. 2016. 456 с.
53. Травин Д. Т. Либерализм и взгляды. М. ИНИОН РАН. 2018. 268 с.
54. Фихте И. Г. Речи к немецкой нации / И. Г. Фихте ; пер. с нем. А. А. Иваненко. М. : Наука, 2018. - 348 с. - (Слово о сущем ; т. 54).
55. Фортунатов С.Ф. Политические учения в Соединённых Штатах (Ч. I. — М., 1879).438 с.
56. Шлоссер Ф. К. Всемирная история / Ф. Шлоссера ; пер. под ред. Н. Чернышевского ; изд. А. Серно-Соловьевича. СПб. : В Тип. Иосафата Огризко, 1861-1879. - 18 т.
57. Шлоссер Ф. К. История восемнадцатого столетия и девятнадцатого до падения Французской империи : с особенно подробным изложением хода литературы Ф. К. Шлоссера : пер. с 4-го испр. изд. Изд. 2-е. – СПб. : Изд. Черкесова, 1868-1871. - 8 т.
58. Шиллер Т. «Либерализм в Европе». М. ИНИОН РАН. 1998. 564 с.
59. Шихан Дж. Библиотека свободы. М. 1798. 568 с.
60. Хамероу Т. Либерализм и взгляды. М. ИНИОН РАН. 1967. 564 с.
61. Хюбинер Г. Ранний либерализм в Германии. М. ИНИОН РАН. 2013. 364 с.
62. Ростиславлева Н. В. Либерал Давид Ганземан поборник единства Германии и свободного предпринимательства (середина XX века) / Н. В. Ростиславлева // Новая и новейшая история. – 2016. - № 6. – С. 192-206.
Литература к методической главе
63. Артемьева Г. В. Проблемное обучение в курсе обществознания. – М., 1973. – 200 с.
64. Бертон В. В. Принципы обучения и его организация. – М., 2004. – 128 с.
65. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2006. – 144 с.
66. Вилькеев Д. В. Познавательная деятельность обучающихся при про-блемном характере обучения основам наук в школе. – М., 2007.
67. Дурова Н. В. Очень важный разговор. – М.,2000. – 199 с.
68. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспекти-вы. – М.: Знание, 1991. – 173 с.
69. Крысько В. Г. Психология и педагогика: курс лекций. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 270 с.
70. Лакоценина Т. П. Современный урок. – М., Учитель. 2007. – 112 с.
71. Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М., 2004. – 131с.
72. Липкина А. И. Самооценка школьника и его память // Вопр. психо-логии. – 2007. – № 3. – 125 с.
73. Махмутов М. И. Проблемное обучение. – М., 2005. – 115 с.
74. Максимова В. Н. Проблемный подход к обучению в школе Методи-ческое пособие по спецкурсу. – Л.,2003. – 132 с.
75. Портнова О. А. Специфика гражданского воспитания на уроке исто-рии. – М., 2010. – 180 с.
76. Ситаров В. А. Проблемное обучение как одно из направлений со-временных технологий обучения. – МГУ. 2009. – 140 с.
77. Шаталов М. А. О способах решения учебных проблем. // История в школе. 2002. № 8. – 195 с.