Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что изменения условий в функционировании государства, которые характерны для XXI века, принесли много нового в развитие взглядов и научных изысканий в области содержания деятельности прокуратуры. Это привело к появлению множества теоретических идей и практических положений относительно совершенствования деятельности прокуратуры. В настоящий момент все еще актуально стоят вопросы о границах полномочий прокуратуры, о необходимости разделения ее функций и ответственности сотрудников прокуратуры.
3
Правильно организованная деятельность должна в первую очередь исходить из факта признания прокуратуры в качестве органа власти. Сегодня в науке статус прокуратуры довольно спорен в связи, с чем ведутся довольно острые дискуссии о принадлежности прокуратуры к той или иной ветви власти.
Если проанализировать основные взгляды на данный вопрос, можно вполне точно выделить основные концепции встраивания прокуратуры в механизме государственной власти: в первую очередь прокуратура должна состоять при суде и быть такой же независимой и самостоятельной как от исполнительной, так и от законодательной власти; во вторых прокуратура – это специальный орган преследования; в-третьих – это орган государства, который не зависит от других ветвей власти, прокуратура может зависеть только от закона. Дискуссии развиваются вокруг данных позиций.
Одна из основных функций государства заключена в реализации правоохранительной деятельности и правосудия. Установленные государством правовые запреты призваны охранять более существенные социальные отношения, от непоколебимости которых будет зависеть безопасность не только отдельно взятой личности, но и всего общества в целом.
Данная тема является достаточно научно-разработанной – многие авторы посвятили свои исследования статусу прокуратуры РФ. Так, по вопросам, связанным с деятельностью прокуратуры высказывались такие известные специалисты в области права как Суханов Е.А., Степанюк А.В., Новицкий И.Б., однако и на сегодняшний день остается ряд актуальных вопросов, требующих исследования. Законодательство, регулирующее деятельность прокуратуры, активно реформируется.
Глава 1 Правовые основы деятельности прокуратуры
1.1 Понятие структуры органов прокуратуры РФ
Прокуратура это своего рода специальный наблюдатель за общественно значимыми интересами. Достигается такая цель прокуратуры через реализацию ее функций, которые прямо предусмотрены законодательством.
Сам термин функция, произошел от латинского «functio» - исполнение, совершение. Данный термин в зависимости от контекста, в котором оно употребляется, может быть синонимом обязанности или круга, направления деятельности.
Некоторые исследователи содержащийся в ст. 1 ФЗ о прокуратуре, понятие функция заменяют термином основное направление деятельности . По нашему мнению в теории данные понятия все же следует разграничивать, так как у них разное значение.
В.П. Рябцев, говоря о деятельности прокуратуры, к ее основным направлениям относит приоритеты в ее деятельности, от обеспечения которых будет зависеть законность и правовой порядок. Постоянным приоритетом надзорной деятельности прокуратуры, по мнению автора, становится вопрос соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Так как это касается многих сфер правовых отношений, учитывая состояние законности, выделяют многие сферы правовых отношений (трудовые, жилищные, пенсионные и иные права граждан) .
4
Такое мнение поддерживается и Сухаревым А.Я. . А вот Винокуров Ю.Е. направление деятельности прокуратуры понимает надзор за исполнением конкретно взятого закона, которым регулируются общественные отношения в определенно взятой сфере, при этом автор выделяет почти тридцать различных направлений .
Так, профессор Королев Г.Н. в своей статье «Сохранится ли прокуратура России как единая система?», размышляя над местом прокуратуры в системе органов государства, задается вопросом «будет ли прокуратура РФ и впредь составлять единую самостоятельную систему либо будет частью другой системы? И тогда закономерен вопрос - частью какой системы? Не хотелось бы строить домыслы, но вполне можно предположить, что этой системой может стать Министерство юстиции». Кроме того, автор указанной статьи указывает, что в связи с внесением конституционных поправок, в результате которых глава государства приобрел новые полномочия по формированию прокурорского корпуса высшего и среднего эшелонов, представляется целесообразным внести предложение о том, что Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью прокуратуры России.
1.3 Функции прокуратуры как государственно-правового института
Пункт 1 ст. 1 ФЗ о прокуратуре говорит, о том, что к основной функции прокуратуры относится надзор за соблюдением Основного Закона Российской Федерации и исполнением законов, которые действуют на территории России. Пункт 2 вышеупомянутой статьи говорит и об иных функциях прокуратуры, в том числе и о надзорных, и о таких, как вопросы уголовного преследования и координации деятельности правоохранительных органов.
По нашему мнению понятие функции прокуратуры необходимо сформулировать таким образом: «вид деятельности, который определен федеральным законодательством, обусловленный целями и задачами прокуратуры, имеющий свой предмет и реализуемый через полномочия, которые специально предусмотрены в законе».
Помимо прочего прокуратура наблюдает и за законностью действий органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и за издаваемыми ими актами. Решается такая задача путем государственного принуждения. Хотя следует сказать, что у чиновников такая мера воздействия вызывает не довольствие. Реакция с их стороны нередко переходит в открытое противостояние и отрицания права прокуратуры действовать самостоятельно.
Глава 2 Полномочия и особенности организации прокуратуры РФ на современном этапе
2.1 Полномочия органов прокуратуры РФ
Статья 1 закона «О прокуратуре Российской Федерации» гласит, что координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является основным направлением деятельности прокуратуры. Правоохранительные органы в своей деятельности независимы, и каждый обладает своими конкретными полномочиями. Прокуратура не подменяет ни один
5
правоохранительный орган, однако в силу полномочий, установленных законом, осуществляет координацию правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью. Такая деятельность направлена на решение общих задач, сознания общих методов для борьбы с преступностью.
По большому счету полномочия прокуратуры в области координации заключаются в аналитической работе, в изучении преступности, а также в разработке методов и способов по устранению пробелов в работе, органы прокуратуры участвуют в профилактике преступности.
Ключевыми полномочиями можно определить такие как: проведение координационных совещаний, издание методических рекомендаций, проведение семинаров, правовое информирование граждан, создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений.
Проведение координационных совещаний включает в себя объемную работу.
Помимо прокуроров в состав координационного совещания входят главы других уполномоченных органов. Также участниками совещания могут быть научные работники, представители СМИ.
Целью совещаний являются актуальные вопросы по борьбе с преступностью.
Также на координационных совещаниях рассматриваются вопросы, касающиеся исполнения планов основных мероприятий по борьбе с преступностью принятых ранее, и намечаются меры по повышению эффективности работы правоохранительных органов, а также способов выявления и пресечения преступлений в разных сферах на следующие полугодие.
Немаловажный эффект оказывает сотрудничество и обмен информацией между различными органами осуществляющими борьбу с преступностью. Обмен информацией способствует выявлению причины и условия, способствующие развитию преступности, а также определяет методы борьбы с ней. Главным приоритетом такого сотрудничества можно назвать оказания содействия в выполнении тех или иных задач.
Одним из важных полномочий прокуратуры можно также назвать создание следственнооперативных групп для расследования конкретных преступлений. Такое сотрудничество обеспечивает более полное и эффективное выявление, пресечение преступлений. Такие общие мероприятия оказывают положительное воздействие на снижение уровня преступности и помогают более слаженно справляться с ней.
2.2 Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации
Принимая во внимание, что прокурор является представителем ветви власти, в научной литературе идет дискуссия в какую же именно ветвь власти следует причислить прокурора. В свете новейших видоизменений, которые внесены в Конституцию РФ, по всей видимости – это судебная власть . В связи с тем, что гл. 7 Основного Закона стала носить название «Судебная власть и прокуратура», однако известно, что ни один орган не может подменять собой суд.
В зарубежном опыте имеет место несколько вариантов решения этого вопроса. В таких странах как США, Дания или Швеция прокуратура отнесена к исполнительной власти, а вот в Болгарии,
6
Латвии, Грузии, Испании – это судебная власть. Франция, Германия, Бельгия отводят прокуратуре промежуточную роль между исполнительной властью и судебной. В некоторых странах прокуратура занимает самостоятельное место, и не принадлежит ни к одной ветви власти, такое положение дел можно наблюдать в Сербии, Индонезии и в большинстве стран СНГ. А вот в Венесуэле, прокуратура фактически отнесена к контрольной власти.
По нашему мнению, в Конституции РФ следовало бы закрепить отдельную главу о прокуратуре, чем закрепило бы правовой статус органов прокуратуры и определило бы место в системе разделения властей.
Так, в действующем уголовно-процессуальном законодательстве содержится достаточно размытое понятие «прокурор», которое собственно состоит в перечислении должностных лиц единой системы органов прокуратуры.
Согласно п. 31 ст. 5 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) прокурор – это Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные прокуроры, заместители и другие должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделены определенными полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
2.3 Недостатки в работе органов прокуратуры и предложения по совершенствованию законодательства
На основании ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации наравне с такими типами судебного производства как конституционное, гражданское и уголовное выделяют административное судебное производство.
До принятия Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) в научных источниках литературы, возможно, было найти разные подходы к определению административного судебного производства.
Ряд ученых определяли административное судебное производство в качестве типа судебного процесса, которое представляет собой деятельность суда общей юрисдикции, а также арбитражного суда в области рассмотрения дел, которые возникают из административных, а помимо этого других правовых отношений, которые реализованы в полном объеме либо частично во время разрешения органом публичной администрации в пределах административного процесса соответствующего административного дела .
Пешкова Т.В. под административным судоебным производством предложила рассматривать самостоятельный тип правосудия в области рассмотрения и разрешения в особенном процессуальном порядке административно-правового спора между гражданином, организацией, общественным объединением и органом публичной власти для защиты прав, свобод и законного интереса частного лица от нарушения со стороны органа публичной власти .
7
В результате ввода КАС РФ, изменения затронули процессуальное положение прокуроров в судебном процессе.
Исходя из норм п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» во время нарушения прав, а также свободы любого гражданина России, которые защищают по правилам гражданского и административного судебного производства, когда пострадавшие исходя из состояния здоровья, возраста прочих причин не имеют возможности лично отстаивать в арбитражном суде свои права и свободы либо если нарушены права и свободы большого числа граждан или в результате других обстоятельств нарушение приобретает особенное общественное значение, прокуроры предъявляют и поддерживают в арбитражном суде иски в интересах пострадавших.
Одним из ведущих нормативных актов, регламентирующих участие прокурора по делу об административном правовом нарушении, выступает Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 февраля 2015 № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях» , в котором указано на обязанность рассматривать участие прокурора в производстве по делу об административном правовом нарушении в качестве действенного средства по укреплению законности по правовым отношениям, которые возникают из административного правового нарушения.
Статья 26.4 Кодекс об административных правонарушениях РФ закрепляет полномочия Генерального прокурора РФ и назначаемых им прокуроров, которые осуществляют в рамках своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ, а также выполнением действующего на территории России законодательства во время производства по делу об административном правонарушении, кроме дел, находящихся в производстве судебных органов.
В ст. 25.11 КоАП РФ конкретизировали полномочия прокуроров в области дел об административном правовом нарушении, так они имеют право:
возбудить производство по делам об административных правовых нарушениях;
принимать участие в рассмотрении дел об административных правовых нарушениях;
приносить протесты на постановления по делам об административных правовых нарушениях, не смотря на принятие участия в делах.
В юридических источниках литературы вопросы участия прокуроров с функциями надзора за органом административной юрисдикции по делу об административно-правовых нарушениях спорные.
Например, со слов А.Н. Гуева, если прокуроры участвуют в процессе исходя из норм ст. 25.11 КоАП, то есть в качестве лиц, управомоченных возбуждать дел об административном правонарушении, то они занимают процессуальное положение лиц, участвующих в производстве .
Макаренко М.А. указывает на то, что нужно разграничивать надзорные функции прокуроров и их процессуальные права .
Ломакин В.И. поддерживает мнение, на основании которого прокуроры, возбудившие дело об административном правовом нарушении, выполняют надзорную функцию как во время административного расследования, так и во время рассмотрения дел .
8
Заключение
Таким образом, в качестве вывода отметим, что прокуратура является единым, нужным и централизованным органом государственной власти.
Независимость и самостоятельность органы прокуратуры приобрели, пройдя ряд этапов своего развития, определить которые можно на основании ряда особенностей регулирования организации прокуратуры и ее деятельности на определенном отрезке истории.
В момент реформирования правоохранительных органов на нынешнем этапе, прокуратура стала терять некоторые свои правоохранительные направления деятельности, однако не потеряла своей значимости. Прокуратуру нельзя рассматривать как орган судебной власти, ввиду чего есть необходимость все же определить ее место в системе разделения властей. В Российской Федерации прокуратура может занять место четвертой власти – контрольной. Следует сказать, что истинное значение прокуратуры проявляется не только лишь тогда, когда исполняется веление государства, а тогда, когда прокуратурой предупреждается нарушение юридических предписаний со стороны разных участников общественных отношений, исправляет ошибки и устраняет предпосылки их появления. Ввиду этого работа прокуратуры не исчерпана только государственным принуждением.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
26. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
19
27. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
28. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
29. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах". // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
30. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
31. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
32. Андриянов В.Н. Новые направления деятельности прокуратуры России в современных условиях: проблемы и перспективы. // Известия байкальского государственного университета. 2011. № 5. С. 133-137.
33. Алиев Х.О., Заидова М.У. Общий надзор как одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры. // Евразийский юридический журнал. 2015. № 9. С. 216-217.
34. Берова Д.М. К вопросу о роли и значении понятия «уголовное преследование» для определения содержания функции обвинения в уголовном судопроизводстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2012. – № 5. – С. 119.
35. Буглаева Е.А., Тетюев С.В. О новых полномочиях прокурора в досудебном производстве // Российская юстиция. – М.: Юрист, 2010. – № 1. – С. 40.
36. Витохина Д.М., Зеленская Л.А. Прокурор как лицо, участвующее в деле в административном судопроизводстве / Д.М. Витохина, Л.А. Зеленская – Изд. Вестник Краснодарского университета МВД России, - 2015., - с. 231-234.
37. Винокуров, А. Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов / А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров; под общей редакцией А. Ю. Винокурова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 353 с.
38. Ефанова В.А. О функциях прокурора в досудебных стадиях современного российского уголовного процесса. // Воронежские криминалистические чтения. 2010. № 12. С. 159-166.
39. Загвязинская О.А., Астахова М.А. Функциональный статус прокурора как субъекта административного судопроизводства // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Т. 2. № 4. С. 76-85.
40. Концевой А.В. Процессуальное положение прокурора по Кодексу административного судопароизводства РФ // В сборнике: Прокуратура: вчера, сегодня, завтра (Сухаревские чтения) сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2017. С. 319-324.
41. Карпова А.И. Формы участия прокурора в рассмотрении судами административных дел в порядке административного судопроизводства // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 2 (98). С. 18-21.
20
42. Максимова, К.А. Механизмы взаимодействия полномочных представителей президента Российской Федерации с органами полиции, следствия и прокуратуры в Федеральных округах /К.А. Максимова //Право и политика. - 2013. - №7. - С.899
43. Павлова Н.В. Место и роль прокуратуры в конституционной системе органов государственной власти Российской Федерации в механизме защиты прав и свобод граждан /Н.В. Павлова //Глобальный научный потенциал.-2014. - №4. - С.101-106.
44. Пешкова, Т.В. Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции в Российской Федерации / Т.В. Пешкова. – Воронеж, 2014. – 203 с.
45. Помазанова Н.С. Новеллы с принятием Кодекса административного судопроизводства в процессуальном положении прокурора // В сборнике: Правовые, социально-гуманитарные и экономические проблемы в фокусе научных исследований Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. Под общей редакцией С.Е. Туркулец. 2016. С. 263-271.
46. Павловская М.В. Особенности участия прокурора в административном судопроизводстве / М.В. Павловская – Изд. «Законность», - 2016., - с. 3-7.
47. Субанова Н.В. Деятельность прокурора по осуществлению уголовного и административного преследования: вопросы процессуальной регламентации. / Н.В. Субанова - Изд. «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Москва)», - 2016., - с. 29-35.
48. Тетюев С.В. Законодательство о прокуратуре и направлениях ее деятельности. // Библиотека криминалиста. 2010. С. 16.
49. Шагиев Б.В. Прокуратура РФ: основные направления деятельности на современном этапе развития России. // Право и государство. 2011. № 1. С. 28-33.
50. Юсуфов А.Ш. Основные направления деятельности Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 2. С. 198-202.