- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Проектирование музейных педагогических программ для школьников на базе ГМЗ петергоф
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Педагогика
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Проектирование музейных педагогических программ для школьников на базе ГМЗ петергоф "?70 страниц
43 источника
Добавлена 27.06.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Роль музейной педагогики в образовательно-воспитательном процессе начальной школы………………………………………………...
6
1.1. Музейная педагогика в экологическом воспитании младших школьников………………………………………………………………….
6
1.2. Особенности проектирования музейно-педагогических программ для младших школьников…………………………………………………..
13
2. Современные способы проектирования музейно-педагогических программ для младших школьников на примере ГМЗ Петергоф……….
23
2.1. Характеристика образовательного центра «Новая ферма»…………. 23
2.2. Разработка и экономическое обоснование музейно-педагогической программы «Мы – экологи!» для младших школьников………………...
31
Заключение………………………………………………………………….. 51
Список использованной литературы……………………………………… 54
Приложения………………………………………………………………… 58
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. В современных условиях, в связи с формированием новых стандартов образования, наряду с движущимся прогрессом в области учебно-воспитательного процесса наиболее актуальным становится проблема воспитания всесторонне-развитого человека, способного адаптироваться к динамично меняющимся условиям окружающей среды, оперативно переключаться на новые области и сферы деятельности. Ориентация социума на всеобщую гуманизацию подразумевает решение множества проблем в области обучения и воспитания, а также создание оптимальных условий для развития и формирования личности ребенка. Существенная роль в образовательно-воспитательном процессе принадлежит музеям, так как в силу своей специфики музей, как учреждение культуры, обладает достаточно серьезным потенциалом, необходимым для развития познавательной активности, творческих способностей, социализации в процессе воспитания подрастающего поколения.
Согласно образовательным стандартам, экологическое воспитание детей является одной из приоритетных областей школьного образования, которая подразумевает развитие у ребенка ценностно-смыслового восприятия окружающей среды и понимания важности ее сохранности, а также становление эстетического отношения к окружающему миру. С учетом возможности современных музеев в развитии детей младшего школьного возраста, наряду с педагогическими условиями по развитию экологического воспитания, особую значимость приобретает музейная педагогика. Таким образом, для современной системы российского образования становится актуальным формирование единого образовательного пространства, включающего интеграцию стандартных образовательных программ и музейную педагогику.
В. А. Новожилова, Т. Н. Панкратова, Б. А. Столяров, Т. В. Чумалова рассматривали музейную педагогику в качестве науки о процессах изменения внутреннего образа личности специфическими методами и средствами, которые обеспечиваются разнообразными формами музейной деятельности.
Образовательно-воспитательный процесс музейной деятельности обоснован в трудах Н.П. Макарова, М.Б. Гнедовского, Н. Кульчинской и др. Эстетические функции музейной педагогики описаны в работах М.Б. Гнедовского, В.Ю. Дукельского, Н.А. Никишина, Т.П. Полякова, М.Ю. Юхневич и др.
Использование музейной педагогики в воспитании социальной ответственности у детей младшего школьного возраста охарактеризовано в работах И.М. Реморенко, И.А. Шпаченко, И.Н. Микулан.
Г.В. Вишина в своих исследованиях доказала необходимость развития музейной педагогики в системе дополнительного образования и разработала новые задачи музейного педагога в алгоритме ДОУ – школа – ВУЗ.
Однако несмотря на значимость музейной педагогики в образовательно-воспитательном процессе личности, вопросы экологического воспитания младших школьников средствами музейной педагогики изучены недостаточно. В практической деятельности также отмечается недостаточное использование потенциала музейной педагогики в целях экологического воспитания обучающихся, так как большинство педагогов недооценивают образовательно-воспитательные функции музеев в экологическом воспитании детей, музей воспринимается в качестве хранилища древних ценностей и артефактов, которые способствуют развитию познавательной активности ребенка. Только понимание специалистами специфики музейной педагогики, в качестве интегрального метода и универсального способа воздействия на личность в воспитательно-образовательных целях, будет способствовать более продуктивному сотрудничеству между образовательными учреждениями и музеями. Данный аспект обусловливает необходимость разработки новых методов экологического воспитания младших школьников на базе музейных педагогических программ.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать музейно-педагогическую программу, способствующую экологическому воспитанию младших школьников.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
1. Рассмотреть роль музейной педагогики в образовательно-воспитательном процессе начальной школы.
2. Изучить особенности музейной педагогики в экологическом воспитании младших школьников.
3. Исследовать особенности проектирования музейных педагогических программ для младших школьников.
4. Разработать и экономически обосновать музейно-педагогическую программу для младших школьников, направленную на экологическое воспитание, на базе Детского Образовательного Музейного Центра «Новая ферма» ГМЗ «Петергоф».
Объект исследования: процесс экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методы и формы музейной педагогики в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная музейно-педагогическая программа может использоваться на практике образовательными учреждениями и музеями с целью экологического воспитания младших школьников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
Глава 1. Роль музейной педагогики в образовательно-воспитательном процессе начальной школы
1.1. Музейная педагогика в экологическом воспитании младших школьников
В настоящее время, в связи с ориентацией на всеобщую гуманизацию, экологическая проблематика становится неотъемлемой частью общего образования, основная цель которой заключается в формировании духовной культуры личности и ее сопричастности к сохранности окружающего мира. Экологическое воспитание в образовательном процессе подразумевает формирование у обучающихся взглядов и убеждений, способствующих бережному отношению к природе и окружающему миру, переход от простой подачи знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в социуме, к готовности действовать и жить в динамично меняющихся условиях, учиться предвидеть возможные последствия совершаемых действий.
Важная роль в процессе формирования экологического сознания и экологической культуры принадлежит музеям, которые оказывают воспитательное воздействие на личность, создавая определенную социокультурную развивающую среду, посредством которой человек через мир предметов знакомится с антропогенным воздействием на природу и получает набор базовых знаний и реальных представлений о флоре и фауне планеты Земля.
Рассматривая музей в качестве учреждения дополнительного образования, возникает необходимость в существовании музейной педагогики. Понятие «музейная педагогика» впервые было введено в научную среду в начале ХХ века в Германии учеными А. Лихтварком, А. Рейхвеном и Г. Фройденталем. Ученые трактовали музейную педагогику как практическую деятельность, ориентированную на работу с общеобразовательными учреждениями, рассматривая посетителей музеев как участников культурного диалога. А. Лихтварк и его последователи определили и обосновали посредническую деятельность сотрудника музея (экскурсовода), который помогает посетителю музея в общении с представленными музейными предметами и произведениями искусства, основываясь на визуализации и формируя необходимое представление о музейном экспонате и отношение к окружающему миру.
В дальнейшем, в 60-е годы ХХ века, музейная педагогика признается специальной музееведческой научной отраслью и официально оформляется ведущими мировыми экспертами-музеологами. Просветительская и культурно-образовательная деятельность музейной педагогики носила практический характер, что явилось причиной прикладных исследований в данной области, способствующих стремительному развитию музейной педагогики [15, c. 54].
В России музейная педагогика как отдельная отрасль науки стала рассматриваться в 70-х годах ХХ века. В данный период отечественные искусствоведы и музееведы пришли к общему мнению о необходимости создания данной научной дисциплины, которая находится на стыке нескольких гуманитарных наук и имеет практическую значимость в образовательно-воспитательном процессе, культурной и просветительской деятельности направленной на социум.
Б. Столяров, изучая музейную педагогику, отмечал, что данная дисциплина является разделом педагогики и включает в себя научно-практическую деятельность по передаче культурного опыта и научных знаний посредством педагогического процесса в условиях музейной среды [34, c. 12].
А.В. Бакушинский, анализируя образовательную деятельность, осуществляемую музеем, отмечал необходимость учета возрастной специфики посетителя, который выступает в первую очередь партнером, а не объектом воздействия. На основании данного заключения ученый считал, что экскурсоводы музея оказывают большое влияние на культурное развитие личности младших школьников. В связи с данным аспектом, Бакушинским были установлены три неотъемлемых условия в работе экскурсоводов музея:
1. Знать особенности возрастной психологии при работе с детской и подростковой аудиторией.
2. Умение лично прочувствовать музейный предмет.
3. Владеть достоверными знаниями об историческом происхождении музейного предмета [4, с. 48].
Под музейным предметом понимается извлеченный из реальной жизни предмет, который представляет определенную музейную ценность, включенный в музейное собрание и способный к длительному хранению [13, с. 46]. В свою очередь, большинство ученых делают акцент на подлинности музейного предмета, характеризуя его аутентичным источником, который дает знания и вызывает определенные эмоции, также подчеркивается, что это движимый объект реальной действительности. Иными словами, музейный предмет является основой всей музейной деятельности, без которого исчезает вся специфика музея.
Основная сущность музейного предмета широко рассматривается через его свойства. В настоящее время не существует однозначного взгляда на основные свойства, функции и ценности музейного предмета, поэтому в литературе существует множество трактовок, однако учеными единогласно выявлено три основных свойства музейного предмет
Согласно рисунку, основными свойствами музейного предмета выступают:
1. Информативность.
Данное свойство основано на том, что музейные предметы способны воплощать и отражать процессы, происходящие в природе и обществе в различные периоды времени. Важными для понимания приро¬ды музейного предмета являются понятия информационного потенциала и информационного поля предмета. Таким образом, музейный предмет выступает в качестве источника сведений о процессах и явлениях, которые происходили либо происходят в обществе, а также характеризует особенности эпохи, в которой он находился. Все информационные свойства, которые несет в себе музейный предмет принято считать информационным потенциалом. В свою очередь, информационный потенциал состоит из трех основных компонентов:
а) внешних характеристик предмета (цвет, размер, материал).
б) информации, зафиксированной предметом как ее носителем (рисунки, знаки, клеймо).
в) информации о его происхождении (среда обитания, период существования, информация о процессе взаимодействия в культурной и природной среде).
Таким образом, три основных свойства музейного предмета аттрактивность, экспрессивность и ассоциативность способны вызывать у посетителя эмоции, информативность и репрезентативность способны отражать действительность в предмете. В совокупности все данные свойства способствуют обретению предметом музейного качества – качества «музейности», который в свою очередь является ключевым понятием в музейной педагогике.
Е.Г. Ванслова в изучении музейной педагогики акцентировала внимание на вопросе дополнительного образования, при котором использование музейного предмета в музейной педагогике будет способствовать творческому воспитанию личности, а также созданию определенной системы ценностей, в основу которой будут заложены не материальные ценности, а личностные отношения. По мнению ученого, ребенок будет вовлечен в культурную сферу, в связи с чем роль педагога будет увеличиваться [7, c. 46].
В настоящее музейная педагогика рассматривается как неотъемлемая часть общеобразовательного процесса, большинство педагогов образовательных учреждений активно сотрудничают с музеями с целью закрепления знаний по предметам школьной программы и воспитания необходимых личностных качеств присущих социальной общности.
Формирование у младших школьников основ экологической культуры базируется на использовании определенных методов и форм педагогической деятельности, а также создания условий, необходимых для регулярного общения детей с объектами природы. В решении данного вопроса ведущая роль отводится музеям, в которых возможно использование разнообразных видов познавательной, воспитательной, а также научной деятельности.
К. Андерсен отмечает, что привитие экологической культуры музейными средствами способствует формированию ценностных ориентаций, а также выработку стереотипов поведения общества и каждого индивида в отношении окружающей среды. Ученый таже подчеркивал, что образовательная среда в естественнонаучных музеях создает благоприятные условия для развития творческой активности детей, способствует воспитанию гуманизма и формирует представления о нравственно-эстетических нормах поведения в природе и обществе [41, c. 72].
С данной точкой зрения соглашаются педагоги-экологи: Э.В. Венгерова, И.В. Иксанова, О.А. Гвоздева и др., отмечая, что знания, полученные в ходе музейной экскурсии или занятия, гораздо лучше усваиваются детьми. Педагоги подчеркивают, что специфика работы музея позволяет объединить в единое целое информацию по нескольким учебным дисциплинам: истории, биологии, естествознанию, экологии, краеведения, географии, а также позволяет рассмотреть с исторической точки зрения все процессы, возникающие в природе и жизнедеятельности человека. В результате, благодаря такой интеграции, дети усваивают степень воздействия человека на развитие природы и осознают необходимость сохранения окружающей среды [41, c. 110].
Таким образом, музеи выступают в качестве социальных институтов, которые осуществляют воспитательное воздействие на школьную аудиторию, вне зависимости от их возраста.
Экологического воспитание младших школьников на базе музейных экспозиций осуществляется посредством:
1. Многообразия редкого материала, систематизированного согласно экологической тематике, способствует наглядному представлению естественных биологических процессов, происходящих в окружающей среде.
2. Информирования обучающихся об истории возникновения и культуре жизни на земле согласно представленных экспонатов, подлинность, уникальность и ценность которых способствует наглядности и достоверности, а также способствует эффективному усвоению знаний.
Основными целями музейной педагогики в экологическом воспитании младших школьников является:
1. Создание оптимальных условий для формирования экологической культуры младшего школьника.
2. Вовлечение каждого обучающегося в педагогический процесс, подразумевающий активизацию познавательной деятельности.
3. Организация групповой работы при разборе разнообразных экологических проблем и поиску их решения.
4. Воспитание любви к природе и родному краю [41, c. 197].
Согласно общим целям и задачам экологического воспитания младших школьников, педагоги образовательных учреждений и музееведы проводят совместную работу, которая включает исследовательскую деятельность среди школьников во главе с педагогом, выполнение групповых и индивидуальных заданий, презентацию своих групповых работ и участие в экологических выставках и мероприятиях, проводимых музеями.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что музейная педагогика выступает в качестве отдельной ветви научного познания, которая базируется на основах педагогики, психологии и музееведения, в связи с чем разрабатываются практические методики, направленные на передачу посетителям определенного опыта в условиях музейной среды. Современная музейная педагогика, помимо традиционных экскурсионных программ, выделяет новые инновационные технологии в работе с учениками образовательных учреждений, посредством которых закрепляются полученные на уроках знания и происходит культурное воспитание будущего поколения. Экологическое воспитание младших школьников посредством музейной педагогики не должно ограничиваться экскурсией и наглядным показом экспонатов, учащиеся должны быть вовлечены в процесс познания окружающей действительности, стать ее частью и осознавать последствия собственной деятельности в отношении природных ресурсов.
1.2. Особенности проектирования музейно-педагогических программ для младших школьников
Согласно исследованию, проведенному в п. 1.1. настоящей работы, было установлено, что музейная педагогика, как отдельная научная система музеелогии, способствует культурному, нравственному, патриотическому, экологическому воспитанию личности в рамках образовательного процесса. Данный аспект обусловливает инновационное развитие системы образования, ориентированное на сотрудничество школ и музеев, которые уже не воспринимаются учащимися в качестве хранилища артефактов, музеи становятся ступенью учебной программы, подразумевающей выполнение дополнительных заданий и упражнений, направленных на укрепление знаний по школьным дисциплинам посредством специально разработанных музейно-педагогических программ.
Согласно Б.А. Столярову, музейно-педагогическая программа представляет собой целенаправленно спроектированную последовательность форм музейно-педагогической деятельности и способствует формированию эстетиче¬ски развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями личности, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни, смены концеп¬ций и ментальности. Автор подчеркивает, что музейно-педагогические программы основаны на тесном взаимодействии музейного педагога и школьного педагога и способствуют развитию у обучающихся визуального мышления, самостоятельности суждений, творчески-активного отношения к окружающей среде. Обеспечивая поэтапное и последовательное развитие личности, музейно-педагогические программы являются основой моделирова¬ния системы взаимодействия музея и системы образования и проектируются с учетом возрастных особенностей обучающихся [35, с. 140].
При проектировании музейных педагогических программ для младших школьников необходимо учитывать не только возрастные, но и психологические особенности детей.
К младшим школьникам относятся дети в возрасте от 6 до 12 лет, для которых учеба на данном жизненном этапе является ведущей деятельностью. Именно учебный процесс предопределяет важные изменения, которые происходят в психике ребенка в данный временной промежуток. В рамках учебной деятельности формируются психологические новообразования, которые характеризуют особо значимые достижения в развитии младших школьников и выступают в качестве фундамента, обеспечивающего развитие на последующем возрастном этапе.
В учебе, как правило, младшие школьники покладисты, для них характерно стремление и беспрекословное подчинение авторитету. Дети прилежно выполняют требования учителя, не вступают в споры, доверчивы, стараются копировать преподавателя в интонации, действиях и поступках. Для ребенка данного возраста характерна направленность на внешний мир. Учебная деятельность в этот возрастной период становится основной деятельностью, которая стимулирует развитие таких психических процессов как ощущение и восприятие. Младшие школьники в отличие от детей старшего школьного возраста отличаются слабостью произвольного внимания. Поэтому особенно важно учитывать, что держать внимание под контролем на начальном этапе обучения возможно только посредством волевого регулирования. Следует отметить, что игровая деятельность с появлением учебной не исчезает из жизни ребенка и по - прежнему является способом развлечения [20, с. 44].
Таким образом, можно прийти к заключению, что психологические особенности детей младшего школьного возраста заключаются в становлении и проявлении психологических новообразований, включающих осознанность всех психических процессов, а также их произвольность и опосредованность, которая связана с усвоением ребенком научных знаний, осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. В этот возрастной период интенсивно формируются практически все интеллектуальные, социальные и нравственные качества.
Создавая музейную педагогическую программу, ориентированную на данный возрастной сегмент, необходимо учитывать вышеперечисленные возрастные особенности. При разработке методики программы, важно иметь ввиду, что у младших школьников не сформировано представление о временном пространстве, настоящее время и сиюминутные впечатления для них наиболее интересны и значимы, мир эмоций выходит на первый план. Таким образом, чтобы программа вызывала интерес и была продуктивной, необходимо создавать ситуации, которые способствуют личным переживаниям. При этом, по мнению Л.М. Шляхтиной, создавая педагогические программы, музейный педагог должен продумывать оптимальную форму работы с аудиторией и учитывать основные задачи музейной педагогики:
1. Информирование.
Является первоочередной задачей музейного педагога и подразумевает тщательный отбор информации для составления программы, которая не должна быть перегружена фактами и деталями. От качества музейной информации, ее доступности и выразительности зависит дальнейшее развитие контакта с аудиторией.
2. Обучение.
Включает передачу и усвоение знаний, а также формирование понимания взаимосвязи изучаемых объектов к историческим эпохам и осознания своей причастности к современной культуре и ответственности за свои действия в процессе музейной коммуникации.
3. Развитие творческих начал.
Подразумевает использование потенциала музея для выявления и развития творческих способностей личности. [40, с. 178].
Таким образом, создание музейно-педагогической программы достаточно сложный и трудоемкий процесс, включающий ряд последовательных этапов (рисунок 2), подразумевающих учет совокупности требований к проведению педагогических занятий в музее, разработанных Г. Фройденталем и использующихся в настоящее время:
1. Каждое посещение музея является знанием, которое имеет конкретную цель (учебную, развивающую, воспитательную).
2. Учитель и дети должны осознавать серьезность посещения музея, предварительно готовиться к нему на школьных занятиях.
3. Исключить обзорные экскурсии из педагогической программы в связи с утяжелением нагрузки на сознание ребенка.
4. Итогом музейной педагогической программы должно выступать творческое задание (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей, поделок и т.д.)
Следует отметить, что при проектировании музейно-педагогических программ, особое внимание уделяется созданию эффективного коммуникативного процесса между музейным педагогом и целевой аудиторией. Музейная коммуникация представляет собой интеграцию трех позиций, которые обеспечивают существование музейной культуры:
1. Позиция творца (писатель, художник, ученый, природа и т.д.), того, кто является производителем элементов культуры, претендующих на статус музейной культуры.
2. Позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы.
3. Позиция музейного педагога.
Таким образом, при проектировании музейных педагогических программ в основу закладывается личностно-деятельностный подход к детям и педагогика сотрудничества, тем самым многообразие экскурсионных тем и право свободного выбора не представляет собой урок, а является его дополнением, создавая условия для самоактуализации личности и ее социализации. В данном случае позиция музейного педагога заключается не только в проведении экскурсии по музею с краткой характеристикой музейных предметов, но и подразумевает диалог с посетителями, который должен способствовать пробуждению у них творческой активности и инициативы к самостоятельному поиску информации, в таких моментах музейный педагог играет роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает в качестве посредника между творцом и посетителем, который воспринимает созданный им музейный предмет [10, c. 84].
Таким образом, выбор формы работы при проектировании музейных педагогических программ для младших школьников базируется на принципе активности ребенка, который является основным в дидактике. Следует отметить, что творческая активность не возникает самостоятельно, а проявляется вследствие целенаправленных управленческих педагогических воздействий в организации педагогической среды в музее, а также применяемых технологиях в процессе занятий. Каждая технология обладает средствами, способствующими проявлению творческой активности учащегося, в отдельных случаях технологии составляют основу идеи педагогического занятия и влияют на эффективность результатов.
В настоящее время наиболее востребованным методом в музейных педагогических программах, разработанных для младших школьников, является проектная деятельность. При организации проектной работы также учитываются возрастные и психологические особенности школьников, выбираются темы согласно учебной деятельности и близкие к ним. Основной задачей проектной деятельности выступает развитие мотивации включения в самостоятельную работу, которая находится в области познавательных интересов целевой аудитории или находится в зоне их ближайшего развития. длительность проекта ограничивается 7-14 днями и проводится во внеурочное время, либо при помощи сдвоенных уроков. План заданий проектного занятия должен затрагивать такие аспекты, при которых дети в полной мере могли бы овладеть приемами проектирования, и исследования как общенаучными умениями, например, целесообразно и эффективно включать в занятия прогулки-наблюдения, краткосрочные познавательные экскурсии, подготовку презентации с приглашением на показ родителей, работу с различными источниками текстовой информации [24, с. 45].
Занятия по формированию проектной и научно-исследовательской деятельности при помощи элементов музейной педагогики рекомендуется включать в образовательную программу со 2-го класса, в последующем возможно составление обучающимися самостоятельного проекта или исследования в рамках школьного предмета во время урочного времени.
На основании вышеизложенного, можно прийти к заключению, что необходимость музейной педагогики в воспитании младших школьников вызывает подход к музею как к учреждению дополнительного внеклассного образования. Все музейные педагогические программы базируются на интеграции музеелогии, педагогики и психологии. При проектировании музейных педагогических программ для младших школьников учитываются возрастные и психологические особенности детей, а также разнообразие форм и методов проведения занятий, которые реализуются в перспективной модели «школа – музей – школа» и позволяют рассматривать проектный метод занятий в качестве ведущей формы образовательной деятельности в рамках музейной педагогики. Педагог-экскурсовод при этом выступает в качестве «проводника» в культурное поле музея и осуществляет образовательную деятельность наряду с общеобразовательными задачами по развитию познавательной активности ребенка и его способности к интеграции с окружающей действительностью, осознанию ответственности за свои действия и решения задач по формированию устойчивой потребности и навыков общения, взаимодействию с памятниками культуры, истории, природы и музеем.
Применение музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе младших школьников может реализовываться как массовыми и групповыми, так и индивидуальными занятиями, которые должны быть информативными, интерактивными и должны иметь конечную задачу – выполнение творческого задания, которое будет способствовать укреплению знаний по определенной школьной дисциплине.
2. Современные способы проектирования музейно-педагогических программ для младших школьников на примере ГМЗ Петергоф
2.1. Характеристика образовательного центра «Новая ферма»
Согласно исследованию, проведенному в главе 1 настоящей работы, музейная педагогика выступает в качестве инновационной технологии личностного воспитания детей, которая создает условия для погружения личности в сознательно созданное предметное окружение. В широкой системе факторов, формирующих предметное окружение и обеспечивающих преемственность нравственного и культурно-исторического развития, особое место принадлежит специфике музея.
ГМЗ «Петергоф» в настоящее время является крупнейшим и самым посещаемым музеем-заповедником, находящимся на территории Российской Федерации. Развитая транспортная инфраструктура способствует доступности посещения музея и насчитывает порядка 4 млн. посетителей в период летнего сезона и около 2,5 млн. в зимний период времени. Современный «Петергоф» — это образовательный центр, развивающийся в инновационной концепции музейного дела и имеющий достаточно богатый историко-культурный потенциал. Площадь музея, наличие различных зданий, сооружений, центров позволяет разрабатывать и реализовывать музейно-педагогические программы, ориентированные на реализацию широкого спектра направлений музейной деятельности и различную целевую аудиторию.
Одним из наиболее популярных центров ГМЗ «Петергоф», осуществляющих образовательную практику юных посетителей, является «Новая ферма», располагающаяся в парке «Александрия», в историческом здании бывшей императорской фермы, которое было построено в 1853 году согласно проекту А. Штакеншнейдера.
«Новая ферма» является детским музейным центром ГМЗ «Петергоф», в 2015 году музею присвоен статус образовательного центра. Первое место в перечне приоритетных задач развития музейного центра «Новая ферма», занимает разработка педагогических программ, направленных на укрепление базовых знаний учеников общеобразовательных учреждений, что свидетельствует о понимании руководства ГМЗ «Петергоф» важности взаимодействия с педагогами школ в организации внеклассной факультативной деятельности детей. С 2015 года проводится регулярная модернизация обслуживания посетителей «Новой фермы» посредством расширения перечня интерактивных музейно-педагогических программ, ежегодно разрабатывается и внедряется четыре программы, рассчитанные на разную возрастную школьную аудиторию.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Аксенова П.В. Музейная экскурсия как форма экологического воспитания дошкольников // Самарская Лука. – 2018 - №6. – С. 10.
2. Алексина Е.Ю. Роль патриотического воспитания в формировании молодого поколения / Е. Ю. Алексина // География и экология в школе XXI века. – 2015 - № 4 – С. 8-10.
3. Артемов Е.Г. Музейно-педагогические технологии / Е.Г. Артемов. – М.: КНОРУС, 2018. – 32 с.
4. Бакушинский А.В. Избранные искусствоведческие труды / А.В. Бакушинский. – М.: Гриф УМО ВО, 2020. – 345 с.
5. Бычкунова Е.Б. Методические рекомендации по формированию практических навыков учащихся в курсе эколого-географического краеведения с учетом ФГОС: методическое пособие / Е.Б. Бычкунова. – Саратов: Новая книга, 2015. – 188 с.
6. Ванслова Е.Г. Культура и дети. Взгляд музейного педагога / Е.Г. Ванслова. – М.: Агентство «Мегаполис», 2016. – 125 с.
7. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика и культура / Е.Г. Ванслова // Мир музея. – 2005. - № 8. – С. 46.
8. Владимиров В.И. Школьные музеи и преподавание регионального компонента / В.И. Владимиров // Преподавание истории в школе. – 2002 - № 2 – С. 64-66.
9. Воронова Е.В. Музейная педагогика: практики дополнительного образования детей: методические рекомендации / Е. В. Воронова. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. — 99 с.
10. Гашук Е.А. Технология музейной педагогики / Е.А. Гашук. – Волгоград: Учитель, 2018. – 181 с.
11. Гетманская Е. В. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. – 2007 - N 1 - С. 45-46.
12. Иванова Н.П. Музейная педагогика / Н.П. Иванова. – М.: Гриф, УМО ВО, 2020. – 223 с.
13. Иванова С.В. Пути развития музейной педагогики / С.В. Иванова. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. – 72 с.
14. Иванова С.В. Музейная педагогика как область педагогической науки / С.В. Иванова. – М.: ФГНУ ИТИПП РАО, 2014. – 102 с.
15. Каченя Г.М. Музейная педагогика / Г.М. Каченя. – М.: КНОРУС, 2015. – 130 с.
16. Копелянская Н. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / Н. Копелянская. – М.: ЭКСМО, 2015. - 176 с.
17. Котс А.Ф. Собрание сочинений. Том 1. Массовый музей и массовый зритель / А.Ф. Котс. – М.: Государственный Дарвинский Музей, 2013. – 217 с.
18. Кузнецова М.В. Роль музеев в экологическом воспитании школьников / М.В. Кузнецова // Молодой ученый. – 2017. - № 10. – С. 1045-1050.
19. Лукашева Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 29-31.
20. Максимова Л.А. Психология детей младшего школьного возраста / Л.А. Максимова. – ФГБОУ ВО УрГПУ, 2018. – 109 с.
21. Милованов К.Ю. Музейная педагогика как научная дисциплина: генезис, этапы становления, основные тенденции развития / К.Ю. Милованов. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. – 22 с.
22. Митриковская М.С. Музейная педагогика в школе / М.С. Митриковская // Молодой ученый. – 2016. № 9. – С. 1154-1157.
23. Михайлова О.В. Формы и методы краеведческой работы в исследовательской деятельности учащихся / О.В. Михайлова // Одаренный ребенок. – 2015 - № 2 – С. 59-63.
24. Морозова А.Н. Музейная педагогика. Из опыта методической работы / А.Н. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 416 с.
25. «Музейная педагогика», творческая лаборатория: Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. № 4. – 2003. – 196 с.
26. Мясцова В.И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития учащихся / В.И. Мясцова // Начальная школа. – 2006 - № 7 – С. 83-86.
27. Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее / О. Л. Некрасова-Каратеева. – М.: КНОРУС, 2015 – 207 с.
28. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Атриум, 2016. – 145 с.
29. Пиотровский М. Философия музея. Учебное пособие / М. Пиотровский. – М.: Инфра-М, 2014. – 225 с.
30. Сапанжа О.С. Стратегии коммуникационных процессов современного музея / О.С. Сапанжа //Молодой ученый. – 2017. № 7. – С. 1120-1127.
31. Сафонов А.А. Музееведение / А.А. Сафонов. – М.: Гриф, УМО ВО, 2020. – 300 с.
32. Соколова М.В. Педагогика дополнительного образования. Школьные музеи / М.В. Соколова. – М.: Гриф УМО ВО, 2020. – 245 с.
33. Соколова М.В. Музейная педагогика / М.В. Соколова. – М.: Гриф УМО ВО, 2020. – 151 с.
34. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. Пособие / Б.А. Столяров. — М.: Высшая школа, 2004. — 216 с.
35. Столяров Б. А. Мир музея: образовательная программа: методические рекомендации / Б. А. Столяров. – Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей». – СПб.: ГРМ, 2019 – 480 с.
36. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетенции / С.Л. Троянская. – М.: Инфра-М, 2015. – 131 с.
37. Фроденталь Г. Музей – народное образование – школа / Г. Фроденталь. – М.: Атриум, 2014. – 345 с.
38. Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001 – С. 30-34.
39. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика / Л.М. Шляхтина. – М.: Высшая школа, 2009. – 187 с.
40. Шляхтина Л.М. Музейный предмет как объект культуры: актуальные проблемы интерпретации / Л.М. Шляхтина // Рубежи памяти. – СПб.: РХГА, 2015. – С. 178-190.
41. Экологическое образование и воспитание в России // Вестник образования России. – 2017 – №5. – С. 15.
42. Экологическое образование музейными средствами. Сборник статей и методических материалов. – Саратов: Изд-во Локатор, 2016. – 247 с.
43. Сайт ГМЗ Петергоф. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://peterhofmuseum.ru (дата обращения 23.10.2020).
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней