Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно–хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Финансовое состояние предприятий – это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями.
Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. Организация эффективного управления прибылью, ее формирование и детальный анализ использования создает гарантии для существования компании и перспективы для дальнейшего развития.
Вопросы формирования и использования прибыли предприятия раскрытых в трудах Е. Ю. Вороновой, Д. А. Ендовицкий и др.
Объект исследования – ООО «САНАТОРИЙ КИРОВА».
Предмет исследования – показатель прибыли ООО «САНАТОРИЙ КИРОВА».
Целью исследования является разработка рекомендаций по формированию и использованию прибыли предприятия.
Задачи исследования:
изучить понятия и функции прибыли;
рассмотреть виды прибыли;
представить структуру получения прибыли;
выявить проблемы прибыли;
представить перспективы получения прибыли.
Методы исследования: анализ литературы, анализ нормативных документов организации и нормативно–правовых актов РФ, наблюдение, статистический анализ, экономический анализ, финансовый анализ.
Исходными данными являются публикации периодической печати и сети Интернет, статистические данные, бухгалтерская (финансовая) отчётность ООО «САНАТОРИЙ КИРОВА» за период 2017–2019 гг.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Экономическая сущность прибыли, виды прибыли, их классификация
Прибыль - одна из важнейших экономических категорий рыночной экономики, может быть, самой важной, так как прибыль является целью предпринимательской деятельности, ее смыслом.
Прибыль – одна из важнейших категорий рыночной экономики. Она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительных мотивом деятельности предпринимателей в этой экономике.
С экономических позиций прибыль − это разница между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной позиции прибыль − это разница между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода .
Прибыль − это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.
Прибылью предприятия являются:
средства, полученные от реализации продукции (услуг, работ), основных средств, нематериальных активов;
разница между средствами, полученными от покупателей, и средствами, уплаченными поставщикам;
разница между всеми доходами и расходами предприятия в отчетном периоде.
Рассматривая сущность прибыли, необходимо отметить ее основные характеристики:
Прибыль представляет собой вознаграждение предпринимателя за осуществление определенного вида предпринимательской деятельности. Данная форма определения прибыли является недостаточной для ее полноценной характеристики, так как иногда активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, политическая или благотворительная деятельности).
Прибыль представляет собой форму предпринимательского дохода, вложившего свой капитал с целью достижения коммерческого успеха. Категория прибыли тесно связана с капиталом – особым фактором производства – и в обобщенном виде отражает цену функционирующего капитала.
Прибыль неразрывно связана с понятием риска и не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свои ресурсы в бизнес. Размер прибыли в большой степени зависит от умений успешно осуществлять этот бизнес. Отсутствие или недостаточность этих умений может привести к потере ожидаемой прибыли или вовсе потерять все вложенные в предприятие средства. Уровень прибыли прямо пропорционален уровню риска .
Необходимо разделять понятия дохода и прибыли. Прибылью является та часть дохода, которая не включает в себя понесенные затраты или представляет собой разницу между доходами и расходами в процессе функционирования предпринимательской деятельности.
Прибыль выражается в денежной форме. Подобная форма оценки связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей – инвестированного капитала, полученного дохода, понесенных издержек и т.п., а также с действующим порядком налогового ее регулирования.
Суммируя рассмотренные выше основные характеристики прибыли, ее определение можно сформулировать следующим образом: Прибыль - это чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, выраженный в денежной форме, характеризующий его плату за риск осуществления предпринимательской деятельности и представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.
На законодательном уровне прибыль регулируют два основных нормативно-правовых акта: «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 05.08.2000 № 117-ФЗ и федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1996 № 208-ФЗ.
Рассмотрим роль прибыли предприятия в условиях рыночной экономики:
прибыль является основной целью осуществления предпринимательской деятельности. Предприниматель осуществляет свой бизнес с целью повышения своего благосостояния. Размером этого роста выступает объем текущего отложенного их дохода на инвестированный капитал, источником которого является заработанная прибыль. Прибыль является хорошим индикатором эффективности менеджеров, которые не являются собственниками предприятия. Чем выше уровень генерации прибыли под их руководством, тем более востребованным будет такой работник на рынке труда;
экономическое развитие государства осуществляется за счет прибыли предприятий. Прибыль через механизмы налоговой системы перераспределяется и позволяет пополнять доходную часть государственных бюджетов всех уровней, давая возможность государству успешно и своевременно выполнять свои обязанности и осуществлять различные программы развития экономики;
прибыль предприятия позволяет оценить эффективность конкретной производственной деятельности. Сравнивая уровень прибыли своей компании со среднеотраслевым можно определить свое конкурентное положение на рынке и оценить эффективность менеджеров. Средний по отрасли уровень прибыли предприятий характеризует рыночный и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором перераспределения капитала в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал уходит, как в правило, в сегменты рынка с большим объемом неудовлетворенного спроса и высокой нормой прибыли;
прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов компании, обеспечивающих ее развитие. При высоком уровне генерации прибыли, у компании отсутствует острая потребность в привлечении финансовых ресурсов из внешних источников, что повышает ее рентабельность. Кроме того, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе;
прибыль является основным источником повышения рыночной стоимости компании. Это происходит за счет направления части прибыли на прирост активов предприятия. Чем больше прибыли капитализируется, тем в большей степени возрастает стоимость ее чистых активов, а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом;
прибыль является важным источником удовлетворения различных социальных потребностей общества. Благодаря налогам с прибыли, государство может осуществлять различные социальные проекты и программы;
прибыль защищает предприятие от угрозы банкротства. Чем выше уровень генерации прибыли предприятия, тем быстрее оно может увеличить долю высоколиквидных активов, тем самым покрыв необходимые обязательства. В долгосрочной перспективе за счет прибыли предприятие может сформировать резервные фонды на случай экстренных ситуаций .
В зависимости от источника формирования прибыли по основным видам деятельности предприятия выделяют прибыль от операционной деятельность, прибыль от инвестиционной деятельности и прибыль от финансовой деятельности. Совокупность операционной, инвестиционной и финансовой прибылей формирует балансовую прибыль, являющуюся объектом управления в системе распределения и использования прибыли.
Основу валовой прибыли предприятия составляет его операционная прибыль. Поэтому управление формированием прибыли предприятия рассматривается в первую очередь как процесс формирования прибыли от реализации его продукции.
Операционная деятельность – это основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которой оно было создано.
Вид операционной деятельности предприятия зависит прежде всего от специфики отрасли экономики, к которой оно принадлежит. Для большинства предприятий производственно-коммерческая деятельность или торговля является основой операционной деятельности. Она дополняется инвестиционной и финансовой деятельностью. Исключение составляют инвестиционные фонды и финансовые организации, для которых финансовая или инвестиционная деятельность являются первостепенными.
Операционная деятельность предприятия характеризуется рядом особенностей, определяющих характер формирования прибыли:
она является основным элементом всей хозяйственной деятельности предприятия, основной целью его функционирования. Основной объем ресурсов предприятия обслуживает эту деятельность.
Поэтому, в нормальных условиях прибыль от операционной деятельности занимает подавляющую долю в прибыли организации;
по отношению к инвестиционной и финансовой, операционная деятельность носит приоритетный характер. Поэтому развитие любых иных видов деятельности не должно препятствовать развитию операционной деятельность, а только поддерживать ее;
за счет уровня развития операционной деятельности можно оценить отдельные стадии жизненного цикла предприятия. В зависимости от стадии жизненного цикла, цели политики управления меняются и могут менять общую направленность стратегии развития компании;
операционная деятельность состоит из хозяйственных операций, которые носят регулярный характер. В сравнении с операциями других видов деятельность частота операций по ней самая высокая. Это определяет регулярность формирования операционной прибыли в нормальных условиях хозяйствования компании;
операционная деятельность предприятия ориентирована преимущественно на товарный ранок, а финансовая и инвестиционная деятельность осуществляется преимущественно на финансовом рынке;
функционирование операционной деятельности связано с капиталом, уже инвестированными в нее, а в рамках инвестиционной или финансовой деятельности рассматривается предстоящее инвестирование капитала. Вложенный в операционную деятельность капитал принимает форму операционных активов предприятия. От состава этих активов, их сбалансированности, скорости обращения и других характеристик в подавляющей степени зависит способность предприятия генерировать операционную прибыль;
в процессе операционной деятельности потребляется значительный объем живого труда. Следовательно, от достаточности используемых трудовых ресурсов, их квалификации и профессионализма зависит способность предприятия генерировать операционную прибыль;
операционной деятельности присущи, не только общие, но и специфические виды рисков, которые включены в понятие операционного риска. Поэтому уровень прибыли от операционной деятельности, должен в первую очередь соотноситься именно с уровнем операционного риска .
В структуру прибыли входит совокупность всех источников дохода предприятия: основная деятельность, продажа имущества, сдача в аренду основных фондов, инвестиционные вложения.
Соотношение доходов от различных видов деятельности зависит от особенностей компании, сферы ее деятельности, уровня конкуренции на рынке .
На величину прибыли хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы, связанные с его производственной деятельностью и носящие субъективный характер, и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта (рис. 1).
Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли
Прибыль компании формируется из выручки, полученной в результате коммерческой деятельности за вычетом обязательных платежей (налоговых, бюджетных и затрат на ведение бизнеса). С бухгалтерской точки зрения структура валовой прибыли включает реализационные (от основной деятельности) и внереализационные доходы (от сторонних операций предприятия), выручку от продажи имущества (зданий, производственных мощностей) .
Чистая прибыль компании образует резервный фонд (на случай внезапного падения уровня продаж), средства для развития производства (закупки новых станков, найма персонала), базу для материального поощрения сотрудников и выплаты дивидендов акционерам. В зависимости от сферы деятельности, соотношение между этими частями может различаться. Например, мелкие и начинающие компании вкладывают до 80% чистой прибыли в дальнейшее развитие.
Оценка эффективности экономической модели, внедренной в компании. Уровень доходности каждого направления хозяйственной деятельности − основной показатель для оценки ее эффективности. Например, если инвестиционные доходы бизнеса превышают операционные, следует модернизировать производство.
Стимулирование дальнейшего развития компании. Материальное поощрение сотрудников и регулярные выплаты собственникам бизнеса мотивируют персонал на продуктивную работу, завоевание лидирующего положения на рынке.
Поддержание экономики страны. Прибыль коммерческих предприятий − основной источник сбора налогов, которые затем покрывают расходы на развитие инфраструктуры, социальное обеспечение, новые технологии.
Вложение в различные некоммерческие организации. Успешные компании жертвуют часть прибыли на благотворительность, открывают рабочие места для инвалидов, ведут бесплатную работу. Например, юридические фирмы проводят льготные консультации для малоимущих клиентов.
Независимо от сферы деятельности предприятия, экономическая прибыль состоит из четырех компонентов: операционная, финансовая, чрезвычайная, побочная (доход от обычных видов деятельности, не связанных с операционной) .
Операционная прибыль. Совокупность доходов, которые получает компания за счет ведения основных видов деятельности: реализации товаров и услуг, предоставления арендных площадей, получения компенсаций от списанных с баланса активов. Например, торговый дом реализует продукцию через посредников и получает доход за счет наценки.
Финансовая прибыль. Совокупность доходов от инвестиционной деятельности, дивидендов, процентов по облигациям и прочим ценным бумагам, положительных курсовых разниц на рублевых и валютных счетах (для международной организации). Например, металлургический комбинат приобрел несколько акций компании «Газпром» и получил дивиденды.
Чрезвычайная прибыль. Доходы предприятия за счет стихийных бедствий, аварий, техногенных катастроф. Например, компенсация стоимости груза, потерянного в авиакатастрофе. Такие доходы получают со стороны государства (компенсационные выплаты) или контрагента (возмещение убытков, выплата неустойки).
Побочная прибыль. Доходы компании от обычных видов деятельности, не связанных с прямым функционалом предприятия. Например, мебельная фабрика разработала новую конструкцию письменного стола и продала патент сторонней компании.
В зависимости от стандартов бухгалтерского учета и требований законодательства, прибыль предприятия может рассчитываться разными способами. Общий показатель − валовая прибыль, которая включает все доходы за вычетом вложений в производство. После выплаты
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 - ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
3. Алиев, В.Г. Теория организации: учебник / В. Г. Алиев. - М.: Экономика, 2017. - 429 с.
4. Анущенкова, К. А. Финансово-экономический анализ: учебно-практическое пособие / К. А. Анущенкова, В. Ю. Анущенкова. - М.: Дашков и К, 2018. - 403 с.
5. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. – М.: ДИС, 2018. – 470 с.
6. Арутюнов, Ю. А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю. А. Арутюнов. - М.: КноРус, 2017. - 309 с.
7. Афонин, И.В. Управление развитием предприятия / И.В. Афонин. – М.: Дашков и К, 2018. – 380 с.
8. Басовский, Л. Е. Экономический анализ: (комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): учебное пособие для вузов / Л. Е. Басовский, А. М. Лунева, А. Л. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 221 с.
9. Белов, А. М. Экономика организации (предприятия): практикум / А. М. Белов, Г. Н. Добрин, А. Е. Карлик, общ. ред. А. Е. Карлик. - М.: ИНФРА-М , 2017. - 272 с.
10. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И. А. Бланк. – Киев: Ника - Центр, 2017. – 656 с.
11. Большаков, С. В. Основы управления финансами / С.В.Большаков. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2018. – 368 с.
12. Вавулин, Д.А. Раскрытие информации акционерными обществами / Д.А. Вавлуич. – М.: Юстицинформ, 2018.
13. Васильева, Е.В. Распределение чистой прибыли: правовые и бухгалтерские аспекты / Е.В. Васильева // Налоги и налоговое планирование. – 2017. - № 8.
14. Гаврилова, А. Н. Финансы организации (предприятий): учебное пособие / А. Н. Гаврилова, А. А. Попов. – М.: КноРус, 2017. – 608 с.
15. Галицкая, С. В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия: учеб. пособие / С. В. Галицкая. - М.: Эксмо, 2017. - 651 с.
16. Гиляровская, Л. Т. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Л. Т. Гиляровская, Д. В. Лысенко, Д. А. Ендовицкий. – М.: Велби, Проспект, 2018. – 360 с.
17. Диркова, Е.Ю. Дивиденды физическим лицам / Е.Ю. Диркова // Зарплата. – 2018. - № 4.
18. Долинская. В.В. Дивиденды: понятие и проблемы правового режима / В.В. Долинская // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2018. - № 6.
19. Ефимова, О. В. Финансовый анализ / О. В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2017. – 320 с.
20. Журавлев, В. В. Анализ результатов деятельности предприятия / В. В. Журавлев, Н. Т. Савруков // Деловая информация. – 2017. – № 3. – С. 111 - 123.
21. Заров, К. Г. Обобщенный анализ возможностей повышения прибыли коммерческого предприятия / К. Г. Заров // Финансовый менеджмент. – 2017. – № 1. – С. 3 - 8.
22. Зобова, Е.П. Изменения в порядке выплаты дивидендов / Е.П. Зобова // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2017. - № 2.
23. Игнатущенко, В. В. Оценка качества прибыли / В. В. Игнатущенко // Деловой партнер. – 2017. – № 7.– С. 42 - 45.
24. Иншакова, А.О. Разумно понимаемые интересы акционера в дивидендной политике законодателя России и ЕС / А.О. Иншакова // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2017. - № 7.
25. Каллаур, Н.А. Дивиденды организации / Н.А. Каллаур // Экономико-правовой бюллетень. – 2017. - № 12.
26. Коваленко, Е. М. Оценка рентабельности продаж и факторов, влияющих на его уровень / Е. М. Коваленко // Экономика. Финансы. Управление. − 2018. – № 3.− С. 7 - 16.
27. Козлов, Н. В. Анализ и прогнозирование прибыли предприятия / Н. В. Козлов // Проблемы прогнозирования. – 2017. – № 4. – С. 12 - 14.
28. Козенкова, Т. Модели и формы организации финансового управления / Т. Козенкова, Ю. Сваталова // Ваш партнер - консультант. - 2017. - № 25. - С. 23 - 27.
29. Колчина, Н. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие для ВУЗов / Н. В. Колчина, О. В. Португалова, Е. Ю. Макеева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 464 с.
30. Колчина, Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов / Н. В. Колчина, [и др.], ред. Н. В. Колчина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2017. - 368 с.
31. Коряковцев, В.Г. Дивидендные акции в России / В.Г. Коряковцева. - М.: Гарант, 2018.
32. Косова, Д. Делим дивиденды / Д. Косова // Консультант. – 2018. - № 15.
33. Крылов, Э.И. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: учебное пособие для вузов / Э. И. Крылов, [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 191 с.
34. Крылов, Э. И. Анализ результатов деятельности, рентабельности и себестоимости продукции: учебное пособие / Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журавкова. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 720 с.
35. Куницына, Н. Н. Финансовое планирование как элемент механизма корпоративного управления / Н. Н. Куницына // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - № 12. - С. 2-7.
36. Липчиу, Н. В. Проблемы формирования конечных результатов деятельности организаций / Н.В.Липчиу, Ю. С. Шевченко // Бухгалтерский учет, 2018. - №7 – С.39 - 41.
37. Медведев, О. В. Анализ доходности предприятия / О. В. Медведев // Бухгалтерский учет. – 2018. – № 5. – С. 16 - 20.
38. Мельников, А. В. Риск-менеджмент: стохастический анализ рисков в экономике финансов и страхования / А. В. Мельников. - М.: Анкил, 2017. - 112 с.
39. Мухамедьярова, А. Финансовое планирование при помощи платежного календаря / А. Мухамедьярова // Консультант. - 2018. - №7. - С. 50-52
40. Парамонов, Д. Выплаты дивидендов регламентировали / Д. Парамонов // Актуальная бухгалтерия. – 2018. - № 3.
41. Серебрякова, А.А. Дивидендная политика российских корпораций / А.А. Серебрякова // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2019. - № 7.
42. Сотникова, Л. В. О формировании результатов деятельности / Л. В. Сотникова // Бухгалтерский учет. – 2017. – № 5. – С. 21 - 25.
43. Сперанский, А. Дивиденды: платить или не платить? / А. Сперанский // Бухгалтерия и банки. – 2017. - № 9.
44. Чехова, А.А. Дивиденды в условиях кризиса: могут ли правовые механизмы гарантировать акционеру получение дивидендов? / А.А. Чехова // Право и экономика. – 2017. - № 7.
45. Юденич, Н. Когда прибыль не считают дивидендами / Н. Юденич // Актуальная бухгалтерия. – 2019. - № 1.
46. Якуш, И. Ф. Оценка показателей прибыли / И. Ф. Якуш // Финансист. – 2018. – № 5. – С. 16 - 19.