- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Влияние изучения декоративно-прикладного искусства саамов на формирование этнической идентичности
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Культурология
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Влияние изучения декоративно-прикладного искусства саамов на формирование этнической идентичности"?71 страница
53 источника
Добавлена 17.08.2020 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. История декоративно-прикладного искусства саамов 7
1.1. Женские ремесла 7
1.2. Мужские ремесла 12
Глава 2. Декоративно-прикладное искусство саамов 17
2.2. Выделывание меха 22
2.3. Бисероплетение 25
2.4. Семантика орнамента 28
2.5. Изготовление оловянной нити 30
2.6. Выделывание рога и кости 34
Глава 3. Процесс формирования этнической идентичности 37
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение 1 62
Приложение 2 69
Приложение 3 70
Приложение 4 71
Фрагмент для ознакомления 2
Вопросы и проблемы развития и формирования этнической идентичности выступают наиболее актуальными в рамках отечественной современной практики и теории этнопсихологии и социологии.
Многонациональность России, неоднозначность исторически сложившихся межэтнических отношений, активное развитие в сознании современной молодежи установок не только на материальную, но и духовную глобализацию позволяют уделять особое внимание процессу формирования этнической идентичности личности.
2
Известно, что этническая идентичность является частью и формой социальной идентичности, и закономерно влияет на процесс социализации личности. Всестороннее изучение механизма этнической идентичности, факторов, влияющих на ее развитие, а также ключевых особенностей данного явления может содействовать в достижении высокой эффективности процессов социализации личности, преодолению проблем и трудностей на пути её гармонизации и развития.
Тема этнической идентичности находится в прямой взаимосвязи с особенностями того или иного народа, его культурой, традициями, обычаями и характерными ремеслами и видами декоративно-прикладного искусства. Именно поэтому актуальность настоящей дипломной работы обусловлена необходимостью сохранения и приумножения знаний о малочисленных народах Российской Федерации, создания соответствующих условий распространения уникальных культурных ценностей, в том числе путем изучения декоративно-прикладного искусства народов, тем самым влияя на процесс формирования этнической идентичности.
Глава 1. История декоративно-прикладного искусства саамов
1.1. Женские ремесла
Развитие тех или иных ремесел, как правило, обуславливается рядом особенностей того или иного народа. Если мы говорим о промыслах декоративно-прикладного искусства саамов, то важно подчеркнуть, что значительное влияние на характер декоративно-прикладного искусства саамов оказал полукочевой быт и образ жизни.
Творчество выражает дух народа, его самобытность и уникальность, связь поколений, а также способствует сохранению и приумножению культуры народа. Творчество напрямую связано с историей, традициями и обычаями, фольклором. Помимо этого, характер творчества, изобразительного и декоративно-прикладного искусства саамов находится в прямой взаимосвязи с предметами хозяйственно-бытового назначения: орудиями труда, одеждой, посудой, а также ежедневной хозяйственной деятельностью.
Проживание на территориях сурового климата способствовало не только соответствующему хозяйственному освоению данных территорий, но и закономерному отражению особенностей окружающего мира в творчестве.
Такие сферы изобразительного искусства, как скульптура, живопись или архитектура не развивались у саамов в самостоятельные области искусства. Поэтому в рамках изучения творчества и искусства саамов, главным образом, необходимо выделять традиционные ремесла декоративно-прикладного искусства и характер цветовых решений и орнаментов на одежде и различной утвари как специфическое направление искусства изобразительного.
С уверенностью можно констатировать, что основа традиционной культуры саамов обуславливается этнографической направленностью. Традиционная культура народа, выражающаяся в образе жизни, бытовых атрибутах, видах ремесел отражает ключевые формы самосознания саамов и их мировоззрение. [Бодрова, 2016, с. 117]
История развития как женских, так и мужских ремесел напрямую связана с образом жизни и характером разделения труда между мужчинами и женщинами. Развитие творчества народа было обусловлено необходимостью выживать в суровых северных условиях. Известно, что ключевыми видами хозяйственной деятельности народа саамы являлись рыболовство, охота, оленеводство.
3
Саамы изготавливали жилища, средства передвижения, практичную одежду. Посуда и домашняя утварь также изготавливались вручную. Направления ведения быта и хозяйствования определили развитие определенных ремесел.
1.2. Мужские ремесла
Саамы Кольского полуострова представляют собой абсолютно самостоятельную этнографическую группу, которую называют также Кольскими саамами (лопарями). Ключевыми характеристиками данного типа этнографической группы выступает сочетание оленеводства, рыболовства, охоты и полукочевой, а последние десятилетия оседлый образ жизни.
Характер и виды мужских ремесел аналогичным образом с женскими ремеслами отражают особенности быта, национальной идентичности и традиционную направленность. На развитие различных видов декоративно-прикладного искусства, которыми занимаются преимущественно мужчины-саамы, оказали влияние те же факторы, что и на характер женских ремесел, обозначенные в первом разделе исследования.
Общие условия образа жизни, особенности быта, природно-географические условия способствовали, к примеру, развитию деятельности по изготовлению орудий труда (ножи в частности), изделий из рога и кости, предметов интерьера, жилищ.
Глава 2. Декоративно-прикладное искусство саамов
2.1. Изготовление тканей
Информация, представленная в первой главе исследования, позволяет судить о том, что декоративно-прикладное искусства саамов отличается разнообразием, уникальностью и самобытностью.
Одним из видов женских ремесел выступает создание тканей, в последующем из которых женщины-саамы в основном изготавливали и продолжают изготавливать различные предметы одежды.
Итак, в первую очередь, необходимо отметить, что вся одежда саамов может быть подразделена условно на зимнюю и летнюю. Одежды саамов вне зависимости от сезона также подразделяются на праздничные и повседневные. Говоря о праздничной одежде, важно подчеркнуть, что вполне закономерно она отличается своим внешним видом, отделкой и более высоким качеством тканей, из которых создается.
При создании тканей для одежды учитываются также этнические особенности саамов, что оказывает влияние на цветовую гамму и декор изделий.
В качестве основных тканей и материалов, из которых изготавливают одежду, можно обозначить следующие:
Хлопок;
Сукно;
Оловянные нити;
4
Пряжа: овечья и заячья шерсть.
Известно, что сейчас хлопок является одним из самых распространенных материалов, используемых в легкой промышленности. Среди саамов хлопок также был весьма популярным материалом для изготовления одежды, скатертей и других предметов обихода.
2.2. Выделывание меха
Как было сказано в предыдущих разделах исследования, основным промыслом женщин-саамов, безусловно, выступало изготовление одежды и обуви для всей семьи, помимо создания женщинами оленьих упряжек, пошива сбруи, изготовления различной утвари для саней, декорации седла и других важных занятий.
Помимо рассмотренных в разделе 2.1 основных тканей и материалов, из которых женщины изготавливали одежду, важнейшим материалом являлись шкурки (мех) животных.
К примеру, именно в XVII—XVIII вв. в качестве основного материала для изготовления теплой одежды служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки одежды использовалась цветная замша (ровдуга), а также крашеное сукно и шкурки пушных зверей. Необходимо дополнить, что в XIX — начале ХХ вв. саамы использовали в ремесле и покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов). [Российские саами. Прикладное и изобразительное искусство, http://saami.su/osaami/materialnaya-kultura/prikladnoe-iskusstvo.html]
2.3. Бисероплетение
На протяжении всей исследовательской работы значительное количество информации о ремеслах и промыслах саамов содержит в своем объеме данные о декоре, самобытности, особенностях стиля. Так, одним из важнейших женских ремесел саамов, которое также отличается самобытностью и уникальностью, выступает бисероплетение.
Шитье и вышивка бисером являются своеобразной традицией саамских женщин. Летняя обувь, головные уборы, детские зыбки, одежда, оленья упряжка всегда декорировались узорами из бисера.
Вышивка бисером, как и другие виды саамских ремесел, является очень кропотливой работой. Саамские женщины вышивали бисером не просто различные изображения животных, растительного мира, но и, безусловно, создавали орнаментальные узоры. Саамский орнамент отличает строгость и изящная простота узора, но более подробно о семантике орнамента будет сказано в другом разделе работы.
В рамках саамских вышивок бисером крайне непросто найти повторяющиеся рисунки и изображения. Каждая вещь имеет уникальный орнамент, который отражает индивидуальность почерка исполнителя.
Важно подчеркнуть, что перед началом работы с бисером особенно опытные в этом ремесле саамские женщины не делают предварительных разметок: весь будущий узор держат в памяти или ориентируются на образец перед глазами.
5
Вышивание бисером с точки зрения орнаментальных особенностей является достаточно близким к культуре других народов: в основе рисунка находится соответствующая стилизация окружающего мира (растения, животные, птицы). Так, в орнаменте мастерицы используют то, что видят в окружающей их природе. К примеру, как указано в народной сказке «Никийя», которая была записана Чарнолусским, Акканийда творит настоящее чудо со всем, что есть под рукой: «Круги, колечко в колечко, и змейки, и палочки, и месяц с луной, и ножки сороки, и водный узел, и клетки, и гусиная лапка – всё сияет от огней костра!». [Саамы – загадочные люди севера, https://nlo-mir.ru/civilizacia/38738-saamy-zagadochnye-ljudi-severa.html]
2.4. Семантика орнамента
В жизни и творчестве саамов орнамент занимает одну из центральных позиций. Именно орнамент, его особенности, структура, характерные черты во многом определяют национальную самобытность саамов. В предыдущих разделах исследования можно найти немало информации об орнаменте, его сакральном смысле и ценности для народа.
Одной из характерных черт орнамента саамов выступает ярко выраженная геометрия. Примечательно, что реалистическая основа орнамента настолько подлежит стилизации, что не позволяет приблизиться к понятию о предметах, которые послужили основой для подражательной стилизации в рамках орнамента.
В орнаментальных изображениях саамов не найти различных вариаций растений, атрибутов или животных, что свойственно многим другим народам. Только орнаментальные мотивы, располагающиеся на головных уборах как мужчин, так и женщин могут позволить интерпретировать их в качестве изображения человека с распростертыми в стороны руками. [Бакула, 2014, с. 40]
Орнамент саамов, который можно наблюдать на одежде, утвари и орудиях труда, можно подразделить на три основных типа:
Квадрат и ромб;
Зигзаг, треугольник и ломаная линия;
Звезда, крест, розетка, круг.
Значительная часть используемых знаков имеет солярное значение. К примеру, в соответствии с объяснениями саамов XVII-XVIII веков, ромб, диск, квадрат или квадрат с расходящимися в четыре стороны прямыми линиями означают символическое изображение солнца.
2.5. Изготовление оловянной нити
Одним из важнейших саамских промыслов выступает создание оловянных нитей, которые изготавливают из жил оленей, вытягиваемых из расплавленного олова. Часто саамов можно видеть в уникальных варежках или сапогах, которые были вытканы оловянными нитями. Помимо этого, все элементы гардероба имеют своеобразный декор и украшены узорами. Женщинысаамы, которым удалось достичь высокого уровня мастерства в изготовлении оловянной нити пользуются большим уважением.
6
В обязанности саамских женщин входила заготовка нитей из оленьих жил. По сей день все предметы гардероба саамов сшиваются нитями различных размеров и толщины.
Примерно с 17 века саамы активно использовали для декора праздничных и торжественных одеяний серебряные, бронзовые и золотые нити. Исторически также в обиход саамов вошло изготовление оловянных нитей. [Российские саами. Прикладное и изобразительное искусство, http://saami.su/o-saami/materialnaya-kultura/prikladnoe-iskusstvo.html]
Для изготовления оловянной нити саамы раскалывали карликовую березу или ветви ольхи, затем извлекали основание древесины, а после этого – заливали смеси свинца и олова в трубу, создавая, таким образом, оловянный стержень. Нити изготавливались путем прохождения через отверстия, которые были пробурены в оленьем роге, от большего к меньшему.
Сегодня, «tenntrad» – оловянная проволока, содержит порядка 4% серебра и олово, плотно скрученные вокруг синтетической нити. За счет этого оловянная проволока является не только сверхпрочным материалом, не темнеющим с течением времени, но и обладает устойчивостью к деформации.
Из данного материала активно изготавливают ювелирные изделия. К примеру, применяется вручную выделанная шкуры оленя, а оловянная нить скручивается в традиционные национальные узоры и пришивается к оленьей коже.
Сама по себе оловянная нить предназначена также для повседневной носки. «Металлическая» нить получается мягкой, функциональной, а также легко сгибается и разгибается, не подвергаясь при этом износу.
Историк и писатель Олаф Магнус писал в своих работах, что ввиду холодного климата и отсутствия льняных тканей, лопари (саамы) использовали жилы для изготовления одежды. Также историки и исследователи писали об особом образе обработки оленьих жил, об их последующем расщеплении на более тонкие нити, которые активно использовались при шитье. Как уже было упомянуто ранее, нити бывают разной толщины, на которые саамы часто наносят тонкий слой олова. При этом все эти нити, в противоположность обычным льняным и пеньковым, являются достаточно короткими и не превышают в длину двух-трех аршин, соответствуя размерам тех жил, из которых они и были сделаны. [Российские саами. Прикладное и изобразительное искусство, http://saami.su/o-saami/materialnaya-kultura/prikladnoe-iskusstvo.html]
Жил первоначально подвергались предварительной обработке: очищение, освобождение от узелков и других образований, а затем жилы высушиваются, как лен. После данных процедур к жилам добавляют небольшое количество рыбьего жира для придания им большей гибкости и мягкости.
2.6. Выделывание рога и кости
Наконец, в рамках настоящей работы следует обратить отдельное внимание на такой вид саамского ремесла, как выделывание кости и рога.
Саамы являются настоящими мастерами в изготовлении различной утвари для дома, материалом для изготовления которой часто служат корни деревьев. Так, корни сначала подвергаются вымачиванию в воде, затем отбиваются и разбираются на тонкие и гибкие полоски. Корзины, к примеру, изготавливаются саамами отличным способом от известных традиционных способов. Сначала создаются кольца, различные по диаметру, которые подвязываются один над другим. При грамотной работе корзины могут стать насколько крепкими, что вполне будут пригодными
7
для переноса и длительного хранения воды. [Саамы и их ремесла, https://www.apatitylibr.ru/index.php/2011-08-17-08-44-28/1537-2013-12-03-07-17-33]
Саамы искусно владеют мастерством изготовления более мелких вещей домашнего обихода из оленьих рогов. К примеру, из рогов изготавливают ложки, из кости – гребень для расчесывания шерсти. Саамы, взявшись за любую работу, безусловно, делают ее безупречно, и посему считаются настоящими мастерами своего дела.
Создание изделий из кости не ограничивается домашней утварью. Некоторые мастера вырезают из кости различные детали, из которых впоследствии отливаются пластины и колечки с красивыми разнообразными узорами. Таким элементами саамы декорируют одежду, головные уборы, пояса.
К числу изделий, изготавливаемых из рога и кости необходимо отнести гребни — головные, дамские и чесальные различных размеров и форм; портсигары, спичечницы, ножи; рожки для надевания обуви и другие предметы для домашнего обихода, а также шкатулки, посуду.
Глава 3. Процесс формирования этнической идентичности
3.1. Понятие этнической идентичности
Понятие этнической идентичности неразрывно связано с ключевыми национальными и самобытными характеристиками того или иного народа, его культурой и традициями.
С точки зрения рассмотрения ключевых понятий и описательных характеристик «этнической идентичности» необходимо отметить, что выделение данного явления как своеобразного психологического феномена было достаточно длительным по времени, а в современном научном мире и по сей день ведутся споры относительно содержания рассматриваемого понятия.
В большинстве современных тематических источников встречаются определения, характеризующие этническую идентичность в качестве составной части социальной идентичности личности и психологической категории, имеющей прямое отношение к осознанию человеком своей принадлежности к определенной этнической общности (группе). [Бабаева, Максутова, 2015, с. 56]
С точки зрения психологии с учетом возможных социальных последствий этническая идентичность выступает одной из черт личности. Так, в соответствии с одним из определений, этническая идентичность – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов.
3.2. Особенности формирования этнической идентичности
В предыдущем разделе исследования были рассмотрены основные характеристики понятия этнической идентичности. Становится очевидно, что такое важное явление в жизни каждого члена общества имеет ряд особенностей, рассмотреть которые необходимо с точки зрения изучения процесса непосредственного формирования этнической идентичности личности. Для начала обратимся к общепризнанным закономерностям процесса формирования этнической идентичности.
8
Так, этническая идентичность в процессе своего становления проходит ряд этапов, которые могут соотноситься с этапами общего психического развития ребенка.
Ряд ученых и исследователей рассматривают развитие и становление этнической идентичности в качестве особой когнитивной модели, которая связана напрямую с понятием «родина». В данном ключе этнические чувства являются реакцией и ответом на определенные знания о существующих явлениях этнической среды. Экспертами, как правило, выделяются три основных этапа в рамках формирования этнической идентичности:[Мурсалыева, 2018, с. 107]
6-7 лет: приобретение ребенком первых несистематичных и фрагментарных знаний о своей этнической принадлежности. Особую значимость в данный период представляют семья и ближайшее социальное окружение;
8-9 лет: происходит четкая идентификация ребенка с его этнической группой, а также выдвигаются основания для такой идентификации, среди которых место проживания, национальная принадлежность родителей, язык. В данный период могут просыпаться национальные чувства.
10-11 лет – младший подростковый возраст, когда происходит полное формирование этнической идентичности. Ребенок в качестве различных национальных особенностей начинает подмечать особенности традиций, уникальность культуры и истории.
Основные этапы формирования этнической идентичности представлены на схеме ниже.
Заключение
Формирование и последующее гармоничное развитие этнической идентичности представляет собой необходимое условие нормальной и полноценной жизнедеятельности человека, а также его существования в современной социально-культурной среде. На основе этнической идентичности осуществляется выработка ценностных ориентиров и внутренней культуры. В данном контексте значимость этнической идентичности в жизни каждого современного члена общества не вызывает сомнений.
В качестве особого процесса и целостной структуры этническая идентичность формируется, прежде всего, в ходе развития коммуникационной среды и непосредственной практической деятельности человека.
Осознание этнокультурных особенностей общности обусловливает этническую самоидентификацию. Идентификация при этом представляет собой важнейший процесс в рамках процесса формирования этнической идентичности. Ядром идентификации выступают знания и представления, через которые осваиваются все формы бытия этноса, а также формируется необходимая система взглядов.
Так, в рамках настоящей дипломной работы были рассмотрены ключевые характеристики этнической идентичности, этапов ее формирования, и факторы, оказывающие непосредственное влияние на течение данного процесса.
Фрагмент для ознакомления 3
1. 10 фактов о саамах // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://stellakarelia.ru/poleznaya_informaciyai_stati/10_faktov_o_saamah_kotorye_vas_udivyat/ (дата обращения 09.03.2020)
9
2. Айварова Н.Г. Формирование этнической идентичности в процессе образования // Вестник ЮГУ. 2015. №1 (36). – с. 56-63
3. Бабаева М.В., Максутова А.М. Этническая идентичность и эмпатия иностранных студентов // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskayaidentichnost-i-empatiya-inostrannyh-studentov/viewer (дата обращения 16.03.2020)
4. Бакула В.Б. Картина мира саамов Кольского полуострова в лексике орнамента / Общество: философия, история, культура. 2014. № 3. – с. 38-41
5. Бакула В.Б. Особенности фольклоризма в творчестве саамской писательницы Софьи Якимович / Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2019. № 1(101). – с. 3-11
6. Бакула В.Б. Становление литературы восточных саамов /Вестник угроведения. 2016. №3. – с. 19-28
7. Балагирь К.И. Особенности этнической истории и культуры саамов / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. — Санкт-Петербург. 2017.
8. Баляев С.И., Никишов С.Н. Особенности развития этнической идентичности подростков в процессе внеучебной деятельности (на примере мордвы и русских [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-etnicheskoy-identichnosti-podrostkovv-protsesse-vneuchebnoy-deyatelnosti-na-primere-mordvy-i-russkih/viewer
9. Бодрова О.А. Проблемы изучения фольклора Кольских саамов / с. 116-122
10. Все о сукне // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://xtkani.ru/sukno/ (дата обращения: 17.03.2020)
11. Выделка роговых изделий // Электронный ресурс / [Режим доступа] http://www.samsmasteril.ru/anons/22-07-2012-vydelka-rogovykh-izdelii (дата обращения 14.03.2020)
12. Денисюк Н.П. Формирование этнической идентичности в современных условиях // Весник БДУ. Сер. 3. 2013. № 3. – с. 86-89
13. Джантеева Д.С. Этническая идентичность в политических коммуникациях // Коммуникология. 2018. №2. – с. 133-141
14. Жители окраинной земли: Кольские саамы // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://goarctic.ru/live/zhiteli-okrainnoy-zemli-kolskie-saamy/ (дата обращения 02.03.2020)
15. Иванищева О.Н. Традиционная саамская культура в зеркале саамского языка (рассуждения по поводу выхода «Словаря лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов (на материале кильдинского диалекта саамского языка)». Мурманск, 2014) // Общество: философия, история, культура. 2014. №4. – с. 65-69
16. Исторические промыслы саамов // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://pogoda51.ru/2-2-istoricheskie-promysly-saamov (дата обращения: 15.03.2020)
17. История саамов // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://www.culture.ru/themes/396/istoriya-saamov (дата обращения 04.03.2020)
18. Карпенко С. М. Лексическая репрезентация концепта «путь» в творчестве Н. Гумилёва // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskayareprezentatsiya-kontsepta-put-v-tvorchestve-n-gumilyova (дата обращения 04.03.2020)
10
19. Ким К. В. Особенности этнической идентичности индивидов из межэтнических семей // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2008. №1. – с. 259-262).
20. Козлов А.И., Лисицын Д.В., Козлова М.А. Кольские саамы в меняющемся мире. ИЛ «АрктАн-С». Москва. 2008. – 106 с.
21. Лазарян С.С. Структура и критерии формирования этнической идентичности личности // ЧиО. 2008. №2. – с. 81-83
22. Лехтола Вели-Пекка / Исчезающие саамы, прогресс в действии: финская лаппология и представления о саамах в обществе в начале XX в. Арктика и Север. 2017. № 27. – с. 97-116
23. Ловозерье. Ловозерский район Мурманской области / Офиц. сайт // Электронный ресурс / [Режим доступа] http://lovozerie.ru/saami.html (дата обращения 18.03.2020)
24. Мунянова Б.М. Национальное самосознание и этническая идентификация студенческой молодёжи Калмыкии // Социологические исследования. № 9. 2009. – с. 58-68
25. Мурсалыева Г.М. Структура этнической идентичности подростков в современном межкультурном пространстве // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2018. №2. – с. 102112
26. Народное рукоделие Кольских саамов // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://pandia.ru/text/79/562/58301.php (дата обращения 04.03.2020)
27. Неустроев Н.Д., Монастырева И.Э. Формирование этнической идентичности младших школьников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. – с. 221-223
28. Открытая Арктика. Краткое описание коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Электронный ресурс / [Режим доступа] http://openarctic.info/index.php/atnography/narody-severa/90-lopari-saamy (дата обращения 02.03.2020)
29. Очерки этнографии саамов. 3.Е. Черняков / Культура и быт саамов в прошлом и настоящем // Электронный ресурс / [Режим доступа] http://saami.su/ocherki-etnografii-saamovchernyakov-z-e/88-glava-vii-kultura-i-byt-saamov-v-proshlom-i-nastoyashchem.html (дата обращения 09.03.2020)
30. Ремесла саамов // Электронный ресурс / [Режим доступа] http://hibiny-land.ru/remeslosaamov.html (дата обращения: 12.03.2020)
31. Российские саами. Одежда // Электронный ресурс / [Режим доступа] http://saami.su/osaami/materialnaya-kultura/odezhda.html (дата обращения 09.03.2020)
32. Российские саами. Прикладное и изобразительное искусство // Электронный ресурс / [Режим доступа] http://saami.su/o-saami/materialnaya-kultura/prikladnoe-iskusstvo.html (дата обращения: 12.03.2020)
33. Саами: история древнего народа Электронный ресурс / [Режим доступа] http://www.lovozero.ru/info.phtml?item_id=2028 (дата обращения: 12.03.2020)
34. Саамская вышивка // Электронный ресурс / [Режим доступа] http://umeha.3dn.ru/publ/3-10-1364 (дата обращения 09.03.2020)
35. Саамские головные уборы // Электронный ресурс / [Режим доступа] http://finugor.ru/node/14878 (дата обращения 09.03.2020)
11
36. Саамские промыслы: национальные изделия из кости, рога, дерева и кожи // Электронный ресурс / [Режим доступа] http://www.endlessplanet.org/gallery/?id=11 (дата обращения 04.03.2020)
37. Саамский народный костюм // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://selyanka1.livejournal.com/166942.html (дата обращения: 12.03.2020)
38. Саамы – загадочные люди севера // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://nlomir.ru/civilizacia/38738-saamy-zagadochnye-ljudi-severa.html (дата обращения 09.03.2020)
39. Саамы – народ крайнего севера // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://north4you.com/blog/saamy-narod-krajnego-severa (дата обращения 09.03.2020)
40. Саамы – таинственные жители Лапландии // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://travelask.ru/articles/saamy-tainstvennye-zhiteli-laplandii (дата обращения 04.03.2020)
41. Саамы // Электронный ресурс / [Режим доступа] http://www.finnougoria.ru/community/16.php (дата обращения 02.03.2020)
42. Саамы и их ремесла // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://www.apatitylibr.ru/index.php/2011-08-17-08-44-28/1537-2013-12-03-07-17-33 (дата обращения 04.03.2020)
43. Стефаненко Т.Г. Этапы становления этнической идентичности // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://psy.wikireading.ru/12739 (дата обращения 18.03.2020)
44. Сулейманова О.А., Пация Е.Я. Повседневно-бытовые аспекты адаптации саамов к городскому образу жизни // Труды Кольского научного центра РАН. 2016. №8-10 (42). – с. 40-59
45. Таннер В. Дружественный саамам учёный-космополит? / Арктика и Север. 2016. № 25. – с. 23-29
46. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Этническая идентичность и стратегии межкультурного взаимодействия // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://www.hse.ru/data/2010/12/02/1209570120/buchblock.pdf (дата обращения 13.03.2020)
47. Теренина Н.К. Природно-географические образы фольклорного наследия саамов / Псковский регионологический журнал. 2015.№ 22. – с. 78-84
48. Традиционная одежда саамов // Электронный ресурс / [Режим доступа] http://arcticmegapedia.ru/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0 %BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0_%D1%81%D0%B0%D0%B0 %D0%BC%D0%BE%D0%B2 (дата обращения 09.03.2020)
49. Традиционное саамское ремесло // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://www.livemaster.ru/topic/89964-traditsionnoe-saamskoe-remeslo (дата обращения 02.03.2020)
50. Трошина Н.Н. Этническая идентичность сквозь призму языка // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6, Языкознание: Реферативный журнал. 2018. №4. – с. 59-63
51. Тучина О.Р. Берберян А.С. Аполлонов И.А. Этническая идентичность и индекс толерантности в различной социокультурной среде // Ярославский педагогический вестник. 2019. №1. // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskayaidentichnost-i-indeks-tolerantnosti-v-razlichnoy-sotsiokulturnoy-srede (дата обращения: 20.03.2020).
12
52. Тыхеева Ю. Ц. Свет и тени этнической идентичности // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2018. №1-2. – с. 564-565
53. Эшфорт Б., Маил Ф. Теория социальной идентичности в контексте организации // Электронный ресурс / [Режим доступа] https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2012/04/07/1251094147/OrgPsy_20121_Ashforth_Mael_4%E2%80%9327.pdf (дата обращения: 20.03.2020)
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней