Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Прибыль является основным показателем финансово-хозяйственной деятельности, именно она показывает конечный финансовый результат деятельности коммерческого предприятия.
Экономическая эффективность предприятия зависит от рационального использования прибыли.
Особое значение приобретает исследование проблем, связанных с повышением эффективности использования прибыли на коммерческих предприятиях, так как вне зависимости от форм соб-ственности, отраслевых и технологических особенностей, масштабов производства, всё это стано-вится возможным благодаря корректному распределению прибыли.
Каждое предприятие самостоятельно формирует свой порядок формирования и использования прибыли, закрепляя его в учётной политике предприятия. При этом сформированная прибыль на предприятии не всегда соответствует требованиям внутреннего контроля и эффективности её ис-пользования. Зачастую действующий порядок формирования и использования прибыли, закреп-лённый на предприятии, формирует неполную или недостоверную информацию о хозяйственной деятельности предприятия. Следовательно, можно сделать вывод, что формирование и использо-вание прибыли на предприятиях недостаточно исследованы, а значит, требуют дополнительного изучения и анализа по совершенствованию эффективного формирования и использования прибыли на коммерческих предприятиях, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке практических меро-приятий, направленных на совершенствование формирования и использования прибыли ООО «СерКо».
В соответствии с целью работы выявлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования и использования прибыли в коммерческих органи-зациях;
- проанализировать и исследовать особенности формирования и использования прибыли вроссий-ской коммерческой организации, выбранной в качестве объекта исследования;
- исследовать проблемы формирования и использования прибылив исследованной организации;
разработать меры, направленные на совершенствованиеформирования и использования прибыли в организации.
Объектом исследования является ООО «СерКо»
Предметом исследования выступаютэкономические отношения, складывающиеся в ООО «Сер-Ко»по поводу формирования и использования прибыли.
Теоретической базой исследования послужили труды таких ученых экономистов по вопросам фор-мирования и использования прибыли как Бланк И.А., Булатова А.С., Тренев Н.Н., И.П. Хунгуреева и других, а также зарубежных Ф.Х. Найта и др.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, методические и инструктивные материалы по теме исследования, отчетные и статистические ма-териалы ООО «СерКо»
Исследование основывается на системном подходе к изучаемым экономическим категориям, про-цессам и явлениям. При этом использованы общенаучные методысоциально-экономического ис-следования –исторический и логический,анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, а также специфические методы – графический, статистический, сравнительный и экспертный анализ, метод группировки и прогнозных оценок, коэффициентный метод.
Выпускная квалификационная работа изложена на 81 странице печатного текста.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя:
- введение;
- три главы;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, сформулированы цели, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены и изучены теоретические аспекты формирования и использования прибыли в коммерческих организациях.
Во второй главе проведен анализ производственно-экономических позиций ООО «СерКо» особен-ностей формирования и использования прибыли на предприятии.
В третьей главе изучены проблемы формирования и использования прибыли ООО «СерКо», разра-ботаны меры, направленные на повышение их эффективности.
В заключении содержатся выводы и рекомендации по проведенному исследованию.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В КОММЕРЧЕСКИХ ОР-ГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли
Экономическая сущность прибыли является одной из сложнейших и дискуссионных проблем в со-временной экономической теории. В экономической науке до сих пор существуют различные под-ходы к трактовке происхождения и сущности прибыли.
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для объектив-ной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, формирования и исполь-зования прибыли, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса.
Прибыль предприятия является одним из самых важных показателей финансовой устойчивости предприятия.
Прибыль для российских коммерческих предприятий является основной целью производства субъ-екта хозяйствования. Реализация данной цели достигается только тогда, когда произведенные то-вары, услуги или работы удовлетворяют потребности покупателей.
Главной задачей предприятия является получение большей прибыли при наименьших затратах пу-тем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Прибыль должна рассматриваться не только как основная задача каждого предприятия, но и как главное условие его деловой активности.
В существующих рыночных условиях коммерческое предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции на рынке сбыта продукции, но и обеспечивать
динамичное развитие производства продукции в условиях конкуренции.
В современном мире чистую прибыль рассматривают как остаток денежных средств, после выпла-ты всех налогов и обязательных налоговых платежей, но такой взгляд на определение прибыли существовал не сразу.
Экономическая сущность прибыли может рассматриваться с функциональной точки зрения и с по-зиции происхождения.
При раскрытии понятия прибыли в литературных источниках высказывались различные мнения, так, например, по мнению автора Хунгуреевой И.П., прибыль - этоосновной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода [40, с.199].
Фрэнк Хайнеман Найт [36, c.253] рассматривает прибыль как доход за несение бремени неопреде-ленности. Прибыль вытекает из подлинной неопределенности и представляет собой непредви-денную разницу между ожидавшимися и реальными поступлениями от продаж, как следствие, уга-дывание цены. Прибыль, может быть как положительной, так и отрицательной величиной. Не-определенность от результата порождает несоответствие между действительным и ожидаемым доходом и количественным выражением этого несоответствия является прибыль или убыток.
По мнению автора Левчаева П.А., прибыль необходимо трактовать как разность между денежными поступлениями и выплатами, с экономической точки зрения и разность между имущественным со-стоянием предприятия на конец и начало периода, с хозяйственной точки зрения[17, с.90].
Булатов А.С.справедливо полагает, что понятие прибыли в узком значении – это доход от такого фактора производства как реальный капитал. Прибыль фирмы - прибыль в широком значении, от-ражающая результаты хозяйственной деятельности фирмы [5, с.33]. Он считает, что для коммерче-ских предприятий важным показателем являются не только доходы, но и расходы по производству товаров, работ, услуг. Расходы на производство товаров, работ, услуг называются издержками про-изводства. При соотношении доходов с издержками производства, определяется превышение до-ходов над расходами (прибыль), либо превышение расходов над доходами (убыток) [5, с.34].
В микроэкономике понятие прибыли принято определять как величину разницы между общей вы-ручкой и общими издержками.
Прибыль является самой распространенной экономической категорией и является основным за-щитным механизмом, которое предохраняет предприятие от угрозы банкротства.
Суть прибыли как финансовой категории проявляется в ее функциях.
Тюрина А.Д. считает, что прибыль коммерческого предприятия выполняет следующие функции [36, с. 124]:
1.Регулирующая.
Регулирует денежные потоки предприятия, распределяет прибыль по различным фондам и направлениям на предприятии. Каждое коммерческое предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли от своей деятельности, так как доля чистой прибыли, оставшейся в распо-ряжении предприятия, после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть доста-точной для дальнейшего финансирования деятельности предприятия, поощрения работников, со-вершенствования научно-технического и социального развития предприятия. Прибыль, позволяет предприятию осуществлять капитальные вложения в производство, внедрять нововведения, фи-нансировать различные мероприятия по его научно-техническому развитию.
2.Стимулирующая.
Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов пред-приятия, которое обеспечивает его развитие. Следовательно, чем выше уровень прибыли пред-приятия в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привле-чение дополнительных финансовых средств из внешних источников и тем выше уровень самофи-нансирования. Рост прибыли определяет рост возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроиз-водства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов.
3.Формирование бюджетов различных уровней.
Прибыль коммерческих предприятия поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и нарду с другими доходными поступлениями, используется для обеспечения государством выпол-нения своих функций, государственных и инвестиционных программ и т.д.
Не менее важной задачей для коммерческого предприятия является сохранение дохода, то есть собственного капитала. Значимость настоль высока, что данная задача получила законодательное закрепление в части требований о минимальной величине уставного капитала; соотношении устав-ного капитала и чистых активов.
Прибыль является главной силой рыночной экономики, которая обеспечивает государственные интересы, а также руководителей предприятий и их сотрудников. То есть эффективность управле-ния извлечения прибыли подразумевает под собой выполнение организационно-методических требований по управлению, чьи значения являются главными механизмами в формировании при-были. Вместе с тем формирование прибыли на любом предприятии должно быть обеспечено эф-фективным контролем за использованием прибыли. Учитывая то, что любой процесс при распре-делении доходов периода – является вместе с тем и процессом, который обеспечивает эффектив-ные условия формирования прибыли в следующем периоде для перспективного развития страте-гии предприятия.
Важной частью механизма формирования и использования прибыли на предприятии выступает процесс извлечения прибыли, представляющий совокупность определенных методов относитель-но финансовых отношений в формировании прибыли, а также неотъемлемой частью данного про-цесса являются нормативно-правовые документы, которые регламентируют формирование и управление денежным фондом предприятия.
В соответствии с концепцией Ивашковского С.Н. [11, с. 247], существуют следующие факторы, влия-ющие на размер прибыли:
- в сфере производства - объем производства, качество продукции, ассортимент продукции, уро-вень оптовых цен;
- в сфере обращения - организация оперативной работы по реализации продукции, соблюдение условий договоров, взаимосвязь с потребителями.
Факторы, не зависящие от деятельности предприятия:
- перебои в материально-техническом снабжении;
- несвоевременная подача транспорта под отгрузку готовой продукции.
Недостатком концепции является то, что она не позволяет правильно и грамотно оценить сложив-шуюся ситуацию, положение предприятия на рынке, финансовое положение предприятия и не способствует принятию эффективного, своевременного управленческого решения с целью увели-чения прибыли предприятия.
Классификация факторов не в полной мере показывает градацию факторов прибыли. Наиболее ин-тересной в этом смысле является концепция Бланка И.А. [3, с.286], позволяющая дать системную классификацию факторов прибыли. При этом факторы, влияющие на прибыль, классифицируются по разным признакам.
Факторы, влияющие на прибыль:
- внешние - факторы, не зависящие от деятельности предприятия. Однако они могут оказывать су-щественное влияние на прибыль.
К внешним факторам относятся снабженческо-сбытовая, природоохранная, деятельность, социаль-ные условия труда и быта и т.д.
- внутренние - факторы, которые зависят от деятельности предприятия и характеризуют стороны работы коллектива. Внутренние факторы подразделяются на экстенсивные и интенсивные.
Экстенсивные факторы влияют на процесс получения прибыли через количественные изменения средств и предметов труда, финансовых ресурсов и т.д.
Интенсивные факторы влияют на процесс получения прибыли через качественные показатели.
К внутренним факторам относятся:
- объем валового дохода;
- производительность труда работников;
- скорость оборачиваемости товаров;
- наличие собственных оборотных средств;
- эффективность использования основных фондов;
- объем производства и реализации продукции.
Важным внутренним фактором является изменение объема производства и реализации продукции. При сокращении объема производства последует сокращение прибыли предприятия. Следова-тельно, предприятию придется принимать неотложные меры по обеспечению роста объема про-изводства продукции.
Не менее важным фактором, который влияет на величину прибыли, уровень себестоимости про-дукции, следовательно, чем ниже себестоимость выпускаемой продукции, тем выше прибыль, и наоборот, чем выше себестоимость выпускаемой продукции, тем ниже прибыль предприятия.
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на:
- внепроизводственные;
К внепроизводственным факторам относят: организацию реализации продукции, снабжение товар-но-материальными ценностями, организацию экономической и финансовой работы, природо-охранную деятельность, социальные условия труда и быта работников предприятия.
- производственные;
Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производ-ственного процесса, участвующих в формировании прибыли, - средства труда, предметы труда и сам труд.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости и взаимосвязи.
Среди многообразия внешних факторов, которые можно встретить в современных литературных источниках, выделим основные из них:
- степень политической стабильности;
- состояние экономики государства;
- демографическая ситуация в стране;
- конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
- темпы инфляции;
- ставка процента за кредит;
- государственное регулирование экономики;
- платежеспособный спрос потребителей – динамика и колебание платежеспособного спроса предопределяет стабильность получения торговой выручки;
- цены, устанавливаемые поставщиками товаров – так как повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибы-ли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, комму-нального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым уменьшая прибыль;
- налоговая и кредитная политика государства;
- развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг;
- экономические условия хозяйствования;
- емкость рынка.
Прибыль, с одной стороны, плотно связана с переменами, происходящими в экономике, а с другой – выступает итогом риска. Риск, порождающий прибыль, считается специфичной неопределенно-стью, уровень которой нельзя расценить. Это один из неминуемых, но довольно весомых состав-ляющих при формировании финансового результата предприятия. В соответствии с этим, в прогрес-сивной экономической теории, верно, охарактеризовать риск как раз из факторов формирования рентабельности. Оплату за риск нужно рассматривать одним из составляющих прибыли.
Таким образом, проанализировав различные точки зрения авторов и различные функции прибыли под прибылью в выпускной квалификационной работе следует понимать:
Основной источник денежных поступлений на коммерческом предприятии, остающийся в его рас-поряжении.
Прибыль является комплексным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельно-сти предприятия. Поэтому в современной рыночной экономике прибыли предприятия уделяют огромное внимание.
1.2 Виды и классификация прибыли коммерческих организаций
Деление прибыли на различные виды и классификации играет важную роль в формировании и ис-пользовании прибыли на предприятии.
Производя анализ финансовых результатов предприятия используются конкретные понятия при-были. В бухгалтерском учете предприятий выделяют четыре этапа прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (нераспре-делённая прибыль (убыток) отчетного периода.
С точки зрения Юркова С.В. [42, с. 27], прибыль коммерческих предприятий разделяют на следую-щие виды:
1. Валовая прибыль – определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, про-дукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль мож-но рассчитать по следующей формуле:
Пвал = ВР – С, (1)
где ВР – выручка от реализации;
С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг;
Валовая прибыль предприятия состоит из:
- прибыли (убытков) от реализации товаров, работ, услуг, которая исчисляется в виде разницы между выручкой налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов и затратами, включенными в себестоимость произведенной продукции;
- прибыль (убытки) от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, определяе-мых для целей налогообложения как разницу между ценой продажи товара, работ, услуг, и оста-точной стоимостью этих фондов и имущества;
- доходов (расходов) от внереализационных операций.
Величина валовой прибыли предприятия уменьшается на сумму коммерческих и управленческих расходов и представляет собой прибыль (убыток) от продаж.
Из величины валовой прибыли исключаются доходы полученные от сдачи в аренду и других видов использования имущества предприятия, а также величину посреднических операций и сделок. Так же, необходимо исключить из валовой прибыли суммы прибыли по которым установлены налого-вые льготы. После всех уменьшений суммы валовой прибыли предприятия остается налогооблага-емая прибыль, с который предприятие обязано уплатить налог на прибыль.
2. Прибыль (убыток) от продажи товаров (работ, услуг) – данный вид прибыли является основным для предприятия, который непосредственно связан с отраслевой спецификой деятельности пред-приятия.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов предприятия:
Ппр = Пвал – Ру – Рк, (2)
где Ру – расходы на управление;
Рк– коммерческие расходы;
3. Прибыль (убыток) до налогообложения – характеризует общий финансовый результат предприя-тия. Представляет собой сумму финансового результата от обычной деятельности и от прочих до-ходов и расходов;
Пдно = Ппр ± Д% ± Дп, (3)
где Д% – проценты к получению и к уплате;
Дп – прочие доходы и расходы.
В число прочих доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во времен-ное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллекту-альной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организа-ций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
Показатели необходимые для расчета прибыли (убытка) до налогообложения берутся с учетом требований, изложенных в ПБУ 9/99 «Доходы организаций» [29] и ПБУ 10/99 «Расходы организа-ций» [30].
Прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывает на предприятии до уплаты с нее:
- налоговых сборов;
- начисленных штрафов;
- пеней и неустоек;
- платежей по кредитам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ардашева Т.Л.. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. Якшур-Бодьинская типография. - 2006. - 209с.
2. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле:учебник. - М.: - 2016, - С. 258.
3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприя-тия. – М.: Инфра-М, 2018. -С. 215.
4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. - Киев.:- 2016. - С.656.
5. Бочаров В.В. Инвестиции: учебник для вузов. 2-е изд. – СПБ.: Питер, 2009. - С. 377.
6. Бочкарева И.И. Бухгалтерский учет: учебник - М.: - 2008.-С. 776.
7. Булатова А.С. Экономика: учебник.- М.:-2002. - С. 896.
8. Волкова О.И. Экономика предприятия: учебник.- М.:- 2012. - С. 264.
9. Гринцевич Л. В. Экономика промышленного предприятия: учебник. – М.:- 2015.-С. 254.
10. Герасимова Е.Н. Налогообложение. - СПБ.: -2007. - С. 462.
11. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия:учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004.-С. 416.
12. Ефимова О.В. Анализ финансовой отчетности: учеб.пособие / О.В. Ефимова, М.В. Мельник. – Омега-Л, 2015. -С. 450.
13. Ивашковский С.Н. Макроэкономика:учебник. - М.: Дело,2002. -С. 472.
14. Клишевич Н.Б. Финансы организаций: учебное пособие.- М.: Проспект, КноРус, 2016.-С. 304.
15. Ковалев В.В., Вит. В. Финансы организаций (предприятий): учебник. - М., 2007. - С. 352.
16. Косиняева Н.С., Сидорин А.А. Основные направления оптимизации денежных потоков // Молодой ученый. - 2018. -С. 44.
17. Корсанов М.Н. Экономика предприятия: конспект лекций. - Таганрог: ТРТУ, 2005.-С.129.
18. Кофорова Н.М. Проблемы эффективного распределения чистой прибыли предприятия. Управление экономическими системами: учебник.- 2012. - С. 317.
19. Левчаева П.А. Финансы предприятия национальной экономики: учебное пособие для вузов. - Саранск: изд-во Мордов. Ун-та, 2006.-С. 311.
20. Налоговый Кодекс Российской Федерации.- С. 894.
21. Непомнящий Е.Г. Формирование и распределение прибыли на предприятии: электронный учебник -URL: http://www.aup.ru/books/m235/8_2.htm.- 196 с.
22. Новашина Т.С. Экономика и финансы: учебник. – М.: Синергия, 2016. - С. 352.
23. Муравьева Н.Н. Критерии эффективности управления денежными потоками в коммерче-ских организациях / Н.Н. Муравьева // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - №5. - С. 21-24.
24. О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: [Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р: ред. от 08.08.2009]. - Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».
25. Пошерстник Н.В., Бухгалтерский учет на современном предприятии. – М.: ТК Велби, Про-спект, 2009. - С. 491.
26. Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. №67н «ОГ формах бухгалтерской отчетности ор-ганизаций».
27. Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
28. Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. №43н «Об утверждении Положения по бухгалтер-скому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
29. Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. №32н «Об утверждении Положения по бухгалтер-скому учету «Доходы организаций» (ПБУ 9/99).
30. Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. №33н «Об утверждении Положения по бухгалтер-скому учету «Расходы организаций» (ПБУ 10/99).
31. Райзберг Б. Рыночная экономика: учебник. - М.: - 2016.- С. 686.
32. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь: учебник. ИНФРА-М., 2006.- С. 479.
33. Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник. - М.: - 2009. - С. 525.
34. Сухова Л.Ф. Новые факторы управления рентабельностью капитала предприятия// Финан-совая аналитика: проблемы и решения. 2017. - С. 2-12.
35. Сухова Л.Ф. Новые факторы управления рентабельностью капитала предприятия// Финан-совая аналитика: проблемы и решения. 2017. № 6 (240). С. 2-12.
36. Тамошина Г.И., Смольянова Е.Л. Прибыль: формирование, распределение и налогообложе-ние: учебник. – Воронеж: Центр. – Чернозем.кн. изд-во, 2000. - С. 152.
37. Тренев Н.Н. Управление финансами. - М.: Финансы и статистика, 2017. - С. 493.
38. Тумасян. Р.З. Бухгалтерский учет: учеб.пособие. - М.: ООО «НИТАР АЛЬЯНС», 2005. - С. 496.
39. Тюрина А.Д. Теория организации. Конспект лекций. - М.: 2010. - 160 с.
40. Фрэнк Хайнеман Найт Риск, неопределенность и прибыль: учебник. - М.: Дело, 2003. - С. 360.
41. Федеральный Закон «Об акционерных обществах» № 208 - ФЗ от 26.12.1995 г.
42. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402 - ФЗ «О бухгалтерском учёте».
43. Феоктистов И.А. Расходы организации. Бухгалтерский и налоговый учет. – М.; ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. - С. 743.
44. Хахонова Н.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита-Ростов Н/Д: ФЕНИКС, 2003.- С. 583.
45. Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю.Экономика предприятия: учебное пособие. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. - С. 240.
46. Юрков С.В., Юркова Т.И. Экономика предприятия: учебное пособие. - М.: 2006, - С. 119.
47. Shpyrko O. M. Methodical approach selection of the strategy of management of money flows / O.M. Shpyrko, // Проблемыэкономики, 2015. – № 2. - С. 181 - 189.
48. Sokolova N.S. Sense and content of the term «flow of money» / N.S. Sokolova // Наукаипрогресс, 2011. – № 36. - С. 306 - 309