Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы сохранения, развития и приумножения объектов культурно-исторического и природного достояния в современном мире приобретают все большую степень значимости и актуальности. Возможность сохранять историческую память, поддерживать и оберегать окружающую среду позволяет формировать необходимые условия для гармоничного развития общества и каждого человека в частности.
Каждое государство в той или иной степени обладает определенным перечнем объектов, составляющих культурно-историческое и природное наследие. Многими странами признается необходимость оказания всесторонней поддержки данных объектов ввиду их важнейшего исторического и социально-экономического значения. Так, государство Туркменистан выгодно отличается от иных стран своим уникальным перечнем объектов культурно-исторического и природно-географического характера, которые в известной степени требуют защиты, развития и поддержки.
2
ГЛАВА 1. КЛЮЧЕВЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА ТУРКМЕНИСТАН
1.1. Географическое положение и особенности природопользования
Туркмения, или Туркменистан – это суверенное государство со столицей в городе Ашхабад, которое располагается в Средней Азии, граничит с Ираном и Афганистаном на юге, с Узбекистаном и Казахстаном – на севере. Туркменистан омывается Каспийский морем на западе, а выхода к Мировому океану не имеет.
Государство Туркменистан стало независимым 27 октября 1991. Нейтралитет и членство в ООН Туркмения обрела 2 марта 1992 года. [29]
С точки зрения административно-территориального деления необходимо отметить, что в Туркменистане существует шесть отдельных территориальных единиц, которые называются велаятами. Пять из обозначенных административно-территориальных единиц напрямую являются велаятами, а одна территориальная единица имеет права велаята (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1. Административно-территориальное деление Туркменистана [18]
Городом с правами велаята является Ашхабад, остальные пять велаятов представлены ниже [29] (нумерация соответствует цифрам на рисунке 1.1.).
1. Ахалский велаят с административным центром в Аннау;
2. Балканский велаят с центром в Балканабате;
3. Дашогузский велаят с центром в Ташаузе;
4. Лебапский велаят с административным центром в городе Туркменабарт;
5. Марыйский велаят с центром в городе Мары.
Так, Ахалский велаят выступает прародиной ахалтекинской породы лошадей. Следует отметить, что по итогам 2017 года, на долю велаята пришлось порядка 10,6% промышленного производства, а это пятое место среди велаятов страны. Особое развитие здесь получила газовая отрасль – району принадлежит 3-е место в стране по добыче газа – 16,5%. Помимо газовой отрасли, велаят ориентирован на химическое, текстильное производство и производство строительных материалов. Ахалский велаят занимает 2-е место в стране по производству минеральных удобрений, что составляет 20,1%, а по производству обуви – первое место с долей 47,6%. [18]
В велаяте также представлены уникальные природно-географические достопримечательности, среди которых газовый кратер Дарваза, подземное озеро Ков-Ата, поселок Нохур и другие объекты. Общее количество знаковых мест – 6. [25] Сам велаят располагает значительными рекреационными ресурсами, которые позволили создать здесь соответствующие зоны отдыха – «Арчман», «Гёкдере», «Йылысув».
Балканский велаят по своей территории является самым крупным в стране, что составляет более 28%. Данный регион обладает значительным количеством запасов минерально-сырьевых и топливных ресурсов, а также весомым количеством земель, пригодных для сельскохозяйственного освоения. По производству промышленной продукции велаят занимает второе место в стране с показателем 25,8% (по состоянию на 2017 год). В 2017 году велаят занимал первую позицию по добыче нефти (93%) и четвертое место по добыче газа (15%).
3
1.2. Структура и современное состояние социально-экономической сферы Туркменистана
Известно, что географическое положение страны и соответствующие природно-ресурсные особенности во многом оказывают влияние на развитие социально-экономической и политикоправовой сфер государства. В этой связи в рамках настоящего раздела целесообразно осветить ключевые аспекты развития соответствующих сфер Туркменистана.
По итогам 2018 года, несмотря на определенную нестабильность мировой рыночной конъюнктуры, по оценке аналитического обозревателя SNG.Today Валентина Трапезникова, Туркмения смогла продемонстрировать ряд определенных социально-экономических достижений. [39]
Ключевыми показателями обозначенных достижений могут являться следующие сведения: [39]
С момента приобретения Туркменистаном статуса независимого государства объем основных инвестиций в экономическую сферу страны вырос более чем в 340 раз. Порядка 68% инвестиций были ориентированы на производственную сферу, результатом чего стало строительство 2600 объектов социально-культурного и производственно-технического назначения.
Развитие среднего и малого предпринимательства: без учета топливно-энергетического комплекса доля ВВП негосударственного сектора смогла достичь 68%.
Активизация строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия.
Открытие нового предприятия по производству стекольной продукции как составного элемента крупного промышленного кластера в Ахалском велаяте.
Завершение строительства и ввод в эксплуатацию комплекса объектов социального назначения.
Введение в эксплуатацию более 100 зданий офисных центров с торговыми площадками, зонами отдыха.
Ввод в эксплуатацию международного Туркменбашинского морского порта.
Развитие электроэнергетического сектора: открытие первой в стране комбинированной парогазовой электростанции на территории Марыйской государственной электростанции.
Развитие полимерной промышленности: ввод в эксплуатацию уникального газохимического комплекса в посёлке Киянлы Балканского велаята.
Можно отметить, что сегодня в Туркмении сформирована многоотраслевая экономическая среда, которая включает в себя такие направления, как нефтегазовая отрасль и электроэнергетика, металлургия и машиностроение, строительство и химическая индустрия, легкая и пищевая промышленности и многое другое.
Эксперты Международного валютного фонда, посетившие в 2018 году Туркмению в целях оценки развития финансовой и макроэкономический ситуации, отметили, что показатели роста в общем и целом сохраняют стабильность. В структуре экономической системы произошли изменения, связанные с увеличением доли экспорта, что обусловлено соответствующими политикоправовыми мерами в отношении сокращения импорта. [33]
Так, показатели экспорта в 2017 году составили порядка 7 млрд. долларов. [33] Структура экспорта представлена на рисунке 1.3.
4
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБЪЕКТОВ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТУРКМЕНИСТАНА
2.1. Характеристика природного достояния Туркменистана
Туркменистан представляет собой государство, которое является представителем древнейших восточных цивилизаций, которые внесли ощутимый вклад в развитие мировой культуры и искусства. Культурно-исторические особенности государства, его наследие зачастую выступают предметом повышенного интереса и внимания со стороны исследователей из различных стран мира. Помимо этого, достояние Туркменистана составляет его уникальное природное наследие, о чем более подробно будет сказано в рамках настоящего раздела дипломной работы.
Реликтовые леса, ущелья, субтропики, наличие эндемичных видов растений и животных формируют особый облик природы Туркмении. Ландшафт Туркменистана примечателен уникальными природными объектами: пещеры, озера, предгорья, каньоны, грязевые вулканы и многие другие объекты. Туркменистан обладает водными, геологическими, зоологическими и ландшафтными памятниками природы.
К геологическим природным памятникам следует отнести объекты, которые под воздействием различных природных процессов в течение длительного времени приобрели различные виды и формы. Каждый геологический природный памятник представляет собой свидетельство конкретной исторической эпохи. К примеру, в Туркмении отлично сохранились окаменевшие следы верхнеюрских динозавров на западном склоне Кугитанского хребта вблизи селения Ходжапильата Чаршангинского этрапа. На данной территории сохранилось порядка 500 следов динозавров, расположенных на поверхности известняков, возраст которых, в свою очередь, составляет около 140 млн. лет. [18] Примечательно, что такое количество следов в рамках верхнеюрских отложений было зарегистрировано в мире впервые.
В пределах Западного Копетдага было обнаружено множество следов позвоночных неогенового периода (около 20 млн. лет тому назад), среди которых следы верблюдов, джейранов, хищников, разнообразных птиц. Наиболее крупными местонахождениями выступают Гяурли на Западном склоне Эззет-Каргезского хребта и Акоба. До настоящего времени подобные следы верблюдов в пределах Евразии известны не были. [25]
Туркменистан богат пещерами. Одним из наиболее примечательных памятников природы Туркменистана выступают Карлюкские пещеры на Кугитангтау. Система Карлюкских пещер включает в себя около 30 ходов и галерей, а входящая в состав пещерной системы пещера Хашимойык имеет ходы и галереи, суммарная длина которых достигает порядка 5200 метров.
На территории Марыйского велаята, неподалеку от Бадхызского заповедника расположены уникальные андезитово-базальтовые останцы – отпрепарированные выветриванием вулканические штоки. Данная территория заслуженно выступает объектом повышенного интереса со стороны геологов, палеозоологов, археологов и палеоботаников.
Особого внимания заслуживают также действующие грязевые вулканы Геокпатлаук и Кипящий бугор в Гасанкулийском этрапе. В Туркмении представлены и потухшие вулканы: Кюрендаг, Алигул. [7]
В качестве основных водных памятников природы следует отметить, к примеру, соленые озера в Моллакара, кратерное озеро Розовый Порсыгель грязевулканического происхождения, кратерное озеро Западный Порсыгель, с соленой и горячей водой грязно-серого цвета.
5
Известно, что вода выступает одним из наиболее ценных мировых ресурсов, а если мы говорим о ее дефиците, то ценность водных ресурсов увеличивается еще больше. Многие водные резервуары, источники и водохранилища в Туркменистане представляют хозяйственную, научную, культурную ценность и требуют предельного внимания, поскольку в своей совокупности выступают государственным достоянием.
2.2. Характеристика культурно-исторического наследия Туркменистана
Культурно-историческое достояние государств всегда было объектом повышенного интереса со стороны населения, туристов, органов власти. Историко-культурные памятники Туркменистана составляют его древнюю материальную культуру, а проведение мероприятий по их изучению, охране, реставрации выступает важнейшей задачей, высокая ценность и значимость которой принимается и представителями власти.
На территории Туркменистана проводятся международные археологические кампании и экспедиции, в рамках которых осуществляются раскопки таких всемирно известных памятников, как Гонур-депе, Монджуклы, Старая Ниса, Топаз-депе и Дашлы-депе в Ахалском велаяте, Аджикуи и Большая Кыз-кала в Марыйском велаяте, Машад-Мисриан в Балканском велаяте, а также в Куняургенче (Дашогузский велаят) и Даяхатыне (Лебапский велаят). [41] Отечественные музеи пополняются выявленными в процессе экспедиций объектами и экспонатами материальной культуры и истории.
В качестве примера следует рассмотреть сотрудничество российский и туркменских ученых в рамках изучения истории и культуры Парфянского царства. Данное сотрудничество осуществлялось в контексте деятельности Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. ЮТАКЭ представила значительные результаты проведенной комплексной работы. Так, собранные в процессе четырех десятилетий ценные материалы послужили основой для изучения античных памятников Парфянского царства (первые работы были начаты в 1946 году). Экспедиция в конечно итоге сыграла ощутимую роль в рамках восстановления уникальных предметов материальной культуры древности. История и культура Парфянского государства получили всемирную известность именно благодаря деятельности российских и туркменских специалистов. [36]
2.3. Меры государственной поддержки и регулирования охраны объектов природного и культурного наследия
К объектам, составляющим культурно-историческое наследие, в первую очередь относятся объекты, которые имеют научное, историческое, культурно-просветительное и эстетическое значение.
Говоря об объектах, составляющих природное наследие, следует отметить, что основанием для определения природных достопримечательностей различного рода в качестве соответствующих природных памятников, а также последующего выбора режимов охраны данных объектов является «Типовое положение о государственных памятниках природы Туркменистана», утвержденное Указом Президента Туркменистана от 15 декабря 1995 года.
Помимо этого важно указать, что в рамках 65-й и 66-й сессий Генеральной Ассамблеи ООН, Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию "Рио+20", которые состоялись в Рио-де-Жанейро в 2012 году, Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым были озвучены соответствующие конструктивные инициативы, получившие
6
широкую поддержку со стороны заинтересованной мировой общественности. К примеру, речь идет о предложении открыть в Ашхабаде Межрегионального центра ООН, деятельность которого направлена на решение проблем изменения климата, разработку специальной Программы ООН по спасению Арала, сохранение экологического благополучия Каспийского моря, достижение рационального использования водных ресурсов региона.
За весь период независимости Туркменистана было проведено значительное количество реставрационных работ, что повлияло на возможность посещения культурно-исторических объектов местными жителями и гостями страны.
На сегодняшний день государством на учет взято порядка 1300 историко-археологических объектов. Из данного числа 245 имеют статус памятника государственного значения: 109 — в Ахалском велаяте, 9 — в Дашогузском, 23 — в Балканском, 17 — в Лебапском, 87 — в Марыйском велаятах. Из 245 природных объектов 64 располагаются в Ахалском велаяте, 96 — в Балканском, 16 — в Дашогузском, 51 — в Лебапском, 18 — в Марыйском велаятах, статус памятника природы из них имеют 17 объектов. Правовой основой для их учёта и организации охраны является обозначенное ранее Типовое положение о государственных памятниках природы Туркменистана. [13]
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И ПОДДЕРЖКИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТУРКМЕНИСТАНА
На сегодняшний день система поддержки и защиты объектов культурного наследия Туркменистана может быть охарактеризована следующим образом:
Ратификация международных соглашений и конвенций в области защиты объектов культурно-исторического наследия;
Разработка внутреннего законодательства, направленного на поддержку и защиту культурно-исторических объектов;
Проведение спектра мероприятий по общественному просвещению, приобщению к культурно-историческим ценностям (научно-практические конференции, форумы и др.);
Обеспечение условий для населения в области доступа к культурно-историческому наследию.
Однако следует отметить, что Туркменистан только последние несколько лет уверенно движется по пути развития и совершенствования различных сфер жизнедеятельности государства. Спектр нерешенных проблем социально-экономического характера отражается и на общем состоянии культурно-исторических объектов. Не следует, к примеру, игнорировать высокий уровень коррупции в стране. Так, Туркменистан в 2019 году в ежегодном рейтинге «Индекс восприятия коррупции», составляемом организацией Transparency International ухудшил свою позицию на четыре пункта и, набрав 19 баллов, занял в рейтинге 165 место из 180. [24]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дипломная работа посвящена ключевым аспектам сохранения и рационального использования наследия Туркменистана — комплекса объектов культурно-исторического достояния, - как части
7
социально-экономического потенциала страны и ее ресурса для дальнейшего устойчивого развития.
В работе поэтапно рассмотрены и проанализированы показатели географического и социальноэкономического характера государства Туркменистан, а также комплекс объектов, составляющих его культурно-историческое достояние.
Настоящее исследование проведено с целью выработки конкретных рекомендаций, направленных на совершенствование действующей системы охраны и поддержки объектов культурно-исторического наследия Туркменистана.
В процессе выполнения настоящей работы описаны основные геополитические и социальноэкономические характеристики государства, а также произведена оценка действующей системы законодательной охраны и стимулирования развития системы объектов культурно-исторического характера. Так, каждое административное территориальное образование государства имеет в своем арсенале ряд специфических черт, определяющий направления развития экономики и культуры. К тому же каждая территориальная единица примечательна определенным набором природных, бальнеологических или культурно-исторических ресурсов.