- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Анализ и совершенствование системы управления сферой дополнительного образования на региональном уровне (на примере государственного бюджетного учреждения дополнительного образования “Дворец детского (юношеского) творчества” Московског
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Государственные и муниципальные финансы
74 страницы
48 источников
Добавлена 01.07.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1.Дополнительное образование как элемент системы образования 6
1.2.Нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений дополнительного образования 14
1.3 Система дополнительного образования в РФ 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 28
2.1. Система управления сферой дополнительного образования в Санкт-Петербурге 28
2.2. Анализ деятельности ГБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга» 32
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 43
3.1. Интеграция общего и дополнительного образования в рамках ФГОС 43
3.2.Перспективы развития системы дополнительного образования в Санкт-Петербурге 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Фрагмент для ознакомления 2
Обеспечение доступности качественных услуг образования, переход к непрерывному индивидуализированному образованию для всех является одной из основных задач создания инновационной социально-ориентированной экономики. В соответствии с этим сегодня необходима модернизация системы дополнительного образования детей.
Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, под которым понимается «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Цель непрерывного образования - целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей. Дополнительное образование детей в системе непрерывного образования направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.
.Созданное в структуре российского образования дополнительное образование детей имеет в основании признаки неформального образования, но при этом ядром данной педагогической практики является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных образовательных программ в образовательных учреждениях всех типов и видов. Ценность дополнительного образования детей определяется его направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребёнком образования по актуальных для него направлениям. Назначение дополнительного образования детей, созданного в структуре российской образовательной системы, определяется не приставкой «вне», а прилагательным «дополнительное».
В настоящее время остро стоит вопрос повышения эффективности, результативности деятельности учреждений дополнительного образования детей на основе новой нормативной базы. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация, предполагающая обоснование нового государственного стандарта общего образования. Признание стандарта нового поколения инструментом реализации государственной политики в области образования на основе общественного договора обуславливает необходимость совершенствования системы управления образовательной организацией дополнительного образования детей. Решение этой задачи должно обеспечить возможность завершения перехода образовательных организаций дополнительного образования детей в новое качественное состояние на основе обновленной нормативной базы.
Таким образом, вопросы совершенствования системы управления образовательной организацией дополнительного образования детей в современных условиях являются актуальными, что и обусловило выбор темы.
Цель работы состоит в разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы управления дополнительным образованием (на базе государственного бюджетного учреждения к= дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества Московского район Санкт-Петербурга».
Объект исследования - система управления образовательной организацией дополнительного образования детей
Предмет исследования - совершенствование системы управления образовательной организацией дополнительного образования детей.
Предмет, объект и цель обусловили исследовательские задачи:
1. Характеристика дополнительного образования как элемент системы образования.
2. Анализ нормативно-правового регулирование деятельности учреждений дополнительного образования.
3. Характеристику современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации.
4. Анализ системы управления сферой дополнительного образования в Санкт-Петербурге
5. Анализ деятельности ГБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга»
6. Предложения по интеграция общего и дополнительного образования в рамках ФГОС.
7. Выявление перспектив развития системы дополнительного образования в Санкт-Петербурге.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили научные, научно-методические публикации методистов по организации дополнительного образования.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка библиографических источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.Дополнительное образование как элемент системы образования
Понятие «дополнительное образование» было введено Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году, где оно разделяется на дополнительное образование взрослых и детей, основной задачей которого является оказание превышающих базовый уровень услуг, выходящих за пределы обязательного базового уровня. Оно осуществляется учреждениями дополнительного образования, которые реализуют одну или несколько дополнительных образовательных программ, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие личности. Такие программы компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового компонента образования, ориентируя на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Закон направлен на удовлетворение познавательных и творческих потребностей детей и их родителей, на возможность реализовать педагогический потенциал учреждений дополнительного образования.
Цель дополнительного образования детей заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка. Основная цель дополнительного образования детей конкретизируется следующими задачами:
создание условий для проявления и развития разнообразных индивидуальных способностей детей;
воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;
развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;
раскрытие и реализация творческого потенциала педагога.
Педагогика дополнительного образования детей занимается обоснованием целей, проектированием содержания, исследованием и обоснованием функций, педагогических принципов, закономерностей, критериев эффективности системы, определением форм, методов обучения и воспитания, в том числе на стадии ранней профессионализации детей, педагогических технологий дополнительного образования, методического и психологического сопровождения, разработкой систем управления и мониторинга.
М.Б. Коваль считает, что для дополнительного образования основной функцией является духовное и физическое развитие детей, подростков и юношества, использование свободного времени и досуга учащихся для формирования творческих интересов и потребностей. Обобщенным показателем реализации функций могут выступать уровень социальной адаптации к условиям внешкольного учреждения, совпадение объективных и субъективных целей образовательной работы с детьми, самоутверждение в педагогическом коллективе его членов, объединение их в коллектив единомышленников, уровень развития самоуправления и самодеятельности детей в коллективной творческой деятельности, развитие творческих начал в коллективе.
Допуская возможность разных подходов к определению функций дополнительного образования детей, считаем возможным дополнить вышеперечисленные функции функциями саморазвития, самоактуализации, самоопределения, самореализации.
Саморазвитие, самоактуализация, самореализация связаны с феноменом потребности человека в самосовершенствовании, личностном росте, развитии. По смыслу эти понятия описывают очень близкие явления: полную реализацию наших подлинных возможностей, стремление человека к выражению и развитию своих возможностей и способностей, стать тем, кем он может стать.
Саморазвитие детерминирует самоопределение личности. Функция самоопределения связывается с «поиском себя» в условиях разрешения внутренних противоречий, конфликтов, жизненных проблем и трудностей. Самоопределение трактуется как выявление и утверждение индивидуальной позиции в проблемных ситуациях; этап социализации, сущность которого заключается в осознании цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности; процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей, средств самосовершенствования в конкретных обстоятельствах жизни; механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.
Самоопределение инициирует процесс самореализации, которая определяется как стремление к совершенствованию, т.е. одна из высших потребностей личности, направленная не только на реализацию человеком своих сил и способностей, но и на постоянный рост своих возможностей, повышение качества своей деятельности, в основе которой лежат высшие человеческие ценности. Различие интерпретации терминов «самореализация» и «самоактуализация» связано с акцентами на субъективном, внутреннем, или объективном, внешнем плане существования личности. Понятие «самоактуализация» отражает данный процесс во внутреннем плане личности, а «самореализация» - во внешнем. Однако как самоактуализация - это актуализация своего внутреннего потенциала, своей истинной природы вовне, так самореализация - это всегда реализация себя в деятельности. Самоактуализация в данном случае предполагает подготовку к самореализации.
К особенностям дополнительного образования детей мы относим:
направленность деятельности образовательного учреждения на саморазвитие, самоопределение и самореализацию ребенка;
наличие особой педагогической деятельности, ориентированной на самореализацию ребенка;
вариативность образования, проявляющуюся в возможности выбора педагога, содержания, форм образования;
компетентность педагогов в вопросах развития индивидуальности, субъектности, самоопределения, самореализации;
создание творческой среды образовательного учреждения.
Цель дополнительного образования детей заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации ребенка. Особенности дополнительного образования детей проявляются в ориентации педагогов и учреждения на интересы, потребности детей и их родителей; в социально-педагогической поддержке ребенка как основном содержании и технологии деятельности учреждения дополнительного образования; анормативности, разноуровневости и вариативности самой системы дополнительного образования детей; направленности на самоопределение, саморазвитие, самореализацию личности как ребенка, так и педагога; создании творческой среды в учреждении дополнительного образования детей.
Наряду с общепедагогическими принципами реализации образовательной деятельности дополнительное образование имеет свои специфические исходные положения. Исследователи проблем
дополнительного образования по-разному определяют принципы развития дополнительного образования детей. В.А. Горский и А.Я. Журкина считают, что основными принципами развития дополнительного образования детей являются принципы демократии, культуросообразности, ответственности, гуманизма, продуктивности содержания, педагогической поддержки. Под принципом демократии понимается предоставление возможности выбора объединения для совместных занятий, образовательного учреждения, направления и сферы деятельности педагога. Принцип культуросообразности реализуется в процессе освоения культурных традиций, духовно-нравственных, личностных, эмоционально значимых ценностей и ориентиров в деятельности людей. Принцип ответственности включает ответственность взрослых перед детьми, а также формирование позиции осознания каждым своей роли и места в истории страны, города, организации. Принцип гуманизма проявляется в создании атмосферы доброжелательности, сотрудничества и сотворчества. Принцип продуктивности предполагает не только получение какого-либо продукта деятельности детьми, но и изменение социума под культурным влиянием дополнительного образования. Принцип педагогической поддержки понимается как помощь ребенку в саморазвитии, самореализации и продуктивной деятельности.
В качестве принципов деятельности учреждений дополнительного образования Г.Н. Попова выделяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, гражданственность и любовь к Родине, учет культурно-исторических и национальных традиций, общедоступность и адаптацию реализуемых образовательных программ к уровню и особенностям развития обучающихся воспитанников, свободу и плюрализм в образовании, демократический характер управления.
Е.Б. Евладова и Л.А. Николаева, говоря о принципах дополнительного образования, называют массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам, развитие их инициативы и самостоятельности, общественно полезную направленность деятельности, разнообразие форм внешкольной работы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Н.Ф. Родионова выделяет три группы принципов деятельности учреждения дополнительного образования: стратегические, ценностно¬
-ориентационные, конструктивно-технологические.
Стратегические принципы определяют основное содержание деятельности и включают принципы развития детей, педагогов, образовательной среды, образовательного учреждения; подготовки к решению задач на определенном этапе жизни; гуманизации содержания образования, демократизации.
Ценностно-ориентационные принципы определяют подход к отбору из общечеловеческой культуры всего, что можно включить в дополнительное образование: принцип жизнесообразности, предполагающий реакцию на актуальнейшие потребности сегодняшнего дня; природосообразности и социобразности, определяющие потенциальные возможности индивидуального и социального развития; культуросообразности, подразумевающий ориентацию в отборе содержания на накопленный человеческий опыт.
Конструктивно-технологические принципы характеризуют построение содержания образования: дифференциации содержания по уровню и профилю образования; диверсификации, предполагающий сочетание уровневой и профильной дифференциации [20].
В.И. Андреев считает, что дополнительное образование строится на принципах открытости, перспективности и дополнительности. Принцип открытости опирается на фундаментальную закономерность саморазвития биосоциальных систем, для которых открытость - это взаимосвязь внутренних процессов с внешним миром. Принцип дополнительности выражается в максимальном удовлетворении реальных интересов, склонностей, творческих запросов детей в тех видах и формах деятельности, которые не могут быть удовлетворены школой.
А.И. Щетинская выделяет принципы развития системы дополнительного образования: национального и гражданского самоопределения, регионализации, гуманизации, демократизации, вариативности и дифференциации, стандартизации, непрерывности, аксиологизации. Принцип национального и гражданского самоопределения подразумевает обогащение национально-исторических традиций общечеловеческим опытом. Принцип регионализации - это право выбора регионом собственной образовательной стратегии в соответствии с национальными, социально-экономическими, культурно-демографическими и иными особенностями. Принцип демократизации предполагает «общественно-государственный статус системы дополнительного образования детей, четкое делегирование образовательных полномочий, организацию деятельности учреждений дополнительного образования детей на основе законного обеспечения прав субъектов образования. Принцип вариативности и дифференциации «предусматривает многообразие форм собственности на образование и образовательные учреждения, выбор различных каналов и форм получения образования, дающих возможность реализации индивидуальных образовательных программ для удовлетворения интересов, склонностей и способностей детей. Принцип стандартизации подразумевает организацию образовательного маркетинга, позволяющую создать модель выпускника и, как следствие, разработать систему контроля качества дополнительного образования. Принцип непрерывности обеспечивает преемственность разных ступеней образования. Под принципом аксиологизации понимается «ценностный подход и осмысление преемственности старого и нового, традиционного и инновационного в развивающейся системе дополнительного образования детей.
Принципы трактуются как исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению; основополагающие требования, которыми руководствуются при организации процесса обучения и воспитания; основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Исходя из такого понимания педагогических принципов, при выявлении принципов дополнительного образования мы опирались на следующие критерии:
объективность, т.е. выявление их на основе объективно существующих педагогических закономерностей;
научная обоснованность - соответствие уровню развития современного научного знания;
ориентированность, т.е. направленность на разрешение определенных педагогических противоречий и задач;
системность - наличие системообразующего фактора, предъявляющего определенные требования ко всем компонентам педагогической системы, подчиняющий функционирование и развитие системы в целом;
эффективность, предполагающая повышение эффективности педагогического процесса вследствие его использования;
дополнительность - дополнение принципов друг другом.
Дополнительное образование, содержание которого не стандартизировано, дает возможность ребенку заниматься не по предметам, четко ограниченным темами и учебными часами, а по волнующим его проблемам, оно способно объективно создать условия для самореализации личности в процессе образования. В дополнительном образовании управление строится на партиципативной организационной культуре. Добровольность участия ребенка в образовательном процессе, субъект-субъектное взаимодействие педагога и ребенка - основа дополнительного образования, что диктует необходимость определения содержания образования, выбор форм, методов, технологий обучения и воспитания, состав учебных групп, стиля общения педагогов и управления образовательным учреждением исходя из интересов и потребностей ребенка, а не стандартов и нормативов образования. В ином случае существование учреждения и самой системы дополнительного образования оказывается под большим вопросом, что, в свою очередь, не может не влиять на уровень педагогической культуры и стиль взаимодействия педагога и ребенка. Более того, это принципиально другая педагогическая культура, основывающаяся на глубоком уважении к личности ребенка, признании его равноправным участником и творцом образовательного процесса. Именно поэтому в дополнительном образовании никогда не встает вопрос дисциплины. Если педагог и ребенок воспринимают друг друга как равноправные участники образовательного процесса, если они совместно определяют, чем и как они будут заниматься, вопросы взаимопонимания снимаются изначально. Все вышесказанное позволяет нам выделить принципы дополнительного образования:
стратегические, определяющие содержание деятельности (принципы демократизации, свободосообразности, гуманности, субъектности, само-актуализации и самореализации);
тактические, определяющие способы достижения цели (сотрудничества, вариативности, выбора, продуктивности деятельности, обратной связи, гибкости, фасилитации).
1.2.Нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений дополнительного образования
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ даёт следующее определение
п.14 ст.2: дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
П.1 ст.75 1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Система дополнительного образования в РФ не сегодняшний день по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которой на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить обеспечить систему эффективной организации детского образования, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на: формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные общеобразовательные программы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в Указах Президента РФ. Дополнительное образование является смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
Одной из основных черт декларируется открытость, в то время как Государственной Программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы одна из главных черт – доступность. Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей.
Среди основных проблем развития системы дополнительного образования особо выделен отток наиболее квалифицированных кадров несмотря на повышение оплаты труда, пути ее решения сформулированы в Государственной Программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы одним из основных ее целевых индикаторов является доведение средней заработной платы педагогических работников государственных
(муниципальных) организаций дополнительного образования детей к 2018 году до уровня средней заработной платы учителей в соответствующем регионе при доступности дошкольного образования для детей, при охвате ее программами не менее 75 процентов детей к 2020 году [2], ранее в Концепции развития дополнительного образования детей эта цифра достигала 60 процентов [3].
Правительство РФ распоряжением от 24.04.2015 N 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, в отличие от Концепции развития дополнительного образования детей утвердило целый ряд направлений работы в области дополнительного образования для детей:
ведение нормативно-подушевого финансирования реализации программ спортивной подготовки;
проведение оценки доступности реализации дополнительных
общеобразовательных программ, удовлетворенности обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) качеством их предоставления;
разработка предложений о введении сертификата на получение бесплатной образовательной услуги в сфере дополнительного образования детей;
разработка предложений в части предоставления государственной поддержки образовательного кредитования граждан, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам;
выявление эффективных практик использования дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности, в том числе в области программирования, робототехники;
разработка и апробация моделей независимой оценки качества дополнительного образования
разработка предложений о создании условий для развития добровольческой деятельности в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Приказ Минобрнауки России от 26.06.2012 N 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (выполняющий для негосударственных учреждений дополнительного образования детей функцию примерного) определял ранее виды государственных учреждений дополнительного образования детей, их статус (автономным, бюджетным или казенным), правила наименования, основной порядок их деятельности и степень ответственности, участники образовательного процесса, перечень лиц, которые допускаются к педагогической деятельности, имущественная деятельность учреждения[5]. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 г. является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей.
Детально регламентируются особенности образовательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам, численного состава, слово «дети» заменено словом «учащиеся». Цели дополнительного образования в основном совпадают в обоих нормативно-правовых актах, например, направленность на: обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Однако Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 дополнительно декларирует еще формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.
Негативный опыт ряда субъектов РФ показывает пример неэффективного управления организациями дополнительного образования детей. Так негативными примерами деятельности отдельных руководителей служат: требования медицинской справки для возможности занятий подростка в клубе общения, шахматном кружке или кружке квиллинга-бумагопластики, требование заявления от родителей, злоупотребляющих алкоголем, что не предусмотрено законодательством РФ.
Таким образом, на сегодняшний день очевидной представляется необходимость внесения изменений в действующий порядок дополнительного образования детей. Потребовались годы для осознания и принятия того факта, что дополнительное образование детей – это «образование», ядром которого является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях разных типов. Необходимо внести в число направлений деятельности учреждений дополнительного образования детей пункт о доступности для всех категорий детей, а также увеличивать состав платной группы дополнительного образования за счет включения в нее на безвозмездной основе одного ребенка из многодетной семьи.
1.3 Система дополнительного образования в РФ
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального, основного и среднего (полного) общего образования, утверждённые и введённые в действие в 2009-2012 гг., значительно расширяют образовательные возможности общеобразовательного учреждения любого типа и вида за счёт включения в его единое образовательное пространство внеурочной деятельности как полноценного элемента. Такой статус внеурочной деятельности определяется новым подходом к её пониманию как образовательной деятельности, осуществляемой «в формах, отличных от классно-урочной, и направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы». К тому же, в условиях общеобразовательного учреждения внеурочной деятельности отводится значимое место в решении ряда педагогических задач:
обеспечения благоприятной адаптации ребёнка в школе (в условиях начального образования);
оптимизации учебной нагрузки обучающихся;
улучшения условий для развития ребёнка;
учёта возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Дополнительное образование рассматривается одним из необходимых
элементов внеурочной деятельности «в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Названные позиции значительно повышают статус и педагогическое значение дополнительного образования, определяют его как важный элемент единого образовательного процесса общего образования.
Но в настоящее время усиление значимости дополнительного образования детей в реализации ФГОС общего образования произошло лишь «де-юре», а «де-факто» отношение к данному виду образования со стороны учителей практически не изменилось. Это вызывает особую тревогу, так как современная реформа образования и оптимизация педагогических коллективов общеобразовательных учреждений поставили учителя в позицию основного организатора дополнительного образования.
Опираясь на долгосрочный и разнообразный опыт взаимодействия с различными категориями педагогов-практиков в условиях дополнительного профессионально-педагогического образования можно обозначить ряд проблем, препятствующих полноценной реализации учителем-предметником образовательных возможностей дополнительного образования. Рассмотрим наиболее типичные из них.
1. Учителя не признают дополнительное образование детей собственно образованием.
2. Учителя не рассматривают дополнительное образование детей элементом внеурочной деятельности, что предопределяет субъективный вывод о том, что оно не является содержательным элементом ФГОС общего образования. Тогда как нормативные документы по внеурочной деятельности включают в неё различные формы дополнительного образования - кружки, секции, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору и др.
3. Учителя не понимают принципиальных отличий дополнительного образования детей от других форм организации внеурочной деятельности - массовых школьных мероприятий, экскурсий, детских общественных организаций и др. Вследствие этого не рассматривают данный вид образования как системно организованный учебно-воспитательный процесс, который должен закончиться вполне конкретным образовательным результатом.
4. Учителя рассматривают дополнительное образование только как досуговую деятельность, позволяющую «оторвать детей от улицы». Что, естественно, формирует представление о данных занятиях как о чём-то несерьёзном, «лёгком», поверхностном времяпровождении.
5. Учителя, поставленные в условиях дополнительного образования в активную субъектную позицию, не могут, зачастую, самостоятельно определиться с содержанием учебно-воспитательной деятельности, организационной формой детского объединения, не осознают необходимости жёсткого отбора методов и форм обучения, приемлемых в работе с детьми в условиях свободного времени. В результате вместо интересных творческих занятий получаются дополнительные уроки по учебным предметам (например, подготовка к ЕГЭ или ГИА), что не способствует поддержанию у школьников интереса к такой деятельности.
6. В условиях недостаточного количества педагогов дополнительного образования администрация общеобразовательного учреждения для организации данного вида образования начинает активно привлекать учителей-предметников, часто используя для этого «административный ресурс». Естественно, занятия, организованные по необходимости, а не на основе добровольности участия (со стороны всех участников образовательного процесса), постепенно становятся тягостной обязанностью для учителя и «повинностью» для учащихся.
Даже вышеперечисленные позиции, представляющие собой лишь часть достаточно широкого круга проблем, возникающих у учителей- предметников в организации дополнительного образования детей, позволяют констатировать: педагогическими коллективами общеобразовательных учреждений недооцениваются и полноценно не реализуются образовательные возможности данного вида образования.
Фрагмент для ознакомления 3
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации»)
2. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 21.07.2014 г.).
3. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 24.11.2014 г.) «О некоммерческих организациях».
4. Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
5. Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 256 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».
6. Закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 28.03.2017)
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04. 2014 г. № 295.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.06.2013 г. № 491 «Об утверждении порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников».
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2015 г. № 2 «О внесении изменений в Порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.06.2013 г. № 491».
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2010 г. № 13-312 «О подготовке публичных докладов».
11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.04.2015 г. № АП-512/02 «О направлении Методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утв. Минобрнауки России 01.04.2015 г.)
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.02.2014 г. № ВК-262/09 «Методические рекомендации о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях».
13. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.12.2010 N 1605 «О создании Совета по развитию системы воспитания и дополнительного образования в Санкт-Петербурге»,
14. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2004 N 291-р «Об упорядочении деятельности образовательных учреждений по развитию дополнительного образования детей на базе учреждений общего и начального профессионального образования»
Специальная литература
15. Абаев А. М. Становление отечественной системы дополнительного образования // Педагогика. - 2012. - № 4. - С. 61-67.
16. Бабаев А.М. Проблемы и перспективы развития системы учреждений дополнительного образования детей [// Проблемы и перспективы развития образования: Материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 100–102.
17. Буданова Г. П. 90 лет государственной системе дополнительного образования детей // Вестник образования России. - 2008. - № 13. - С. 27-39.
18. Валеева Н. С. История развития детской общественной организации «Зеленая страна» // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - № 5. - С. 15-18.
19. Волохов А. В. Историко-педагогический анализ подходов к организации деятельности детских общественных объединений // Дополнительное образование. – 2004. - № 3. - С. 9-13.
20. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Под ред. В.П. Голованов. – М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2004. – 239 с.
21. Долгая Н.А. Формирование патриотических чувств средствами КТД // Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. – 2015. – С. 144–146.
22. Куприянов Б. В. Дополнительное образование подростков в военно-патриотическом центре // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - № 5. - С. 3-6.
23. Куприянов Б. В. Как сохранить учреждения дополнительного образования детей // Воспитание школьников. - 2011. - № 2. - С. 3-12.
24. Куприянов Б. В. Педагог ДО: анатомия профессиональной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - № 12. - С. 3-7.
25. Куприянов Б. В. Педагог ДО: анатомия профессиональной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - № 1. - С. 10-13.
26. Куприянов Б. В. Современные вызовы и судьба ДОД // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 9. - С. 3-8.
27. Куприянов Б. Новые надежды дополнительного образования детей // Управление школой - Первое сентября. - 2012. - № 5. - С. 51-56.
28. Логинова Л.Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 2004. – 436 с.
29. Паладьев С. Л. Интеграция общего и дополнительного образования в воспитательной системе школы // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 8. - С. 13-16.
30. Петренко О. Л. Открытая школа С. Т. Шацкого // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - № 3. - С. 51-55.
31. Поволяева М.Н. Научно-методическое и информационное обеспечение системы ДОД // Вестник образования России. – 2007. – №20.
32. Ракова О. А. Формирование системы художественного образования детей на территории Николаевского района Хабаровского края в 20-80-е годы ХХ в. // Вопросы культурологии. - 2008. - № 4. - С. 33-34.
33. Российская Федерация, Об итогах Всероссийского форума, посвященного юбилею системы дополнительного (внешкольного) образования детей. письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2008 г. № 06-1683 // Вестник образования России. - 2009. - № 4. - С. 65-67.
34. Силласте Г. Г. Образовательная система российского общества накануне исторических реформ // Молодежь и общество. - 2009. - № 2. - С. 80-109.
35. Соломатина Т. Б. Социально-педагогические инициативы в деятельности учреждений дополнительного образования детей // Наука и школа. - 2008. - № 2. - С. 37-39.
36. Фомина А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей // Дополнительное образование. 2004 № 7. - С. 9-14
37. Харитонов Н. П. История развития юннатского движения в России // Исследовательская работа школьников. - 2008. - № 3. - С. 81-101.
38. Хомутова К. В. История создания и развития детских и юношеских объединений // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - № 8. - С. 41-44.
39. Хомутова К. В. История создания и развития детских и юношеских объединений // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - № 9. - С. 41-45.
40. Шепотько Г. А. Развитие практики социального партнерства учреждения дополнительного образования детей // Дети, техника, творчество. - 2009. - № 3. - С. 52-54.
41. Яковлев Д. Е. Система внешкольного воспитания в России: преемственность исторического опыта // Власть. - 2012. - № 10. - С. 171-173.
42. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога: индивидуальный образовательный маршрут; личностно-развивающие технологии и методики; проектирование вариативного образовательного пространства; диагностический инструментарий на электронном носителе / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 79 с.
43. Как оформить документацию инновационного образовательного проекта. Практическое руководство: паспорт проектной документации, содержание проекта и дорожная карта его реализации, планирование ресурсного обеспечения / авт.-сост. Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 98 с.
44. Как построить урок в соответствии с ФГОС / Миронов А. В. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2015. - 174 с.
45. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования / М.В. Никитаева. - М.: УЦ «Перспектива». 2015. - 40 с.
46. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии / Е. Ю. Ривкин. - Волгоград : Учитель, 2015. - 183 с.
47. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ ,2012 . - 80 с.
48. Управление инновациями в образовательной организации. Кейс успешного руководителя. Управление через проектирование. Деятельность проектной команды. Эффективные технологии управления инновациями / авт.- сост. Н. М. Борытко, О. Л. Иванова, Е. И. Фастова ; науч. ред. И. В. Власюк. - Волгоград : Учитель, 2015. - 161 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней