Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня экономика мира и отдельного государства является глобальным процессом, важным аспектом которого, его «кровеносной системой» являются транспортные связи, физическим воплощением которых являются грузоперевозки. Рынок грузоперевозок в 2020 году переживает период заметной нестабильности и основные причины его, как и в большинстве отраслей экономики две: это начавшийся мировой экономический кризис и пандемия COVID-19. Мировой кризис породил замедление развития в некоторых отраслях еще до появления коронавируса (например, в автомобилестроении), что повлияло также на рынок грузоперевозок: по прогнозам специалистов, ожидается сокращение рынков авиа- и морских грузовых перевозок примерно на 5-8%, а восстановление произойдет только к концу 2021 года. В сегменте автомобильных грузовых перевозок в I квартале 2020 года снижение спроса уже составило 5%. В условиях нестабильной экономики многие перевозчики разоряются и уходят с рынка, не выдержав высокой конкуренции и новых условий развития на рынке грузовых перевозок.
Тема исследования является актуальной, так как для производственных и коммерческих предприятий грузовые перевозки играют важнейшую роль, и стоимость физического перемещения груза требует значительных затрат, а может и превышать его первоначальную стоимость. И только повышение эффективности грузовых перевозок позволяет осуществить сокращение издержек транспортных компаний и повышение качества логистических услуг. Пытаясь сократить время и стоимость доставки грузов, предприятия развивают собственную логистику, или прибегают к услугам транспортно-логистических компаний. С точки зрения оптимизации затрат оба подхода требуют экономического обоснования и не всегда очевидное решение является наилучшим. В российских условиях, при большом объеме перевозок и максимальном использовании собственного автомобильного парка, может оказаться более выгодным, чем привлечение внешнего подрядчика (поставщика логистических услуг).
Проблемы оценки эффективности грузовых перевозок исследованы в трудах российских ученых: Афанасенко И.Д, Борисовой В.В, Абрамовой Е.Р., Александровой О.В., Гаджинского А.М., Григорьева М.Н., Конотопского В.Ю., Козлова В.К., Левкина Г.Г., Лукинского В.С., Аникина Б.А., Родкиной Т.А., Мясниковой Л.А., Переверзева П.А., Плетневой Н.Г. Сергеева В.И., Скоробогатовой Т.Н., Стерлиговой А.Н., Щербакова В.В. Вместе с тем, остаются не до конца решены вопросы оценки эффективности и качества грузовых перевозок, что и обусловило выбор темы исследования.
Целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию грузовых перевозок в деятельности предприятия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- оценить состояние российского рынка грузовых перевозок;
- проанализировать транспортное обеспечение и содержание процесса перевозки грузов, раскрыть проблемы и недостатки организации грузовых перевозок в России;
- рассмотреть особенности организации грузовых перевозок в деятельности предприятия, специализирующегося на строительстве;
- представить логистические процессы в области грузовых перевозок исследуемого предприятия, проанализировать показатели эффективности грузовых перевозок;
- выявить недостатки, предложить пути их устранения и проанализировать эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования выступают логистические процессы в области грузовых перевозок предприятия ООО «Стройиндустрия».
Предметом исследования является система организации грузовых перевозок.
Научная новизна исследования заключается в применении новых методов повышающих эффективность логистических процессов грузовых перевозок в цепи поставок.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: описание, анализ и синтез, методы сравнения и обобщения, методы математического, экономического и статистического анализа.
Информационной базой исследования послужили нормативные акты, научно-исследовательские труды российских ученых и специалистов, учебная литература, статьи из периодических изданий, интернет - ресурсы по теме исследования, бухгалтерская и оперативная отчетность автотранспортного предприятия ООО «Стройиндустрия».
ООО «Стройиндустрия» - строительное предприятие, на котором создан собственный отдел грузовых перевозок строительных материалов по субъектам строительства, с годовым оборотом не более 59,0 млн. р. в 2019 году.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе раскрыто понятие, сущность и содержание грузовых перевозок, проанализировано состояние рынка в условиях нестабильности. Во второй главе дана аналитическая характеристика логистической деятельности ООО «Стройиндустрия», исследована организация грузовых перевозок, проанализированы показатели их эффективности, выявлены проблемы, связанные с существующей практикой транспортировки. В третьей главе и разработаны рекомендации по их устранению и дана оценка экономической эффективности предложенных мероприятий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Состояние российского рынка грузовых перевозок
Грузоперевозки — это комплексная работа по перемещению груза, каким-либо транспортом (авиа, водным, железнодорожным, автомобильным) [27, С.20]. В России экономический спектр грузоперевозок, на данный момент, выходит на лидирующие позиции, связанно это прежде всего с экономическим подъемом страны.
Сфера применения автомобильного транспорта в России – внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также перевозки на средние и дальние расстояния ценных малотоннажных и скоропортящихся грузов [26, C.210].
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%. Благодаря развитию и совершенствованию транспортной отрасли в современном обществе всё большая роль отводится транспортной логистике – системе организации быстрой и качественной доставке грузов из одной точки в другую по наиболее выгодному и оптимальному маршруту.
Транспортная отрасль играет важную роль в российской экономике. Ее доля в структуре валовой добавленной стоимости достигает 7% [38], а реализация проектов по строительству транспортной инфраструктуры вносит значительный вклад в объемы инвестиций в основной капитал. Для внутренней и внешней торговли транспорт является аналогом кровеносной системы человека: сбалансированное и своевременное развитие транспортной инфраструктуры — это фундамент для наращивания объемов торговли. Грузооборот российского транспорта показывает стабильный рост на протяжении последних нескольких лет. В 2018 году грузооборот российского транспорта по Российской Федерации увеличился на 2,8%, а объем перевезенных грузов — на 2,4% [37].
В РФ сейчас прослеживается негативный тренд как по объёмам перевозок грузов всеми видами транспорта, так и по сокращению доли вакантных складских площадей. В следующем году позитивных изменений в этих важных для логистического рынка секторах эксперты не ожидают.
На протяжении 2019 года коммерческие перевозки грузов всеми видами транспорта ежемесячно демонстрируют отрицательную динамику. Так, по данным Росстата, в сентябре было перевезено 252,5 млн тонн грузов, что на 5,4% меньше, чем за аналогичный месяц прошлого года [36].
В частности, значительно сократились грузоперевозки морским транспортом, внутренним водным и воздушным. Динамика двух, традиционно наиболее значимых по объёмам перевозимых грузов, видов транспорта — железнодорожного и автомобильного — показывают не столь однозначную динамику.
По оценке исследовательского агентства, M. A. Research, в этом году стоимостный объём рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок может достичь 872 млрд рублей, что ознаменует рост по сравнению с прошлым годом на 5,5% [30, C.168].
Впрочем, такая, на первый взгляд, неплохая динамика всё же ниже, чем годом ранее, когда стоимостный объём рынка увеличился на 6,8%.
На замедление темпов роста рынка автомобильных грузоперевозок, по мнению аналитиков, влияет снижение объёмов перевезённых грузов на фоне стагнации промышленного производства и строительства, а также сокращения реальных доходов населения.
При этом негативную динамику вносит рынок международных автомобильных грузоперевозок, который продолжает медленно сокращаться.
Согласно данным Eurostat, за первое полугодие по сравнению с аналогичным периодом 2018 года почти на 3% снизились перевозки грузов из Евросоюза в РФ, темпы роста в экспортном направлении уменьшились вдвое по сравнению с 2018 годом — до 6%.
Заметная экономическая стагнация и непростое положение потребительского сектора экономики стали основными факторами, определившими развитие логистического рынка в 2019 году.
Импортно-экспортные грузопотоки всё больше концентрируются в руках крупных игроков рынка, которые проводят комплексные закупки логистических услуг.
Для логистического рынка, в особенности для операторов, предлагающих полный комплекс услуг, важным аспектом является также ситуация со складской недвижимостью.
В результате, по данным консалтинговой компании Knight Frank, доля вакантных площадей продолжает сокращаться. Она снизилась с начала года на 1,4 процентных пункта и по итогам 2019 года составила 2,8%, что в абсолютном выражении эквивалентно 430 тыс. кв. м. До конца 2020 года доля вакантных площадей продолжит снижаться и, по оценкам компании Knight Frank, составит 2,5% [27, C.19].
Рост мировой экономики в целом замедляется, поэтому каких-то прорывных показателей никто и не ожидал. Доля импорта падает уже на протяжении двух последних лет, неопределённость вокруг Brexit и другие факторы не дают предпосылок для улучшения общей картины.
Если лёгкий спад этого года не вызывает серьёзного волнения на рынке, то перспектива 2020 года видится экспертам гораздо мрачнее.
Существенное замедление темпов роста рынка грузовых автоперевозок (до 3,4%) можно ожидать в 2020 году, что станет следствием ухудшения общеэкономической ситуации в стране и нарастания кризисных явлений, — прогнозируют эксперты M. A. Research [26, C.210].
Текущий прогресс российского логистического рынка можно оценить по рейтингу Всемирного банка (составляется каждые два года), согласно которому по уровню логистического развития Россия занимает 75-е место среди 160 участников. В предыдущем рейтинге у нашей страны было лишь 99-е место.
Основу рейтинга составляет индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI), который отражает эффективность работы таможенных органов, состояние инфраструктуры, качество логистического обслуживания, скорость и стоимость доставки, наличие задержек при транспортировке и возможность отслеживать грузы [28, C.158]. Сейчас индекс LPI России оценивается в 2,76 (тогда как предыдущий не превысил 2,57). Для сравнения: лидеры рейтинга — Германия, Швеция и Бельгия — имеют сейчас индекс LPI 4,2, 4,05 и 4,04 соответственно.
Перевозки автомобильным транспортом в России, несмотря на значительную протяженность страны с запада на восток, выполняются в основном на небольшие расстояния. В России, США и Китае — сопоставимая доля автотранспорта в структуре объема перевезенных грузов (~60–75%), однако доля автомобильного транспорта в структуре грузооборота в России значительно ниже (около 5% против ~40% в США и ~34% в Китае).
Оборот российской внешней торговли, во многом определяющей работу российского транспортного сектора, увеличился по сравнению с прошлым годом на 18% [38]. Однако темпы роста снизились по сравнению с результатом 2018 года (25%), который по большей части был обусловлен низкой базой 2017 года. За последние 10 лет изменилась географическая структура внешней торговли России: доля стран АТЭС выросла в полтора раза, с 20% в 2009 году до 31% в 2019 году.
Данная тенденция находит свое отражение в изменении направления грузовых потоков. В частности, начато масштабное развитие транспортной инфраструктуры в направлении портов и пограничных переходов Дальнего Востока.
Прирост российского экспорта в 2019 году составил 26% (в стоимостном выражении), импорта — 5%, а доля чистого экспорта в структуре ВВП достигла 10% (в 2018 году она составляла 5,4%).
Во внутренней торговле также наблюдалась позитивная динамика. В 2019 году увеличились физические объемы как оптовой (на 3,8%), так и розничной (на 2,8%) торговли. В условиях стабилизации российской экономики грузооборот транспорта в России в 2019 году увеличился на 2,8%.
Структура грузооборота по видам транспорта оставалась практически неизменной с 2015 по 2019 год (рис.1).
Рис.1 – Динамика и структура роста грузооборота в 2015-2019 гг.
Более 90% грузооборота пришлось на железнодорожный и трубопроводный транспорт, однако им перевозится только треть всех грузов. Автомобильный транспорт занимает менее 5% в структуре грузооборота, при этом на него приходится две трети объема перевозок. Доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота продолжает увеличиваться, несмотря на рост конкуренции со стороны развивающейся системы нефтепродуктопроводов и внутреннего водного транспорта. Ответами на эти вызовы стало увеличение дальности железнодорожных перевозок, а также активизация работы в сегменте низкодоходных грузов.
В 2019 году объем автомобильных перевозок вырос на 2,6%, а грузооборот — на 1,6%. В качестве основных драйверов можно выделить розничную торговлю, развитие электронной коммерции и рост перевозок сельскохозяйственных грузов. На коммерческие перевозки приходится лишь треть объема перевезенных грузов и более половины грузооборота. Причина — в более высокой средней дальности коммерческих перевозок. Так, по данным Росстата, в 2018 году доля коммерческих перевозок в пригородном сообщении составила 17%, в междугороднем — 30%, а в международном — 97%. Состояние грузооборота в России в 2016-2019 гг. был неоднозначен. Грузооборот по видам транспорта представлен на рисунке 2 на период с 2016 по 2019 гг.
Рис. 2 – Грузооборот по видам транспорта (млрд/т. км)
Под воздействием введения санкций и ограничений в области мировой торговли, исходя из приведенных данных, на рис.2, видно, что произошел некоторый рост грузооборота на всех видах транспорта, за исключением 2019 г. в сравнении с показателями 2018 г., в котором размер общего грузооборота транспорта составлял 5084 млрд/т. км, а в 2019 г. произошло его уменьшение до 5077 млрд/т. км [37].
На рисунки 3 отражена динамика объема коммерческих перевозок в период с 2018 по 2019 гг. можно констатировать, что в период 2018-2019 г. произошло сокращение количества перевозок на всех видах транспорта, за исключением морского, по которому прирост составил 106%.
Рис.3 – Транспорт, используемый под коммерческие перевозки, млн тонн
Далее, рассмотрим наличие транспортных средств в РФ [36] (рис.4).
Рис. 4 – Наличие транспортных средств (тыс. шт.)
По данным рисунка 4 наблюдается стабильный рост общего числа транспортных средств в РФ.
В 2019 году увеличились перевозки экспортных грузов в направлении стран ЕС, и в то же время снизился импорт на данном направлении. Снижение импорта наблюдается на протяжении последних пяти лет (за исключением 2018 года) и вызвано введением ограничительных мер рядом стран в отношении России [36].
Отрасль автомобильных грузоперевозок в России является высококонкурентной. На рынке действуют компании нескольких типов: крупные компании (более 300 грузовиков), средние компании (от 50 до 300 грузовиков), небольшие семейные компании и индивидуальные предприниматели (от 1 до 50 грузовиков), логистические компании, кэптивные компании (дочерние логистические компании крупных розничных сетей), а также компании, специализирующиеся на перевозках определенных типов грузов (например, легковых машин).
В последние годы происходит существенное усиление регулирования отрасли автомобильных грузоперевозок, что благоприятствует дальнейшему развитию крупнейших игроков с высокими профессиональными стандартами.
Таким образом, рынок грузовых перевозок постоянно развивается, не смотря на нестабильность в экономике, объемы грузовых перевозок увеличиваются под воздействием роста спроса на грузовые перевозки.
1.2 Транспортное обеспечение и содержание процесса перевозки грузов
Современный мир требует обновления и формирования высокого уровня интегрированности экономических и социальных отношений между дружественными странами, что способствует активному развитию международных процессов. Независимо от мировой конкуренции, рисков новых геополитических трансформаций активизируется сближение государств, усиливается взаимодействие между финансовыми структурами, происходит постепенное переплетение различных отраслей экономик, которое выражается в формировании торговых и экономических содружеств и союзов. На мировом уровне происходит международная экономическая интеграция в эпоху глобализации.
Транспорт играет важную роль в осуществлении всего процесса производства товаров, обеспечивая перевозку полезных ископаемых к месту их переработки, сырья к месту производства товаров, готовой продукции к конечному потребителю [9, C.209].