Фрагмент для ознакомления
2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
1.1 СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВНИ
В любом обществе семья, как уникальный исторический феномен, имеет двойственный характер. С одной стороны — это социальный институт, с другой — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. С институтом семьи тесно связан институт брака.
Молодая семья является одной из самых незащищённых групп населения. Изучение особенностей социальной поддержки молодых семей на современном этапе является важным и актуальным на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном).
Происхождение понятия «молодая семья» в России имеет достаточно короткую историю. В настоящее время сложились разного рода подходы к установлению понятия «молодая семья». Молодая семья представляет собой семью в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста [33, с. 52].
Таким образом, брак должен быть первым; продолжительность совместной жизни до 3 лет; граница возраста супругов от 18 до 30 лет.
В.А. Сысенко считает возможным выделение четырех основных стадий семейной жизни, среди которых он называет «совсем молодые» семьи — до 4 лет и молодые семьи — 5–9 лет [44, с. 15].
В.М. Целуйко указывает, что молодой семьей называют супружескую пару с детьми или без них при продолжительности семейной жизни до пяти лет и возрасте супругов не старше 30 лет [47, с. 10]. Некоторые исследователи считают первым периодом развития брака первые год — два супружеской жизни [34 с. 52]. Согласно Е.М. Зуйковой и др., к молодой семье следует относить семьи со стажем совместной жизни до 3 лет, где оба супруга состоят в первом браке, при условии, что супруги не достигли 30-летнего возраста [33, с. 53]. Традиционно, в социологических исследованиях, понятие «молодая семья» трактовалось как одна из стадий жизненного цикла семьи (А.И. Антонов [24, с. 28], В.М. Медков [38, с. 36] и др.).
Впервые понятие «молодая семья» законодательно было закреплено только в конце XX века. В «Общих положениях» Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 03 июня 1993 г. №5090-1, «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» было дано следующее определение: «молодая семья — это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста» [20]. В Концепции государственной политики в отношении молодой семьи от 08 мая 2007 г. №АФ-163/06 «молодая семья» это — семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей [19].
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. №979 г «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей» молодая семья определена как «семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей» [16]. Выделение молодой семьи в качестве отдельной группы среди других типов семейных союзов обусловлено множеством проблем психологического и бытового характера, возникающих у молодых супругов на первом этапе функционирования семьи. Именно здесь закладывается основа будущей счастливой и успешной супружеской жизни.
Молодые семьи, начиная строить совместную жизнь и заводя детей, сталкиваются с множеством проблем, большинство из которых связаны с финансовыми затратами. В первых пунктах плана всегда значится покупка жилья или участка земли под строительство, ведь главная задача любых родителей – обеспечить комфортную жизнь детям. Появление ребенка тоже связано с расходами, значительно сокращающими бюджет семьи. Поэтому государство назначает разные выплаты многодетным семьям в самые трудные моменты их жизни.
Защита государством семьи, материнства и детства, провозглашённая в ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, носит комплексный социально-экономический и правовой характер и осуществляется путём принятия государством самых разнообразных мер в данном направлении [1, ст. 38].
Молодая семья вправе претендовать на льготы, пособия, субсидии, компенсации и прочие меры правительственной поддержки всего населения РФ, а также рассчитывать на дополнительные выплаты, доступные только им благодаря присвоенному статусу, пока возраст супругов соответствует установленным требованиям.
Ключевыми проблемами молодых семей являются следующие [26, с. 83]:
1.Сложная жилищная и экономическая ситуация в стране. Граждане стоят в очереди на улучшение жилищных условий десятилетиями, и порой так и не получают квартиру. Согласно статистике:
- собственное жилье есть только у каждой третьей семьи. Как правило, оно досталась по наследству или в качестве свадебного подарка от родителей;
- 16% молодых пар обосновывается в квартирах родственников, пока те располагаются, к примеру, в дачном домике;
- 25% молодоженов берут жилье в аренду, отдавая при этом половину доходов семьи ежемесячно;
- 6% пар вынуждены селиться в общежитиях.
2.Ежегодный рост инфляции, в результате которого повышается стоимость продуктов питания, детской одежды, школьных принадлежностей и услуг детского сада:
- высокая стоимость услуг ЖКХ, которая к тому же увеличивается при появлении детей – новых потребителей коммунальных услуг;
- малый размер декретных и детских пособий, которых не хватает на полноценный уход за ребенком, когда мать увольняется с работы ради его воспитания.
Перечисленные сложности приводят к появлению следующих проблем[26, с. 89]:
- конфликты супружеской пары;
- ссоры с родственниками;
- откладывание момента появления детей до лучших времен;
- нежелание заводить второго ребенка;
- развод.
Система поддержки молодых семей на федеральном уровне включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство РФ (министерства, ведомства) (рисунок 1) [25, с. 21].
Реализация поддержки молодых семей Президентом РФ осуществляется посредством Указов. Президент осуществляет общий контроль за реализацией государственной политики в области поддержки молодых семей, задает ключевые направления деятельности.
Федеральное Собрание осуществляет выработку нормативно-правовых актов в области поддержки молодых семей и их утверждение.
Рисунок 1 – Система органов поддержки молодых семей на федеральном уровне [25, с. 22]
В своем Послании 20 февраля 2019 года В.В. Путин назвал поддержку института семьи, материнства и детства – важной общенациональной задачей, требующей солидарных усилий представителей всех уровней власти, институтов гражданского общества, средств массовой информации.
Вся работа должна быть направлена на то, чтобы семья чувствовала положительные изменения, благополучие семьи должно быть главной целью государства.
Федеральные органы исполнительной власти во главе с Правительством РФ курируют определенные направления деятельности в области поддержки молодых семей. Так, например, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом в соответствующей сфере.
Оперативное управление возлагается на органы государственной исполнительной власти, социальные внебюджетные фонды: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Минобрнауки России, Минобороны России, ПФР, ФСС, ФОМС и пр., а также на подведомственные им органы.
Целью внебюджетных фондов является реализация прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Правовой статус ПФР регулируется не только Положением о Пенсионном фонде России, но и нормами гражданского законодательства, устанавливающими основные требования к его организационно-правовой форме как юридическому лицу, созданному в качестве государственного учреждения (в равной степени это касается и ФСС).
Главные цели ПФР - формирование государственных гарантий в системе пенсионного обеспечения и управление средствами ПФР. Такие цели достигаются в процессе исполнения следующих задач[53]:
- поддержка и обеспечение финансовой стабильности;
- реализация прав граждан на социальные выплаты;
- своевременное финансирование социальных выплат;
- разработка государственных программ в социальной сфере;
- финансирование целевых программ и пр.
Обязательное медицинское страхование реализуется через Федеральный фонд ОМС, территориальные фонды ОМС и филиалы территориальных фондов, а также при посредничестве специализированных страховых медицинских организаций.
Организация, контроль и финансирование системы ОМС осуществляется через федеральный и территориальные фонды ОМС. Федеральный и территориальные фонды ОМС сформированы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) управляет средствами государственного социального страхования РФ. Основными его задачами являются [25, с. 18]:
- обеспечение гарантированных государством пособий;
- разработка мер по усовершенствованию социального страхования;
- реализация мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования.
Основным министерством в осуществлении государственной политики и правового регулирования в сфере социального обеспечения молодых семей в России является Министерство труда и социальной защиты РФ.
Такой орган власти разрабатывает и осуществляет государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, занятости и безработицы, опеки и попечительства, реабилитации инвалидов и проведения медико-социальной экспертизы и пр. В ведении Министерства находится ряд федеральных служб и агентств, в частности, службы занятости.
На региональном уровне поддержку молодых семей осуществляет Глава субъекта РФ (губернатор), органы законодательной и исполнительной власти республики, области, края.
Органы социального обеспечения на уровне субъектов РФ, на районном (городском) и местном уровне могут носить различные наименования – министерства, департаменты, комитеты, управления, отделы, но задачи и функции у них в целом одинаковые.
В конституциях (уставах) субъекта РФ зачастую закрепляется поддержка семьи, материнства, отцовства, детства.
Органы законодательной власти осуществляют выработку нормативно-правовых актов в области поддержки молодых семей. В субъектах федерации действует немало законов и подзаконных актов, направленных на повышение государственной социальной помощи, поддержку семей, имеющих детей. В некоторых субъектах РФ действует кодифицированное законодательство. Органы исполнительной власти, непосредственно, осуществляют исполнение политики на уровне региона (рисунок 2).
Рисунок 2 – Система органов поддержки молодых семей на региональном уровне [32, с. 28]
Региональный орган социального обеспечения служит отраслевым органом исполнительной власти субъекта РФ в области социальной защиты малоимущих категорий граждан.
Региональный орган в области социальной политики выполняет следующие задачи[39, с. 129]:
- координация в сфере социальной защиты населения и мониторинг социально- экономического положения отдельных групп населения;
- создание наиболее рациональной сети органов и учреждений социальной защиты;
- медицинское и культурное обслуживание граждан;
- контроль за верным и единообразным применением законодательства, требований государственных стандартов.
На муниципальном уровне реализацией семейной политики занимается глава местной администрации, администрация – как орган исполнительно-распорядительной власти, а также различные консультативные органы.
Главной задачей муниципальной власти было и остается повышение качества жизни населения. Деятельность Главы и Администрации МО, городского Совета народных депутатов нацелена на достижение развития экономики и повышения уровня благосостояния местных жителей, на благоустройство муниципалитета, обеспечение бесперебойной работы системы учреждений социальной сферы и сферы жилищно-коммунального хозяйства. В целом, работа Администрации муниципального образования строится в пределах полномочий, определенных федеральным, региональным законодательством и Уставом МО [39, с. 131].
Если материальная поддержка семей, механизмы которой утверждаются на федеральном уровне (выплаты пособий, льготы, субсидии), ожидается в основном от государства, то состояние социальной инфраструктуры во многом определяется успешностью работы региональных и муниципальных властей, и помощь семьям напрямую связана с развитием социальной инфраструктуры и повышением качества услуг.
Механизмы реализации семейной политики на муниципальном уровне включают [39, c. 133].
– изучение общественного мнения;
– общественный контроль;
– взаимодействие с НКО;
– заключение договоров, соглашений.
Также социальная поддержка молодых семей на муниципальном уровне реализуется посредством подпрограмм и муниципальных программ.
Семьи, получающие ту или иную социальную поддержку, можно разделить на два вида: получающие по общим основаниям (например, в связи с рождением ребенка) и в связи с особыми условиями семейной жизнедеятельности (малообеспеченность, многодетность и др.). Косвенная государственная социальная поддержка молодых семей заключается в развитии инфраструктуры учреждений социального обслуживания и социального досуга, учреждений физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни, социально-психологического и правового консультирования, становлении системы информирования по вопросам социальной защиты и т. д.
Прямая государственная социальная поддержка молодых семей состоит в непосредственной помощи семье и носит материальный характер (денежные выплаты, льготы, натуральная помощь, социальное обслуживание).
На сегодняшний день государством предусмотрена реализация различных программ в рамках социального обеспечения молодых семей. Одной из них служит ФЦП «Жилище» (2015-2020 гг.). Так, в рамках программы в 2018 году 493 тыс. молодых семей улучшили свои жилищные -условия. В то же время около 376 тыс. молодых семей признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий[14].
Социальное обеспечение молодых семей включает в себя различные льготы и пособия. Правительственная поддержка многодетных семей – важный момент социальной политики РФ. Зачастую в силу неосведомленности многодетные семьи упускают шанс на подобную помощь.
Молодые семьи могут рассчитывать на следующие меры поддержки[14]:
- помощь при покупке или строительстве жилого помещения;
- материнский капитал за второго или одного из последующих детей;
- единовременные выплаты при рождении ребенка;
- ежемесячные пособия на детей до полутора лет;
- ежемесячные пособия на детей до трех лет;
- различные региональные выплаты на детей;
- пособия в повышенном размере для родителей-одиночек;
- льготы, субсидии, скидки, компенсации на оплату коммунальных услуг и совершение некоторых других платежей и покупок малообеспеченными семьями;
- помощь в натуральном виде студенческой семье, включая бесплатное посещение школьных учреждений их ребенком;
- бесплатные медикаменты ребенку до 3 лет (или до 15 лет, если лекарство входит в особый перечень);
- молочная кухня детям до 2 лет;
- льготы при уплате налогов;
- бесплатный проезд в общественном транспорте для ребенка младше 7 лет;
- бесплатное посещение театра, музея, выставки и других культурно-образовательных учреждений;
- различные меры поддержки многодетным семьям – чем больше детей, тем более существенные меры помощи полагаются родителям;
- пособия и льготы усыновителям.
Также в интересах молодых российских семей действуют различные социальные государственные программы субсидирования в целях улучшения жилищных условий. Потратить субсидию в рамках условий программ разрешается на[14]:
- приобретение жилых помещений на вторичном рынке жилья;
- строительство жилого дома своими силами;
- выплату задолженности по кредитам и займам, оформленным для покупки жилья (не разрешается погашать пени, штрафы, комиссии);
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (изм. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 21.10.1994г. – Режим доступа: Консультант плюс, в локальной сети вуза
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 188-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 22 дек 2004 г; одобрен Советом Федерации 24 дек 2004 г.- Режим доступа: Консультант плюс, в локальной сети вуза
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. от 31.07.1998 № 146-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 16.07.1998 г.; одобрен Советом Федерации 17.07.1998 г. – Режим доступа: Консультант плюс, в локальной сети вуза
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 02.12.2019)[Электронный ресурс]: принят Гос.Думой РФ 08 дек. 1995. – Режим доступа: Консультант плюс, в локальной сети вуза
6. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Текст]: федер. закон РФ от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 154. – С. 10654-10853.
7. Об основах обязательного социального страхования: [Текст]: федер. закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. – С. 7654-7833.
8. Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст]: федер. закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 65. – С. 7318-7538.
9. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: федер. закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 65. – С. 6288-6538.
10. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: федер. закон от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 82. – С. 6012-6254.
11. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст]: федер. закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 95. – С. 5318-5538.
12. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Текст]: федер. закон РФ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 83. – С. 4118-4538.
13. Об Основных направлениях государственной семейной политики [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 14.05.1996 № 712 (ред. от 05.10.2002). – Режим доступа: Гарант, в локальной сети вуза
14. Об утверждении ФЦП «Жилище» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 г № 466. – Режим доступа: Гарант, в локальной сети вуза
15. Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236. – Режим доступа: Гарант, в локальной сети вуза
16. О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 979. – Режим доступа: Гарант, в локальной сети вуза
17. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р. - Режим доступа: Гарант, в локальной сети вуза
18. Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 934н. - Консультант плюс, в локальной сети вуза
19. О Концепции государственной политики в отношении молодой семьи [Электронный ресурс]: Письмо Минобрнауки РФ от 08.05.2007 N АФ-163/06. – Режим доступа: Консультант плюс, в локальной сети вуза
20. Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1. - Режим доступа: Консультант плюс, в локальной сети вуза
21. О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области [Электронный ресурс]: закон Свердловской области от 20.11.2009 г. № 100-ОЗ. - Режим доступа: Электронный фонд правовой и локально-технической документации, свободный
22. Устав городского поселения Верхние Серги [Текст]: Принят Решением Думы городского поселения Верхние Серги от 7 декабря 2005 г. N 4. – Режим доступа: http://ikso.org/uploaded/tik/n_sergi/files/vsergi.pdf, свободный
23. Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории городского поселения Верхние Серги» на 2013 - 2015 гг.: администрация городского поселения Верхние Серги от 08.08.2012 № 167. – Режим доступа: http://www.vsergi.ru/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=208&Itemid=284, свободный
24. Антонов, А.И. Социальное обслуживание в РФ [Текст] /А.И. Антонов//Социальная работа. – 2016. - № 7. – С. 28-34.
25. Батлук, Ю.Л. Социальное обеспечение населения [Текст]/ Ю.Л. Балтук//Социальная работа. – 2016. - № 2. – С. 25-29.
26. Байгереев, С.А. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям [Текст]: учеб./под ред. С.А. Байгереева. - М.:Человек и труд, 2016. – 215 с.
27. Буянова, М.О. Социальное обслуживание молодых семей [Текст]: учеб./под ред. М.О. Буянова// Право. – М., 2015. - № 3. – С. 4-8.
28. Васильчиков, В.М. Правовое обеспечение социальной работы [Текст]: учеб./под ред. В.М. Васильчиков. - М.: Академия, 2015. - 336 с.
29. Долженкова, Г.Д. Право социального обеспечения [Текст]: конспект лекций/под ред. Г. Д. Долженковой. – М.: Юрайт-Издат, 2014. - 318 с.
30. Гонтмахер, Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. [Текст]: учеб./под ред. Е.Ш. Гонтмахер. - М.: Гелиос - АРВ, 2017. – 348 с.
31. Государственная политика и управление [Текст]: учебник / Л. В. Сморгунов. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 395 с.
32. Государственная политика в области социальной защиты [Текст]: учебник / Ю. Н. Туганов. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 286 с.
33. Зуйкова, Е.М. Молодая семья в России [Текст]/ Е.М. Зуйкова// Социология. – 2017. - № 17. – С. 52-54.
34. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия [Текст]: учебник для бакалавров / Е. Н. Клочкова, Т. Е. Платонова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 447 с.
35. Козлов, А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы [Текст] / А.А. Козлов// Энциклопедия социальной работы. 2016. - № 4. – С. 24-35.
36. Кузнецова, Е.М. Особенности социальной защиты молодых семей [Текст]: конспект лекций/ Е.М. Кузнецова, В. А. Филатов. - Омск. – 2015. – 312 с.
37. Марков, В.П. Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы [Текст]/В.П. Марков. - М.: «МарТ», 2015. - 455 с.
38. Медков, В.М. Социальное обслуживание в России[Текст]/ В.М. Медков//Социальная работа. – 2017. - № 6. – С. 36-39.
39. Михеев, В.А. Социальная политика государства [Текст]/В.А. Михеев. - М.:РАГС, 2015. – 201 с.
40. Платонова, Н. М. Социальная защита в современной России [Текст] /Н.М. Платонова// Электронная библиотека. -2014. - № 3. – С. 53-56.
41. Право социального обеспечения [Текст]: учебник / под ред. К.Н. Гусова. – М. : Инфра-М, 2017.- 360 с.
42. Севастьянова, А.П. Социальная защита малоимущих граждан [Текст]/А.П. Севастьянова. – М., 2016. – 322 с.
43. Соколова, В.Ю. Управление развитием системы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в регионе [Текст]/В.Ю. Соколова. – М., 2019. - 140 с.
44. Сысенко, В.А. Подходы к понятию «молодая семья» [Текст] / В.А. Сысенко// Социология. – 2018. - № 4. –С. 15-22.
45. Хасанов, Н.П. Виды социального обеспечения. Специфика [Текст] /Н.П. Хасанов. – С-Пб.:ЛИГА. – 2016. - 254 с.
46. Холостова, Е.А. Социальное обеспечение [Текст] /Е.А. Холостова//Вестник Московского университета. - 2017. - № 4. – С. 10-16.
47. Целуйко, В.М. Молодая семья в РФ: проблемы и перспективы [Текст] /В.М. Целуйко// Государственное и муниципальное управление. – 2016. - № 1. – С. 10-13.
48. Яков, В.В. Социальная политика государства [Текст]/В.В. Яков. – С-Пб.: Дело, 2018. – 122 с.
49. Социальное обслуживание населения. Термины и определения [Текст]: ГОСТ Р 52495-2005. – М.: Изд-во стандартов, 2005. – 35 с.
50. Администрация Верхние Серги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vsergi.ru/, свободный
51. ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/, свободный
52. Опыт регионов в поддержке молодых семей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/, свободный
53. Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/, свободный
54. Программа «Молодая семья». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://molodaja-semja.ru/regiony/v-gorode-ulyanovsk-i-ulyanovskoy-oblasti/(дата обращения: 12.04.2019)
55. Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный
56. Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Нижнесергинскому району [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://msp.midural.ru/deyatelnost/opeka-i-popechitelstvo/izveshcheniya-o-provedenii-otbora-organizaciy1/nijneserginskiy-rayon.html, свободный
57. Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Нижнесергинскому району [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://usp52.msp.midural.ru/, свободный