Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную духовно-нравственную сферу жизни общества.
В связи со вступлением в силу ФГОС ДО, актуализировались сфера духовно-нравственного воспитания личности, вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций дошкольников [4]. Именно они оказываются в наиболее затруднительном положении, так как их мир восприятия осуществляется в тех ситуациях, когда прежние ценности отвергнуты, а новые ещё не полностью определены. Что ценит человек? То, что связано с его внутренней духовно-нравственной сферой. К чему стремится? К истине, добру и справедливости.
В рамках данной работы делаем больший акцент на нравственной культуре личности, так как нравственность общества, нравственное воспитание, гуманизация отношений являются актуальными в современное время.
Особое значение в деле передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей придается нравственному воспитанию дошкольников. В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное личностное развитие, у детей совершенствуется мыслительная деятельность, развивается способность к произвольному управлению своими действиями и поведением. В старшем дошкольном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования различных этических представлений. Согласно утверждениям российских ученых, старший дошкольный возраст выполняет большую роль во всестороннем развитии индивида, является таким периодом формирования личности, необходимым для его развития. Цель воспитания и образования дошкольников предоставить каждому ребёнку базовое образование, основы нравственной культуры.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников сегодня является одной из приоритетных педагогических задач [2]. От решения данной проблемы зависит не только благополучие будущих семей, но и общества в целом. Следует отметить, что, на сегодняшний день, усиливается воспитательный аспект работы на всех ступенях образования.
На сегодняшний день в стране реализуются различные государственные программы, направленные на поддержку семей с детьми, в частности, подпрограмма «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей» государственной программы Российской Федерации
«Социальная поддержка граждан» [3].
Семья играет особую роль в формировании норм и семейных традиций. Посредством семейных традиций осуществляется поддержка родового опыта социального развития, фиксация прошлого и настоящего семьи, обеспечение устойчивости отношений, упорядочение таких отношений. В последние годы система семейного воспитания значительно изменяется. Общеизвестно, что состояние семьи обуславливается многими негативными факторами, осуществляется разрушение семейного статуса. Зачастую отсутствует между супругами или детьми и родителями взаимопонимание.
Сегодня удио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация жестокости в СМИ – все это негативно воздействует на детей, а также вытесняет родителей из процесса воспитания, заменяет детям родительское общение, подрывает авторитет семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Меняется и само качество семьи. Родители часто неграмотны по вопросам воспитания и развития. Среди причин семейных проблем следует выделить социальные трудности, а также неблагоприятный психологический климат, неумение выстраивать внутрисемейные отношения, что также неблагоприятно сказывается на привитии ребенку социальных норм. Нарушаются нравственные представления о браке и семье, утрачиваются традиционные восприятия родительства и детства.
Проблемы ценностей изучали многочисленные ученые-философы, в частности, Аристотель, Д. Белл, В. Виндельбанд, Л. Витгенштейн, Ж.-П. Сартр, Сенека, А. Швейцер А. Шопенгауэр, Ф.М. Бородкий, М.П. Бочаров, В. П.С. Гуревич, В.Н. Дугина и др.
Проблема формирования личности ребенка изучалась такими известными психологами и педагогами, как Л.С. Выготским, А.А. Бодалевым, В.В. Столиным и др. Авторы указывают на необходимость формирования у дошкольников положительных представлений о семье и семейно-брачных отношениях.
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической не разработанностью проблемы воспитания уважительного отношения к семейным ценностям, а также влиянием семейных ценностей и традиций на становление будущего семьянина.
Выбор семейных ценностей – это выбор будущего – выбор подрастающего поколения. Семья является колыбелью человечества, где воспитываются и дети, и взрослые, поэтому жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи.
Противоречие – между огромным воспитательным потенциалом традиционных семейных ценностей и неумением воспитателей и родителей использовать их в качестве воспитательного средства.
Цель – теоретически обосновать роль традиционных семейных ценностей в воспитании детей 5 – 7 лет и апробировать педагогические условия воспитания нравственной культуры личности детей 5–7 лет на основе традиционных семейных ценностей.
Объект исследования – воспитание нравственной культуры личности детей 5-7 лет.
Предмет исследования – педагогические условия воспитания нравственной культуры личности детей 5–7 лет на основе традиционных семейных ценностей.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания нравственной культуры личности;
2. Выделить традиционные семейные ценности и охарактеризовать их воспитательный потенциал;
3. Обосновать и апробировать педагогические условия воспитания нравственной культуры личности детей 5–7 лет на основе традиционных семейных ценностей;
4. Разработать методические рекомендации для родителей по формированию нравственной культуры личности детей 5–7 лет на основе традиционных семейных ценностей.
Гипотеза – эффективность процесса формирования нравственной культуры личности детей 5-7 лет на основе традиционных семейных ценностей возможна при следующих условиях:
- разработана и апробирована программа формирования нравственной культуры личности детей 5-7 лет на основе традиционных семейных ценностей: ценности здоровья, почитания, взаимопомощи, трудолюбия, любви, честности, милосердия и терпения, здорового образа жизни и уюта.
- введение семейных ценностей в образовательный процесс дошкольной организации (в игровую деятельность, в свободную деятельность, в досуговую деятельность по народному календарю).
- разработаны методические рекомендации для родителей по формированию нравственной культуры личности детей 5-7 лет на основе традиционных семейных ценностей.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, синтез, индукция и дедукция, анализ и обобщение педагогического опыта по теме исследования, обобщение и конкретизация.
Практическая значимость исследования состоит в том, что многие положения и выводы могут применяться дошкольными образовательными учреждениями в воспитательной работе, родителями дошкольников, в ВУЗах на лекциях и семинарах, а также в учебных курсах «Педагогика», «Социальная педагогика», «Социология».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1.Характеристика семейных ценностей, их сущность и структура
Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры. В настоящее время в мире нет ни одного народа, который не имеет своих семейных ценностей, традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Они выполняют ключевую роль и значение в воспроизводстве культуры, духовной сферы, в целом, в реализации многовековых усилий, сменяющих друг друга поколений. Ценности существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни [17, с. 36].
Выбор семейных ценностей – это выбор будущего – выбор подрастающего поколения. Семья является колыбелью человечества, где воспитываются и дети, и взрослые, поэтому жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи [21, с. 53]. И, как следствие, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Никакая ценность не может быть принята как данное, единственное, и всё-таки есть то, что остаётся неоспоримым, это – семья, которая сама по себе является ценностью. Семья – душа народа, поэтому она не может находиться вне контекста общественного устройства и религии. Семья впитывает в себя общественные настроения, определённый тип религиозности, систему обрядов, традиций и верований − что отражается в будущем обществе.
Существует множество определений понятия «семейные ценности», но все они, как правило, носят громоздкую и неудобоваримую форму. Самым простым определением было бы охарактеризовать данную форму ценностей как результат взаимодействия на продолжительном этапе времени общества с его взглядами с религиозными нормами, признанными в этом обществе, направленный на сохранение института семьи.
Ценности являются общественным идеалом определенной группы или общества, которое их разделяет и которые служат неким эталоном для данного общества, не подвергается сомнению [36, c. 58]. Ценности обладают различной типологией и основаниями, организованы в определенную систему.
По мнению Г.А. Каршибаевой, ценности представляют собой «идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для человека, а также не подвергающиеся какому-либо сомнению» [26, с. 275].
Семейные ценности – явная или неявная характерная для семьи совокупность представлений и идеалов, которая влияет на выбор семейных целей, стилей воспитания, способов организации деятельности и взаимодействия [9, с. 15]. Семья является ценностью для каждого человека, она играет важную роль в жизни государства и общества, на ней держится мир и гармония.
С позиции Н.Г. Храмовой, семейные ценности являются «положительными и отрицательными показателями значимости объектов, которые относятся к базирующейся на совместной деятельности общности людей, связанных определенными узами» [50, с. 62].
По мнению Е. Евдокимовой, семейные ценности служат идеалом многодетной крепкой семьи, в которой выстраиваются прочные отношения на родстве, любви, уважении, взаимопонимании и пр. [18, с. 47].
Сегодня сложилось множество семейных типологий. Так, семейные ценности классифицируются по объектам, элементам связи, функциональному составу.
Например, по элементам связи внутри семьи можно выделить следующие семейные ценности [37, с. 11]:
- ценности, которые, непосредственно, связаны с супружеством. К данным ценностям следует отнести ценность брака, равноправия мужа и жены;
- ценности, которые тесно связаны с родительством: ценность детей, воспитания и социализации детей в семье;
- ценности, связанные с родством: ценность наличия родственников, например, братьев и сестер.
По выполняемым семьей социальным функциям семьи выделяются следующие виды функций: репродуктивная, функции социализации, экзистенциальная, экономическая функция [23, с. 46].
Главная функция семьи − воспроизводство населения.
М. Рокич классифицировал ценности следующим образом (таблица 1) [42, с. 93].
Таблица 1 - Группы ценностей по М. Рокичу
Группа ценностей Характеристика
Терминальные ценности
Конкретные активная деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие друзей, общественное признание
Абстрактные ценности жизненная мудрость, красота природы и искусства, любовь, познание, развитие, свобода
Личная жизнь любовь, наличие хороших и верных друзей, свобода, счастливая семейная жизнь, удовольствия
Инструментальные ценности
Этические ценности ответственность, высокие запросы, независимость, самоконтроль, широта взглядов
Ценности общения воспитанность, жизнерадостность, непримиримость к недостаткам, терпимость, чуткость, честность
Ценности дела аккуратность, исполнительность, образованность, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля, эффективность в делах
Индивидуалистические ценности независимость, непримиримость к недостаткам, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля
Конформистские ценности воспитанность, самоконтроль, широта взглядов
Альтруистические ценности терпимость, чуткость
Ценности самоутверждения высокие запросы, независимость, непримиримость к недостаткам, образованность, смелость в отстаивании своего мнения
В классификации по связям следует выделить следующие ценности:
- ценность участия родителей, бабушек и дедушек в воспитании детей;
- ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов семьи и детей после их рождения (ценность внутрисемейных коммуникаций, здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов семьи, ценность семейного бизнеса и пр.).
Изучать семейные ценности можно с различных аспектов: духовного, патриотического, этического, нравственного.
Нравственные ценности включают в себя взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. В семье учимся гуманности, честности и уважению, милосердию, непримиримости к несправедливости. Усваиваются нравственные нормы не со слов, а в деятельности людей. К этическим ценностям следует отнести семейный долг.
Так, понятие «семейный долг» более обширен, чем «супружеский долг»: включает и родительский долг, и сыновний (дочерний), долг брата, сестры, внуков и пр. Семейный долг — непреходящая нравственная ценность людей. Дети являются главной нравственной семейной ценностью, родительский долг включает в себя ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно.
Таким образом, выбор семейных ценностей – это выбор будущего – выбор подрастающего поколения. Семья является колыбелью человечества, где воспитываются и дети, и взрослые, поэтому жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. И как следствие чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Никакая ценность не может быть принята как данное, единственное, и всё-таки есть то, что остаётся неоспоримым, это – семья, которая сама по себе является ценностью. Семья – душа народа, поэтому она не может находиться вне контекста общественного устройства и религии. Семья впитывает в себя общественные настроения, определённый
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // Консультант плюс
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.01.2021)
3. Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка граждан»: постановление Правительства от 15 апреля 2014 года № 296 [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/rugovclassifier/832/events/(дата обращения: 25.01.2021)
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 25.01.2021)
5. Агавелян, М.Г., Данилова, Е.Ю. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 318 с.
6. Антонова, Л.И., Цветкова, Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье / Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 1.
7. Бардинова Е. Нравственное развитие детей в ДОУ: методическое пособие / Е. Бардинова // серия Приложения к журналу «Управление ДОУ» - М.: Сфера, 2008. – 247 с.
8. Барложецкая, Н. Идеальные дети и неидеальные родители: советы суперняни / Н. Барложецкая. – М.: Эксмо, 2010. - 317 с.
9. Батчаева, М. А. Духовно-нравственное воспитание школьников / М. А. Батчаева, Ф. М. Узденова // Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения. – Карачаевск. - 2016. – № 3. – С. 15-19.
10. Божевич, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Л.И.Божович// Вопросы психологии – М: Просвещение, 2014. – 354 с.
11. Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье [Текст] /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.
12. Гладкова, Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи / Ю. Гладкова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - с.103 — 110.
13. Глебова, Л.С. Педагогический энциклопедический словарь / Л.С. Глебова. - М.: Большая энциклопедия, 2014. – 415 с.
14. Гаврилова, Т.П. Методика неоконченные рассказы / Т.П. Гаврилова [Электронный ресурс]. – URL: https://psylist.net/praktikum/00432.htm (дата обращения: 20.01.2021)
15. Дерягина, Л. Б. Раннее развитие ребенка - не роскошь, а требование времени / Л.Б. Дерягина // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 7. - С. 9-10.
16. Дюльдина, Ж. Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей / Ж. Дюльдина // Воспитание школьников. - 2009. - № 1. - С. 70-73.
17. Дыбина, О.В., Пенькова, Л.А. Реализация технологий формирования у ребенка направленности на мир семьи.- Тольятти: ТГУ, 2010. – 187 с.
18. Евдокимова, Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного детства / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 47 — 49.
19. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 210 с.
20. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи / Н.С. Ежкова // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 54-56.
21. Дружинин, В.Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 176 с.
22. Игры и упражнения по социально-нравственному развитию дошкольников [Электронный ресурс]. – URL: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/ispolzovanie-igr-i-igrovyx-uprazhnenij-v-socialno-nravstvennom-razvitii-detej-doshkolnogo-vozrasta/ (дата обращения: 10.01.2021)
23. Каптерев, П.Ф. О семейном воспитании / сост.: Н. Н. Андреева. - М., 2000. – 325 с.
24. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений: учебное пособие / О.А. Карабанова. — Самара: СИОКПП, 2001. — 122
25. Караковский, В.А. Воспитание для всех / В.А. Караковский. – М.: Лига, 2015. - 240 с.
26. Каршибаева, Г. А., Шарофиддинов А. Воспитание детей-дошкольников / Г.А. Каршибаева, А.С. Шарофиддинов // Молодой ученый. — 2018. — № 49. — С. 275-277.
27. Кугач, А.Н., Турыгина, С.В. Семейные праздники: рецепт успеха / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2006. – 247 с.
28. Кузьмишина, Т.Л. Семейное воспитание: родительские запреты и требования. - М., 2006. – 215 с.
29. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 312 с.
30. Левин — Щидрина, Ф.С. Методы и приёмы воспитания поведения дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С.15 — 23.
31. Лебедева, Н. Б. Психологическая поддержка компетентности семьи в вопросах воспитания и детско-родительских отношений // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 7. - С. 55-58.
32. Лобанова, Е.А. Педагогика: учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2016. – 213 с.
33. Лосева, И. И. Семейное воспитание как социально-психологический фактор психосоматического здоровья ребенка-дошкольника // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - № 2. - С. 47-53.
34. Никитина, Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы / Н.Н. Никитина [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pedagogikacultura.narod.ru/private/Articles/N_2008/Articles/Nikinina_08_2.htm (дата обращения: 25.01.2021)
35. Орлова, Д. Большая книга Монтессори: система раннего развития, которая потрясла мам / Д. Орлова. – СПб : Владимир : Прайм-ЕВРОЗНАК : ВКТ , 2010. - 185 с.
36. Островская, Л.Ф. Метод «беседа» и его роль. – М.: Наука, 1987. – 210 с.
37. Пасечник, Л. Семья и проблемы воспитания // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 8-19.
38. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 1986. – 218 с.
39. Пиаже. Ж. Моральное суждение у ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Академический проспект, 2006. – 480 с.
40. Потаповская, О.М. Семейное духовно-нравственное воспитание: возможность и необходимость педагогического сопровождения [Электронный ресурс] / О.М. Потаповская. – URL: http://classnyjchas.ucoz.ru/publ/2-1-0-5 (дата обращения: 25.01.2021)
41. Репринцева, Г. Гармонизация детско — родительских отношений //Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 100 — 110.
42. Рокич, М. Ценности и ценностные ориентации / М. Рокич. – М.: Просвещение, 2015. – 154 с.
43. Семейное воспитание: Хрестоматия / сост.: П.А. Лебедев. - М., 2001. – 245 с.
44. Скоролупова, О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 247 с.
45. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студент сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
46. Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста /О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
47. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников в семье и группе детского сада // Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. М., 1989. – 310 с.
48. Токарева, Ю. А. Родительское отношение отца и его роль в воспитании ребенка / Ю.А. Токарева // Образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 70-77.
49. Фридман, Г.М. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» Г. М. Фридман [Электронный ресурс]. – URL: https://gigabaza.ru/doc/100523.html (дата обращения: 15.01.2021)
50. Храмова, Н.Г. Ценности в семье: то это такое? / Н.Г. Храмова // Педагогика. – 2019. - № 26. – С. 62-69.
51. Шершенева, А.П. Духовно-нравственное воспитание дошкольников /А.П. Шершенева // Молодой ученый. – 2018. - № 6. – С. 10-14.