Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования «Виды государственной социальной помощи населению» не вызывает сомнений в силу множества факторов, среди которых можно выделить следующее.
Проблема социальной помощи населению выступает одной из злободневных проблем отечественного общества начала Третьего тысячелетия. Ее распространение определено форсированным переходом нашей страны к рыночной экономике, социальным расслоением населения на бедных и богатых, резкой социальной поляризацией общества и социальным неравенством.
Государство формирует рынок социальных услуг как одно из основных направлений становления социальной политики. В Государственной программе нашего государства «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 г. указано, что в период осуществления программы субъектами РФ в границах региональных программ устанавливается осуществление переориентации работы системы органов социальной помощи населению субъектов РФ и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи незащищенным слоям населения.
Тем не менее, на сегодняшний день тяжело оценить истинную результативность установленных мер, и дипломная работа призвана внести вклад в совершенствование этой проблемы.
Теоретические источники темы исследования в сфере социальной помощи населению включают множество работ российских ученых-правоведов: В.В. Витрянского, И. В. Гайдыма, Н.А. Ивановой, Г.А. Кутьиной, Т.И. Лысенко, Д.А. Медведева, С.А. Сторчак, Е.А. Суханова, М.М. Тихомиров а, О.А. Чаусской, О.И. Чистякова и др. При этом эволюция социально-экономических отношений обусловлена адекватным развитием системы организационно-правового регулирования, которое невозможно без проведения научных исследований и разработок в рассматриваемой сфере видов социальной помощи населению.
Объектом исследования в настоящей выпускной квалификационной работе являются общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением и реализацией видов социальной помощи населению;
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие, виды государственной социальной помощи населению.
Цель и задачи работы.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей правового регулирования видов государственной социальной помощи населению в Российской Федерации.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- дать понятие и сущность видов социальной помощи населению;
- рассмотреть становление и развитие видов социальной помощи населению;
- выделить социальное страхование как вид социальной помощи населению;
- обозначить особенности социального обеспечения;
- выделить актуальные проблемы видов социальной помощи населению и найти пути их решения.
Теоретическая и практическая значимость исследования в возможности использования основных его положений в процессе изучения обучающимися курсов «Право социального обеспечения», «Социальное право» и ряда других учебных дисциплин.
Методологические основы выпускной квалификационной работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть (включающая две главы и пять параграфов), заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
1.1. Понятие и сущность видов социальной помощи населению
В современном мире все большую популярность приобретает такое понятие, как социальная помощь населению.
Понятие социальной помощи не раз было предметом научных исследований . Прежде чем перейти к видам социальной помощи, необходимо рассмотреть, что из себя представляет понятие «социальная помощь населению».
Термин «социальная помощь населению» стал применяться сравнительно не так давно. Легального определения данному термину не дано. Это составное понятие из таких слов как «социальное» и «помощь». Где под понятием «социальное» понимается все, что связано непосредственно с жизнью общества, все, сто определяет взаимоотношения сторон общественной жизни (личности и социальной группы, личности и общества). А «помощь» обозначает не дать наступить негативным событиям.
То есть, под социальной помощью населению следует понимать систему мер, которые направлены на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также возможности смягчить и устранить негативные последствия.
В правовой науке социальную помощь населению наиболее часто принято понимать как особую систему общественных отношений, главная задача которой заключается в создании необходимых условий, позволяющих обеспечить нормальную жизнедеятельность как отдельных лиц, так и групп людей, и населения страны в целом. Эта система объединяет в себе меры не только социального, но и экономического, а также правового характера, причем эти меры инициируются государством и предназначены не для всех и каждого, а только для тех граждан, которые реально нуждаются в социальной помощи . Также, необходимо учитывать, что социальная помощь населению выступает основным понятием более широкого понятия, обозначаемого как право социального обеспечения, а также важнейшим элементом социального права, объединяющего в себе черты частного и публичного права, но остающегося при этом вполне самостоятельной отраслью права.
В широком смысле социальная помощь включает в себя не только социальную помощь семье, материнству и детству, здоровью, но и как отмечает Е.А. Токарева «медицинскую помощь, образование, занятость, охрану труда, предоставление отдельных видов социального обеспечения, предоставление образовательных услуг, регулирование минимального размера оплаты труда, государственный контроль за ценами, налогообложение и др.» Далее эта точка зрения развивается правоведом М.Ю. Федоровой, которая приходит к выводу, что социальная помощь «формируется как система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, ликвидацию, компенсацию или минимизацию их последствий посредством стабилизации и повышения уровня жизни в целях свободного развития человека, обеспечения его достоинства и независимости» .
Социальная помощь населению нашла свое отражение и в п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (далее - Конституция РФ) , что говорит о повышенной общественной значимости этого вида помощи. Содержание же такой помощи также в основном раскрыто в ст. 7 Конституции РФ.
К видам социальной помощи в частности отнесены помощь и гарантии в сфере трудовых отношений, в сфере здоровья в целом, и особенно выделены в ней вопросы материнства и детства, защита наиболее слабо социально обеспеченных категорий населения – инвалидов, пожилых, в том числе и средствами дополнительного социального пенсионного обеспечения. Эти положения упоминаются и в других нормах Конституции РФ, например в ст.37 – аспекты социальной помощи в сфере труда, в ст. 38 – сфера семейных отношений, в ст. 39 – сфера социального пенсионного обеспечения, и т.д..
То есть, Конституция РФ устанавливает положение о том, что наша страна – это социальное государство, политика которого нацелена на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное формирование личности.
Социальная помощь, будучи особым социальным институтом развитого государства, выступает показателем необходимой социальной стабильности, социальной гарантией достойного формирования любого члена государства и сохранения источника средств к существованию при возникновении возможных социальных рисков.
Результативная политика в отношении социальной помощи населению нацелена на обеспечение базовых конституционных прав граждан. Социальная защищенность абсолютно всех слоев общества выступает показателем эффективного формирования региона.
Стоит согласиться с мнением о том, что система социальной помощи предусмотрена прежде всего с целью минимизации различного рода негативных явлений в социальном плане, обусловленных различного рода социальными рисками, обеспечения для лиц, оказавшихся в тяжелом материальном положении, по крайней мере минимального уровня материального и социального благополучия .
К базовым принципам социальной помощи можно отнести такие, как: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплектность, обеспечение прав и свобод личности.
Существующая система отечественной социальной помощи основывается на таких принципах, как:
- принципе поощрительности – властными структурами с намерением общественно-политического резонанса на те либо другие социально важные события, которые получили оценку населения, или для поддержания значимых государственных деяний, принимаются решения, которые направлены на социальную поддержку некоторых социальных групп, слоев населения, а иногда и индивидов;
- принцип заявительности, при котором социальная помощь может быть предоставлена нуждающемуся гражданину на базе его письменного заявления;
- принцип патернализма, которые обозначает государственную опеку по отношению к незащищенным слоям и группам населения.
То есть, исходя из содержания ст. ст. 7, 37, 38, 39, 40, 41, 72 Конституции РФ в систему социальной помощи населению входят следующие блоки общественных и правовых отношений:
1) социальное обеспечение;
2) охрана труда;
3) охрана здоровья;
4) вознаграждение за труд;
5) содействие занятости;
6) благотворительность;
7) обеспечение жилыми помещениями;
8) обеспечение по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья;
9) социальная защита лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф.
Правовед Т.К. Миронова аргументированно считает, что в систему социальной помощи, помимо иных составляющих, входят социальное страхование и социальное обеспечение, которые должны рассматриваться в качестве самостоятельных подсистем . Данный ученый обоснованно подвергает критике позицию правоведов, представляющих социальную помощь в неполном виде: «если социальную помощь рассматривать как социальное страхование и социальную защиту, то невозможно говорить о социальной помощи как о более широком понятии, включающем согласно Конституции Российской Федерации социальное обеспечение» .
Отдельные правоведы включают в социальную помощь социальное страхование, социальную помощь, государственное социальное обеспечение, социальное обслуживание, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязательное государственное страхование, благотворительность . Так, профессор А.В. Пашков указывает, что социальная помощь представляется через три институциональных комплекса: социальное обеспечение, социальную защиту, дополнительную социальную помощь . Правовед Т.Ф. Романова отмечает, что основными институтами социальной помощи населению являются: социальное страхование; социальная защита, оказываемая государством и муниципалитетами; частная инициатива страхования; социальные услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами . По мнению М.И. Лепихова, в качестве организационно-правовых форм социальной помощи выделяются обязательное социальное страхование, обязательное государственное
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст.4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
4. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. - 16.01.1995. - № 3. - Ст. 168.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. - № 234. - 02.12.1995.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.
7. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3803.
8. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.08.2004. - № 35. - Ст. 3607.
9. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. - 01.01.2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 18.
10. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 49. – Ст. 6047.
11. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.
12. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965.
13. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6991.
14. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
15. Федеральный закон от 22.12.2014 № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2014. - № 52 (часть I). - Ст. 7532.
16. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
17. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Справочно-правовая система КоснультантПлюс.
18. Социальный кодекс Белгородской области: Закон Белгородской области от 28 декабря 2004 г. № 165 // Белгородские известия. 2004. 29 дек.
19. Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан: Закон Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ // Омский вестник. 2008. 8 июля.
Научная и учебная литература
20. Абрамов В.Ю. Страхование: теория и практика. - М.: Волтерс Клувер, 2007. – С. 112.
21. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. М.: РАГС, 2010. - 124 с.; Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы. М: Академия, 2010. 384 с.
22. Антипьева Н.В. Правовые средства достижения единства правового регулирования отношений по социальному обеспечению населения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 21 - 26.
23. Байматов П.Н. Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение: новая экономическая политика // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 9. С. 42 - 47.
24. Белых В.С., Кривошеев И.В., Митричев И.А. Страховое право России. - М.: Норма, 2009. - С. 17.
25. Бондарь Н.С. Конституционное правосудие – универсальный институт разрешения социальных противоречий современного общества // Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/.
26. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.
27. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник. М., 2004.
28. Галаганов В.П., Пашкова Г.Г., Бондарева Э.С., Новикова Н.А., Назаров Е.Г., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный) // Справочно-правовая система Гарант.
29. Горшков А.В. Право социального обеспечения: учебное пособие/ Горшков А.В. — Саратов: Корпорация «Диполь», 2012. — 176 c.
30. Граве К.А., Лунц Л.А. Страхование. М., 1960. С. 5 // Справочно-правовая система Гарант.
31. Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Правовые основы страхования: учебное пособие. М.: Проспект, 2011. 128 с.
32. Грудцына Л.Ю. Комментарий к статье 39 // Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / Науч. ред. Ю.И. Скуратов. М., 2013. С. 201.
33. Гусев А.Ю. Значение мониторинга правоприменения для совершенствования законодательства о социальном обеспечении // Российский судья. 2016. № 2. С. 47 - 49.
34. Елисеев Б.П. Трансформация концепции социальных прав в Российской Федерации: обеспечение экономической реформы и соблюдение конституционно закрепленных социальных прав // Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/.
35. Елкин М.А. Система правового регулирования страхования в Российской Федерации (финансово-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003. - С. 15.
36. Захаров А.А. Некоторые проблемы формирования понятийного аппарата федерального законодательства о социальной защите населения // Российский юридический журнал. 2015. № 4. С. 113 - 126.
37. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2001.
38. Зорькин В.Д. Конституция живет в законах // Российская газета. 2014. 18 декабря.
39. Кайль А.Н., Агешкина Н.А., Серебренников М.М., Холкина М.Г. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
40. Калашников С.В. Становление социального государства в России. М., 2003.
41. Кауфман А.А. Право социального обеспечения в схемах и определениях: учебное пособие / Кауфман А.А. – М.: Проспект, 2016. – 80 с.
42. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ // под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - Ин-т государства и права РАН. - М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 54.
43. Коокуева В. В. Роль Фонда социального страхования в процессе реализации социальных гарантий граждан // Финансовая аналитика: проблемы и решения, №35. - 2012.
44. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М., С. 11 // Справочно-правовая система Гарант.
45. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения: учебник / М.В. Лушникова [и др.]. – М.: Юстицинформ, 2009. – С.23
46. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения [Текст]: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - С.209.
47. Медведева Е.В. Социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф в РФ: правовые вопросы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 22.
48. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие// Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/.
49. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2008. С. 11, 21.
50. Миронова Т.К. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 2013. С. 17.
51. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» / под ред. К.А. Экштайна// Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/.
52. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок// Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/.
53. Пашков А.В. Европейская социальная политика. Киев, 1999. С. 35.
54. Пашков А.В. Европейская социальная политика. Киев, С. 35 // Справочно-правовая система Гарант.
55. Романова Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ: Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 2004. Вып. 3. С. 115.
56. Сивакова И.В. Административные изменения в системе социального обеспечения: повторение исторического опыта // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 3. С. 403.
57. Силкина Е.А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013.С. 18.
58. Токарева Е.А. К вопросу о понятии социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3. С. 3 - 6
59. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: Монография. Омск, С. 47 // Справочно-правовая система Гарант.
60. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. – М., 1996. – С. 73.
61. Хадисова К. В. Роль социокультурных традиций в становлении парадигмы социальной работы // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 852-855.
62. Худяков А.И. Страховое право. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - С. 19
63. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения стран ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства (общее и особенное) // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 41.
64. Шарин В.И. О понятии «социальное обеспечение» // Электронный ресурс: URL: http://id.atiso.ru/node/76.
Судебная практика
65. Определение Конституционного Суда РФ от 6 ноября 1998 г. № 149-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Администрации Челябинской области о проверке конституционности статьи 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Справочно-правовая система Гарант (текст документа официально опубликован не был).
66. Определение Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. № 2636-О «По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки Колковой Валентины Евгеньевны частью четвертой статьи 14 и частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
67. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 22. – Ст. 2375.
68. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. № 3-П // Электронный ресурс. URL: http://www.pravo.gov.ru.