Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной дипломной работы определяется следующим. В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная цель общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
В настоящее время учебный процесс в общеобразовательной школе продолжает сохранять объяснительно-иллюстративный характер. Актуальный подход в обучении состоит в том, что ученик должен уметь учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление, т.е. мотивировать, координировать, консультировать, контролировать.
Поэтому перед каждым учителем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он (процесс) обладал системой функций, адекватных особенностям личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.
Модель образования, которая способствует решению этой задачи, должна обладать рядом характеристик:
• Обеспечивать развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
• Предоставлять каждому обучающемуся, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.
• Строиться на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели развития каждого ребенка.
В связи с этим можно говорить о необходимости внедрения различных технологий и методик в процесс обучения.
Модернизация российского образования ставит перед педагогом задачу переосмысления своей педагогической деятельности, чтобы пересмотреть подходы и методы преподавания, какие комплексы средств использовать, чтобы это способствовало формированию универсальных учебных действий, помогающих обучающимся стать полноценной социальной личностью, которая будет стремиться к реализации своих возможностей, которая способна делать осознанный и ответственный выбор.
Русский родной язык как школьный предмет выполняет особую роль, он является не только объектом изучения, но и средством обучения для всех школьных дисциплин. Ни одну школьную проблему невозможно решить, если обучающийся плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, так как именно наш родной язык является основой формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.
Решить данные задачи невозможно, если не использовать интерактивные методы и приёмы в современном учебном процессе. Главным отличием интерактивных методов обучения принято считать то, что общение организуется между всеми учащимися, а не только между учителем и учеником
Вопросы оптимизации процесса обучения русскому языку рассматриваются в работах психологов, лингвистов и методистов: Б.В. Беляева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Гузеева, И.О. Загашева, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, Т.И. Капитоновой, М.В. Кларина, Н.В. Кулибиной, Л.В. Московкина, Е.И. Пассова, Е.С. Полат, В.А. Сластенина, С.Ф. Шатилова, А.Н. Щукина, Д.Б. Эльконина и других.
Цель данной работы заключается в изучении особенностей использования интерактивных методов обучения на уроках русского родного языка в 6 классе.
Объектом исследования являются интерактивные методы обучения русскому родному языку.
Предметом исследования – процесс осуществления развития учащихся через использование интерактивных методов обучения русскому родному языку.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть УМК Русского родного языка.
2. Изучить понятие, формы и методы интерактивного обучения.
3. Рассмотреть интерактивные формы и методы обучения, используемые на уроках «Русского родного языка».
4. Изучить особенности использования интерактивных методов обучения на уроках «Русского родного языка» в 6 классе.
Гипотеза – эффективность использования интерактивных технологий на уроках русского родного языка реализуется через создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.
Новизна проведённого исследования заключается в обосновании необходимости использования интерактивного обучения как одного из путей реализации требований ФГОС, а также систематизации приёмов этих форм применительно к разным этапам обучения русскому родному языку в 6 классах.
Практическая значимость работы связана с тем, что полученные результаты могут быть использованы на различных типах уроков русского родного языка в 6 классах и при изучении различных тем.
Методологической и теоретической основой исследования стали:
- труды в области дидактики, психологии, методики начального образования в школе;
- программы по изучению русского языка общеобразовательных учебных заведений.
Основными методами исследования явились:
- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания различного дидактического материала;
- моделирование.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Интерактивные методы в курсе «Русского родного языка»
1.1. УМК Русского родного языка
В соответствии с принятыми изменениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 317-ФЗ от 03.08.2018г.) право на выбор языка образования, изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного, будет реализовываться с учетом потребностей обучающихся и их родителей.
Учебные пособия для 5-9 классов созданы в соответствии с утверждённой примерной рабочей программой по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, и предназначены для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации.
Содержание учебников направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней; на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороны существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Основные содержательные линии программы для 5-9 классов (блоки программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка.
Курс русского языка как родного не дублирует содержание основного курса русского языка и имеет преимущественно практико-ориентированный характер. Разделы учебников ("Язык и культура", "Культура речи", "Речь. Текст") соотносятся с основными содержательными линиями курса "Русский язык". Работа с учебниками обеспечивает воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа. Курс состоит из нескольких блоков, кратко охарактеризуем каждый из них.
Блок «Язык и культура».
Позволит раскрыть взаимосвязь языка с историей и культурой народа, позволит выявить общее и специфическое в языках и культурах народов России и мира, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета, а также познакомит с культурой межнационального общения.
Блок «Культура речи».
Ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, практическое овладение соответствующими лингвистическими навыками, повышение речевой культуры подрастающего поколения.
Блок «Речь. Речевая деятельность. Текст».
Направлен на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения.
Таким образом, представляемые издательством пособия УМК «Русский родной язык» 5–9 классов позволят сформировать у учащихся представление о языке как о живом развивающемся явлении, имеющем духовную, нравственную и культурную ценность. При этом особое внимание в рамках курса будет уделяться практическому компоненту: формированию у школьников коммуникативных навыков, совершенствованию культуры речи, а также проектной и исследовательской работе, способствующей развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
"В отличие от изучения предметной области "Русский язык и литература" — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
— воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
— приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
— обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
— получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Особенности содержания курса «Русский родной язык»:
• Особый акцент сделан на выявлении многообразных связей русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
• Значительно расширяются сведения о том, как действует языковая система в речи.
• На первый план выводятся вопросы формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, в том числе связанных с коммуникацией в интернет-пространстве.
УМК «Русский родной язык» для 5-9 классов, авторами которого являются Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А. и другие, поможет вывести учащихся на новый уровень владения русским языком. Специальные учебные задания помогут школьникам развить готовность и способность к общению, освоить правила корректного и безопасного речевого поведения, в том числе в споре и при общении в социальных сетях.
1.2. Основные методы и технологии интерактивного обучения
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
На практике теория осуществляется с помощью технологии. Слово “технология” образовано от латинского слова "техне" - мастерство, "логос" - наука. С мастерства всё начинается, технологией заканчивается. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство.
Технологии диалогового взаимодействия есть средство для рационального использования и развития способностей, знаний, умений и навыков субъекта деятельности, востребованных в современном обществе. Они обеспечивают активное погружение в деятельность, благодаря которой каждый участник совместного диалогового взаимодействия не только осознает необходимость приобретения основных умений коммуникативной деятельной личности, но и разберется в способах их развития.
Технологии, в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких (это когда один говорит, а остальные слушают) является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в четырех организационных формах (индивидуальной парной, групповой и интерактивной - работы в парах сменного состава) будем называть технологиями диалогового взаимодействия. В результате формируются такие качества личности, как:
- трансперсональность – способность личности «транслировать» продукты своей деятельности;
- эмпатийность – безусловное принятие другого, способность сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого человека;
- толерантность – терпимое отношение к чужому мнению, чужой правде;
- конгруэнтность – искренность, естественность поведения;
- конструктивность – способность находить оптимальные пути разрешения проблемных ситуаций;
- сотрудничество – способность к интерактивной, командной работе, равноправному и продуктивному взаимодействию с партнерами;
- рефлексия – способность к анализу собственных поступков и их движущих мотивов, самооценка роста и развития;
- дистанцированность – способность рассматривать предметы и явления объективно, «со стороны», примерять множество точек зрения.
Эти качества полностью соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС: воспринимать и удерживать в сознании контекст множественности, неоднородности; соотносить различные субъективные точки зрения; интересоваться «другими» и «другим»; определять свое отношение к другому; принимать другое как необходимое условие своего бытия; быть активным слушателем; предъявлять свое видение с учетом позиции и ответной реакции адресата; адекватно взаимодействовать с другими.
Классификация технологий.
Технологии диалогового взаимодействия можно разделить на 3 группы, в соответствии с типом взаимодействия.
1 группа. Передача знаний одного ученика другому.
Это технология взаимообмена знаниями, технология взаимообмена темами, технология «Катехизический диалог» и т.д.
2 группа. Совместное построение нового знания.
Ко второй группе относятся: технология обсуждения проблем, технология совместного изучения, технология «Мурманская методика», и т.д.
3 группа. Каждый изучает свой текст, другой ему помогает.
К третьей группе относятся: технология рефлексивного чтения, технология «Методика Ривина» (поабзацное чтение) и т.д.
Технология диалогового взаимодействия - это работа в парах, где учащиеся знакомятся с правилами ведения диалога, с правилами работы в парах. Каждый ученик по очереди взаимодействует (обучает и учится) с каждым членом класса, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, то есть обучающим коллектив, то есть все обучают каждого и каждый обучает всех.
Задача педагога на первых порах научиться слушать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом, т.к. при работе в парах учащиеся все время говорят, обсуждают, спорят, в классе шумно. У учащихся иные задачи: учиться работать в шуме, регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер его хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал; слушать товарища и слышать его; учиться сидеть так, чтобы удобно было общаться друг с другом (повернуться к соседу, сесть свободнее, передвинуть стул, положить книгу и т. д) У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения, происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки.
Таким образом, анализ первоисточников по проблеме использования интерактивных форм в образовательном процессе доказывает, что необходимо понимание следующих терминов: интерактивный, интерактивность, интерактивное обучение. Успешность интерактивного обучения реализуется с учетом целей, форм, методов и средств обучения, что в совокупности позволяет реализовать интерактивные технологии с учетом признаков, уровней, функций, особых (интерактивных) методов и средств обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
4. Абылкасымова А.Е., Ушуров Е.А., Омарова Р.С. Развитие системы общего среднего образования в современном мире. Учебное пособие. - Алматы.: НИЦ «Ғылым», 2018. - 112 с.
5. Анисимов О.С. Развивающие игры. Игротехника. Методология: в 2 т. Т. 1 / О.С. Анисимов. – М., 2016 – 487 с.
6. Арутюнов Ю.С. О классификации активных методов обучения // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. - Рига, 2016. – С.11-15.
7. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе/Ю.К.Бабанский - М.: Просвещение, 2019г.
8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе /Ю.К.Бабанский.- М.: Просвещение 2016г.
9. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред.: Б.М. Бим-Бад. Редкол: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Научное издательство Большая Гос. Энциклопедия, 2012. –528с.
10. Борытко Н.М. Теория обучения: учебник для студентов пед. вузов / Н. М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. – 72с.
11. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. Учебно-методическое пособие. Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта», М.: 2013, - 151 с.
12. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие. 2-е изд. / под ред. В.А. Сластенина. М.: Педагог. общество России, 2015. 192 с.
13. Водопьянова Ю. Активные методы обучения подростков как одна из форм личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном 56 процессе: на материале естественнонаучных дисциплин: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2015 23 с.
14. Гейхман Л. К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход // Образование и наука. 2012 № 3 С. 134–139.
15. Голубкова, О.А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. СПб., 2018 – 42 с.
16. Гончарова, М. А. Образовательные технологии в школьном обучении математике: учебное пособие [Текст] / М.А. Гончарова, Н.В. Решетникова. – Ростов на-Дону : Феникс, 2016. – 266 с.
17. Гуслова,М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. Пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования/ М.Н.ГусловаМ.: Изд. центр "Академия", 2017. –288 с.
18. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2018. - №4.
19. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. / А.Н. Джуринский. – М.: Дрофа, 2018. – 239 с.
20. Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М.: Народное образование, 2011. - 493 с.
21. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении [Текст] / В. К. Дьяченко. – Москва : Просвещение, 2011. – 192 с.
22. Еримбетова С., Маджуга А. Г., Ахметжан Б. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности учащегося // Вестник высшей школы «Альма-Матер». 2013 № 11 С. 48–52.
23. Использование интерактивных методов на уроках - http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh obedinenii/library/interaktivnye-metody-v-prepodavanii-istorii-i-obs
24. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно – метод. пособие / 2-е изд.– Минск: ТетраСистемс, 2015 – 224 с.
25. Конаржевский Ю.А. Анализ урока - М.: Центр «Педагогический поиск», 2017.
26. Корнеева Л.И. Современные интерактивные методы обучения: зарубежный опыт// Университетское управление. -2014. -№4. - С. 78-83.
27. Краевский, В.В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 352 с.
28. Крайнова, Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий / Т.А. Крайнова // Начальная школа. 2016. - №9. –24-30. с.
29. Левитес Д.Г, Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.,2018 г.
30. Леонов С.А. Современный урок литературы: поиски и обретения // Проблемы современного филологического образования / Под ред. С.А. Леонова. Вып. 4. М.-Ярославль, 2013. С. 12).
31. Лукьянова, М.И. Современный урок и требования ФГОС /М.И.Лукьянова// Народное образование. 2012. - №8. – 212-220с.
32. Методическое пособие «Использование приёмов технологии интерактивного обучения на уроках литературы»/Авт.-сост. Герасименко М.В.; МКОУ «Варгашинская средняя школа №1».- Варгаши, 2017.- 33 с. 34.
33. Мкртчян, М. А. Взаимообмен заданиями [Текст] / М.А. Мкртчян // Математика в школе. – 2011. – № 6. – С. 13–15
34. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина ,М.В. Моисеева ,А.Е. Петров М.: Изд. центр «Академия», 2014.-536с.
35. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. М.: Изд. Центр «Академия», 2018 176 с.
36. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Т.С.Панина, Л.Н. ВавиловаМ.: Академия, 2016.
37. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / А. П. Панфилова, В. А. Сластенин, И. А. Колесникова; Под общ. ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2016. - 368 с.
38. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. 3-е изд., испр. М.: Издат. центр «Академия», 2018. с. 42.
39. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент: Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: учебное пособие/А.П.Панфилова - СПб.: Знание; ИВЭСЭП,2018. - 536с.
40. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издат. центр «Академия», 2019. 192 с.
41. Педагогика. /Под ред. П. И. Пиктасистого. - М., Педагогическое общество России, 2017. - 640 с.
42. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2012 – 528 с.
43. Подластый И.П. Педагогика. М.; Просвещ., 2016г.-432с
44. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernayarabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlyaobshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov.
45. Проблемы обучения - http://journal.omeconom.ru/index.php/2011-05-13- 07-57-20/65-2012-02-27-04-00-38
46. Русский родной язык" для 5-9 классов (авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых). URL: http://uchlit.com.
47. Русский родной язык: 6 класс : методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.]. URL: http://uchlit.com.
48. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.; Народное образование, 2014.
49. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2016. Ч. 1. 816 с.
50. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП./ Г.К. Селевко.М.: НИИ школьных технологий, 2015.–224 с.
51. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / кол. авторов: под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.
52. Суворова, Н.И. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова. – М.: Учитель, 2017 – № 1 – С. 25–27.
53. Тройнов В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологи, психологии: методология и практика проведения. М., 2015.
54. Трофимова Г.С. Основы вузовской дидактики: материалы к лекциям/ УдГУ, Ижевск. 2017. 69 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. / Е.С.Савинов. М. : Просвещение, 2011. –223с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации . – М.: Просвещение, 2011 . – 48 с.
57. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 437 с.
58. Этапы проведения интерактивных методов - http://migmo.ru/?page_id=20