- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
вам Нужна Дипломная работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Дизайн и верстка учебного пособия
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Дизайн
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Дизайн и верстка учебного пособия"?114 страниц
74 источника
Добавлена 29.07.2020
5704 ₽
11408 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
1. Научно-исследовательский раздел 6
1.1 Анализ исторических аналогов 6
1.2 Анализ современных аналогов 8
1.3 Анализ существующих учебных пособий и книжных изданий 25
1.4 Оформление и содержание учебного пособия 7
1.5Разработка рекомендаций по подбору цветового решения 24
Вывод по разделу 27
2. Проектно-композиционный раздел 29
2.1 Концепция оформления печатного издания 29
2.2.1 Использование шрифтов, заголовки колонтитулы 40
2.2.2 Создание иллюстраций 43
2.3 Разработка дизайн-макета 48
2.3.1 Обложка 48
2.3.2 Пример сверстанных полос 50
Вывод по разделу 53
3. Конструкторско-технологический раздел 56
3.1. Конструкция основных элементов – обложка, блок книги 56
3.2 Оборудование и технология изготовления изделий 58
3.2.1 Аппаратное обеспечение, ввод и обработка информации 60
3.2.2 Вывод информации 62
3.2.3 Программное обеспечение 63
Вывод по разделу 69
4. Экономический раздел 72
4.1 Экономическое обоснование проекта 72
4.2 Расчет объема издания 73
4.3 Расчет себестоимости издания по статьям затрат 75
4.4 Расходы на типографские работы 76
4.5 Расходы на обработку и оформление рукописи (редакционные расходы) 78
4.6 Определение прибыли и отпускной цены 79
Вывод по разделу 79
Заключение 81
Список литературы 83
Фрагмент для ознакомления 2
Много лет подряд учебные издания занимают лидирующие места как по количеству выпущенных книг и брошюр, так и по общему тиражу. Среди причин массового издания учебной литературы специали-сты называют повышение престижа высшего образования, увеличение количества вузов, появление новых направлений подготовки, не обеспеченных методическими разработками, введение государ-ственных экзаменов и т. д.
Однако изменения в социальном и экономическом развитии страны, дифференциация наук, появле-ние новых научных направлений приводят к быстрому устареванию информации в учебниках и учеб-ных пособиях, выпущенных в прошлые годы. Кроме этого, становление рыночной системы повлекло за собой увеличение требований к системе образования и качеству образовательных услуг: специали-сты должны не просто владеть научными и профессиональными знаниями, но и уметь применять по-лучение знания на практике, самосовершенствоваться.
Таким образом, роль учебной книги, использующейся в процессе подготовки будущих специалистов в вузе, повышается. Литература должна соответствовать требованиям времени, современному уровню развития науки, технологий и культуры, а также стимулировать студента на самостоятельную дея-тельность. Особенно это касается дисциплин, которые непосредственно направлены на получение практических навыков, например, работа в настольных издательских системах, программах компью-терной верстки.
Этим обусловлена актуальность работы, в которой рассмотрены основные требования, предъявляе-мые специалистами к структуре, содержанию, языку и стилю учебной книги, а также предложены ре-комендации для авторов и редакторов по разработке учебного пособия по изобразительному искус-ству
Объектом исследования стали учебные пособия.
Предмет исследования - структурно-содержательные особенности учебных пособий, а также их про-ектирование и верстка.
Цель данной дипломной работы - на основе редакторского анализа разработать рекомендации по ди-зайну и верстке учебного пособия.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- произвести анализ исторических аналогов;
- произвести анализ современных аналогов;
- описать оформление и содержание учебного пособия;
- разработать рекомендации по подбору цветового решения;
- разработать концепцию оформления печатного издания;
- разработать основные элементы, описать создание иллюстраций;
- описать разработку дизайн-макета;
- произвести описание материалов проекта;
- описать конструкцию основных элементов;
- описать оборудование и технология изготовления изделий;
- произвести расчет затрат проектируемого производства, себестоимости продукции, технико-экономические показатели проекта, обзор стоимости создания проекта в городе Казани.
Материалом для исследования послужили издания по изобразительному искусству. При отборе мате-риала также учитывался критерий доступности издания (книгу можно приобрести в магазине, взять в библиотеке).
Полученные результаты могут быть использованы в работе автора и редактора над учебным пособи-ем не только по изобразительному искусству, но и по любой другой теме.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, а так-же приложений.
1. Научно-исследовательский раздел
1.1 Анализ исторических аналогов
В данном разделе будет рассмотрено появление первых учебников, начиная с древних времен, про-веден анализ современных аналогов учебников, а также приведена основная типология учебных из-даний.
Учебники существовали с незапамятных времен: первые обучающие тексты появились еще в древнем Шумере. Изобретение клинописного письма здесь привело к созданию организованного школьного образования. Около пяти тысяч лет назад в Шумере возникли первые школы «эдубба» (в переводе — «дом табличек»), в которых люди узнавали о богах и животных, вещах и грамоте благодаря учебни-кам, датируемым 2500 г. до н. э. Чуть позже появились также школы, готовившие работников самых разных профессий: в основном, жрецов, администраторов и писцов — об этом говорят археологиче-ские находки, в том числе тысячи учебных глиняных табличек. Кроме самих учебников находят пропи-си, таблички с выполненными упражнениями (своего рода древние тетради), а также эссе учителей о нелегкой школьной жизни. [1]
Тенденцию шумерской цивилизации к усложнению образования продолжил Египет. Первым извест-ным науке письменным учебником в истории человечества является древнеегипетская книга Кемит, созданная около XX века до н. э. В переводе ее название означало «компендиум» или «итог», подра-зумевая всеохватные знания, которые это пособие дает своему владельцу. Несмотря на то, что изна-чально в Древнем Египте писцов готовили по одному, после череды неблагоприятных событий реше-но было открыть школы, а для них понадобились учителя и единый учебник. В книге Кемит содержа-лись различные общие выражения, термины и лексические формулы, необходимые писцу для рабо-ты, например, образцы того, как вежливо начать письмо. [2]
Античность могла похвастаться богатой традицией применения учебников. Первые письменные посо-бия по риторике создавались софистами: философами, взимавшими деньги за обучение. После того как Александр Македонский распространил модель древнегреческого знания на всех завоеванных территориях, греческие учебники быстро стали крайне популярными, а после завоевания Греции Ри-мом каждый успешный родитель-римлянин и вовсе начал стремиться отправить своих детей учиться в колыбель философии — Грецию. [3]
Одна из самых известных греческих школ находилась на Родосе — ее возглавлял знаменитый философ Посидоний. Ее обучающие материалы оказали огромное влияние на учебники Рима. Александрий-ские учителя, в частности, ввели практику конспектирования лекций; использовали они и учебные по-собия, созданные по греческим «лекалам». Кстати, именно эти античные образцы затем взяли за ос-нову в средневековой Европе, во всем равнявшейся на классическую систему образования. Например, учебники по грамматике Присциана и Доната, созданные в V-VI веках, применялись на протяжении почти тысячи лет.
В качестве обучающих пособий в средневековых монастырях использовались также текст Библии, ча-сословы и псалтыри, а так называемые абецедарии, похожие на буквари, не только помогали освоить буквы, но и рассказывали о Христе. Ученики постарше, которым азбука уже была хорошо знакома, изучали труды и энциклопедии Боэция, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного. [4]
Нерадивые ученики, не знавшие пройденного материала, подвергались физическим наказаниям, из-за чего один из учебников грамматики даже получил называние «Берегущий спину». Многие тексты тогда было принято заучивать наизусть, а для учебных записей использовались вощеные доски и за-остренное стило, что позволяло сэкономить дорогие чернила и пергамент.
Появление современных принципов обучения стало возможным только после изобретения печати. До этого момента ученики, стесненные в средствах, были вынуждены брать книги напрокат или пере-писывать тексты от руки. Однако после того, как Иоганн Гутенберг в XV веке создал способ книгопеча-тания подвижными литерами, появились школьные учебники по арифметике и грамматике, которые были крайне популярны. Сам первопечатник, помимо издания Библии, прославился как раз своими учебниками, выходившими широкими тиражами. [5]
В России первые нерукописные книги появились в XVI веке благодаря первопечатнику Ивану Федоро-ву. Среди них было пособие по чтению, учебник по грамматике и основам арифметики. Книга «Часов-ник» не только служила для обучения грамоте, но и использовалась в ходе богослужений, а «Еванге-лие учительное» позволяло изучать Библию. Однако самым главным учебником Федорова стала «Аз-бука» 1574 года. Она была отпечатана во Львове и содержала не только материалы по грамматике, но и тексты для чтения. Учебные фразы в «Азбуке» начинаются с первых букв алфавита:
Аз есть всему миру свет.
Бог есть прежде всех век.
Вскоре после издания «Азбуки» начали выходить и другие буквари. В XVII веке популярным стал «Бук-варь языка славенска, сиречь начало учения детем...», а также иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в котором не было религиозных текстов и который предназначался не только юношам, но и девушкам. В XVII веке российский печатный двор уже успел выпустить сотни тысяч различных буква-рей и учебных книг для монастырей.
1.2 Анализ современных аналогов
Книга как издательский продукт существует как вещь и благодаря этому способна вступать в обраще-ние. Сочетание в книге материальных и духовных признаков создает особую возможность для исполь-зования ее содержания независимо от места и времени ее создания. Пока книга соответствует обще-ственному сознанию, она будет востребована своим читателем. Главное —найти этого читателя и уве-домить его об этой книге.
Почти в каждом доме стоит книжный шкаф (наследие советского времени и его приверженности к чтению) или имеются книжные полки. И книги там хранятся десятилетиями. Мы иногда обновляем наши домашние библиотеки новыми изданиями, иногда перечитываем те, что особенно дороги нам. При этом самое важное — это те эмоции, которые дарит нам книга. Можно назвать это — состоянием души, когда мы погружаемся в другой мир, в другую атмосферу. Поэтому книга всегда будет любима в обществе, и мы будем когда-нибудь читать книги из нашего детства своим детям и внукам, получая радость от самого процесса чтения и даря эту радость близким людям.
Вопрос о том, что почитать при огромном ассортименте книжной продукции, очень актуален. Когда мы заходим в книжный магазин, не имея конкретной цели для покупки, то в первую очередь смотрим на тематические полки, выбирая книгу по содержанию. При оценке книги содержание, как правило, является важнейшим параметром при решении о покупке. Читателя устроит не определенная тема, а чаще всего конкретный автор. Покупатель ищет или знакомого автора, или серию интересующих его книг. При большом ассортименте книжной продукции, как правило, взгляд останавливается на полках с новинками или популярными изданиями и фокусируется на обложке.
Если обложка привлекла взгляд, но ни автор, ни тема книги не ясны, то читатель заглядывает внутрь: читает аннотацию, просматривает оглавление, раскрывая и оценивая содержание. Насколько точна информация? Насколько удобно ее читать? Оцениваются удобство пользования материалом, струк-турное соответствие содержания и логика изложения материала. Какой шрифт? Какие иллюстрации? Привлекательна ли книга внешне? Как правило, на выбор просматриваются заинтересовавшие поку-пателя главы и прочитывается несколько строк или абзацев. Просматривается введение или преди-словие. Если в книге непонятна, нелогична структура или читатель заметил грамматические ошибки, то скорее всего эта книга не будет востребована.
Важным акцентом, привлекающим внимание, является обложка. Она привлекает внимание, визуали-зируя содержание. Но если мы сразу ищем знакомого нам автора, то обложка в этом случае будет иг-рать второстепенное значение. Качество издания книги — вот второй фактор, влияющий на принятие решения о покупке. Оценивается качество бумаги, шрифт, цветность, иллюстрации, обложка и т.п. Ес-ли книга издана на газетной бумаге, если она разваливается в руках, то ее можно купить только из-за уникального содержания.
Итак, обозначим основные факторы, на которых держится книга:
1) содержание книги;
2) художественно-техническое оформление — формат, поля,
шрифт, бумага, цветность, иллюстрации, качество печати, соответствие содержания оформлению и т.д.;
3) редакционно-техническое оформление — удобный аппарат книги, позволяющий читателю с легко-стью находить имеющеюся в книге информацию и пользоваться ей.
Последний важный фактор — цена книги. Здесь очень важно: мы покупаем книгу для себя, собираем коллекцию книг или ищем книгу в подарок. Является ли издание уникальным или это издание для од-норазового чтения… Факторов много. Все эти факторы влияют на конечную стоимость продукта — кни-ги. Цена в свою очередь влияет на спрос.
Спрос и предложение — начало книжного бизнеса, основные задачи которого — определить возмож-ных покупателей, оценить потребности, выявить спрос, создать востребованный продукт по прием-лемой цене.
Содержание книги полностью зависит от автора, его мировоззрения и мировосприятия, его культуры, образованности и опыта. Книга — это продукт интеллектуальной деятельности человека, его творче-ского вдохновения, составляющая его духовной культуры. Конечно, при создании текста книги одного вдохновения мало, нужно принять во внимание следующие рекомендации:
▪ раскрыть запланированную тему;
▪ структурировать имеющийся материал (написать план-проспект будущей книги, в котором будут обозначены основные разделы, главы, подзаголовки и их краткое содержание);
▪ для художественной литературы важно обозначить сюжетную линию: начало событий, основные действия героев, окончание сюжета (помните, что иногда сюжетных линий несколько и они могут пе-ресекаться, чтобы в конце книги дать неожиданную развязку);
▪ при наличии главных героев — описать их характер, поведенческую линию каждого героя в зависи-мости от ситуации.
Важны не только структурно-содержательные аспекты работы над рукописью, но и общая организа-ция процесса:
▪ обозначьте сроки написания каждой главы;
▪ во время работы сравнивайте готовый материал с задуманным и контролируйте сроки;
▪ обязательно имейте запас времени, чтобы положить написанное «в ящик» и потом прочитать, взгля-нуть на материал по-новому.
В процессе работы при использовании материалов других авторов (цитировании, заимствовании) не забывайте сразу делать пометки о том, откуда взят материал, указывайте автора (ов), название, дан-ные об издательстве, год издания, номер ISBN и страницу ссылки или сайт и электронный адрес (дату обращения к этому материалу).
Изданная рукопись, т. е. книга должна быть систематизирована и организована таким образом, чтобы с ней было удобно работать: понимать текст, воспринимать его, изучать, искать материал на нужную тему, быстро находить отдельные элементы для усвоения материала в справочных целях или для ци-тирования.
Часто при написании книги авторы тратят столько сил и энергии, что потом не в состоянии прочитать окончательную версию изложенного. В основе такого неприятия, как правило, лежат психологические особенности работы с книгой. Человек при работе с одним и тем же материалом испытывает уста-лость и напряжение. Недаром достойные книги пишут не за 1–2 месяца, а за 2–5 лет. Рукописи обяза-тельно надо полежать в столе, чтобы потом перечитать ее и доработать.
Необходимо отметить, что в отличие от художественной литературы учебные и научные материалы обладают своей спецификой — быстрое устаревание информации, необходимость скорой публикации для обнародования научных исследований и т.п. Но высокая скорость обновления информации не должна становиться причиной спешки.
1. Организация издательского процесса
Спешка при издании очень вредит подготовке публикации и удлиняет сроки выпуска книги в печать, ведь никто, кроме автора, не имеет права вносить смысловые и стилистические изменения в книгу. При редактировании книги сотрудник издательства должен обязательно согласовать все стилистиче-ские и смысловые изменения с автором. А если рукопись автором не вычитана, то и ошибок будет очень много.
Авторская правка оригинала проводится до представления оригинала в издательство и является ча-стью творческого процесса создания произведения. Авторская правка не относится к издательскому процессу и является неотъемлемой частью работы автора при подготовке материалов к сдаче в изда-тельство [52, с. 17]. Само понятие «Авторская правка» говорит за себя: прежде чем идти в издатель-ство, перечитай свой труд и дай прочитать его своим знакомым или экспертам (иногда со стороны лучше видны недочеты в тексте), поблагодари за замечания, соотнеси полученные замечания с автор-ским замыслом, — может быть, это намного улучшит будущую книгу. Относись к критике с благодар-ностью, ведь, возможно, это будущая реакция читателя. Критика — это хорошо, она поможет дорабо-тать материал, сделать его более доступным для читательской аудитории.
Редакторский анализ — это система подходов, приемов, действий редактора в процессе рассмотре-ния и оценки авторского произведения. В этой системе используются синтез, обобщение, классифика-ция, сопоставление и анализ всего произведения в целом, а также его отдельных элементов, которые должны быть взаимосвязаны между собой.
Книга является целостным завершенным продуктом, в котором все элементы должны быть взаимо-связаны и закончены. Очень важно, чтобы все элементы соответствовали виду издания, характеру книги, были выдержаны в одном стиле и соответствовали назначению книги и читательскому адресу. Именно редакторский анализ и имеет своей целью привести все элементы книги в единую стройную логичную взаимосвязанную систему, соответствующую своему назначению.
С чего начинается редакторский анализ книги? Прежде всего, это оценка актуальности издания. С ро-стом информационного потока, высокой скорости передачи информации данные иногда устаревают раньше, чем их успевают опубликовать. Устаревший или ложный материал ведет к дезинформации читателя, что недопустимо.
Если актуальность будущего издания вызывает вопросы, о дальнейшей переподготовке не может быть и речи.
Еще одним важным элементом в работе редактора является проработка композиции будущего изда-ния. Композиция — от лат. compositio — составление. Иногда автор, желая максимально структуриро-вать текст, добавляет излишнее количество элементов, а иногда наоборот — упрощает, выделяя только главы. Чтобы книга была логична и удобочитаема, необходимо выстроить такую композицию книги, чтобы все ее элементы были единым логичным взаимосвязанным целым. Вот что пишет А.Э. Мильчин по поводу задачи редактора в ходе анализа композиции книги: «определить верность ком-позиционной системы применительно к тем задачам, которые ставит перед собой автор, примени-тельно к содержанию произведения, к интересам читателя, к условиям читательского восприятия ма-териала» [53].
Среди множества изданных книг нередко попадаются такие, в которых нарушена композиция, а именно: несоответствие содержания читательскому адресу и виду издания, несоответствие заглавия книги содержанию, нарушение рубрикации и т.п.
Например, автор сдает рукопись в издательство, при этом в рецензии указан вид издания учебное по-собие, на обложке автор указал курс лекций, а в аннотации указан вид издания практикум. Что же за книгу предоставил автор? При рассмотрении содержания книги редактор определил вид издания как учебно-методическое пособие, при этом книгу необходимо доработать: убрать из основного текста в приложение весь справочный материал и рекомендации автора для расчета курсовой работы, доба-вить методический материал после каждой темы (примеры расчетов, вопросы и задания для само-контроля).
При работе над книгой автор, как правило, насыщен информацией, которую старается передать чита-телю. Мысль автора часто перескакивает с одной темы на другую, иногда ему хочется заострить вни-мание на каких-то мелочах (они кажутся ему крайне важными), уделяя им чрезмерно много внимания и оставляя главную тему недостаточно освещенной. Редактору необходимо охватить этот информа-ционный поток, выделить главное и выстроить этот материал в логичную композицию.
Поэтому еще один важный аспект редакторского анализа текста — логическое построение, которое систематизирует излагаемую информацию исделает текст ясным, четким, стройным, удобным для восприятия.
В логическом построении материала важную роль играет рубрикация — система рубрик, логически связанных между собой частей книги, составляющих произведение. Рубрикацией еще называют про-цесс деления книги на составные части — рубрики. Важны и рубрикационные заголовки, которые мо-гут быть тематическими, нумерационными и смешанными:
Например:
Тематический заголовок: «Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей».
Нумерационный: «Пятая глава», «Глава 2», «Раздел IV».
Смешанный: «Глава 1. Социальные основы маркетинга».
Анализируя содержательные аспекты рукописи (актуальность будущего издания, его композицию, логику построения и др.), редактор не должен забывать о стиле текста произведения, авторской ма-нере изложения материала — одним словом, о языке рукописи.
Язык будущего издания должен соответствовать виду издания
(см. ГОСТ 7.60 «Издания. Основные виды» [15]), читательскому адресу, законам литературного языка.
Язык рукописи может быть исключительно литературным, но излишне терминологизированным — и текст получится трудночитаемым; правильным, но однообразным — и текст получится скучным.
Работа же над художественным произведением требует особого редакторского опыта и мастерства.
При подготовке рукописи редактору крайне важно обращать внимание на понятность и коммуника-тивность текста, отслеживать логику произведения, избегать двусмысленности. Если что-либо в тексте окажется непонятным, нелогичным, необходимо выявить причины и попытаться переработать руко-пись: переформулировать, дополнить, доработать. В ходе работы с автором часто выясняется, что в писательской спешке автор забыл упомянуть факты, на которые он потом ссылается, или пропущено логическое звено, которое является основополагающим для понимания изложенного.
Соотнесение текста рукописи с заявленной темой — сложный и неоднозначный вопрос. Часто автор ставит перед собой одну задачу, а в ходе работы, увлекаясь частной темой, уделяет ей основное вни-мание, что приводит к невыполнению задачи и изменению темы рукописи. Но автор этого не замеча-ет, он увлечен идеей. Заявленная тема не раскрыта, более узкая тема, затронутая автором, настольно увлекла его, что название материала просто требует корректировки. Если говорить об учебной книге, то здесь очень важно, чтобы материал соответствовал рабочей программе дисциплины, раскрывал понятийный и содержательный материал учебного курса, имел методические рекомендации для его усвоения.
Несоответствие заявленного материала виду издания и теме заглавия — это распространенная ошиб-ка. Иногда изменив структуру материала можно добиться его соответствия заявленному виду издания, а заменив, уточнив, скорректировав заглавие — привести к согласованности с содержанием. Тема произведения отражается в заглавии, поэтому работа над заглавием книги требует самого серьезного подхода. Заглавие должно быть точным, простым, ясным, кратким, информативным. Заглавие не должно содержать двойного смысла, аббревиатуры, узкоспециализированных терминов.
Например, в издательство было сдано учебное пособие с названием «Методические указания по кур-су лекций «История России»», в котором неверно указан вид издания, т.к. ГОСТ 7.60–2003 г. не преду-сматривает такие виды изданий, как курс лекций или методические указания. К тому же название «Ис-тория России» охватывает всю историю от пещерного человека до наших дней, а по факту в книге из-ложена история от образования Руси до 1917 года.
В ходе редакторского анализа автору было предложено вынести в приложение все основные даты исторических событий, заменить название — «История России: от н. э. до 1917 года», вид издания — учебное пособие. Рабочая программа, приведенная автором в тексте предисловия, была исключена из основного текста. Автору было предложено при необходимости сохранить рабочую программу в приложении. Методический материал был оформлен в виде вопросов в конце каждой главы (ранее автор формировал вопросы по ходу текста в виде общения с читателем). Текст книги структурирован в соответствии с историческими эпохами, а не по основным историческим событиям. В книге заменены заголовки и подзаголовки.
Как видим, очень важно определить соответствие каждого фрагмента книги читательскому адресу.
При подготовке издания необходимо учитывать требования Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который обращает внимание на содержание информации и ее соответствие читательскому адресу. Издателю крайне важно, чтобы книга была доступна и понятна читателю, соответствовала его ожиданиям.
Согласно ГОСТу 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и опре-деления», учебное издание - это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, из-ложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного воз-раста и ступени обучения. [6]
Основная типология учебных изданий включает в себя четыре группы изданий. Эти группы различают-ся по функ¬циональному признаку, который определяет значение и место каждого кон¬кретного из-дания в учебном процессе.
Первая группа - программно-методические издания. Основная функция таких изданий - организовать учебный процесс и управлять им. К данной группе относятся учебный план и учебные программы.
Вторая группа - обучающие издания. Издания этой группы являются ос-новными средствами обучения, источниками знаний. К ним относятся учеб¬ник, учебное пособие, конспект лекций и курс лекций.
Третья группа - вспомогательные издания. Рассматриваемая группа из-даний направлена на закреп-ление, повторение, усвоение, углубление знаний. К таким изданиям можно отнести практикумы, хре¬стоматии, сборники задач и упражнений и книги для чтения.
Четвертая группа - учебно-методические издания. Этот вид изданий со-держит методические указа-ния, руководства по методике преподавания учеб-ной дисциплины, выполнению курсовых и диплом-ных проектов, контрольных работ. Данная группа включает в себя методические рекомендации и ме-тоди-ческие указания. [7]
Вопрос определения значения, функции и особенностей каждого из видов учебной книги рассматри-вается в работах многих исследователей. Особенно ча¬сто затрагивается проблема границ между учебником и учебным пособием.
Обратимся прежде всего к нормативным источникам. ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Тер-мины и определения» определяет учебник как «учебное издание, содержащее систематическое из-ложение учебной дисци-плины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и офици-ально утвержденное в качестве данного вида издания».
Учебное по¬собие же - это «учебное издание, дополняющее или частично или полностью заменяю-щее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида из¬дания». ГОСТ выделяет такие виды учебного пособия, как учебно¬методическое пособие, учебно-наглядное пособие, рабочая тет-радь, самоучи¬тель и хрестоматия.
Чтобы конкретизировать различия между этими двумя видами учебных изданий, обратимся к письму Министерства образования Российской Федера-ции от 23.10.2002 г. № 27-55-570/12. Документ был опубликован в связи с не-точными формулировками в ГОСТ 7.60-90 «Издания. Основные виды. Тер-мины и определения», который в 2003 году был заменен на ГОСТ 7.60-2003. В письме говорится, что учебник - «это основная учебная книга», в которой содержатся обязательная базовая информация по всей дисциплине. Также от-дельно отмечается, что учебник обязан соответствовать государственному образовательному стандарту, а его название - наименованию дисциплины. Учебное пособие опреде-ляется как дополнение к учебнику, которое может в отличие от него, во-первых, охватывать только часть дисциплины, а во-вто-рых, содержать «не только апробированные, общепризнанные знания и поло-жения, но и разные мнения по той или иной проблеме». [8]
Типологии вузовской учебной книги посвящен целый раздел в учебно-методическом пособии в по-мощь автору и редактору А. А. Гречихина и Ю. Г. Древса. Используя такие научные принципы, как дея-тельность, ком-муникативность и систематичность, авторы выделяют пять основных типов вузовской учебной книги:
1) программная (учебный план, программа курса);
2) теоретическая (учебник, теоретическое пособие, лекции);
3) методическая (хрестоматия, практикум, методическое руковод¬ство, наглядное пособие);
4) информационная (библиографическое пособие, реферативное по¬собие, обзор);
5) популярная.
Как видно, учебник и теоретическое учебное пособие относятся в предло-женной модели к теорети-ческой категории. Авторы, ссылаясь на определения из ГОСТ 7.60-90, отмечают, что учебному пособию «неоправданно отводится роль только теоретического издания. Они считают, что пособие может быть «методическим, справочным, библиографическим, нагляд¬ным и т. д.» [9]
Кроме того, по их мнению, по форме изложения пособие может быть исполнено в виде разных жан-ров учебной книги, например, в виде лекций. Следует так же отметить, что авторы, стремясь оптими-зировать типоло-гическую модель репертуара вузовской учебной книги, предлагают свести этот ре-пертуар к трем видам: учебная программа, учебник, учебное пособие. Каждый из этих видов в даль-нейшем может быть конкретизирован.
Е. Н. Овчинникова в своей научной статье «К определению терминов «учебник» и «учебное пособие» также предпринимает попытку вывести опре-деление учебного пособия и выявить его отличия от учебника. Помимо уже рассмотренных нами нормативных документов, она обращается к книговедче-ской, исследовательской и педагогической литературе. В результате Е. Н. Ов-чинникова приходит к выводу, что учебник - это:
1) средство обучения;
2) источник учебной информации;
3) основной и ведущий вид учебной литературы.
Рассматривая учебное пособие, Е. Н. Овчинникова пишет, что это:
1) средство обучения;
2) источник учебной информации;
3) вид учебной литературы, дополняющий учебник.
Результаты проведенного анализа автор представляет наглядно (табл. 1).
Фрагмент для ознакомления 3
1. Айриг С., Айриг Э. Подготовка цифровых изображений для печати: Пер. с англ. Мн.: ООО "По-пурри", 2017. 192 с.: ил.
2. Аранова С.В. Изобразительное искусство, 1 класс: учебник. М: Дрофа, 2018. 96 с.: ил.
3. Буймистру Т.А. Колористика: цвет - ключ к красоте и гармонии. М: Ниола-Пресс, 2018. 236 с.: ил.
4. Гарри Филд. Фундаментальный справочник по цвету в полиграфии: учеб. пособие для вузов. М.: ЦАПТ, 2017. 376 с.
5. Гедеванишвили А. Краткое пособие для инженеров препресс и дизайнеров. М: МГУП, 2019. 72 с.: ил.
6. Гиленсон П.Г. Справочник художественного и технического редакторов. М: М.Книга, 1988. 37 с.
7. Голубева О.Л. Основы композиции. Учеб. пособие. 2-е издание. М.: Искусство, 2018. 120 с.: ил.
8. Голубева О.Л. Основы композиции. Учеб. пособие. 2-е издание. М.: Искусство, 2017. 120 с.: ил.
9. Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя. М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2017. 384 с.
10. ГОСТ 5773—90. Издания книжные и журнальные. Форматы.
11. ГОСТ Р 7.0.4. - 2006. Издания. Выходные сведения.
12. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения.
13. Ефимова Д. А. Дидактические и книговедческие подходы к форми-рованию модели учебной книги // Вестник Московского государственного университета печати. - 2016. - № 3. - С. 75-85.
14. Жарков И. A. Технология редакционно-издательского дела : кон¬спект лекций [Электронный ресурс] / И. А. Жарков. - Режим доступа: http://bit.ly/1khDuxZ (дата обращения: 06.06.2020).
15. Завгородняя Н. И. Особенности работы редактора над учебными из-даниями [Электронный ресурс] // Вестник Чувашского университета. - 2005. - № 1. - Режим доступа: https://bit.ly/2AuMg9G (да-та обращения: 06.06.2020).
16. Зиновьева Е. А. Основы компьютерной верстки : учебно-методиче¬ское пособие / Е. А. Зино-вьева, Т. В. Попова. - Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2017. - 66 с.
17. Иванова Т. Допечатная подготовка. Учебный курс. СПб: Питер, 2019. 304 с.: ил.
18. Имангожина О. З. Классификация видов учебной литературы // Меж-дународный журнал при-кладных и фундаментальных исследований. – 2016. - № 12 (часть 3) - С. 516-519.
19. Качалов Н. А. Характеристика и сравнительный анализ традицион-ных и электронных учебных пособий в процессе обучения профессионально¬-ориентированному иноязычному чтению студентов технического вуза / Н. А. Качалов, Л. А. Собинова // Профессиональное образование в современ¬ном мире. - 2016. - № 4 (15). - С. 67-75.
20. Ким И. Н. Учебная литература для уровневой системы образования // Высшее образование в России. - 2014. - № 10. - С. 93-100.
21. Кириленко А. П. Самоучитель по компьютерной верстке / А. П. Ки-риленко. - Киев : Издатель-ская группа BHV, 2016. - 608 с.
22. Композиция изданий: Особенности проектирования различных ти¬пов изданий : учеб. пособие / С. М. Болховитинова, Е. Б. Адамов, В. Г. Кри- чевский [и др.] ; под ред. С. М. Болховитиновой. - Москва : Изд-во МГУП, 2018. - 166 с.
23. Кондратьева И.Н. Книжная верстка: Практическое руководство. 2-е издание, перераб. СПб.: Невский Диалект; БХВ-Петербург, 2018. 320 с.: ил.
24. Коэн С. Секреты компьютерной верстки в InDesign для Windows и Mscintosh / Сэнди Коэн ; пер. с англ. О. В. Готлиб, А. Ю. Татаринова. - Москва : ДМК Пресс, 2018. - 697 с.
25. Комолова Н. В. Компьютерная верстка и дизайн / Н. В. Комолова. -Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2015. - 512 с.
26. Кривцова И. Е. Представление курсантов об идеальном учебнике и его взаимосвязь с дидакти-ческими основами конструирования учебных из-даний // Известия Российского государственного пе-дагогического универси¬тета им. А. И. Герцена. - 2017. - № 39. - С. 300-304.
27. Кузнецов Ю.В. Основы подготовки иллюстраций к печати. Растрирование. М: МГУП «Мир кни-ги», 1998. 189 с.
28. Лаптев В.В. Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий. М: РИП-холдинг, 2017. 204 с.: ил.
29. Ландер А. А. Самоучитель Adobe InDesign CS5 / А. А. Ландер. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2016. - 384 с.
30. Лихтенштейн Е. С., Михайлов А. И. Редактирование научной, техни-ческой литературы и ин-формации: учеб. пособие / Е. С. Лихтенштейн, А. И. Михайлов. - Москва : Высшая школа, 2015. - 310 с.
31. Лобин А. М. Проектирование и анализ концепции книжного изда¬ния : учеб. пособие / А. М. Лобин, М. В. Миронова. - Ульяновск : УлГТУ, 2018- 110 с.
32. Лыков М. Н. Современные требования к структуре и содержанию ву-зовского учебника по дис-циплинам гуманитарного цикла и педагогические усло¬вия их реализации : дис. ... канд. пед. наук / М. Н. Лыков. - Казань, 2018. - 224 с.
33. Мендубаева З. А. Требования к учебной книге // Теория и практика образования в современ-ном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, февраль 2017 г.). - Санкт-Петербург : Реноме, 2012. - С. 340-343. - Режим доступа: https://bit.ly/2LSnEMt (дата обращения: 06.06.2020).
34. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2016. 560 с.
35. Мильчин А. Э. Методика редактирования текста: практическое посо-бие / А. Э. Мильчин. - изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва : Логос, 2015. - 524 с.
36. Мильчин А. Э. Справочник издателя и автора / А. Э. Мильчин, Л. К. Ченцова. - Москва: Изда-тельство Студия Артемия Лебедева, 2018. -1010 с.
37. Муравская Н. Н. Технологии полиграфии : учебное пособие. В 2 ч. 1. Допечатные процессы / Н. Н. Муравская, Т. А. Денисенко. - Кострома : Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. - 86 с.
38. Накарякова К. М. Литературное редактирование: учеб. Пособие / К. М. Накарякова. - Москва : Издательство ИКАР, 2016. - 432 с.
39. Немешаева Е. А. художества без кисточки. М: Феникс, 2016, 62 с.: ил.
40. Николаев Д.Г., Ольшевская А.В., Штенников Д.Г. Современные технологии компьютерной верстки. СПб: СПбГУ ИТМО, 2019. 132 с.
41. Овчинникова Е. Н. Структурирование учебного пособия на основе логико-информационного подхода к обучению : дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Овчинникова. - Санкт-Петербург, 2018. - 209 с.
42. Овчинникова Е. Н. К определению терминов «учебник» и «учебное пособие» [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - № 5. - Режим доступа: https://bit.ly/2LPO8hu (дата обращения:
06.06.2020).
43. О’Квин Д. Допечатная подготовка. Руководство дизайнера. М: Изд-во Вильямс, 2017. 591 с.: ил.
44. ОСТ 29.127-2002. Издания книжные и журнальные для детей и подростков
45. Офицеров В. В. Основы производственных процессов: технологии допечатного производства : учебное пособие / В. В. Офицеров. - Омск : Изда-тельство ОмГТУ, 2019. - 160 с.
46. Победин В.А. Знаки в графическом дизайне. Харьков: Веста; Ранок, 2018. 96 с.: ил.
47. Подготовка учебных изданий в вузе : справочное пособие для авторов / Сост. Л. М. Кицина, И. С. Сковородина. - Омск : Омск. гос. ун-т, 2016. - 127 с.
48. Рапопорт А. Д. К проблеме определения педагогической категории «учебно-методический комплекс» // Казанский педагогический журнал. -
2018 - № 2. - С. 17-22.
49. Редактирование отдельных видов литературы: учебник / под ред. Н. М. Сикорского. - Москва : Книга, 2016. - 400 с.
50. Роботова А. С. Учебное пособие как введение в педагогику // Universum: Вестник Герценовско-го университета. - 2019. - № 2. - С. 27-34.
51.
52. Рябинина Н. З. Технология редакционно-издательского процесса : учеб. пособие / Н. З. Ряби-нина. - Москва : Логос, 2018. - 256 с.
53. СанПиН 2.4.7.960-00. Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. Санитарные правила и нормы.
54. Свинцов В. И. Логические основы редактирования текста: учебник / В. И. Свинцов. - Москва : Кинга, 2016. - 272 с.
55. Седдон Т. Сетки. Креативные решения для графических дизайнеров. М.: РИП-холдинг, 2019. 224 с.: ил.
56. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство, 4 класс: учебник. М: АСТ, 2017. 144с.: ил.
57. Современная учебная книга: подготовка и издание: монография / под. ред. С. Г. Антоновой, А. А. Вахрушевой. - Москва : МГУП, 2018. - 224 с.
58. Смирнова Е. В., Федотова З. Н. Издательская деятельность в совре-менном вузе: организацион-ные основы и особенности редакционного про¬цесса: учеб.-метод. пособие / Е. В. Смирнова, З. Н. Фе-дотова. - Москва : Логос: МГУП, 2018. - 184 с.
59. Тайц А. А. Adobe PageMaker 6.5 / А. А. Тайц, А. М. Тайц. - Санкт- Петербург, 2016. - 832 с.
60. Тарбокова Т. В. Учебные пособия как средство активизации позна-вательной самостоятельно-сти студентов в процессе их математической подго-товки / Т. В. Тарбокова, В. М. Шахматова // Вестник ТГПУ. - 2017. - № 1 (133). - С. 68-72.
61. Ткачева Г. В. Практикоориентированные учебные пособия как сред-ство реализации новых об-разовательных стандартов в профессиональной школе // Научные исследования в образовании. - 2017. - № 6. - Режим доступа: https://bit.ly/2TpyJqI (дата обращения: 06.06.2020).
62. Толбатова К. В. Виды и этапы трансформации вузовской учебной книги в условиях становления новой парадигмы образования // Вестник Ады-гейского государственного университета. Серия 3: Пе-дагогика и психология. - 2019. - № 2. - С. 23-27.
63. Триггс Тил. Школа искусств: учебн. Пособие. М: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 96с.: ил.
64. Тюрина Л. Г. Теоретико-методологическое обоснование модели учебной книги для професси-онального образования : дис. ... канд. филол. наук / Л. Г. Тюрина. - Москва, 2017. - 400 с.
65. Уэйншенк С. 100 главных принципов дизайна. СПб: Питер, 2016. 272 с.
66. Феркель В. Б. Компьютерная верстка / В. Б. Феркель. - Челябинск : Цицеро, 2019. - 164 с.
67. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн / Дж. Феличи ; пер. с англ. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2014. - 496 с.
68. Филд Г. Фундаментальный справочник по цвету в полиграфии: учеб.пособие для вузов. М.: ЦАПТ, 2017. 376 с.: ил.
69. Филимонова О. С. Основные тенденции исторического развития учебной литературы в России // Современные исследования социальных про-блем. - 2016. - № 10 (54). - С. 170-181.
70. Фролова В. И. Гуманитарное учебное издание для вузов: автор и ре-дактор // Вестник Москов-ского университета. Серия 10. Журналистика. -
2019- № 2. - С. 69-78.
71. Хазанова И. В. Язык учебников [Электронный ресурс] // Русский язык. - 2000. - № 43. - Режим доступа: https://bit.ly/2LPVFNx (дата обращения:
06.06.2020).
72. Хембри Р. Самый полный справочник. Графический дизайн. М.: АСТ: Астрель, 2018. 192 с.: ил.
73. Чихольд Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера. М: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2017. 244 с.: ил.
74. Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике. М: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2019. 228 с.: ил.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней