Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Мало что так сильно изменило журналистику, как фотография. Когда-то газеты были исключительно черно-белыми, а сейчас сложно представить себе репортаж или расследование, которые бы не сопровождались яркими и красочными снимками. Однако фотожурналистика претерпевала серьезные изменения в разные периоды.
Актуальность исследования. В век визуальной коммуникации и цифровых технологий фотография занимает особое место в невербальных информационных потоках. В настоящее время трудно представить любой вид СМИ без фоторепортажа, фотопортрета, фотоочерка, фотомонтажа и т.д. Соответственно, специалисты стараются на новом уровне знания переосмыслить фотожурналистику как уникальный объект в процессе его трансформации. Подобные работы, на первый взгляд, распространены — достаточно вспомнить такие книги как «Из истории российской фотографии» А. Попова, «Век фотографии. 1894 - 1994» и «Популярная эстетика фотографии» В.Т. Стигнеева, «Творческая фотография» С. Морозова, «Начало репортажной фотографии» М. Дмитриева, «Жанры фотожурналистики» Н.И. Ворона, «Жизнь моя фотография» В. Михайловского и др. Но одни посвящены непосредственно фотографии вне ее связи с журналистикой, другие вышли в свет несколько десятилетий назад и потому в известной мере устарели, в-третьих отражены лишь отдельные периоды и аспекты. Комплексного же исследования именно истории отечественной фотожурналистики пока не было. Рецензируемое учебное пособие Л.В. Сёмовой (как отмечает автор — итог пятилетнего труда) — первая попытка в этом направлении. В нем систематизированы разноплановые материалы, определены периоды и направления, проанализирована эволюция фотожурналистики, рассмотрено творчество ряда выдающихся мастеров в конкретно-исторических условиях, сформулированы выводы и выработаны рекомендации.
Объект исследования: фотоиллюстрации Пермских СМИ газета Звезда и интернет-журнал Звезда.
Предмет исследования: характеристики фотоиллюстраций: жанровая принадлежность, структура снимка, идея, сюжет.
Цель исследования – рассмотреть прошлое и настоящее фотожурналистики (на примере Пермских СМИ газета Звезда и интернет-журнал Звезда).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1.
1.1. История развития отечественной фотожурналистики
Фотожурналистика формировала наше восприятие мира и отношение к происходящему еще с середины XIX века. С того времени технологии постоянно меняли эту сферу, они развивались, делая фотографию всем доступной. Это, в свою очередь, дало каждому из нас возможность отображать события, происходящие рядом с нами.
Первые фоторепортажи пришлись на Крымскую войну 1853−1856 года — их сделали Уильям Симпсон и Роджер Фентон. Роджер Фентон был одним из первых фотографов, начавших снимать Крымскую войну. Этот военный фотограф запечатлел все последствия и ужасы военных действий. Его работы публиковались, чтобы показать общественности жестокую действительность военного конфликта.
Однако до 1880 года у типографий не получалось печатать снимки, поэтому они использовали гравюры на основе кадра.
Художники переносили изображения с фотографий на страницы газет в таком виде, поскольку до 1880 года оборудование ещё не соответствовало подобным запросам. Оригинальные изображения, преимущественно можно было увидеть только на выставках. Первая полутоновая - репродукция новостной фотографии была опубликована 4 марта 1880 года в The Daily Graphic (Нью-Йорк). Современная фотожурналистика стала возможна с изобретением малогабаритной камеры и высокочувствительных плёнок.
Уже затем, в период между 1870 и 1897 годом, фотографии пришли в издания. Появились взрывчатые порошки для съёмки в помещении, а типографии научились печатать снимки. Но пока ещё не хватало главного — компактности и удобства.
Гражданская война в США тоже была хорошо задокументирована. Фотограф Мэттью Брэди получил разрешение выезжать на поля сражений и фотографировать войска перед атакой. Так родилась фотожурналистика, хотя в те дни существовало множество серьезных ограничений — как из-за большого количества оборудования для получения снимка, так и вследствие ограничений в фотопечати.
В 1886 году появляется хроникальный фоторепортаж. Этому способствовали: русско-японская война 1904-1905 года и первая революция 1905-1907 года. Многие эпизоды того времени были зафиксированы фотодокументально.
Во второй половине XIX века фотожурналистика расширилась и на другие сферы жизни. Фотографии катастроф и освещение военных действий может и послужили ее началом, но такие фотографы, как Джон Томсон и Адольф Смит придали ей поистине новый смысл. Вместе Томсон и Смит запустили проект по документированию быта жителей Лондона. Таким образом, в жанре появился элемент повествования.
В 1875 году на волне популярности салонной фотографии, Карл Булла открывает собственный фотосалон. С 1880 новым серьезным увлечением Карла становится уличная фотография. В 1886 году он получил в Министерстве внутренних дел разрешение «на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга». В 1894 году были востребованы фотографии для открыток. И эту тему Карл Булла не мог обойти стороной: в тот же год он открыл типографию и начал выпускать открытки с видами Санкт-Петербурга, уличными сценками и сюжетами. С этого времени он стал активно заниматься тем, что сейчас мы называем фоторепортажем. Снимал почти все события, которые происходили в городе: пожары, наводнения, повседневную жизнь, работу булочников.
Этого «невысокого бойкого человека в котелке… с огромным, размером с большую шарманку, фотоаппаратом, надетым на шею» можно было почти каждый день увидеть на улицах города. С развитием полиграфии стало возможным чаще использовать фотографии – и тут опыт уличной съемки Буллы оказался как нельзя кстати. Его первая фотография в самом популярном иллюстрированном журнале «Нива» появляется в 1897 году, в дальнейшем он станет постоянным автором этого и многих других изданий. Сюжетом для фотографий в то время чаще всего становились скорбные события. Конечно, были и другие фотографии: важные праздники, портреты политических деятелей, виды городов. Чуть позднее на страницы изданий стали попадать и другие новостные сюжеты: убийства, пожары или затмение солнца. Именно в это время к Карлу Булле пришла настоящая известность.
В 1904 году он получает разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии» и свидетельство, позволяющее «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа». Он присутствовал на всех значимых событиях в России.
Например, был официальным фотографом празднеств по поводу 200-летия Санкт-Петербурга в 1903 году, снимал спуск на воду крейсера «Аврора», церемонию, посвященную юбилею Александра Суворова и испытания первого грузовика с бензиновым двигателем.
Делал он и большие фоторепортажи: к столетию первого министра путей сообщения России он проехал по Николаевской железной дороге от Петербурга до Москвы, фотографируя все вокзальные помещения. В 1916 году мастер окончательно передает свое фотографическое дело сыновьям и уезжает в Эстонию, где мирно заканчивает свои дни, снимая местный быт и обучая жителей искусству фотографии.
Сыновья Карла Буллы продолжили семейную династию. Старший, Александр, получил фотографическое образование в Германии и занимался в основном студийной съемкой. Особенно ему удавались портреты. Виктор уделял больше внимание фоторепортажу.
Свою фотографическую деятельность он начал на фронте Русско-Японской войны. Его фронтовые репортажи печатались тогда во всех газетах и журналах. Снимал он и петербургские события 1917 года. Одна из самых известных фотографий тех 9 дней – расстрел войсками Временного правительства мирной демонстрации 4 июля 1917 года – была сделана с крыши здания фотографического салона Буллы на Невском проспекте, 54.
Во время советской власти братья Булла продолжали заниматься любимым делом. Виктор Карлович стал заведующим фотографией, находившейся по адресу бывшего семейного ателье. Он снимал политических деятелей и стал одним из создателей «фотоленинианы», работал фактически в качестве штатного фотографа Смольного. В 1928 году состоялась выставка «Советская фотография за 10 лет», на которой Александр и Виктор Булла представили 30 фоторепортажей – больше, чем кто-либо из других участников.
За свои работы они получили почетный диплом, что означало признание их профессионализма. В период 1920 - 1935 года фотография становится средством агитации. В 1925 году компания Leica выпустила камеру в 35 mm. Затем репортёры получили ламп-вспышки. Отсюда и начался золотой период фотожурналистики, который продлился двадцать лет: телевидение плохо конкурировало с бумажными изданиями, а вокруг разворачивались войны, конфликты и революции. Основной задачей советского фоторепортера было отражение трудового подвига гражданина СССР, но если откинуть идеологию, то мы увидим простого человека, который искренне верит в новую жизнь, в дело, которое делает.
В начале 1900-х был значительно ускорился процесс печати. Полутоновая растровая печать и изобретение вспышки фактически вывели эту область на новые высоты. В 1970-х Якоб Риис запечатлел жизнь эмигрантов в трущобах, и его работы послужили толчком для социальных реформ. Его работа действительно показала, насколько влиятельной может быть роль фотографа, и продемонстрировала, что фотожурналистика способна давать начало огромным социальным изменениям.
Фотографии первых советских репортеров рассказывают нам о советской России: о ликвидации безграмотности, о первых колхозах, о грандиозных стройках. Следующим периодом в развитии отечественной фотожурналистики стала военная журналистика 1940-1945 годов. Великими фотохроникерами этого времени стали Макс Альперт, Григорий Зельма, Борис и Ольга Игнатовичи, Аркадий Шайхет, Яков Халип, Георгий Петрусов, Наум Грановский, Иосиф Фетисов, Борис Кудояров, Виктор Темин, Иван Шагин, Анатолий Скурихин и другие.
В начале 1960-х годов, с развитием периодической печати и в особенности иллюстрированных журналов в ряды фотожурналистов стали приходить новые авторы. Это было уже новое поколение, получившее высшее образование в послевоенный период. В фотожурналистику приходили молодые люди одержимые фотографией.
Так, бок о бок с мэтрами, и даже зачинателями отечественного фоторепортажа начали вести фотолетопись страны молодые строители и инженеры, поэты и музыканты.
Так певец Николай Рахманов, строитель Валерий Генде-Роте и биолог Петр Носов пришли в фотохронику ТАСС, в журнал «Огонёк» - киноинженер Лев Шерстенников. Николай Гневашев с дипломом полиграфиста оказался в журнале «Советский Экран». Возможно, будущий артист или музыкант Леонид Лазарев начал, теперь уже знаем, успешную карьеру фоторепортера в журнале «Советская женщина».
Исторически сложившиеся «специфические» условия в СССР опять стали влиять на работу отечественных фотожурналистов. Фотографы остались практически один на один с собой. На всю огромную страну существовал один, единственный, профессиональный журнал о фотографии «Советское фото», который старался удовлетворять многочисленную армию фотографов: фотожурналистов, фотохудожников, фотолюбителей. Холодная война закрыла занавес в общении с миром. Внутри страны господствовала идеологическая монополия. Жесткая цензура, подчинение партийным чиновникам, резко ограничивали творческий потенциал фотожурналистов. Авторов 70 – 80-х годов сейчас называют «фотографы тишины», на самом деле они боролись, искали и создавали сами условия для самовыражения. Так в 1961 году было организовано в противовес официозному ТАСС независимое информационное агентство АПН (Агентство Печати «Новости»).
Life (Жизнь), один из самых популярных американских еженедельных журналов, с 1936 до начать 1970-х, напротив, был полон фотографий, красиво напечатать на большой формат глянцевой бумаги. Life (Жизнь) часто публикуются фото агентств UPI и AP, которая также печаталась в других изданиях, но качество версии журнала - это было совсем другое дело.
The Best of Life (Лучшей жизни) 1973, например, открывает группы фото 1960 на разворот, на котором изображен 39 известные фотографы Life (Жизнь). Но 300 страниц позже, в списке авторов и обнаружил, что многие из "лучших фото" Life (Жизнь) были сделаны анонимных фотографов AP и UPI.
Фотографы журнала стали известными в основном потому, что их фотографии были достаточно ясно, чтобы быть признанным, и их имена всегда появляются рядом с их работами. Life (Жизнь) стала стандартом, по которому общественность оценила фотографии, и многие современные книги по фотографии говорят о фотожурналистике так, как если бы это были элитном районе журнал фотографов.
Фотожурналисты, работающие в новом информационно агентстве, созданном на базе общественных организаций, могли снимать общественную жизнь страны, отражать православные темы, осуществлять социальные проекты. Достаточно укомплектованные штаты редакций, издательств и агентств сложили благоприятные условия для узкой специализации фотографа. Это также позволило авторам найти себя и заниматься творческими экспериментами. Обратились к спортивной фотографии Дмитрий Донской (АПН) и Лев Бородулин (журнал «Огонёк»), Олег Макаров из АПН фотографировал музыкантов. Они работали в единственных, пожалуй, областях, в которых художник мог быть свободным от идеологических установок.
Период с 1930-х по 1970-е годы считается Золотым веком журналистики. То было время, когда технологии позволили легко доносить фотографию в массы, а те, в свою очередь, с огромным интересом встречали этот жанр фотографии. Крупные новостные агентства, вроде LIFE, нанимали фотокорреспондентов и поощряли публикацию фоторепортажей.
Именно в этот период появились такие выдающиеся фотографы, как Маргарет Бурк-Уайт и Доротея Ланж, навсегда вошедшие в историю фотографии и фотожурналистики. Тогда родилось и фотоагентство Magnum Photos, задокументировавшее самые величайшие события века.
К советской пресс - фотографии 1960 – 1970 сейчас отношение неоднозначное, одни называют это «идеологическим мусором», другие находят фотографии того периода милыми, лакированными, но без резких скачков и перепадов, без фигур умолчания и постыдных страниц. Сами же фотожурналисты – легендарные «шестидесятники» отвечают на это так: «Мы не лакировали – мы так видели»
Как только фотография пришла в издания, она превратилась в инструмент пропаганды. Снимки «режиссировали» под нужды правительства, снимки ретушировали для эстетики, снимки превращали из документа в картину.
Советские репортёры — в отличие от западных коллег — стремились не к событийной, а публицистичной съёмке. Соцреализм и образ сильного гражданина толкали их к определенным композициям и решениям.
Но решали не только фотографы. При Иосифе Сталине эпохальные снимки буквально перерабатывались, чтобы донести правильную точку зрения. Человека расстреливали — человек исчезал из истории даже на кадрах.
90-е года знаменуют собой новый этап в истории отечественной фотожурналистики. Постсоветский период стал периодом кризиса фотожурналистики. Можно сказать, что именно этот период определили тенденции развития современной фотожурналистики.
1.2. Тенденции развития современной фотожурналистики
Репортажная фотография, Impact-фотография (то есть буквально «фотография воздействия»), совсем не предполагает, что снимок будет содержать некий шокирующий элемент. Напротив, такая фотография может иметь юмористический оттенок и достаточно тонко выражать идею, лежащую в ее основе. Это тот вид фотографии, который информирует нас и одновременно заставляет задуматься. Кроме того, это фотография, которая еще и содержит отчетливый элемент повествования.
Репортажная фотография — дитя фотожурналистики. Это снимки, которые информируют нас, вдохновляют и меняют наш взгляд на события. Чтобы лучше понять, насколько актуальна сегодня репортажная фотография, давайте обратимся к прошлому и поговорим об истоках фотожурналистики.
Конечно, с тех пор, как мы вошли в цифровую эпоху, фотожурналы утратили былую популярность, однако фотожурналистика остается такой же актуальной и влиятельной, как и прежде. На раннем этапе развития фотожурналистики фотографии принимались и печатались как есть, а сегодня они легко поддаются всевозможной обработке. Это поставило перед нами серьезную проблему достоверности, ведь любую фотографию можно существенно изменить.
Безусловно, огромное влияние на фотожурналистику оказывают и соцсети. В поиске фотоиллюстраций СМИ могут рассчитывать на соцсети и получить качественные фотографии из любой точки зе
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики, – М., издательство МГУ, 1981.
2. Барабаш О. Формирование профессиональной фотографической культуры будущего журналиста. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.
3. Бережной А.Ф. История отечественной журналистики / конец XIX - начало XX вв./ Материалы и док. СПб., 2003.
4. Березин В.М. Фотожурналистика / учебное пособие для студентов высшего учебного заведения, обучающихся по специальности «Журналистика», 2009.
5. Буряк И.И. Документализм и поэзия / кн. «ТААС сообщает», – М., 1998.
6. Вартанов А. Образные ресурсы фотопублицистики. Автореф. канд. дисс. М., 1989.
7. Ворошилов В. Журналистика – М., 2000.
8. Вторая реальность: сборник по проблемам фотографии и фотожурналистики / Под ред. В. А. Никитина, Ю. М. Матвеева. СПб., 2006.
9. Высоков А. История зарубежной фотожурналистики. М., 2008.
10. Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. Общее и особенное в художественно-техническом конструировании периодических изданий. – М., издательство МГУ, 1984.
11. Головко Б. Н. Фотожурналистика. М.,2004.
12. Есин Б.И. История русской журналистики (1703–1917): Учебно-методический комплект – М.: Наука, 2000.
13. Ефимов М.В. и др. Технические средства переработки текста и иллюстраций – М.: «Мир книги», 1994.
14. Земляниченко А. Это - репортаж // Секреты мастеров фотографии, спецвыпуск Digital Photo, 2015, № 2, с. 183-188
15. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. М.: издательство МГУ, 2014.
16. Морозов С. Творческая фотография – М., 1989.
17. Ныркова Л.М. Как делается газета: Практическое пособие – М., ТОО «Гендальф», 1998.
18. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917. – 90-е гг.): Учебное пособие / Под редакцией Я.Н. Засурского – М., издательство МГУ, 1999.
19. Табашников И. Газета и дизайн. – Тюмень, 1994.
20. Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. – Воронеж.
21. Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты – Государственный университет. – Воронеж, 2000.
22. История печати: Антология – М., Аспект Пресс, (серия «Классика журналистики»), издательство МГУ, 2000.
23. История русской журналистики. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 2004
24. Кальянов А.Ю. Кинематограф и фотографическая хроника в политической и культурной жизни Петрограда в 1917- первой половине 1918 гг. Автореф. канд. дисс. СПб., 1997.
25. Майкл Лэнгфорд «Библия фотографии. Мировая классика фотоискусства» Под редакцией А. Лапина. - 7е издание. - М.: «Эксмо», 2010
26. Щелокова Г. Сергей Максимишин. Лотерейный билет от Бога // Digital Photo, 2014, № 10 (54), с. 30-33.
27. Щит В.А. Основы цифровой фотографии. М., 2012.
28. Курский Л.Д. Фотографическая периодика России на рубеже веков [Электронныйресурс], – http://www.photohistory.ru/RusFotoPer.html – статья в интернете.
29. Фотожурналистика [Электронный ресурс], – http://constitutions.ru/archives/1854/2 – статья в интернете.
30. История фотографии [Электронный ресурс], http://www.PhotoIsland.ru – статья в интернете.
31. Искусство фотографии [Электронный ресурс], http://craftphoto.ru/pg/oglavlenie.htm - статья в интернете.
32. Тимур Мустаев. Основные правила композиции, без которых получить красивую фотографию невозможно [Электронный ресурс], http://fotorika.ru/osnovy-fotografii/osnovnie_pravila_kompozicii.html - статья в интернете.