- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Правовые основы и организация деятельности дежурной части полиции (на примере...)
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Правоохранительные органы
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Правовые основы и организация деятельности дежурной части полиции (на примере...)"?61 страница
40 источников
Добавлена 27.06.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты организации деятельности дежурной части полиции………………………………………………………………7
1.1 История развития деятельности дежурных частей полиции в России……………………………………………………………………….7
1.2 Сущность и назначение дежурных частей полиции………………..17
1.3 Правовое регулирование деятельности дежурных частей полиции........................................................................................................24
Глава 2. Практические аспекты организации деятельности дежурной части полиции (на примере деятельности 3-его отдела полиции, МВД России, межмуниципального управления Подольского)………………34
2.1 Полномочия и задачи дежурной части полиции……………………34
2.2 Порядок осуществления ведомственного контроля за деятельностью дежурной части полиции…………………………………………………40
2.3 Проблемы организации деятельности дежурной части полиции….50
Заключение………………………………………………………………..54
Список использованных источников……………………………………57
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность. В системе ОВД РФ особую и довольно значимую роль отводят дежурным частям районного, городского, линейного ОВД. Которые выступают в качестве самостоятельных структурных подразделений ОВД и предназначаются для обеспечения комплексного применения сил, а также средств ОВД для незамедлительного реагирования на каждое поступающее заявление и сообщение о преступлении и правонарушении, а помимо этого с целью обеспечения безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности.
Таким образом, от умения руководства дежурной части ОВД качественно подготавливать наряд полиции к несению службы, от постоянного взаимодействия с другими по мере надобности маневров силами и средствами, которые несут службу в районе обслуживания определенного ОВД, от своевременного реагирования на сведения по поводу совершенного преступления и так далее во многом будет зависить должный уровень общественного порядка, безопасность граждан, правильный темп общественных отношений в городе, районе и иных муниципальных образованиях. Это обуславливает значимость профессиональной и скоординированной деятельности дежурных частей ОВД, разрешение проблем возникающих в данной деятельности.
Дежурные части выступают в качестве самостоятельных структурных подразделений ОВД. Они предназначены для обеспечения комплексного применения сил и средств ОВД для быстрого реагирования на каждое поступающее заявление и сообщение по поводу преступления и правонарушения, обеспечения безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности.
На дежурные части ОВД помимо этого возложили обязанности в области сбора, обработки и передачи данных по поводу состояния оперативной обстановки в обслуживаемом районе, реагированию на ее изменение, управлению имеющимися силами и средствами. Деятельность дежурных частей будет охватывать интересы каждого подразделения полиции, которые объединены разрешением задач в области охраны общественного порядка и раскрытия преступлений, а помимо этого в области обеспечения согласованности их действий во время появления чрезвычайных обстоятельств. Организация взаимодействия подразделений ОВД, других правоохранительных органов и заинтересованных служб, это основная задача дежурных частей ОВД РФ.
При помощи сил сотрудников дежурных частей осуществляют организацию, и принятие безотлагательных мер в области раскрытия преступления по горячим следам, обеспечивают постоянное управление имеющимися силами и средствами ОВД РФ.
Правовая основа деятельности дежурных частей ОВД, как и полиции в целом, состоит из Конституции РФ , общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, Федерального закона «О полиции» , других федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и МВД РФ. Помимо этого, дежурные части ОВД в своей деятельности должны руководствоваться законодательством субъектов РФ в области вопросов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, которые изданы в рамках компетенции.
Научная разработанность. На данный момент времени существует довольно много научных работ различных авторов-правоведов, которыми исследуется тема организации деятельности дежурных частей полиции. Например, такие как: Б.Т. Базылева, А.Б. Венгерова, Ю.Ю. Ветютнева, Н.М. Колосова, Д.А. Липинского, В. Лукьянова, Н. Борисова, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко и некоторые другие, но при этом эта тематика не получает большого распространения в российской юриспруденции, на основании этого тема нуждается в дополнительном рассмотрении.
Выбор темы исследования обуславливается тем, что автор планирует связать последующую трудовую деятельность с работой в правоохранительных органах, а полученный результат детально изученного материала поможет в профессиональной деятельности.
В качестве объект исследования выступают общественные отношения, в области организации деятельности дежурной части полиции.
В качестве предмета исследования выступают положения законодательства России, которые организацию деятельности дежурной части полиции.
В качестве цели исследования выступает комплексный анализ особенностей правовых основ, и организации деятельности дежурной части полиции.
Исходя, из цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития деятельности дежурных частей полиции в России.
2. Раскрыть сущность и назначение дежурных частей полиции.
3. Проанализировать правовое регулирование деятельности дежурных частей полиции.
4. Изучить полномочия и задачи дежурной части полиции.
5. Рассмотреть порядок осуществления ведомственного контроля за деятельностью дежурной части полиции.
6. Проанализировать проблемы организации деятельности дежурной части полиции.
Методологической основой исследования является метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и последующее обобщение научных и учебных источников литературы, в которой раскрываются особенности правовых основ, и организации деятельности дежурной части полиции; метод анализа специальных литературных источников; метод системного анализа.
Новизна, практическая значимость исследования заключаются в том, что результат многоаспектного изучения норм российского законодательства, которое регулирует отношения в области организации деятельности дежурной части полиции, можно использовать во время оптимизации правотворческого процесса в обозначенном направлении, а помимо этого во время совершенствования учебной базы соответствующих учебных дисциплин и спецкурсов.
Структура исследования определена целями, а также задачами исследования. В работе содержится введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации деятельности дежурной части полиции
1.1 История развития деятельности дежурных частей полиции в России
Обращение к истокам возникновения дежурной службы органов внутренних дел вызвано необходимостью более глубокого понимания сущности и назначения данного подразделения в системе правоохранительных органов. Именно исторический анализ положительного опыта и недостатков в процессе становления дежурной службы поможет определить перспективы и тенденции ее дальнейшего развития и совершенствования.
Общеизвестно, что с возникновением государства появляется и функция охраны порядка в общественных местах. В XVIII в. в российском государстве был создан специальный орган поддержания порядка и внутренней безопасности – полиция. Задачи полиции по охране «тишины и безопасности», «порядка и благочиния», «тишины и спокойствия», «градского и сельского благочиния», «полицейского порядка», но чаще общественного или государственного порядка по своему содержанию были многогранны, а функции многообразны .
Ускорение социально-экономического развития, оживление общественно-политической жизни России привели одновременно к негативным последствиям в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности, борьбы с преступностью. Поэтому в рассматриваемый период перед полицейскими органами России возникла необходимость создания в своей структуре общедоступной, постоянно действующей службы, способной оперативно отреагировать на негативные изменения окружающей обстановки на обслуживаемой территории; службы, куда в любое время суток гражданин мог бы обратиться за помощью.
В XVIII в. отдельные функциональные обязанности, присущие сегодня дежурным частям органов внутренних дел, выполнялись различными полицейскими органами. Например, в XVIII в., согласно первому нормативному правовому акту от 25 мая 1718 г., на основе которого в России были созданы регулярные органы полиции, данная функция возлагалась на караульщиков.
В ст. 12 «Пунктов» говорилось о том, чтобы караульщиков определить с каждого двора, «дабы когда драка учинится или какой вор побежит, тогда б караульщики с двора оного поймать могли». Караульщики и патрули, задерживавшие правонарушителей, доставляли последних на съезжий двор, а затем в полицмейстерскую канцелярию .
С увеличением численности населения острее становится вопрос о безопасности движения по городским улицам. В частности, в указах 1730 и 1732 гг. констатировалось, что, несмотря на предписания ездить на лошадях «смирно» и осторожно, на людей не наезжать, многие «ездят в санях резво и не смирно, и верховые их люди перед ними необыкновенно скачут на других, наезжая, бьют плетьми и лошадьми топчут».
В связи с этим, на полицию возлагалась обязанность следить за соблюдением правил езды, виновных задерживать и, если это было в столице, приводить в полицмейстерскую канцелярию, где лакеев бить кошками, а помещиков штрафовать, о чем рапортовать в Сенат .
Одновременно возрастает количество преступных проявлений, в том числе тяжких преступлений против личности. Регулярной полиции даже в столицах приходилось вести борьбу с разбойными нападениями. Этот вывод находит свое подтверждение в докладах Петербургской полицмейстерской канцелярии того времени и именном указе императора. Например, Главная полицмейстерская канцелярия сообщала Кабинету по этому поводу следующее: разбойники обосновались в самом Петербурге – «в Лиговой, на приморских дворах» .
В 1735 г. Главная полицмейстерская канцелярия докладывала Сенату, что «воровство умножилось близ самого Петербурга и многих людей грабят и бьют», а в именном указе 1740 г. констатировалось, что «ныне не токмо в других где местах являться стали воровства, но и в самой Санкт-Петербургской крепости воры часового убили и несколько сот рублей казны покрали» .
Завершение реформы городской полиции России было ознаменовано подписанием Екатериной II 8 апреля 1782 г. «Устава благочиния или полицейского», подробно регламентировавшего полномочия и обязанности нижних чинов полиции – частных приставов, квартальных надзирателей, будочников по обеспечению «порядка и спокойствия» на улицах и площадях. Названный документ конкретизировал дежурные функции, однако ими, по-прежнему, наделялись одновременно разные полицейские органы. Так, «частный пристав …для сохранения мира и тишины… бдительно смотрит, дабы не учинилось чего в нарушении спокойства общего», для этого ему разрешалось «… непокорливого имать под стражу и представить управе благочиния». В обязанности квартального надзирателя входило мирить и разнимать малые ссоры и споры в квартале. Кроме того, ст. 40 Устава определяла управу благочиния как постоянно функционирующий орган – присутствие должно собираться в любое время при необходимости, при этом дом частного пристава в соответствии со ст. 98 «отперт днем и ночью ради слушания нужд» .
Анализ инструкций околоточным надзирателям Санкт-Петербурга (1867 г.), Киева (1875 г.) и Москвы (1906 г.) позволяет выделить следующие дежурные функции полиции по поддержанию порядка по «наружной части»:
1. назначать в дежурство городовых на подвижных постах;
2. обходить вверенные их надзору околотки по возможности чаще днем и ночью;
3. при обходе околотка осматривать, чтобы везде на улицах, тротуарах, дворах и т.д. были соблюдены порядок и чистота;
4. наблюдать за тишиной и безопасностью на улицах и прекращать всякое нарушение общественного спокойствия и благочиния;
5. присутствовать при всяком собрании народа на улицах и площадях, наблюдать за порядком на больших съездах и прекращать уличные ссоры, шум, драку и разгул и др.
Таким образом, в XIX в. дежурство также по очереди несли и городовые. Каждый из них должен был хорошо знать план обслуживаемой территории, расположение трактиров, домов, аптек и др. Для оперативности действий полиции по пресечению и раскрытию преступлений «по горячим следам» на территории части располагалось несколько «полицейских будок» - достаточно больших, отапливаемых помещений, в которых круглосуточно находился один из городовых полицейских, и мог располагаться усиленный полицейский дозор, что способствовало оперативности действий полиции по пресечению и раскрытию преступлений «по горячим следам». Околоточный надзиратель обязан был «давать знать местному дежурному городовому, куда он отправляется» .
Как показывает проведенный анализ архивных и других материалов по данной теме, функции дежурных осуществляли не только полицейские, но и дворники, ночные сторожа, которые согласно «Инструкции полицейским надзирателям при отделении по охранению общественной безопасности и порядка в Москве» обязаны были на дежурстве «лиц, совершивших какое-либо преступление или проступок, задерживать и немедленно представлять в Управление участка».
Однако уже в этот период времени русские юристы находили проблемы, связанные с недостаточной оперативностью действий полиции, устанавливали причины, связанные с плохой раскрываемостью преступлений. В XIX в., когда начинают усиленно развиваться капиталистические отношения, уровень общеуголовной преступности в стране существенно возрос.
В своей работе «Статистические этюды» П. Ткачев писал: «Ежегодно прибавлялось подсудимых на 300 человек! Это значит процент приращения преступлений за 4 года (1858-1861 гг.) равняется 7,8 или ежегодно приращения – 1,95, т.е. почти 2. Тогда как процент, по которому возрастало народонаселение… менее 1 (0,95) – т.е. вдвое». В последующие годы второй половины XIX в. темпы роста преступности стали еще больше обгонять прирост народонаселения. В 1900 г. общее число уголовных дел было на 48 процентов больше, чем в 1884 г., а население увеличилось за это время лишь на 24-25 процентов.
Еще более разительная картина наблюдалась по отдельным видам преступлений. Например, число краж и грабежей выросло в два раза, больше, чем население (на 48 процентов телесных повреждений – в семь раз (на 171 процент). Значительная часть преступлений оставалась нераскрытой. Общий уровень раскрываемости постоянно был ниже 50 процентов, и это считалось хорошим показателем. Несмотря на значительный рост преступлений, борьба с ними велась силами «наружной» полиции иследственно-судебного аппарата.
При этом, полиции отводилась лишь вспомогательная роль. Устав уголовного судопроизводства 1864 г. устанавливал, что во всех случаях, связанных с фактом преступления, полиция не должна действовать самостоятельно, а немедленно сообщать судебному следователю, принять меры для сохранения следов преступления. Ссылаясь на то, что роль полиции в раскрытии общеуголовных преступлений была весьма ограничена, один из русских юристов того времени писал: «…раз между окончанием преступления и началом действительного розыска протекает сравнительно большой промежуток времени – очевидность доказательств исчезает». Таким образом, из вышеизложенного видно, что необходимость создания постоянного штатного оперативного органа была очевидна уже в XIX.
Важной вехой в становлении дежурной службы ОВД в советский период стало утверждение Наркомом внутренних дел 5 марта 1926 г. Правил внутренней службы милиции, которыми в милиции вводилось дежурство. В разделе правил «Ответственный дежурный милиции погороду» было сказано: «Для своевременного принятия милицией зависящих мер к поддержанию в городе порядка, спокойствия и общественной безопасности, может быть устанавливаемо от милиции особое дежурство в лице ответственного дежурного и его заместителей» .
Правилами на ответственного дежурного возлагались определенные обязанности, в его ведении находились дежурная книга, книга ордеров и бланки протоколов обыска. Как видно, некоторые обязанности ответственного дежурного того времени, во многом схожи с функциональными обязанностями современной дежурной части органов внутренних дел.
Теми же правилами было определено, что «ответственный дежурный лично или через дежурного по отделению проверяет несение службы постовыми милиционерами, следит за правильным содержанием задержанных и т.д.; в случае тревоги принимает необходимые меры к тому, чтобы все подразделения и сотрудники были своевременно оповещены об этом».
В этой связи, можно согласиться с С.В. Набокой, считающим, что ответственные дежурные по милиции являлись прообразом современной дежурной части органа внутренних дел и сыграли важную роль в организации управления милицией .
В Постановлении ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. указывалось, что реорганизация милиции и уголовного розыска, с выделением милиции в самостоятельный аппарат объясняется необходимостью усиления централизованного управления ею. Этим постановлением предусматривалось объединение аппаратов милиции и уголовного розыска каждой союзной республики и управления милиции и уголовного розыска при СНК республики. 25 мая 1931 г. СНК СССР закрепил эту реорганизацию, утвердив Положение о рабоче-крестьянской милиции, которое действовало до 1962 г.
Послевоенная разруха, сложность оперативной обстановки в стране также негативно отразились на организации дежурной службы ОВД. Наряду с этим, практически сразу по окончании Великой Отечественной войны началась новая волна репрессий, из месяца в месяц набиравшая силу. Это предопределило очередную серьезную реорганизацию системы органов внутренних дел. В октябре 1949 г. решением правительства органы милиции были переданы из МВД в Министерство государственной безопасности.
Следует признать, что, несмотря на существенные организационные изменения, постоянно проводимые в стране выдвинувшие дежурные части ОВД на передний план, неоднократные попытки совершенствования их административно-правового статуса, структура и функции этой службы к началу 70-х гг. XX в. так и не были приведены в соответствие с новыми задачами органов внутренних дел.
При этом, большинство авторов едино во мнении, что в течение многих лет, вплоть до конца 1972 г., дежурная часть ОВД в силу ряда объективных и субъективных причин выступала в роли простого регистратора сообщений о правонарушениях и по существу была не способна квалифицированно реагировать на заявления и сообщения о преступлениях своевременными и решительными действиями .
С 1 января 1973 г., с введением в действие «Временного типового положения о дежурной службе органов внутренних дел» и «Временной инструкции по организации работы дежурной части отдела внутренних дел исполкома районного, городского, окружного Совета депутатов трудящихся (отделения милиции)» начался новый этап в развитии дежурной службы ОВД.
Названные нормативные правовые акты объявлялись Приказом МВД СССР от 11 декабря 1972 г. «О коренном улучшении работы дежурных частей органов внутренних дел». Что же касается дежурной службы горрайорганов внутренних дел, то требованиями этого приказа обязывалось провести реорганизацию (создание) дежурных частей в горрайорганах городов, районов с населением свыше 70 тыс. человек, а также в других городах с меньшим количеством населения, но сложной оперативной обстановкой. Дежурные части в остальных горрайорганах предписывалось создать в период 1973-1975 гг. Именно после выхода в свет этих правовых актов, наконец-то началось активное и целеустремленное формирование дежурных частей ОВД в качестве организаторов конкретных действий по обеспечению общественного порядка и раскрытию преступлений «по горячим следам».
В этот период времени руководством МВД одновременно принимались меры по улучшению работы с заявлениями и сообщениями граждан о преступлениях. Так, в 1974 г. издается Приказ МВД СССР «О мерах по дальнейшему усилению контроля за регистрацией, учетом и рассмотрением заявлений и сообщений о преступлениях». С учетом того, что регистрация заявлений и сообщений о преступлениях была и остается по сей день одной из основных функций дежурной части ОВД, можно предположить, что этот нормативный правовой акт также внес определенную лепту в совершенствование правового статуса дежурной службы горрайорганов.
Однако нельзя не заметить, что требования приказа МВД СССР 1972 г. в части повсеместного создания дежурных частей ОВД, многими руководителями МВД союзных, автономных республик, ГУВД (УВД) крайоблисполкомов бывшего СССР в установленные сроки так и не были выполнены. Это, безусловно, не означает, что «законы святы, но исполнители лихие супостаты», поскольку вновь объясняется многими объективными причинами и, в первую очередь, недостаточным финансовым и материально-техническим обеспечением ОВД.
Поэтому не случайно, п. 3.3. Приказа Министра внутренних дел СССР от 29 мая 1978 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел» требует завершить работу по созданию штатных дежурных частей во всех органах внутренних дел в течение 1979-1981 гг.
Одновременно этот приказ утверждает Положение о дежурной части отдела (управления) внутренних дел исполкома окружного, городского, районного Совета народных депутатов (отделения) милиции и Временной типовой штат дежурной части городского и сельского отдела внутренних дел. Что касается правового статуса дежурной службы ОВД, то упомянутое положение нормативно закрепило за дежурной частью ОВД роль органа оперативного управления, предназначенного для организационного обеспечения выполнения ОВД возложенных на него задач. В совокупности же с Временным типовым штатом оно немногим более чем на восемь лет вперед определило правовую основу деятельности дежурных частей горрайорганов.
Таким образом, подводя итоги, можно констатировать, что необходимость создания дежурной службы в структуре территориальных органов внутренних дел нашей страны возникла одновременно с формированием регулярной полиции в России, т.е. в конце XVII – первой четверти XVIII в. Кроме того, как было видно, после завершения реформы городской полиции России, ознаменованной подписанием Екатериной II 8 апреля 1782 г. «Устава благочиния или полицейского», часть функций современной дежурной части ОВД возлагалась на управы благочиния. Но собственно становление и развитие дежурной службы в системе органов внутренних дел неразрывно связано с созданием и развитием советской милиции, юридически этот процесс начался с утверждения Наркомом внутренних дел 5 марта 1926 г. Правил внутренней службы милиции, которыми в милиции вводилось дежурство по городу.
1.2 Сущность и назначение дежурных частей полиции
В обеспечении безопасности личности, прав и законных интересов граждан, охраны общественного порядка и общественной безопасности, оперативного реагирования на задержание лиц, совершивших преступления, большую роль играют дежурные части полиции, поскольку они обеспечивают постоянную готовность к действиям в условиях совершившихся правонарушений, происшествий и осуществляют координацию действий сил и средств обеспечения правопорядка, а также взаимодействие с другими правоохранительными органами, силами и средствами других ведомств и общественностью. Дежурная часть полиции - один из наиболее значимых элементов системы ОВД в целом.
Она выполняет исключительно сложные и ответственные задачи, упорядочивая и повышая эффективность деятельности практически всех служб и подразделений. Эффективность же работы самой дежурной части, как структурного подразделения ОВД, напрямую сказывается на результатах работы всего органа. От своевременности и качества подготовки нарядов к несению службы, организации их постоянного взаимодействия, своевременного реагирования на информацию о совершенном преступлении во многом зависит обеспечение общественного порядка, безопасности граждан, нормальной обстановки на территориях обслуживания органами внутренних дел.
Система дежурных частей, как самостоятельных структурных подразделений ОВД, включает в себя:
- дежурную часть Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- дежурные части подразделений центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- дежурные части территориальных органов МВД России на окружном уровне (Северо-Кавказский федеральный округ);
- дежурные части территориальных органов МВД России на региональном уровне (дежурные части министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации);
- дежурные части территориальных органов МВД России на районном уровне (дежурные части управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям; управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах);
- дежурные части нижестоящих территориальных органов МВД России;
- дежурные части линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
- дежурные части научно-исследовательских и образовательных организаций МВД России.
Дежурные части территориальных органов МВД России, являясь центрами оперативного реагирования, в полном объеме испытывают колоссальное давление оказываемого общественностью на правоохранительные органы. Стоит отметить, что руководством МВД России считает, что от эффективности работы дежурных частей во многом зависят результаты деятельности органов внутренних дел и в целом МВД России .
От дежурного зависит очень многое, например: своевременность прибытия следственно-оперативной группы и эффективность ее работы на месте происшествия. Так, как именно оперативный дежурный «заводит» сложный механизм расследования преступлений, руководит всеми нарядами и патрулями, которые в дальнейшем работают по плану «единой дислокации» на улицах городов и поселков. А дежурные части некоторых территориальных органов внутренних дел, кроме того, обеспечивают работу видеосистем «Безопасный город». Необходимость эффективного внедрения в населенных пунктах новых технических средств объективного контроля оперативной обстановки в общественных местах растет из года в год. В связи с этой необходимостью регулярно идет процесс замены камер и серверов на более мощные, более новые, чтобы данные хранились как можно дольше. Для обеспечения обзора не только подъездов, но и дворов, устанавливаются обзорные камеры на крышах жилых домов. Также, стоит отметить, что в настоящее время очень важно укрепить централизованное управление нарядами, которые задействованы в системе единой дислокации, а также построить четкую иерархическую структуру во главе с дежурной частью органов внутренних дел. Дежурный, обязан по-настоящему руководить нарядами, а не просто передавать тревожные сигналы по инстанциям.
Он как никто другой обязан знать формы и методы, и самое важное – алгоритм действий в той или иной ситуации и осознанно принимать решения, на основе инновационных технологий, которые сегодня имеются в органах внутренних дел.
Сотрудник дежурной части – это один из первых, к которому обращаются люди, оказавшиеся в беде. Именно поэтому основное правило работы дежурной части – вежливое, тактичное и уважительное отношение к гражданам.
Каждому человеку, обратившемуся в дежурную часть, обязательно оказывают необходимую помощь, а в случае, если вопрос или заявление не относятся к компетенции органов внутренних дел, сотрудник направляет материалы заявителя по подведомственности. Очень часто любят ругать правоохранительные органы, но, оказавшись в числе пострадавших, первым делом звонят в службу 02, и верят, надеются, ждут, что им помогут. Виднелось бы, что может быть сложного – сидит за столом оперативный дежурный и отвечает на звонки. Но на самом деле все не так просто. Обращаются в дежурную часть полиции по многочисленным, разнообразным причинам: то соседи поздно ночью шумят, или подростки во дворе хулиганят, или же паспорт потерялся. И каждый раз на все эти звонки реагирует и дает ответ дежурный.
Он может принять решение, и выслать наряд полиции или, если данное обращение не относится к компетенции органов внутренних дел, он обязан зарегистрировать данное обращение и направить данное заявление по подведомственности. В дежурную часть собирается и скапливается практически вся информация о правонарушениях, происходящих в городе и районе. И дежурный должен не только получить от человека, находящегося порой на грани истерики или нервного срыва, какие либо первичные сведения, но и принять решение о дальнейших действиях, отделить важные факты и детали реального преступления от зачастую достаточно большого эмоционального накала. В связи с вышеперечисленными фактами в дежурной части работают наиболее опытные сотрудники, имеющие большой стаж оперативной и административной службы .
От умения оперативного дежурного вовремя принять правильное решение зависит очень многое. В голове, дежурному необходимо держать и постоянно анализировать очень большой объем информации: начиная от маршрутов движения и местонахождения патрулей и заканчивая тем, какие действия необходимо предпринять в случае поступления сигнала о совершении преступления. От того, насколько оперативно сработает дежурная часть, во многом зависит исход дела, ведь некоторую часть преступлений можно раскрыть лишь по «горячим следам». Дежурная часть работает круглосуточно, а это нелегкий и опасный труд. В каждом районе города или поселка есть действующая дежурная часть, и ее сотрудники в любое время суток обязаны полноценно выполнять все возложенные на них обязанности. Сотрудники дежурной части, которые несут службу в этом подразделении, не выслеживают преступников, и не участвуют в опасных погонях, но часто именно от их профессионализма, правильности и быстроты действий зависят здоровье и жизнь потерпевших, поиск и задержание правонарушителей, раскрытие преступлений. Получив тревожное сообщение, в зависимости от ситуации, дежурный в считанные секунды должен направить ближайшие наряды к месту происшествия, при необходимости вызвать «скорую» или другую оперативную службу. Ежедневно в дежурные части органов внутренних дел России поступают тысячи сообщений о преступлениях, розыске лиц и других правонарушениях. Кроме того, информация поступает по радиоканалам, телетайпу и лично от жителей, которые обращаются в полицию с заявлениями. По действиям дежурной части во многом складывается общественное мнение о работе полиции в целом. В научной статье кандидата юридических наук Шатиловича С.Н., рассматриваются проблемы повышения эффективности предупреждения нарушений законности в деятельности сотрудников дежурных частей территориальных органов МВД России.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", N 67, 05.04.1995.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.
4. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 319 - 325.
5. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию порядка, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями от 7 сентября 1990 года // СПС КонсультантПлюс.
6. Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 43/173 от 9 декабря 1988 года // СПС КонсультантПлюс.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
10. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.
11. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О противодействии коррупции" // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
12. Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" // "Собрание законодательства РФ", 16.06.2008, N 24, ст. 2789.
13. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
14. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О безопасности" // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 2.
15. Приказ МВД России от 12.09.2013 N 707 (ред. от 01.12.2016) "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 30957) // "Российская газета", N 9, 17.01.2014.
16. Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 (ред. от 09.10.2019) "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 N 34570) // "Российская газета", N 260, 14.11.2014.
17. Приказ МВД России от 30.04.2012 N 389 (ред. от 06.07.2020) "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2012 N 24696) // "Российская газета", N 156, 11.07.2012.
18. Приказ МВД России от 05.06.2017 N 355 (ред. от 30.06.2020) "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2017 N 47380) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2017.
19. Приказ МВД России от 01.02.2018 N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 N 50460) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2018.
20. Приказ МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16.01.2015 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2015 N 36499) // "Российская газета", N 65, 30.03.2015.
21. Аврутин Р.Ю. Дежурная часть как субъект управления в системе МВД России. // Актуальные проблемы административного и административнопроцессуального права. 2019. № 10. С. 509-564.
22. Гулягин А.Ю. Основы правоохранительной деятельности органов административной юрисдикции: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2014. 24 с.
23. История органов внутренних дел / Под ред. Р.С. Мулукаева. М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 38-39.
24. История полиции России / Под ред. В.М. Курицына. М.: Московская академия МВД России, 2001. С. 70-71.
25. Колениченко В.В., Шумский В.В. Роль дежурных частей территориальных органов МВД России в обеспечении правопорядка и противодействия терроризму (на примере Белгородской области) // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 1. С. 145-153.
26. Куликова Н.С. Внутриведомственный контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. – 2015. – № 4. – С. 55–61.
27. Катаева О.В. Современные проблемы организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России на транспорте / О. В. Катаева, А. Н. Александров // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2019. – № 1. – С. 12–16.
28. Лукашов В.А. Организация первоначальных оперативно-розыскных мер раскрытия преступлений: Уч. пособие. Киев: КВШ МВД СССР, 1981. С. 25-26.
29. Набока С.В. Развитие штабной функции в деятельности центрального аппарата НКВД РСФСР по охране общественного порядка и борьбе с преступностью (1917-1930 гг.): Дисс. … канд. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1981. С. 155.
30. Органы внутренних дел Российской империи. Т. 1 / А.В. Борисов, А.И. Миронов, В.И. Полубинский и др. М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 57-58.
31. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для СПО / под ред. Ю. Е. Аврутина. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Издательство Юрайт, 2018. 185 с.
32. Пчелинцев, С.С. Реализация принципа законности на государственной службе в контексте правового государства: конституционно-правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. – Москва, 2010. – 24 с.
33. Пункты, данные Санкт-Петербургскому Генерал-полицмейстеру // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). 1-е изд. Т. 5. № 3203.
34. Российское законодательство X-XX вв. В 9-ти т. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М.: Юрид. лит-ра, 1978. С. 332.
35. Соломатина, Е.А., Сосновская, Ю.Н. К вопросу о ведомственном контроле за деятельностью полиции // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2015. – № 10. – С. 57–64.
36. Супрун, С., Шевченко, Ю. Доставление лиц, совершивших административное правонарушение или преступление, в органы внутренних дел и их задержание / С. Супрун, Ю. Шевченко // Уголовное право. – 2015. - № 2. – С. 36 - 40.
37. Толдиев А.Б. Какой должна быть современная дежурная часть органов внутренних дел? / А. Б. Толдиев // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2014. – № 3 (29). – С. 127–132.
38. Тырышкин, В.В., Миронов, Е.В. Организация управления в органах внутренних дел: учебное пособие / В.В. Тырышкин, Е.В. Миронов. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2020. – 63 с.
39. Шатилович С.Н. Повышение эффективности предупреждения нарушений законности в деятельности сотрудников дежурных частей территориальных органов МВД России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. №12. С. 79-85.
40. Шатилович С.Н. Повышение эффективности предупреждения нарушений законности в деятельности сотрудников дежурных частей территориальных органов МВД России // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2017. – № 3 (41). – С. 79–85.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней