- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Интеграционная политика России и Китая на современном этапе
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Регионоведение
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Интеграционная политика России и Китая на современном этапе"?116 страниц
39 источников
Добавлена 30.09.2020 Опубликовано: stuservice
4960 ₽
9920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1Социально-экономическая сущность интеграции 7
1.1 Понятие, формы и этапы международной экономической интеграции 7
1.2 Модели современных интеграционных процессов 10
1.3 Последствия международной экономической интеграции 17
Глава 2Анализ состояния экономического сотрудничества России и Китая 18
2.1 Торговое сотрудничество: структурно-видовой анализ, формы и тенденции развития
18
2.2 Инвестиционное сотрудничество 36
2.3 Энергетическое, топливно-энергетическое и транспортное сотрудничество 56
2.4 Основные направления торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на
примере КНР и Санкт-Петербурга. Перспективы расширения торгово-экономических связей СанктПетербурга и Китая 85
Глава 3Россия и Китай: потенциал стратегического партнерства и социального развития 95
3.1 «Восточный вектор» – наиболее перспективный путь развития для России 95
3.2 Проблемы двусторонних отношений. Объективные ограничители развития двусторонних
отношений 102
3.3 Перспективы развития российско-китайских экономических отношений и стратегического
партнерства России и Китая 104
Заключение 108
Список литературы 111
Фрагмент для ознакомления 2
Экономическая интеграция представляет собой межгосударственное объединение, которое
обладает организационной структурой. Она сложилась благодаря исторической общности, все это
происходило на протяжении многих лет. Вопрос об интеграции - один из основных вопросов о
том, какие изменения происходят в современном мире, какие тенденции открываются в
2
экономической, социально-политической и других сферах человеческой жизни. Исторические
изменения в мире, усиливающееся взаимовлияние национальных экономик сделали актуальным
экономическое сотрудничество различных стран, но основным является, то что две
соседствующие державы, как Россия и Китай, имеющие общие границы, расположенные на
северо-востоке страны. Интерес к экономическому сотрудничеству с Китаем стал характерной
чертой Российского государства. В петровскую эпоху, когда впервые установились прямые и
постоянные торгово-дипломатические и культурные связи между двумя странами, они
диктовались не только геополитическим реалиями: непосредственным соседством России с
могущественным дальневосточным государством. Россия, как и Европа, старается укрепить
взаимовыгодные экономические связи с Китайским государством. Совершив в 1960-80х годах
свое послевоенное экономическое чудо, Китай стал третьей экономической сверхдержавой,
продемонстрировав наивысшие темпы роста ВВП: за три десятилетия реформ Поднебесная
сумела увеличить свой ВВП в 16 раз, стократно расширить внешнюю торговлю и к тому же
накопить большие золотовалютные резервы.
Глава 1 Социально-экономическая сущность интеграции
1.1 Понятие, формы и этапы международной экономической интеграции
Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного, политического
объединения стран на основе развития устойчивых взаимосвязей и разделения труда между
национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в формах. На
микроуровне этот процесс происходит через взаимодействие капиталов отдельных
хозяйственных субъектов (предприятия, фирмы, компании) близлежащих стран, путем
формирования конкретной системы экономических соглашений между ними, создания филиалов
за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования
экономических объединений государств и согласования национальных политик. Быстрое развитие
межфирменных связей вызывает необходимость межгосударственного регулирования, которое
может быть направлено в основном на обеспечение свободного движения товаров, услуг,
капиталов, рабочей силы между странами в рамках определенного региона, при этом происходит
конкретное согласование и проведение совместной экономической, научно-технической,
финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики. В следствии этого может
произойти создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой,
инфраструктурой, результате этого возникает общая экономическая пропорция, финансовые
фонды, общие межгосударственные или наднациональные органы управления. [1] Масштабы и
глубина экономических интеграционных процессов, происходит только в мировой экономике, это
позволяет говорить о том, что все это является универсальной закономерностью современной
эпохи, это может привести к целостному объединению национальных хозяйств и эффективному их
развитию на глобальной основе.
В ней происходит слияние конкретных хозяйственных процессов вместо координирования
хозяйственных интересов и политической воли участвующих стран. Решая региональные и
технологические проблемы, международная интеграция является фактором сближения богатых с
бедными странами и обеспечивает возможность для их прогресса в социальном отношении.
Международная экономическая интеграция осуществляется через развитие организационных
форм, углубление экономического и политического сотрудничества и достижение высокой
взаимозависимости между странами. Региональность и этапность в развитии международного
интеграционного процесса находит свое отражение во множестве различных форм
3
интеграционных объединений, это могут быть двухсторонние соглашения (договора) о торговом
сотрудничестве к экономическому и политическому союзу.
1.2 Модели современных интеграционных процессов
Интеграция рассматривается, как определенный феномен или процесс современной
международной жизни, но это явление неоднозначное, потому что оно имеет конкретные
различия в содержании, целях, структуре внутренних взаимоотношений. Интеграция
характеризуется как объективный результат эволюции мирового сообщества, социальноэкономического, политического развития в ХХ веке, но при этом в ней происходит объединение
объективных целей, последствий, она может представлять индустриальное общество. Модели
интеграционных процессов строятся на основе определенных принципов интересов, влияний, при
этом можно выделить следующие виды: региональные и межрегиональные интеграционные
сообщества по целям (политические, экономические, политико-экономические и другие);
международные правительственные наднациональные организации координирующего типа;
международные неправительственные организации (профсоюзы, транснациональные
корпорации). В рамках интеграционных сообществ возникают и начинают действовать
интернациональные правительственные и неправительственные организации, которые
оказывают влияние на интегрированные структуры. Рассмотренные модели интеграционных
сообществ имеют наибольшую специфику, определенные черты, характеристику, все это
основывается на общих явлениях, но несмотря на это они имеют интеграционные границы,
которые являются интернациональными по своей природе, это позволяет конкурировать
системам и находить компромисс, разрешать назревающие противоречия между ними. Модель
каждой интеграционной системы было бы ошибочно абсолютизировать, не замечая общих
тенденций в ее эволюции. [10]
Модели мировых интеграционных процессов необходимо классифицировать по следующим
признакам: модели политико-экономической интеграции, она проявляется при создании
межгосударственных и надгосударственных органов управления и власти, при этом она
затрагивает проблемы суверенитета, ее независимости, самостоятельности. К ней можно отнести:
(Европейский союз (ЕС), Андскаую группу (Латинская Америка), Карибский «общий рынок»
(Латинская Америка), Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); модели торговоэкономического сотрудничества, при ней рассматриваются объемы торговых, производственноэкономических, финансовых связей и отношений в области передвижения, товаров и услуг за
пределами национальных границ, образующих сложнейший комплекс.
1.3 Последствия международной экономической интеграции
Экономическая интеграция обеспечивает благоприятные условия для взаимодействующих сторон.
Интеграционное сотрудничество дает конкретным хозяйствующим субъектам
(товаропроизводителям) наибольший доступ к различным ресурсам: финансовым;
материальным; трудовым, новейшим технологиям региона, все это помогает производить
продукцию в расчете на емкий рынок интеграционной группировки. Экономическое сближение
стран, которые в основном рассматриваются только в региональных рамках, дают определенную
возможность привилегированных условий для фирм - участниц экономической интеграции, на
основании этого происходит защита от определенной конкуренции со стороны третьих стран и в
следствии этого развиваются передовые технологии. Интеграционное воздействие позволяет его
4
участникам совместно решать острые социальные проблемы, например такие, как выравнивание
условий развития отсталых районов, смяг¬чение положения на рынке труда, предоставление
социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее раз¬витие системы
здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения. При этом происходит возрастание
конкуренции между странами, за счет этого расширяется торговля, улучшаются ее условия и
инфраструктура.
Развитие экономической интеграции дает положительные эффекты для участвующих сторон и
не¬гативные последствия. Происходит формирование интеграционных блоков, за счет этого
усиливается их экономический потенциал, все это способствует расширению товарооборота и
кооперационно-производственных связей. Это можно подтвердить развитием интеграционных
группировок (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.).
Существуют отрицательные последствия
Для отсталых стран интеграция может привести к оттоку ресурсов (факторов производства), может
возникнуть перераспределение наиболее сильных партеров.
На основании этого возникает олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, все это приводит
к повышению цен. Вероятен эффект потерь от увеличения масштабов производства при сильной
его концентрации. Возникновение, развитие экономической интеграционных группировок
суверенных государств - процесс сложный и противоречивый. Главным его противоречием
становится, то что оно возникает между национальными, государственно-оформленными,
интернациональными экономическими интересами.
Глава 2 Анализ состояния экономического сотрудничества России и Китая
2.1 Торговое сотрудничество: структурно-видовой анализ, формы и тенденции развития
В результате улучшения советско-китайских отношений в конце 80х годов началось развитие
двухстороннего торгово-экономического сотрудничества, но после распада СССР - это становится
основным диалогом между Китаем и Россией. Важным стимулом для продолжения российскокитайского экономического сотрудничества стали экономические реформы в обеих странах,
которые, несмотря на различия в характере и методике, были направлены на переход к рыночной
экономической системе. Среди этих факторов, которые способствовали укреплению российскоэкономических связей, можно отметить, то что географическая близость стран,
взаимодополняемость экономических ресурсов, разнообразные этапы экономического развития и
заниженные курсы национальных валют, позволившие наращивать взаимный экспорт товаров и
услуг. В начале 90х начинает происходить наращивание товарооборота между Россией и Китаем,
это произошло только благодаря тому, что была проведена рыночная реформа в России и в
дальнейшем либерализация экономики Китая. После ухудшения условий развития двухсторонней
торговли и инвестиционного сотрудничества, в конце 90-ых годов, в начале 2000-ых начинает
происходить увеличение российско-китайского экономического взаимодействия, это можно
объяснить тем, что российская экономика была в тот период на стадии восстановления, потом
после значительного падения объемов производства, финансового дефолта 1998 года и
вступлением Китая в ВТО, что произошло в 20001 году и с принятием обязательств по
либерализации внешнеэкономической деятельности.
Вплотную до мирового финансово-экономического кризиса возникла высокая динамика экономик
двух стран, она положительно влияла на развитие торгово-экономических связей, все это
5
сопровождалось укреплением отношений стратегического партнерства и сотрудничества. В
последнее время торгово-экономические отношения между Россией и Китаем ознаменовались
высоким ростом. Торговый оборот между двумя этими странами достиг значительного уровня и
он составил 10 млрд. долл. Темпы развития сотрудничества и повышенный интерес деловых
кругов России и Китая позволяет судить, о том, что благодаря этому возникли двухсторонние
торгово-экономические отношения как наиболее динамично развивающиеся в мировой
экономике. Это развитие обусловлено созданием наиболее благоприятных условий. Основным
фактором является подписание Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и
КНР. В 2016 году главы двух государств, проявили незаурядную прозорливость, полное
взаимопонимание, они в короткие сроки подготовили и подписали этот исторический по
значению, программный, двусторонний документ - договор XXI века, «обращенный в будущее,
для будущих поколений». С подписанием данного Договора выросла эффективность работы
Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, которые
стимулируют развитие сотрудничества, содействуют реализации конкретных проектов, в области
торговли. Основным звеном торгово-экономического сотрудничества для России с Китаем
остается торговля, потому что она не отражает конкурентные преимущества обеих стран.
Происходит расширение общего поля по взаимодействию гармонизации торгово-экономического
пространства между двумя этими странами, это помогает им развивать устойчивый
инновационно- модернизационный вектор по экономическому развитию России с Китаем. [12]
Экстенсивное и интенсивное развитие торгово-экономического сотрудничества с Китаем в
настоящее время выступает, как дополнительный источник динамики для российской экономики.
На этом этапе возникает определенная возможность для реализации конкурентных преимуществ
экономики России.
2.2 Инвестиционное сотрудничество
Одной из тенденций в последнее время является то, что происходит смещение роста мировой
экономики в регион Юго-Восточной и Восточной Азии. Ухудшение макроэкономической
обстановки в России и осложнение отношений с западными странами привели к резкому
сокращению объема зарубежных инвестиций в Россию. Прямые иностранные инвестиции играют
важнейшую роль в развитии экономики государства, объем инвестиций в КНР и другие
зарубежные страны не перестают расти. При этом наблюдается изменение инвестиционной
отрасли китайских инвестиций, все это обусловлено тем, что происходит совершенствование
китайской экономики и бизнеса. Привлечение иностранных инвестиций из КНР является одним из
стратегических направлений для улучшения перспектив экономического развития отдельных
регионов России и государства. В 2016 году происходит замедление темпов экономического
развития, но при этом макроэкономическая ситуация остается благоприятной. В 2015 году
произошло несколько событий, значительное негативное влияние на инвестиционный климат в
России оказало введение санкций, резкое снижение цен на нефть, это привело к ухудшению
макроэкономической ситуации, повышению инфляции, нестабильному курсу рубля,
затруднениям с привлечением финансирования и высоким процентным ставкам, ограничениям
во внешней торговле и сложностям в работе на отраслевых рынках. Осложнение международных
отношений и ухудшение макроэкономической ситуации в России отразились на настроении
иностранных инвесторов: в 2016 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику России
сократился на 70% - до 21 млрд долларов, достигнув минимального уровня с 2015 года. Во
втором полугодии 2015 года банком РФ был зафиксирован отток прямых иностранных
инвестиций.
6
Это прежде всего было связано с тем, что в РФ возник кризис и иностранные инвесторы не стали
больше вкладывать свои инвестиции в российскую экономику, при этом возникли проблемы с
развитием инвестиционного климата. К этим проблемам можно отнести то, что стали возникать
определенные проблемы с государственным управлением, бюрократией, к этому добавились и
другие проблемы, произошла неблагоприятная экономическая ситуация, снизилась
привлекательность национального рынка, возникли трудности с работой в ней, неуверенность в
последовательности проводимой на национальном уровне экономической политики. Основными
направлениями по развитию инвестиционной деятельности Китая с Россией остается энергетика,
разработка полезных ископаемых, транспорт, лесное хозяйство торговля, бытовая электротехника,
связь, строительство и сфера услуг. В настоящее время осуществляют взаимные инвестиции
между Китаем и Северо-Западным федеральным округом России. Как отмечает генеральный
консул КНР Тянь Эрлун: «По объемам инвестиций с большим отрывом лидирует Санкт- Петербург.
Поступление инвестиций в Россию
Общий объем привлеченных иностранных инвестиций в РФ за периоды с 2015 по 216 гг.
многократно увеличились (данные представлены в диаграмме и графике). По данным Росстата и
ЦБ РФ по величине инвестиций в Россию бы ли не полными. Росстат опубликовал следующие
данные по предприятиям, в результате этого была предоставлена необходимая отчетность,
которая также представлена в диаграмме). Центральный банк - по прямым инвестициям.
Наиболее важный момент рассматривается, как значительная часть инвестиций, которые
поступают в Россию, они считаются прочими инвестициями. Другой момент- наиболее
значительная часть инвестиций в основном поступает в Россию из офшоров (предельные
заграничные страны или их штаты с выгодными условиями ведения предпринимательской
деятельности для иностранных лиц по отношению к той стране).
Структура инвестиций (по данным Росстата)
Основная часть иностранных инвестиций в РФ - прочие (торговые и прочие кредиты), но долги
предприятий перед Западом приобрели масштабные пределы, при этом их нужно отдавать с
процентами.
2.3 Энергетическое, топливно-энергетическое и транспортное сотрудничество
В двадцатом веке энергетическое сотрудничество между Россией и Китаем стало важнейшей
частью отношений между ними, при этом возникает взаимодополняемость экономик двух стран.
В двадцать первом веке вектор международной энергетической стратегии развития стал
стремительно меняться. КНР и РФ являются в настоящее время стратегическими силами в области
международной системы, благодаря этому они могут оказывать наибольшее влияние на основное
направление векторов международной стратегии развития. Активное воздействие глав двух
государств помогает поддерживать высокий уровень и стабильность стратегического партнерства
Китая и России, но при этом российско-китайское сотрудничество в области энергетики достигло
исторического пика. Россия и Китай являются стратегическими партнерами области энергетики
(нефть, газ, уголь, электроэнергия, возобновляемые источники энергии, защита окружающей
среды и экономия энергии), становятся шире. В настоящее время Россия стала основным
поставщиком энергетики в Китай. Различные стороны начали рассматривать проекты в области
энергетики, большинство китайских компаний проявляют значительный интерес к китайскороссийским инвестиционным проектам в области энергетики, при этом они начинают участвовать
в осуществлении стратегии «Один пояс, один путь», реализуют стратегию по выходу на
7
зарубежные рынки. В связи с этими намерениями, они больше внимания уделяют изучению
ситуации в российских энергетических компаниях и возможностям инвестиций в проекты. В 2015
году состоялось мероприятие в Шанхае, 2016 году саммит в Москве. Российско-китайское
энергетическое сотрудничество осуществляется в основном в нефтегазовой отрасли и является
стержневым элементом двухсторонних отношениях, опережая в данном направлении военное
сотрудничество.
Россия рассматривает Китай, как перспективного потребителя своих энергоресурсов,
преимущество в области нефти и газа. Несмотря на многолетнюю активность РФ по продвижению
углеводородов на китайский рынок, энергетическое сотрудничество между двумя этими
государствами развиваются очень медленно, его масштабы несущественны для обоих государств.
В настоящее время российско-китайское сотрудничество в отраслях ТЭК (топливно-энергетический
комплекс) не оказывают стимулирующего воздействия на процесс разноплановой кооперации
ТЭКов двух стран. Не происходит эффективного и взаимовыгодного проникновения РФ и КНР в
отрасли ТЭК друг друга. Это является отсутствием производственно-инновационного,
инвестиционного взаимодействия, включая всю структурно-технологическую кооперацию, обмен
новейшими технологиями и научными разработками. В следствии этого российско-китайское
энергетическое сотрудничество не стимулирует развитие полноценных российско-китайских
экономических отношений. Низкая эффективность сотрудничества с Китаем в отраслях ТЭК
связана с материальной и моральной деградацией основных фондов в российских энергетических
и базовых отраслях промышленности, растущим отставанием от мировых стандартов. Эти
обстоятельства предопределяют низкую конкурентоспособность на китайском рынке
промышленной продукции российского ТЭК по сравнению с другими внешними партнерами
Китая. В российско-китайском энергетическом сотрудничестве превалирует сырьевая
направленность и краткосрочные интересы, энергетическое взаимодействие складывается в
торгово-коммерческом формате.
Топливно-энергетические комплексы (ТЭК) национальных экономик обеспечивают
функционирование других отраслей экономики. ТЭК включают в себя различное производство по
добыче топливно-энергетических ресурсов, их преобразованию, транспортировке,
распределению и потреблению. Одной из тенденций мировой экономики является снижение
темпов роста производства первичных энергоресурсов и электроэнергии. Наибольшими темпами
в последнее время является снижение производство угля, сокращения его добычи произошло на
0,5% в 2015 году. Ступенчатое снижение происходит в области производства газа, электроэнергии,
при этом динамика прироста производства сырой нефти неустойчива (например: в 2015 году
произошло замедление до 0,4%, в 2016 году рост увеличился на 1,8%).К причинам снижения
темпов роста производства первичных энергоресурсов относятся: замедление роста мирового
производства и совокупного спроса; повышение интереса стран к проблемам экологии и
вопросам энергетической эффективности; развитие альтернативных источников в области
энергетики. Основные направления в области энергетической политики государств включают в
себя следующее: оптимизацию структуры энергопотребления, повышение доли в энергетическом
балансе возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой, гидроэнергии, биомассы и
других); распространение стандартов энергетической эффективности; сокращение энергетической
емкости национального производства (ВВП); сокращение выбросов CO2 и других вредных
элементов и соединений; либерализация рынков электроэнергии и первичных энергоносителей;
географическая диверсификация экспорта или импорта энергоносителей с целью снижения
энергетических затрат в зависимости от одних и тех же рынков или поставщиков.
2.4 Основные направления торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на
примере КНР и Санкт-Петербурга
8
Несмотря на географическую удаленность Санкт-Петербурга от границ России с Китаем,
сотрудничество с этой страной оказывает большое влияние на социально-экономическое
развитие Северной столицы. В 2015 - 2016 году Китай вышел на 1-е место по товарообороту среди
торговых партнеров Санкт-Петербурга, опередив такие территориально близкие страны, как
Финляндия, Эстония и Беларусь. Санкт-Петербург, как важный политико-экономический и
культурный центр России, занимает перспективное место в китайско-российском двустороннем
сотрудничестве. Город Санкт-Петербург играет важную роль в процессах развития и углубления
нынешних китайско-российских дружеских и партнерских отношений. В 2015 – 2016 году объем
торговли между Китаем и Санкт-Петербургом превысил 6,3 млрд. долларов США, что позволило
Китаю выйти на первое место среди торговых партнеров города. По данным Северо-Западного
таможенного управления, товарооборот Санкт-Петербурга с Китаем в 2015 году вырос на 57% по
сравнению с 2016 годом и составил 6,36 млрд. долл. США. В 2015 году составил 7,7 млрд. долл.
США (вырос на 21% по сравнению с 2016 годом) (таблица 3). В 2015 году по объему торговли
Китай занял 1-е место в группе ведущих торговых партнеров Санкт-Петербурга.
Торговля Санкт-Петербурга с Китаем, начиная с 2015 года характеризуется отрицательным сальдо
торгового баланса. Экспорт Санкт-Петербурга в Китай меньше, чем импорт из Китая. В 2015 году
по сравнению с 2016 годом экспорт уменьшился на 75% и составил 155,8 млн. долл. США. Это
связано с прекращением поставок из Санкт-Петербурга в Китай продукции судостроения, которая
занимала до 40% от общего объема двусторонней торговли. Объемы экспорта в 2015 году были
обеспечены крупными поставками морских судов в Китай (ФГУП «Адмиралтейские верфи»
поставляли подлодки, «Северная верфь» - эсминцы для ВМФ Китая), в 2015 – 2016 гг. данная
группа товаров в структуре экспорта отсутствовала. В 2015 году по сравнению с 2016 годом
экспорт увеличился в 6,3 раза за счет экспорта минерального топлива и составил 736,65 млн. долл.
США (7-ое место среди стран-контрагентов СПб). Экспортировалось минеральное топливо (81%)
от общего объема экспорта), электрооборудование (6%), медь и изделия из нее (5%), удобрения
(3%), реакторы ядерные и оборудование (3%), меха (1%) и прочие.
Рисунок 27 Товарная структура экспорта Санкт-Петербурга в Китай
Объем импорта в 2015 году увеличился на 11% по сравнению с 2016 годом (6,2 млрд. долл. США)
и составил 6,9 млрд. долл. США (1-ое место среди стран-контрагентов Санкт-Петербурга).
Глава 3 Россия и Китай: потенциал стратегического партнерства и социального развития
3.1 «Восточный вектор» – наиболее перспективный путь развития для России
В современных условиях на фоне мировых политических и экономических событий (санкции,
борьба с ИГИЛ, валютные скачки), наиболее остро ставится вопрос о направлении углубления
военно-экономического сотрудничества, изменение впервые за последнее время восточного
вектора своего развития, поиска новых партнеров для модернизации. Для РФ является
перспективным сотрудничеством с крупными интеграционными группировками например, как:
ШОС, БРИКС, АТЭС. При этом необходимо учитывать следующее, что ШОС, является политическим
объединением, а БРИКС и АТЭС не является интеграционной группировкой. Для
преимущественного политико-экономического веса в названных «восточных» площадках для
сотрудничества РФ не сможет иметь. При рассмотрении определенных рамок в виде АТЭС и ШОС
у России с Китаем наметились столкновения своих интересов, КНР стал все больше сокращать
свою продукцию высокого передела из России, при этом он закупает в основном нефть, лес,
9
материалы, главным для него становится поддерживать проект по продвижению туркменского
газа на восток.
Единственным выходом для России является развитие отношений в рамках Таможенного союза.
В этих рамках возникают темпы - о поиске путей развития России с целью модернизации
экономики, но при этом ни одна из стран ТС еще не достигла финансового благополучия и
политической стабильности. Странам, которые рассматриваются в рамках СНГ и ТС требуется
обновление экономик и поступление инвестиций.
Внутренний потенциал для расширения сотрудничества в рамках ТС небольшой, у России в этих
странах товарооборот составляет 10%, Казахстан и Россия - экспортно-ориентированные
экономики, их партнеры находятся в дальнем зарубежье. Ни одна из международных
интеграционных групп, в которых активно участвует РФ не способна помочь с опережающими
технологическим развитием в ближайшие 10-15 лет. Китаю и западным странам становится
выгодно сдерживать развитие России, способствовать сохранению определенного статуса РФ как
исключительно сырьевой базы. В связи с этим сложилась такая ситуация, в которой произошло
ускорение децентрализации. Россия начинает искать сотрудничество с такими государствами,
которые не претендуют на главную роль мирового лидера, это страны Сингапур, Япония, Южная
Корея.
При этом не нужно сбрасывать со счетов, то что многовековые экономические отношения с
отдельными странами Евросоюза, не против сотрудничества с Россией. Страны развитого мира не
хотят сделать из России изгоя, это мотивировано тем, что РФ богата различными запасами,
ресурсами и ядерным оружием, поэтому с ней придется договариваться (для Европы), чтобы
власть в России была прозападная, предсказуемая, договороспособная. Постановка вопроса
ставится так, что путь для России - Восток или Запад не стал носить ультимативный характер, а
подразумевать определенное отставание своих экономических и предпринимательских
интересов, на внутреннем и внешнем рынке. Осознание необходимости диверсификации
географического распределения внешнеэкономических связей, достижения и сочетание развития
в различных направлениях, исходя из экономических интересов и возможностей евроазиатского
расположения государства, граничащего или соседствующего с различными странами на западе,
юге и востоке, сложилось еще в СССР.
В современной России задачи расширения географии торгово-экономического сотрудничества
свободного от прежних политических ограничений приобрели первостепенную значимость.
Освоение второстепенных направлений и определение перспективных партнеров не терпит
откладывания на неопределенный срок. Сосредоточение внешнеэкономической деятельности на
европейском направлении приобретает стратегический характер, но при этом она еще не
соответствует геополитическим, экономическим интересам РФ, задачам мирового хозяйства,
регионов страны, освоению богатств Восточной Сибири и Дальнего Востока.
К определенным сдвигам в географии внешней торговли и других видов сотрудничества Россию
побуждают и процессы глобализации мировой экономики, ведущие к заметным изменениям в
международном разделении труда, перемещению центра мирового развития из Европы в
Азиатско-Тихоокеанский регион. Ведущие государства региона США и Япония, несмотря на
умеренные темпы роста экономики, сохраняют лидирующие позиции в международной торговле.
Происходящие перемены не должны оставаться вне внимания российских государственных
организаций и деловых кругов. Ориентация ВЭС России на Европу при ее объективной
оправданности достигла избыточного характера, что не может не вызывать беспокойства.
Показатели, отражающие состояние торгово-экономического сотрудничества России в
наступившем веке, не обещают сохранения темпов развития деловых связей на европейском
10
направлении. Оно, практически исчерпало возможности ускорения динамики и нужного для
России наполнения структуры товарных потоков. Вместе с тем не вызывает сомнения, что
развитие новых направлений внешнеэкономических отношений превратилось в жизненную
потребность.
3.2 Проблемы двусторонних отношений
Объективные ограничители развития двусторонних отношений
Общие проблемы которые стоят пред Россией и Китаем
Китай во всем мире становится одним из лидеров в экономике, а также одним из передовых
стран мира. По объему ВВП на душу населения уровень развития Китая в настоящее время
составляет около 14% от США и еще от уровня РФ. Россия столкнулась сейчас с экономическим
спадом в силу различных причин, это вызвано тем, что в России были введены санкции,
наложенные Западом, от которого Россия раньше зависела в продаже импорта продуктов
питания. Все эти меры отрезали Россию от предоставления международных кредитов, после этого
в РФ произошел финансовый кризис, в результате этого произошло снижение доходов от продажи
нефти, все это составляло половину российского бюджета. Обе эти страны столкнулись с тем, что
произошло преобразование экономической модели и структурных реформ. После сорока лет
Китай достиг поворотной точки в отношении экономического роста и социального развития. При
этом происходит изменение структуры экономики Китая. В следствии этого необходимо решать
определенные вопросы по загрязнению окружающей среды, переизбытку продукции,
финансовым рискам, местным государственным долгам. Загрязнение окружающей среды, в
настоящее время становится большой проблемой, с которой Китай сталкивается на следующем
этапе своего развития. Китай не будет добиваться стремительного экономического роста в ущерб
окружающей среды, но все равно это приводит к замедлению экономического развития.
3.3Перспективы развития российско-китайских экономических отношений и стратегического
партнерства России и Китая
Китайско-российские отношения занимают одно из центральных мест во внешней политике КНР.
Российское руководство считает развитие отношений добрососедства, дружбы, стратегического
партнерства и сотрудничества с КНР своим важнейшим приоритетом. Начальная точка отсчета
современных отношений России с КНР лежит вне хронологической шкалы существования РФ. За
таковую с полным основанием можно принять май 1989 года - время нормализации советскокитайских межгосударственных отношений. Закончился период, когда во взаимоотношения
между странами последующее десятилетие привносило новое, деструктивное содержание.
Происшедший тогда перелом придал этим взаимоотношениям определенную самоценность,
позволившую новому государству - РФ, - ставшему полноправным правопреемником Советского
Союза, сохранить и приумножить в своей дальневосточной политике позитив связей с самым
крупным из своих соседей. С 2001 года наметился процесс, связанный с устранением груза старых
проблем, унаследованных от истории, направленный на поступательное развитие новых
отношений, получивший логическое закрепление в подписании российско-китайского Договора о
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Отношения с Россией китайские руководители
включают в выделяемую ими категорию взаимоотношений между крупными государствами. С их
точки зрения, речь идет об отношениях между двумя крупными государствами и внутри круга
крупных государств. При подходе к отношениям с Россией в перспективе, на ближайшие 50 лет,
11
руководители Китая учитывают следующее: интересы КНР; интересы России и двусторонние
интересы Китая и России; то, что Россия - крупное государство, имеющее с Китаем общую
протяженную границу, то, что РФ располагает многими ресурсами, в которых КНР испытывает
острую нужду;
круг вопросов, в решении которых заинтересованы крупные государства; состояние
взаимоотношений между двумя категориями государств: между крупными государствами -
развитыми странами и развивающимися странами; характер отношений КНР и РФ с
государствами, которые образовались на территории бывшего СССР. До сих пор интерес Китая к
экономическому сотрудничеству с Россией был обусловлен его желанием обеспечить стабильные
пос¬тавки энергоресурсов и других сырьевых товаров для собственной быстроразвивающейся
экономи¬ки, расширить экспорт на российский ры¬нок продукции обрабатывающей
промышленнос¬ти. Использование широкого спектра возможностей российской эко¬номики
будет перспективно и для реше¬ния стратегических задач Китая - анонсирован¬ного его
руководством перехода страны к «новой модели экономического развития». В бли¬жайшем
будущем кооперация с Россией способ¬на сделать осуществимыми подвижки в повышении
технологического уровня китайской экономики и в развитии ее социальной сферы как минимум
по нескольким направлениям. Реализуемые в настоящее время в Китае в рамках политики
стимулирования внут¬реннего спроса региональные программы разви¬тия («освоение Запада»,
«оживление старой про¬мышленной базы на Северо-Востоке», «подъем Центра») открывают
деловые перспективы для российских компаний, удовлетворяющих спрос, связанный с
инфраструктурным строительством.
Заключение
В данной дипломной работе рассматривалось экономическое сотрудничество РФ и КНР на
современном этапе на примере сотрудничества в отдельных сферах, таких как торговля,
инвестиции, энергетика и отдельно на примере развития торговых и инвестиционных отношений
между Санкт-Петербургом и Китайской Народной Республикой. Как уже неоднократно
упоминалось в работе, в 2015 году отмечался 10-летний юбилей подписания Договора о
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, заключенного 16 июля 2015 года на
двадцать лет. Он является основой для развития сотрудничества между двумя государствами «в
торгово-экономической, военно-техничес-кой, научно-технической, энергетической, транспортной
областях, в ядерной энергетике, в финансовой, космической, авиационной областях, в сфере
информационных технологий и других сферах, представляющих взаимный интерес». Этот договор
объединяет обе стороны, фиксирует согласованные ими положения, является документом, с
помощью которого каждая из сторон стремится обеспечивать свои интересы и побуждать
партнера выполнять соответствующие условия, воздерживаться от обоюдных нежелательных
шагов.
Фрагмент для ознакомления 3
Источники:
1. Аналитический материал, предоставленный Комитетом по внешним связям СанктПетербурга. Управление международного сотрудничества: отдел стран Азии, Африки и Латинской
Америки. - 21.02.2015г.
12
2. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и
Китайской Народной Республикой // Россия и Китай: сборник документов. 1991-2006 / Сост.: И.И.
Климин. – СПб.: Политехн. ун-та, 2016. – 476 с.
Монографии, исследования:
1. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай-Россия 2050: стратегия соразвития, М.: ИНЭС, 2016. –
656с.
2. Пивоварова Э.П. Социализм с китайской спецификой. – М.: Форум, 2016. – 352 с.
3. Портяков В.Я. От Цзян Цзэминя к Ху Цзиньтао: Китайская Народная Республика в начале
XXI века: Очерки. – М.: Ин-т Дал. Востока РАН, 2016. – 248 с.
Учебные пособия:
1. Булатов А.С. Международная экономическая интеграция. – М.: Экономист, 2016. – 734 с.
2. Ливенцев Н.Н., Булатов А.С. Мировая экономика и МЭО. - М.: Магистр, 2015. – 654 с.
3. Овчаренко Н.Е. Модели современных интеграционных процессов. – М.: Проспект, 2016. –
396 с.
Периодические издания:
1. Гельбрас В. Россия и Китай: неизбежность судьбоносных перемен // Вопросы экономики. –
2015. - № 11. – С. 109-121.
2. Гельбрас В. Россия и Китай в условиях глобального кризиса // Вопросы экономики. – 2016.
- № 11. – С. 63-71.
3. Калугин П. Китайская перспектива // Эксперт С-З. – 2016. - № 4. – С. 41-42.
4. Карлусов В. Китай: антикризисный потенциал экономики и меры борьбы с мировым
кризисом // Вопросы экономики. - 2016. - № 6. - С.125-136.
5. Михеев В., Луконин С., Сафронова Ю. Дальше – без заветов (Китай: смена модели
модернизации) // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. - № 12. – С. 69-78.
6. Мозиас П. Экономическое взаимодействие России и Китая: от двустороннего формата к
региональному // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. - № 11. – С. 43-48.
7. Овчинников В. Шелковый путь вновь актуален // Российская газета. – 2016. - № 248 (5623).
– С. 21.
8. Рубанов И. Никуда не деться друг от друга // Эксперт – 2016. - № 39. – С. 31.
9. Титаренко М.Л. Россия и Китай: потенциал стратегического партнерства и соразвития //
Мировая экономика и международные отношения. – 2016. - № 9. – С. 11-16.
10. Цаголов Г. Великая китайская конвергенция // Вопросы экономики. – 2016. - № 11. – С. 133-
141.
11. Черковец О. Равновесие противоположностей // «24 часа». – 2016. - № 15. – С. 13-14.
12. Чуйфа Ли Я - сторонник российско-китайского союза // Профиль. – 2016. - № 10(566). – С.
18-21.
13
13. Чернобылец А. Ориентация на Китай. – «Эксперт Сибирь». – 2015. - № 40-41 (258). – С. 39-
41.
14. Чудодеев Ю. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая //
«RC Деловой мир». – 2015. - № 6. – С. 19-24.
15. Ячеистова Н. Туманган: в эпицентре Северо-Восточной Азии // «RC Деловой мир». – 2015. -
№ 4(11). - С. 48-52.
16. Литература на иностранном языке:
17. 圣彼得堡市与中国. 对外经济合作 // St. Petersburg offers (目录册). – 2015. - № 3 (4). – С. 24-
25.
18. 伙伴城市 // St. Petersburg offers (目录册). – 2016. - № 3 (4). – С. 27-31.
19. 开放的城市 // St. Petersburg offers (目录册). – 2016. - № 3 (4). – С.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней