Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире: ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир. В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители. Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями. Ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.
Однако, если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность. Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях. У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми.
Актуальность исследования обусловлена важностью роли, которую семья играет в жизни подростка. Семья является наиболее важным социальным институтом. Зачастую родители не задумываются о глобальном, серьезном влиянии семейного воспитания на формирование ответственности у подростков.
В связи с этим была определена цель данного дипломного проекта: выявить взаимосвязь между стилем семейного воспитания и ответственным поведением подростков. Объектом исследования выступит стиль семейного воспитания на ответственное поведение ребенка подросткового возраста.
Предметом исследования будут являться влияние детско-родительских отношений на формирование ответственного поведения ребенка в подростковом возрасте. Гипотеза данной дипломной работы: семейное воспитание влияет на формирование ответственного поведения подростка.
Научно-исследовательские цели данной дипломной работы:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования
2. Изучить степень влияния и корреляцию между принятым стилем семейного воспитания и ответственным поведением подростка.
3. Провести анализ по полученным данным.
4. Разработать методику коррекции детско-родительских отношений для последующего устойчивого формирования ответственности у подростков.
Основой данного исследования послужили педагогические и психологические труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам подросткового поведения К. Абрахама, К. Миннингера, К. Г. Юнга, А. Адлера, Г.С. Салливэна, К. Хорни, Э. Дюркгейма, Мэй Р., К. Роджера, В. Франкла, А. Бека, Д. Винникотта, Э. Фромма, Н. Фарбероу, Э. Шнеймана, Э. Рингеля и др.
Методы исследования: анализ научной (педагогической и психологической литературы), проведения исследования, методом анкетирования, математическая обработка данных.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования материалов в работе психологов и педагогов – психологов. Данная дипломная работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературных источников. Объем работы составил 52 страниц.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Особенности формирования ответственности в подростковом возрасте
В настоящее время растет интерес к проблеме изучения и формирования ответственности. Ответственность относится к субъективным характеристикам личности, изучение и анализ которых является одной из актуальных проблем современной психологии. Это в первую очередь связано с тем, что для развития современного общества принципиально важно, чтобы человек обладал такими личностными характеристиками, которые обеспечивают не только адаптивность к постоянно меняющейся экономической, политической и социальной жизни, но и прогресс личности и, в конечном итоге, общества в целом. [3].
В российской и зарубежной психологии существует два основных подхода к изучению ответственности: изучение отдельных аспектов ответственности и систематическое изучение ответственности. При изучении отдельных аспектов ответственности можно выделить следующие области. Первое направление включает тех, кто определяет соотношение свободы и ответственности (работы К.А. Абульхановой–Славской, М.М. Бахтина, А.В. Брушлинского, Р.Косолапова и В.Маркова, Э.И. Рудковского, Г.Л. Тульчинского и др..). Второе направление - это соотношение социальной и личной ответственности (работы А.Адлера, Л.С.Мамута, Р. Мэйя, В.А. Розановой, А.Г. Спиркина, К. Ясперса, К. Муздыбаева и пр.).
Существует также подход, при котором ответственность рассматривается как моральная категория как с точки зрения морали (работы В.В. Знакова, Х. Хекхаузена, К. Хелкамы), так и с точки зрения морали (работы В. Франкла, М. М. Бахтина). [11]. Существуют проблемы формирования ответственности как качества личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Гипотезой данной дипломной работы стало предположение, что семейное воспитание влияет на формирование ответственного поведения подростка. Для выполнения данных целей были изучены теоретические аспекты формирования ответственного поведения подростков, а также проведено эмпирическое исследование взаимосвязи стилей воспитания и формирования ответственного поведения у подростка.
В процессе изучения теории автор пришел к следующим выводам:
- наиболее продуктивным и показательным является системное изучение ответственности, когда она рассматривается как моральная категория, формирующаяся под влиянием ближайшего авторитетного окружения.
- такие компоненты ответственности, как автономность и волевая саморегуляция начинают формироваться в подростковом возрасте.
- формирование ответственности у подростка является важной составляющей развития личности ребенка и закрепление его ролей в социуме входе самопознания методом сравнения себя с другими людьми. При рассмотрении данной темы автор считает целесообразным считать ответственность и ответственное поведение в подростковом возрасте тождественным.
- ключевыми факторами для успешного формирования компонентов ответственности служат: положительное влияние авторитетов взрослых; возможность совершать самостоятельный выбор; проявлять конструктивную автономию и принимать важные жизненные решения.
Исследование особенностей детско-родительских отношений проводилось с помощью методики - Опросник ADOR («Подростки о родителях»). Отношение родителей к подростку является важнейшим фактором формирования ответственного поведения, особенно это проявляется в характере отношения матери к подростку, поскольку более высокое значение показателя «Позитивный интерес матери» наблюдается в группе подростков с высоким уровнем ответственности. Таким образом, подростки с низким уровнем ответственности высоко оценивают «Позитивный интерес» их матерей к себе, который проявляется в ее принятии, поддержке ребенка, дружеском общении, в установленном эмоциональном контакте. Однако полученные данные скорее свидетельствуют о чрезмерной опеке и выступают негативным фактором.
Подростки с высоким уровнем ответственности дают более высокие оценки позитивных типов родительского отношения, в основном со стороны отца, но также и по некоторым позитивным показателям отношения отца. Отношение матери такими подростками оценивается как «Директивное», то есть навязывающее им чувство вины по отношению к ней, ее указаниям и частым напоминаниям. Такая мать жертвует всем ради ребенка и стремится всеми возможными способами исключить несоответствующее его поведение.
Отношение отца подростками с высоким уровнем ответственности оценивается как «Дружеско-наставническое», проявляющееся в тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, через фактические достижения и применение доминантного стиля общения, в котором отцы обычно солидарны с общественным мнением, сильно придерживаются договоренностей, удовлетворяют требования других быть хорошим отцом, пытаются воспитать сына в соответствии с общественным представлением об идеальном мужчине.
В группе подростков с высоким уровнем ответственности учащиеся стремятся выполнять дела, которые им поручили, отвечают за содеянное, стремятся к успешной учебе и завершению обязательных дел, также проявляют радость при преодолении препятствий, гордость за достижение цели, оптимизм в начале нового ответственного дела, есть намерение добиться всего своим трудом и уверенность, что все удачи и неудачи зависит только отчего ответственного отношения к делу
У ребят с низким уровнем ответственности обнаружены отсутствие стремления к успешной учебе и завершению обязательных дел; преобладание желаний утвердится в группе, улучшить свое материальное положение или получить поощрения, желание обратить на себя внимание других людей; неспособность взять ответственность за свои действия, склонны обвинять в собственных неудачах других людей.
Проведенный анализ показал, что существует тесная взаимосвязь между высоким уровнем ответственности и детско-родительскими отношениями; склонность подростка к безответственности связана с дисгармоничностью детско-родительских отношений, а именно директивное отношение, агрессивность, непоследовательность действий, незаинтересованность проблемами ребенка со стороны родителей влияет на формирование у подростка ответственного поведения.
Отношение родителей к подросткам отражаются на их эмоциональном состоянии, переживании таких негативно окрашенных эмоций как тревога, чувство депрессии и чувство безнадежности. Такие факторы, как безразличие и пренебрежение по отношению к детям, способствуют формированию определенного типа мышления, который ведет к формированию у подростка негативного взгляда на себя и окружающих, имеет психотравмирующий характер, провоцирует депрессивные мысли, характеризуется отсутствием ответственного поведения. Возникающее дезадаптивное состояние может принимать различные формы, включая переживание безысходности и тоски, растерянности и тревоги, негативно окрашенных состояний гнева и отчаяния, апатии.
Гипотеза дипломной работы подтвердилась.
Автором была составлена памятка для родителей, содержащая алгоритм формирования ответственного поведения ребенка.
Материалы дипломной работы представляют практическую ценность для психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе учащихся, а также в консультативной работе по вопросам детско-родительских отношений.
Таким образом, цели и задачи, поставленные в работе выполнены в полном объеме.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аддиктивное поведение подростков. - М.: Красико-Принт, 2016. - 128 c.
2. Болотова, Болотова Молчанова Молчанова А.К. О.Н. Психология развития и возрастная психология / Болотова Болотова Молчанова А.К. О.Н. Молчанова. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2012. - 0 c.
3. В мире подростка / ред. А.А. Бодалев. - М.: Медицина, 2016. - 296 c.
4. Возрастная психология. - М.: Академия, 2015. - 624 c.
5. Возрастная психология. Шпаргалки. - М.: АСТ, Полиграфиздат, Сова, 2016. - 48 c.
6. Возрастная психология. Шпаргалки. - М.: АСТ, Сова, 2015. - 46 c.
7. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2017. - 368 c.
8. Волков, Б. С. Психология молодости / Б.С. Волков. - М.: Говорящая книга, 2012. - 0 c.
9. Волков, Б. С. Психология подростка / Б.С. Волков. - М.: Говорящая книга, 2012. - 0 c.
10. Волков, Борис Степанович Психология юности и молодости / Волков Борис Степанович. - М.: Академический проект, 2016. - 0 c.
11. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2014. - 240 c.
12. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 119 c.
13. Глухов, В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Практикум / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2013. - 296 c.
14. Диагностика уровня воспитанности личности школьника. Компетентностно-диагностический подход. - М.: Издательство СПбГУ, 2012. - 264 c.
15. Кельмансон, И. А. Перинатология и перинатальная психология. Учебное пособие / И.А. Кельмансон. - М.: СпецЛит, 2015. - 344 c.
16. Кийосаки, Р.Т. Богатый папа, бедный папа для подростков / Р.Т. Кийосаки, Ш.Л. Лектер. - М.: Попурри, 2015. - 160 c.
17. Коновалова, Н. Л. Диагностика адаптивных возможностей личности школьника в процессе психологического консультирования / Н.Л. Коновалова. - Москва: ИЛ, 2015. - 64 c.
18. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2014. - 288 c.
19. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2015. - 803 c.
20. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация: моногр. / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - Москва: РГГУ, 2017. - 286 c.
21. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение для студентов вузов / Г.И. Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевич. - М.: Феникс, 2017. - 128 c.
22. Красовский, Ю.Д. Архитектоника организационного поведения / Ю.Д. Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 334 c.
23. Мандель, Б. Р. Возрастная психология / Б.Р. Мандель. - М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2013. - 352 c.
24. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста. Учебник / С.В. Молчанов. - М.: Юрайт, 2016. - 352 c.
25. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 464 c.
26. Обухова, Л.Ф. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2016. - 460 c.
27. Макушкин, Е. В. Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием / Е.В. Макушкин. - М.: Медицинское информационное агентство, 2014. - 240 c.
28. Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин. - М.: Мнемозина, 2014. - 327 c.
29. Петровская, Вера Дисфункциональность супружеской диады и поведение подростка: моногр. / Вера Петровская. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 272 c.
30. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 414 c.
31. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2015. - 480 c.
32. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 240 c.
33. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2017. - 160 c.
34. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Флинта, МПСИ, 2017. - 96 c.
35. Смирнова, Е. О. Детская психология. Учебник / Е.О. Смирнова. - М.: КноРус, 2016. - 280 c.
36. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: РГ-Пресс, 2017. - 0 c.
37. Урунтаева, Г. А. Детская практическая психология. Учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Academia, 2015. - 256 c.
38. Урунтаева, Г. А. Детская психология. Учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Academia, 2014. - 336 c.
39. Хилько, М. Е. Возрастная психология. Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 208 c.
40. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 2015. - 256 c.
41. Холл НЛП. Золотые секреты скрытого влияния на подсознание и поведение: моногр. / Холл, Майкл. - М.: СПб: Прайм-Еврознак, 2016. - 416 c.
42. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2016. - 208 c.