Фрагмент для ознакомления
2
Пример деятельности многих компаний (как российских, так и зарубежных) позволяет выявить очевидные преимущества применения процессного подхода, такие как:
- сокращение длительности процессов и операций,
- экономия затрат и оптимизация использования ресурсов,
- устранение дублирования ненужных задач и операций,
- устранение ненужных вертикальных связей,
- стандартизация процессов,
- повышение эффективности и сокращение временных затрат на обучение персонала,
- упрощение системы документооборота,
- повышение качества продукции и услуг,
- ориентация на достижение запланированного результата с заранее определенными качественными и количественными характеристиками и показателями,
- прогнозируемость результатов.
Многие компании оценили эффективность применения процессного подхода внедрив так называемые карты бизнес-процессов, само составление которых уже помогает выявить огромный потенциал для изменения компании в лучшую сторону. Анализ бизнес-процессв и их цепочек - один из лучших методов самодиагностики и определения разрывов, «глухих зон», дублирования операций в менеджменте. Периодический пересмотр этих карт и оценка их актуальности дает возможность устранять накопившиеся недостатки и совершенствоваться, оптимизировать потребление ресурсов, снижать издержки.
В то же время можно отметить ряд негативных аспектов применения процессного подхода. В больше степени они обусловлены чрезмерной концентрацией на исследовании процесса и его детализации, что не всегда позволяет увидеть «полную картину» происходящего и сформировать масштабное целостное представление о взаимосвязях и причинах, условиях и факторах, определяющих данный процесс.
Зачастую управленцы «зацикливаются» на стандартизации и регламентации, прописывая правила и процедуры для абсолютно тривиальных действий и характеристик, что в результате приводит к дополнительным вопросам и организационным и временным затратам.
Самый большой недостаток процессного подхода – это высокий риск наступления ситуации, когда процесс будет осуществляться только ради процесса. Это происходит, когда управленцы отвлекаются от главного – результата процесса или забывают о проблеме, для решения которой он инициирован.
Именно поэтому применение процессного подхода желательно осуществлять в совокупности с другими – системным, комплексным и т.п. Это существенно повысит его эффективность в достижении целей компании и обеспечения ее устойчивости развития.
Таким образом, в данной главе определено, что стратегическое планирование развития организации занимает в системе ее менеджмента ключевую позицию, определяя основные направления позиционирование компании и совокупность методов, которые она может и должна использовать для достижения своих целей.
Сформулированные в данной главе принципы стратегического развития организации еще раз доказывают необходимость полномасштабного использования технологии выработки, принятия и реализации управленческих решений на стратегическом уровне.
Телекоммуникационная и коммуникационная отрасли находятся по значительным влиянием факторов научно-технического прогресса и стремительного проникновения цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Данные тенденции определяют рост рынка и его структуру, формируют платформу для новых направлений инновационных разработок, а также вносят корректирующее воздействие на вектор стратегического планирования.
В заключение отметим, что успешной стратегией развития организации будет являться своевременный учет возможности как положительного, так и отрицательного развития фирмы на целевом рынке и оценки вероятных последствий.
2 Анализ состояния и тенденций отрасли телекоммуникационных и информационных технологий
2.1 Роль и место отрасли телекоммуникационных и информационных технологий в современной экономике
В современном обществе в период длительной глобализации хозяйственной деятельности повышаются экономические факторы: открытость национальной экономики, информатизация и компьютеризация. Факторы характеризуются повышением темпов роста и развития телекоммуникационных услуг в мировой экономике (услуги по предоставлению интернета и сотовой связи). В мире спрос на эти услуги растет во всех сферах жизни деятельности человека (системы телекоммуникационных услуг необходимы для развития рынка).
Обязательным условием ведения современного бизнеса является использование современной инфраструктуры. Специализированные базы данных по основным рынкам, интернет торговля, поиск сырья, комплектующих и технологий рекламная и маркетинговая деятельность, системное администрирование процессов и технологий, а также обслуживание цифровых систем – являются обязательным атрибутом современного предприятия.
Необходимо отметить, что государство озаботилось внедрением цифровых технологий во всех сферах: промышленности, экономики, банковской сферы и т.д. В государственных структурах вводятся заместители руководителей по цифровому развитию. Тотальная активизация в направлении цифровизации происходит во всех бизнес-структурах.
Сегодняшнее «наступление» цифровых технологий во всех сферах, особенно там, где обнаруживается экономический эффект, поддерживается на всех уровнях. Погружение молодого поколения в информационную среду необходимо, это никем не оспаривается. Динамика происходящих процессов в экономике требует активной позиции образовательного сообщества по анализу и выработке предложений по развитию системы высшего и профессионального образования в условиях цифровой трансформации экономики.
Сложившаяся ситуация отчасти объясняется тем, что нам в условиях информационного общества не использовать цифровые технологии уже просто невозможно, поскольку мы безнадежно отстанем.
2.2 Анализ статистики отрасли телекоммуникационных и информационных технологий
Информационные и телекоммуникационные услуги широко востребованы на мировом рынке. Начиная с 2006 года, этот рынок вырос в 3,5 раза – со $148 до $519 млрд. Рынок прошел 2 кризиса – в 2009 и 2015 годах, когда объемы экспорта сокращались, сейчас уверенно растет: в 2017 году объем экспорта увеличился на 6%, в сравнении с 2016 годом.
Рисунок 2.1 – Объем экспорта информационных и телекоммуникационных услуг, $ млрд.
В структуре рынка информационных и телекоммуникационных услуг, по состоянию на 2017 год, основную долю занимают услуги по разработке программного обеспечения – более 75%. Также отдельно выделяются телекоммуникационные услуги, новостные сервисы и прочие информационные услуги.
Рисунок 2.2 – Структура мирового рынка информационных и телекоммуникационных услуг, 2018
Внедрение новых технологий оказывает большое влияние на деятельность компаний, экономики и общества, вынуждает и телекоммуникационную отрасль пересмотреть устоявшиеся принципы работы. Процесс изменений диктует поиск новых рынков, привлечение молодых управленцев, создание особой цифровой культуры. Потребители изменяют своё поведение, требуя информации и скорости, вынуждая компании внедрять новые продукты. Следовательно, для телекоммуникационных компаний цифровая трансформация – это не столько способ достичь конкурентных преимуществ, сколько обязательное условие сохранения и развития рыночных позиций.
Мировым лидером по продаже информационных и телекоммуникационных услуг является Ирландия. Объем экспорта в 2018 году составил $85 млрд., что в 1,5 раз больше, чем у ближайшего конкурента – Индии.
В 2010 году Ирландия отставала от Индии по объемам экспорта информационных и телекоммуникационных услуг ($37 млрд. против $40 млрд.). Успех Ирландии основан на сочетании ряда факторов:
- комфортная социальная и культурная среда и удачное географическое положение позволяют привлекать наиболее квалифицированные кадры IT как Европы, так и Америки (в цифровую эпоху квалификация персонала – главное средство производства);
- целенаправленная политика развития малого бизнеса (ряд налоговых амнистий, меры, направленные на поддержку инвестирования);
- высокий уровень образованности населения;
- стратегия «разделять успех», когда небольшие ирландские компании пишут программное обеспечение в интересах крупнейших и наиболее быстрорастущих отраслевых корпораций.
В 2019 году объём российского рынка информационно-коммуникационных технологий достиг $47,05 млрд, что стало наибольшим результатом среди всех стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), подсчитали аналитики IDC.
По их оценкам, суммарные ИКТ-расходы в ЦВЕ по итогам 2019 года составили $136,66 млрд, что на 4% превосходит показатель годичной давности. Таким образом, на Россию пришлось чуть больше одной трети инвестиций.
Рисунок 2.3 – Объём российского рынка информационно-коммуникационных технологий достиг $47,05 млрд
Второе место после РФ заняла Польша с ИКТ-затратами в размере $20,44 млрд по итогам 2019 года. Лидирующую тройку замкнула Чехия с результатом в $10,86 млрд.
Доля трат на телекоммуникационные сервисы в общем объеме рассматриваемого рынка в 2019 году составила 41%. На продажи оборудования и ИТ-услуг пришлось 34% и 13% соответственно.
Что касается отраслей, то больше всего в ИКТ инвестируют представители производственного, финансового и телекоммуникационного секторов — их совокупная доля в Центральной и Восточной Европе составила 48%.
По темпам роста лидируют телекоммуникационные операторы, которые, как ожидается, в 2020 году увеличит траты на ИКТ на 6,3%. При этом объём всего регионального рынка поднимется на 3,1%.
Анализ с точки зрения размера организаций показывает, что в 2019 году на долю крупных предприятий (более 500 сотрудников) пришлось 50% расходов на ИКТ в регионе. Вклад среднего бизнеса оценивает примерно в 23%, а небольшие организации и малые/домашние офисы потратили еще 17% и около 10% от общей суммы.
По словам экспертов, ИКТ-рынок в странах ЦВЕ замедляет рост, что связано с экономическим спадом, а также тем, что госорганы, госкомпании и потребители стали более рационально тратить деньги.
В 2019 году объём мирового рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) достиг $3,74 трлн, увеличившись на 0,5% относительно 2018-го. Такие данные 15 января 2020 года привели в аналитической компании Gartner.
По оценкам экспертов, годовые расходы на ИТ-услуги впервые в истории перевалили за $1 трлн и составили $1,03 трлн. Этот сегмент показал рост на 3,6%, что стало почти самой лучшей динамикой среди всех ИКТ-категорий. По данным опроса Gartner, 46% организаций говорят, что ИТ-услуги и консолидация поставщиков входят в тройку наиболее эффективных методов оптимизации затрат.
Таблица 2.1 - Динамика среди всех ИКТ-категорий
Сильнее всего — на 8,5% до $456 млрд — в 2019 году выросли годовые продажи корпоративного программного обеспечения. По словам вице-президента по исследованиям Gartner Джон-Дэвида Лавлока (John-David Lovelock), почти всего сегменты рынка бизнес-софта растут стимулируются решениями SaaS.
Ожидается, корпоративные ИТ-расходы на облачные решения до 2022 года будут расти быстрее затрат на традиционные (локальные) ИТ-продукты. Также большие перспективы аналитики видят в области софтверных решений для обеспечения кибербезопасности и защиты персональных данных.
Крупнейшим сегмент глобальной ИКТ-отрасли остаются коммуникационные услуги, но спрос на них падает. В 2019 году затраты в этой области в глобальном масштабе оказались равными $1,36 трлн, снизившись на 1,1% по сравнению с предыдущим годом.
Также падают продажи ИТ-оборудования. В 2019 году выручка здесь уменьшилась на 4,3% до $682 млрд во многом из-за высокого курса доллара. Этот фактор также негативно повлиял на спрос на оборудование для дата-центров в странах, которые в большей степени страдают от неблагоприятного колебания валютных курсов.
Например, реализация мобильных телефонов в Японии, скорее всего, сократится в 2020 году из-за подорожания устройств, вызванного дорожающей американской валютой. Продажи компьютеров, принтеров, серверов и внешних систем хранения данных в Британии упадут на 3%, указано в исследовании.
2.3 Основные тенденции развития отрасли теле коммуникационных и информационных технологий
Сегодня современный рынок телекоммуникации продолжает демонстрировать признаки насыщения, но бизнес-операторы ищут новые ниши для дальнейшего развития.
Одним из основных направлений является предоставление комплексного сервиса на стыке информационных технологий и телекоммуникаций.
В телекоммуникационной отрасли можно выделить девять основных тенденций развития. Все они заключают в себе как вызовы, так и новые возможности для сетевых операторов.
Ускорение изменений в потребительском поведении и спросе. Концепция VUCC формулирует основные человеческие потребности, демонстрируя явную эволюцию пользовательского спроса. Эта концепция провозглашает разнообразие (variety), уникальность (uniqueness), комфорт (comfort) и соединение (connection) – а также модель эмоциональной пирамиды. Концепция VUCC формулирует основные человеческие потребности, демонстрируя явную эволюцию пользовательского спроса.
Инновации по запросу. Успешные инновации по запросу обычно заключаются в выявлении специфической потребности и реагировании на нее с учетом контекста времени, местоположения, сценария и пользователя.
Ускорение роста мобильных широкополосных сетей (MBB). Прорывы в технологиях терминалов и облачных вычислений способствовали росту спроса на мобильный Интернет и вывели пользовательский опыт на невиданные ранее высоты.
Модернизация сети под влиянием MBB. Широкополосный доступ, облачные технологии и социальные сети стали новыми катализаторами телекоммуникационной отрасли.
Открытая платформа и инновации. Как показывают концепция VUCC и пирамида эмоций, ни один поставщик услуг не сможет выжить и развиваться самостоятельно.
Бизнес-модели для операторов. Получать прибыль исключительно за счет предоставления "голой трубы" становится все сложнее .
Интеллектуальная обработка Больших данных. Для получения точной информации о настроениях абонентов необходим сбор сведений об их поведении и интеллектуальный анализ данных CFP (Communication Finger Print, следы соединений).
Развертывание национальной широкополосной сети (NBN) и «беспроводного города». Мы все знаем статистику, касающуюся скоростей широкополосного/Интернет-доступа и ВВП, но с чисто коммерческой точки зрения ни FTTx, ни беспроводной город не являются прибыльными концепциями. Поэтому их выживание в большой степени зависит от публичного сектора.
Строительные блоки для основанных на сценариях услуг. Необходимым условием для обеспечения пользовательского опыта с нулевым ожиданием и немедленного удовлетворения потребностей пользователей является наличие сети с гибким распределением ресурсов и гибкой функциональностью.
Учитывая эти современные тенденции в телекоммуникационной отрасли, шансы операторов на переход к другим моделям прибыли в течение ближайших трех лет невелики. Тем не менее, впереди их ждут три окна возможностей.
Во-первых, на рынке MBB с 2,5 млрд абонентов с учетом изменения ландшафта возникает масса возможностей перегруппировки.
Во-вторых, в игру готовы включиться 1,5 млрд новых мобильных пользователей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Агаларова Е. Г. Принципы формирования маркетинговой стратегии предприятия [Текст] / Е. Г. Агаларова, Ю. А. Дыкань // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 216-218
2. Аллахвердиев Ф. Направления развития телекоммуникационного сектора в условиях цифровой трансформации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.trend.az/business/it/2859684.html (дата обращения 08.05.2020).
3. Андреева Т.Е., Гаранина Т.А., Рыжко А.Н. Управление знаниями и интеллектуальный капитал в российских промышленных компаниях: результаты исследования. СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2015.
4. Барышева Е.А. Определение направлений повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий // Российское предпринимательство. - 2015. - № 12 (234). - С. 32
5. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Уч. / Л.Е. Басовский и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 80 c.
6. Браверман А.А. Маркетинг в условиях кризисной экономики: макромаркетинг на товарном рынке, микромаркетинг на финансовом рынке, микромаркетинг на рынке труда //Материалы конференции РАМ, 2016.
7. Веселков, С.Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России: Учебно-практическое пособие / С.Н. Веселков, Ю.А. Цыпкин. - М.: Юнити, 2019. - 606 c.
8. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: Форум, 2016. - 240 c.
9. Володина, О.А. Стратегический и инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.А. Володина. - М.: Academia, 2019. - 446 c.
10. Голубков, Е.П. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 290 c.
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент : человек, стратегия организация , процесс: 4-е изд.: Учебник .- М.: Гардарика, 2015. –С. 99.
12. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров, 2-е изд.(изд:2) / И.А. Дубровин. — М.: ИТК Дашков и К, 2016. — 432 c.
13. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник. 2-е изд. / И.А. Дубровин. — М.: Дашков и К, 2016. — 432 c.
14. Егоршин, А.П. Стратегический менеджмент: Уч. / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. - М.: Инфра-М, 2018. - 240 c.
15. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2017. - 960 c.
16. Звидрина А.М. Крупнейшие компании и рынки информационных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://files.scienceforum.ru/pdf/2018/ 5035.pdf (дата обращения 10.05.2020).
17. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 375 c.
18. Зубкова, А.Г. Стратегический менеджмент: учебник / А.Г. Зубкова. - М.: Academia, 2018. - 576 c.
19. Жемчугов А.М. Цель и целеполагание в теории социальной организации // Проблемы экономики и менеджмента. – 2012. - №4. – С.4-6
20. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического менеджмента. 2 издание.- СПб.: Высшая школа менеджмента. - 2008 - С.37
21. Клочкова А.В. Разработка стратегии предприятия в условиях кризиса // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2016. - №1 (97) - С.76-81
22. Котлер Ф. Латеральный маркетинг. Технология поиска революционных идей. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – С.106.
23. Краснобаева А.М. Состояние конкурентной среды в России: угрозы и методы борьбы с ними // В сборнике: Экономическое развитие России: тенденции, перспективы сборник статей по материалам I Международной научно-практической студенческой конференции: в 4 томах. Кафедра экономики предприятия "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". - 2015. - С. 117-121.
24. Кэмпбэл Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: учебник / пер. с англ. Н.И. Алмазовой. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2013.
25. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. –М.: Русская деловая литература, 2016. – С. 89
26. Лукина О.А., Ивасенко А.Г. Разработка стратегии антикризисного управления современного предприятия // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. – С. 517-517
27. Методология стратегического планирования российских трансрегиональных корпораций. Монография. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 657 c.
28. Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник. 2-е изд., пер. и доп. / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2016. - 288 c.
29. Попова Т.Н. Тенденции развития мирового рынка телекоммуникационных услуг // Вестник ДАЛЬРЫБВТУЗА. – 2014. – № 3. – С. 94–98.
30. Розанова Н.М. Экономический анализ отрасли информационных технологий: мировой опыт и реальность России // Terra Economicus (Экономический вестник Ростовского государственного университета). – 2009. – №3. – Т.7. – С. 42–57.
31. Саакян В. А. Сущность и типология стратегий предприятий // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 415-419.
32. Савченко, А.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.Б. Савченко. - М.: Риор, 2019. - 440 c.
33. Самсонова М. В. Статистические методы в управлении процессами организации / М. В. Самсонова // Методы менеджмента качества. — 2013. — № 2. — С. 50–51
34. Синица С.А. Анализ тенденций развития глобального рынка телекоммуникационных услуг // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/27ECVN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (дата обращения: 10.05.2020)
35. Устинов О.Д. Альтернативный подход к стратегическому пралвнировани. М.: ИНФРА-М, 2015.
36. Хомутский Д., Алиев И. Г. Организация эффективного совместного использования информации и знаний в рассредоточенных проектных командах // Управление развитие персонала. – 2018. - №1. – С.22-24
37. Шкардун, В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования: Теория, методология, практика / В.Д. Шкардун. - М.: Дело, 2017.
38. Шубарина К.С. Принципы построения фирменного стиля организации // Вопросы управления. – 2011. - № 4 (17). – С.23
39. 8 моделей и инструментов стратегического планирования // https://lpgenerator.ru/blog/2019/05/27/8-modelej-i-instrumentov-strategicheskogo-planirovaniya/ (дата обращения: 10.01.2020)
40. Годовой отчет Huawei за 2019 год https://www.huawei.com/en/press-events/annual-report/2019 (дата обращения: 10.05.2020)
41. ИКТ (мировой рынок)// http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D0%9A%D0%A2_(%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA) (дата обращения: 10.05.2020)
42. Пресс-ревью Huawei за 2019 год https://www.huawei.com/ru/press-events/news/ru/2020/huawei_annual_report_2019 (дата обращения: 10.05.2020)
43. Worldwide Spending on Telecommunications Services and Pay TV to Speed Up Slightly in 2018, According to IDC [Электронный ресурс] / International Data Corporation's [Офиц. сайт] URL: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS43809518 (дата обращения: 10.0.5.2020)