Фрагмент для ознакомления
2
Шумпетер Й. Авторами были разработаны такие понятия, как «потребности», «интересы», «мотивы» и «стимулы» .
Теории мотивации применительно к профессиональной деятельности рассматривали А.А. Реан, В.Г. Асеев, Г.С. Никифоров, В.И. Слободчиков.
Несмотря на множество теорий, и исследований в области мотивации, разработка эффективной мотивационной системы персонала на предприятии не теряет своей актуальности и подлежит дальнейшему изучению.
Теоретико-методологическая основа. Теоретическую базу исследования составили Конституция РФ, Федеральные Законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения на предприятии, научные исследования отечественных и зарубежных авторов, иные научные источники. В исследовании использованы данные Государственного комитета статистики РФ, материалы текущего делопроизводства АО «АТЭК».
Методологическую основу проведенного исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, монографии, публикации в периодических изданиях, материалы отечественных научно-практических конференций, результаты прикладных исследований по проблемам рынка труда и развития технологий по привлечению персонала и сохранении его внутри организации.
Структура работы включает введение, три главы, десять параграфов, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и содержание мотивации профессиональной деятельности персонала
Вопросы эффективного управления трудовыми ресурсами до сих пор волнуют многих ученых и являются одной из распространенных тем в менеджменте и управлении персоналом. Еще А. Маслоу говорил, что «учет психологических потребностей человека позволяет оказывать на него продуктивное воздействие, включающее совокупность мотивирующих факторов».
Мотивация выступает в качестве центральной функции управления и определяет систему факторов, которые воздействуют на человека в процессе его трудовой деятельности, посредством стимулирования психологических и материальных факторов, способствующих к побуждению действий работника, направленных на решение целей и задач организации.
Вопросами формирования мотивации занимались многие ученые социологи, психологи, специалисты в области экономики и менеджмента, данный факт указывает на существование множества теорий и методик, которые основаны на потребностях личности.
Первоначально феномен мотивации появился в качестве объекта исследования в бихевиоризме. «Гидромеханическая» модель мотивации Лоренца Мейсела объясняет взаимосвязь инстинктивных форм поведения с раздражителями, которые поступают из окружающей среды.
Предложенная Б. Даффи и Д. Хеббом в 50-е годы теория оптимальной активации, подразумевает воздействие стимулов на физиологическое состояние человека. Ученые делали акцент на индивидуальности, объясняя, что одним людям для эффективного функционирования в процессе жизнедеятельности необходим сильный приток стимулов, другие способны выносить их лишь в ограниченном количестве .
Р. Боллс, в рамках когнитивной теории мотивации, рассматривает мотивацию в качестве механизма выбора определенной модели поведения, который отвечает на внешние раздражители, выбирая наиболее приемлемый вариант поведения, соответствующий настоящему физиологическому состоянию организма .
Наиболее распространенной теорией мотивации, которая рассматривается со стороны содержательного подхода, является иерархия потребностей А. Маслоу. Ученый разделил человеческие потребности на пять основных уровней с учетом иерархии, которая подразумевает движение человека к удовлетворению своих потребностей, как по лестнице, от более низкой к самой высокой .
Приверженец содержательной теории мотивации Д. Макклелланд, в отличие от А. Маслоу, в своей теории мотивации делал упор на удовлетворение потребностей высших уровней. Ученый считал, что людям присущи потребности власти успеха и сопричастности: «Неважно, сколь сильно развита у человека потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет вознаграждать его за то, что он делает».
Ф. Герцберг в своей двухфакторной теории мотивации делает акцент о необходимости выявления зависимости материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Данная модель позволяет определить степень удовлетворенности индивида своей работой .
Таким образом, в основе содержательных теорий мотивации лежит изучение человеческих потребностей и выявление поведенческих факторов. Данные теории внесли существенный вклад в развитие теории управления в целом, выступая своеобразным фундаментом практических разработок по управлению персоналом и мотивации сотрудников в настоящее время.
Для раскрытия сущности и содержания мотивации профессиональной деятельности персонала рассмотрим понятие «мотивация», а также различные подходы ученых к определению понятия «мотив».
В настоящее время не существует единого подхода к понятию «мотивация», в зависимости от научных взглядов, многие ученые трактуют данное понятие по-разному.
Так Соломанидина Т.О. определяет мотивацию трудовой деятельности в качестве стремления работника к удовлетворению своих потребностей в определенных благах при помощи трудовой деятельности, направленной на достижение основных целей организации. С данным определением соглашается Е.П. Ильин и О.С. Виханский, рассматривая мотивацию в качестве совокупности внутренних и внешних движущих сил, побуждающих личность к деятельности. Ученые подчеркивали, что данные побуждения способны задавать границы и формы деятельности, придавая ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Мотивация оказывает влияние на поведение человека с учетом его индивидуальных потребностей и меняется под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека .
Другого взгляда на мотивацию придерживаются Н. Багиев, А.М. Колот, А. Булатов, Г.Г. Зайцева. Ученые отмечают, что мотивация персонала – это процесс удовлетворения работниками собственных потребностей посредством выполнения профессиональной деятельности. Иными словами индивид получает определенное вознаграждение в виде удовлетворения ожиданий в ходе выполнения выбранной им работы. Потребность в данном случае выступает в качестве побудителя к действию, образуя целый комплекс мотивов, направленных на достижение цели, способствующей ее удовлетворению .
В современной литературе мотивы рассматривают в качестве основы мотивации, являясь определенными импульсами, побуждающими человека к действию. На основе одной и той же потребности могут возникнуть разные мотивы к действию, в свою очередь, одна и та же деятельность может вызываться разными мотивами.
А.Н. Леонтьев подчеркивал, что «предмет» потребности проявляется только после ее удовлетворения. Таким образом, потребность приобретает предметность, а воспринимаемый предмет выполняет побудительную и направляющую функцию, т.е. становится мотивом.
Л.И. Божович, В.Г. Асеев, Т.О. Соломанидина рассматривали мотив в качестве потребности и влечения, побуждения и склонности.
О.С. Виханский полагал, что мотив является своеобразным импульсом, который побуждает индивида к достижению определенной цели, которая является для него личностной необходимостью. Мотивами труда, по мнению ученого, выступают побудительные причины, которые присутствуют в профессиональной деятельности индивида. Мотивы труда возникают исключительно в тех случаях, когда труд выступает в качестве основного средства удовлетворения потребностей личности. Особо значимым в формировании трудового мотива является вероятность достижения целей. В случае если достижение определенной цели и получение блага не предполагает трудоемких затрат – мотив труда не проявляется. Мотив труда формируется в том случае, когда для получения блага затрачиваются личные профессиональные усилия работника, посредством которых он получает удовлетворение .
Х. Хекхаузен в своих работах определяет мотив в качестве осознанной, побудительной причины, основы, основания к какому- либо действию или поступку.
По мнению Д. Дитроуза, мотив – это система взаимосвязанных целей, направленных на достижение определенного действия. При этом каждый мотив состоит из разного количества ценностей, которые оказывают влияние на выполнение отдельных действий. Чем выше уровень социализации, тем разнообразнее мотивы и совершеннее система мотивации. Стимулы, побуждающие к выполнению действия, формируются в процессе жизнедеятельности и предполагают в качестве вознаграждения получение ценности важной для индивида. В связи с этим, первоначальное формирование интереса к получению вознаграждения рассматривается в качестве основного аспекта в реализации и применении мотивационных механизмов .
Стимулирование и мотивация являются тождественными понятиями, имеющими одну цель, но разные начала. В основе стимулирования лежит стимул, который подразумевает моральное и материальное поощрение индивида в процессе достижения поставленной цели.
Материальное стимулирование подразумевает денежное или неденежное, но имеющее материальную форму, поощрение сотрудника в процессе его профессиональной деятельности, а также за достижение высоких результатов в труде. К системе материального стимулирования относятся денежные премии, бонусы, участие в акционерном капитале и др.
Нематериальное стимулирование подразумевает удовлетворение психологических потребностей человека в процессе его профессиональной деятельности. Основной целью данного стимулирования является положительное воздействие на человека посредством создания вокруг него благоприятных социальных условий. К данным методам стимулирования относятся социальные гарантии в виде медицинского обслуживания, страхования, предоставления льгот на санаторно-курортное лечение и т.д.
У материального и нематериального стимулирования существуют границы, которые определяются согласно социальному статусу, согласно которому сотрудник получает определенные привилегии, например, отдельный кабинет, бесплатное обучение определенных сотрудников и т.д.
Основу мотивации составляет мотив, который используется более широко и охватывает все стороны поведения работника.
Следует отметить, что их комплексное использование в системе мотивации способствует повышению эффективности деятельности предприятия и оказывает положительное влияние на его конкурентоспособность .
В зависимости от того к какому типу по форме мотивации относится работник выбирается форма стимулирования, в связи с этим, стимулирование направлено на повышение мотивации посредством постановки для работников целей и задач наиболее важных для предприятия.
Таким образом, выделяется взаимосвязь с потребностями, среди которых можно выделить первичные и вторичные, а также личными мотивами человека и применяемой системой стимулирования и мотивации трудовой деятельности. Поведение сотрудников выступает в качестве системообразующего фактора, направление которого задают внутренние мотивы и внешние стимулы. В связи с этим, мотивацию необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода, который предполагает сочетание действия организационных стимулов и последовательной работы руководящего состава по мотивации персонала в соответствии со стратегией предприятия.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к заключению, что поведение работников, основанное на индивидуальных внутренних мотивах и внешних стимулах, выступает в качестве системообразующего фактора мотивации и выражается не только в результатах трудовой деятельности, но и в ее качестве и соответствии стратегическим целям организации. Каждое трудовое поведение дает управляющей системе основание для внесения определенных изменений и корректировок в различные элементы системы. В связи с этим мотивация рассматривается в рамках системного подхода, который предполагает сочетание действия организационных стимулов и последовательных усилий всех управленческих звеньев по мотивации персонала в четком соответствии со стратегией организации. Таким образом, мотивация выступает в качестве основного инструмента воздействия на персонал организации с целью достижения стратегических целей и задач предприятия.
1.2 Методы формирования мотивации профессиональной деятельности персонала
Согласно п.1.1 настоящей работы, мотивация профессиональной деятельности выступает в качестве системы, оказывающей влияние на качество выполнения работы персоналом организации. Для эффективной работы предприятия необходимо четко проработанная и грамотно сформированная система мотивации персонала. При формировании мотивации персонала в организации анализируются причины и учитываются все факторы, оказывающие влияние на данную систему.
Рассмотрим общую структуру мотивации и влияющие на нее факторы на рисунке 1.
Рисунок 1 – Мотивация как элемент системы управления персоналом
Согласно данным рисунка, мотивация выступает в качестве центрального элемента в управлении персоналом, так как оказывает непосредственное влияние на профессиональную деятельность сотрудников организации. Мотивация и стимулирование являются двусторонним процессом, в котором учитываются интересы, как сотрудника, так и предприятия.
В настоящее время учеными активно используются два подхода к исследованию формирования трудовой мотивации работников. Согласно первому подходу (Л.Б. Чубенко, А. А. Гонова, В.И. Гречиков) большее внимание уделяется потребностям работников, которые изучаются согласно отраслевой специфике и занимаемой должности работника, а также рассматриваются все характеристики (место расположения предприятия, регион функционирования и др.), которые способны оказывать влияние на характеристики рабочего места .
Второй подход основан на исследовании ученых (Ш. Ричи, П. Мартин, И.Н. Бондаренко), которые рассматривали непосредственно характеристику самих работников для дальнейшей их группировки по типам, согласно их личностным характеристикам. Принадлежность сотрудника к определенному типу указывает на его интерес к процессу и содержанию своей работы, а также его стремления к творческому развитию в рамках данной профессии или продолжения работы до тех пор, пока она оплачивается .
Таким образом, при формировании мотивации профессиональной деятельности персонала учитываются стимулы материального и нематериального характера. Существуют следующие виды мотивации персонала:
1. Материальная мотивация.
Предусматривает вознаграждение сотрудника в денежном эквиваленте либо имеющим материальную форму. Как правило, данный вид мотивации применяется в отношении одного сотрудника или группы сотрудников, достаточно редко ко всему штату сотрудников.
2. Нематериальная мотивация.
Предусматривает создание на рабочем месте таких условий, при которых сотрудник получает эмоциональную выгоду (душевное равновесие, признание своих достоинств, устранение комплексов и др.). Данный вид мотивации может применяться ко всему коллективу организации, так как способствует формированию отношения каждого сотрудника к предприятию .
3. Положительная мотивация.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 191 с.
2. Адамчук В.В. и др. Экономика труда. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 224 с.
3. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. – М.: ЭСКМО, 2013. - 245 с.
4. Аширов А.Д. Трудовая мотивация. – М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2017. – 160 с.
5. Бакиров Р.Р. Психология развития и мотивации персонала. – М.: Аверс, 2014. – 248 с.
6. Булатов А. Стратегический менеджмент и кадровый потенциал организации. - СПб.: АЛЬЯНС, 2013. - 267 с.
7. Боллс, Р Мотивация и психологическая регуляция поведения. – М.: Юнити-Дана, 2017 – 248 с.
8. Бороненкова С.А. Управленческий анализ. – М.: ИНФРА-М, 2015. - 425 с.
9. Варенов А.В., Исаев С.Д. Мотивация персонала: игра или работа. – СПб: Речь, 2016. – 158 с.
10. Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: ЭСКМО, 2015. - 291 с.
11. Волков О.И. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 185 с.
12. Волков К.Н. Проблемы формирования мотивации. – М.: ЭСКМО, 2015. – 112 с.
13. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: ЭСКМО, 2013. - 322 с.
14. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. - М., 2011. - 365 с.
15. Гречиков В.И. Управление персоналом. – М.: Литера, 2017. – 327 с.
16. Герчикова И.А. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2014. - 324 с.
17. Герцберг Ф. Мотивация к работе. – М.: КНОРУС, 2015 – 287 с.
18. Грива Е.В. Человеческие ресурсы в системе управления предприятием. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 145 с.
19. Горемыкин В.А. Стратегия развития предприятия. - М.: ЭСКМО, 2013. - 143 с.
20. Гусева Е.П. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 201. - 311 с.
21. Дафт Р.Л. Менеджмент – М.: ИНФРА-М, 2013. - 345 с.
22. Дипроуз Д. Мотивация. – М.: изд-во «Эксмо», 2015. – 256 с.
23. Егоршин А.П. Управление персоналом. – М.: ФЕНИКС, 2013. - 318 с.
24. Емельянова Т.В. Экономика и организация труда. – М.: ПРОФИ, 2014. - 120 с.
25. Жадан С. Теория мотивационного менеджмента и анализ понятия "мотивация". – М.: ИНФРА-М, 2014. - 201 с.
26. Игнатов В.Г. Теория управления. –М.: ИНФРА-М, 2013. - 209 с.
27. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 168 с.
28. Кафидов В.В. Управление персоналом. – М.: Литера, 2015. – 254 с.
29. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. - М.: РИД ГРУПП, 2015. - 543 с.
30. Колот А.М. Мотивация персонала. – М.: Юрайт, 2018. – 312 с.
31. Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 787 с.
32. Мухортова О.В. Современные проблемы кадрового обеспечения в сфере услуг. – М.: ИНФРА-М, 2015. - 288 с.
33. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2015. - 201 с.
34. Маслоу А. Мотивация и личность, 3-е издание. – Санкт-Петербург: Питер СПб, 2019 – 400 с.
35. Мамедова А. А. Опыт оценки системы мотивации персонала. – М.: ПРОФИ, 2013. - 1200 с.
36. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: ЭСКМО, 2010. - 183 с.
37. Михайленко В. Мотивация и стимулирование сотрудников. – М.: ИНФРА-М, 2015. - 454 с.
38. Пакулин В. Совершенствование механизма мотивации труда. – М.: ИНФРА-М, 2014. - 425 с.
39. Ричи Ш, Мартин П. Управление мотивацией: Учебное пособие. – М.: Альянс, 2014 – 160 с.
40. Сидоренко С. Мотивация персонала. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 568 с.
41.Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 439 с.
42. Скопылатов И.А. Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – М.: ПРОФИ, 2013. - 512 с.
43. Соломанидина, Т. О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата - М.: Издательство Юрайт, 2016. — 323 с.
44. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 286 с.
45. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)
46. Фролов С.С. Социология организаций. - М.: ЭСКМО, 2013. - 245 с.
47. Хебб, Д.О. Организация поведения: нейропсихологическая теория. – М.: ЭКСМО, 2016 – 323 с.
48. Хекхаузен Х. Введение в психологию: мотивация поведения. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 309 с.
49. Сайт АО «АТЭК» - [Электронный ресурс], Режим доступа: http://atek.spb.ru