Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Капитал предприятия представляет собой основу создания и развития любой компании. В процессе деятельности предприятия капитал призван обеспечивать интересы всего персонала, его собственника, а также государственных структур. Каждая компания, которая занимается тем или иным видом деятельности, должна располагать определенным капиталом, представляющим собой денежные средства и ценности, необходимые для обеспечения всего хозяйственного комплекса.
В экономической литературе под структурой капитала понимается соотношение между заемным (привлеченный) и собственным капиталом организаций, которые необходимы для поддержания устойчивого развития. От оптимальности данного соотношения капитала зависит возможность реализации долгосрочной стратегии развития.
В практике многих российских предприятий отсутствует четкая рекомендация, как формировать лучшую структуру капитала. С одной стороны считается, что в среднем цена заемного капитала ниже, чем цена собственного капитала. Следовательно, повышение доли заемного капитала влияет на снижение средневзвешенной стоимости капитала. Однако на практике в данном случае можно обеспечить снижение стоимости компании, которая зависит от рыночной стоимости собственного капитала организаций. Также способность привлечения заемного капитала ограничена, а рост долгосрочных обязательств непосредственно приводит к тенденциям банкротства. К тому же существующие долговые обязательства существенно ограничивают управленческие функции относительно обращения с финансами компании. Поэтому структура капитала организации является сложным и непредсказуемым элементом финансовой составляющей предприятий, которая требует грамотного подхода.
Актуальность данной темы заключается в том, что каждое предприятие сегодня стремится оптимизировать структуру своего капитала, соизмеряя величину собственных и заемных средств. Необходимость в управлении структурой капитала обусловлена важность сохранить финансовую устойчивость компании и минимизировать риски банкротства. Также стоит отметить, что проблема выбора структуры капитала обуславливается ключевыми отличиями между собственными и заемными средствами, которая сохраняет свою актуальность в зависимости от отрасли, в которой действует компания. Поэтому необходимо формировать четкую политику управления структурой капитала.
Предметом работы выступает капитал организации.
Объект работы – оптимизация структуры капитала предприятия.
Целью работы выступает комплексный анализ теоретических основ и практических аспектов формирования оптимальной структуры капитала конкретного предприятия.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
дать понятие, виды и экономическую характеристику капитала предприятия,
описать структуру капитала предприятий ведущих отраслей экономики РФ и необходимость управления ею,
выявить основные этапы управления структурой капитала,
дать общую характеристику деятельности компании ГК «Лидер Групп»
проанализировать и оценить финансовое состояние предприятия,
проанализировать финансовую устойчивость ГК «Лидер Групп»
проанализировать и оценить эффективность структуры капитала ГК «Лидер Групп»
разработать мероприятия по обеспечению оптимальной структуры капитала предприятия,
привести экономическое обоснование предложенных мероприятий.
Работа состоит из трех основных частей. В первой главе рассматриваются теоретические основы и понятие капитала, основные этапы управления его структурой. Во второй части анализируется структура капитала на примере ГК «Лидер Групп» с целью выявления существующего финансового состояния компании. Третья часть посвящена разработке рекомендаций по совершенствованию структуры капитала ГК «Лидер Групп».
Для раскрытия темы были использованы учебные пособия и исследования современных авторов в области финансового анализа и экономики предприятия, управленческие и экономические порталы, финансовая отчетность ГК «Лидер Групп» и ресурсы Интернет.
Глава 1. Теоретические основы управления структурой капитала организации
1.1. Понятие, виды, экономическая характеристика капитала предприятия
С давних времен ученые спорят о том, что такое капитал. На данный момент не существует однозначного определения, которое бы могло дать четкое определение термину капитала. Одни придерживаются мнений, что капитал представляет собой запасы товаров и услуг предприятия. Другие, отвечая на вопросы о том, что такое капитал, утверждают, что он представляет собой совокупность производственных средств, активно использующихся в процессах изготовления продукции.
В любом случае капитал – это наличие ресурсов, с помощью которых предприниматели получают доходы. Часто они рассматривают капитал с стоимостной позиции, то есть, как сумму денежных средств, которая обеспечивает приобретение необходимого оборудования для запуска производственной деятельности. Важно понимать, что капитал – это те ресурсы, которые приносят собственникам прибыль.
Кроме того, каждый предприниматель должен понимать, что подразумевается под капиталом в бухгалтерском учете. Он выражается в стоимостном эквиваленте и рассчитывается как разницу сумм активов и пассивов баланса [20, c.32]. Капитал любого предприятия разделяется на два элемента (Рисунок 1.1):
основной;
оборотный.
Первая группа включает ресурсы, участвующие в производственных процессах больше года, постепенно перенося свою стоимость на себестоимость товаров, что входит также в рыночные цены. Основной капитал не изменяет своей материальной формы, а в финансовой отчетности отмечается в графе основных средств. Примером таких ресурсов могут быть сооружение, транспорт, оборудование, здания, инвентарь.
Рисунок 1.1. Понятие и виды капитала предприятия [17, c.51]
Основной капитал организаций является частью базового капитала, который многократно и полностью участвует в процессах воспроизводства товаров. К нему можно отнести часть денежного потока, которая была связана с строительством сооружений, зданий, приобретением машин, инструментов и оборудования [15, c.63]. После того как товары реализованы, основной капитал возвращается предпринимателям по частям.
Структура основного капитала представлена на Рисунке 1.2. Она может меняться в зависимости от сферы деятельности предприятий, их политики, стратегической цели и тактической задачи.
Рисунок 1.2. Понятие основного капитала [17, c.60]
В состав основного капитала входят [4, c.102-104]:
1. Основные средства, часть имущества предприятия, которая применяется как средства труда в процессах производства продукции, исполнения работы или оказания услуги. Данный денежный поток может быть использован для управления компанией в течение определенного периода времени более двенадцати месяцев. В состав основных средств входят также земельные участки, которые находятся в собственности данных организаций. Речь идет о денежной оценке основных фондов, имеющих длительные периоды службы.
2. Незавершенные инвестиции с длительным сроком включают в себя затраты формирования и увеличения их размера. Помимо этого, к ним относят вложения, нацеленные на покупку внеоборотных активов, не предназначенных для продаж.
3. Долгосрочные инвестиции в ценные бумаги, облигации, а также в уставный капитал других организаций.
4. Нематериальные активы, к которым относят авторские права на результаты интеллектуальной деятельности. В их состав учитываются также деловая репутация компаний и система организационных расходов (например, на образование юридического лица, оформление уставного капитала).
Основной капитал формируется в соответствии со спецификой деятельности компании, ее политикой и целью. Однако в ситуации современного рынка предприятию необходима корректировка данных процессов.
Под оборотным капиталом понимают ту группу производственных средств, которая участвует в процессах изготовления новых товаров в течение одного цикла, изменяя при этом свою материально-вещественную форму [2, c.93].
Стоимость данного ресурса полностью включается в цены готовой продукции. В оборотный капитал входят полуфабрикаты, сырье и материалы, денежные средства и прочее (Рис.1.3).
Рисунок 1.3. Структура оборотного капитала компании [2, c.94]
Оборотный капитал – это оборотные средства, которые компания потребляет для реализации собственной производственной деятельности. Они различаются тем, что полностью потребляются предприятиями за один промежуток производственного цикла.
Таким образом, отвечая на вопросы о том, что такое капитал предприятий, говорится, что это средства, являющиеся собственностью предпринимателей.
Собственный капитал, в свою очередь, условно разделяется на уставный и резервный капитал. Уставный капитал формируется в момент образования компании в качестве юридического лица. Термин «складочный» объясняет то, что он может состоять из отдельных взносов участников.
Согласно действующему законодательству, каждое предприятие в процессах своей деятельности создает резервный фонд. В нем формируются средства, которые предназначены для покрытия возможных потерь при наступлении неблагоприятных ситуаций.
Резервный капитал дает уверенность руководителям фирм в том, что производство будет эффективно работать даже в случае непредвиденных ситуаций [16, c.82]. Данный фонд служит гарантией, поэтому его формирование является важным процессом организации.
Таким образом, капитал связан с источниками корпоративных средств (пассивами баланса), которые приносят предприятиям доходы. Эти источники являются инструментами обеспечения благосостояния предприятия.
Перед определением средневзвешенной стоимости капитала осуществляется определение долгосрочного источника поступления финансовых средств, формирование стоимости привлечения источника и его рыночной стоимости. К основным источникам долгосрочного финансирования относятся облигации, кредиты, привилегированные и обыкновенные акции.
Стоимость указанных источников составляется, исходя из дивидендов, выплачивающихся по акциям, а также в соответствии с процентом по кредитам. Проценты отражаются в отчетах о финансовых результатах и включаются в себестоимость продукции. Благодаря этому кредиты, как правило, обходятся дешевле, чем привлечение денежных средств через выпуск акций.
Долю каждого источника поступления денежных средств в общем объеме всех привлеченных средств предприятия определяют в соответствии со стоимостью размещения и выпуска акций. Таким образом, на средневзвешенную стоимость корпоративных средств компании оказывает воздействие доля каждого источника финансирования.
Таким образом, капитал предприятия отражает основные источники корпоративных средств (пассивов баланса), приносящих предприятию доходы. Эти источники являются инструментами обеспечения благосостояния предприятий.
1.2. Структура капитала предприятий ведущих отраслей экономики РФ и необходимость управления ею
В экономической литературе под структурой капитала принято понимать соотношение между заемным (привлеченный) и собственным капиталом организаций, которое необходимо для обеспечения ее устойчивого развития [20, c.447].
От оптимальности данного соотношения капитала зависит в целом реализация долгосрочных стратегий развития организаций.
В составе структура капитала организаций включается заемный и собственный капитал.
Собственный капитал включает в себя активы организаций, использующиеся для создания части имущества и принадлежащие компании на правах собственности. Структура собственного включает в себя следующие элементы (Рис.1.4):
Рисунок 1.4. Структура собственного капитала предприятия [34, c.102]
- добавочный капитал;
- резервный капитал (часть собственного капитала предприятия, которая исходит из получаемой прибыли с целью погашения потенциального убытка);
- нераспределенная прибыль (основное средство накопления активов организаций; образуется из валовой прибыли после выплаты установленных налогов на прибыль, а также после отчислений из размера прибыли на иные нужды);
- фонды специального назначения (часть чистой прибыли, которая организацией направляется на производственное развитие);
- прочие резервы (резервы, необходимые для предстоящих крупных расходов, включающихся в себестоимость продукции).
Заемный капитал организаций представляет собой привлеченные денежные средства или иные имущественные ценности на основе их возврата, которые необходимы компании для финансирования своего развития. Как правило, к ним относятся долгосрочный банковский кредит, а также займ по облигациям (Рис.1.5).
Рисунок 1.5. Структура заемного капитала [34, c.96]
Рассмотрим теперь особенности формирования структуры капитала российских предприятий из различных отраслей хозяйства.
Преимущества и издержки привлечения того или иного источника финансирования в свою очередь зависят от характеристик самой компании, которые во многом определяются ее отраслевой принадлежностью. Еще в 1980-е гг. М. Бредли, Г. Джаррелл, И. Хан Ким выявили существенные различия в структуре капитала компаний в 25 различных отраслях на основе проведенного исследования по выборке из 851 американских компаний за 20-летний период − с 1962 г. по 1981 г. [9, .158].
В частности, отношение долга к стоимости компаний в:
• фармацевтической отрасли составило только 9,1%;
• пищевой отрасли – 20,56%;
• текстильной отрасли – 32,57%;
• авиационной отрасли – 58,25%.
Исследования, проводившиеся на российском рынке, также подтверждают отраслевые различия в практике формирования структуры капитала компаний. В частности, И.В. Березинец, А.В. Розмачев, Д.Л. Волков в опубликованном в 2010 г. исследовании приходят к выводу о неоднородном соотношении между заемным и собственным капиталом по отраслям российской экономики. Данное соотношение по итогам работы авторов получилось следующим [12, c.186]:
• добыча полезных ископаемых – 0,68;
•производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 0,46;
•транспорт и связь – 0,61;
•оптовая и розничная торговля – 0,5;
•обрабатывающие производства – 1,55.
Основоположниками строго научной теории структуры капитала были Ф. Модильяни и М. Миллер, опубликовавшие в 1958 г. свою работу «Издержки по привлечению капитала, корпоративные финансы и теория инвестирования», в которой они изложили свой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2017. – 236 с.
2. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2017. – 562 с.
3. Балахнев Ю.Н. Модель экспресс-анализа кредитоспособности организации // Аудит и финансовый анализ. - 2016.- № 1. –С.32-43
4. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент: учеб. / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2016. - 240 с.
5. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций // Общество: политика, экономика, право. - 2015. - № 1. - С. 44-50.
6. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 624 с.
7. Бригхэм Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента / Ю.Ф. Бригхэм. – М.: Инфра-М, 2016. - 411 с.
8. Бусов В.И. Управленческие решения. Базовый курс. – М.: Юрайт, 2015. – 256 с.
9. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. Перевод с англ. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 472 с.
10. Гладков И.С. Менеджмент. Учеб. пособие. 3-е изд. – М.: Проспект, 2016. – 214 с.
11. Дафт Ричард Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.
12. Задорожная А.Н. Финансы организации (предприятия): учебное пособие. М.: МИЭМП, 2019. – 200 с.
13. Кандрашина Е.А. Финансовый менеджмент. Учебник / Е.А. Кандрашина. - М.: «Дашков и К», 2018. – 219 с.
14. Карпов А.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия – М.: Центр, 2017. – 285 с.
15. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Юрайт, 2016. – 384 с.
16. Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В. Менеджмент. Учебник. – М.: Академия, 2016. – 208 с.
17. Кокин А.С. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / А.С. Кокин, В.Н. Ясенев. - М.: Юнити-Дана, 2017. – 510 с.
18. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.Л., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2015. – 224 с.
19. Песоцкая Е.В., Русецкая О.В., Трофимова Л.А. Менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. Учебник. 2-е изд. – М.: Юрайт, 2016. – 656 с.
20. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2016. - 1012 с.
21. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2018. – 536 с.
22. Экономика предприятия / под ред. Е.Н. Клочковой. – М.: Юрайт, 2016. – 448 с.
23. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2016. — 272 с.
24. Бушуев П. Управленческая отчетность в группе компаний: достоверная и оперативная // Финансовый директор. - № 2. - 2015. – С.121.
25. Гареев A.Р. Повышение эффективности процедур финансового оздоровления российских предприятий // Эффективное антикризисное управление. - № 2 (77). - 2015. - С. 80-85.
26. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2017. – 386 с.
27. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие, 2016. – 546 с.
28. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2016. – 332 с.
29. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 266 с.
30. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
31. Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 419 с.
32. Учитель Ю. Г. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 275 с.
33. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И. Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2017. – 350 с.
34. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Т.У. Турманидзе . - М.: РДЛ, 2017. - 159 с.
35. Фомичева Л.П. Антикризисные меры: управление кредиторской задолженностью // Финансовый менеджмент. - № 1. – 2015. – С.33.
36. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа/ А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 574с.
37. Шестакова Е.В. Как провести экспресс-диагностику финансового состояния компании // Финансовый менеджмент. - № 4. - 2018. – С.87.
38. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Инфра-М, 2017. – 504 с.
39. Экономический портал. Доступ через http://institutiones.com/
40. Международный Институт Бизнес – Анализа. Доступ через http://www.iiba.org/
41. Управление предприятием Доступ через http://consulting.1c.ru
42. Административно – управленческий портал. Доступ через http://www.aup.ru/
43. Сообщество HR менеджеров. Доступ через http://hr-portal.ru/
44. Финансовый портал. Доступ через http://www.finman.ru
45. АО НПФ «Алмазная осень». Доступ через http://npfao.ru/
46. Коэффициенты и анализ платежеспособности. Доступ через http://www.audit-it.ru
47. Расчет финансовых показателей. Доступ через http://finance0.ru/
48. Анализ коэффициентов ликвидности. Доступ через http://economuch.com
49. Журнал «Финансовый директор». Доступ через http://fd.ru/
50. Финансы и кредит. Доступ через http://www.fin-izdat.ru