Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ КОНКРЕТНОЙ ТАМОЖНЕЙ.
3.1. Разработка мер по борьбе с занижением таможенной стоимости
К сожалению, занижение таможенной стоимости на Санкт-Петербургской таможне настолько масштабно, что этой проблеме уделяется большое внимание. Борьба с занижением таможенной стоимости является не только фискальной функцией Санкт-Петербургской таможни, но связана и с разрешением еще одной проблемы: сведением на нет работы таможенных тарифов. Ведь при введении тех или иных ставок импортного тарифа на некоторые ввозимые товары рассматриваются различные факторы, в том числе, баланс рынка между внутренним производством и наполнением его импортными товарами. А поскольку эксперты при разработке экономических расчетов опираются на реальную стоимость товаров, то в случае, если стоимость занижается, установленная тарифная мера не работает, а, следовательно, не решается проблема баланса. Другими словами в современной экономической ситуации нельзя допустить оформление импортных товаров, конкурирующих с продукцией российской промышленности по заведомо заниженной стоимости, учитывая объективно высокую себестоимость российских товаров.
Контроль за правильностью исчисления таможенной стоимости со стороны Санкт-Петербургской таможни выражается в комплексе мероприятий, который включает в себя в том числе:
1. проверку соответствия сведений о товаре, заявленных в таможенных документах (в частности, в ГТД, ДТС, ДКД), сведениям о товаре, содержащимся в коммерческих документах, представленным в ходе таможенного оформления;
2. проверка достаточности документов для принятия решения по таможенной стоимости, представленных при таможенном оформлении;
3. проверка соблюдения декларантом при определении таможенной стоимости требований законодательства Российской Федерации, в частности, требований ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее Закон) - о структуре таможенной стоимости;
4. проверка достоверности представленных документов;
5. сравнение таможенной стоимости товара, указанной декларантом в таможенных документах, с имеющейся у Санкт-Петербургской таможни ценовой информацией (уровнем цен) о товарах аналогичных с оцениваемыми.
В настоящее время основу системы таможенной оценки, наиболее распространенной в международной практике и принятой всеми странами - членами Всемирной торговой организации (ВТО), составляет Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговли (далее ГАТТ, 1994 г).
В тексте ГАТТ (ч. 2 ст. 7) определено: «Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных и фиктивных оценках».
Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Санкт-Петербургская таможня, осуществляя контроль таможенной стоимости, исходит из возможности применения декларантом именно основного метода. Сущность данного метода заключается в том, что основой для определения таможенной стоимости признается контрактная стоимость товара, т.е. цена сделки, фактически уплаченная (или подлежащая уплате) за ввозимый товар. В большинстве случаев цена сделки признается Санкт-Петербургской таможней в качестве основы для определения таможенной стоимости.
Законодатель, определяя метод по цене сделки как основной, предполагает при этом со стороны участников внешнеэкономической сделки добросовестность при заключении контракта (договора), определении его условий, а также разумность и достоверность при установлении цены сделки. Следует отметить, что подобный принцип согласуется и с правилами, установленными международными соглашениями, а именно: предъявляя требования к таможенной администрации о применении справедливой, единообразной и беспристрастной системы оценки товара в таможенных целях, одновременно акцентируется внимание на том, что меры по ее реализации необходимы для предотвращения использования произвольной и фиктивной таможенной стоимости со стороны участников ВЭД (общее примечание к общему вступительному комментарию к Соглашению о применении ст. VII ГАТТ 1994 г.)
На практике Санкт-Петербургская таможня достаточно часто встречается с масштабной фальсификацией договоров (контрактов), инвойсов и других товаросопроводительных документов.
Недостоверное заявление таможенной стоимости ввезенного товара, как правило, вытекает из недостоверного заявления сведений об оцениваемом товаре, а именно:
- стране отправления и происхождения,
- транспортном средстве при отправлении и на границе,
- таможне на границе,
- по описанию товара (отсутствие точного указания модели, марки, сортности и др. сведений по товару),
- по коду ТН ВЭД,
- по весу брутто и нетто.
Базовым принципом, существующим в мировой коммерческой практике является то, что под ценой сделки для целей таможенной оценки понимается цена, сформированная при нормальном течении торговли в условиях полной конкуренции. Предполагается, что цена сделки является рыночной и на ее формирование не повлияли никакие коммерческие, финансовые и иные факторы и условия, как указанные, так и не указанные в контракте. Цена считается адекватной, в том случае, когда она обеспечивает покрытие всех расходов плюс прибыль, которая соответствует обычной прибыли фирмы, полученной за длительный период времени (например, на среднегодовом уровне) при продаже товаров того же рода или вида. В этом случае можно сделать вывод о том, что цена сделки не подвержена какому-либо влиянию.
Отклонение цены сделки в ту или иную сторону от имеющейся у таможенного органа ценовой информации о стоимости товаров, аналогичных с оцениваемыми, является основанием для возникновения сомнений у таможенного органа в ее достоверности и назначении необходимых проверочных мероприятий.
В процессе проведения контрольных (проверочных) мероприятий Санкт-Петербургская таможня на основании ст. 15 Закона, ч. 4, 5, 7 ст. 323 ТК ТС вправе в письменной форме запросить у декларанта дополнительные документы и сведения либо принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость с использованием другого метода. Таким образом, анализ положений законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что на стадии таможенного оформления и таможенного контроля обязанность объяснения (доказывания) причины разницы в цене с одновременным либо последующим представлением всех необходимых сведений, подтверждающих обстоятельства сделки и обосновывающих правильность определения заявленной таможенной стоимости, возложена законодателем на декларанта.
Необходимо также обратить внимание на то, что в силу приведенного выше распределения обязанности по доказыванию возможности применения первого метода, необходимости соблюдения баланса интересов государства и частного интереса, декларант должен подтвердить документально таможенному органу, что он предпринял все зависящие от него меры в целях соблюдения требований таможенного законодательства. Это означает, что декларант должен представить не только имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, но и во всяком случае предпринять попытки получить требуемые таможенным органом документы и сведения, которые могут быть, например, у его контрагента.
Как правило, при заключении внешнеэкономической сделки, в частности, при определении условий поставки, стороны используют Инкотермс-2000 - международные правила толкования торговых терминов. В зависимости от объема прав и обязанностей покупателя и продавца по поставке товара, момента перехода риска утраты или повреждения товара, расходов по перевозке и страхованию 13 терминов Инкотермс-2000 подразделяются на 4 основные группы, которые в числе прочих условий определяют возможность и степень оказания покупателю со стороны продавца содействия в получении необходимых для выполнения таможенных формальностей документов и сведений, имеющих отношение к товару. В большинстве своем данные термины предусматривают обязанность контрагента российской организации (продавца) оказать подобное содействие российскому участнику ВЭД (покупателю). Следовательно, проявив необходимую степень добросовестности, заботливости, осмотрительности и ответственности при заключении и исполнении сделки покупатель вправе рассчитывать на подобную помощь, ибо невыполнение такой обязанности со стороны иностранного контрагента может свидетельствовать о невыполнении условий контракта (договора). А в случаях, когда такое непредставление документов и сведений повлекло за собой негативные последствия для покупателя, влечет за собой право покупателя на предъявление соответствующих претензий к иностранной организации, в том числе досрочное расторжение контракта (договора) и возмещение убытков посредством предъявления иска в суд.
С учетом изложенного, можно сделать общий вывод о том, что предусмотренная п. 2 ст. 15 Закона обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта в отношении документов, которыми реально располагает или должен их иметь сам декларант, его иностранный контрагент, перевозчик и иные лица, имеющие отношение к производству, перемещению и реализации товаров.
Со стороны Санкт-Петербургской таможни не допускается необоснованное и произвольное истребование сведений, не влияющих на принятие таможенным органом решения по таможенной стоимости либо не имеющих значение для выяснения всех обстоятельств сделки. Таможенный орган поясняет в запросе для подтверждения каких данных затребованы документы и устанавливает разумный срок для их представления, в том числе с учетом сроков, необходимых для их получения декларантом от контрагента по внешнеэкономической сделке.
Теперь несколько слов о последствиях для участника внешнеэкономической деятельности осуществившего недостоверное декларирование.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП России установлена ответственность за заявление в ГТД недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, а также те же действия, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
КоАП России не раскрывает перечень сведений о товарах, заявление недостоверных сведений о которых может повлечь за собой привлечение к административной ответственности, поэтому данная норма является отсылочной к таможенному законодательству РФ. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 124 Таможенного кодекса ТС в ГТД полежат заявлению следующие сведения о товарах:
наименование;
описание;
классификационный код товаров по ТН ВЭД;
наименование страны происхождения;
наименование страны отправления (назначения);
описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
количество в килограммах или в других единицах измерения;
таможенная стоимость.
С учетом данных обстоятельств, заявление в ГТД недостоверных сведений о любой из вышеуказанных характеристиках товара, если это повлекло занижение подлежащих уплате таможенных платежей, является административным правонарушением.
В течение 2016 года и за 4 месяца 2017 года за недостоверное декларирование было привлечено к административной ответственности 13 участников ВЭД (без учета физических и должностных лиц), еще в 5 случаях был привлечен таможенный брокер.
3.2. Разработка мер по совершенствованию предоставления льгот
В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о льготах, предусматривающих освобождение от таможенных пошлин при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранным участием, а также освобождение от НДС при ввозе на территорию России технологического оборудования.
Таможенные льготы по уплате таможенной пошлины и НДС, используемые при ввозе товаров в качестве уставного капитала, были введены для того, чтобы российская экономика получила дополнительный стимул развития. С их помощью производства, должны завозить оборудование, которого у нас пока ещё нет, или привлекаться иностранные инвестиции. Данное оборудование помещается под режим условно выпущенного товара.
Проблема заключается в том, что при отчуждении основного средства предприятия, ранее внесенного в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, после его полной амортизации, третьим лицам передается право собственности на него, то есть присутствует факт реализации. Следовательно, в соответствии с действующим законодательством РФ, возникает обязанность по уплате всех предусмотренных платежей, возникших на дату заполнения таможенной декларации.
Статья 151 ТК ТС в пункте втором гласит о том, что условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Однако товар, ввезенный, например, в качестве уставного капитала, может быть в короткий срок продан или сдан в аренду, что ведет к административной ответственности, штрафам и возникновению обязанности уплатить ранее не взысканные суммы таможенных платежей.
Например, предприятие в 2017 году получило от иностранного учредителя в качестве вклада в уставной капитал технологическое оборудование, получив при этом льготы по уплате таможенных платежей. Через непродолжительное время данный товар становится непригодным для нормальной эксплуатации и перестает учитываться как основное средство.
Для того чтобы избежать уплаты таможенных платежей, по которым предприятию были предоставлены льготы, как вариант решения проблемы предлагается организации ставить устаревшее оборудование на баланс по статье «Запасы» и затем произвести реализацию оборудования в виде его запасных частей, т.е. в разобранном виде.
Несмотря на то, что п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 в случае реализации товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал, предусмотрено взимание таможенных пошлин, причитающихся к уплате на дату условного выпуска, доказать реализацию ранее ввезенного и затем распроданного как запасные части товара практически невозможно. В настоящее время нормативными документами ФТС России не установлены формы отчетности для организаций, ввозивших товары в качестве вклада в уставный капитал с предоставлением льгот, сроки и периодичность проверки целевого использования данных товаров таможенными органами. Таким образом, несовершенство законодательства позволит участникам ВЭД ввозить иностранные товары без уплаты таможенной пошлины.
Со стороны же Санкт-Петербургской таможни, в целях активизации процесса применения льгот по уплате таможенных платежей в рамках деятельности таможни можно предпринять ряд мер по оказанию содействия участникам ВЭД:
− проведение информирования по возможностям снижения налогового бремени путем использования льгот по уплате таможенных платежей, а также об особенностях заполнения некоторых граф таможенной декларации;
− усиление таможенного контроля и его эффективности над условно выпущенными товарами;
− осуществление постоянных проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД для своевременного определения возможности уплаты таможенных платежей.
Установление льготы производится в общегосударственных целях, однако конечным носителем льготы являются потребители товаров – население страны. Многоплановость и специфика влияния таможенных льгот на развитие внешнеэкономических отношений и экономики в целом требуют от Санкт-Петербургской таможни взвешенного подхода к определению способов установления льгот по уплате таможенных платежей, целесообразности их введения.
Эффективность деятельности Санкт-Петербургской таможни выступает одним из принципов ее работы. Эффективно действующий механизм таможенного тарифного и нетарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов. Льготы по уплате таможенных платежей можно отнести к одной из подсистем такого механизма