Фрагмент для ознакомления
2
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Экономическая сущность прибыли, виды прибыли, их классификация
Прибыль - одна из важнейших экономических категорий рыночной экономики, может быть, самой важной, так как прибыль является целью предпринимательской деятельности, ее смыслом.
Прибыль – одна из важнейших категорий рыночной экономики. Она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительных мотивом деятельности предпринимателей в этой экономике.
С экономических позиций прибыль — это разница между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной позиции прибыль — это разница между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода .
Прибыль — это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.
Прибылью предприятия являются:
средства, полученные от реализации продукции (услуг, работ), основных средств, нематериальных активов;
разница между средствами, полученными от покупателей, и средствами, уплаченными поставщикам;
разница между всеми доходами и расходами предприятия в отчетном периоде.
Рассматривая сущность прибыли, необходимо отметить ее основные характеристики:
Прибыль представляет собой вознаграждение предпринимателя за осуществление определенного вида предпринимательской деятельности. Данная форма определения прибыли является недостаточной для ее полноценной характеристики, так как иногда активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, политическая или благотворительная деятельности).
Прибыль представляет собой форму предпринимательского дохода, вложившего свой капитал с целью достижения коммерческого успеха. Категория прибыли тесно связана с капиталом – особым фактором производства – и в обобщенном виде отражает цену функционирующего капитала.
Прибыль неразрывно связана с понятием риска и не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свои ресурсы в бизнес. Размер прибыли в большой степени зависит от умений успешно осуществлять этот бизнес. Отсутствие или недостаточность этих умений может привести к потере ожидаемой прибыли или вовсе потерять все вложенные в предприятие средства. Уровень прибыли прямо пропорционален уровню риска .
Необходимо разделять понятия дохода и прибыли. Прибылью является та часть дохода, которая не включает в себя понесенные затраты или представляет собой разницу между доходами и расходами в процессе функционирования предпринимательской деятельности.
Прибыль выражается в денежной форме. Подобная форма оценки связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей – инвестированного капитала, полученного дохода, понесенных издержек и т.п., а также с действующим порядком налогового ее регулирования.
Суммируя рассмотренные выше основные характеристики прибыли, ее определение можно сформулировать следующим образом: Прибыль - это чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, выраженный в денежной форме, характеризующий его плату за риск осуществления предпринимательской деятельности и представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.
На законодательном уровне прибыль регулируют два основных нормативно-правовых акта: «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 05.08.2000 № 117-ФЗ и федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1996 № 208-ФЗ.
Рассмотрим роль прибыли предприятия в условиях рыночной экономики:
прибыль является основной целью осуществления предпринимательской деятельности. Предприниматель осуществляет свой бизнес с целью повышения своего благосостояния. Размером этого роста выступает объем текущего отложенного их дохода на инвестированный капитал, источником которого является заработанная прибыль. Прибыль является хорошим индикатором эффективности менеджеров, которые не являются собственниками предприятия. Чем выше уровень генерации прибыли под их руководством, тем более востребованным будет такой работник на рынке труда;
экономическое развитие государства осуществляется за счет прибыли предприятий. Прибыль через механизмы налоговой системы перераспределяется и позволяет пополнять доходную часть государственных бюджетов всех уровней, давая возможность государству успешно и своевременно выполнять свои обязанности и осуществлять различные программы развития экономики;
прибыль предприятия позволяет оценить эффективность конкретной производственной деятельности. Сравнивая уровень прибыли своей компании со среднеотраслевым можно определить свое конкурентное положение на рынке и оценить эффективность менеджеров. Средний по отрасли уровень прибыли предприятий характеризует рыночный и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором перераспределения капитала в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал уходит, как в правило, в сегменты рынка с большим объемом неудовлетворенного спроса и высокой нормой прибыли;
прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов компании, обеспечивающих ее развитие. При высоком уровне генерации прибыли, у компании отсутствует острая потребность в привлечении финансовых ресурсов из внешних источников, что повышает ее рентабельность. Кроме того, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе;
прибыль является основным источником повышения рыночной стоимости компании. Это происходит за счет направления части прибыли на прирост активов предприятия. Чем больше прибыли капитализируется, тем в большей степени возрастает стоимость ее чистых активов, а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом;
прибыль является важным источником удовлетворения различных социальных потребностей общества. Благодаря налогам с прибыли, государство может осуществлять различные социальные проекты и программы;
прибыль защищает предприятие от угрозы банкротства. Чем выше уровень генерации прибыли предприятия, тем быстрее оно может увеличить долю высоколиквидных активов, тем самым покрыв необходимые обязательства. В долгосрочной перспективе за счет прибыли предприятие может сформировать резервные фонды на случай экстренных ситуаций .
В зависимости от источника формирования прибыли по основным видам деятельности предприятия выделяют прибыль от операционной деятельность, прибыль от инвестиционной деятельности и прибыль от финансовой деятельности. Совокупность операционной, инвестиционной и финансовой прибылей формирует балансовую прибыль, являющуюся объектом управления в системе распределения и использования прибыли.
Основу валовой прибыли предприятия составляет его операционная прибыль. Поэтому управление формированием прибыли предприятия рассматривается в первую очередь как процесс формирования прибыли от реализации его продукции.
Операционная деятельность – это основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которой оно было создано.
Вид операционной деятельности предприятия зависит прежде всего от специфики отрасли экономики, к которой оно принадлежит. Для большинства предприятий производственно-коммерческая деятельность или торговля является основой операционной деятельности. Она дополняется инвестиционной и финансовой деятельностью. Исключение составляют инвестиционные фонды и финансовые организации, для которых финансовая или инвестиционная деятельность являются первостепенными.
Операционная деятельность предприятия характеризуется рядом особенностей, определяющих характер формирования прибыли:
она является основным элементом всей хозяйственной деятельности предприятия, основной целью его функционирования. Основной объем ресурсов предприятия обслуживает эту деятельность.
Поэтому, в нормальных условиях прибыль от операционной деятельности занимает подавляющую долю в прибыли организации;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиев, В.Г. Теория организации: учебник / В. Г. Алиев. - М.: Экономика, 2017. - 429 с.
2. Анущенкова, К. А. Финансово-экономический анализ: учебно-практическое пособие / К. А. Анущенкова, В. Ю. Анущенкова. - М.: Дашков и К, 2018. - 403 с.
3. Арутюнов, Ю. А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю. А. Арутюнов. - М.: КноРус, 2017. - 309 с.
4. Басовский, Л. Е. Экономический анализ: (комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): учебное пособие для вузов / Л. Е. Басовский, А. М. Лунева, А. Л. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 221 с.
5. Белов, А. М. Экономика организации (предприятия): практикум / А. М. Белов, Г. Н. Добрин, А. Е. Карлик, общ. ред. А. Е. Карлик. - М.: ИНФРА-М , 2017. - 272 с.
6. Вавулин, Д.А. Раскрытие информации акционерными обществами / Д.А. Вавлуич. – М.: Юстицинформ, 2018.
7. Васильева, Е.В. Распределение чистой прибыли: правовые и бухгалтерские аспекты / Е.В. Васильева // Налоги и налоговое планирование. – 2017. - № 8.
8. Диркова, Е.Ю. Дивиденды физическим лицам / Е.Ю. Диркова // Зарплата. – 2018. - № 4.
9. Долинская. В.В. Дивиденды: понятие и проблемы правового режима / В.В. Долинская // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2018. - № 6.
10. Зобова, Е.П. Изменения в порядке выплаты дивидендов / Е.П. Зобова // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2017. - № 2.
11. Иншакова, А.О. Разумно понимаемые интересы акционера в дивидендной политике законодателя России и ЕС / А.О. Иншакова // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2017. - № 7.
12. Каллаур, Н.А. Дивиденды организации / Н.А. Каллаур // Экономико-правовой бюллетень. – 2017. - № 12.
13. Колчина, Н. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие для ВУЗов / Н. В. Колчина, О. В. Португалова, Е. Ю. Макеева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 464 с.
14. Колчина, Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов / Н. В. Колчина, [и др.], ред. Н. В. Колчина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2017. - 368 с.
15. Коряковцев, В.Г. Дивидендные акции в России / В.Г. Коряковцева. - М.: Гарант, 2018.
16. Косова, Д. Делим дивиденды / Д. Косова // Консультант. – 2018. - № 15.
17. Крылов, Э.И. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: учебное пособие для вузов / Э. И. Крылов, [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 191 с.
18. Куницына, Н. Н. Финансовое планирование как элемент механизма корпоративного управления / Н. Н. Куницына // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - № 12. - С. 2-7.
19. Мельников, А. В. Риск-менеджмент: стохастический анализ рисков в экономике финансов и страхования / А. В. Мельников. - М.: Анкил, 2017. - 112 с.
20. Мухамедьярова, А. Финансовое планирование при помощи платежного календаря / А. Мухамедьярова // Консультант. - 2018. - №7. - С. 50-52
21. Парамонов, Д. Выплаты дивидендов регламентировали / Д. Парамонов // Актуальная бухгалтерия. – 2018. - № 3.
22. Серебрякова, А.А. Дивидендная политика российских корпораций / А.А. Серебрякова // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2019. - № 7.
23. Сперанский, А. Дивиденды: платить или не платить? / А. Сперанский // Бухгалтерия и банки. – 2017. - № 9.
24. Чехова, А.А. Дивиденды в условиях кризиса: могут ли правовые механизмы гарантировать акционеру получение дивидендов? / А.А. Чехова // Право и экономика. – 2017. - № 7.
25. Юденич, Н. Когда прибыль не считают дивидендами / Н. Юденич // Актуальная бухгалтерия. – 2019. - № 1.