- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Рассмотрение истории возникновения и развития права социального обеспечения в России
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Право социального обеспечения
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Рассмотрение истории возникновения и развития права социального обеспечения в России"?68 страниц
45 источников
Добавлена 06.07.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
1.1 Возникновение и основные этапы развития права социального обеспечения в России……………………………………………………………..9
1.2 Понятие и содержание права социального обеспечения
1.3 Основные рекомендации и направления по совершенствованию отрасли права социального обеспечения в Российской Федерации
2 ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ МЕЖРАЙОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПФР В Г. СТРЕЖЕВОЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 История создания и функционирования Межрайонного управления ПФР в г. Стрежевой Томской области ………………………………………31
2.2 Общая характеристика Межрайонного управления ПФР в г. Стрежевой Томской области …………………………………………………37
2.3 Анализ деятельности Отделения Пенсионного фонда России по Томской области ………………………………………………………………...40
3 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГРАЖДАН В РАБОТЕ МЕЖРАЙОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПФР В г. СТРЕЖЕВОЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Основные недостатки, выявленные в ходе анализа в ходе анализа истории и деятельности Межрайонного управления ПФР в г.Стрежевой Томской области ………………………………………………………………...44
3.2 Основные рекомендации, направленные на улучшение социально-психологического сопровождения граждан в работе Межрайонного управления ПФР в г. Стрежевой Томской области……………………………46
3.3 Положительный эффект от реализации рекомендаций по социально-психологическому сопровождению граждан в работе Межрайонного управления ПФР в г. Стрежевой Томской области……………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...62
Фрагмент для ознакомления 2
Современное общество выработало специфический механизм, который
вместе с семьёй, собственностью, государством и другими социальными институтами, доставшимися ему от прошлого, обеспечивает его стабильность. Этим механизмом является социальная работа, которая понимается как профессиональная помощь нуждающимся. Практика социальной работы в целом в России появилась еще в глубокой древности. В ее основе лежали важнейшие общественные формы взаимодействия личности и социума – помощь и взаимопомощь, которые выступали механизмами сохранение идентичности социальных общностей в меняющихся исторических условиях: в Древней Руси, в Московском государстве, Российской Империи, Советском государстве и Российской Федерации. На каждом этапе формирования отечественной российской государственности появлялись различные институты помощи нуждающимся, которые решали исторические задачи по поддержке населения и удовлетворяли основные общественные и социальные потребности в помощи и взаимопомощи. Они выступали не только как система мер государства по интеграции социума, но и как форма контроля. Подобные тенденции начали оформляться в Российской Империи с начала XVIII века.
В целом, изменения в разных сферах экономических, политических, общественных концептов, которые происходят в нашей стране в настоящее время, объективно обуславливают необходимость рассмотрения становления и работы системы социального обеспечения для четкого, адекватного нынешнему уровню общественного развития, понимания тенденций, потребностей и перспектив выстраивания системы, которая способствует реализации целей правового государства. Кроме того, качественные изменения на социально экономическом уровне с большой долей вероятности затрагивают и сферу социального обеспечения, что отражается на развитии законодательства и обуславливает важность использования и разработки новых направлений в исследованиях науки права социального обеспечения. История социального обеспечения требует осмысления на основе меняющихся условий, т.к. разработка теоретических оснований в рамках обозначенной науки, сегодня рассматривается авторами на основе разных методологических подходов(В.С. Андреев, М.В. Фирсов, А.Л. Благодир и т.д.). При этом, все теоретические обоснования, так или иначе, опираются на исторический принцип, социальное обеспечение рассматривается в рамках исторического пути нашей страны и, бесспорно, существует и развивается во взаимодействие с историческими аспектами в науке.
История права социального обеспечения, закономерности эволюции системы социального обеспечения и особенности ее функционирования рассматривались известными авторами. Одним из основоположников в этой сфере является В.С. Андреев, который ещё в период становления науки занимался аспектами научного обоснования в данной области. Тем не менее, обозначенные вопросы всё ещё остаются актуальными, ибо история строится в своём движении. Объясняется это и наличием большого объема нормативных правовых актов, в сфере социального обеспечения, который не стабилен и постоянно меняется, с учетом проблем формирования отдельных структурных элементов описываемой отрасли и отсутствием кодификации отечественного законотворчества о социальном обеспечении. Современная система социального обеспечения, старается отвечать экономическим, социальным, научным, управленческим и др. запросам развития нашего общества и нашего государства. Тем не менее, кризисный характер современной социальной ситуации (финансовые, кадровые, ресурсные ограничения служб социального обеспечения, особенно на уровне регионов, пандемия 2020 года, финансовые кризисы и неопределённость и мн.др.) создают предпосылки для актуализации постановки вопросов социально-психологического сопровождения на уровне службы социального обеспечения, как для работников данной системы, так и для людей, получающих услуги данной службы, что и обуславливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Рассмотрение истории возникновения и развития права социального обеспечения в России».
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере социального обеспечения в России.
Предмет исследования: нормативная база, исторические документы, труды ученых в области возникновения и развития права социального обеспечения.
Цель исследования: рассмотрение истории возникновения и развития права социального обеспечения в России.
Задачи исследования:
- представить определение понятия социального обеспечения, его форм и видов;
- выявить предпосылки появления законодательства о социальном обеспечении;
- рассмотреть историю становления и развития отношений социального партнерства в сфере труда в России (безработные, временно нетрудоспособные, инвалиды, многодетные семьи, малообеспеченные);
- представить анализ современного состояния межрайонного управления ПФР;
- проанализировать эффективность мероприятий, направленных на улучшение деятельности социально-психологического сопровождения граждан в работе межрайонного управления ПФР
Степень научной разработанности проблемы.
В науке права социального обеспечения, не так много работ, в которых представлено комплексное исследование социального обеспечения в России. В разработке проблем, посвященных категориям теории права, важное место отводится работам А.М. Васильева, А.Ю.Гусева, Д. Е. Петрова, проблемы системы отраслей трудового права исследовались Н. Г. Александровым, С.А.Ивановым, Романовой П.В. и др. Важно указать исследования авторов, которые исследовали аспекты теории права социального обеспечения, и затрагивали вопросы становления права социального обеспечения. В их числе: В.С.Андреев, Р.И.Иванова, М.В.Лушникова, А.М.Лушников, Е.Е.Мачульская, Т.К.Миронова, Э.Г.Тучкова, М.Ю.Федорова, М.В.Филиппова, В.Ш.Шайхатдинов и др. В научной литературе последних лет появились работы С. И. Кобзевой, Ю. В. Васильевой, в которых исследуются проблемы источников права социального обеспечения, кодификации законодательства о социальном обеспечении. Историю социальной работы, тенденции ее становления рассматривали М.В.Фирсов, А.Л.Благодир, и др.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых в области права и других социальных наук: С.С. Алексеева, О.С.Иоффе, М.Н.Марченко, Л.А.Морозовой, С.И. Кобзевой, А.В. Гусевой, А.И.,Лушниковой, А. М. Лушникова, С. П. Маврина, С. С. Маслова, Е.Е.Мачульской, Т.К.Мироновой, М.В.Молодцова, М.И.Полупанова, Д. И. Рогачева, В. Б. Савостьяновой, Я.М.Фогеля, Е.И.Холостовой, В.Ш.Шайхатдинова и др. Многоаспектность исследования предполагает использование специальной литературы по социологии, психологии и экономике и др.
Методология исследования: общие для всех общественных наук принципы познания предмета: объективность, всесторонность и полнота, историзм; методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и др.
Научная новизна исследования обоснована раскрытием аспектов становления истории социального обеспечения, как предметной, суженой сферы научного исследования.
Научно-практическая значимость. Исследование аспектов становления истории социального обеспечения способствует построению обоснованной системы отрасли, что позволит науке реализовать свою прикладную функцию, оптимизировать правоприменение законодательства о социальном обеспечении и т.д. Материалы исследования могут быть использованы в научной и преподавательской работе.
Структура исследования.
Работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
1.1. Возникновение и основные этапы развития права социального обеспечения в России
В ракурсе завяленной темы исследования – история развития права социального обеспечения в России, в общих чертах обозначим основные вектора развития права социального обеспечения в зарубежных странах. Сразу следует отметить, что на становление системы права социального обеспечения повлиял исторический путь развития и особенности формировавшегося менталитета, идентичности, культуры отдельных стран. Система социального обеспечения возникла на основе предпосылок, сложившихся в истории культуры определенной страны. К этим предпосылкам относятся различные формы социальной помощи, развивавшиеся со времён древности как на Востоке, так и на Западе.
Во времена древности на Востоке сложился механизм социальной помощи, который не претерпел существенных изменений в последующие периоды его истории, а во многих регионах Земного шара действует и сейчас. Его особенность заключалась в том, что каждый человек находился под защитой тех традиционных структур, к которым он принадлежал. Эти структуры включали в себя, прежде всего, семью и общину, которые традиционно помогали своим членам. Что касается государства, то его роль в осуществлении социальной помощи сводилась к сохранению её традиционных основ, которые стали облекаться в юридическую форму. В средние века чётко обозначились регионы, в которых развитие культуры отличалось ярко выраженным своеобразием. К ним относились Ближний Восток, находившийся под влиянием ислама, Центральная Азия, в которой ведущая роль принадлежала буддизму и индуизму, а также Дальний Восток с его преимущественной ориентацией на конфуцианство. Своеобразие различных регионов Востока проявлялось в содержании религиозных учений, которые определяли повседневную жизнь людей. Колониализму в целом не удалось навязать странам Востока чуждый им образ жизни, хотя во многих из них возник капиталистический сектор экономики. Наиболее заметным этот сектор стал в Индии и Египте, которые находились под влиянием Англии, превосходившей многие страны Запада по уровню экономического развития. К концу 19 в. в Индии уже сложился рабочий класс, который заявлял о себе стихийными выступлениями, направленными на улучшение условий труда. Буржуазные отношения, развивавшиеся в странах Востока, затрагивали незначительную часть их населения. Основная масса людей в этих странах оставалась приверженной традиционному образу жизни, который она унаследовала от своих отцов и дедов. Гарантом социальной помощи по-прежнему служила для неё община.Поскольку система социальной помощи не распространялась уже на всё население стран Востока, её необходимо было дополнить новыми формами, опирающимися не на традицию, а на законодательство.
Развитие капитализма на Востоке влекло за собой обострение социальных проблем, которые не могли уже быть смягчены традиционными методами. Поэтому там, где оно протекало особенно интенсивно, возникала социальная работа, доказавшая уже свою эффективность в странах Запада.
История западной культуры начинается с античности, сделавшей высшей ценностью человеческую свободу, основу которой составляла частная собственность. Выдвижение частной собственности на первый план в общественной жизни Древней Греции разрушало традиционный механизм социальной помощи, который оберегался государством. С превращением государства в инструмент господства частных собственников социальная помощь приобрела классовый характер, который проявлялся в том, что значительная часть общества – рабы – была фактически лишена её. Альтернативой классовому подходу к социальной помощи, получившему дальнейшее развитие в Древнем Риме, стало христианское понимание благотворительности как богоугодного дела, которое было универсальным по своей направленности, а не ориентировалось на ту или иную группу в обществе.
В христианстве, которое оказало значимое влияние России, странах Западной Европы и Америки (протестантизм) мы впервые встречаемся с теорией благотворительности, в которой устанавливается логическая связь между милосердием и любовью, понимаемой как готовность пожертвовать собой ради других людей. Получив теоретическое обоснование в виде христианского учения о любви и милосердии, благотворительность стала принимать систематический характер. Она вошла в повседневную жизнь христианских общин, а созданная на их основе церковь рассматривала её как одно из важнейших направлений своей деятельности. В средние века благотворительная деятельность вышла на новый уровень, связанный с созданием специальных заведений для нуждающихся. Такие заведения, ставшие со временем неотъемлемым элементом жизни большинства стран мира, получили название приютов.
В 1349 г. в Англии был принят закон, который с одной стороны отражал попытки феодалов сохранить существовавшие общественные отношения, а с другой – стал отправным пунктом в выработке дифференцированного подхода к нуждающимся, распространившегося впоследствии на все европейские страны. Его название – Статут о рабочих – указывало на то, что он предназначался прежде всего для регулирования отношений между землевладельцами (лордами) и крестьянами, работавшими у них в поместьях. Помимо экономического, Статут о рабочих имел большой социальный смысл: он был первым историческим документом, в котором проводилось различие между настоящими и ненастоящими бедными. К настоящим бедным в нём относились старики, инвалиды, вдовы и маленькие дети, а к ненастоящим – здоровые, но не работающие люди. Что касается милостыни, то Статут о рабочих допускал её только для настоящих бедных, включавших в себя старых и нетрудоспособных людей.
В 16 в. в Европе возникло движение Реформации, которое имело не только антикатолическую, но и антифеодальную направленность. Порождённый им протестантизм проповедовал моральные принципы, которые способствовали развитию буржуазных отношений. Не из религиозных, а из светских оснований исходили в своей критике феодализма деятели Просвещения, получившего широкое распространение в 18 в. В сфере благотворительности идеи Просвещения нашли своё выражение в создании учебно-воспитательных учреждений, основанных на принципах человеколюбия.
Так, возникнув в Древнем мире, благотворительность до конца 18 в. была в основном частной или церковной. Если частная благотворительность исходила от отдельных лиц, то церковная – от религиозных организаций, хотя по своему содержанию они могли и не различаться. Однако обострение социальных проблем в 19 в. обусловило широкое распространение общественной благотворительности, которая характеризовалась тем, что помощь нуждающимся в ней оказывали люди, объединённые в добровольные организации. Члены этих организаций, называвшиеся волонтёрами, стали предшественниками социальных работников. Наконец, XX век для стран запада характеризуется становлением и развитием законодательства о социальном обеспечении в различных странах, которое отражало особенности государственного и социального устройства отдельных стран.
История становления и развития законодательства о социальном обеспечении весьма подробно рассматривается и в работах советских авторов (Е.И.Астрахан, А.Д,Зайкин, Я.М. Фогель и др.) и у современных авторов(А.Л.Благодир, М.Л.Захаров, Э.Г. Тучкова, М.В.Лушникова, А.М.Лушников и др). В тоже время вопрос описания истории формирования и становления системы современного законодательства о социальном обеспечении остается весьма актуальным. Наиболее важным представляется рассмотрение временного периода с 1917 года по 1990, когда активно развивалось советское законодательство о социальном обеспечении, так как именно на основе развития данного законодательства, была сформирована самостоятельная отрасль именно российского законодательства о социальном обеспечении, что и интересует нас в данном исследовании. Кроме того, показательным будет выстраивание рассмотрения истории становления законодательства о социальном обеспечении на основе анализа функций права .
Первый этап, который важно выделить в истории становления законодательства о социальном обеспечении – это конец 1917 – 1920 год. На данном этапе наиболее важной, являлась политическая функция права, учитывая то, что государство ставило перед собой задачу закрепления «диктатуры пролетариата» и право оценивалась не категориями законности и правопорядка, а революционного классового правосознания революционной целесообразности. В сложившейся ситуации, социальное обеспечение в первых актах этого времени предоставлялось как социальное страхование на основе классового подхода, т.е. применялось только для наемных застрахованных работников, для солдат рабоче-крестьянской армии и членов их семей.
В период Гражданской войны в СНК РСФСР 31 октября 18 года было утверждено «Положение о социальном обеспечении трудящихся», в рамках которого социальное обеспечение было установлено для всех трудящихся, которые не эксплуатируют чужой труд и не имеют средств существования. Законодательством закреплялся переход от обеспечения в форме социального страхования к прямому сметному финансированию социального обеспечения (Декрет СНК от 17 апреля 1919 года). Государство начало реализацию социального обеспечения за счет своих собственных средств. Лозунгами о социальном страховании, прозвучавшими на шестом съезде Пражской конференции РСДРПб в 1912 году были подкреплены идеи реализации социальной политики складывавшегося советского государства. Социальные функции как отражение социальной политики проявлялись в принятых нормативных актах описываемого времени. Законодательство было направлено на предоставление разных форм социального обеспечения, а именно: предоставление страхования на случай безработицы, предоставление пособия по болезни, при родах, в случае смерти работника, в период временной или постоянной утраты трудоспособности; на уровне предоставления бесплатной медицинской помощи, в том числе при родовспоможении; на уровне санитарно-курортного лечения, пенсионного обеспечения и предоставления детского питания. Экономическая функция проявлялась крайне малоэффективно, учитывая ситуацию гражданской войны, разрухи которая царила по всей стране, медленной реорганизация органов, которые осуществляли соцобеспечение. Можно сказать что развитие правовых компонентов организации социального обеспечения значительно опережало экономические возможности молодого Советского государства и не было в достаточной мере связано с народно-хозяйственной жизнью . Получает, что все эти причины объективного характера, повлияли на фактическое слияние финансовых средств социального страхования и социального обеспечения, которые выделялись государством, что привело к отождествлению понятий соцстрахования и соцобеспечения. В описываемый период исторического развития, государством было принято около 100 декретов и распоряжений в сфере социального обеспечения, но по своему содержанию все они были по большей части политическими лозунгами, которые не подкреплялись финансами. Программа РКПб, которая была принята на VIII съезде партии 18–23 марта 1919 г. провозглашала правила: «Советской властью в законодательном порядке было проведено полное социальное страхование всех Трудящихся, которые не эксплуатируют чужой труд от всех видов потери трудоспособности, и, впервые в мире, от безработицы за счет нанимателя – государства при полном самоуправлении, которое подкреплялось широким участием профессиональных союзов.
В 1920 году был разработан проект Кодекса законов о социальном обеспечении, которому так и не суждено было стать законом. Уже в 1921 году вместо социального обеспечения рабочих и служащих в очередной раз была введено их социальное страхование. Очевидно, что выдвижение на передний план политической функции и умаление значения экономической функции не могло привести к построению крепкой системы права, которая эффективно регулировала бы отношения в сфере социального обеспечения. Система законодательства о социальном обеспечении, на том историческом этапе не имела системообразующих признаков, так как представляла собой сбор актов, которые закрепляли нормы разных отраслей права, которые не составляли единого целого.
Второй этап – конец 1921 - 1936 год. Здесь впервые появляются объективные предпосылки для создания системы законодательства о социальном обеспечении. Завершение Гражданской войны и переход Советского Союза к новой экономической политике достаточно серьезно повлиял на развитие законодательства о социальном обеспечении, было использовано большое количество нормативных актов и актов, которые закрепляли новые экономические отношения относительно появления частных собственников и предпринимателей. В связи с этим, задачи, которые стояли перед государством поменяли содержание экономической функции. Последствия этого отразились в замене государственного социального обеспечения лиц, занятых наемным трудом, социальным страхованием их со стороны предприятий, на которых они работают. Несмотря на то, что в некоторых правовых актах описываемого времени, всё ещё встречается термин «социальное обеспечение», применительно к рабочим, служащим и их семьям, в данном смысле подразумевалось уже социальное страхование . Очевидно, что правовые нормы социального обеспечения изначально были включены в предмет административного, трудового, а также, впоследствии, и колхозного права, где они определялись и имели своё внешнее закрепление. Законодательное закрепление отношений по социальному страхованию в новых экономических условиях продолжилось в КЗоТ РСФСР 1922 года, который дал гарантию права на социальное страхование всем лицам наемного труда вне зависимости от того, заняты ли они на государственных, общественных смешанных или частных предприятиях или же работают на частных лиц. Вне зависимости от характера деятельности их работы и способов оплаты их деятельности (статья 175 КЗоТ). Описываемый документ определял виды обеспечения: медицинскую помощь, пособия по временной утрате трудоспособности, дополнительные пособия, пособие по безработице, пенсионные пособия, по инвалидности, по старости, для членов семей рабочих, в случае смерти или безвестного отсутствия кормильца. Кроме того, документ указывал финансовые источники(статья 177-179): страховые взносы вызываемые из доходов предприятий, или учреждений, которые пользуется наемным трудом; в случае неуплаты страховых взносов, у работников не отнималось право на получение пособий, так как они выплачивались за счёт средств государства.
В 30-е годы XX века политическая функция вновь стала играть важную роль в создании законодательства о социальном обеспечении, выражался это в принятии правовых актов, которые касались и непосредственно деятельности Профсоюзов и финансирования социального страхования. Была установлена связь между правом на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размером. Учитывалось членство в профсоюзе, в рамках пенсионного обеспечения уделялось внимание назначению персональной пенсии лицам, которые имели заслуги перед республикой. Принятие политических решений: о слиянии Наркома труда СССР и ВЦСПС в 1933 г., по справедливому замечанию М.В.Лушниковой и А.М. Лушникова, фактически означало утрату профсоюзами статуса общественной организации и подчинение ее партийному диктату, что привело к огосударствлению профсоюзов и переносе всех социальных расходов на государственный бюджет.
Курс на коллективизацию страны и формирование колхозов стало началом формирования колхозного права, в рамках которого реализовывалось социальное обеспечение колхозного крестьянства на основе средств колхозных Касс взаимопомощи и колхозов. Политика Советского Союза двигала к индустриализации всей страны и в направлении проведения культурной Революции. Эти тенденции способствовали совершенствованию накопления объема нормативных актов о социальном обеспечении, которые закреплялись в сфере обеспечения пособий по социальному страхованию, расширении круга лиц, имеющих право на получение пособий, в предоставление пособия на рождение ребенка, при погребении, при временной нужде родителей и т.д., а в сфере пенсионного обеспечения на получение служащими пенсии на общих основаниях преимущественно для рабочих вредных и тяжелых производств, назначение пенсии за выслугу лет. В области трудовой экспертизы трудоустройства осуществлялось переобучение инвалидов, разработка мероприятий при трудоустройстве инвалидов, назначение пособия на период переобучения гражданам, в связи с их ограниченной трудоспособностью, а также в сфере врачебной помощи и санаторно-курортного лечения .
В сфере обслуживания детей застрахованных, помимо социально-экономической функции осуществлялось воздействие демографической функции, в связи с чем продолжало активно развиваться такая форма обслуживания, как содержание детей в детских учреждениях, что также предусматривает материальную помощь для семей, имеющих детей.
В описываемый исторический период законодательство продолжало активно развиваться и накапливать нормативные акты, но всё ещё не было сформировано и относилась к разным отраслям советского законодательства. Оно являло собой сочетание трудового, административного, финансового, колхозного права и т.д. Это обстоятельство создавало объективные трудности его использования и применения, т.к. нормативные акты издавались ведомствами разного уровня и фактически отсутствовала их систематизация.
В результате НКЮ РСФСР по согласованию с НКСО РСФСР в 1934 году составили и издали сборник «Законодательства по социальному обеспечению», который в дальнейшем стал основой издания 1936 года – нового сборника законодательных и директивных материалов, который был назван «Социальное страхование» под редакцией Р.Каца и Н.Сорокина. В первых трех главах сборника рассматриваются общие вопросы социального страхования, деятельности Профсоюзов, организационно-массовой работе в профсоюзах и т.д. В дальнейшем, главы включали акты, которые имели прямое отношение к социальному обеспечению и критерием их расположения по главам являлись их виды. В частности, раздел «Пособие по временной нетрудоспособности» и другие пособия, «Трудовая экспертиза», «трудоустройство», «врачебный и товарищеский контроль», «обслуживание детей, застрахованных», «курорты», «санатории» и т.д. Лишь в заключительной главе содержались акты о финансах соцстрахования. Такая структура признавалась его составителями оптимальной так как в систематизированном виде в него были включены действующие на 15 декабря 1936 года законодательные и директивные материалы по различным сферам социальной работы. По мнению А.Д.Заикина, к принятию Конституции СССР 1936 года, в России, по большому счёту, сложилась система соцобеспечения, которая охватывала всех трудящихся.
Третий этап который мы рассмотрим – период с 1937 по 1950. Он характеризуется продолжением накопления массы законодательных актов закрепляющих права граждан на социальное обеспечение, здесь можно увидеть различия в терминологическом плане, которые нельзя назвать очень существенными. С 1937 года, государство в который раз взяло на себя финансирование всех расходов не только социального обеспечения, но и здравоохранения, а также расходов по содержанию детских учреждений и часть расходов бюджетов социального страхования. Таким образом, экономическая функция в этот период не оказывала активного влияния на формирование системы законодательства социального обеспечения и социальной системы производства и распределения. Не имело значения, за счёт каких фондов осуществляется социальное обеспечение, так как все доходы поступающие в бюджет страны признавались государственной собственностью, которыми государство как собственник и распоряжалось.
Политика государства в конце 30-х начале 40-х годов имела свое отражение и на политической и социальной функции, которые оказали прямое воздействие на формирование структуры законодательства. Так, комплексный межотраслевой институт законодательства о пенсионном обеспечении пополнился актами, который закрепляли пенсионное обеспечение для граждан Латвийской, Литовской и Эстонской ССР и т.д. Подверглось изменению и Пенсионное обеспечение военнослужащих и младшего начальствующего и рядового состава и членов их семьи и т.д. Во время Великой Отечественной войны было предложено принимать акты, которые были направлены на улучшение социального обеспечения Трудящихся, в первую очередь это касалось пенсионного законодательства, где устанавливалась пенсия для отдельных категорий работников, которые участвовали непосредственно в военных действиях, были заняты на оборонительных работах, оказывали помощь фронту и др. В послевоенные годы важное влияние на формирование системы законодательства получило широкое развитие система льготных пенсий для больших отраслей народного хозяйства. Оно охватило Угольную промышленность и строительство угольных шахт, черную и цветную металлургии, химические, асбестовые и отчасти рыбную промышленности.
Для систематизации законодательства о социальном обеспечении практически одновременно в 1948 году выходят два сборника: «Материальное обеспечение по инвалидности, старости, и др.», который был написан и подготовлен для работников органов социального обеспечения и включал указы, постановления, распоряжения правительства и нормативные акты здесь располагались вне зависимости от видов социального обеспечения в 8 разделах. Второй сборник - «Государственное социальное страхование» был менее объемным и рассчитывался на работников профсоюзных организаций. Здесь дублировались отдельные акты, которые касались пенсионного обеспечения, исчисления непрерывного стажа, рабочей экспертизы и трудоустройства, и т.д. Несмотря на определенные недостатки, значение этих сборников заключалось в том, что с их помощью стало возможно выявить акты, которые составляли основу строения законодательства о социальном обеспечении.
С начала 50-х гг XX века были определены основные структурные элементы законодательства о социальном обеспечении, комплексные межотраслевые институты законодательства, демонстрировало, что по своему функциональному назначению, законодательство в этой области направлялось на укрепление правил поведения по предоставлению трудящимся различных видов социального обеспечения. При объемном его рассмотрении становится понятно, что указанное законодательство приобретала черты комплексного отраслевого образования и было построено с учетом проведения государственной социальной политики и области государственного управления в сфере социального обеспечения .
Следующим этапом развития и становления системы социального обеспечения стал период с 1950 по 1971 год, который определяется не только количественными признаками, но в большей степени переходом его в другое качественное состояние. На структурирование системы законодательства прямое воздействие оказали политическая и социально-экономическая функция, так как 20 съезд партии КПСС, подводя итоги пятилетки констатировал наличие объективных экономических предпосылок для мероприятий направленных на повышение материального благосостояния советского народа, который включал также, помимо прочего, примеры по упорядочению пенсионного обеспечения. Реализация партийных директив нашла свое отражение в Законе о государственных пенсиях от 14 июля 1956 года и Положении о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, с принятием которых признаны утратившими силу полностью или частично около тысячи ранее принятых указаний о пенсионном обеспечении. Таким образом, пенсионное обеспечение было максимально унифицировано.
Далее, Верховным советом СССР, 19 декабря 1969 года был принят документ, названный «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», в котором обозначалось дальнейшее развитие видов медицинской помощи, которая оказывается населению бесплатно, специализированной медицинской помощи для отдельных категорий граждан, лекарственной помощи. Другими актами имеющим значение при анализ системы законодательства социального обеспечения следует считать основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, от 1971 года, где закреплялось регулирование вопросов в сфере социального обеспечения и страхования и т.д.
На пятом этапе – 1972 - 1990 год появляются объективные предпосылки для трансформации комплексного отраслевого образования о социальном обеспечении в отдельную отраслевую систему законодательства, что и стало положительным явлением для формирования современной системы отрасли и для 5 этапа развития законодательства о социальном обеспечении.
Наиболее важным обстоятельством здесь является научное обоснование создания самостоятельной отрасли советского права социального обеспечения где А.Андреев, доказывает наличие собственного предмета, специфического метода правового регулирования отношений, выделяет новые отрасли права и характерные признаки существования отраслей, заинтересованность государства в развитии и регулировании общественных отношений и наличие многочисленных и многообразных правовых компонентов формирующейся системы.
В дальнейшем развитие и совершенствование общественных отношений наблюдается в Конституции, где в основном законе провозглашается создание общественных фондов потребления, для более полного удовлетворения потребностей людей, через которые государство при широком участии общественных организаций, провозглашает развитие системы здравоохранения, соцобеспечения, морально-материальной поддержки материнства, предоставления льгот отпусков нуждающимся и др. Положения Конституции в полной мере отразили воздействие политической, экономической, социальной функции развития законодательства о социальном обеспечении и определили разные виды социального обеспечения, с совершенствованием содержания комплексных или межотраслевых институтов. Рассматриваемый институт социального обеспечения трансформируется в комплексный межотраслевой институт права, в котором объединились социально-экономическая и идеологическая функции, оказывая влияние на структурные изменения в законодательстве
Таким образом, в начале девяностых годов XX века при переходе к построению рыночной экономики кардинально меняется содержание политической, экономической, социальной функций, под влиянием которых законодатель проводит ревизию всех советских подзаконных актов и принимает новые законы, которые стали основой для дальнейшего совершенствования системы отраслевого законодательства о социальном обеспечении.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Конвенция о правах инвалидов: [принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106] // Собрание Законодательства РФ. 2013. № 6. Ст. 468.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10. 12. 1948 г.) // Российская газета., 1995. – 5 апреля.
3. Декларация социального прогресса и развития (Принята 11. 12. 1969 г. Резолюцией 2542 (ХХIV) на 1829 – ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Декларация не была опубликована. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
4. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) //Сборник международных договоров СССР. – 1993. - выпуск XLVI.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (ред. от 29.12.2017) / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28. 11. 2015 г. № 358 – ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
8. Федеральный закон от 2 декабря 1996 г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. 03. 07. 2016 г. № 359-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
9. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ /http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/
10. Андреев В.С. Научные труды. Т. 1. – М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2013.
11. Ануфриева А.В. Правовое регулирование санаторно-курортного лечения в системе социального обеспечения Российской Федерации: Дисс. Канд.юр.наук. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2016. – 298 с.
12. Алистархов В. Н. Кто поможет инвалидам? // Эж-Юрист. 2014. № 26.
13. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (постатейный). М.: Деловой двор, 2015.
14. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения. - Дис.докт.юрид.наук. / А.Л. Благодир; «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)». – М., 2014. – 495 c.
15. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: автореф. дис. … д-ра юрид.наук. М., 2014. – 50 с.
16. Бахматов С.А., Бородавко Л.С.Страхование инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, в свете вступления России во Всемирную торговую организацию. Финансовая, налоговая и денежно-кредитная политика. – 2013, №3
17. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М.,2014. – 54 с.
18. Галицина Т.В. Социальная политика и социальное развитие в субъектах Российской Федерации (вопросы трудового права и права социального обеспечения): автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2014. – 50 с.
19. Гусев А.Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. – Дисс. на соискание ученой степени канд. юр. наук. – М., 2017
20. Гусев А. Ю. Конституционное право на социальное обеспечение // Труд и социальные отношения. 2015. № 1.
21. Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации. –Дисс.докт. юрид. наук. М., 2014.
22. Захаров М. Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): монография. М.: Проспект, 2013. – 309 с.
23. Коньков К.А. Принцип обеспечения сохранности средств пенсионных резервов в правоотношениях из пенсионного договора //Бизнес, Менеджмент и Право. 2015. N 2. С. 142 – 145
24. Капустина О.В. К вопросу об обеспечении инвалидов Великой Отечественной войны спецтранспортом (по материалам докладной записки министра социального обеспечения РСФСР Н.А. Муравьевой в ЦК КПСС N 1-433-7/14 от 29 июня 1957 г.) / О.В. Капустина // История государства и права. М., 2013. N 18. С. 44 - 46.
25. Капустина, О.В. К вопросу об истории создания советской системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения (вторая половина 1950-х - 1980-е гг.) // Социальное и пенсионное право, 2013. № 1.
26. Капустина О. Основные социальные группы советского общества в 1960–1980 гг., определённые пенсионным законодательством // Журнал исследований социальной политики / 2013. Т. 11. No 3. – C.407-422
27. Лещенков Ф.А. Пенсии и льготы для инвалидов I, II и III групп в соответствии с законодательством Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2015. № 4.
28. Лушников А.М., Лушников М.В. Право социального обеспечения России: научное наследие и современность // Юридические записки Ярославского государственного университета П.Г. Демидова. – Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 2014, Вып. 8. – С. 84–99.
29. Лушникова М. В., Лушников А. М. Учение о трудоправовом контроле и надзоре: новые подходы. – Вестник трудового права и права социального обеспечения. Вып. 7: Контроль в трудовом праве и праве социального обеспечения. –Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль : ЯрГУ,2013. – 152 с. – С.5 – 14
30. Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения. М: Проспект, 2015. - 432 с.
31. Лихачёва Д.А., Лукинова С.А. История становления и развития права социального обеспечения // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40) URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 19.02.2018)
32. Медведев А.В. История развития принципов права социального обеспечения в период с 1937 по 1991 год // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 2 (35). С. 195–198.
33. Медведев А.В., Плешакова И.Н. О некоторых вопросах социальной защиты безработных граждан // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4 (33). С. 294–299.
34. Максимов Б.И. Инновационная деятельность в сфере производства - социологический анализ. СПб.: Социологический институт РАН, 2016
35. Основатели социальной работы в России / под общ. ред. проф. Холостовой Е.И. - М: Редакционно-издательский комплекс ИДПО ДТСЗН, 2016. – 48 с.
36. Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения/Science Time. — 2015. — № 1 (13). — С.360-363.
37. Пархоменко Р.Н. Государство и право в работах Б.Чичерина. – Право и политика, №3 (159), 2013 – С.436 – 444
38. Пузин С.Н., Гришина Л.П., Кардаков Н.Л. Инвалидность в Российской Федерации. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2015. –220 с.
39. Пути реализации в России программы достойного труда и достойного социального обеспечения. Андреевские чтения, посвященные 90-летию со дня рождения крупнейшего ученого, заслуженного деятеля науки РСФСР В.С. Андреева: материалы 1Х международной научно-практической конференции / Под общ. ред. докт. юрид. наук К.Н.Гусова. М.: Проспект. 2013.
40. Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. №3(25). C.202-204
41. Сажина А.С. Социальная политика в отношении материнства и детства в первые годы Советской власти /Вестник Брянского государственного университета, 2013. – С.91-94
42. Филипова Э.М.О принципах в праве социального обеспечения /Проблемы и вопросы гражданского права – 2013, Т.13, №2
43. Флейшиц Е.А. Избранные труды по гражданскому праву. В 2 т. Т. 1. – М.: Статут, 2015.
44. Шайхатдинов В.Ш. Дополнительное социальное обеспечение: анализ проблем теории и практики / Вестник Пермского университета, 2015, №4(30), С.100-107
45. Шарифьянова З.Ф.Социальное страхование в России: проблемы и перспективы развития / Инновационная наука, №12, 2015
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней