- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Особенности агрессивности у подростков, склонных к девиантному поведению
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Психология
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Особенности агрессивности у подростков, склонных к девиантному поведению"?96 страниц
51 источник
Добавлена 28.06.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы изучения агрессивности у подростков с девиантным поведением 7
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 7
1.2 Основные теоретические концепции, объясняющие понятие агрессивность 13
1.3 Причины и специфика проявления агрессивности у подростков 21
1.4 Понятие «девиантное поведение» и его виды 26
1.5 Подростковый возраст, как наиболее чувствительный к возникновению девиантного поведения 32
Глава 2. Организация и методы исследования 37
2.1 Методологические принципы исследования 37
2.2 Организация и планирование исследования 38
2.3 Характеристика выборки исследования 38
2.4 Методы и методики исследования 39
2.5 Математико-статистические методы исследования 42
Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей агрессивности у подростков, склонных к девиантному поведению 44
3.1 Анализ склонности к девиантному поведению у подростков 44
3.2 Уровень агрессивности у подростков склонных к девиантному поведению 45
3.3 Анализ агрессивности подростков 49
3.4 Результаты диагностики подростков с высоким уровнем агрессивности 50
3.5 Результаты диагностики подростков со средним уровнем агрессивности 55
3.6 Результаты диагностики подростков с низким уровнем агрессивности 59
3.7 Результаты сравнительного анализа 64
3.8 Результаты корреляционного анализа 68
Практические рекомендации для родителей и педагогов по снижению агрессивного и девиантного поведения подростков 71
Выводы по исследованию 75
Заключение 78
Список литературы 81
Приложения 86
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность. В настоящее время отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклоняющим поведением. Причины отклонений в поведении подростка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы, отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров.
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания. Эмоциональная наполненность переживаниями часто вызывает у подростка психические перегрузки, что может перерасти в отклоняющееся поведение. В свою очередь отклонения в поведении подростков способствуют усилению негативных эмоциональных состояний. Подростковый возраст является наиболее опасным для возникновения и закрепления девиантного поведения.
Кроме того референтной группой для подростков становится группа сверстников. Высокая потребность быть признанным в группе сверстников часто толкает подростков на необдуманные поступки. А те, кто не смог добиться признания в своем привычном окружении (классе) подаются в альтернативные компании, ведущие зачастую антисоциальную деятельность.
В учебных заведениях, во многих субкультурах проявляется насилие и очень часто поведение насильственного характера имеет положительный характер. Выявлено множество факторов, которые влияют на появление девиантного поведения: от социально-психологических до биологических, причины оказываются индивидуальными в каждом конкретном случае. В этом и заключается проблема сложности взаимосвязи агрессивного и отклоняющегося поведения подростка.
Актуальность исследования девиантного поведения подростков обуславливается тем, что выявив особенности агрессивности у подростков, склонных к девиантному поведению, можно более грамотно и эффективно построить не только коррекционные, но и профилактические программы для работы с такими подростками.
Проблема исследования состоит в том, что официальная статистика и результаты психологических исследований свидетельствую о широком распространении различных форм отклонений в поведении подростков, о прогрессирующем «омоложении» девиантного поведения. Это свидетельствует о недостаточной разработанности мер предупреждения девиантного поведения в среде подростков и ставит в число наиважнейших вопрос о разработке направлений его профилактики.
Разработанность. Особенности подросткового возраста рассматривались Л.И. Божович, Л.С. Выготским, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожецем, И.С. Коном, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и др. Различные аспекты девиантного поведения в частности нашли отражение в трудах многих ученых (Л.Н. Анисимов, Ю.М. Антонян, А.С. Белкин, Я.И. Гилинский, Е.К. Глушкова, С.И. Голод, Ю.А. Клейнберг, Н.В. Кудрявцев, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, Я. Стреляу и др.). Проблеме изучения агрессивного поведения человека уделено большое количество как отечественных, так и зарубежных работ: Р. Бэрон, Л.С. Выготский, О.М. Зюбин, А.А. Реан, Д. Ричардсон, и др. Проблемы агрессивных подростков затронуты в работах Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, Ф.Р. Зотовой, Ю.А. Клейберга, М.А. Ковальчук, М.А. Мокаевой, А.В. Фокиной и других исследователей.
Выполнено множество отдельных исследований по проблемам профилактики агрессивного и девиантного поведения и его отдельных форм. Однако собранные фактические данные, наличие исследовательских программ и профилактических проектов не дают должных результатов. Количество подростков с отклоняющимся поведением не уменьшается, а возраст его формирования снижается.
Цель исследования: выявление особенностей агрессивности у подростков, склонных к девиантному поведению.
Объект исследования: подростки, склонные и не склонные к девиантному поведению.
Предмет исследования: особенности агрессивности у подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: более высокий уровень агрессивности имеют подростки с высоким показателем склонности к девиантному поведению, чем их сверстники с низким показателем.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методические подходы к проблеме агрессивности, к пониманию социально-педагогического явления «девиантное поведение»;
2) организовать эмпирическое исследование особенностей агрессивности у подростков, склонных к девиантному поведению;
3) определить склонность подростков к девиантному поведению;
4) выявить уровень агрессивности у подростков, склонных к девиантному поведению;
5) выявить и сопоставить результаты диагностики у подростков с разными уровнями агрессивности;
6) установить взаимосвязи уровня агрессивности и склонности к разным формам девиантного поведения, склонностью к риску, ценностными ориентациями и отношением к родителям у подростков
7) разработать рекомендации по проблеме агрессивности подростков с девиантным поведением.
Методы исследования: анализ научной литературы, изучение документации; наблюдение, тестирование и методы математической статистики.
Перечень психодиагностических методик:
1) «Тест СДП - склонности к девиантному поведению» (Э.В. Леус, А.Г. Соловьев);
2) методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич);
3) методика «Готовность к риску» (Шуберт);
4) «Тест агрессивности» (Опросник Л.Г. Почебут);
5) методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер).
Эмпирическая база исследования: СПбГБУ «Подростково – молодёжный центр «Невский». В исследовании приняли участи 40 подростков в возрасте от 14 до 16 лет.
Структура работы: введение, три главы, заключение, выводы, практические рекомендации, список литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические подходы изучения агрессивности у под-ростков с девиантным поведением
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
Исследования психологических особенностей подросткового возраста довольно широко представлены в существующей литературе по психологии. Суть данного этапа состоит в том, что совершается переход от детства к взрослости. Зарубежные и отечественные психологи так и не пришли к единому мнению по поводу возрастных границ для данного периода. В своих работах Д.Б. Эльконин писал о том, что подростковый период начинается в 12 лет и включает в себя два этапа - младший подростковый возраст (12-15 лет) и старший подростковый возраст (15-17 лет) [49].
По мнению исследователя В. Мухиной, подростковый возраст с точки зрения психологии является самым коротким периодом жизни человека [30]. Однако за этот период времени человек проходит большой путь в сфере формирования характера, ценностей, умений, задатков и т.д. Подросток переживает множество внутриличностных конфликтов, в связи с чем, он пытается обрести чувство личности. В связи со стремлением человека в подростковом возрасте стать полноценно взрослым и, не имея возможности реализовать себя в данном качестве, он постепенно обретает чувство возрастной неполноценности.
Социальная ситуация развития подростка в данный возрастной период также является неоднозначной. В связи с противоречивостью характера, подростки зачастую демонстрируют совершенно противоположный тип поведения. Данный период характеризуется бурным развитием ценностных ориентаций подростков, становление личностной позиции.
Особенностью социальной ситуации развития подростка является и то, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и друзьями, занимает среди них новое место, выполняя новые функции.
По мнению Л.И. Божович, главное изменение в социальной ситуации развития заключается в том, какую функцию и роли выполняет коллектив, в который включен подросток, именно он оказывает решающее влияние на формирование социальной позиции подростка в определенной общественной совокупности [6].
В социальной ситуации развития подростков появляется принципиально новый компонент – отчуждение, т.е. дисгармония отношений в значимых предметных областях. Гармония проявляется в активности, поведении, общении, внутреннем опыте, а ее совокупный результат – в сложности «перерастания» в новые контент-области. Дисгармония взаимоотношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (вырасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подростки нуждаются в тех качествах, которых им не хватает [1].
Ведущая деятельность подростков выступает в качестве интимного и личного общения со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей семьи.
Относительно когнитивной сферы подростка А. Реан отмечает формирование навыков логического мышления, развитие теоретического мышления и логической памяти. Формируется индивидуальный стиль деятельности, который отображается в стиле мышления подростка. Аффективная сфера характеризуется перепадами настроения, чувствительностью к внешней оценке своей деятельности, поведения, самоуверенностью, эгоистичностью, агрессивностью и повышенной возбудимостью [39].
Подростковый возраст называют пубертатным периодом, чтобы подчеркнуть физиологические изменения, которые происходят в организме - начинается функциональная перестройка всех систем организма. В организме происходят гормональные изменения, подготавливающая возможность осуществления репродуктивной функции. Внешне это проявляется в появлении вторичных половых признаков. Формирование отдельных систем идет неравномерно, поэтому часто подростки могут жаловаться на повышенную утомляемость, головокружения. Все эти изменения служат предпосылкой к построению нового образа физического «Я» в самосознании подростка.
Подростки начинают обращать больше внимания на свое тело, его функции, сравнивают свой внешний облик с окружающими. Страхи, опасения, неудовлетворенность своим внешним видом, пристальное его изучение и стремление переделать свое тело говорят о большой субъективной значимости «телесного Я». В результате формируется новая схема тела. Перестройка фундамента самосознания ведет к ранимости, хрупкости «Я».
В целом, самооценка подростка довольно неустойчива и противоречива: отдельная частная самооценка (например, своей внешности, своей успешности в какой-то сфере активности, привлекательности, развитие определенных умений) приобретает глобальный характер: «Я - такой всегда». Становится понятным обостренное чувство собственного достоинства подростка: ему кажется, что окружающие люди хотят его унизить, оскорбить, задеть.
Подростки склонны оценивать себя в целом только через оценку своей внешности. У них даже может развиться комплекс неполноценности на основе реальных или мнимых «физических недостатков». Это вызывает разного рода невротические реакции, может даже привести к развитию невротических состояний при длительных психотравмирующих переживаниях [6].
Подростки уделяют очень много внимания мнению окружающих, так как они еще не выработали внутренних критериев для самооценки. Они чувствуют себя неуверенно, остро воспринимают любые замечания в свой адрес, особенно если они сделаны по поводу их внешности. Выработка собственной позиции проявляется в максимализме, явления оцениваются подростком ли¬бо только положительно, либо только отрицательно. На личностное развитие значительно влияют изменения, связанные с возрастающей самостоятельностью. Подростки субъективно воспринимают себя как взрослых, вследствие этого они начинают выдвигать требования к окружающим. Если взрослые не дают возможности проявить свою самостоятельность, то это чаще всего влечет за собой протестные реакции. Самоутверждение подростка может идти не только через взаимодействие с взрослым, но и за счет бравады перед сверстниками в асоциальных формах. Особенно это проявляется в ситуациях, когда нет возможности проявить себя в социально одобряемых видах деятельности.
Самое важное новообразование подросткового возраста это способность осознавать свои личные качества, свои действия и нести ответственность за свои действия. Подросток начинает осознанно регулировать свое поведение. В этот период происходит перестройка всех процессов самосознания. Основной потребностью личности становится потребность в самопознании и самоотношении.
Самопознание начинается с интереса к качествам других и соотнесения их со своими качествами. Подростки начинают активно взаимодействовать между собой. Вначале внимание уделяется лишь внешним признакам, затем оценивается поведение, его соответствие эталонам, и, наконец, личностные характеристики. Постепенно формируются собственные критерии для оцен¬ки и самооценки, все меньше становится опора на мнение окружающих, у подростков появляется способность к рефлексии.
Процесс становления самооценки идет крайне неравномерно, оценки себя противоречивы, подростки бросаются из одной крайности в другую, что сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. В самооценке за точку отсчета берется своеобразное представление о взрослом поведении. Поэтому они часто имитируют поведение значимых для них взрослых, выбирая для этого не одобряемые формы поведения, такие как курение, употребление спиртного или наркотических средств [7].
Особые изменения претерпевает процесс саморегуляции. Теперь она осуществляется за счет процессов самооценки, рефлексии и самоконтроля. Саморегуляция тесно связана с представлениями личности себя в настоящем и будущем, так как позволяет прогнозировать свое развитие и строить свое поведение в соответствии с желаемым будущим. Наличие осознаваемой перспективы стимулирует у личности желание развиваться [19].
Взросление сопровождается чувствительностью к социальной среде и человеческим отношениям. В этом возрасте растет интерес к социальной роли человека. Референтная группа сверстников в подростковом возрасте приобретает большое значение, а родители как референтные лица, как отмечалось выше, играют крайне незначительную роль. В процессе социализации важную роль играет образовательное учреждение. Помимо воспитательной функции, оно выполняет функции формирования личности и развития адекватного социального поведения. Формирование психосоциальной идентичности, являющейся основой самосознания подростков, включает в себя три основные задачи развития:
1. Осознание временных рамок своего «Я», включая прошлое детства и будущее взрослого человека;
2. Осознание себя в отличие от родительских образов;
3. Внедрение избирательной системы в формировании качеств личности, обеспечивающей честность и неподкупность личности.
В этот период времени происходит основной процесс социально-психологической адаптации. Референтная группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности играют решающую роль в социализации подростка, в усвоении им определенного социального опыта и формировании внутренних поведенческих регуляторов, внутреннего плана сознания.
Формирование социальной позиции подростков является противоречивым и сложным процессом. В подростковом возрасте меняется стиль поведения человека и его отношение к определенным группам людей. Подросток увлечен своей внешностью, стремится стать более взрослым, но в тоже время он еще психологически и физиологически не готов к тому, чтобы решать взрослые проблемы. По этой причине, на этом возрастном этапе крайне важным является влияние взрослых на мировоззрение и поведение подростка [29].
Социально-педагогическая наука выделяет такие понятия как «позднее взросление», «малый социальный возраст». Данные понятия характеризуют проблемы, которые возникают, если подросток не социализировался в обществе и процесс становления социальной позиции прошел неуспешно.
Анализ научных источников показал, что все проблемы в области социализации и становления социальной позиции подростков можно разделить на три группы.
Первая группа включает проблемы взаимодействия с обществом: непонимание окружающей среды, недостаточность знаний, несоответствие желаний и потребностей социума, несформированность навыков общения и т.д.
Вторая группа – это проблемы адаптации подростков к социальной среде: школьная дезадаптация, неадекватное восприятие социального опыта, трудности принятия или оказания помощи и т.д.
Третья группа связана с проблемой оценки результатов адаптации и сформированности социальной позиции: необъективная оценка своего поведения, неадекватное реагирование на оценку окружающих, скрытие своих проблем в процессе социализации и отсутствие желания избавиться от них [36].
Таким образом, подростковый возраст является крайне сложным и противоречивым периодом в жизни человека. В данном возрасте происходят изменения в социальной ситуации развития, ребенок все больше начинает уделять внимание общению со сверстниками. Ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение, важным делом также становится общественно-полезная деятельность, так как в ходе данной работы ребенок реализует свои стремления к самостоятельности. Ключевым моментом в подростковом возрасте является изменение функционирования всей структуры самосознания на основе потребности в самопознании и самосовершенствовании и появления способности самоосознания.
1.2 Основные теоретические концепции, объясняющие понятие агрес-сивность
Агрессивное поведение - это целенаправленное разрушительное поведение, которое противоречит нормам и правилам, направлено на причинение вреда другому человеку. Агрессия - это специфическое действие человека, выраженное в физической или словесной форме [32].
Согласно основателю психоанализа З. Фрейду, агрессивность является инстинктивным проявлением. Он различает три формы агрессии:
1. Оборонительная агрессия. Биологически обусловленная необходимость защищать организм от внешних опасностей. Это определяет опыт для развития и защиты собственной жизни.
2. Двойственное существование разрушительной силы полового влечения и несексуального инстинкта смерти. Диалектика совместной жизни двух противоположностей, в которых преобладает деструктивное начало.
3. Нарциссическое удовольствие собственного Эго, продиктованное желанием обладать неограниченной силой, выражающейся в необоснованной разрушительной агрессии, удовлетворять свое Эго [45].
З. Фрейд приравнял термины «агрессия» и «активность» и подчеркнул, что сдерживание агрессии вредно для здоровья в целом и ведет к болезням. Х. Хартман, Э. Крис, Р.М. Левенштейн считали, что активность в понимании З. Фрейда создает возможности для ослабления агрессии [11].
К. Лоренц применил эволюционный подход к пониманию агрессии. Ученый считал, что агрессия - это в первую очередь врожденный инстинкт жизненной борьбы, присутствующий как людям, так и животным. К. Лоренц определил, что энергия агрессивности, которая является источником инстинкта борьбы за жизнь, вырабатывается в организме спонтанно, регулярно, со стабильной скоростью, накапливаясь в течение всей жизни человека.
По мнению К. Лоренца, агрессивность человека биологически детерминирована и, к сожалению, чем больше человек развивает технический прогресс, тем больше он противоречит задачам его адаптации. Наконец, чтобы высвободить негативную энергию, ученый предложил «ритуализировать» агрессию и в эволюционной и в культурной форме. Таким образом, станет возможным контролировать и ограничивать ее. Одной из этих форм ритуальной агрессии является спорт. Сублимация агрессивной энергии также может направить энергию агрессии в положительную сторону. В этих формах присутствует такой важный элемент, как общение, которое является сдерживающим фактором в агрессии [25].
В теории фрустрации, предложенной Д. Доллардом, агрессия счита-ется ситуационным процессом, основными правилами которого являются:
- разочарование всегда приводит к агрессии в той или иной форме;
- агрессия в свою очередь всегда является результатом фрустрации.
Для мотивации агрессии ведущими являются три фактора:
1. уровень удовлетворенности, который ожидается субъектом будущего достижения цели;
2. сила препятствия, которое имеется при достижении цели;
3. количество последовательных разочарований. То есть, чем больше индивид ожидает удовольствия, чем сильнее препятствие и чем больше количество заблокированных реакций, тем сильнее стимул для агрессивного поведения [51].
Большое значение в теории фрустрации было ее изменение в работах Л. Берковица. Основная идея этой теории заключалась в том, что разочарование не является достаточным условием для начала агрессии и она может проявляться только как эмоциональная реакция, показывая готовность к агрессии [5].
Агрессия без разочарования может проявиться как результат наблюдения за агрессивными моделями. Источники акта агрессии, порождающего страх и желание избежать негативной ситуации - так называемые "отвратительные события" (реакция эмоционально - моторная по природе, в виде воспоминаний, которые напоминают человеку пережитые эмоции) [5].
Л. Берковиц ввел три важные модификации в теории фрустрации:
а) разочарование не обязательно происходит в агрессивных действиях, но стимулирует их доступность;
б) даже когда человек готов сдаться, агрессия может произойти при определенных условиях;
в) выходя из фрустрации с помощью агрессии, у человека складывается привычка совершать агрессивные действия [5].
Э. Фромм считает, что деструктивный характер агрессии социально обусловлен. Более того, эта деструктивность не была обнаружена ни у предков человека, ни у животных. В отличие от животных, человек деструктивен независимо от наличия угрозы самосохранению и не связан с удовлетворением потребностей. По мнению Э. Фромма, доброкачественная агрессия, являясь детерминантой необходимости сохранения жизни и ответом на угрозу жизни генетически объединяет людей и животных [46].
Теория социального обучения постулирует, что агрессия является приобретенным поведением в процессе социализации путем наблюдения соответствующего способа действия и социального подкрепления. Эта позицибыла предложена А. Бандурой. Теория объясняет ассимиляцию, провокацию и регулирование агрессивного поведения. С точки зрения А. Бандуры, анализ агрессивного поведения требует трех вещей:
1. способы освоения таких действий;
2. факторы, провоцирующие их внешнее проявление;
3. условия, при которых они регистрируются.
Поэтому большое значение придается обучению, влиянию медиаторов первичной социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что родительское поведение может выступать в качестве модели агрессии и что у агрессивных родителей обычно вырастают агрессивные дети. Однако необходимой является эффективная агрессия, то есть успех в использовании агрессивных действий. Это также относится к восприятию успеха агрессии в других. Социальная поддержка и наказание являются подстрекательством к агрессии. Самореклама и наказание - это модели открытой агрессии, которые регулируются поощрением и наказанием, устанавливаемыми человеком для себя [3].
Комбинированная теория агрессивности была основана на взаимосвязи теории социального научения и теории фрустрации. Эта взаимосвязь проявляется в увеличении вероятности агрессии вследствие фрустрации, если наблюдается повышение уровня возбуждения [5]. Социально усвоенные поведенческие паттерны играют решающую роль в повышенных уровнях возбуждения и гнева, в противном случае агрессия не проявляется.
Основные положения теории комбинированной агрессивности объединили внешние и внутренние детерминанты агрессивности в одну систему, в рамках которой были созданы элементы модифицированной методологии мотивационной атрибуции агрессивности, в частности комплекс внутренних и внешних факторов. В социально изученных поведенческих моделей могут отмечаться гнев или боль, которые побуждают человека повышать уровень возбуждения в результате разочарования.
По результатам изучения комбинированной теории агрессивности можно сделать следующие выводы:
а) агрессия не неизбежна, но потенциально возможна при наличии адекватных эмоциональных переживаний и социальных моделей поведения;
б) агрессия не всегда включает антисоциальное поведение и может быть потенциально конструктивной.
Агрессия может быть направлена на других людей или на себя самого в форме саморазрушительных или самоубийственных действий. Агрессивные и самоагрессивные действия могут происходить как «короткое замыкание», без какого-либо понимания, как прямой разряд напряжения и не сопровождаться чувством вины или раскаянием [32].
Состояние враждебности близко к агрессивности, но это более узкое по направленности состояние, всегда с определенным объектом. Враждебность - это локальная и ситуативная среда по отношению к человеку или группе. Необходимо также различать понятия «агрессия» и «враждебность» от «агрессивности», которая в основном определяется качеством человека, определяющим готовность субъекта к агрессивному поведению [14].
Факторы, определяющие агрессивное поведение.
1. Намерение: при нависшей над человеком угрозой от другого человека, решающим фактором для агрессивного поведения является отражение поведения нападавшего (нет агрессивных намерений со стороны нападающего – нет агрессии в ответ). Иногда для проявления агрессии достаточно лишь знать о том, что противник испытывает враждебность, при этом субъект может и не подвергаться нападению до этого. Если противник заранее извиняется за свое поведение, то агрессия по отношению к нему попросту не возникает и в ответ не происходит. Данный эффект мотивируется наличием у раздражителя враждебных намерений или безобидных. Решение субъекта о наличии у другого желания навредить ему - возникнет гнев, изменить такое решение можно лишь применив большие усилия. Агрессивное поведение может быстро пройти при условии, что субъект решит, что инцидент исчерпан или это была ошибка.
2. Осознание возмездия за агрессивное поведение и ожидание достижения цели агрессии. Незначительную роль играет достижение цели агрессивного поведения, так как человек имеет возможность совершить агрессию, которая не представляет трудности [3]. При невозможности субъекта достичь инициатора агрессии и приобретается существенное значение этого ожидания. В таком случае может появиться непрямая агрессия. В действительности вероятность того, что подобная косвенная агрессия и ее действия достанут агрессора, крайне разная и проявляется в качестве ожидания результата действия - решающим детерминантом. Так же агрессия может сохраняться на будущее, например, субъект жалуется на инициатора ссоры своему начальнику, при этом начальник не проявляет никакой заинтересованности и не принимает никаких действий в отношении агрессора. При возможности прямой агрессии, значение имеет ожидание другого рода, а именно ответ агрессией на агрессию, тем самым субъект в результате своего агрессивного действия вновь становится жертвой. Решающим обстоятельством в ожидании возмездия остается обстоятельство подвергается субъект нападению или нет. Субъект, становящийся жертвой агрессии, осуществляет принцип возмездия, даже при условии, что вероятность ответного возмездия крайне велика.
3. Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители. Контекст влияет на оценивание ситуации, указывая субъекту, какую смысловую нагрузку приписать. Это называется эффект оружия. При наличии в исследовательском помещении оружия, агрессия у испытуемого возрастает. При определенном мотивационном состоянии, раздражители оказывают мотивирующее воздействие.
4. Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом. Человек, который подвергался агрессии и жаждущего возмездия, при просмотре боксерского поединка после поражения одного из спортсменов сопровождается замещающим переживанием, отражающим, возбуждающим и увеличивающим надежды на возмездие, что мотивирует еще больше. Наблюдение за реакциями жертвы, приносят субъекту непосредственное удовлетворение, особенно реакции жертвы на боль. При враждебной агрессии, которая базируется на принципе возмездия, максимальное удовлетворение приносит наблюдение за получением боли заранее определенной силы. Такого рода созерцание понижает мотивацию агрессии почти до нулевого уровня, а также одновременно укрепляет агрессивное поведение в подобных ситуациях. Но остаточная агрессия субъекта остается при причинении жертве незначительной боли.
5. Самооценка. Решающий детерминант агрессивности субъекта представляется процессом самооценки, уровень же самооценки будет регулировать внутренние обязательные нормативные стандарты, они и будут как препятствовать, так и мотивировать агрессию. Если случилось несправедливое оскорбление, нападение, по мнению самого человека, и в результате задето его чувство собственного достоинства, то агрессивное поведение будет нацелено на его восстановление [20].
Формы выражения агрессии:
- Косвенная агрессия подразумевает непрямые действия, направленные на другое лицо. Это могут быть слухи, сплетни, а так же взрывы ярости, например крик, удары по окружающим предметам или хлопанья дверьми. Эти действия ни на кого конкретно не направлены.
- Физическая агрессия или нападение (физическая сила, направленная на кого-либо).
- Склонность к раздражению - агрессия при малейшем возбуждении.
- Негативизм - так называемая оппозиция против руководства или какого-либо авторитета. Может развивается от пассивной до активной оппозиции.
- Вербальная агрессия - представляет собой выражение чувств через крик и ссоры, а так же через ругательства и угрозы.
Формы враждебной реакции:
- Обида - мнимые и действительные страдания вызывают чувство гнева и горечи, а также ненависть к окружающим.
- Подозрительность - убеждение, что окружающие намерены причинить вред - вызывает недоверие и осторожность [47].
Ю. Б. Можгинский выделил два типа патологической агрессии - психотическую и трансформированную. Первая характеризуется выполнением под влиянием галлюцинаций и бредовых настроений и, несмотря на то, что оно может быть разрушительным, всегда характеризуется абсурдностью действий. Деструктивное поведение при трансформированной агрессии обычно адекватно текущей ситуации, но имеет в своей структуре компонент патологической немотивированной жестокости [28].
Т. В. Яковлева оценивает понятие агрессивности как форму поведения (агрессивное поведение) и как черту личности (агрессивная личность). Агрессивное поведение - воздействие, воплощенное снаружи, нацеленное против иного человека. В целом, это поведение характеризуется кратковременным характером и варьируется в зависимости от данных истории или же конфигурации истории.
Враждебность как линия личности описывается в определениях прочности и транзитивности. Его прочность имеет место быть в всепостоянстве в направление сравнительно долгих периодов жизни, а транзитивность связана не только с определенной историей (внешними обстоятельствами), но и с личностными (внутренними) основаниями. В данном контексте враждебность считается конструктом личности: диспозиционная враждебность, насильственные тенденции, предрасположенность человека к насилию, личные свойства, которые направляют его к агрессивным и брутальным деяниям, или же черты характера, которые связаны с насилием [50].
Таким образом, агрессия мотивируется деструктивным поведением, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносит ущерб объектам нападения и причиняет людям физический вред или вызывает у них психологический дискомфорт - негативные чувства, депрессию, страх, напряжение. Проявление агрессии объясняется биологическими и социальными факторами. Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией человека в борьбе за выживание. Агрессивная деятельность может быть ослаблена или направлена на социально приемлемые рамки путем позитивного усиления неагрессивного поведения, ориентации человека на модель позитивного поведения, изменения условий, способствующих проявлению агрессии.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учеб. пособие. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 379 с.
2. Азарова Л.А., Сятковский В.А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с.
3. Бандура А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. - Москва: Апрель Пресс, 1999. - 508с.
4. Башкатов И.Л. Притеснение: обидчики и обиженные // Социс, 2012. – №12. – С.33.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия и контроль / Л. Берковиц. - Санкт-Петербург: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
7. Бороздина Л.В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. - М.: ООО «Проект - Ф», 2001. - 204 с.
8. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис. … канд. психол. наук / А.С. Бурело-мова. - М., 2013. - 195 c.
9. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. / К. Бютнер. – М.: Педагогика, 2011. – 144 с.
11. Гартман Х. Заметки по теории агрессии / Х. Гартман, Э. Крис, Р.М. Левенштайн. - Москва, 2000. с. 107–130.
12. Гилинский Я.И. Девиантологи: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений»: монография / Я.И. Гилинский. - 3-е изд. испр. и доп. - СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2013. – 650с.
13. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: мно¬гообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив // Материалы Регионального научно-практического семинара / ред. Ю.А. Клейберга. – Тверь, 2000.
14. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Еникополов. – Москва: МГУ, 2013. – 60 с.
15. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2008. - 287 с.
16. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. Том 1. – М.: Медицина, 1994. — 672 с.
17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2001. - 192 с.
18. Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 608 с.
19. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
20. Корнеева К. Ю. Агрессия у детей и подростков / К. Ю. Корнеева. – М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2002. - 306с.
21. Короленко Ц.П., Донских Т.А.Семь путей к катастрофе (деструктивное поведение в современном мире), 2-е изд., - М., 1997. – 224с.
22. Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности // Начальная школа, 2011. – № 5. – С. 78-79.
23. Кулагина И.Ю., Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2011. – 464 с.
24. Леус Э.В., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Особенности распространенности девиантного поведения у подростков городской и сельской среды // Известия Южного федерального университета. – 2009. – № 3. – С. 175-179.
25. Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц. Перевод Г. Ф. Швейник. - Москва: Римис, 2009. – 352 с.
26. Малюшина Ю.А. Исследование специфики межличностных отношений несовершеннолетних правонарушителей / Ю.А. Малюшина // Вестник МГОУ. Серия Психологические науки. – 2009 - №04 – С 118 – 123.
27. Менделеевич В.Д. Психология отклоняющегося поведения [Текст]: Учебное пособие / В.Д. Менделеевич. – 2005. – 367 с.
28. Можгинский Ю. Б. Подходы к анализу тяжелых форм антисоциального поведения в детском и подростковом возрасте / Ю. Б. Можгинский // Юрид. психология. - 2009. - №1. - С. 8-12.
29. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2006. — 304 с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. / В.С. Мухина – М.: Академия, 2010. – 452 с.
31. Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики: методические рекомендации // Под ред. Н.В. Аликиной. – Киев, 2011. – 356 с.
32. Пилецкий С. Г. Феномен человеческой агрессивности / С. Г. Пилец-кий // Вопросы философии. – 2008. – №10 – С.50 - 65.
33. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003. - 452 с.
34. Практикум по возрастной психологии / под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: «Речь», 2008. – 688с.
35. Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 2011. – 365с.
36. Психология человека от рождения до смерти. / А.М. Петровский. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2012. – 656 с.
37. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персона-лом: учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 285с.
38. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс – СПб.: Питер, 2010. – 356 с.
39. Реан А. А. Психологический атлас человека / А.А.Реан. - М.: АСТ, 2010. – 651 с.
40. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности //Ананьевские чтения. – СПб.: Питер, 2007. – 127 с.
41. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. / Л.М. Семенюк. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
42. Сенкевич Л.В. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Изд-во: Человек, 2012.
43. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2013. – 350с.
44. Социально–педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие / Под. ред. Л.Я. Олифренко. – М.: Академа, 2002. – 254с.
45. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд / пер с англ.- Москва: Издательство Харвест, 2004. – 432 с.
46. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм / Перевод П. С. Гуревич. – Москва: Аст, Хранитель, 2007. – 624с.
47. Фурманов И. А. Социальная психология агрессии и насилия: учебн. пособие / И. А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. – 392с.
48. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социс. – 2002. – № 5. – С. 95-98.
49. Эльконин Б.Д. Психология развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2008. – 144с.
50. Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2010. - № 6. - С. 123-127.
51. Dollard J. Frustration and Aggression/ J. Dollard, N. Miller, L. W. Doob, O. H.Mower, R. R. Sears. London: Routledge, 1998. – 150 р.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней