- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Евразийский экономический союз- субьект международного права
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Юриспруденция
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Евразийский экономический союз- субьект международного права"?66 страниц
66 источников
Добавлена 05.07.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 6
Глава 1. Правовые и социально-экономические предпосылки формирования Евразийского экономического союза 9
1.1. Экономическая интеграция как прямая предпосылка формирования Евразийского экономического союза 9
1.2. Этапы формирования Евразийского экономического союза 14
Глава 2. Правовая характеристика Евразийского экономического союза 23
2.1. Теоретические аспекты организации и деятельности ЕАЭС 23
2.2. Характерные черты ЕАЭС как международной региональной организации 25
Глава 3. Взаимодействие международных интеграционных объединений на постсоветском пространстве 29
3.1. Распад СССР и начало новой интеграции на постсоветском пространстве 29
3.2. Характеристика современных интеграционных объединений на постсоветском пространстве 35
Глава 4. Перспективы развития ЕАЭС 50
4.1. Деятельность Суда ЕАЭС 50
4.2. Перспективы арбитражной практики в рамках ЕАЭС 53
Заключение 58
Список литературы 60
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. На современном этапе развития человечества международные отношения не могут эффективным образом формироваться и функционировать без специально создаваемых государствами международных образований, имеющих, по сути, вторичную (производную) правовую природу, – международных организаций. Международные организации характеризуются наличием устойчивой внутренней структуры, позволяющей им обеспечивать выполнение поставленных перед ними задач. Невзирая на многообразие форм современных международных организаций, в них, как правило, создается минимум два руководящих органа: в первом представлены все члены организации, а второй занимается административной деятельностью. И все же практика показывает, что ввиду большого числа разных задач многие международные организации имеют в своей структуре более двух органов, делящихся по организационно-правовой форме на главные и вспомогательные. Например, согласно ст. 7 Устава Организации Объединенных Наций (ООН) , в структуре Всемирной организации выделяется 6 главных органов, а также предусмотрено создание необходимых вспомогательных органов.
Исключение из данного правила не составляют и международные организации, которые созданы в рамках евразийских интеграционных процессов. Еще в марте 1994 г. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев озвучил тезисы о будущем евразийском объединении, а два года спустя в Москве появился Договор, подписанный Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой, посвященный углублению интеграции в гуманитарной и экономической областях, которым, помимо прочего, учреждался высший орган управления – Межгосударственный Совет. Позднее Совет глав правительств при Межгосударственном Совете приобрел уже самостоятельное значение в качестве органа управления интеграцией и был переименован в Совет глав правительств (ст. 5 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве ).
Основными целями этого объединения выступили согласование осуществляемых социальных и экономических преобразований, увеличение эффективности взаимодействия для развития интеграционных процессов и усиление сотрудничества в разных сферах, а равно координация подходов в рамках интеграции в международную экономику и торговую систему. При этом для повышения эффективности деятельности организации необходимо изучение и постоянный анализ порядка ее работы и конкретных результатов деятельности.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как самостоятельного субъектам международного права.
Указанная цель может быть достигнута посредством решения ряда научных задач:
1) исследование юридических и социально-экономических предпосылок образования Европейского экономического союза;
2) анализ правового статуса Евразийского экономического союза;
3) исследование аспектов взаимодействия международных интеграционных объединений на постсоветском пространстве;
4) формулирование перспектив развития Евразийского экономического союза.
Таким образом, в работе предпринята попытка рассмотреть предмет исследования с позиций международного права, изучив цели и принципы, а также структуру данной организации, а равно функции и компетенцию ее органов, проведя анализ базовых международных правовых документов, принятых в контексте деятельности организации, охарактеризовать деятельность Сообщества за все время его деятельности, сделав соответствующие выводы.
Предмет исследования составляют международно-правовые отношения, связанные с деятельностью ЕАЭС.
Объект исследования – Евразийский экономический союз – субъект международного права.
Теоретическую основу исследования составили международные правовые акты и доктринальные источники – труды известных отечественных и зарубежных ученых по указанной проблематике: И. Лукашука, А. Козырина, А. Морозова, Т. Нешатаевой, И. Ткаченко, Н. Фадеева и ряда других.
Методологическая основа исследования представлена комплексом общенаучных, частнонаучных и специальных методов познания, включая диалектический материализм, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, а также конкретно-исторический, формально-логический, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие методы познания.
Структурно работа состоит из введения, четырех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.
Глава 1. Правовые и социально-экономические предпосылки формирования Евразийского экономического союза
1.1. Экономическая интеграция как прямая предпосылка формирования Евразийского экономического союза
В самом общем плане причины и предпосылки любой интеграции весьма многообразны. На современном этапе научно-технического прогресса (НТП) углубляющееся сращивание и взаимопроникновение экономик является для ряда государств вполне объективной необходимостью, поскольку вытекает из общих потребностей развития производительных сил.
Такая необходимость проявляется в первую очередь у высокоразвитых государств, особенно тех, которые обладают ограниченными экономическими ресурсами и внутренними рынками. Для них экономическая интеграция открывает новые возможности эффективного использования их экономического потенциала, а также достижения высоких темпов НТП, попутно предоставляя им широкий доступ к рынку, который охватывает сразу несколько стран, и облегчая концентрацию различных средств в избранных отраслях производства .
Для ряда государств именно экономическая интеграция дает возможности эффективной специализации в научных технических исследованиях. В то же время она позволяет объединять ресурсы интегрирующихся субъектов для развития конкретных видов производства либо для научных исследований, когда требуемые для этого средства намного превышают возможности каждого отдельного участника. Повышая эффективность пользования ресурсами, интеграция запускает новые источники экономического роста, способствуя тем самым созданию условий улучшения политических и экономических позиций всех участвующих в интеграции стран. Принципиальным условием интеграции выступает, во-первых, развитая инфраструктура, обеспечивающая перемещение товаров; далее, принятие определенных политических и экономических решений правительственных органов. Существенное значение имеет и создание условий, облегчающих перемещение факторов производства. Комплементарность интегрирующихся внутригосударственных хозяйств зависит также от экономической зрелости государств, при этом, как отмечают некоторые исследователи, чаще (но, конечно, не всегда) в первую очередь интегрируются страны с примерно одинаковым уровнем развития .
Приведем несколько исторических примеров наиболее удачной, на наш взгляд, интеграции.
Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) стало первым интеграционным объединением в Европе, которым было положено начало длительному процессу европейской интеграции, приведшему в результате к формированию Европейского союза (ЕС).
Совет экономической взаимопомощи (1949-1991) являл собой межгосударственную экономическую организацию социалистических стран, обладавшую консультативным характером. Целями данной организации было содействие совершенствованию и углублению сотрудничества, ровному развитию национальных хозяйств стран-участниц, росту НТП, улучшению уровня индустриализации государств с гораздо менее развитой индустрией, увеличению производительности труда, выравниванию и сближению уровней развития экономик и росту благосостояния народов .
По мнению Т. Дюльмановой , предпосылки международной интеграции заключаются в следующем:
1) близкие уровни экономического развития и степень рыночной зрелости вступающих в интеграцию стран. Межгосударственная интеграция, за крайне редким исключением, развивается между индустриальными государствами или же между развивающимися. Даже среди индустриально-развитых и развивающихся государств интеграционные процессы проходят наиболее активным образом именно между государствами, которые имеют примерно одинаковый уровень экономического развития. Любые попытки интеграционных объединений индустриальных и развивающихся государств, даже имея место, все еще находятся на довольно раннем этапе развития, что не позволяет пока делать однозначных выводов о степени эффективности таких объединений. В данном случае из-за как раз изначальной несовместимости их хозяйственных механизмов интеграция обычно начинается с разного рода транзитных соглашений относительно ассоциации, о специальном партнерстве и торговых преференциях и т.д.; при этом их срок действия растягивается на долгие годы, пока менее развитая страна не запустит в действие рыночные механизмы, которые сопоставимы по уровню зрелости с аналогичными механизмами развитых государств;
2) географическая близость субъектов интеграции и наличие во многих случаях общей границы, а также исторически сформировавшихся экономических контактов. Большая часть интеграционных объединений планеты начиналась с ряда соседних государств, расположенных либо на одном и том же континенте или в непосредственной близости по отношению друг к другу. Как правило, их связывали прямые транспортные маршруты, и зачастую их народы даже говорили на одном или родственных языках. Со временем к интеграционному ядру (первоначальной группе государств, усилиями которых начиналась интеграция) присоединялись другие страны.
Полагаем, что данный перечень предпосылок международной интеграции нуждается в расширении или уточнении.
В первую очередь, интеграционные процессы охватывают те страны, которые территориально входят в один географический регион. Экономическое объединение государств означает создание региональных экономических блоков и, в конечном итоге, регионализацию международной экономики. Однако требуется не только географическое соседство, но и определенное сходство: хозяйственное, этническое, культурно-религиозное.
По нашему мнению, основной предпосылкой реальной интеграции государств является примерно равный уровень экономического развития, допустимая совместимость хозяйственных механизмов, а также правовая и социально-экономическая однородность (называемая также гомогенностью).
Думается, что главные макроэкономические показатели (как то ВВП на душу населения и темпы его роста, отраслевая структура, уровни инфляции и безработицы, а также процентных ставок, уровни производительности труда и заработной платы) не должны значительно различаться. Поэтому самой эффективной, пожалуй, является именно интеграция экономически развитых государств. Объединение бедных либо богатых и бедных стран фактически не дает возможность осуществлять совместные проекты на паритетных основаниях.
Второй по значимости предпосылкой является, как мы считаем, взаимодополняемость экономик соседних государств. Проявляется она, прежде всего, в многообразии структур экспорта субъектов интеграции. Страны, торгующие примерно одинаковыми товарами, реально не могут интегрироваться.
Третьей предпосылкой является, на наш взгляд, наличие политической воли лидеров, которые разрабатывают и реализуют интеграционный процесс на национальном уровне.
К числу предпосылок также можно «демонстрационный эффект», при котором успех интеграции мотивирует другие страны входить в экономический блок. Иногда это называют еще «эффектом домино»: чем большее количество стран входит в данную интеграционную группу, наращивая торговлю внутри региона, тем большее количество трудностей испытывают государства, находящиеся вне этой группы (третьи страны) . Это подталкивает их также к интеграции.
Кажется очевидным то, что, к примеру, страны, основная проблема которых заключается в формировании основ экономики рыночного типа, не способны интегрироваться со странами, развитость рынка которых достигла того уровня, который требует введения единой валюты. Так и страны, для которых первичной является проблема обеспечения всего населения пищей и водой, не сочетаются с государствами, которые уже обсуждают проблемы свободы международного движения капитала.
В странах, которые уже создали интеграционные объединения, как правило, происходят позитивные экономические сдвиги (например, ускорение экономического роста, уменьшение инфляции, увеличение занятости и т.п.), что, как отмечалось выше, служит стимулирующим фактором для многих государств, не входящих в данные интеграционные объединения.
Что происходит вслед за тем, как большинство стран некоторого географического региона стали членами интеграционного объединения? Зачастую государства, не вошедшие в это объединение, начинают испытывать трудности, связанные с качественной переориентацией друг на друга экономических связей государств-членов объединения. Это нередко приводит даже к снижению объема торговли между странами, оказавшимися за пределами интеграционного образования. Некоторые из стран, даже не обладая существенным первичным интересом в интеграции, выказывают заинтересованность в участии в интеграционных процессах из-за опасений лишиться определенных перспектив. Этим, в частности, некоторые исследователи объясняют быстрое заключение рядом латиноамериканских стран соглашений по поводу торговли с Мексикой сразу после ее вступления в НАФТА – Североамериканскую зону свободной торговли .
1.2. Этапы формирования Евразийского экономического союза
В 1990-е годы, после обусловленного сложным сочетанием объективных и субъективных причин распада Советского Союза и образования на постсоветском пространстве новых независимых государств, идеи евразийской интеграции были подхвачены главой Казахстана Н. Назарбаевым, который в 1994 г. выступил с подробным и развернутым проектом создания государствами-членами Содружества Независимых Государств (СНГ) нового интеграционного объединения – Евразийского Союза равноправных независимых государств, направленного на реализацию национально-государственных интересов каждой из стран-участниц и их совокупного интеграционного потенциала .
В связи с ограниченным объемом работы описывать историю евразийской интеграции в период следующих 20 лет мы не будем, так как она достаточно детализирована на страницах официальных изданий Евразийской экономической комиссии.
Отметим лишь, что 19 декабря 2011 г. Высшим Евразийским экономическим советом были введены в действие (начиная с 1 января 2012 г.) ряда международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство. Осуществление этих и иных международных договоров (договоренностей) по упорядоченной бюджетной, макроэкономической и конкурентной политике, структурным преобразованиям рынков труда, товаров, капиталов и услуг, а также по формированию евразийских сетей в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций определяется в качестве «основы создания Евразийского экономического союза» .
Говоря о причинах формирования Евразийского экономического союза Президент России В.В. Путин в публикации «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня» , акцентировал особое внимание на том, что в период поиска выхода из начавшегося в 2008 г. глобального системного кризиса и связанной с этой разработкой новых моделей глобального развития совершенно необходима «выработка генеральных подходов «снизу». Сначала – внутри сформированных региональных структур – НАФТА, ЕС, АСЕАН, АТЭС и прочих, а затем посредством диалога между таковыми. Именно из такого рода интеграционных «кирпичиков» и может в итоге сложиться устойчивый характер международной экономики.
После выхода в свет этой программной, по своей сути, статьи началась интенсивная работа по формированию Евразийского экономического союза. Происходила она в непростых условиях, на фоне явных попыток дестабилизировать ситуацию и помешать масштабному созданию ЕАЭС (политический кризис и последовавший за ним внутренний вооруженный конфликт на Украине). Несмотря на это, в мае 2014 г. лидеры России, Беларуси и Казахстана все-таки подписали Договор о Евразийском экономическом союзе . В декабре 2014 г. к нему присоединилась Армения, а в мае 2015 г. – Кыргызстан.
С 1 января 2015 г. начался процесс практической реализации вступившего в силу Договора о новом Союзе.
Говоря о политических реалиях, в условиях которых приходится развиваться новому перспективному международному образованию, нельзя не заметить, что ЕАЭС нередко воспринимается на Западе как некое «второе издание СССР» . Однако на деле совершенно очевидно, что образцом для ЕАЭС выступает не ушедший навсегда в прошлое Советский Союз, а современные европейские и другие региональные интеграционные объединения.
Это неудивительно, ведь его идейно-политической основой является созданная выдающимися представителями отечественного интеллектуального сообщества первой половины XX века «доктрина евразийства» . Это – учение, отстаивающее историческую самобытность не сводимой ни к Западу, ни к Востоку евразийской цивилизации, основу которой образует многовековой плодоносный синтез византийско-греческой, славянской, тюркской и восточно-романской культур, всегда исходило из необходимости создания альтернативного «советскому проекту» объединения свободных и равноправных государств и народов срединной части Евразийского континента.
Итак, ЕАЭС сегодня является логическим следствием Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и предполагает более широкий уровень интеграции. На территории Союза действует 4 ключевых экономических свободы: движения услуг, товаров, рабочей силы и капиталов; при этом в 43 секторах рынок услуг должен быть единым.
Кроме этого, страны-участницы Договора берут на себя обязательство проводить согласованную политику в приоритетных отраслях экономики: промышленности, энергетике, транспорте и сельском хозяйстве.
Предполагается постепенное уменьшение зависимости от текущих цен на энергоносители. В рамках договоренностей стран-участниц в 2016 г. был создан единый фармацевтический рынок, а к 2019 г. планируется создание общего рынка электроэнергии, после чего к 2025 г. – рынка нефти и газа, а также нефтепродуктов, достижение гармонизации финансовых рынков стран-участниц.
ЕАЭС, как новая международная организация и новый геополитический региональный центр, должен выглядеть безусловно привлекательным: как для граждан данного союза, так и для государства и их населения извне. Необходимо сформировать такой международный имидж, с которым захотели бы сотрудничать иные (третьи) государства, который охотно бы признавали и даже брали за основу формирования интеграционного объединения. В указанном контексте имеет актуальность известное понятие «мягкая сила». По определению Дж. Ная, мягкая сила является способностью добиваться желаемого «на основе добровольного желания союзника, а не с помощью силы или выплат. Иными словами, мягкая сила – это способность нравится, быть привлекательным для следования» .
Сегодня удалось создать необходимую правовую базу ЕАЭС для реализации контроля за соблюдением генеральных правил конкуренции. Были определены приоритетные задачи в области государственных закупок, а также началась работа по гармонизации национальных законодательств членов ЕАЭС, в том числе по созданию Модельного закона «О защите конкуренции».
Комиссия ЕАЭС, о которой пойдет речь далее, уделяет пристальное внимание мерам по защите конкуренции на всех трансграничных рынках ЕАЭС и воздействию действующего в Союзе принципа ограничения прав на интеллектуальную собственность на состояние таковой. Активному обсуждению подвергнуты аспекты обеспечения равноправной конкуренции, предотвращения недобросовестной конкуренции, а также злоупотреблений главенствующим положением и разного рода антиконкурентных соглашений с координацией экономической активности хозяйствующих субъектов. В первую очередь, это относится к сфере пищевой промышленности (мясной, молочной, сахарной, масложировой, кондитерской и мукомольной).
Сегодня одним из наиболее сложных барьеров, которые стоят на пути свободного движения товаров в ЕАЭС, является именно принцип резидентства. Территориально он ограничивает возможность любого декларанта декларировать товары в любом таможенном органе на всей таможенной территории Союза.
Декларация может подаваться таможенному органу члена ЕАЭС, на основе законодательства которого создан, зарегистрирован или на чьей территории постоянно живет декларант. Отмена же принципа резидентства всегда носит комплексный характер, поэтому для решения этого вопроса требуется реализация целого ряда мероприятий, которые связаны с гармонизацией и унификацией как таможенного законодательства, так и банковского, налогового, валютного и других сфер национального законодательства членов ЕАЭС.
В конечном итоге главная цель всей единой экономической политики сведена к практике импортозамещения в параметрах ЕАЭС, то есть к переходу на самостоятельное обеспечение, в рамках которого доля внутреннего союзного товарооборота значительно превышает (либо как минимум существенно не уступает) объемам товарооборота со всем внешним миром. Но здесь кроется и опасность потери самой конкурентоспособности производимых членами товаров, а также откат к самым примитивным технологиям. Посему политика импортозамещения проводится, как и должна, в строгой привязке ко всей экспортной ориентации. Другими словами, если производитель выпустил товар для внутреннего рынка, данный товар при необходимости должен отвечать сразу всем требованиям по качеству, которые предъявляет мировой рынок.
Кроме того, товары, которые предлагаются на общем внутреннем рынке должны в идеале превосходить по своему качеству все импортные аналоги для того, чтобы политика заявленного импортозамещения приносила максимальные плоды.
Залогом успеха т.н. «обгоняющей модернизации» служат следующие предпосылки:
- создание в каждой из стран и в целом ЕАЭС сильной мотивации к прорыву (как, например, Ли Куан Ю в Сингапуре или Пак Чжон Хи в Корее, в Китае – Дэн Сяо Пина, в Малайзии – Мохатхира Мохаммада);
- возможность в совместной реализации всех необходимых проектов – транспортно-логистического, инновационно-образовательного и аграрного;
- трансформация универсального экономического мира, т.н. «китайский вызов»;
- возможность дальнейшего расширения за счет приема новых членов: в перспективе – может быть, Турции, Азербайджана и Ирана.
Важными элементами, которые подлежат координации и унификации являются:
1. Косвенные налоги на ввоз товаров на всю таможенную территорию ЕАЭС.
Один из самых сложных и острых вопросов, которые требуется решить в ЕАЭС для отмены указанного принципа резидентства, это взимание разных косвенных налогов в момент ввоза товаров на всю таможенную территорию Союза. Сегодня в Таможенном союзе в целях исчисления таможенных ввозных пошлин применяются ставки, которые установлены Единым таможенным тарифом Союза, а уплаченные ранее таможенные ввозные пошлины зачисляются и распределяются между бюджетами членов ЕАЭС. Для исчисления акцизов и НДС, взимаемых органами таможни при ввозе любых товаров на всю таможенную территорию Союза, применяются ставки, которые предусмотрены законодательством члена, на чьей территории товары помещаются под таможенную процедуру. А уплаченные в момент ввоза косвенные налоги зачисляются в бюджет государства, на чьей территории их уплатили, без дальнейшего распределения между отдельными бюджетами всех членов Союза.
Также в настоящее время касательно товаров, которые вывозятся за границу таможенной территории Союза, кроме нефти и некоторых нефтепродуктов, применяются еще и ставки таможенных вывозных пошлин, которые установлены законодательством членов Союза.
Следует разработать особый унифицированный порядок взыскания таможенных и других платежей, администрирующихся таможенными органами, в том случае, когда обязанность уплатить возникла в каком-то одном государстве, плательщик же является резидентом иного члена ЕАЭС. Также следует определить валюту, которой резидент одного члена ЕАЭС уплачивает такие платежи на всей территории другого члена, а равно унифицировать весь порядок перечисления таких платежей с созданием централизованной базы должников.
2. Система идентификации и регистрации участников внешнеэкономической деятельности.
Требуется единая система идентификации и регистрации участников внешней экономической деятельности. В связи с применением в ходе совершения таможенных операций различных информационных технологий, переходом в Союзе к абсолютному электронному таможенному декларированию, а равно планируемым внедрением во всю деятельность таможенных органов механизма «единого окна» одним из первостепенных мероприятий, требующим реализации для отмены принципа резидентства, является признание в Союзе цифровых электронных подписей, которые используются участниками внешней экономической деятельности, а также таможенными и другими органами управления.
3. Мероприятия, которые обусловлены внедрением информационных технологий.
Вся организация информационного взаимодействия требуется для обеспечения соблюдения ограничений и запретов, которые вводятся государствами строго в одностороннем порядке, а равно контроля за уплатой таможенных и других платежей.
4. Гармонизация уголовного и административного законодательства.
Сегодня в государствах-членах Союза законодательством определяются различные составы преступлений и административных правонарушений в сфере валютного и таможенного регулирования, а равно ответственность за совершение таковых.
5. Гармонизация в финансовой области.
В Договоре о ЕАЭС присутствует норма, по которой гармонизация в финансовой области членов Союза реализуется на основе международных стандартов и передовой международной практики. Для банковский учреждений – это Базель, а для страховых компаний – AISF (Международная ассоциация страховых надзоров), рынок ценных бумаг ориентируется на IOSCO (Международную организацию комиссий по ценным бумагам).
Перед Комиссией поставлена амбициозная задача по обеспечению стратегической общности развития всех финансовых рынков членов ЕАЭС с учетом всей экономической специфики стран. Вместе с этим предстоит реализовать план гармонизации национальных законодательств участников в финансовой области, а равно заключить соглашения об обмене информацией, включая конфиденциальную.
6. Координация курсовой и валютной политики в целях дальнейшего продвижения интеграции
Становление в перспективе нового валютного союза в параметрах ЕАЭС еще не означает введения единой валюты. Уровень экономической интеграции, в настоящее время существующий на финансовых и экономических рынках, показывает, что объективные экономические предпосылки введения единой национальной валюты на едином пространстве членов ЕАЭС отсутствуют.
8. Платежные системы
Новый проект концепции развития всех платежных систем на территории Союза предполагает формирование единого платежного пространства в Союзе, которое позволит проводить платежи с обязательным учетом корреляции всех национальных карточных систем, включая создаваемую российскую национальную систему платежных карт (НСПК) и уже созданные системы «Белкарт» и Armenian Card (ArCa).
Кроме того, в документе предлагается еще и запретить хождение евро и доллара на территории ЕАЭС. Авторы проекта считают, что это позволит освободиться от воздействия западной экономики на экономическое пространство внутри Союза и укрепить все национальные валюты.
Глава 2. Правовая характеристика Евразийского экономического союза
2.1. Теоретические аспекты организации и деятельности ЕАЭС
В ст. 1 учредительного договора ЕАЭС говорится о том, что стороны учреждают Евразийский экономический союз, который является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Таким образом, как отмечают некоторые исследователи, государства-основоположники ЕАЭС «избежали некоторых двусмысленностей при определении международного статуса создаваемого ими межгосударственного объединения» .
Правосубъектность межправительственных организаций имеет, в отличие от первичных субъектов – государств, «функциональный характер, так как ограничена целью и задачами, которые определяются учредительным актом» .
В современном международном праве признано положение, по которому государства, при создании международных организаций, наделяют таковые определенной право- и дееспособностью, то есть признают за ними способность обладать правами и обязанностями и участвовать в формировании, соблюдении и применении положений международного права . Это говорит о том, что появляется новый субъект современного международного права, который также, как они (государства), осуществляет правотворческие, правоохранительные и правоприменительные функции в рамках международного сотрудничества.
Сама способность международных организаций, в частности ЕАЭС, совершать любые юридически значимые действия от собственного имени предполагает наличие у них относительно автономной правовой воли. Согласованная воля создающих международную организацию государств является предпосылкой формирования «собственной», обособленной воли у этой международной организации, которая, в свою очередь, становится предпосылкой ее международной правосубъектности.
Источник этой согласованной воли и ее правовую основу составляет международный договор о создании ЕАЭС, а это означает, что ни Союз, ни тем более его органы не вправе совершать каких-либо действий, которые выходят за рамки учредительного акта.
Впрочем, наделение организаций правами и обязанностями вовсе не означает приравнивания их к основным субъектам международного права. Как верно отмечает А. Мадатян, «объем правосубъектности организаций – значительно меньший и носит исключительно целевой характер» .
Согласно одному из распространенных определений, «международная межправительственная организация представляет собой объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета...» .
Таким образом, международной региональной организацией будет образование, которое обладает совокупностью главных признаков межправительственной организации, характерная особенность которой заключается в том, что членами ее могут являться государства лишь конкретного географического региона.
ЕАЭС является как раз региональной организацией, хотя в принципе открыт для присоединения любых государств, принимающих на себя обязательства, которые вытекают из Договора о создании ЕАЭС и иных действующих в параметрах Союза государств-членов договоров.
Фрагмент для ознакомления 3
Нормативные правовые акты
1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Действующее международное право. Документы в 2-х томах. – Т. 1. Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. Учебное пособие. – М.: Международные отношения, 2002. – С. 12-14.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.). Ратифицирован Федеральным законом РФ от 3 октября 2014 г. № 279-ФЗ.
3. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26.02.1999) (с изм. от 10.10.2014) (Действие приостановлено с 1 января 2015 г. на основании Международного договора от 10 октября 2014 г.).
4. Договор о Евразийской экономической комиссии (Подписан в г. Москве 18.11.2011). Ратифицирован Федеральным законом от 3 октября 2014 г. № 279-ФЗ.
5. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Подписан в г. Минске 10.10.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. –23.02.2015. – № 8. – Ст. 1107.
6. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Подписан в г. Москве 23.12.2014) (вместе с Протоколом об исправлении текста Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного в г. Москве 23 декабря 2014 г. (Под- писан в г. Москве 02.03.2015)) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 21.09.2015. – № 38. – Ст. 5213.
7. Решение Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2014 г. № 98 (с изм. на 14 апреля 2017 г.) «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии».
8. Решение Высшего Евразийского экономического совета о проекте Соглашения между Евразийским экономическим союзом и Республикой Беларусь об условиях пребывания Суда Евразийского экономического союза на территории Республики Беларусь (от 21 августа 2015 г.).
9. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 января 2016 г. О проекте Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза.
10. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 № 113 «Об утверждении Перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза».
11. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии «Об утверждении Порядка формирования и ведения единого реестра уполномоченных органов государств-членов Евразийского экономического союза и организаций-изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники» от 01.09.2015 № 112.
12. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Российская газета от 29 ноября 2010 г. № 269.
13. Закон Кыргызской Республики от 31.12.2014 № 184 «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике».
14. Закон Республики Армения от 30.12.2014. № ЗР-241 «О таможенном регулировании в Республике Армения».
15. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-3 «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
16. Кодекс Республики Казахстан от 30.06.2010 г. № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан».
Научная литература
17. Астапов К. Формирование единого экономического пространства стран СНГ // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 1. – С. 96-102.
18. Барановский В.Г. Концептуальные основы интеграционных процессов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 86. – С. 31-39.
19. Вагапова Д.Ф. НАФТА: влияние интеграции на конкурентоспособность государств-членов // Российский внешнеэкономический вестник. – 2011. – № 10. – С. 95-99.
20. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. – М., 2012. – 150 с.
21. Дульмато Е.А. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. – М.: СГСЭУ, 2014. – 250 с.
22. Дюльманова Т.М. Интеграционные процессы как элемент трансформации экономической системы России. – Саратов: СГСЭУ, 2006. – 350 с.
23. Ерпылева Н.Ю. Международный валютный фонд как институционный механизм регулирования международной валютной системы // Право и политика. – 2009. – № 1. – С. 24-28.
24. Ершов П.А. Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. – Н.: Изд-во СибАГС, 2015. – 28 с.
25. Зиядуллаев Н.С. СНГ: дорога в третье тысячелетие (проблемы развития и перспективы укрепления Содружества). – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. – 164 с.
26. Иларионов В. Развитие экономики в условиях независимости // Беларусь, Россия, Украина – опыт и проблемы интеграции. – Киев, 1999. – 180 с.
27. Исламова Г.Р. Таможенный союз: теория, опыт, практика. – М., 1998. – 99 с.
28. Капустин А.Я. Международные организации в глобализирующемся мире. – М., 2013. – 452 с.
29. Капустин А.Я. Право Евразийского экономического союза: подходы к концептуальному осмыслению // Современный юрист. – 2015. – № 1. – С. 5-12.
30. Кириченко В. Эволюция и перспективы экономических отношений со странами СНГ // Российский экономический журнал. – 2007. – № 9. – С. 46-50.
31. Королёв М.А. Социально-экономическое положение Содружества Независимых Государств // Бюллетень иностранной коммерческой информации, 26.04.2007.
32. Львов И. О стратегии развития России // Экономист. – 2007. – № 2. – С. 20-25.
33. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. – М., 2012. – 312 с.
34. Максимова Л.М., Носкова И.Я. Международные экономические отношения. – М., 2012. – 228 с.
35. Международное право: учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2010. – 290 с.
36. Морозова А.Е. ЕС как пример развития для Евразийского Союза // Вестник Томского гос. ун-та. История. – 2012. – № 1 (17). – С. 111-120.
37. Мулюкова В.А. Евразийский экономический союз как международная региональная организация // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 12 (79). – С. 75-81.
38. Мурадян Т.Н. Перспективы интеграционных процессов в рамках СНГ // Экономика: теория и практика. – 2007. – № 1. – С. 27-30.
39. Мысливский П.П. К вопросу о создании Суда Евразийского Экономического Союза // Российское правосудие. – 2015. – № 8. – С. 60-64.
40. Мысливский П.П. К вопросу о судоустройстве и компетенции суда евразийского экономического сообщества: Автореф. дис. докт. юрид. наук. – М.: РГУП, 2014. – 65 с.
41. Назарбаев Н.А. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. – М.: Фонд содействия, 2014. – 198 с.
42. Нешатаева Т.Н. Единообразное право применение – цель Суда Евразийского экономического союза // Международное правосудие. – 2015. – № 2. – С. 17-20.
43. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. – М., 2012. – 177 с.
44. Никитина Т.А. Теоретические подходы к анализу евразийской интеграции // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2016. – № 8. – С. 72-78.
45. Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. – М.: Алетейя, 2008. – 145 с.
46. Рафалюк Е.Е. Региональная интеграция латиноамериканских государств. – М.: Юркес, 2014. – 214 с.
47. Резникова О. Модернизация России и взаимодействие в СНГ // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 3. – С. 28-34.
48. Тиммерманн Х. Процессы дезинтеграции и реорганизации СНГ// Мировая экономика и международные отношения. – 1998. – № 4. – С. 113-121.
49. Фаддеев Н.В. Совет экономической взаимопомощи. – М., 1974. – 200 с.
50. Федосов Б. Интеграция России и Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 6. – С. 27-32.
51. Федулова Н. Россия-СНГ: время собирать камни //Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 1. – С. 22-27.
52. Хейфец Б.А. Российский бизнес в странах ЕврАзЭС. Модернизационный аспект. – М., 2011. – 367 с.
53. Черковец О. Европейский Союз – уроки интеграции // Экономист. – 2012. – № 10. – С. 20-24.
54. Чистяков Е., Шульга В. Интеграционный потенциал СНГ и его роль в развитии мирохозяйственных связей // Экономист. – 1998. – № 6. – С. 40-45.
55. Шопина И. АСЕАН как механизм интеграции // Экономист. – 2006. – № 9. – С. 24-29.
56. Шумский Н. Экономическая интеграция государств Содружества: возможности и перспективы // Вопросы экономики. – 2003. – № 6. – С. 15-19.
Электронные ресурсы
57. Впечатляющий старт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.toptj.com/News/2014/05/30/ vpechatlyayushiy_start_evraziyskogo_ekonomicheskogo_soyuza
58. Клинтон Х.Х. США не допустят возрождения СССР [Электронный ресурс] Режим доступа: http://russian.rt.com/article/1787
59. Мадатян А.Э. Международный правовой статус Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lraber.asj-oa.am/6351/1/2014-3(141)
60. Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня [Электронный ресурс] Режим доступа: http://izvestia.ru/ news/502761
61. Очирова Т. Геополитическая концепция евразийства [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/999/742/1217/005Tatyana_ Ochirova.pdf
62. Потеева Е. Социокультурная интеграция на постсоветском пространстве [Электронный ресурс] http://www.ia-сentr.ru/archive/public_ details522b.html?id=480
63. Сембеков А.К. Условия и предпосылки создания ЕАЭС [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rusnauka.com/10_NMIW_ 2015/Economics/3_190443.doc.htm
64. Таксанов А. Центральноазиатская интеграция: этапы, пути и проблемы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.proza.ru/2009/ 02/22/101
65. Таксанов А., Абрамян Н. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: есть ли у них будущее [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.centrasia.ru
66. Чекалов Д.И. Порядок разрешения споров в Евразийском Экономическом Союзе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://online.zakon.kz
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней