Фрагмент для ознакомления
2
составить своего рода план оценки ответа сокурсника, который позволит проанализировать глубину и полноту ответа, логику и последовательность изложения мыслей. Можно применять метод рецензирования ответа товарища: в данном случае не следует пренебрегать обучением студентов первостепенным правилам проведения рецензий. Когда у студентов будет возможность проанализировать ответ товарища, оценить его, они смогут принять участие в обсуждении, так, будучи привлеченными к совместной работе. К тому же, можно позволить студентам задавать вопросы своему товарищу, приводить практические примеры и анализировать их. Так, достаточно целесообразно использовать гармоничное сочетание индивидуального и фронтального опросов. В необходимых случаях необходимо помогать студенту, задавая наводящие вопросы. Длительность таких опросов напрямую зависит от вида занятия, дисциплины, индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, заключительной частью устного опроса является анализ озвученных студентами ответов. Преподаватель вправе дать оценку, озвучив положительные аспекты и возможные недочеты с целью выявления степени усвоения и понимания материала. В рамках оценки учитываются логичность, полнота ответа, корректность, культура речи, а также навыки связывания теоретических положений и практических аспектов в контексте будущей профессиональной деятельности. В целях оптимального использования временных ресурсов многие преподаватели осуществляют комбинацию опросов, которая содержит в себе и устные формы, и письменные работы.
Другим методом контроля знаний выступает письменная проверка. Данный метод является не менее важным по сравнению с устными опросами. Однородность работ, выполняемых студентами, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования. Использование данного инструмента предоставляет возможность в наиболее короткие сроки осуществить проверку усвоения учебного материала всеми студентами группы, а также определить необходимые направления индивидуальной работы. Письменная проверка может быть организована как в рамках аудиторной работы, так и за ее пределами – домашние задания [17, 18].
В зависимости от изучаемой дисциплины письменные работы могут быть различными по форме и содержанию: сочинения, эссе, отчеты, рефераты, составление тезисов, схем, решение практических задач и проч. С точки зрения продолжительности выполнения письменные работы могут быть кратковременными (8-15 минут), а также более длительными, но не более одного академического часа (45 минут). Для достижения большего уровня самостоятельности выполнения работ, как правило, студентам могут быть предложены различные варианты проверочных письменных работ.
При осуществлении проверки и последующей оценке письменных работ проводится соответствующий анализ результатов, выявляются недочеты и возможные ошибки, а также формулируются причины, которые могли привести к неудовлетворительным оценкам. Если преподаватель в процессе проверки сталкивается со значительным количеством однотипных ошибок, это может свидетельствовать о недостаточном уровне усвоения студентами материала, что должно повлечь за собой последующий его разбор и анализ. Важно обратить внимание на работы, получившие в результате высокие оценки, поскольку такие работы могут быть примером оригинальности, полноты, структурированности и логичности изложения материала. Среди основных форм письменной проверки необходимо обозначить [17]:
Самостоятельная работа: может проводиться для целей текущего и периодического контроля. В рамках текущей проверки работы, как правило, являются небольшими по своему объему и содержат задания в основном в рамках темы учебного занятия. Здесь прослеживается четкая взаимосвязь проверки и конкретного занятия. Говоря о периодическом контроле следует отметить, что такие самостоятельные работы обычно больше по объему и продолжительности выполнения.
Предметные и технические диктанты. Данный метод широко используется для осуществления текущего контроля. С помощью данных диктантов представляется возможным осуществить подготовку студентов к усвоению и применению изученного материала, формированию навыков и умений. Как правило, для проведения диктантов подбираются вопросы, которые не требуют длительного обдумывания и подразумевают краткий ответ.
Сочинения и рефераты (эссе). Данные типы контроля знаний целесообразны для обобщения и повторения изученного учебного материала. Такой тип проверки позволяет систематизировать и структурировать знания, а также выявить способности к грамотному и логичному раскрытию темы. В процессе подготовки сочинения или реферата студент мобилизует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным опытом, четко понимает свою жизненную позицию, делится собственным взглядом на ту или иную проблему, учится формировать этот взгляд. Главное, на что обращает внимание преподаватель в процессе проверки: соответствие содержания теме, полноту раскрытия материала, последовательность и логику суждения.
Можно отметить, что зачастую в качестве метода контроля применяют домашние письменные контрольные работы, на выполнение которых отводится порядка 10 или 15 дней в среднем. Выполнение таких работ серьезной самостоятельной работы с различными источниками информации: книгами, научными статьями и другими.
Следующий метод, занимающий особе место в системе контроля знаний обучающихся – практическая проверка. Известно, что основной целью обучения студентов по программам СПО выступает не только усвоение определенной системы профессиональных знаний, но и формирование высокой степени профессиональной практической готовности к решению реальных производственных задач. И поэтому практическая проверка нацелена на выявление умений студентов решать практические задачи. Так, студент должен объяснить и аргументировать принятие того или иного решения, выбор тех или иных средств достижения конкретных производственных целей.
Данный метод наиболее широко применяется в контексте изучения специальных профессиональных дисциплин, при выполнении дипломных проектов, курсовых работ, а также при прохождении производственной практики на предприятии.
В рамках осуществления практической проверки могут быть использованы самые разнообразные задания: проведение измерений, опросов, разработка конкретной программы, проведение эксперимента, анализ производственной ситуации и многое другое, имеющее отношение к реальному положению дел. Помимо этого, в процессе выполнения студентами лабораторных и практических работ преподаватель может оценить их способность и умения пользоваться конкретным инструментарием, системой расчетов, оформлять отчеты и делать выводы по итогам того или иного анализа.
Широкое применение в рамках практических занятий находит такой метод, как деловые игры, которые позволяют определить уровень готовности студента к практической деятельности, способности к анализу и синтезу, обобщению, сравнению, применению знаний в нестандартных условиях.
Практическая проверка выступает ведущим методом контроля в период производственной практики. Контроль, знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретной производственной деятельности, так и по ее результатам. В качестве основных критериев оценки деятельности студентов необходимо обозначить: корректность применения приемов и инструментов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду деятельности.
Справедливо можно отметить, что в последние годы работа по совершенствованию методов и средств контроля заметно активизировалась. К примеру, зачастую можно встретить такой инструмент как тестирование, опросы, реализуемые с помощью специализированных контролирующих устройств и комплексов, которые позволяют обеспечить регулярную «обратную связь» от обучаемых к преподавателю.
Наконец, стандартизированный контроль, как метод контроля знаний, предусматривает разработку специализированных тестов. Как отмечает Тригуб Г.Я., тестирование на сегодняшний день стало достаточно распространённым явлением в системе образования. По общему признанию экспертов, тесты обладают наибольшей объективностью из известных способов контроля знаний и значительно большей возможностью охвата контролируемого материала [24].
Тест, как правило, состоит из двух частей: задания и эталона. Задание выдаётся студентам для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. При осуществлении сравнительного анализа ответов студента и эталона можно судить о степени качестве усвоения образовательного материала.
В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов студентов на различные вопросы, часто с возможностью выбора правильного ответа из нескольких. Корректность ответа может быть проверена двумя способами: либо с помощью компьютера, либо путем личной проверки человеком – преподавателем. При компьютерной проверке ответы сравниваются автоматически с эталонами, и машина в последующем выдает оценку, формируемую на основе ранее заданных критериев. Если работа проверяется преподавателем: сравнение осуществляется на основе заранее подготовленных шаблонов – правильных ответов. Важно отметить, что тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторных временных ресурсов проверить всех студентов. Основной недостаток данного типа контроля — ограниченность области применения, что позволяет его применять чаще в рамках текущего контроля.
Несмотря на значительное разнообразие характера заданий, которые находят свое применение в рамках осуществления стандартизированного контроля, с точки зрения структуры их можно свести к двум основным типам [24]:
Избирательный: основан на таких видах деятельности обучающихся, как узнавание, припоминание;
Конструированный, который основан на припоминании и дополнении.
Избирательные задания получили большее распространение в виду простоты анализа и технической реализации. К каждому вопросу подобного задания предлагается несколько ответов на выбор, студенты должны найти среди них правильный. Среди избирательных заданий можно выделить альтернативные, множественного и перекрестного выбора. Альтернативные подразумевают возможность выбора между «да» и «нет». Поскольку в таких заданиях велика степень «угадывания», они используются реже. Задания множественного выбора направлены на предоставление возможности выбора ответа из нескольких, среди которых могут быть такие варианты, как «не правильного ответа», «не знаю». Значительная часть применяемых в СПО контролирующих устройств рассчитана на избирательные задания.
Задания перекрестного выбора, или задания на сопоставление, состоят в установлении соответствия между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в произвольном порядке.
Задания с конструируемыми ответами выполняются путем внесения дополнений, формул, определений и т.п. В тексте заданий имеются соответствующие пропуски, куда студентам необходимо записать соответствующий ответ в формате слова, сочетания слов, формулы или числа.
Следует дополнительно отметить, что в последнее время активно стали применяться методы самоконтроля и взаимопроверки. Так, самоконтроль призван активизировать познавательную деятельность студента, выработать умения находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования. Перед самостоятельной работой студенты получают инструкцию о выполнении работы и ключ для самопроверки. Инструкция должна показать студентам, какие знания и умения контролируются, а ключ содержит правильные ответы, по которым студенты сверяют результаты работы и вносят необходимые исправления. Подобным образом осуществляется и взаимопроверка, в ходе которой студенты проверяют друг у друга выполнение заданий.
Таким образом, становится очевидно, что в современной практике находит свое применение значительное количество разнообразных методов контроля знаний студентов, обучающихся по программах СПО в соответствующих образовательных учреждениях. Совокупность обозначенных методов и их оптимальное гармоничное сочетание призваны сформировать объективное представление о степени усвоения студентами материалов образовательных программ.
1.2. Формы контроля знаний студентов, обучающихся в учреждениях СПО
Следующей не менее важной категорией контроля образовательного процесса выступают формы контроля. Как правило, действующие учебные программы и планы учреждений среднего профессионального образования предусматривают такие формы контроля умений и знаний, как зачеты, контрольные работы, дипломные проекты, государственные экзамены. Более детально система форм контроля представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2. Формы контроля знаний в учреждениях СПО [составлено по: 5, 15, 17]
Проверка, осуществляемая в различных формах итогового контроля, во многом определяется характером контрольных заданий и информацией, заключенной в них. Все это требует тщательного, обоснованного отбора заданий.
Задания, вынесенные для осуществления контроля должны в полной мере отражать сведения и цели изучения той или иной образовательной дисциплины, а также составляться в полном соответствии с требованиями учебных программ.
В качестве основных параметров, которые должны быть учтены при формировании содержания проверочных заданий следует отметить следующие:
Достижение полноты объема проверяемого учебного материала. К примеру, при проведении семестрового контроля перед студентами, как правило, ставятся вопросы, которые позволят проверить изучение материала всех пройденных разделов за семестр. Если речь идет о годовых экзаменах, то, соответственно, осуществляется проверка всего материала, пройденного за учебный год. Когда проверку проводят по отдельно взятому разделу программы с помощью соответствующей контрольной работы, то задания должны включать вопросы, которые позволят определить усвоение логически завершенного объема учебного материала.
Обобщенный характер. Известно, что в процессе обучения студенты овладевают различными знаниями, умениями, навыками. На основе одних заданий и умений можно решать частные задачи, на основе других более широкие, общие. Так, постановка одних вопросов позволит оценить степень усвоения отдельных частных понятий, а постановка иных вопросов сможет указать на знание обобщенных понятий, явлений и событий. Наиболее обобщенные или сложные знания и умения включают в себя частные, их составляющие. Итоговая проверка всегда должна обеспечивать контроль усвоения системы знаний и умений. Это подразумевает необходимость подбора таких заданий или вопросов, ответы на которые предполагают усвоение максимального числа исходных понятий и действий. Содержание контрольных заданий должно быть основано на предварительном тщательном анализе элементов предоставленного в процессе обучения теоретического и практического материала и соотноситься с аспектами будущей профессиональной деятельности студентов.
Продуктивность и прикладной характер. Данный параметр подразумевает обеспечение продуктивной и эффективной работы студентов, что достигается путем решения практических заданий и профессиональных задач. В процессе выполнения подобных задач студент предоставляет обоснование и аргументацию своего решения, что позволит установить степень владения студентом теоретическими знаниями и практическими аспектами, лежащими в основе данного способа деятельности.
Направленность на активизацию познавательной деятельности студентов. Когда студенты решают конкретные практические задачи, они так или иначе сталкиваются с проблемой и ищут пути ее решения. Необходимо широко использовать постановку таких вопросов, которые не только требовали бы воспроизведения учебного материала, но и побуждали студентов к поисково-исследовательской деятельности, к примеру, в рамках сравнения различных явлений и процессов, установление взаимосвязей между ними, определение характерных черт, признаков и особенностей предметов и явлений.
Основные формы контроля в учреждениях СПО также имеют свои особенности. Известно, что контрольные работы, как правило, проводятся после завершения изучения того или иного модуля конкретной дисциплины. Особое значение имеют контрольные работы по дисциплинам, имеющим прямое отношение к приобретаемой специальности. Утверждением специальных проверочных работ в основном занимается руководство учебного заведения.
При установлении сроков проведения специальных контрольных заданий важно учитывать предельно допустимую нагрузку на студентов. Так, необходимо обеспечить функционирование такой системы контроля, при которой сроки проведения, количество и объем письменных работ по каждой дисциплине были согласованы с другими предметными (цикловыми) комиссиями. Именно поэтому целесообразным является составление специальных графиков проведения контрольных работ, что призвано помочь рационально распределить данные работы в течение семестра и скоординировать общую загрузку студентов.
В качестве основным видов контрольных работ, которые применяются в учебных заведениях СПО можно обозначить [11]:
Теоретические, которые позволяют проверить усвоение студентами основных теоретических понятий, закономерностей, выявить умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений;
Практические работы, с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных практических задач;
Комплексные, содержащие комплекс заданий как теоретического, так и практического характера.
При проверке контрольных работ преподаватель исправляет каждую ошибку, определяет полноту изложения вопроса, качество и точность расчетной и графической части, указывает развитие письменной речи, четкость и последовательность изложения мысли. Именно такой тип проверки способен выявить возможные пробелы, ключевые особенности и позитивные аспекты изложения материала конкретным студентом, выработать ряд рекомендаций как для конкретного студента, так и для совершенствования образовательного процесса.
Известной формой итогового контроля является зачет, который проводится в рамках как семестрового контроля, так и после прохождения производственной или преддипломной практик. Однако, к примеру, по результатам учебной, производственной и преддипломной практик, студенты могут получать зачет с дифференцированной оценкой.
Для того, чтобы получить зачет по практике студентам требуется предоставить дневник прохождения практики, отчет по практике, который содержит, как правило, основные характеристики предприятия, его сильные и слабые стороны, информацию о маркетинге, клиентах и конкурентах, а также предложения по совершенствованию того или иного производственного процесса в зависимости от специальности, в рамках которой проходила практика и осуществляется обучение. Помимо этого, требуется предоставить отзыв руководителя практики от предприятия. Зачастую уполномоченными преподавателями может быть организовано специальное собеседование со студентами по итогам прохождения практики: защита отчетов.
Особое значение при формировании итоговой оценки имеют приобретенные практические навыки, возможный персональный вклад в деятельность организации, степень участия в тех или иных видах деятельности учреждения. Позитивную оценку получают ответы студентов, которые содержат в своей структуре не только описание компании и ее особенностей, но и возможные аналитические умозаключения, практические рекомендации, основанные на проведенном анализе деятельности компании или ее отдельного подразделения. Поэтому в этой связи к вопросу прохождения практики следует относиться более чем серьезно.
Формой контроля выполнения практических и лабораторных работ также является зачет, который формируется по мере предоставления студентами в соответствии с учебными планами и программами результатов графических, расчетных и иных видов практических работ (рефератов, НИР, других домашних заданий).
Если в арсенале студента есть работы и дисциплины, по которым зачет не получен, это может служить основанием недопуска к сессии.
Говоря о такой форме контроля, как квалификационные испытания, необходимо отметить, что они, прежде всего, имеют отношение к обучающимся по техническим специальностям. Так, данные испытания призваны оценить и проверить наличие у студента знаний, навыков и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по конкретной рабочей профессии (специальности) [11].
Как правило, на основании Положения о производственной практике проведением квалификационных испытаний занимаются специальные комиссии, собранные из специалистов базовых предприятий и преподавателей образовательного учреждения.
Показать больше