Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Образовательная робототехника в школе как внеурочная деятельность приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. Ученик должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться. Понимание феномена технологии, знание законов техники, позволит школьнику соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.
Особенно важно не упустить имеющийся у ребенка познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения еще в дошкольном возрасте.
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема поиска способов и методов организации подготовительной деятельности учащихся в процессе обучения не нова, но развитию социализирующего потенциала подготовительной деятельности дошкольников уделяется недостаточно внимания.
Данная проблема связана с противоречием между возросшим требованием к результатам освоения основной образовательной программы, к качествам выпускника подготовительной группы, в том числе, его социальной адаптации в обществе, и недостаточностью методического обеспечения использования социализирующего потенциала подготовительной деятельности учащихся в условиях освоения ФГОС подготовительного образования.
Необходимость организации подготовительной деятельности дошкольников позволила нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости определения социализирующего потенциала робототехники в подготовительной деятельности учащихся в условиях освоения ФГОС и разработки технологии организации ее в процессе социализации дошкольников.
Цель исследования: раскрыть потенциал робототехники как подготовительной деятельности учащихся ДОУ в условиях освоения ФГОС.
В соответствии с целью исследования предполагается решить следующие задачи:
- выявить особенности организации подготовительной деятельности учащихся в условиях освоения ФГОС дошкольного образования;
- изучить возможности подготовительной деятельности в процессе изучения робототехники дошкольников;
- разработать проект и методику его внедрения в образовательный процесс
- разработать критерии оценки эффективности внедряемого проекта.
Объект исследования – учащиеся подготовительного класса ДОУ.
Предмет исследования – потенциал робототехники как внеурочная часть подготовки дошкольников к процессу начального общего образования.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников и литературы по теме исследования; статистические методы; диагностические методы.
Дипломная работа состоит из введения и двух глав. Во введении раскрывается актуальность данной темы, уровень её изученности, поставлены цель и задачи. В первой главе раскрываются теоретические основы рассматриваемой темы, во второй главе проводится анализ практики по внедрению робототехники в образовательный процесс современной общеобразовательной школы, разработка и апробация методики управления проектом по внедрению робототехники в образовательный процесс и приводится оценка эффективности управления проектом и его педагогической результативности. Объем работы составил Х страниц.
1 . ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ ПО ВНЕДРЕНИЮ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.4. Особенности управления проектами и программами в современной общеобразовательной школе
Программа перехода в эффективный режим функционирования предусматривает реализацию таких механизмов управления, которые облегчают переход в эффективный режим и позволяют сделать это как можно быстрее. Одним из таких механизмов является управление проектами.
Проектно-ориентированная деятельность в области российского образования приобретает все большую популярность, а методология управления проектами органично интегрируется в общую систему управления образовательной организацией.
Это связано как с общими причинами, так и с конкретными, которые являются уникальными для области образования.
К первым относятся:
- сокращение жизненного цикла современных продуктов (в том числе образовательных), чтобы эффективность стала основой успеха (тот, кто разрабатывает и внедряет продукт быстрее, быстрее получает результаты и побеждает в конкурентной борьбе за ресурсы и клиента);
- научно-технический прогресс (делает любые проекты более сложными, а это требует построения эффективной системы управления проектами);
- экономика знаний и развитие искусственного интеллекта (они приводят к смещению классических профессий, сокращению персонала, что приводит к практике замены некоторых сотрудников проектными командами, что, в свою очередь, вызывает переосмысление и повышение роли управление проектом);
- индивидуализация потребностей клиентов и ориентация производства товаров и услуг на индивидуальные запросы в формате проекта (это делает управление проектом, ориентированным на построение долгосрочных отношений, просто незаменимым);
- высокая скорость изменений во внешней среде (требуются компетенции для одновременной реализации ряда проектов, что актуализирует грамотное распределение ресурсов и времени с использованием управления проектами).
Для образовательных организаций управление проектами позволяет вам привлекать недостающие ресурсы для реализации новых идей и программ в формате проекта, осуществлять профессиональное развитие персонала и обмениваться опытом с другими образовательными организациями, устанавливать новые партнерские отношения и улучшать свой деловой имидж.
В руководящих принципах учитываются общие характеристики эффективных школ, которые необходимо формировать или развивать (в том числе посредством внедрения управления проектами):
- Позитивный, поддерживающий климат в школе;
- Сосредоточение на качестве преподавания и результатах обучения;
- Высокие ожидания от обучающихся и четкие цели обучения;
- Наличие системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений;
- постоянное профессиональное развитие учителей;
- привлечение родителей и сотрудничество с ними;
- поддержка и сотрудничество с государственными органами, другими образовательными учреждениями и сообществами. [17]
Руководящие указания по управлению проектами предназначены для поддержки построения управления проектами в школе, формирования проектных команд и подготовки проектной документации для участия в конкурсах и грантах.
В соответствие с ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»:
− Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений;
− Управление проектом – это планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение целей проекта. [4]
Образование относится к процессно-ориентированной отрасли, но уже сейчас в сфере образования осуществляется большое количество проектов и актуальность внедрения или совершенствования проектного управления с каждым днем возрастает.
Вышеизложенное делает необходимым рассмотрение особенностей проекта и процесса.
Таблица 1 - Отличия процесса и проекта
Наряду с различиями, проектный и процессный подходы к управлению имеют много общих черт:
− одним из элементов проекта является процесс его выполнения (в проектном подходе присутствуют интегрированные, встроенные элементы процессного подхода);
− проектная методология позаимствовала у процессного подхода декомпозицию основной задачи на фазы, с целью упрощения отслеживания сроков и стоимости по каждой фазе, которая является специфическим набором процессов;
− целями, как у проектного менеджмента, так и управления процессами является улучшение деятельности организации путем перехода из действительного состояния в желаемое. В управлении процессами – путем совершенствования отдельных процессов и всей операционной деятельности на их основе, а в проектной деятельности – путем реализации проекта как уникального комплекса действий, осуществляемого для решения организационной задачи. [12]
Основные признаки классификации проектов иллюстрирует рисунок 1.1:
1. По составу и структуре проекта различаются классы проектов;
2. По предметной области – типы проектов;
3. В зависимости от характера деятельности в рамках проекта – виды проектов;
4. С точки зрения временных характеристик – различные по длительности проекты;
5. С точки зрения территориального аспекта: локальные, региональные, национальные, международные.
Рис. 1.1 – Классификация проектов
Современная практика проектного менеджмента опирается на ряд определений «проекта», лежащих в основе различных международных стандартов:
- Уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания, и предпринятый, чтобы достичь цели соответствии конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам;
- Группа работ/задач, которые необходимо выполнить в заданный период для достижения поставленных целей;
- Временная структура для создания уникального продукта, услуги.
Вопросы проектного управления образовательными организациями рассматриваются в работах исследователей В.С. Лазарева, А.Н. Дахина, О.Е. Лебедева, П.И. Третьякова и других. Авторы пришли к выводам о том, что проектное управление – это тип управления образовательными учреждениями в режиме развития, при котором посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов развития и освоения новшеств наращивается образовательный потенциал, повышается уровень его использования и, как следствие, улучшается качество его работы.
Автор согласен с определением понятия «проектное управление образовательным учреждением», которое представлено в работе Антипиной Г.А.: «это тип управления совокупностью управленческих и образовательных проектов, реализуемых через параллельно-последовательное встраивание в общую систему деятельности учреждения, направленных на решение конкретных проблем и достижение определённых целей для стабилизации функционирования учреждения и обновления практики образования». [1]
Построение проектно-ориентированной системы управления в образовательной организации позволяет сформировать такую систему управления:
− в основе которой лежат проектные принципы, интеграция проектного управления с процессами стратегического и тактического управления,
− которая позволяет повысить эффективность процесса достижения образовательных результатов и сформировать актуальные компетентности в условиях современного образовательного пространства.
Методологическая системная модель управления проектом состоит из трех основных блоков:
- субъекты управления;
- объекты управления;
- процесс управления осуществлением проекта. [2. С.7-8]
Субъектами управления являются активные участники проекта, взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления: инвестор, заказчик, руководитель проекта, члены команды проекта и др.
Объектами системы управления могут быть проекты, программы, портфели проектов, комплексы работ, стадии процесса управления (разработка, реализация, завершение) и др.
Процесс управления осуществлением проекта реализуется посредством прямой и обратной связей между субъектами и объектами управления и включает:
- уровни управления, рассматриваемые с точки зрения временного разреза управления проектом (стратегический, тактический, оперативный);
- функции управления (административные и бизнес-функции (функциональные области управления проектом));
- стадии процесса управления (инициализация (запуск проекта и его частей), планирование работ проекта, выполнение работ проекта, завершение проекта и др.).
Рассмотрим инструменты административного управления проектом:
1.Планирование - «Дерево целей проекта», паспорт проекта, ресурсный план проекта и др.
2. Организация - Матрица ответственности проекта, органограмма и др.
3. Координация - Все инструменты согласования проектных решений (например, протоколы проектных совещаний, листы согласования и др.)
4.Контроль - Матрица контроля, ключевые показатели оценки эффективности и результативности проекта и др.
Проектное управление подразделяется на классическое и гибкое. Классическая модель ориентирована на проекты, в которых есть строгие ограничения по последовательности выполнения задач, при гибком управлении проект разбивается не на последовательные фазы, а на маленькие подпроекты, которые затем «собираются» в готовый продукт.
Как показывает практика, в сфере образования в настоящее время преобладает классическое проектное управление. Его развитие объясняется также и тем, что школы – как подведомственные государству организации – должны ориентироваться на те подходы к проектному управлению, которые приняты в госорганах.
Образовательная организация, как правило, обращается к проектному управлению для оптимизации своих процессов, а проблема управления проектами связана с отсутствием управленческого опыта у команды и плохим пониманием того, как должно строиться проектное управление. Поэтому в данных методических рекомендациях мы рассмотрим алгоритм построения, который сам должен быть осуществлен в формате проекта и включает следующие шаги:
1. Инициация проекта
1.1 Анализ ситуации, проблемы в развитии школы
1.2. Перевод проблем в задачи
1.3. Структурирование задач по переводу школы в эффективный режим функционирования, выработка идей проектов, которые могут быть осуществлены для достижения цели и задач
1.4. Выявление заинтересованных сторон проекта (стейкхолдеров)
2. Планирование проекта
2.1. Формирование команды проекта и распределение ролей (составление матрицы ответственности), выбор оргструктуры управления проектом, налаживание коммуникации между участниками проекта
2.2. Инструктаж и/или обучение проектной команды
2.3. Разработка и утверждение паспорта, календарного плана, ресурсного плана6, бюджета или сметы проекта, плана коммуникаций
2.4. Оценка рисков проекта и составление плана реагирования
3. Осуществление (реализация) проекта
3.1 Осуществление работ в соответствии с календарным планом
3.2. Текущий контроль выполнения работ и сроков, выявление фактических и прогнозных отклонений, сбор и формирование текущей отчетности.
3.3. Анализ преемственности промежуточных результатов, использование и развитие полученного опыта и наработок предыдущих этапов.
3.4. Осуществление (при необходи-мости) корректирующих и предупреждающих мер (в том числе – внесение изменений в нормативные документы проекта)
3. Завершение и закрытие проекта
4.1. Итоговая оценка реализации проекта, анализ достигнутых результатов и эффектов
4.2. Доработка и устранение отклонений (при необходимости).
4.2. Подготовка и представление итогового отчета
4.3. Проведение проектного ревью (завершающей встречи-совещания) с командой
4.3. Архивирование документов проекта
Если для классического проектного управления можно иногда ограничиться группой, гибкое управление проектами всегда требует создания команды.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература
1. Афонин, А. М. Управление проектами / А.М. Афонин, Ю.Н. Царегородцев, С.А. Петрова. - М.: Форум, 2016. - 184 c.
2. Бабаскин, С. Я. Инновационный проект. Методы отбора и инструменты анализа рисков. Учебное пособие / С.Я. Бабаскин. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2014. - 240 c.
3. Бабич, А. В. Промышленная робототехника / А.В. Бабич. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 263 c.
4. Барсуков, А.П. Кто есть кто в робототехнике / А.П. Барсуков. - М.: Книга по Требованию, 2010. - 128 c.
5. Зуб, А. Т. Управление проектами. Учебник и практикум / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2015. - 424 c.
6. Иванов, А. А. Основы робототехники / А.А. Иванов. - М.: Форум, 2012. - 224 c.
7. Копосов, Д. Г. Первый шаг в робототехнику. 5-6 классы. Практикум / Д.Г. Копосов. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 292 c
8. Костров, Б. В. Искусственный интеллект и робототехника / Б.В. Костров, В.Н. Ручкин, В.А. Фулин. - М.: Диалог-Мифи, 2008. - 224 c.
9. Мороз, О. А. Управление проектами в ProjectLibre / О.А. Мороз. - М.: Феникс, 2015. - 256 c.
10. Макаров, И. М. Робототехника. История и перспективы / И.М. Макаров, Ю.И. Топчеев. - М.: Наука, МАИ, 2003. - 352 c.
11. Первушин, В. А. Практика управления инновационными проектами. Учебное пособие / В.А. Первушин. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2015. - 208 c.
12. Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. - Л.: Наука, 2013. - 320 c.
13. Управление проектами. Фундаментальный курс. Учебник. - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2013. - 624 c.
14. Учебник для ВУЗов. Управление инновационными проектами: учебник. - Москва: РГГУ, 2013. - 258 c.
Периодические издания
15. Алисейко, Н. Н. Использование ЛЕГО-конструктора в учебной деятельности младших школьников / Н. Н. Алисейко // Образование в современной школе. – 2013. – № 6. – С. 4–5.
16. Баранова, В. И. Система работы по развитию творческих способностей обучающихся средствами цифрового прототипирования и робототехники / В. И. Баранова // Методист. – 2016. – № 4. – С. 18–20.
17. Ваграменко, Я. А. Методическое обеспечение подготовки учителей образовательной робототехники. Педагогико-технологический аспект / Я. А. Ваграменко, Т. Б. Казиахмедов, Г. Ю. Яламов // Педагогическая информатика. – 2016. – № 1. – С. 30–44
18. Ваграменко, Я. А. Методическое обеспечение подготовки учителей образовательной робототехники. Методический аспект / Я. А. Ваграменко, Т. Б. Казиахмедов, Г. Ю. Яламов // Педагогическая информатика. – 2016. – № 2. – С. 41–50.
19. Ваграменко, Я. А. Применение программируемых устройств с робототехническими функциями в учебном процессе / Я. А. Ваграменко, О. А. Шестопалова, Г. Ю. Яламов // Педагогическая информатика. – 2015. – № 2. – С. 16–28.
20. Вараксина, Е. И. Развитие физического мышления учащихся при изучении элементов робототехники : учебное исследование инфракрасного датчика расстояния / Е. И. Вараксина, К. А. Касаткин, В. В. Майер // Физика в школе. – 2015. – № 8. – С. 28–36.
21. Власова, О. С. Междисциплинарный подход к обучению младших школьников / О. С. Власова // Начальная школа. – 2016. – № 8. – С. 51–55.
22. Горнов, О. А. Развитие обучающихся при изучении робототехники / О. А. Горнов // Школа и производство. – 2015. – № 8. – С. 3–8.
23. Литвин, А. В. Педагогические и дидактические возможности образовательной робототехники / А. В. Литвин // Психология и школа. – 2012. – № 5. – С. 106–117.
24. Лукьянова, Н. В. Развитие технических способностей учащихся посредством образовательной робототехники / Н. В. Лукьянова // Информатика в школе. – 2015. – № 2. – С. 28–32.
25. Тормахова, Н. В. Лего-конструирование – предметно-игровая среда развития и обучения ребенка : как технология лего-конструирования может способствовать деятельностному обновлению содержания образования? / Н. В. Тормахова // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 5. – С. 26–27.
26. Филиппов, В. И. Организация занятий по робототехнике во внеурочной деятельности в основной школе / В. И. Филиппов // Информатика и образование. – 2016. – № 6. – С. 61–64.
27. Щербина, Е. И. LEGO-технологии на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе / Е. И. Щербина // Мастер-класс (прил. к журн. "Методист"). – 2015. – № 9. – С. 7–22.
28. Яхина, Ф. Р. Использование Лего-конструктора в коррекционной работе с дошкольниками / Ф. Р. Яхина, Г. Ф. Чугай // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 4. – С. 48–52.
29. Робототехника в России: образовательный ландшафт. Часть 2 / Д. А. Гагари¬на, С. Г. Косарецкий, А. С. Гагарин, М. Е. Гошин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 96 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 6 (28)).
Интернет-ресурсы
30. Гагарин А.С. Игра в слова, роботов и творчество. Интервью с Сергеем Филипповым // За¬нимательная робототехника. Источник:http://edurobots.ru/2015/09/sergej-filippov-robototexnika Дата обращения: 26.02.2020
31. Трескова У.В., Гагарина Д.А. Есть ли робототехника за МКАДом, и чем отличается Кванто¬риум от Дома пионеров? // Занимательная робототехника. Источник http://edurobots.ru/2018/05/ mmco-mkad Дата обращения: 26.02.2020