Фрагмент для ознакомления
2
Из диаграммы 6 видно, что работу с пациентами проводит значительная часть медсестер (85,0%)
Диаграмма 7. Проведение медсестрами отделения обучения и разъяснительной работы с родственниками пациентов
Из диаграммы 7 видно, что 70,0% медсестер проводят также обучение родственников пациентов уходу за пациентами пожилого и старческого возраста.
Для оценки распределения времени работы медсестер на различные виды деятельности был проведен хронометраж работы в течение рабочего дня. Результаты хронометража (в %) представлены на диаграмме 9.
Диаграмма 8. Распределение медсестрами отделения времени на различные виды деятельности
Как показывает диаграмма 8, основную часть рабочего времени медсестры отделения ухода составляют выполнение назначений врача (38,3%) и уход за пациентами (32,6%).
Диаграмма 9. Оценка медицинскими сестрами отделения их роли в оказании помощи пожилым людям
2.3. Проведение анкетирования пациентов
Проведено анкетирование 40 пациентов в возрасте 64-87 лет, находящихся в отделении ухода.
Распределение пациентов по полу представлено на диаграмме 10.
Диаграмма 10. Распределение пациентов отделения ухода по полу
Из диаграммы 10 видно, что большинство пациентов отделения ухода – женщины пожилого и старческого возраста.
Результаты ответа на вопрос «Довольны ли Вы работой медсестры?» представлены на диаграмме 11.
Диаграмма 11. Результаты ответа на вопрос «Довольны ли Вы работой медсестры?»
Анализ диаграммы 11 показывает, что подавляющее большинство пациентов положительно ответили на этот вопрос, и только 3 пациента (7,5%) недовольны работой медсестер. Такое распределение результатов может быть обусловлено как психологическими особенностями пациентов, так и некомпетентными действиями сестринского персонала. Возможность некомпетентности медицинских сестер делает актуальным вопрос несовершенства профессионального отбора персонала отделения ухода.
Результаты ответа пациентов на вопрос о разъяснении медсестрами выполняемых процедур отражает диаграмма 12.
Диаграмма 12. Разъяснении медсестрами выполняемых процедур
Из диаграммы 12 видно, что треть пациентов (32,5%) не получили разъяснений медсестры по поводу выполняемых процедур. Это может быть связано как с ментальными особенностями пациентов, так и с качеством психологической подготовки сестринского персонала и высокой загруженностью медсестер отделения.
Диаграмма 13 отражает результаты ответа пациентов на вопрос «Были ли у Вас конфликты с медсестрами?»
Диаграмма 13. Результаты ответа пациентов на вопрос «Были ли у Вас конфликты с медсестрами?»
Анализ диаграммы 13 показывает, что у 5 пациентов (12,5%) были конфликтные ситуации с медсестрами. Поскольку пациенты не обясняли причины конфликтных ситуаций, можно предположить, что такое распределение ответов может быть связано как с личностными особенностями пожилых пациентов, так и с недоработками медсестер.
На современном этапе развития сестринского дела медицинская сестра – это не только технический исполнитель назначений врача или процедур ухода, но и в некотором смысле психолог, поскольку именно медсестра проводит больше всего времени с пациентами. Даже безупречное выполнение манипуляций оставит негативное впечатление, если не будет сопровождаться корректным поведением медицинских сестёр, к которому особенно восприимчивы пожилые пациенты. Нужно больше времени уделять обучению медицинских сестер вопросам психологии пожилых людей, деонтологии, этике (Матвеев В.Ф., 2008).
Диаграмма 14 отражает характер помощи, которые, по мнению пациентов, им оказывают медсестры
Диаграмма 14. Характер помощи медсестер
Из диаграммы 14 видно, что, по мнению пациентов, медсестры отделения ухода преимущественно выполняют назначения врача и осуществляют мероприятия по уходу за пациентами.
На диаграмме 15 отражены потребности пациентов в помощи со стороны сестринского персонала.
Диаграмма 15. Потребности пациентов в сестринской помощи
Анализ диаграммы 15 показывает, что пациенты отделения ухода в значительной мере нуждаются в проведении психологической помощи и в обучении элементам ухода.
Выводы по главе 2
Исследования по выявлению особенностей деятельности медсестры по уходу за пациентами пожилого и старческого возраста проводились на базе ДЦ №3. Проведено анкетирование 20 медсестер отделения ухода, которое показало, что в отделении работают квалифицированные медсестры со стажем работы более 3 лет.
Учитывая возрастные особенности, а также социальные и психологические проблемы пациентов пожилого и старческого возраста, следует отметить, что для таких пациентов характерна высокая потребность в уходе и социальном обслуживании. В связи с этим основное содержание деятельности медицинских сестер заключается в выявлении существующих и потенциальных проблем пациента, составление плана ухода и его реализация.
Основной деятельностью медсестер отделения является выполнение назначений врача и осуществление ухода за пациентами пожилого и старческого возраста.
Медсестры отделения также оказывают психологическую помощь пациентам отделения, проводят обучение пациентов и их родственников элементам ухода и самоухода.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВКЛАД СПЕЦИАЛИСТОВ С СЕСТРИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИЮ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТАМИ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
3.1 Оценка деятельности медицинских сестер, согласно действующим нормативно-правовым документам
В нормативных документах, регламентирующих оказание медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста рекомендуемое соотношение врач – медицинская сестра составляет 1:2.
При реализации сестринского процесса наибольшая часть рабочего времени основной деятельности медицинской сестры приходится на организацию ухода и наблюдение за состоянием пациента, выполнение назначений врача (Мурашко В.В.., 2008; Мухина С.А., 2009).
Анализ работы медицинских сестер отделения ухода позволяет сделать следующие выводы:
− медицинские сестры выполняют свои должностные обязанности в полном объеме;
− медсестры обладают хорошими практическими и теоретическими навыками, имеют среднее специальное образование и соответствующую квалификацию;
− в обязанности медицинской сестры входит осуществление сестринского процесса и выполнение врачебных назначений.
− правильная организация рабочего времени медицинских сестер в отделении способствует своевременному и качественному оказанию медицинской помощи пациентам.
3.2 Мнение сестринского и врачебного персонала о возможности расширения функциональных обязанностей медицинских сестер
Медицинские сестры, которые осуществляют уход за пациентами пожилого и старческого возраста, должны четко представлять, что биологический процесс старения оказывает значительное влияние на физическое и моральное состояние людей пожилого и старческого возраста.
В процессе ухода медицинским сестрам приходится сталкиваться с дополнительными проблемами, возникающими у таких пациентов, которые в значительной степени осложняют процесс ухода (Мухина С.А.,2009).
Основные проблемы пациентов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Проблемы пациентов пожилого и старческого возраста
Проблемы
Физиологические Психологические Социальные
Снижение подвижности Снижение интеллекта самоизоляция
Прогрессирование хронических заболеваний депрессия Конфликты в семье
Появление новых заболеваний Снижение адаптации Потеря независимости
Быстрая утомляемость Непринятие старения Утрата чувства собственного достоинства
Высокий риск травматизма Повышение эмоциональной реакции Ухудшение материального положения
Повышенная уязвимость
Широкий спектр проблем пациента требует от медсестры, осуществляющей уход, расширения мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию утраченных функций.
Основные направления организации ухода за пациентами пожилого и старческого возраста включают:
− организацию режима дня и правильного питания пациентов;
− выполнение назначений врача, контроль приема лекарственных препаратов;
− гигиенический уход, направленный на сохранение опрятного, достойного и привлекательного внешнего вида пациентов;
− оказание психологической помощи, обучение родственников пациентов основным правилам ухода.
Особенности сестринского ухода состоят в том, чтобы пожилые пациенты могли обрести смысл существования, захотеть иметь качественную и активную старость. С этой целью медицинская сестра должна оказывать таким пациентам психологическую и социальную поддержку (Обуховец Т.П., 2008; 2011).
Увеличение количества пациентов старшего возраста, как правило, с сопутствующей патологией и риском развития осложнений, требует большего объема сестринских вмешательств и длительного ухода.
Расширение функциональных обязанностей медицинских сестер потребует создания оптимальных условий режима труда и отдыха для работы медицинских сестер, а также распределения видов трудовой деятельности медицинских сестер отделения.
3.3. Пути повышения эффективности процесса при осуществлении ухода за пациентами пожилого и старческого возраста с различными заболеваниями
В клиническом подходе к гериатрическим пациентам необходимо отказаться от представлений о старости как о болезни. Пожилой и старый человек, который предъявляет жалобы, - это пациент, который нуждается в адекватном лечении различными методами и средствами с учетом их взаимодействия на организм (Холостова Е.И..2011).
В связи с этим перед медицинскими работниками ставится задача: при индивидуальном подходе к диагностике и терапии заболеваний учитывать возрастные нормы, характеризующие старение органов и систем практически
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст.- М. : Маркетинг, 2011. 39 с.
2. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1999-2019. - Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.02.2019).
3. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 95-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в России». [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1999-2019. - Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.02.2019).
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1999-2019. - Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.02.2019).
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 февраля 2019 г. № 128 “О реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в пилотных регионах в 2019 году”
6. Распоряжение Правительства РФ №164-р от 5 февраля 2016 г. «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс] / Минтруд России. – 2003-2020. - Электрон. дан. – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/government/173 (дата обращения: 18.03.2020).
7. Богуш, Е.А. Опыт внедрения инновационных технологий и деятельность средних медицинских работников отделения реанимации и интенсивной терапии многопрофильной клиники [Текст] / Е.А. Богуш, Л.А. Митрохина // Медсестра. - 2016. - № 7. - С. 34-36.
8. Бочкарева, Е.М. Организация работы по должности "медицинская сестра – клиническая" в кардиохирургическом отделении [Текст] / Е. М. Бочкарева // Медсестра. - 2016. - № 4. - С. 31-42.
9. Бурковская, Ю.В. Руководители сестринского персонала – о стандартизации в области сестринского дела [Текст] / Ю.В. Бурковская, Н.Н. Камынина // Медицинская сестра. - 2016. - № 2. - С. 45-48.
10. Гребенев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М.. Основы общего ухода за больными: Учеб.пособие.- М.: Медицина, 2009. - 288 с.
11. Заликина Л.С.. Общий уход за больными [Текст] \ Заликина Л.С. - М. Медицина. 2009. – 545 с
12. Калинина С.А. Научное обоснование организационных форм повышения эффективности работы сестринского персонала отделений восстановительного лечения и реабилитации многопрофильной больницы [Текст]: Автореф. дисс. канд. мед. наук. С-Пб. 2008. 25 с.
13. Карягина, М.А. Особенности работы медицинской сестры – анестезиста в палате пробуждения [Текст] / М.А. Карягина // Медсестра. - 2016. - № 8. - С. 52-57.
14. Кашафутдинова Г.Т. Современное состояние сестринского дела в развитых странах: расширение сестринской практики [Текст]\ Кашафутдинова Г.Т., Байсугурова В.Ю. - Вестник КАЗМУ. 2013. № 3. С. 8-11.
15. Корвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст]\Корвасарский Б.Д. - СПб., 2009.
16. Кудрина Т.В. Организационно-функциональная модель сестринской службы учреждений восстановительного лечения в современных условиях [Текст]: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Иваново. 2007. 24 с.
17. Лычев В.Г. Основы сестринского дела в терапии [Текст] \ Лычев В.Г., Карманов В.К.-Ростов н/Д: Феникс, 2007 -512 с.
18. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии [Текст] \Матвеев В.Ф.- М., 2008 – 265 с.
19. Мостицкая Р.М., Медсестра врача общей (семейной) практики [Текст] \ Мостицкая Р.М. -Ростов н/Д: Феникс, 2010 -480 с.
20. Мурашко В.В. Общий уход за больными [Текст] \ Мурашко В.В., Шуганов Е.Г., Панченко А.В., - М.: Медицина 2008. – 325 с.
21. Мухина С.А., Тарновская И.И.. Общий уход за больными. М. Мед., 2009.
22. Николаев Л.А. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях и уход за больными [Текст]: - Минск, Высшая школа.,-2007. – 417 с..
23. Обуховец Т.П. Основы сестринского ухода: Учеб.пос. для мед. колледжей.- Ростов-н/Д: Феникс,2010.- 448 с.
24. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В., Основы сестринского дела [Текст] - Ростов-на-Дону., - Феникс, 2011.
25. Ослонов В.Н. Общий уход за больными в терапевтической клинике. [Текст]: учеб.пособие для вузов. М: ГЭОТАР- Медиа , 2008,-396 с.
26. Островская, И.В. Основы сестринского дела [Текст]: учеб. для мед. училищ и колледжей / И.В. Островская, Н.В. Широкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 320 с.
27. Палатная медицинская сестра [Текст]: руководство по профессиональной подготовке для медсестер // В помощь практикующей медицинской сестре. - 2016. - № 2. - С. 4-79.
28. Попова Н.М. Совершенствование квалификации среднего медицинского персонала как важный фактор повышения качества оказания сестринской помощи в медицинской организации [Текст] / Попова Н.М., Салахутдинова В.А. Главная медицинская сестра. 2012. № 9. С. 38-57.
29. Результаты внедрения сестринской программы профилактики сахарного диабета в школе здоровья (на примере амбулаторно-поликлинического отделения ГБУЗ СО "СГКБ № 8") [Текст] / А. И. Кузнецов [и др.] // Медсестра. - 2016. - № 8. - С. 62-65.
30. Смолева, Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи [Текст]: учеб. пособие / Э. В. Смолева; под общ. ред. Б. В. Кабарухина. - 19-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 475 с.
31. Современная организация сестринского дела [Текст]: учеб. пособие / под ред. З. Е. Сопиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 576 с.
32. Федоров, Т.П. Организация работы операционной сестры в акушерском стационаре [Текст] / Т. П. Федоров // Медсестра. - 2016. - № 6. - С. 11-13.
33. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. [Текст] / Холостова Е.И. М.: Cоциально- технологический институт, 2009.-320с.
34. Bradley A. Home Observation for Measurement of the Environment: A Validation Study of Screening Efficiency [Тext] / A. Bradley // American Journal of Mental Deficiency. – 1977. – P. 417-420.
35. Stephanie's. Principles and practice of nursing. Vol.1. Nursing arts procedures. By Sr. Nancy. 2009. P. 1-22.