Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В последние несколько десятков лет в Российской Федерации проходит процесс поэтапной административной реформы во всех без исключения органах власти, в том числе и в судебной системе.
Для управления современной структурой обозначены главные критерии, возможности открытости для общественности, вопросы эффективности и качественного управления, различные современные методы системного похода в разрешении проблем обратившихся граждан и организаций, внедрение новейших информационных технологий.
В русле указанного выше указанного реформирования не обошли стороной и вопросы в совершенствовании ведения судебного делопроизводства.
2
Судебное делопроизводство прошло длительный путь исторического развития. Зародившись с появлением государства, к XVIII в. оно приобрело все главные черты, которые существуют на данный момент время.
Объект данного исследования – общественные отношения, связанные с историей становления и развития судебного делопроизводства
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регламентирующие историю становления и развития судебного делопроизводства, научные публикации и монографии по теме исследования.
Цель работы – нормативно-правовой анализ комплекса научно-обоснованных выводов в отношении истории становления и развития судебного делопроизводства, внести предложения в действующее законодательство по развитию судебного делопроизводства.
1. Зарождение судебного делопроизводства в России
1.1. Система коллежского делопроизводства
По словам Д.И. Мейера, в каждой науке есть своя историческая сторона, современные юридические воззрения суть только результат всей предшествовавшей юридической жизни .
Действительно, для того чтобы в полной мере изучить современное состояние того или иного юридического института, необходимо рассмотреть динамику его развития.
Л.А. Латышевой предложена 3-х этапная периодизация развития судебного делопроизводства в России.
1- период – до революционных событий 1917 года;
2- период – советский, или этап «судебного управления», или организационного руководства судами, период обозначен с 1917 года по 1998 годы;
3- период после начала фактической реализации судебной реформы (постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 «О концепции судебной реформы в РСФСР» и образования системы судебного департамента (Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» по настоящее время (на 1 декабря 2019 г) .
1.2.Система министерского делопроизводства
В XIX веке вышел документ, который носил название «Общее учреждение министерств», благодаря которому:
- вводилось единообразие в документооборот министерств;
-«сношения» (переписка) министерств с другими учреждениями составлялось в форме краткой записи;
- появился документ с угловым расположением реквизитов;
- появились сборники образцов создания документов – письмовники .
3
В России до известных событий 1917 года ставились масштабно задачи по проведению либеральных реформ. В основном эти задачи направлялись на процесс демократизации всех властных институтов и общества, на процесс реализации прав и свобод граждан, на отказ от излишней бюрократизации аппарата управления и др. Следует отметить, что вышеуказанные направления реформ имеют свою актуальность и в настоящее время.
При системе министерского делопроизводства возникла и существующая по настоящее время система оборота документов, или так называемое исполнительное делопроизводство. В области управления стали возникать министерства, а на смену коллегиальности появилось единоначалие министров.
2. История развития судебного делопроизводства в период 1917-1990 гг.
2.1 Система судебного делопроизводства в 1917-1945 гг.
Далее в начале главы дадим дефиницию делопроизводства.
Стоит сказать, что сама дефиниция делопроизводства (данное определение возникло во 2-й половине XVIII в.) обозначает деятельность, которой занимались не только аппарат канцелярии, но весь аппарат организаций в целом.
Дефиниция «делопроизводство» берет свое начало от сочетаний слов «производство дела», а под «делом» в далекие времена понимали не папку с документами, как в современном глобализирующемся мире , а рассматриваемый и решаемый вопрос.
Все поступившие в канцелярию министерства документы были разделены на 3 категории:
• дела текущие (те, которые поступили на общих основаниях согласно установленного порядка) . Это - донесение, ведомость, представление, переписка и другие текущие дела;
• чрезвычайные дела . Эта та категория дел, для которых необходимо было принятия новых постановлений, или дела по обнаруженным злоупотреблениям;
• дела, «не терпящие времени», или так называемые срочные.
Дела чрезвычайные и срочные рассматривались в первоочередном порядке.
Стоит отметить, что известные события в октябре 1917 года коренным образом изменили все стороны жизнедеятельности России, в том числе ряд коренных изменений произошло в системе гос. управления и делопроизводства.
Всероссийский съезд Советов явился высшим органом государственной власти. В период между его съездами избирался ВЦИК — исполнительная власть. Для непосредственного управления страной образовано первое советское правительство - Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Для руководства отдельными отраслями государственного управления постановлением Съезда были созданы первые 13 народных комиссариатов (наркоматов). По составу новый аппарат принципиально отличался от старого: фактическое отстранение от власти бывших помещиков, дворян, представителей купечества закреплено декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и
4
гражданских чинов». 30 октября 1917 г. СНК издает декрет «О порядке утверждения и опубликования законов». Для оформления административных документов принято постановление СНК от 2 марта 1918 г. «О форме бланков государственных учреждений», в котором перечислялись обязательные реквизиты бланка документов.
В период становления советского государственного аппарата много внимания уделялось упрощению и рационализации делопроизводства. Так, 8 декабря 1918 г. Совет рабочей и крестьянской обороны издал постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты»
Проекты декретов 1918–1919 гг. были первой попыткой упрощения делопроизводства и первыми поисками новых форм делопроизводства, они не были доведены до законодательного утверждения, в них не затрагивались многие принципиальные вопросы организации делопроизводства. Однако доработку этих проектов затруднили тяжелые условия гражданской войны и последовавшая реорганизация Наркомата госконтроля.
2.2. Система судебного делопроизводства в период с 1945 по 1990 гг.
Послевоенный период потребовал значительных усилий по восстановлению и перестройке работы аппарата.
В этот период основной задачей являлась стандартизация и унификация документов, на пути к которым были достигнуты масштабные перемены :
– на управленческие документы были созданы государственные стандарты (ГОСТы);
– была издана Единая государственная система документации (ЕГСД);
– выпущены общесоюзные классификаторы; – созданы унифицированные системы документации (УСД). Авторами Единой государственной системы документации (далее «ЕГСД») был объединен передовой опыт их времени и выдвинуто предложение оптимальной технологии выполнения управленческих операций и их документирования .
Несмотря на объективные трудности, вызванные последствиями войны, продолжалось совершенствование работы аппарата.
Был принят ряд постановлений, регламентирующих такие направления работы аппарата, как механизация документационных процессов, внедрение достижений НОТ, улучшение работы в области стандартизации и унификации. 25 июля 1963 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 829 «О мерах по улучшению архивного дела в СССР», оно ввело в действие «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов», подготовленные Главархивом СССР. Была поставлена задача разработки Единой государственной системы делопроизводства для предприятий, организаций и учреждений. В 1964 г. в Московском государственном историко-архивном институте был открыт факультет государственного делопроизводства.
В 1966 г. в системе Главного архивного управления СССР был образован Всесоюзный научноисследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), одной из основных задач которого было создание Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД). Если до 1969 г. советские секретари имели только производственную подготовку и частично курсовую, то позднее они стали получать среднее специальное образование на базе профессионально-технических училищ. В
5
1969 – 1970 гг. была разработана и утверждена серия государственных стандартов на управленческую документацию, однако после их пересмотра и доработки были утверждены только два: ГОСТ 6.38-72 «Требования к оформлению документов» и ГОСТ 6.39-72 «Формуляр – образец».
3. Создание судебного делопроизводства в пореформенный период
3.1. Развитие делопроизводства на современном этапе развития судебной системы в России
Развитие современных информационных технологий в РФ (далее - ИТ) захватило разные области деятельности человека и в настоящее время начали активно внедряться и в судебную систему России .
Данные действия со стороны всех ветвей власти были продиктованы рядом объективных причин.
1. Это связано с низкой прозрачностью в деятельности судебной системы, что привело к недоверию жителей страны к правосудию и снижению авторитета судебной власти. Кроме того, в рекомендациях Совета Европы предусмотрена необходимость создания условий, при которых были бы гарантированы соблюдения прав человека, предусмотренных международными нормативно-правовыми актами.
2. Ежегодная возрастающая нагрузка на судебную систему побуждает изыскивать все новые и новые возможности для оперативного и эффективного рассмотрения дел в судах Российской Федерации.
В Российской Федерации, как и в ряде иных государств, вопросы включения информационных технологий в осуществление народом своей власти начали воплощаться в термине «открытое правительство», изначально понимаемом в качестве современной и постоянно развивающейся системы управления государством, основными целями которой выступают обеспечение высокого уровня прозрачности исполнительной и других ветвей государственной власти и свободный обмен информацией между государством и обществом и обеспечение активного участия общества в подготовке и реализации решений органов власти; повышение качества и доступности государственных услуг для удовлетворения потребностей населения; развитие гражданского контроля над органами власти .
Принятие концепции e-government, означающая в переводе «электронное правительство», пришлось на конец 1990-х гг.
Выражение «электронное правительство первоначально использовалось в мировой практике внедрения разного рода информационных технологий в работу правительственных учреждений.
В деятельность политики и практики проведения информатизации выражение «электронное правительство» вошло вместе с иными понятиями, которые обозначали комплексное формирование процесса удовлетворения разного рода информационных потребностей при помощи использования информационных технологий.
Обновленное обозначение данного процесса связывается также с введением автоматизированных информационных систем в определенную профессиональную деятельность (к примеру, в судебную, нотариальную деятельность или бизнес: «электронное правосудие», «электронный бизнес» и другие), в то же время понятие «электронное» распространяли и на отдельные крупные проекты по реформированию деятельности при переходе на различные информационные технологии.
6
К примеру, программы по информационному обеспечению социально-экономического государственного развития, региона или муниципального образования сокращенно обозначали выражениями «электронная Россия», «электронный регион» и другими.
3.2. Совершенствование судебного делопроизводства как важное условие развития судебной власти в России
В современной практике деловых отношений все большее применение находит использование и обмен электронными документами. Эта тенденция в определенной степени нашла отражение в российском процессуальном законодательстве. На сегодняшний день существуют различные проблемы при ведении электронного документооборота: от определения легитимности электронных документов до отдельных вопросов при осуществлении делопроизводства.
По мнению авторов, электронный документ в судебной системе Российской Федерации является разновидностью письменного документа и должен занимать отдельное место в структуре доказательств. На основе анализа некоторых аспектов перехода к электронному документообороту в судебной системе показано, что отдельные аспекты закрепления смешанной формы документооборота должны найти отражение в действующем законодательстве.
Одной из проблем при этом является реорганизация самого делопроизводства с тем, чтобы существующие технические средства не оставались не востребованными, а максимально разгружали судью от технической работы. Здесь речь должна идти о развитии такого важного направления, как электронный документооборот.
Основная часть Понятие термина «электронный документооборот» (далее – ЭДО) в соответствии с российским законодательством дается следующим образом:
– электронный документ – это документ, в котором информация содержится в электронноцифровой форме, подписанный электронно-цифровой подписью (ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Ст. 2.);
– электронный документ – документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-коммуникационным сетям или обработки в информационных системах (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», п. 11.1 ст. 2).
Электронный документ, равнозначный документу, подписанному собственноручной подписью, – это электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», п.11.1 ст.3).
Заключение
Государственное делопроизводство как система начинает складываться с момента образования централизованного Русского государства в конце XV в. и начала процесса создания аппарата государственного управления, необходимого для регулирования хозяйственной и политической жизни государства. Система государственных учреждений этого периода включала: высший законодательный орган — Боярскую думу, центральные исполнительные органы - приказы, на местах - приказные избы (губная, съезжая, земская и др.).
7
Период с XVI-XVII вв. получил название «приказного делопроизводства» по названию первых государственных учреждений — приказов.
Система делопроизводства, сложившаяся в учреждениях XVIII в., получила название коллежской. Главное отличие коллежского делопроизводства от приказного заключалось в том, что его организация регламентировалась законодательством. Основным законодательным актом стал «Генеральный регламент», утвержденный 28 февраля 1720 г. Петром I.
Он определил структуру коллегий, штатный состав, должностные обязанности чиновников, правила внутреннего распорядка и поведение чиновников, убранство «камор» - присутственных мест, организацию работы с документами: правила регистрации, контроль за исполнением документов, порядок их составления, удостоверения, хранения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. 1). – Ст. 4921.
2. Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. №49. Ст.4623.
3. Собрание законодательства Российской Федерации от 9 октября 2006 г. №41. Ст.4648.
4. Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 №100 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций).
5. Именной указ «О должности Генерал-Прокурора» 27 апреля 1722 года [Текст] // ПСЗ РИ I. Т. 6. 1720 – 1722. – СПб., 1830. – № 3979.
6. Генеральный регламент или Устав 28 февраля 1720 года. [Текст] // ПСЗ РИ I. Т. 6 1720-1722. – СПб., 1832. – № 3534.
Научная литература
7. Абдулин Р.С. Судебная система России: традиции и современность (историко-правовой аспект) /Р.С Абдулин.- Курган, 2005. -130 с
8. Брылева Е.А. Право на использование Интернета как на одно из неотъемлемых прав человека? // Информационное право. - 2017. - №3. - С.23–26.
9. Григорьев П.В. Электронное правительство в России: проблемы и перспективы развития /П.В. Григорьев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 3. С. 179 - 184.
8
10. Жуковина О.А., Зубова Н.Г. Система электронного документооборота, ее назначение и проблемы внедрения // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 2. С. 246251.
11. Закиров Р.Ф. Становление делопроизводства на современном этапе развития судебной системы Российской Федерации /Р.Ф. Закиров //Ученые записки.Т.15.-2019.-С.174.
12. История отечественного делопроизводства: Учебник /под ред. Я.З Лившица, В.А. Цикулина. – М.: МГИАИ, 2013. – 254 c
13. История отечественного судебного делопроизводства. Магистратура. Учебное пособие / Латышева Н.А. - Москва: Русайнс, 2020. - 310 с.
14. Коссов И.А. Из истории судебного делопроизводства 1920-х годов: протокол судебного заседания /И.А. Коссов//Делопроизводство.-2001.-№1.-С.94-96.
15. Круподерова М.Ю. Формирование системы коллегиального делопроизводства /М.Ю. Круподерова //Документационное обеспечение организационной и производственной деятельности. Сборник материалов Региональнорй научно-практической конференции.-2018.-С.22-24.
16. Курас С.П. Делопроизводство в правоохранительной системе дореволюционной России /С.П. Курас//Власть.-2011.-№8.-С.119-121.
17. Латышева, Н.А. Организация ведения судебной статистики в контексте развития отечественного судебного делопроизводства /Н.А. Латышева //Администратор суда.-2016.-№1.-С.3-8.
18. Латышева Н.А. Совершенствования судебного делопроизводства как важное условие развития судебного власти в России /Н.А. Латышева//В сборнике: Российская судебная власть: современность и перспективы сборник научных трудов. Президентская библиотека.-2014.-С.131-139.
19. Малышева С.Ю. Основы архивоведения [Текст] / С.Ю. Малышева. – Казань, 2013. – 170 с.
20. Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. Ч. 1. По исправленному и дополненному 8-му изданию. М., 1997. – C. 39.
21. Омельченко Н.А. История государственного управления России [Текст] / Н.А. Омельченко. – М., 2011. – 480 с
22. Прокудина Л.А. Оптимизация в организации арбитражного судопроизводства в России. М.: Юриспруденция, 2011. -150 с
23. РамазановаГ.М. О вопросах, связанных с определением подлинности электронных документов и их использования в качестве доказательств в гражданском и арбитражном процессе // Россия: пути решения и проблемы-2013: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Казань: Познание, 2013. С. 121-122.
24. Самсонова Т.Н. О проблемах перехода на безбумажный (электронный) документооборот // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2011. № 7. С. 48-52
25. Семенова Е.А. Электронный документооборот в Арбитражном процессе // Советник юриста. 2015. № 5. С. 65-76.
9
26. Соболева И.А. и др. Информационные технологии в юридической деятельности /И.А. Соболева.Новосибирск, 2015. -200 с.
27. Справочник по деловой переписке. – М.: Мэрия Москвы, Научно-внедренческая фирма «Межрегионсервис», 2014. – 167 c.
28. Танимов О.В., Полякова Т.А. Магистерская программа «Юрист в сфере информационной безопасности» в Российском государственном университете правосудия // Информационное право. - 2017. - №3. - С.44–47.
29. Чвиров В.В. Судебное делопроизводство [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Чвиров В.В.- Электрон. текстовые данные.- Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016.- 335 c.
30. Шепелeв Л.Е. Чинoвный мир Рocсии. XVIII - нaчало XX в. СПб., 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://books.iqbuy.ru/categories_offer/9785210015181/chinovnyi-mir-rossii-xviii-nachalo-xx-vshepelev. (дата обращения 04.02.2020.)
31. Хисамов, А.Х. Некоторые вопросы внедрения информационных технологий в цивилистический процесс /А.Х. Хисамов //Правосудие в Татарстане.-2018.-№1.-С.73.