- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Особенности стрессоустойчивости педагогов дополнительного образования
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Психология
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Особенности стрессоустойчивости педагогов дополнительного образования"?65 страниц
50 источников
Добавлена 28.06.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы стрессоустойчивости и ценностно-мотивационной сферы педагогов 6
1.1 Понятие о стрессе и стрессоустойчивости личности 6
1.2 Особенности стрессоустойчивость педагогов 15
1.3 Мотивация профессиональной деятельности и ценностные ориентации педагогов 22
1.4 Особенности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования 26
Глава 2. Организация и методы исследования 36
2.1 Методологические принципы исследования 36
2.2 Организация и планирование исследования 36
2.3 Характеристика выборки исследования 37
2.4 Методы и методики исследования 38
2.5 Математико-статистические методы исследования 41
Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей стрессоустойчивости педагогов дополнительного образования 42
3.1 Особенности стрессоустойчивости педагогов дополнительного образования в сравнении с педагогами общеобразовательных школ 42
3.2 Взаимосвязь стрессоустойчивости с мотивацией профессиональной деятельности и ценностными ориентациями (выраженностью внутриличностного конфликта) у педагогов дополнительного образования 49
3.3 Взаимосвязь стрессоустойчивости с мотивацией профессиональной деятельности и ценностными ориентациями (выраженностью внутриличностного конфликта) у педагогов общеобразовательных школ 52
Практические рекомендации 55
Выводы 57
Заключение 59
Список литературы 61
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. В процессе модернизации отечественного образования, появления новых тенденций, которые выявили особую значимость личности педагога как активного субъекта педагогического процесса, огромное значение приобретает целенаправленное формирование профессионально-значимых качеств личности учителя. Общеизвестно, что профессия учителя – одна из наиболее энергоемких профессий. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические ресурсы. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями. Это способствует увеличению нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Между тем, особенности функционирования эмоциональной сферы учителя, навыки его эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость входят в структуру его профессионально важных качеств. Исследователи считают, что успешно осуществлять управление психическим развитием личности ученика может только педагог, способный осознанно регулировать проявления своих эмоций: открытый собственным и чужим мыслям, чувствам, переживаниям, доверяющий себе и своим ученикам, способный преодолевать трудности, разнообразные стрессовые ситуации. Очевидно, что педагог, демонстрирующий в своей профессиональной деятельности признаки эмоционального истощения и переутомления, чрезмерную чувствительность к стрессу или же, например, недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, вряд ли сможет быть эффективным и успешным. Для принятия превентивных мер по профилактике развития и устранению данных симптомов, разумеется, необходимо выявление основных причин, формирующих стрессоустойчивость.
Исследование факторов стресса в профессиональной деятельности учителей является актуальным и в аспекте социальной значимости, так как знания особенностей проявления стресса можно использовать профилактики эмоционального выгорания учителей, в гармонизации взаимоотношений между участниками процесса созидания, именно во взаимодействии «педагог-ученик».
Важность психологического подхода к решению этой проблемы определяется также тем, что для многих профессий в настоящее время ограничены возможности технического и эргономического повышения функционального комфорта и оптимизации условий деятельности. Поэтому, основные резервы повышения эффективности и надежности деятельности лежат на пути разработки научно-обоснованных психологических методов профессионального отбора сотрудников, который в существенной мере определяют его работоспособность, стрессоустойчивость и надежность. Особенно важна данная проблема для таких социально важных профессий, как педагогические работники, поэтому данная выпускная квалификационная работа будет посвящена изучению особенностей стрессоустойчивости педагогов дополнительного образования.
Объект исследования: стрессоустойчивость как профессионально важное качество педагога.
Предмет исследования: особенности стрессоустойчивости педагогов дополнительного образования.
Цель исследования: выявить особенности стрессоустойчивости педагогов дополнительного образования.
Гипотеза исследования:
- предполагается, что существуют особенности стрессоустойчивости педагогов дополнительного образования в сравнении с педагогами общеобразовательных школ;
- предполагается, что существует взаимосвязь стрессоустойчивости с мотивацией профессиональной деятельности и ценностными ориентациями (выраженностью внутриличностного конфликта) у педагогов дополнительного образования и у педагогов общеобразовательных школ.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть понятие о стрессе и стрессоустойчивости личности.
2. Определить особенности стрессоустойчивость педагогов.
3. Изучить мотивацию профессиональной деятельности и ценностные ориентации педагогов.
4. Уточнить особенности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
5. Эмпирически выявить особенности стрессоустойчивости педагогов дополнительного образования в сравне-нии с педагогами общеобразовательных школ.
6. Установить взаимосвязь стрессоустойчивости с мотивацией профессиональной деятельности и ценностными ориентациями (выраженностью внутриличностного конфликта) у педагогов дополнительного образования и у педагогов общеобразовательных школ.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- тестирование;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных;
- математико-статистическая обработка эмпирических данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, практических рекомендаций, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы стрессоустойчивости и ценностно-мотивационной сферы педагогов
1.1 Понятие о стрессе и стрессоустойчивости личности
Основоположник учения о стрессе – лауреат Нобелевской премии физиолог Ганс Селье [31] (1907-1982 гг.). В 1936 г. он опубликовал первые наблюдения о больных, страдающих расстройствами различных систем организма. У всех этих больных наблюдалась потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье обозначил эти симптомы «синдромом просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: начиная от изменений в коре надпочечников, истощения лимфоидной ткани, заканчивая изъязвлением желудка.
Для описания совокупности всех неспецифических несвойственных организму в норме изменений внутри организма было введено понятие «стресс».
Г. Селье [31] в своей работе «Стресс без дистресса» отметил, что какова бы ни была причина стресса (холод, жара, боль, тоска или даже счастье), другими словами, какие бы требования ни предъявляла нам жизнь, в организме человека возникают одинаковые физические симптомы. Все включающиеся в организме человека при воздействии стресса приспособительные механизмы Г. Селье [31] назвал «общим адаптационным синдромом», или «стресс-реакцией».
Существует 3 стадии развития этого синдрома: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения (схема 1).
1) Стадия тревоги – это первый ответ нашего организма на угрозу либо опасность, который возникает с целью помощи нам совладать с ситуацией. Данный механизм приспособления сформировался еще на ранних этапах эволюции, когда для выживания, требовалось победить врага либо уклониться от встречи с ним. Наш организм реагировало на угрозу выплеском энергии, которая увеличивала способности, как физические, так и психические. В подобной непродолжительной «встряске» организма задействованы почти все системы органов, в связи с этим большинство ученых занимающихся вопросом стресса дают этой стадии название «аварийная».
Традиционно в стадии тревоги выделяют фазу шока и противошока. Как только мозг воспринимает опасность, в кровь в большом количестве выбрасываются гормоны тревоги, сердце бьется быстрее, кровь от внутренних органов устремляется к тем частям тела, которым предстоит действовать (мышцы туловища, рук и ног), печень вырабатывает больше сахара, чтобы обеспечить мышцы энергией. Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в попытке добиться цели любой ценой. Эти, а также другие сложные изменения обычно возникают мгновенно и соответствуют фазе шока. Поскольку чрезмерный избыток гормонов и энергии, а также функционирование систем органов «на износ» являются угрозой для жизнедеятельности организма, довольно быстро на смену шоковой фазе приходит фаза противошока, при которой активизируются первые механизмы, снижающие воздействие стресса.
Следовательно, с точки зрения биология цель стадии тревоги – это максимальная мобилизация ресурсов адаптации организма, ускоренном переведении человека в состояние подготовленности к борьбе либо бегству от опасности, т.е. напряженная готовность [31].
2) Стадия резистентности (сопротивления) наступает, в случае если вызвавший стресс фактор чересчур силен либо его действие продолжается достаточно продолжительный временной промежуток. На данной стадии протекает процесс приспособления к трансформирующимся условиям.
Как итог формируется стабильная адаптация: значительно и быстро понижается активность физиологических процессов, расход всех ресурсов оптимален – организм подготавливается к продолжительной борьбе за свою жизнь, его устойчивость перед разнообразными воздействиям возросла.
Все изменения, происходящие на этой стадии адаптационного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы [31].
3) Стадия истощения. В случае если человек длительный промежуток времени продолжаем двигаться навстречу стрессу, то настает момент, когда он не способен отыскать силы для того, чтобы преодолеть ситуацию. На данной стадии энергия растрачена, психологическая и физиологическая защита преодолена.
Любой стимул, воздействующий на организм, вызывает ряд приспособительных (адаптационных) реакций организма и располагает характерными (увеличение при жаре потоотделения, дрожь в холоде и пр.) и нехарактерными (возрастание активности надпочечников и выброс в кровь биологически активных веществ) действиями. В связи с этим все стрессоры, т.е. воздействующие агенты, за исключением специфичного эффекта порождают неспецифическую потребность в осуществлении приспособительных функций и, следовательно, восстановление нормального состояния. Поэтому на современном этапе принято под термином «стресс» понимать неспецифический отклик организма на любой предъявляемый к нему запрос [31].
Таким образом, по отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности.
У человека и высокоорганизованных животных состояние стресса равнозначно состоянию отрицательных эмоций, протекающих на фоне повышенной физиологической активности.
Аналогичное понимание стресса наблюдаем у многих авторов, предлагающих свои толкования понятия «стресс». Всех их объединяет наличие в трактовке негативных стимулов в развитии защитных реакций организма:
- Р. Лазарус [21] расценивает угрозу как предвосхищение человеком будущего столкновения с какой-то опасностью и считает ее ключевым механизмом развития эмоционального стресса;
- В.В. Суворова [37] определяет стресс как чрезвычайное состояние, которое необходимо преодолеть, из которого надо выйти;
- Ю.Б. Абрамов [3] и М.А. Уколова [41] считают, что стресс – это приспособительная реакция по отношению к сильным угрожающим жизни раздражителям, и возникает он в конфликтных ситуациях, в которых животное и человек не имеют возможности удовлетворять свои потребности.
Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:
- внешние факторы;
- факторы, зависящие от окружающей среды;
- факторы, зависящие от самого индивида [2].
Стресс как неспецифическая ответная реакция организма на раздражители имеет следующие типы:
1. Дистресс – это тип стресса, с которым организм человека оказывается не в силах справиться. Дистресс подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.
2. Эустресс – это тип стресса, вызванный положительными эмоциями, либо несильным раздражителем. Эустресс способен мобилизовать организм.
3. Эмоциональный стресс – это тип стресса, выражающийся в повышенном эмоциональном возбуждении, которое приводит к разладу организма.
4. Психологический стресс – это тип стресса, обусловленный воздействием на индивида социальных факторов.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в самой общей классификации – стресс физиологический и стресс психологический. Психологический стресс, в свою очередь, подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.
Информационный стресс возникает при переживании информационной перегрузки, в тех случаях, когда субъект не может справиться с задачей, не успевает принять верное решение в требуемом темпе – при высокой ответственности за последствия решений.
Стресс эмоциональный проявляет себя в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы – импульсивная, тормозная, генерализованная – приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.
Можно выделить различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности:
- рабочий стресс, который возникает из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места;
- профессиональный стресс, который связан с самой профессией, родом или видом деятельности;
- организационный стресс, который возникает вследствие негативного влияния на работника особенностей организации [8].
Стрессоустойчивость как любой психологический феномен появляется не вдруг и не сразу, а имеет свое генетическое происхождение, являясь и средством, и результатом психического развития. В связи с этим разработка проблемы стрессоустойчивости является, на наш взгляд, актуальной проблемой психологии и, отражая ее междисциплинарный характер, отвечает задачам психологии развития, клинической психологии и социальной психологии.
На современном этапе понятие «стрессоустойчивость» рассматривается с нескольких точек зрения. Так, ряд авторов заменяют понятие стрессоустойчивости понятием эмоциональной или нервно-психической устойчивости. С другой стороны, стрессоустойчивость описывается как исключительно «деятельностная» характеристика, позволяющая соотнести возможности индивида с составляющими характеристиками деятельности.
Стрессоустойчивостью обозначают также внутреннюю предрасположенность человека к реагированию определенным образом [5].
Иногда под термином «стрессоустойчивость» понимают такие частные его составляющие как эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стресс-резистентность, фрустрационная толерантность. С.В. Субботин [36] заключает, «что все эти наименования суть одного явления».
Индивидуальная устойчивость к стрессу – анализируется и как некоторое особое свойство личности, предопределяющее способность человека эффективно действовать в трудных (критических) ситуациях.
Итак, устойчивость человека к стрессу является одной из характеристик этого психического состояния и важным психологическим фактором обеспечения жизни и деятельности в трудных ситуациях. Исследование природы стрессоустойчивости, механизмов ее развития и проявления, зависимости от внешних условий и влияния на процессы преодоления стресса позволяет не только понять сущность этого феномена, но и обосновать пути и методы его оценки, формирования и поддержания.
Многие исследователи склонны считать стрессоустойчивость результатом тренировок, однако, не следует отрицать, что у каждого человека есть определенный набор личностных черт и физиологических особенностей, которые определяют его устойчивость к стрессу.
Ряд авторов свойство стрессоустойчивости связывают с характеристиками темперамента, которые оказывают определенное влияние в основном на реактивность и силу эмоциональных переживаний и проявлений, а не на их содержание. Другие исследователи считают устойчивость к стрессу проявлением волевых характеристик личности и определяют ее как способность управлять возникающими эмоциями при выполнении деятельности. В исследованиях М.И. Дьяченко [16] и его коллеги и К. Изарда [18] обосновывается положение о том, что стрессоустойчивость в значительной мере детерминируется динамическими (интенсивность, гибкость, лабильность) и содержательными (виды эмоций и чувств, их уровень) характеристиками эмоционального процесса. Важный фактор – содержание и уровень эмоций, чувств, переживаний в экстремальной обстановке.
По мнению авторов, собственно эмоциональными детерминантами стрессоустойчивого поведения являются эмоциональная оценка ситуации, эмоциональное предвосхищение хода и результатов деятельности, испытываемые в данной ситуации эмоции и чувства, эмоциональный опыт личности (установки, образы, прошлые переживания).
Свойство стрессоустойчивости на всех уровнях его регуляции и проявления означает стабильность функций организма и психики при воздействии стресс-факторов, их резистентность (сопротивляемость) и толерантность (выносливость) к экстремальным воздействиям, функциональную приспособляемость (адаптированность) человека к жизни и деятельности в конкретных экстремальных условиях, и наконец, способность компенсировать чрезмерные функциональные сдвиги (нарушения) при воздействии стрессоров.
Не менее важен и другой аспект данной проблемы, связанный с изучением собственно стрессоустойчивости человека, то есть его возможностей сохранять в стрессогенной обстановке не только целостность организма и личности, но и требуемый уровень качества решаемых задач [20].
Уровень стрессоустойчивости личности не представляет собой чего-то неизменного. Под воздействием различных факторов он может, как повышаться, так и понижаться.
Реализация тех или иных стратегий преодоления стресса зависит также от таких характеристик, как уровень тревожности, эмоциональной лабильности, импульсивности, ригидности, мотивации достижения-избегания и других.
Наличие ресурсов устойчивости должно уменьшать стресс, так как они облегчают контроль потенциально стрессовых ситуаций. К таким ресурсам относятся знания, умение, финансовая обеспеченность, социальная поддержка, признание, уважение и любовь других.
В качестве факторов, способствующих восприимчивости к стрессу исследователи называют также такие индивидуальные черты характера, как авторитарность, жесткость, неуравновешенность, эмоциональность, возбудимость, психологическая устойчивость и потребность в достижениях.
От того, как человек (независимо от возраста) справляется со стрессом на уровне критических, экстремальных и повседневных проблемных ситуаций, зависит физическое и социальное благополучие, здоровье, успешность его самореализации (Р. Лазарус, С. Фолькман, Э. Эриксон, Л.И. Анцыферова, В.М. Ялтонский, М. Тышкова, А.В. Либин.К. Муздыбаев, Е.Ю. Коржова, М.А. Грановская и др.) [9].
Расширение и уточнение содержания понятия стрессоустойчивости обусловлено развитием современных представлений о стрессе, которые базируются на многообразии теорий и моделей стресса. В тоже время способность противостоять трудностям, как отмечают многие авторы (Г. Томэ, Г. Аммон, С.Р. Мадди, М. Эйнсворт, В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский, Л.И. Анцыферова, Н.И. Наенко, Н.В. Конончук и др.) [9] формируется в процессе жизнедеятельности и теснейшим образом связана, как пишет Л.М. Митина [26]: «...с отражением собственных возможностей человека, опытом разрешения аналогичных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий в сложной ситуации», что подтверждает актуальность изучения онтогенетических аспектов стрессоустойчивости.
Особую актуальность проблема развития стрессоустойчивости приобретает в связи с социальной, экономической, политической и практической значимостью обеспечения должного уровня стрессоустойчивости в общественно необходимых видах деятельности.
Стрессоустойчивость выступает одним из качеств человека, ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми и является важной составляющей личностного компонента психологической подготовленности личности к выполнению профессиональной деятельности.
Таким образом, следует отметить, что понятие «стрессоустойчивость» определяется как:
- невосприимчивость к эмоциогенным факторам, с одной стороны, а с другой – как способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции;
- способность человека переносить большие физические и умственные нагрузки, успешно решать задачи в экстремальных ситуациях, сохранять здоровье в среде с плохой экологией, и зависящее от функциональной организации головного мозга, которая определяется как его природными свойствами, так и влиянием на него средовых факторов;
- интегральное свойство личности, которое характеризуется таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной обстановке;
- «эмоциональная устойчивость» [27].
Резюмируя, необходимо отметить следующее. Стресс – неспецифическая ответная реакция организма на различного рода раздражители, помогающая ему приспособиться к изменяющимся условиям. Характер протекания стрессовой реакции зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются личностные особенности и физиологические параметры организма человека.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.).
2. Аббабаков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб. : Речь, 2014. – 166 с.
3. Абрамов Ю.Б. Особенности эмоционального стресса у крыс в сигнальной и бессигнальной ситуациях // Стресс и его патологические механизмы. – Кишинев : Штиинца, 2013. – С. 46–47.
4. Андриенко Н.К. Специфика трудовой мотивации в профессионально-педагогической деятельности // Образование в России : история, опыт, проблемы, перспективы. – 2019. – № 2 (11). – С. 5–11.
5. Апчел В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб. : Воен.-мед. академия, 2019. – 85 с.
6. Багадаева О.Ю. Критерии стрессоустойчивости педагога с позиции деятельностного подхода // Педагогический имидж. – 2017. – № 4 (37). – С. 129–141.
7. Бахчиева О.А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения // Внешкольник. – 2010. – № 1. – С. 27–31.
8. Бодров В.А. Психологический стресс : развитие и преодоление. – М. : Per Se, 2016. – 523 с.
9. Бохан Т.Г. Системные детерминанты стрессоустойчивости в возрастном и этнопсихологическом контексте // Сибирский психологический журнал. – 2017. – №25. – С. 180–185.
10. Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы : Секреты болезни цивилизации. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2013. – 352 с.
11. Буданова Г.П. Дополнительное образование детей : путь к себе. – М. : Чистые пруды, 2010. – 30 с.
12. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование в современной школе. – М. : Сентябрь, 2015. – 189 с.
13. Григорьева А.А. Дополнительное образование как развивающая образовательная среда // Молодые ученые – московскому образованию : материалы VII городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения / ред. В.В. Рубцов, Ю.М. Забродин, А.А. Марголис и др. – М. : МГППУ, 2018. – С. 386–389.
14. Давыдова Г.И. Технологии рефлексивного управления как профилактика эмоционального выгорания специалиста // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 4. – С. 382–385.
15. Дополнительное образование в школе / сост. Т.Е. Заводова. – Минск : Красико-Принт, 2015. – 173 с.
16. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях : психологический аспект. – Минск : Университетское, 2015. – 208 с.
17. Евменова Т.И. Развитие мотивации к педагогической деятельности у обучающихся в вузе : монограф. – СПб. : С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т, 2013. – 175 с.
18. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2018. – 464 с.
19. Колодина Л.В. Особенности взаимосвязи мотивации педагогической деятельности и психологической компетентности // Россия и славянский мир в контексте многополярности : материалы VII Международной научной конференции, г. Славянск-на-Кубани, 6-8 августа 2010 г. : в 4 ч. – Славянск-на-Кубани : СГПИ, 2010. – Ч. 4. – Разд. 5-6. – C. 53–56.
20. Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии / ред. А.А. Крылова. – СПб., 2015. – Вып. 1. – Ч. 1. – С. 123–132.
21. Лазарус Р.С. Эмоция как процесс защиты // Психология эмоций : хрестоматия / В. Вилюнас. – СПб. : Питер, 2014. – С. 210–223.
22. Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов. – М. : Изд-во Московского университета, 2013. – 121 с.
23. Майсак Н.В. Взаимосвязь психологического благополучия и стрессоустойчивости личности педагогов // Человеческий фактор : проблемы психологии и эргономики. – 2017. – № 3 (83). – С. 62–67.
24. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. – М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2015. – 285 с.
25. Митин Г.В. Состояние «психического выгорания», профессиональная деятельность и здоровье педагогов // Психология психических состояний / ред. А.О. Прохоров, Г.Ш. Габдреева, М.Г. Юсупов. – Казань : Отечество, 2013. – Ч. 2. – С. 196–199.
26. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – 2-е изд., стереотип. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2013. – 400 с.
27. Мочаев С.А. Стрессоустойчивость личности : как ее обрести // Народное образование. – 2011. – № 8. – С. 261–265.
28. Новикова О.И. Особенности мотивации деятельности педагогических работников // Молодой ученый. – 2019. – № 17 (255). – С. 228–229.
29. Психологические корреляты профессиональной стрессоустойчивости педагогов / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, С.А. Парфенов, Н.Л. Бояр, О.А. Титова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 3 (157). – С. 356–361.
30. Реан А.А. Психология и педагогика. – СПб. : Питер, 2017. – 432 с.
31. Селье Г. Стресс без дистресса. – М. : Прогресс, 2012. – 124 с.
32. Сизых М.А. Сравнительный анализ стрессоустойчивости педагогов общего и высшего образования // Молодежная наука : тенденции развития. – 2017. – № 2. – С. 30–38.
33. Соловьева Е.В. Психологическое сопровождение педагогов в формировании стрессоустойчивости // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 221–223.
34. Стебловская Л.С. Мотивация педагогической деятельности как один из факторов профессионального развития педагогов / Л.С. Стебловская. – 2019. – № 5. – С. 38–44.
35. Степанова Л.Н. Специфика профессиональной мотивации специалистов с разным стажем педагогической деятельности // Вопросы педагогики. – 2019. – № 10–2. – С. 205–208.
36. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя : дис. ... канд. психол. наук. – Пермь, 2012. – 152 с.
37. Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М. : Педагогика, 2015. – 208 с.
38. Тарасов Е.А. Как победить стресс. – М. : Айрис Пресс, 2012. – 352 с.
39. Токарева А.А. Мотивация деятельности педагогических работников : теоретические и практические аспекты // Наука и практика. – 2020. – Т. 12. – № 3 (39). – С. 40–55.
40. Токторбаева Н.Т. Формирование стрессоустойчивости в деятельности педагога // Universum : психология и образование. – 2019. – № 12 (66). – С. 24–27.
41. Уколова М.А. Место стресса в адаптационной деятельности организма // Стресс и его патогенетические механизмы. – Кишинев : Штиинца, 2013. – С. 39–11.
42. Фадеева А.П. Развитие творческих способностей детей и подростков в образовательной среде учреждений дополнительного образования // Среднее профессиональное образование / гл. ред. А.А. Скамницкий. – 2010. – № 7. – С. 42–44.
43. Фаузер В.В. Профессиональное и дополнительное образование : историко-социологический анализ. – Сыктывкар : Изд-во КГПИ, 2016. – 121 с.
44. Филиппова Е.А. Становление креативной личности подростков в культурно-образовательном пространстве школы искусств // Методист. – 2019. – № 8. – С. 31–34.
45. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Психология состояний : хрестоматия / ред. А.О. Прохоров. – М. : Пер Сэ ; СПб. : Речь, 2014. – С. 449–457.
46. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2014. – 158 с.
47. Харитонов Е.А. Рейтинговая мотивация научно-педагогической деятельности // Методические вопросы оценки реализации проекта 5-100 по рейтингам университетов / ред. Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьев. – М. : Центр социологических исследований МОН РФ, 2014. – С. 207–211.
48. Шаповалова Л.М. Стрессоустойчивость как основная черта педагога современной школы // Известия Чеченского государственного университета. – 2017. – № 3 (7). – С. 90–94.
49. Шахматова О.Н. Стрессоустойчивость в профессиональной деятельности педагога // Психология психических состояний: актуальные теоретические и прикладные проблемы / ред. А.О. Прохоров, Г.Ш. Габдреева, М.Г. Юсупов. – Казань : Отечество, 2013. – Ч. 1. – С. 255–260.
50. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб. : Питер, 2016. – 255 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней