Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Государственный финансовый контроль рассматривался в работах многих отечественных и зарубежных авторов. Тем не менее, имеется ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения и дополнения. Так, нерешенными в полной мере являются правовые основы осуществления ГФК в зарубежных странах, анализ функций ГФК, правовой статус органов государственной власти (государственных органов) при проведении контрольных мероприятий в финансовой сфере.
Глобализация мировой экономики вызвала крупномасштабные трансформационные процессы в социально-экономической сфере национальных экономик. Изменения потребовались, в том числе, в системе управления государственными финансами, полномочиями регионального и муниципального уровня. Организационная форма реализации государственного финансового контроля (ГФК), его правовая регламентация определяют эффективность не только использования государственных, но и финансов всей национальной экономики в целом. Формирование ГФК в РФ требует учета и собственного опыта, и развитых экономик мира, что позволяет использовать в отечественной практике только положительные достижения, отбрасывая недостатки в деятельности зарубежных институтов государственного финансового контроля. Повышение эффективности ГФК в России возможно за счет реализации постоянных преобразований, основанных на результатах анализа международной научной и практической деятельности в организации ГФК. Проведение данного исследования является актуальным и своевременным.
Важно также отметить, что 06.08.2019 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ в Бюджетный кодекс в части совершенствования системы государственного (муниципального) финансового контроля. Федеральный закон № 199-ФЗ уточнил определения внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также перечень объектов этого контроля.
Степень разработанности проблемы. Общие вопросы теории и методологии государственного финансового контроля рассмотрены в работах как отечественных ученых и специалистов: А.О. Альский, И.А. Андреев, В.В. Бурцев, М.В. Васильева, Ю.М. Воронин, Р.Е. Мешалкина, Л.Н. Овсянников, В.Г. Пансков, Г.Б. Поляк, Э.Э. Понтович, Н.Н. Ровинский, В.М. Родионова, и др. Включите ученых (юристов) в области фин права Грачева Е.Ю. и др.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного финансового контроля.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного финансового контроля.
Целью настоящего исследования является анализ защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного финансового контроля.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
– раскрыть понятие и виды государственного финансового контроля;
– исследовать виды юридических лиц как объекты финансового контроля;
– охарактеризовать методы и формы государственного финансового контроля в России и за рубежом;
– рассмотреть органов финансового контроля и их полномочия;
– проанализировать реализацию и защиту прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
– исследовать финансовый аудит и учетную политику индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
– дать оценку эффективности государственного финансового контроля.
Методологическую основу работы составили общенаучные и специальные приемы и принципы познания. В процессе работы применялись методы структурного и функционального анализа, формально-юридический метод, методы сравнительного правоведения и другие.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Ю.В. Быковская, Л.М. Волощенко, В.В. Костицына, Р.В. Сайгафаров, М.И. Ферзаули, А.С. Тимохина, П.А. Коропятник, Н.Н. Бойко, Е.В. Багдан, П.Н. Мальцева, Т.В. Корниенко, Л.А. Гаджимурадова, А.А. Фоменко, Н.М. Гусева и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. Государственный финансовый контроль применяется для обеспечения законности и установлении финансовых операций, а также как один из способов выявления повышения дохода на всех уровнях бюджетной системы.
2. В настоящее время в Российской Федерации необходимо совершенствование системы государственного финансового контроля, упорядочение его органов, четкое разграничение их полномочий и функций. Эффективное функционирование системы ГФК, в свою очередь, повлечет за собой достижение целей и задач социально-экономических программ, будет способствовать борьбе с коррупцией, позволит качественно осуществлять внешнюю и внутреннюю политику государства.
3. В зарубежных государствах наиболее часто используются модели организации контролирующих органов, подразумевающие максимальную их децентрализацию и автономность. Существующая форма организации Счетной палаты РФ во многом отвечает данным характеристикам, однако, дальнейшее повышение уровня автономии региональных и муниципальных контрольных органов невозможно без повышения общего уровня правовой грамотности и политического сознания населения и последующего становления гражданского общества. В целях повышения эффективности финансового бюджетного контроля целесообразно актуализировать правовую регламентацию порядка осуществления финансового контроля на разных уровнях в целях предотвращения усиления позиций теневой экономики
Эмпирическую основу исследования составили Конституция РФ, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», иные нормативные правовые акты, постановления Пленума Верховного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ, решения федеральных арбитражных судов по исследуемым вопросам.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Понятие и виды государственного финансового контроля
Для нормального функционирования финансовой системы в целом необходимо осуществлять финансовый контроль. Понятие финансового контроля в настоящее время не имеет законодательного закрепления, но существует большое количество его определений в научных трудах.
Сегодня, государственный финансовый контроль – это основной элемент управления государственными и муниципальными финансами. С помощью него осуществляется финансовая политика, направленная на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. В данный момент, политические и экономические условия очень подвижны, что усиливает значение государственного финансового контроля. Такая ситуация обуславливает необходимость совершенствования системы финансового контроля, с учетом внешних и внутренних факторов .
Среди ученых также нет единого мнения к формированию единого понятия государственного финансового контроля. Законодатель также не закрепил в правовых нормах данного понятия. Отечественные исследователи при рассмотрении государственного финансового контроля, придерживаются организационно-управленческого подхода, акцентируя внимание на деятельности органов, осуществляющих данную деятельность. Например, с точки зрения А.Н. Козырина , финансовый контроль осуществляется государственными уполномоченными органами, в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности. Р.Р. Янахметова определяет финансовый контроль как деятельность со стороны уполномоченных государством органов и организаций за законностью в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан .
Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных субъектов по проверке соблюдения законности всеми субъектами в процессе осуществления финансовой деятельности для достижения в обществе социально значимых целей и задач .
Финансовый контроль является одним из способов обеспечения законности в деятельности государства.
Государственный финансовый контроль определяется как система мероприятий по контролю за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств.
На основе изложенных подходов, определим общее понятие государственного финансового контроля. Под государственным финансовым контролем, в Бюджетном кодексе РФ подразумевается деятельность специально уполномоченных контрольных органов, регулируемая законодательством, в целях обеспечения законности, целесообразности, эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств (ст. 265 БК РФ).
Для раскрытия сущности финансового контроля, необходимо определить задачи, на которые он направлен. Во-первых, финансовый контроль обеспечивает правильное соблюдение действующего бюджетного законодательства. Во-вторых, благодаря контролю возможно выявлять и пресекать правонарушения в сфере финансов, применять к лицам, нарушившим нормы бюджетного и налогового законодательства, различные меры ответственности. В-третьих, финансовый контроль направлен на обеспечение правильности и точности составления и исполнения бюджетов всех уровней. В-четвертых, выявляет резервы роста доходов бюджета. В-пятых, повышает финансовую дисциплину.
Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям. Виды государственного контроля регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 265 БК РФ финансовый контроль подразделяется на: внешний, внутренний, предварительный и последующий.
Внешний контроль осуществляется Счетной палатой РФ и контрольно – счетными органами субъекта РФ и муниципальных образований.
Внутренний контроль является полномочием Федерального казначейства, органов ГФК, которые являются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями .
Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений, которые происходят в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Предварительный финансовый контроль совершается до начала операций по распределению или использованию определенных денежных средств.
Последующий контроль применяется после совершения операций по использованию финансовых средств.
В зависимости от субъектов, выполняющих финансовый контроль, он может быть государственным, внутрихозяйственным или независимым (аудиторским).
Государственный финансовый контроль направлен на обеспечение контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов. Как отмечает Н.Н. Бойко, организационная система финансового контроля в Российской Федерации сегодня характеризуется как неэффективной системой. Эта система состоит из органов внутреннего и внешнего финансового контроля, на которые возложены определенные контрольные функции, но действующие несогласованно и без должного взаимодействия друг с другом .
Внутрихозяйственный финансовый контроль выполняют финансовые службы предприятий и учреждений. Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность предприятия или его структурных подразделений. Аудиторский контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы.
Независимая аудиторская проверка необходима для того, чтобы предоставлять дополнительные подтверждения достоверных данных о финансовой деятельности компании. По окончании такой проверки выдается официальный итоговый документ, который содержит в себе результаты аудита. Такой документ именуется аудиторским заключением. Аудит может носить как обязательный и инициативный характер. Цель обязательного аудита состоит в том, чтобы получить информацию о финансовой деятельности определенной организации, пользователями которой являются исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти. Целью же инициативного аудита является получения информации, которая необходима исполнительному органу или участникам организации для принятия управленческих решений .
Проведение финансового контроля играет важную роль в работе государства. При обеспечении финансового контроля учитывается выполнение установленного правопорядка в ходе финансовой деятельности государственными органами, органами субъектов РФ и муниципальными образованиями, предприятиями, учреждениями, гражданами, проверяется законность, обоснованность, точность, эффективность их действий. Финансовый контроль – это гарантия проведения целесообразной финансовой политики и эффективного использования финансовых средств.
Таким образом, мы рассмотрели несколько подходов к определению понятия государственный финансовый контроль. Обобщая вышесказанное, следует отметить, что государственный финансовый контроль применяется для обеспечения законности и установлении финансовых операций, а также как один из способов выявления повышения дохода на всех уровнях бюджетной системы.
1.2. Виды юридических лиц как объекты финансового контроля
Актуальность проблем объекта государственного контроля, заключается в том, что при его необходимой унификации последует оптимизация государственных контрольных функций и создание четкой структуры контрольных органов. Необходимость решения данных проблем подчеркивают многие ученые, выделяя ее, одной из важных направлений реформы современной системы российского государственного управления. Так же необходимость государственного контроля не оспаривается ни учеными, ни практиками.
Поскольку налаженный и правильно осуществляемый контроль позволяет оценить: законность, целесообразность и эффективность деятельности, выполняемой подконтрольными субъектами. Для того чтобы дать оценку нынешней ситуации понимания объекта государственного контроля, необходимо обозначить, что сейчас нет законодательного разграничения объекта государственного контроля и надзора, и как отмечают ученые, внесло лишь путаницу в понимании действий. А также такие проблемы государственных органов по осуществлению контроля как: дублирование функций, отсутствие единой информационной базы и утвержденных стандартов, классификатора нарушений .
Сущность государственного финансового контроля юридических лиц в РФ закреплена Бюджетным кодексом, в соответствии с которым государственный финансовый контроль – это контроль в бюджетной сфере. Основными субъектами бюджетного контроля являются Счетная палата РФ и Федеральное казначейство. И тот, и другой орган имеют право проводить проверки и ревизии на предмет соблюдения объектами контроля бюджетного законодательства.
В качестве форм контроля используются проверки физических лиц – предпринимателей и юридических лиц, устранение или пресечение последствий обнаруженных правонарушений, а также деятельность по проведению прогнозирования, анализа и постоянного мониторинга за исполнением требований законодательства, состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности физическими лицами – предпринимателями и юридическими лицами.
Контроль – это одна из функций управленческой системы, которая не может ему не сопутствовать и проводится повсеместно, так как является
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3823.
2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
3. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 05.01.2009. № 1. Ст. 15.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1649.
5. Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2019. № 30. Ст. 4101.
6. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 44. 03.11.2008.
7. Багдан Е.В., Мальцева П.Н. Государственный финансовый контроль: функции, субъекты и объекты // Инструменты и механизмы формирования конкурентоспособности экономических систем сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 14-16.
8. Бойко Н.Н. Финансовый контроль в Российской Федерации: проблемы организации // Государственная власть и местное самоуправление в современный период: Сборник научных статей по итогам работы за 2013 год методологического семинара преподавателей и студенческого научного кружка «Проблемы государственной власти и местного самоуправления». Вып. IV. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. С. 5-8.
9. Болтинова О. В. К вопросу о государственном финансовом контроле в Российской Федерации // Финансовое право и управление. 2013. № 2. С. 39-45.
10. Быковская Ю.В. Анализ организации и проведения финансового контроля в зарубежных странах // Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях Москва, 2019. С. 41-48.
11. Ванькович И.М., Лысенко А.А. Оценка эффективности результатов деятельности органов государственного финансового контроля // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019. № 6. С. 30-35.
12. Вильданова Ю.И., Скарякина Е.Ю. Проблемы регулирования государственного финансового контроля в Российской Федерации // Финансово-правовая политика государства: новые концептуальные подходы:Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции (с международным участием). 2018. С. 46-51.
13. Волков А.Ю., Дивина С.Е. Система органов государственного финансового контроля // В сборнике: Экономика и управление: теория и практика 2019. С. 51-55.
14. Волощенко Л.М. Опыт реализации государственного финансового контроля в зарубежных странах // Менеджер. 2018. № 2 (84). С. 118-126.
15. Гаджимурадова Л.А. Роль и значение государственного финансового контроля в зарубежных странах //Современные научные исследования и разработки. 2018. № 9 (26). С. 127-129.
16. Гасанова А.Г., Магомедова А.М., Ибрагимова И.И. Органы государственного финансового контроля, их задачи и перспективы развития // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 57-4. С. 77-80.
17. Горегляд В. П. Современный аудит: проблемы и перспективы // Деньги и кредит. 2017. № 2. С. 7.
18. Горлова Е.Н. Аудит в системе публичного финансового контроля за деятельностью субъектов финансового рынка // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 9 (49). С. 41-48.
19. Гриневич М.В. Оценка эффективности деятельности органов государственного финансового контроля // Учет и контроль. 2020. № 3 (53). С. 9-13.
20. Гусева Н.М. Некоторые предпосылки и тенденции развития государственного финансового контроля в США и Японии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 148-161.
21. Дерягина Ю.И., Фигура В.С. Аудит эффективности использования государственных средств как метод государственного финансового контроля // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 55-59.
22. Ефименко А.А. Понятие и виды финансового контроля. Проблема определения // В сборнике: Право молодых Сборник трудов 5-й Международной научной молодежной конференции / Под редакцией М.С. Трофимова. 2017. С. 247-249.
23. Зарипов Ш.Р. Объекты государственного контроля // Вопросы российской юстиции. 2019. № 1. С. 805-809.
24. Ибрагимова И.И., Бахтиозина Р.Ш. Оценка эффективности финансового контроля в РФ // Наука среди нас. 2019. № 4 (20). С. 326-333.
25. Киреевский М.Е., Трясцина Н.Ю. Оценка финансового состояния как метод обеспечения финансового контроля // Экономика и управление: современные тенденции сборник статей. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Чебоксары, 2018. С. 16-22.
26. Клюева Н.Н. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля // Colloquium-journal. 2020. № 3-10 (55). С. 90-91.
27. Корниенко Т.В. Особенности правового регулирования финансового контроля в зарубежных странах // Очерки новейшей камералистики. 2018. № 2. С. 38-41.
28. Корчинский В.Е. Проблемы совершенствования государственного финансового контроля // Финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы сборник статей международной VII-й научно-практической конференции. 2018. С. 41-44.
29. Костицына В.В. Понятие, виды государственного финансового контроля // Моя профессиональная карьера. 2020. Т. 2. № 8. С. 151-153.
30. Кравченко А.М. Нормативное закрепление методов финансового контроля // Вестник современных исследований. 2019. № 2.4 (29). С. 46-48.
31. Лайпанова З.М., Хубиева Ф.С.Х. Настройка учетной политики для индивидуальных предпринимателей // Научный диалог: Экономика и менеджмент Сборник научных трудов по материалам XXV международной научной конференции. 2019. С. 15-17.
32. Леонтьева Н.В. Проблемы реализации государственного финансового аудита и контроля в России // Аллея науки. 2019. Т. 4. № 1 (28). С. 183-187.
33. Мальгина И.А. Проблемы государственного финансового контроля // Молодежь – Барнаулу Материалы XX городской научно-практической конференции молодых ученых. Главный редактор Ю. В. Анохин. 2019. С. 178-179.
34. Мартыненко С.В. Актуальные вопросы финансового контроля // Журнал Бюджет. 2018. № 3 (183). С. 46-49.
35. Мигачев А.Ю. Сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и Французской Республики в области государственного финансового контроля // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 8 (81). С. 151-157.
36. Мирошниченко Е.Г. Формы и методы финансового и общественного контроля за исполнением федерального бюджета // Научный аспект. 2018. Т. 4. № 4. С. 444-448.
37. Османова А.А., Маллаалиева З.К., Алиева А.А. Проблемы правового статуса счетной палаты РФ как органа государственного финансового контроля // Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 169-171.
38. Переверзева Т.В. Методы государственного финансового контроля: проблемы классификации // Colloquium-journal. 2018. № 8-5 (19). С. 57-59.
39. Сайгафаров Р.В. Государственный финансовый контроль // Центральный вестник. 2017. Т. 2. №24(41). С. 91.
40. Саунин А. Н. О понятийном аппарате государственного финансового контроля // Финансы и кредит. 2014. №13(589). С. 2-9.
41. Слугина М.В., Артемова О.Е. Организация деятельности органов внешнего финансового контроля в России // Юность. Наука. Культура материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). 2020. С. 174-178.
42. Тимохина А.С., Коропятник П.А., Бойко Н.Н. Финансовый контроль: понятие, задачи, виды // Аллея науки. 2017. Т. 5. № 16. С. 808-811.
43. Ферзаули М.И. Финансовый контроль: понятие, методы, виды // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XII Международной научно-практической конференции в 2 частях. 2018. С. 127-129.
44. Фоменко А.А. Особенности правового регулирования финансового контроля в зарубежных странах // Актуальные проблемы частного и публичного права Материалы межвузовской научно-практической конференции (к юбилею доктора юридических наук, профессора, заслуженного работника Высшей школы Российской Федерации Игнатьевой Светланы Викторовны). 2018. С. 428-431.
45. Шедогубова Е.Е., Агафонова М.С. Проблемы государственного финансового контроля в России // Управление в социальных и экономических системах Сборник трудов. Под редакцией М.С. Агафоновой. Киров, 2018. С. 138-143.
46. Шепелев Д.Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы // Экономическая наука и практика Материалы V Международной научной конференции. 2017. С. 53-57.
47. Шурыгин А.В. Формирование учетной политики у индивидуальных предпринимателей в условиях специального налогового режима // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. 2018. С. 83-85.
48. Щукина О.В., Мороз Е.В. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля // Научные исследования XXI века. 2019. № 1 (1). С. 234-237.
49. Янахметова Р.Р. Система финансового контроля предприятия: методы и средства реализации // NovaInfo.Ru. 2019. Т. 1. № 96. С. 119-126.
50. Проблемы цифровизации / Сайт: https://ria.ru/economy/20180913/1528443371.html.