Фрагмент для ознакомления
2
последующие движения в комбинацию «нанизываются» таким же образом. Готовую комбинацию отрабатывают целиком, многократно выполняя ее под музыку. Если обучающимся необходимо проработать комбинацию, ее отрабатывают по частям.
Особое значение в занятиях аэробикой приобретает музыкальное сопровождение. Оно повышает эмоциональность занятия, способствует эстетическому воспитанию занимающихся, обеспечивает большую действенность упражнений; освобождает от подсчета преподавателя во время проведения занятий.
В оздоровительной аэробике музыкальное сопровождение приобретает главную роль, что обусловливает особые требования к музыкальной подготовке преподавателя. Но, безусловно, музыкальное сопровождение также облегчает работу преподавателя, который получает возможность направлять свою энергию на контроль обучения и безопасности занимающихся. Можно использовать как методический прием в обучении музыкальное сопровождение с ярко выраженными ритмическими акцентами. Движение необходимо разложить по музыкальным акцентам, что повысит эффективность всего процесса обучения.
Отдельно нужно обратить внимание на формы организации занимающихся на уроке. Как правило, для занятий применяют фронтальный способ проведения занятия. Реже используют построение в круг или квадрат. На семинарах часто для активизации их внимания применяют сквозные подходы двух групп занимающихся.
Урок оздоровительной аэробики имеет следующую структуру: подготовительную часть, аэробную часть, расслабление, партерные упражнения, заключительную часть. Длительность его частей при средней длительности занятия в 60 минут будет следующая: подготовительная – 10 минут, аэробная часть – 25 минут, расслабление – 3 минуты, партерная часть – 15 минут, заключительная часть – 7 мин.
В начальной части занятия рекомендуется выполнение упражнений низкой ударности, низкой интенсивности (марш на месте, полуприседания, приставные шаги, «виноградная лоза»), а также стретчинг, который обладает небольшой амплитудой движений. В аэробную часть занятия включаются низкоударные упражнения, низкой и высокой интенсивности и высокоударные (с большой амплитудой движений) (подскоки, подъем коленей, бег, прыжки). После этой части выполняются низкоударные танцевальные упражнения низкой интенсивности.
В партерную часть включают упражнения, направленные на развитие силы мышц груди, рук, спины, брюшного пресса и ног. В заключительной части выполняются танцевальные низкоударные упражнениям низкой интенсивности.
Аэробную часть занятия в классической аэробике формируют на основе так называемых разнообразных «базовых» шагов и прыжков. В настоящее время имеются классификации этих двигательных действий, которые включают их обычное перечисление. В лучшем случае их указывают в блоке «низкоударных» или «высокоударных» упражнений.
Упражнениями аэробного воздействия образуется так называемая аэробная часть занятия, они несут функциональную основную нагрузку на кардио-респираторную систему. Они представлены основными базовыми шагами различной степени интенсивности, при этом также вносят существенный вклад выполняемые движения руками в степень физической нагрузки на организм.
Базовыми шагами с движениями руками как в базовой аэробике, так и в степ-аэробике, представлена значительная часть аэробной части занятия,они входят также в слайд-занятия и другие виды оздоровительной аэробики. Изменяется техника выполнения движений в зависимости от использования технических средств (слайд-покрытие, степ-платформы, обувь), меняется характер выполнения и хореография, но остается структура этих упражнений.
Упражнения на силу представлены различными упражнениями силового характера, большинство из которых выполняют в партере. Исходными положениями и техникой выполнения эти упражнения оставляются таким образом, чтобы они могли оказывать на различные группы мышц избирательное воздействие. Режим работы подбирают в зависимости от задач.
Упражнения на гибкость представлены так называемым стретчингом, то есть упражнениями на растягивание. Существуют пять основных видов стретчинга: баллистический стретчинг, статический стретчинг, статический с посторонней помощью, динамический стретчинг, проприоцептивный стретчинг. В занятиях аэробикой стретчинг применяется в процессе разминки, при проведении партерной части занятия, а также в заключении. Использование в разминке упражнений на растягивание дает возможность эффективной подготовки тех групп мышц, которые в наибольшей степени будут вовлекаться в работу. В партерной части занятия используются упражнения стретчинга в целях повышения гибкости мышц, связок и суставов. С этой целью их применяют по специальной методике, включающей определенное количество повторений упражнений, время удержания максимальной амплитуды упражнения, методику их чередования.
В основной части занятия оздоровительной аэробикой обычно выполняются:
1 группа. Шаги спортивно-гимнастического стиля.
2 группа. Движения ногами.
3 группа. Подскоки, бег, прыжки.
4 группа. Повороты.
При этом двигательные действия первой и второй групп относятся к блоку так называемой «низкой и средней ударности», а третьей и четвертой – к блоку «высокой ударности».
Анализ биомеханической структуры двигательных действий в оздоровительной аэробике, включенных в аэробную часть занятия и их внешняя форма дает возможность выделения нескольких групп движений. Все двигательные действия при этом делят на две категории по признаку так называемой «ударности»: упражнения низкой ударности и упражнения высокой ударности. При этом в свою очередь, упражнения низкой ударности, делят на две группы: с низкой и высокой интенсивностью.
Упражнения низкой ударности и низкой интенсивности включают в себя шаги, приставные шаги, шаги танцевального стиля, а также пружинистые различные движениями ногами. В раздел упражнений низкой ударности и высокой интенсивности вошли амплитудные движения ногами. Упражнения высокой ударности представлены беговыми и прыжковыми упражнениями. Если активно включать упражнения четвертой группы (повороты) и изменения направления перемещений, можно получить значительно более разнообразные упражнения.
Партерная часть занятия включает в себя упражнений силовой направленности. Здесь можно также применять упражнения на развитие гибкости (стретчинг) тех мышц, которые были интенсивно задействованы в силовой тренировке. Преимущество отдают «проблемным» зонам тела (бедра, живот, ягодицы), хотя в силовой тренировке значительно нагружены все мышцы тела. Если говорить о внешней структуре движений, следует отметить, что исходное положение подбирают таким образом, чтобы была возможность обеспечения изолированной, по возможности, работы необходимой группы мышц.
Стретчинг представляет собой составной элемент силовой тренировки, способствует увеличению амплитуды движений в суставах, ускорению восстановления организма после интенсивной физической нагрузки, предупреждению травм. Как правило, упражнения стретчинга используют для проведения разминки и в заключительной части занятия. При выполнении упражнений исходные положения подбирают таким образом, чтобы можно было достичь максимального растягивания тех мышечных групп, которые были максимально нагружены в процессе силовой тренировки.
Таким образом, в процессе занятий физическими упражнениями следует учитывать, что организм девушек 14-16 лет испытывает существенные гормональные перестройки. Подбор средств, способствующих развитию физических качеств девушек, должен предусматривать их гармоническое развитие. Правильное применение упражнений способствует улучшению общей физической подготовки, успешному развитию физических качеств.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ПО АЭРОБИКЕ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕВУШЕК 14-16 ЛЕТ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель: изучить возможность использования средств аэробики на внеурочных занятиях для развития физических качеств девушек 14-16 лет.
Задачи:
1. Изучить литературные источники по проблеме развития физических качеств девушек 14-16 лет на внеурочных занятиях средствами аэробики.
2. Рассмотреть специфику организации занятий аэробикой и их влияние на развитие физических качеств.
3. Проанализировать программу физкультурно-спортивной направленности «Аэробика» Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра «Звездочка» г. Томска..
4. Разработать рекомендации по совершенствованию и дополнению программы, внедрению в нее комплексов упражнений, позволяющих целенаправленно работать над развитием физических качеств у школьниц 14-16 лет.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
− Теоретический анализ и обобщение данных литературных источников по вопросу исследования для изучения: аэробики как вида физкультурно-оздоровительных занятий; понятия о физических качествах и методике их развития; анатомо-физиологических особенностей организма девушек 14-16 лет; специфики организации занятий аэробикой.
− Анализ документов - для этого была использована дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Аэробика» Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра «Звездочка» г. Томска.
− Разработка проекта педагогического эксперимента на основе комплексов упражнений с элементами аэробики, направленных на развитие физических качеств у девушек 14-16 лет.
На первом этапе исследования проводился анализ специальной литературы по изучаемому вопросу. Анализ литературы позволилнам обобщить накопленный в исследованиях опыт по интересующей проблеме.
Второй этап заключался в изучении программы дополнительного образования по аэробике Детско-юношеского центра «Звездочка» г. Томска (2019 год), определении ее достоинств и недостатков.
Следующий этап заключался в анализе полученных данных и на их основе разработке дополнений и изменений в предложенную программу, в разработке экспериментальных комплексов упражнений на основе аэробики, рекомендаций по их внедрению в систему внеурочных занятий, способов контроля за результативностью их использования.
На последнем этапе были сформулированы выводы по проделанной работе.
2.2. Анализ программы «Аэробика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Аэробика» рассчитана на детей в возрасте 7-16 лет. Срок реализации программы – 5 лет.
Целью данной программы является совершенствование физического развития учащихся; мотивация к здоровому образу жизни посредством освоения разных видов аэробики, умению снимать утомление, которое вызывается учебной деятельностью.
Программа «Аэробика» является разноуровневой и включает в себя:
- стартовый уровень – 1 год обучения. На стартовом уровне предполагается освоение элементарных двигательных навыков, упражнений классической аэробики;
- базовый уровень – 2-4 год обучения. Этот уровень предусматривает знание и выполнение более сложных упражнений базовой аэробики под соответствующую музыку, знание терминологии, выполнение специальных упражнений из разных видов аэробики, в том числе, танцевальной;
- продвинутый уровень – 5 год обучения. На этом уровне учащиеся знают и выполняют сложные движения танцевальной аэробики и силовой части, умеют самостоятельно составлять связки и могут разучить их с группой занимающихся, могут проводить разминку.
Дополнительная общеразвивающая программа «Аэробика» не только дает возможность учащимся компенсировать недостаток двигательной активности. Выполнение сложных аэробных упражнений осуществляется на основании учета физических способностей каждого учащегося. Такой педагогический подход исключает отбор «неперспективных» детей, как это делается в спортивных школах.
Реализация программы «Аэробика» в условиях дополнительного образования позволяет учащимся продемонстрировать результаты своей деятельности в виде концертных номеров физкультурно-спортивного и танцевально-спортивного характера на сцене. Это позволяет учащимся реализовать свои умения и навыки в ходе концертной деятельности.
В ходе реализации программы используются элементы разных направлений аэробики (базовой, степ-аэробики, танцевальных направлений и силового тренинга). Режим занятий предусматривает 2-3 занятия в неделю по 90 минут с группой в 10 - 15 учащихся.
Для учащихся 14-16 лет программа включает в себя:
1. Общую физическую подготовку – упражнения на развитие мышц брюшного пресса, спины, упражнения на развитие мышц верхних и нижних конечностей с эспандерами.
2. Элементы аэробики – базовую, степ-аэробику, интервальный тренинг, танцевальную аэробику, пилатес
3. Специальную подготовку – хореографическую, методы проведения и составление упражнений разминки и связок, концертно-постановочную работу.
Программа также предлагает способы проверки результатов ее освоения в виде промежуточной аттестации по полугодиям в виде концертного выступления с оценкой техники и артистизма в баллах, итоговой аттестации в форме экзамена.
К недостаткам программы можно отнести неполно представленный раздел танцевальной аэробики, в котором мало времени уделяется классическому танцу, джазовому направлению, отсутствует изучение элементов таких танцев как вальс, фокстрот.
2.3. Комплексы экспериментальных упражнений на основе аэробики для внеурочных занятий с девушками 14-16 лет
Изучив программу дополнительного образования по направлению «Аэробика», мы разработали систему дополнений и изменений, которые предлагаем внести с целью применения данной программы в общеобразовательной школе на внеурочных занятиях с девушками 14-16 лет.
Введение дополнительных занятий на основе классической хореографии обусловлено тем, что классический танец способствует формированию идеальной осанки, исправляет некоторые искривления позвоночника в результате правильной растяжки и работы над мышечным корсетом, формированию гибкости, пластичности, танцевальности. Занятия классическим танцем способствуют развитию координации, выразительности, артистизма, умению непосредственно выражать идеи и чувства через движения и пластику, вырабатывают силу и выносливость.
Занятия классическим танцем во многом влияют на мировоззрение и внутреннее состояние. Благодаря правильной нагрузке фигура становится стройнее, а в движениях появляется легкость и благородство.
Изучение элементов вальса способствует формированию чувства ритма, координации движений, формирует осанку.
Комплекс упражнений на основе классической хореографии
Подготовительная часть (по кругу) – 15 мин.
1. Ходьба: на полной стопе, на пятках, на носках, перекаты с пятки на носок, пружинный шаг, в полуприседе, скрестный шаг, и т. д. Шаги выполняются с добавлением несложных движений руками, движений головы, плеч или корпуса.
2. Подскоки:
− с одной ноги на другую;
− с подъемом колена;
− с выведением ноги вперед, в сторону, назад;
− на двух ногах (врозь-вместе, в различные позиции ног, и т. д.) в сочетании с движениями рук.
3. Приставные шаги:
вперед с правой и с левой;
то же самое на подскоках («полька»).
вправо-влево;
то же на подскоках («галоп»).
4. Бег:
на носках, со сменой ног впереди, сзади;
с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад;
правым боком, левым, спиной вперед, и т. д.
6. Ходьба с упражнениями на дыхание и растягивание:
плавные движения руками вверх, вниз;
с небольшими наклонами в стороны, вперед;
с поворотами корпуса, и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФГОС. Физическая культура планирования работы по освоению образовательной области / Е. А. Мартынова, М. А. Давыдова, Н. Р. Кислюк и др. - Издательство: Учитель, 2013. - 302 с.
2. Аллахвердиев Мубариз Касум Оглы, Кесеменли Афгана КамранКызы Характеристика мышечной составляющей тела девушек разной конституции / Аллахвердиев Мубариз Касум Оглы, Кесеменли Афгана КамранКызы //Журнал анатомии и гистопатологии. - 2017. - №3. - С.29-32.
3. Аникиенко, Ж.Г. Особенности влияния средств фитнеса на физическую подготовленность, физическое развитие и функциональное состояние девушек [Электронный ресурс] / Ж.Г. Аникиенко // Ученые записки университета Лесгафта. - 2012. - №10 (92). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vliyaniya-sredstv-fitnesa-na-fizicheskuyu-podgotovlennost-fizicheskoe-razvitie-i-funktsionalnoe-sostoyanie-devushek.
4. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учебное пособие для студентов вузов физ. Культуры / под ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. М.: СпортАкадемПресс, 2002.
5. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник [Текст] / Под ред. И.С. Барчукова. - М.: КноРус, 2018. - 288 c.
6. Бобровская О. В., Арсентьева А. В., Воробьева Е. В. Методика повышения физической подготовки юных гимнасток, занимающихся спортивной аэробикой // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности : сб. статей междунар. науч.-практ. конф. 2017.
7. Борилкевич, В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» [Текст] / В.Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 2. — С. 45–46.
8. Борисова, В.В. Фитнес-технологии - новый раздел в школьном физическом воспитании [Текст] / В.В. Борисова, О.П. Панфилов, Т.А. Шестакова // Физическая культура в школе. - 2013. - № 4. - С. 39-44.
9. Грабовская Т. А. Физическая культура в жизни женщин: учебное пособие / Т. А. Грабовская. - Витебск : ВГУ им. П. Машерова, 2017. - 59 с.
10. Грудина, С.В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников [Текст] / С.В. Грудина // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. – СПб. : Реноме, 2012. – С. 70-72.
11. Гущина, Н.В. Особенности физического воспитания девушек 15-17 лет [Электронный ресурс] / Н.В. Гущина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - №4 (17). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-fizicheskogo-vospitaniya-devushek-15-17-let.
12. Данилова, Н.В. Физическое воспитание девушек [Электронный ресурс] / Н.В. Данилова // Достижения науки и образования. - 2018. - №7 (29). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-vospitanie-devushek - 04.10.2019.
13. Жалбэ, М.Г. Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников [Электронный ресурс] / М.Г. Жалбэ // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1029-1031. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/103/23803/
14. Журавлёва, И.А. Фитнес в системе физического воспитания студенток. [Электронный ресурс] / И.А. Журавлева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 4 (58). – Режим доступа: https://research-journal.org/pedagogy/fitnes-v-sisteme-fizicheskogo-vospitaniya-studentok/
15. Занова, В.О. Программа физического воспитания старшеклассниц на основе средств фитнеса [Текст] / В.О. Занова, Н.И. Романенко // Электронный журнал «Бюллетень науки и практики». – 2016. – № 11 (12). – С. 316-320.
16. Заяц, Л.С. Использование фитнесс-технологий в старшем подростковом возрасте как средства мотивации к систематическим занятиям физической культурой [Электронный ресурс] / Л.С. Заяц, Т.А. Масленникова // Старт в науке. – 2016. – № 1. – С. 86-87. – Режим доступа: http://science-start.ru/ru/article
17. Карпенко Л. А. Основы спортивной подготовки спортивной аэробике: учеб. Пособие / Л. А. Карпенко. – Санкт-Петербург : СПбГАФК, 2015
18. Коричко Ю.В., Зимина И.В. Специфика терминов спортивной аэробики // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры и НВГУ: материалы V Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. В.Б. Иванов, А.Ф. Васикова. Нижневартовск, 2016.
19. Красникова, О.С. Современные проблемы организации физического воспитания школьников [Текст] / О.С. Красникова, Л.Г. Пащенко, А.В. Коричко, А.Ю. Пащенко, Л.Н. Полушкина // Теория и практика физической культуры. — 2014. — № 12. — С. 38–40.
20. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. М.: Терра-Спорт: Олимпия Пресс, 2001.
21. Куценко, И.П. Оздоровительная аэробика для девушек 10–11 классов [Текст]: программа (вариативная часть) и методические рекомендации / И. П. Куценко, Г. Я. Соколов, Н. В. Васильева. — Омск: ООИПКРО, 2009. — 58 с.
22. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия и физиология [Текст]: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2017. - 272 c.
23. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2010. – 56 с.
24. Макеева, В.С. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Макеева. - Орел: МОО «МАбив», 2014. – 189 с.
25. Мартынов А. А. Физическая подготовка спортсменок занимающихся спортивной аэробикой на начальном этапе многолетней тренировки // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2013. Вып. № 7 (101). С. 88.
26. Махова, Н.С. Оздоровительный фитнес в системе физического воспитания девушек среднего и старшего школьного возраста [Текст] / Н.С. Махова, В.В. Стешенко // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». – 2018. - №4. – С. 139 – 143.
27. Менхин Ю. В. Физическая подготовка в акробатике / Ю. В. Менхин. – М: Физкультура и спорт, 2015.
28. Панфилов, О.П. Физическая культура: современные оздоровительно-развивающие фитнес-технологии [Текст] / О.П. Панфилов [и др.]. – Тула: Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2014. – 227 с.
29. Пащенко, Л. Г. Использование дополнительных аэробных нагрузок на уроках физической культуры. - Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.– Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2014. — С. 206–210.
30. Публичук, Ю.В. Влияние занятий системой упражнений оздоровительной направленности B. E. S. T. Fit на состояние здоровья девушек старших классов [Электронный ресурс] / Ю.В. Публичук // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 98-100. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/77/13391/
31. Пустозеров, А.И. Физиологические аспекты оздоровительной аэробики [Текст]: учеб. – метод. издание для студентов специализации 032101.65 «Физическая культура и спорт» / А. И. Пустозеров, В. К. Миловидов. – Челябинск: Уральская Академия, 2012. – 184 с.
32. Пшеничникова Г.Н., Коричко Ю.В. Аэробика в школе: учебное пособие. Омск: СибГУФК, 2009.
33. Романенко, Н.И. Методика физического воспитания старшеклассниц с использованием средств оздоровительной физической культуры [Текст] / Н.И. Романенко // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 3. – № 10. – С. 188-190.
34. Садовая, С.С. Методические особенности использования оздоровительной аэробики в физическом воспитании девушек старших классов [Электронный ресурс] // Ученые записки университета Лесгафта. - 2018. - №1 (155).
35. Сайкина, Е.Г. Стратегическая роль фитнеса в модернизации физкультурного образования школьников [Текст]: Монография / Е.Г.Сайкина. // Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. - 2017. –297с.
36. Снигирева, А.К. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на состояние здоровья и развития основных физических качеств у девушек среднего школьного возраста [Электронный ресурс] / А.К. Снигирева // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016025757
37. Стойчева, С.С. Система упражнений B. E. S. T. Fit как новое содержание занятий физической культурой в вузе [Текст] / С.С. Стойчева, А.Г. Поливаев // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 174–176.
38. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути ее формирования : учеб. Пособие / И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е. Н. Медведева, Р. Н. Терехина. – Москва : Человек, 2014.
39. Тихомирова, И.А. Анатомия и возрастная физиология [Текст]: Учебник / И.А. Тихомирова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 224 c.
40. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: Учебник / Н.И. Федюкович.- Рн/Д: Феникс, 2013. – 510 с.
41. Филимонова, О.С. Современные физкультурно-оздоровительные технологии [Текст]: учебно-методическое пособие / О.С. Филимонова, Н.И. Романенко. – Краснодар : [б.и.], 2017. – 108 с.
42. Шанина Т.Г. Особенности функционального со- стояния вегетативной нервной системы старших школьников / Т.Г.Шанина, О.М. Филькина, Е.А. Воробьева // Здоровье ребенка. 2011. № 3. С. 34–37
43. Шестакова, Т.А. Эффективность применения фитнес-игротренинга в двигательной подготовке младших школьников [Текст] / Т.А. Шестакова, В.В. Борисова, О.П. Панфилов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - Вып. 2. - Тула: Изд-во ТулГУ, - 2016. - С.76-82