Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в необходимости проведения анализа процессов формирования, использования прибыли на современных предприятиях. Формирование прибыли позволяет выявить источники доходов компании, их удельный вес в структуре доходов. Использование прибыли отражает основные направления применения прибыли для обеспечения нужд потребностей предприятия.
Прибыль предприятия как важнейшая экономическая категория является основным барометром деятельности любого предприятия, является выражением его экономической и финансовой эффективности, поскольку позволяет компании успешно действовать среди других компаний в современной рыночной экономике.
Прибыль как движущая сила и источник собственных денежных средств и капитала предприятия является главным ориентиром для руководителей компаний при принятии решений по поводу дальнейшего развития предприятия, определения его дивидендной и инвестиционной активности.
Формирование прибыли предприятия происходит при бухгалтерском учете общего финансового результата деятельности компании и отражается в отчете о финансовых результатах, одним из главных документов, отражающих финансовые показатели деятельности компании за год. Прибыль предприятия, таким образом, формируется исходя из сопоставления произведенных расходов и полученных за период доходов компании от текущей, финансовой и инвестиционной деятельности.
Также при формировании прибыли используются различные методы бухгалтерского учета, к основным из которых можно отнести горизонтальный и вертикальный анализ. Горизонтальный анализ отражает текущие показатели баланса в сравнении с их предыдущими значениями, таким образом можно получить динамику экономического развития предприятия. Вертикальный анализ в свою очередь выявляет структуру финансового результата компании и степени влияния отдельного его показателя на общий итог деятельности компании.
Таким образом, формирование и последующее использование прибыли компании направлено на обеспечение нормального функционирования предприятия и отражением его экономической рентабельности.
Механизмы использования прибыли предприятия отражают степень и направления покрытия основных потребностей компании. В этой связи важным вопросом для современных предприятий является составление и соотношение долей прибыли, которая направляется на разные нужды и обязанности предприятия: на уплату налогов, оплату труда сотрудников, поддержание производственных мощностей, развитие маркетинговой политики, составление инвестиционных планов и т.д.
Цель данного исследования состоит в комплексном анализе процессов и факторов формирования, использования прибыли на современных предприятиях и на примере компании ПАО «Магнит».
В связи с этой целью ставится ряд задач:
определить экономическую сущность прибыли,
изучить порядок, факторы и основные источники формирования прибыли на предприятии,
исследовать механизмы использования прибыли,
проанализировать хозяйственную деятельность компании ПАО «Магнит»,
произвести оценку факторов формирования прибыли предприятием,
проанализировать направления использования прибыли ПАО «Магнит»,
выявить возможные пути увеличения прибыли компании,
предложить рекомендации по оптимизации направлений использования прибыли ПАО «Магнит».
Объект работы - прибыль предприятия.
Предмет исследования – анализ факторов формирования прибыли в компании ПАО «Магнит».
Теоретическая основа. Для раскрытия данной темы были использованы экономические труды ведущих ученых, современные исследования специалистов в области анализа прибыли предприятия (Дробозина Л.А., Белобтецкий И.А., Юров В.Ф.), финансовая отчетность ПАО «Магнит», экономические и финансовые порталы.
Практическая значимость работы обусловлена разработкой мероприятий по оптимизации прибыли ПАО «Магнит».
Структура работы включает в себя три основных части. В первой части исследуются теоретические аспекты факторов формирования и использования прибыли предприятия. Вторая глава посвящена анализу хозяйственной деятельности ПАО «Магнит», оценке факторов формирования прибыли на предприятии и эффективности ее использования. В третьей части разрабатываются рекомендации по увеличению прибыли компании и основные механизмы оптимизации ее использования.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1.Понятие и сущность прибыли как экономической категории
Современная экономическая жизнь нашего государства направлена на всестороннее овладение всеми инструментами рыночной экономики, одним из которых является прибыль предприятия. Постепенное освоение инфраструктуры и вертикального строения рыночных отношений требует все больших знаний и умения манипулировать инновационными технологиями и приемами учета, расчетов, анализа и прогнозирования рынка. Большое значение для этого имеет полное и точное овладение всеми тонкостями бухгалтерского учета в его современной концепции, экономического анализа баланса и других основных форм отчетности и прочих рычагов для интенсификации работы предприятия.
Прибыль предприятия – часть от общей выручки, которая остается после возмещения затрат на реализацию и производственные процессы.
Прибыльпредприятиявыступаетабсолютнымпоказателемимериломоценкиэффективностибизнеса. Врыночныхусловияхглавнаяцельпредпринимательства— получениеприбыли.
Вэкономическойлитературевыделяютнесколькоподходовкопределениюприбыли [8, c.41]:
академический подход рассматривает прибыль экономическую как разницу между экономически обоснованными доходами и расходами;
предпринимательский подход акцентирует внимание на прибыли предпринимательской как результате изменения чистых активов предприятия;
бухгалтерский подход представляет бухгалтерскую прибыль как разницу между доходами и расходами отчетного периода.
Последнийпоказательприбыливроссийскойпрактикеучетаиотчетности, представляетприбыльдоналогообложения. Посколькупризнаниевбухгалтерскомучетедоходовирасходовзапериодпроисходитсогласнометодуначисления, можносказать, чтоприбыль— сформированныйметодомначисленияфинансовыйрезультатдеятельностипредприятия, представляющийпревышениедоходовнадрасходами.
Комитетпомеждународнымстандартам(FASB) определяетполнуюприбылькакизменениесобственногокапитала(чистыхактивов) экономическогосубъектазаотчетныйпериод [11, c.31]. Приэтомданноеизменениеявляетсярезультатомхозяйственныхпроцессовиопераций, несвязанныхсличнымкапиталомсобственниковпредприятия.
Прибыльпредставляетнетолькофинансовыйрезультатдеятельностипредприятия, ноиегозадолженностьпередакционерами, котораячастичнопогашаетсяпривыплатедивидендов, анепогашеннаязадолженностьаккумулируетсявтечениевсегопериодадеятельностипредприятия, увеличивая(уменьшая— вслучаеубытков) собственныйкапитал.
Вфинансовомменеджментеотдельноанализируютпоказатели [5, c.73]:
прибыль операционная (EBIT);
прибыль до вычета налогов (EBT);
прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA).
АнализпоказателяEBIT позволяетоценитьэффективностьтекущей, тоестьоперационнойдеятельностипредприятия; выявитьегопотенциальнуюспособностьсоздаватьчистыедоходывпроцессепроизводственныхоперацийисделок.
Показательприбылидовычетаналогов, формируемыйвмеждународной практике, сопоставимспоказателемприбылидоналогообложениявроссийскойсистемеучетаиотчетности. Анализируядинамикуизмененияданногопоказателяивеличинуналоганаприбыльможновыявитьвлияниеналоговыхпараметровбизнесанавеличинучистойприбылипредприятия.
ПрибыльEBITDA широкоиспользуетсяприанализеиоценкевеличинрентабельностикапиталаиактивов. Предпочтительностьпримененияданногопоказателяприбылиобусловленатемфактом, чтоамортизация, являясь впроизводственных, транспортных, строительныхпредприятияхсущественнымэлементомрасходов, втожевремявыступаетнарядусчистойприбыльюоднимиззначимыхсобственныхисточниковфинансированиябизнеса.
Применяемыевданныймоментроссийскиеформыотчетности, вчастностибухгалтерскийбалансиотчетофинансовыхрезультатах, непредусматриваютотдельногоотраженияамортизационныхотчислений. Амортизация, выступаярегулятивомкбухгалтерскомубалансу, присутствуяодновременноивдоходахиврасходахпредприятия, неучитываетсяприформированиипоказателячистойприбыли. Соответственно, призначимостивеличиныамортизации, показателиэкономическойифинансовойрентабельностимогутзначительноотличатьсяотодноименныхзначений, рассчитанныхтольконаосновечистойприбыли.
Анализпредставленныхпоказателейприбылипроводится динамическим, горизонтальным, вертикальнымифакторнымметодами. Впроцессе анализарассчитываютсяпоказателиабсолютногоизменениявеличинприбыли, изучаютсятемпыростаитемпыприростапоказателей; анализируютсяфакторы, повлиявшиенаизменениезначенийотдельныхвидовприбыли.
Потребностьдетальногоанализавидовприбылипредопределяетсятемобстоятельством, чтонеобходимыйуровеньприбыльностибизнесавыступаетбазисомтекущегоидолгосрочногоразвитияпредприятия, источникомвозрастанияегорыночнойстоимости, как это показано на Рисунке 1.1.1.
Рис.1.1.1. Сущность прибыли предприятия [9, c.88]
Предприятие, как отдельно взятый товаропроизводитель в определенные промежутки времени получает от продвижения и реализации своего продукта результат, выражающийся в денежной выручке.Данные суммы не являются свидетельством получения прибыли. Это общий результат всех товарообменных операций с материальными ценностями, работами и услугами, предоставлением аренды и коммуникационных каналов. В общем, это любое движение предприятия или предпринимателя в плоскости успешной реализации.
Для того, чтобы определить финансовые результаты итогов деятельности фирмы сопоставляют выручку, аккумулированную от всех продаж и всеми затратами на подготовку, производство, доведение до товарного состояния, транспортировку и реализацию, которые ложатся на статьи себестоимости валовой продукции.
Есть несколько предположительных предварительных расчетных вариантов прогнозирования получения прибылей [15, c.107-109]:
1. Возможно получение отрицательного итога расчетов.
Это происходит в случае завышенной себестоимости или она по каким-либо причинам стала меньше полученной выручки. В этом случае прогнозируемый расчетный отрицательный финансовый результат может только подтверждать отсутствие возможности получения прибылей.Требуется пересмотр политики формирования себестоимости или стратегии продвижения и активности реализационной политики компании, когда ей не уделяется должного внимания группы маркетинга. Следует уделить внимание вопросам логистики, обычно именно логистические недоработки приводят к убыточным результатам работы всего бизнеса в целом.
Такой путь ведения частично приемлем для дотационных предприятий, основной целью которых является не получение прибыли, а трудоустройство определенных льготных категорий граждан.
2. Если торговая выручка и результат от прочих операций равен заявленной и фактической себестоимости.
В таком случае, обычным явлением становится отсутствие фактора прироста доходности, то есть финансовые результаты приравниваются нулю.Такие недоработки и неправильно выбранная модель стратегии рыночного статуса фирмы приводят к тому, что предприятие работает на покрытие всех статей затратной части баланса, касающихся приобретения сырья, собственно процесса производства, после производственной подготовки, упаковки, транспортировки и дальнейшего продвижения своего продукта. В таком случае прибыльность не будет достигнута практически никогда. Обычно, это тактика, когда субъект предпринимательства работает исключительно на перекрытие затрат, истощая тем самым внутренние резервы и не имея возможности привлекать новые ресурсы. Недостаточность финансовых, материальных, трудовых и технологических ресурсов приводит к достаточно быстрому банкротству, которое очень сложно подвергается санации.
Становясь на такой путь, компания уже в достаточно близко обозримом будущем видит инициацию процесса ликвидации. Практически такое ведение бизнеса также относится ближе к отрицательному финансовому результату.
3. Каждая реализационная операция или весь их объем приносит совокупную выручку, превышающую всю затратную часть.
Хорошо известен первый постулат предпринимательства, где говорится о том, что предприятие или бизнес создается исключительно для получения прибыли.Это говорит о том, что изначально руководителями была выбрана правильная стратегия на формирование себестоимости и включенных в нее накладных расходов. Помимо этого маркетинговая политика находится в постоянном движении по поиску наилучших каналов продвижения товара, продукции, работ или разнообразных услуг, а логистика органично дополняет все преимущества деятельности предприятия.
Весь комплекс работает слаженно, четко, а главное, что точно найден регион и сегмент рынка, где проявляется наибольший интерес к продукции предприятия. В таком случае эксперты говорят о высоких финансовых результатах, прибыльности бизнеса и высокой рентабельности производства. Такое предприятие имеет отличные перспективы и тенденцию роста, так как за счет прибыли привлекает финансовые, трудовые, материальные и технологические ресурсы для интенсификации своей деятельности.
Отечественная и мировая правоведческая практика подтверждает, что каждая предпринимательская инициатива преследует одну и ту же цель – получение прибыли. Независимо от размеров, масштаба, направленности и выбранного вида деятельности все движимы одной мечтой – решить достаточно сложную и одновременно простую задачу получения доходов.Тем не менее, большинство начинающих предпринимателей не различают черту между двумя основными категориями экономической деятельности – доходом и прибылью [14, c.157]. Планируя развитие бизнеса и начало работы, именуемое в законодательных актах предпринимательской хозяйственной деятельностью, следует уточнить соотношение категорий дохода и прибыль предприятия.
Доходы от ведения хозяйственной деятельности являются показателем роста уровня экономической выгоды. Этот процесс имеет вид поступления активов, уменьшения объема обязательств, что влечет рост собственного капитала компании.
Доходы формируются из следующих источников [17, c.147]:
а) поступления от операций по реализации продукта;
б) иные операционные поступления, аренда активов, курсовая разница;
в) финансовый доход, сформированный участием субъекта предпринимательской деятельности в капитале, его инвестиционной деятельностью, процентам, дивидендами;
г) получение доходов путем продажи активов.
Прибыль предприятия является основной частью финансовых накоплений, создающаяся предприятиями любой формы собственности. Ее можно назвать зеркалом успешности бизнеса.
Основной функцией этого учетного показателя является предоставление полной картины об эффективности данного производства, уровень и объем прибыли позволит на любом промежутке времени определить объемы и качественный состав продукции. Правильность формирования и уровни ее себестоимости, производительность и интенсивность труда персонала, его профессиональную подготовку, технологическую обеспеченность производства.
Другим немаловажным фактором показателя прибыльности эксперты считают стимулирование укрепления коммерческого интереса и активизации расчетов, поиск новых, современных путей интенсификации производства.
Таким образом, доход можно считать линейным показателем деятельности бизнеса, оценкой его общей выгодности. Прибыли являются оценочным перспективным показателем, имеющим не только экономический смысл, но и несущий определенную социальную и общественную нагрузку. Это стимул для улучшения условий производства приобретения новых технологий и прогрессивного оборудования, уменьшение использования ручного труда на тяжелых участках, обучение персонала и улучшение его социального пакета. То есть прибыль является мощным рычагом для создания цивилизованного бизнеса [20, c.135].
На Рисунке 1.1.2 представлены основные условия формирования прибыли:
Рис.1.1.2. Условия формирования прибыли [20, c.138]
Максимизация тренда прибыли и сохранение устойчивого роста является важнейшим условием процветания конкретного предприятия и отечественной экономики в глобальном смысле. На сегодняшний день эта экономическая категория является носителем и отражением основных реалий современного рынка. Она одновременно становится характеристикой экономического эффекта, стимулом к дальнейшему развитию, играет роль источника наполнения бюджетов различного уровня, формирует финансовые ресурсы на предприятии и в государстве в целом.
Прибыль предприятия позволяет увеличить масштабы развития, укреплять позиций на рынках, обновлять и усовершенствовать само предприятие и значительно повышает конкурентный имидж.
Экономическая составляющая этого понятия в том, чтобы показать разницу между финансовыми поступлениями и денежными выплатами, хозяйственная иллюстрирует разницу имущественного состояния изучаемого предприятия в конце и начале расчетного или любого отдельно взятого календарного периода.
Теоретически и практически разделяют два типа оценки прибыльности компании. Это расчет экономической и бухгалтерской прибыли, различающихся в подходах формулах расчетов. Бухгалтерский учет предполагает совокупный доход предприятия минус явные балансовые затраты [22, c.183].
Расчет экономической прибыли предполагает исключить еще и экономические, неявные издержки. То есть от бухгалтерской прибыли отнимается сумма неявных издержек.
Виды прибыли могут быть следующими [24, c.92]:
Валовая, равная суммам полученной прибыли или убытков компании от реализационных операций всей продукции предприятия, а также проданные и предоставленные услуги, работы, имущество, внереализационные операции. То есть это показатель, насколько эффективно работает производство.
Прибыль или убытки, сформированная путем расчета выручки, не включающей НДС и акцизы, косвенные налоги и сборы с вычетом себестоимости, то есть затрат на производственный процесс и реализацию. Это показатель того, насколько рентабельна основная деятельность предприятия.
Объем экономической выгоды до обложения налогами. Конечный финансовый результат работы компании, где участвует бухгалтерский учет всех проведенных хозяйственных операций и оценка основных статей, отраженных в балансе. Отражает эффективность совокупной хозяйственной деятельности компании.
Объем налогооблагаемой прибыли. Показатель, рассчитываемый в налоговом учете на основании законодательных норм. Определяет налогооблагаемую базу.
Показатель чистой прибыли или убытков за отчетный период. Основная часть средств, остающихся у компании по завершении уплаты отчислений в бюджет, то есть сюда входят оплата всех налогов, сборов, обязательств. Оставшиеся суммы используются для нужд предприятия, они способствуют развитию производства, привлечению новых технологий, улучшению социальных условий.
Основные виды прибыли представлены на Рисунке 1.1.3.
Рис.1.1.3. Классификация видов прибыли предприятия [27]
Таким образом, перечисленные виды далеко не все, это наиболее часто встречающиеся в повседневной практике, поэтому требующие более детального рассмотрения. Теоретики и экономические эксперты используют намного больше коэффициентов и методик расчетов.
1.2.Основные факторы формирования прибыли предприятия
Анализ прибыли, то есть анализ финансовых итогов хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства на сегодня как нельзя более актуален и востребован, здесь используются все разнообразие различных подходов и степеней детализации данных и выводов.
Являясь основой бизнеса, целью и задачей предпринимательства, прибыль можно по праву назвать наиболее интересным объектом для изучения и аналитики. Что как не изучение уровня, условий, колебаний в соответствии с самыми разными факторами влияния и условиями позволяет планировать дальнейшую деятельность и развитие компании.
Анализ прибыли позволяет обосновать плановую величину прибыли, оценить полученные результаты в соотношении с разработками бизнес-плана. Дает возможность рассчитать влияние факторов на отклонения полученной от плановой, выявить явные и скрытые резервы для положительной динамики и интенсификации роста прибыли, пути ее эффективного использования в ближней и дальней перспективе.
Как было определено ранее, термином «прибыль» называют разницу, которую вычисляют, отнимая от суммарного дохода (выручки, полученной при реализации товаров или услуг, внесенных штрафов и компенсаций, процентных и других доходов) затраты, осуществленные
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2012. – 656 с.
2. Васильева Л.С. Финансовый анализ. – М.: КноРус, 2013. – 804 с.
3. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Вузовский учебник, 2013. – 347 с.
4. Гаврилова А.Н. Финансы организации. – М.: Мнорус, 2013. – 608 с.
5. Гутова А.Б. Управление денежными потоками: теоретические аспекты// Финансовый менеджмент, №4, 2014. – с.50-87
6. Дробозина Л.А. Прибыль и рентабельность предприятия. Доступ через http://uchebnik-online.com/124/660.html
7. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2014. - 621 с.
8. Ефремова А.А. Себестоимость от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов. — М.: Вершина, 2016. — 204 с.
9. Забелина, О.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / О.В. Забелина, Г.Л. Толкаченко. - М.: Экзамен, 2014. - 224 с.
10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансовая статистика, 2013. – 359 с.
11. Колчина Н.В. Финансы организаций. – М.: Дашков и К, 2012. – 382 с.
12. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Л.И. Кравченко. – М.: Новое знание, 2016. – 247 с.
13. Крутик А.Б., Хайкин М.М. Основы финансовой деятельности предприятия - Спб: Бизнес-пресса, 2015. - 448 с.
14. Лапуста М.Г. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 585 с.
15. Ларионова И.К. Стратегическое управление. – М.: Дашков и К, 2014. – 274 с.
16. М. А. Федотова. Количественные методы анализа зависимости финансовой устойчивости от стоимости компании// Эффективное антикризисное управление, №2, 2014. - Электронная версия http://www.info.e-c-m.ru/magazine/83/
17. Маннибаева К.А., Остапенко В.В. Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами: факторы изменения // Финансовый менеджмент. - 2013. - N 4. С. 40-47.
18. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2013. – 318 с.
19. Поддерьогин А.М. Финансы предприятия. Доступ через http://lybs.ru/index-11155.htm
20. Покропивный С.Ф. Экономика предприятия. Доступ через http://mmlib.net/knigi/ekonomika/kniga-27/
21. Полякова О.В. Сущность и методические основы разработки финансовой стратегии фирмы. Режим доступа через http://nsuem.ru/science/publications/science_notes/issue.php?ELEMENT_ID=3344
22. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е издание / Г.В. Савицкая. - Минск: ООО "Новое Знание", 2013. - 688 с.
23. Сергеев И.В. Экономика предприятий. Доступ через http://uchebnik.biz
24. Теннент Дж. Управление денежными потоками. – М.: Альпина Паблишинг, 2014. – 585 с.
25. Терехова В. А. Финансовый учет: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
26. Финансовая стратегия предприятия// Учебник для ВУЗов. Доступ через http://uchebnik.biz/book/837-finansy/45-112-finansovaya-strategiya-predpriyatiya.html
27. Черногорский С.А. Основы финансового анализа, М.: Герда, 2013. - 176 с.
28. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 400 с.
29. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2013. – 367 с.
30. Юркова, Т.И. Экономика предприятия/ Т.И. Юркова.- Режим доступа :// http:// www.aup.ru
31. Яркина, Т.В. Основы экономики предприятия/ Т.В. Яркина. - Режим доступа:http:// www.aup.ru
Электронные источники:
32. http://institutiones.com – экономический портал
33. http://fd.ru/ - журнал «Финансовый директор»
34. http://www.fin-izdat.ru – финансы и кредит
35. http://www.finman.ru – финансовый менеджмент
36. http://www.upruchet.ru – журнал «Управленческий учет»
37. finance-journal.ru – журнал «Финансовый вестник»
38. http://www.finansy.ru/m/ - экономика и финансы
39. http://www.minfin.ru/ru/ - Минфин России
40. http://www.finanz.ru/ - финансовые статьи
41. http://www.fingramota.org/ - финансовая грамотность
42. https://www.magnit.com/ru/ - ПАО «Магнит»
43. https://smart-lab.ru/blog/news/592411.php - ключевые показатели компании за 2019 год
44. https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/vyruchka-magnita-vyrosla-na-10-5-v-iii-kvartale - результаты деятельности ПАО «Магнит»
45. https://ru.investing.com/news/stock-market-news/article-1946362 - прибыль ПАО «Магнит» в 2019 году