- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Педагогическая психология
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании"?62 страницы
63 источника
Добавлена 06.07.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании
1.1 Понятие толерантности и его характеристика
1.2.Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
1.3. Способы воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию толерантности у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Фрагмент для ознакомления 2
В современной российской школе происходит переориентация на личность и её развитие, взаимодействие на основе диалога и сотрудничества, принятие и понимание чужой точки зрения, уважение иного мнения. Активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания у детей доброжелательности друг к другу, взаимопомощи, культуры общения. Именно эти качества характеризуют понятие «толерантность».
Только при наличии этих качеств личность способна конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Поэтому воспитание толерантности становится одной из задач формирования личности современного школьника. Федеральный государственный стандарт начального общего образования обращает внимание на то, что одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы является уважительное, дружелюбное отношения к другому. Практическая подготовленность ребенка к жизни состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях.
Важность этой темы подтверждает наличие Международного дня толерантности, отмечаемого с 16 ноября 1995 года. «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 года [13]. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Начинать воспитание качеств толерантной личности нужно как можно раньше.
Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Первоначально именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении так же должна осуществляться социально-педагогическая деятельность по воспитанию толерантности. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, социальная, половая принадлежность ребенка, так и его внешний вид, интересы, увлечения, привычки. Очень часто возникает проблема межличностных отношений в классе, в основе которых лежит проявление нетерпимости. На сегодняшний день не разработана система воспитания толерантных отношений младших школьников.
Существуют определенные сложности в подборе средств и методов толерантного воспитания. Таким образом, существует противоречие между необходимостью воспитания толерантных отношений младших школьников и отсутствием разработанных рекомендаций к осуществлению этого процесса. Этим обусловлена актуальность исследования.
Объект исследования – процесс воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – толерантное отношение к сверстникам у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании.
Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирически исследовать толерантные отношения младших школьников в инклюзивном образовании.
Гипотеза исследования – можно предположить о том, что систематическое и целенаправленное проведение занятий повысит эффективность воспитания толерантных отношений младших школьников. (после подбора методик посмотрю)
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.
2. Выделить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Определить способы воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании
4. Организовать эмпирическое исследование толерантного отношения у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию толерантности у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучение опыта учителей начальных классов по воспитанию толерантного отношения к сверстникам младшего школьного возраста.
3. Комплексный метод диагностики воспитания толерантности у детей.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на интерес педагогов, психологов и социологов к вопросу воспитания толерантности, эта проблема остается недостаточно разработанной в теоретическом и практическом плане, о чем свидетельствует малочисленность фундаментальных работ.
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста в инклюзивном образовании
1.1 Понятие толерантности и его характеристика
Толерантность – это одно из качеств личности, благодаря которому личность способна признавать права других на их отличие, принимать равноправие, понимать потребности других, вступать в диалог с любыми людьми, при этом понимая их и, одновременно, сохраняя свою личную позицию.
Осознать необходимость создания и изучения фактора, который бы укрепил мир во всем мире и давал бы защиту от несправедливости, помогли и дали толчок в исследованиях философы XVI - XVIII вв.: П. Бейль, Вольтер, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, Дж. Локк, Б. Спиноза. Идея сформулировать толерантность как философскую категорию пришла в связи с осознанием проблемы доказывать свою правоту не силой, а словом в межрелигиозном диалоге
. А исторически первой и преобладающей формой проявление толерантности является веротерпимость. Дж. Локк раскрывает принципы и условия, когда допустима толерантность. Он приводил два неопровержимых аргумента в пользу толерантности в 17 в.:
Отказ от насилия как средства приобщения человека к вере и акцент на искренности убеждений при условии добровольного вступления в общину верующих [1 с. 8].
В это время толерантность только приобретает черты полноценной теории, поэтому с его именем связывают истоки концептуального обоснования этого понятия и первую стадию в развитии проблематики толерантности. Французский философ Пьер Бейль является смелым защитником более радикальной толерантности. По его мнению, нельзя преследовать и обвинять в богохульстве, оскорблять убеждения и чувства других людей, независимо от того, нравятся нам их взгляды или нет [4 с. 14].
Упорно критиковал религиозный фанатизм и был ярым защитником толерантности французский философ Вольтер. Он критически относился к каждой вере и азартно вел философскую полемику с религиозным фанатизмом и несправедливостью [3, с. 214].
Приверженцем такой же толерантной философии был голландский философ Бенедикт Спиноза.
Он подчеркивал значимость свободы мнений, невзирая на различия и на откровенные противоречия. Тогда люди, по его мнению, будут жить в гармонии и согласии [2, с. 57]. Французский философ-материалист К.А. Гельвеций сформулировал всеобщее негодование по поводу гражданской и религиозной нетерпимости. Он считал, что такая демонстративная нетерпимость является политической рекламой в ходе борьбы за власть [5, с 625].
Стоит отметить, что зарубежные философы этих веков говорили о толерантности скорее по необходимости, нежели в качестве принципиального убеждения, так как в это время было разрушено монолитное единство общества.
И, несмотря на это, толерантность признали всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами.
Позже за рубежом толерантность вышла за пределы философского учения и нашла свое предназначение как предмет психологического изучения.
Представители гуманистической психологии Г.Оллпорт и К.Роджерс, изучая развитие личности, ввели понятие «психологическая зрелость», где в качестве критерия зрелости они выделили толерантность.
По их мнению, если в человеке присутствует согласованность воспринимаемого Я и идеального Я, то он также будет проявлять и уважение к другим людям, терпимое и толерантное отношение.
В детском психоанализе Анна Фрейд при разработке ключевых терминов определяет толерантность как «отсутствие или ослабление реагирования на тот или иной неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».
Обобщая мнения различных ученых, М. Уолцер предложил современную типологию толерантности. Пять возможных типов терпимого отношения к различиям:
Первый тип охватывает религиозную терпимость 16-18 века – это отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира. После долгого периода убийств из-за разных взглядов на религию, Бога и на мир в целом, наступает спасительная стадия усталости, которая проявляется в виде покорного взаимодействия между различных групп [6 с.190].
Вторая позиция основывается на пассивности, расслабленности и милостивого безразличия к различиям.
Толерантность в данном типе рассматривается как уважение к другому человеку, которого невозможно понять и с которым практически невозможно взаимодействовать. Своеобразный моральный стоицизм - третий тип толерантности.
Проявляется он в принятии другого мнения, даже если оно вызывает антипатию.
На наш взгляд, четвертый тип по Уолцеру самый оптимальный для нашего мира.
Это, в первую очередь, уважение к мнению других людей. Зная общие представления о религиозных течениях, о культурных традициях, мы повышаем свой уровень образованности. Открытость в отношении других – так можно обозначить четвертый тип.
Последняя позиция, пятая, связана с восторженным принятием различий. Это одобрение как эстетика, где разница во мнениях понимается как культурное многообразие и множества непохожестей, которая идет в плюс нашему миру. Или же это – одобрение функциональное, когда различия считаются важным условием для подъема общества, дающего безграничную свободу выбора [6 с.192]. Подводя итог, распределим типы терпимости Уолцера в одну классификацию.
Толерантность можно рассматривать:
• как моральный выбор,
• как психологическое свойство,
• как освобождающая человека от власти и принуждения предпосылка
Обобщая ранние и современные представления ученых за рубежом, З.А.Кочергина дала следующее определение толерантности: «это сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; это добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому "другому" при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению "другого"» [5 с. 628].
По причине неоднозначности термина «толерантность», отечественные ученые применяют разные его определения. Взяв за основу современную классификацию М. Уолцера, распределим мнения отечественных исследователей на несколько групп.
Меньше всего российские психологи придерживались третьей категории: толерантность как условие (В.М. Золотухин, Л.П. Ильченко, А. В. Перцев, B.В. Шалин).
Л.П. Ильченко рассматривает толерантность «как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на непохожесть» [4, с. 627]. То есть устойчивость к разногласию, норма компромисса между культурами. При этом, она не согласна с тем, что толерантность является терпимостью чего - либо или кого - либо.
В.В. Шалин предлагает изучать толерантность как условие социального сотрудничества и общечеловеческого общения. Рассматривая толерантность как цель интересов и потребностей человека, мы создаем новые виды социализации, национальных и этнических различий [5, с.187]. Вторая группа ученых рассматривала толерантность как свойство, качество и способность (А.М. Байбакова, Б.З. Вульфов, И.Б. Гасанов, М. С. Мацковский В.А. Тишков). М. С. Майковский определил толерантность как качество взаимодействия, когда субъект готов принять социокультурные отличия объекта, а именно чужой образ жизни, внешние различия, манеры поведения [5, с.194].
Подробное определение толерантности дала А.М. Байбакова, считая, что это способность принять и признать существование иной точки зрения. «Будучи уверенным человеком, не избегая конкуренции и не позволяя пожертвовать своими собственными принципами, субъект имеет возможность развить в себе способность понимать разнообразие культурных отличий, чужое мнение, права и свободу другой личности» [4 с. 628]. В.А. Тишков считал, что толерантность – это «свойство открытости и свободного мышления» [5, с.201].
Неправильно определять толерантность как терпимость, ведь терпение проявляется в форме чувства со стороны испытывающего боль, а толерантность это характеристика личности и общества, предполагающая осознание многомерного мира, где взгляды других не могут и не должны ограничиваться одинаковостью и сводится к единообразию в чью - то пользу. Б. З. Вульфов рассматривает толерантность как способность, которая формируется как следствие соприкосновения с другими группами [3, с. 15].
То есть дети овладевают толерантностью вместе с умением воспринимать окружающих людей, испытывать «социальные» впечатления. Большое количество авторов придерживались мнения, где толерантность определяется как выбор, принцип, отношение и ценность (К.А. Абульханова - Славская, А. Г. Асмолов, Н.А. Асташова, Л.В.Баева, Л.А. Байкова, P.P. Валитова, А.Б. Вебер, Д. А. Леонтьева, А.П. Садохин, В.В. Савельева, И.В. Цветкова). А. Г. Асмолов определил толерантность как принцип не навредить виду в целом. Он считает, что это качество входит в эволюцию и проявляется в трех значениях: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.
Асмолов пишет: «Толерантность - это не смерть различий, это поддержка и понимание различий» [1, с.12]. По его мнению, толерантность должна вызвать в нечеловеческих мирах человеческое. Показать, что взаимосвязь людей с различными взглядами имеет место быть в нашем мире. Л.В.Баева рассматривала толерантность как новый принцип для общения и коммуникации.
Она пишет, что в мире, где есть масса независимых личностей, должно быть уважительное отношение к Другому, определяя толерантность как «открытость человека для общения и взаимодействия с другими индивидами и системами» [2, с. 110].
Некоторые ученые считают, что для нашего российского общества толерантность - чуждое явление.
Определяя наше «русское» мышление как категоричное и нетерпимое, И.В. Цветкова предположила, что для перехода к толерантности нам нужно преодолеть утвердившие логические схемы [4 с. 628]. Другое мнение об особенностях российского менталитета выражает К.А. Абульханова - Славская.
Она выделяет терпение как основу характера русского народа. В то же время разделяет понятия терпение как страдание и толерантность как активная деятельность. В ее понимании толерантность не имеет ничего общего со страдальческой позицией человека по отношению к другому [4, с. 629].
Асташова рассматривает толерантность как свойство личности, проявляющееся в умении воспринимать, осмысливать и понимать различные мнения [2, с. 17].
Оценивать поступки и поведение других людей в обществе лояльно, уважительно относиться к чужому мнению – так Н.А. Асташова конкретизировала это понятие. Д. А. Леонтьев определил понятие толерантность как «форму отношения к иному». То есть, даже не совпадая с моими индивидуальными особенностями и привычными формами культуры, я отношусь к другому мнению спокойно.
Схожее мнение выдвинул А.П. Садохин, говоря о толерантности как об уважительном отношении к мнениям других людей.
Он считал, что «быть толерантным» - это не отказываться от своих взглядов, но и вместе с тем относится доброжелательно к противоположной точке зрения.
По мнению В.В. Савельева, толерантность – это высокая степень рефлексии, которая может сформироваться только при контакте разных культур, преодоления конфликтов через культурное взаимодействие и культурный компромисс.
Мы рассмотрели понятие «толерантность» в трудах отечественных психологов, классифицируя их по М. Уолцеру.
Среди русских исследователей, В.А. Лекторский тоже предпринял попытку целостно проанализировать это понятие и выявил четыре возможных способа его понимания. Первый - «толерантность как безразличие».
Существует множество мнений и взглядов, связанные с религией, ценностями, этническими убеждениями, но истинность их на данный момент не может быть доказана.
Поэтому, проявляя толерантность, мы рассматриваем эти вопросы как неважные, не основные. Второй - «толерантность как невозможность взаимопонимания».
Это проявление уважение к другому человеку, которого ни при каких стараниях, я не могу понять, и вместе с этим, не могу взаимодействовать. «Толерантность как снисхождение» предполагает увеличение значимости своего мнения по сравнению с другими, поэтому все иные точки зрения обесцениваются, и рассматриваются как слабые и никчемные.
Последний способ - «как расширение собственного опыта и критического диалога».
Толерантность выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога [1, с. 9].
Таким образом, рассмотрев труды отечественных психологов, можно сделать вывод о том, что толерантность охватывает множество понятий и подходов.
Термин не может быть ограничен установленным в России переводом «терпимость» или «снисходительность». Анализ научной литературы показал, что каждое определение выражает сущность толерантности, а именно требование уважать право других быть такими, какие они есть.
В школе необходимо чтобы дети проявляли друг к другу толерантное отношение, так как толерантность определяет общность субъектов образовательного процесса, их активное включение во взаимодействие и коммуникацию, в ходе которых формируется сама личность школьника.
С учетом, того что в настоящий момент в России складывается модель инклюзивной практики обучения, при которой в одном классе обучаются дети с ОВЗ и здоровые дети, толерантность, как качество личности у школьников, становится актуальным требованием к личности ребенка. Лица с ОВЗ – это люди с ограниченными физическими возможностями. Толерантность по отношению к лицам с ОВЗ проявляется в равноправном отношении, принятии и понимании ограниченности физических возможностей этих людей, настроенности и способности к открытому взаимодействию с лицами с ОВЗ. Таким образом, центральной задачей общеобразовательных школ становится развитие у детей толерантности, воспитание толерантного и уважительного отношения к людям, с целью реализации модели инклюзивного обучения в России. Этим обозначена актуальность нашей программы.
Современное положение в мире можно назвать ситуацией встречи, можно назвать ситуацией столкновения и возможно, противостояния культур, когда культурные взаимодействия обусловлены прозрачностью государственных и цивилизационных границ. С одной стороны происходит унификация традиций, стилей, жизни народов и стран; процессы глобализации все больше стирают различия между народами и цивилизациями. С другой стороны те же государства, народы стремятся к сохранению и развитию своих национальных корней, национальных традиций, ценностей, национальных культур .
В развивающемся, быстро меняющемся мире сами ценностные системы также претерпевают изменения. В планетарном историческом прошлом ценностные ориентиры имели разную направленность. История развития человечества была и моно- и биполярной .
На современном этапе ведется борьба между опять-таки моно- и многополярным вариантом развития мира. И ценностные системы соответственно выявляют свою многомерность . Народ и отдельно взятый человек имеет собственное представление обо всем, о добре и зле, в конечном итоге. Поэтому мирное мировое сообщество, без конфликтов и войн теоретически вероятно или возможно, как открытое, развивающееся, меняющееся пространство свободного сосуществования всех без исключения народов и культур, религий и мировоззрений.
Развитие и само дальнейшее сосуществование возможно в условиях понимания и уважения иных культур и других религий, других ценностей, других традиций. Все это может реализовываться только на взаимных началах. История развивается и живет во взаимосвязи всех событий во временном и пространственном измерении. История может рассматриваться только как единый процесс взаимоотношения многообразия людей, культур в мировом сообществе.
Проблемы, вызванные смешением культур, как показывает история, иногда становятся непреодолимыми и тогда, как это было в далекие прошлые исторические эпохи, некоторые цивилизации погибали, некоторые народы, традиции и культуры уходили с исторической арены . Есть и другие исторические примеры взаимодействия культур и народов вне зависимости от расовой, религиозной и культурной принадлежности. Еще в конце XIX века об этом говорил известный российский философ Г.В.Плеханов. С другой стороны в 70 годы ХХ века в США, одной из сверхдержав того времени действовала организация ку-клукс-кланотстаивавшая такие идеи, как превосходство белых, белый национализм.Деятельность этой организации не была под запретом в стране. Демократический мир относился к этому естественно негативно .
В ХХ веке самый кровавый и жертвенный пример расовой и культурной непримиримости в международных отношениях стал фашизм, нацизм, периода второй мировой войны. В 1945 году победа над немецким фашизмом была достигнута, но его корни сохранились и дают молодую поросль. Сегодня во всем мире, и в том числе в нашей стране, возрождаются и даже порой пропагандируются идеи национализма, фашизма, расизма, экстремизма. Какой должна быть в этих условиях толерантность? Утрачивает ли эта идея свой смысл, ведет ли к уничтожению существующей культуры и цивилизации или выведет развитие мирового сообщества на новый исторический виток, где в приоритете будут общечеловеческие традиции и ценности, не умаляющие культурные достижения всех народов.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Мышление младших школьников (1,2 классы) характеризуется синкретизмом мышления (слитностью, нерасчлененностью).
Поскольку у детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, сохраняющее связь с наглядно-действенным мышлением, то практические действия с растениями, животными, с моделями, пиктограммами, рисунками, схемами, таблицами, диаграммами расширяют их интерес. Изобразительный материал служит опорой при решении задач. Чтобы решать задачи, ученик должен наглядно представлять описываемую в них ситуацию.
Поэтому современные учебники и рабочие тетради учитывают возрастные и индивидуальнотипические особенности детей и соответствуют требованиям ФГОС. В начальной школе создаются условия к тому, чтобы ребенок осуществлял познавательную деятельность на разных уровнях, используя «созревшие» и ведущие виды мышления: наглядно-действенное и практическое, затем наглядно-образное и словесно-образное, а также формирующееся словесно-логическое. Свидетельством этому являются многоаспектные задания в учебно-методическом комплекте (УМК) начальной школы.
Для поддержания интереса, а значит и формирования учебной мотивации важно следовать особенностям конкретного возрастного периода школьника. Попытки учителя сформировать приемы обобщения, а также поиск учащимися обобщенных способов решения поставленных задач часто бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса младших школьников.
Ученики начальной школы чаще обращены не столько на процесс учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел).
Цели учебной работы определяет учитель. Приближение цели деятельности к ее результату составляет и укрепляет интерес младшего школьника, поэтому программы начальной школы ориентируют учителя на применение в обучении разного рода проектов.
Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой в целом, учителями и педагогами – психологами в частности, нет более важной задачи, чем воспитание гармоничной, творческой и здоровой личности. Для реализации поставленной задачи необходимо отобрать и использовать такие формы и методы организации образовательного процесса, которые позволят повысить уровень развития коммуникативных навыков.
В нашей гипотезе мы предполагаем, что именно учебная кооперация и коммуникация повысят эффективность процесса развития данных навыков у младших школьников.
Г.А.Цyкерман определяла коммуникация в классе как источник развития способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого, как в эмоциональной, так и в интеллектуальной и личной сфере. Коммуникация предоставляет большие возможности в решении задач воспитания младшего школьника.
Во ФГОС начального общего образования при изложении требований к результатам обучения, говорится о необходимости развития навыков коммуникации со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умении не создавать каких–либо конфликтов и находить решения из сложных спорных ситуаций [5].
К тому же, в стандартах последующего звена обучения излагается факт о значимости практического освоения умений, которые так или иначе составляют основу коммуникативных навыков, прежде всего сюда входят нахождение и решение разнообразных коммуникативных задач; быстрое действие с учетом мнения товарища и умение согласовывать свои действия; установление и поддержка необходимых контактов с людьми; владение нормами и техникой общения с людьми; определение целей коммуникации, оценивание ситуаций, выбор адекватных стратегий коммуникации.
Анализ работ И. М. Дьяченко, А. Л. Журавлева, Е. В. Коротаевой, Г. А. Цукермана, а также других педагогов и психологов, позволили нам выявить следующие признаки коммуникации:
пространственное и временное соприсутствие;
единство целей и общей мотивации;
организация деятельности и управление ей;
разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций участников для получения конечного продукта;
получение единого конечного результата (продукта) совместной деятельности;
наличие позитивных межличностных отношений в процессе деятельности.
Проанализировав психолого–педагогическую литературу, можно сделать вывод, что коммуникация как совместная деятельность, как система активности взаимодействующих между собой субъектов, характеризуется временным и пространственным соприсутствием, единой целью, организацией и управлением деятельностью, разделением действий, операций, функций, наличием положительных межличностных взаимоотношений.
Коммуникация детей происходит тогда, когда они скооперируются в группы и поставят перед собой какую – либо цель.
До недавнего времени основной акцент в исследованиях учебной деятельности ставился на вопросах о ее содержании [1], [3], а вопрос о формах обучения, о специфическом для учебной деятельности характере учебного общения учителя с классом решался «в рабочем порядке».
Фрагмент для ознакомления 3
1. Авакумова И. В., Ермаков П. Н. о становлении толерантности личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии — 2003 год — № 3.
2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. Т.19, 2014 С. 5–16.
3. Асмолов, А. Г. Слово о толерантности / А. Г. Асмолов // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001. – 152 с.
4. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений. М.: Науч. метод, 2013. С. 86 – 92.
5. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений. Вып. 2. М.: Науч. метод, 2014.
6. Болотина Т.В. ,Новикова Т.Г., Смирнов Н.К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие. М.:АПК и ПРО, 2007.С. 4. 57
7. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. 240 с.
8. Братчено С. Л. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление — Красноярск, 2013. С. 104–117.
9. Булгакова М. Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. — ЗАО «МЦФЭР», 2008. — № 8
10. Вульфов, Б. З. Воспитание и толерантность: сущность и средства / Б. З. Вульфов // Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи, 2002. – № 6. – С. 5–10.
11. Герасименко Ю.А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования, Педагогическое образование в России. 2015. № 6, С 145-150
12. Гребенец Е.С. Некоторые проблемы воспитания коммуникативной толерантности в исследованиях отечественных педагогов и психологов. Мск. 2013.
13. Давыдова Л.Н. Колокольцева М.А. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Развитие нравственного отношения младшего школьника к сверстникам в процессе инклюзивного образования Материалы НПК. МГППУ // Москва, 2011 – С. 160-161
14. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Защити меня! — 2004. —с. 6—11.
15. Дороничева А.С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме. 2013
16. Дьяконова Н.В. Толерантность и эмпатия, как основа инклюзивного образования. 2015
17. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб, 2004
18. Елизарова И. И. Создание школьной службы примерения. Формирование культуры толерантности в молодежной среде Пермского края: интеграция опыта. Под ред. : В. С. Ковина, М. А. Оболонковой; отв. ред. М. Л. Сороковнина ;– Пермь, 2008 – 98 с.
19. Зак Г. Г., Зак Д. Я. Формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (теоретико-практический аспект) // Педагогическое образование в России. 2012, №2. 58
20. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы НПК. МГППУ // Вачков И.В Модель формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ у их сверстников. Москва, 2011 – С. 155-157
21. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы НПК. МГППУ // Мельник Ю.В. Толерантное отношение к нетипичности подростка у одноклассников на современном этапе развития инклюзивного образования Москва, 2011 – С. 153-154
22. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
23. Кленова Н. В. Как воспитать толерантность. // Дополнительное образование. - 2014
24. Клепцова Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям : Автореф. Дис. ... Канд. Психол. Наук : 19. 00. 07. Курск, 2001
25. Коновалова О.Ю. Развитие толерантности как социальнопедагогическая проблема // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии [Электронный ресурс] http://psyjournals.ru/files/44226/Inclusive_edu_Konovalova.pdf
26. Кувалдина Е. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в деятельности классного руководителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 26–30
27. Кукушин В. С. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме, пособие для учителя. — Ростов н/Д: ГинГо, 2001.– 404 с
28. Кустова Н. В. «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания» 2015
29. Локк Дж. Письма о веротерпимости (A Letter Concerning Toleration) 1689
30. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, 2000 59
31. Макарова И.А. Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани пересечения, г. Благовещенск, 2013
32. Марголина Т. И. Толерантность — это не попустительство пороку. Толерантность — это великодушие!// 2009
33. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Проблема формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
34. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. М., 2000
35. Мухамадиярова Г.Ф., Усманова С.Г. «Инклюзивное образование: содержание и практика» г. Стерлитамак. 2015
36. Оболонкова М. А Дискуссионные технологии в формировании культуры толерантности г. Пермь, 18 октября 2008 г.) / Под ред. : В. С. Ковина, М. А. Оболонковой; отв. ред. М. Л. Сороковнина ;– Пермь, 2008 – 98 с
37. Обласова О.В. «К вопросу толерантности в контексте инклюзивного образования» г. Барнаул. 2016
38. Орлов А. Б., Шапиро А. Б. Психология толерантности: проблемы и перспективы // вопросы психологии. 2006
39. Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А.Писаревская, - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. – С. 132
40. Плаксина Н.А. Воспитание толерантности младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями, автореф. Канд. Диссерт. Волгоград, 2016, 181с [Электронный ресурс] http://vgpu.org/sites/default/files/disfiles/dissertations/plaksina_tekst_dissertacii_1. pdf
41. Плаксина, Н. А. Компетентность педагога в воспитании толерантности младшего школьника по отношению к сверстникам с особыми образовательными потребностями / Н. А. Плаксина, Е. М. Сафронова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова», серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2014. – №3. – С. 34-37 60
42. Погодина, А. А. Подготовка будущих педагогов к воспитанию толерантности у школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 /– Ярославль, 2006. – 281 с.
43. Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377.
44. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль — 2003
45. Селюкова Е. А., Фокина М. Н. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 103-105.
46. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. М., 2000.
47. Таланов В. А. Образование и культура толерантности //Высшее образование в России. 2001. №3. С. 150-152.
48. Терюшкова Ю.Ю. Психологический тренинг «Основы психологии общения с людьми» [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009-1. № 2009-1.
49. Толерантность: объединяем усилия: Материалы конференции / Сост. и ред. М.Н. Генишева. -М.: Летний сад, 2002. 136 с.
50. Толерантность как главный принцип взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Северодвинск, 2002. - 60 с.
51. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сборник научно-методических статей. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: - НПО «МОДЭК», 2002. - 368 с.
52. Толмачева Е.С. О роли культурного пространства школы в формировании и развитии толерантного сознания учащихся // Педагогическое образование в России. 2016. №9.
53. Учимся толерантности (Гражданское образование основа толерантности). Методический сборник для учителей средней школы. - Обнинск: Изд-во «Принтер», 2002. - 236 с. 61
54. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» // Век толерантности. 2001. № 2.
55. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. [Электронный ресурс] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--plai/ documents/543.
56. Феталиева Л.П., Шихалиева С.Х., Караева С.А. Формирование толерантности участников образовательного процесса в инклюзивном обучении начальной школы // Инновационная наука. 2016. №1-2 (13)
57. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М., 2000
58. Швачко Е. В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. 2000. - № 5. - С. 17 - 27.
59. Шхахутова З. З., Рубилкина Р. А. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 10 (октябрь). – С. 141–145.
60. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось-89», 2004 – 80 с
61. Щербинина Н.Г., Оноприенко О.Г., Щербакова О.С. формирование инклюзивной культуры в общеобразовательной организации [Электронный ресурс] http://iro86.ru/images/documents/nauka/Belova.pdf 13-17
62. Janson U. Interaction and Quality in Inclusive Preschool Social Play between Blind and Sighted Children. Interaction and Quality //
63.Report of the CIDREE Collaborative Project on EarlyChildhood Education, 30–42. Dundee: Scottish Consultative Council on the Curriculum, CCC,1997.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней